Оглавление 2
Введение. 3
I. Спектр академической мысли в исследованиях международных норм. 9
§1. Позитивистские трактовки нормативного измерения международных отношений. 9
§2. Конструктивистский поворот в изучении международных норм и связанная с ним исследовательская повестка дня. 14
II. Конструктивистские модели "жизненного цикла" норм. 21
§1. Особенности универсалистской "традиции Фукуямы". 21
§2. Характерные черты эссенциалистского направления исследования международных норм. 27
§3. Адаптивно-синтетические модели нормативного взаимодействия агентов системы МО 33
III. Специфические черты этапов нормативного диалога России и Европейского союза 42
§1. Период "нормативного энтузиазма" в российско-европейском взаимодействии 1991-1999 гг. 42
§2. Этап локализации и отторжения западных норм в российском дискурсе 1999-2007 г. 53
§3. Нормативный диалог России и Европы с 2007 г. по настоящее время. 65
§4. Границы применения модели "жизненного цикла" норм А. Ачарии и ее модернизация на материале нормативного диалога России и ЕС. 77
Заключение. 87
Список источников и литературы 92
Источники 92
Литература 97
Исследования международных норм – это бурно развивающаяся в последние десятилетия часть конструктивистского течения в теории международных отношений (ниже - ТМО). Вместе с тем, представители различных направлений внутри этой области сталкиваются с проблемами как несовершенства концептуально-методологического аппарата, так и с трудностями при соотнесении своих моделей с реалиями международной среды. Нормативный диалог постсоветской России и Европейского союза, понимаемый как совокупность фаз диффузии, адаптации, интернализации и эрозии норм Старого Света в отечественном дискурсе, демонстрирует яркий пример комплексного взаимодействия партикулярных и претендующих на универсальность стандартов. Более того, его изучение способно вскрыть целый ряд несовершенств существующих в конструктивизме теоретических подходов, выявляя существенные различия между зачастую несовместимыми академическими моделями исследователей международных норм.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что нормативная универсализация, которую несет с собой процесс глобализации, сталкивается с противодействием локальных ценностных ландшафтов, подчеркивающих собственную партикулярность и особость. В свою очередь, самоидентификация и вытекающий из нее внешнеполитический курс практически всех государств на мировой арене напрямую зависит от соотнесения с западным универсализмом либо в форме его принятия/попыток разрыва с ним, либо – промежуточных форм адаптации. В результате, в разных частях планеты наблюдается образование и развитие комплексной и гибридной нормативной среды, что проявилось и в случае самоопределения России по отношению к Европе.
Объектом магистерской диссертации выступает взаимодействие в нормативном измерении между Россией и Европейским союзом на историческом промежутке после краха Советского союза до наших дней (1991 - 2017).
Ее предметом – конкретные особенности самоопределения России по отношению нормативному универсализму Европы, которые, посредством коллективного восприятия данных идей, принимают форму интерсубъективных представлений об идентичности России в отечественном публичном дискурсе и международной академической среде.
Целью работы является выявление системообразующих механизмов, которые оказывают первичное влияние на самоопределение России как локальной нормативной инстанции по отношению к европейскому универсализму с помощью современных конструктивистских моделей "жизненного цикла".
Для выполнения указанной цели необходимо решить ряд задач: кратко очертить горизонт позитивистских трактовок феномена международной нормы; определить значимость постпозитивистской революции в исследованиях норм, перспективы и недостатки конструктивистских моделей в этой сфере; обозначить наиболее характерные особенности универсалистской традиции изучения международных норм, затем – пришедшего ему на смену эссенциалистского течения и наконец – адаптивно-синтетического направления; рассмотреть нормативный диалог России и Европейского союза через 3 упомянутых типа моделей на отрезках 1991 – 1999, 1999 – 2007, 2007 – наше время, где бомбардировки Косово рубежа веков и Мюнхенская речь В. Путина служат условным водоразделом; на базе рассмотренного материала дополнить и модернизировать наиболее комплексные модели "жизненного цикла" норм.
Эмпирическая база исследования состоит из совокупности источников, которая может быть разделена на 3 группы. Во-первых, это выступления или публикации первых лиц российского государства (президента и министра иностранных дел), где затронута проблема соотнесения России с европейским или западным универсализмом (Послание Б. Ельцина Федеральному Собранию 1994 г.1, 1995 г.2, выступление В. Путина в бундестаге ФРГ 2001 г.3, программная статья главы МИДа С. Лаврова "Другая Россия…"4 и др.). Вторую группу составляют ключевые системообразующие документы РФ и ЕС, которые содержат их нормативную позицию по отношению друг к другу и миру: концепции внешней политики России от 19935, 20006, 20087, 20138, 20169, "Общая стратегия Европейского союза от 1999 г. по отношению к России"10, "Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)"11 и др. В-третьих, это двусторонние договоры России или с ЕС, или с отдельными странами-членами блока, но заключенные под эгидой Евросоюза: "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве" 199712, "дорожные карты" четырех общих пространств от 2005 г.13, договор о "Партнерстве ради модернизации"14, "Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза"15 2006 г. и др. Несмотря на то, что, на первый взгляд, часть из данных соглашений носит технократический характер, все они содержат в себе важные пункты, касающиеся нормативного измерения взаимодействия сторон.
Степень научной проработанности данной тематики существенно разнится с одной стороны за рубежом, где исследования норм можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся направлений ТМО и с другой - в России. Задействованную при написании диссертации литературу можно разделить на 5 групп. Во-первых, невозможно проигнорировать работы классиков дисциплины как позитивистского (М. Дойл16, Р. Аксельрод17, Х. Булл18, С. Краснер19, Р. Кохейн20), так и постпозитивистского направления (А. Вендт21, П. Катценштайн22, Н. Онуф23, И. Маннерс24), которые в своих исследованиях в той или иной мере уделяли внимание нормативному измерению и во многом предопределили современное понимание этого феномена. Во-вторых, это теоретики конструктивизма универсалистского направления "жизненного цикла", которые видели в отправителе/субъекте решающую инстанцию для успеха трансфера нормы (М. Финнемор25, К. Сиккинк26, Р. Прайс27, М. Питерсон28 и др.). Третью группу литературы составляют исследователи эссенциалистского направления, акцентирующие критическую важность реципиента в нормативном диалоге и плюральность культурных и ценностных ландшафтов в мире: Д. Чендлер29, О. Ричмонд30, Г. Нотчева31, С. Хо32 и др. В-четвертых, это сторонники адаптивно-синтетического подхода, также помещающие решающий центр трансфера нормы в инстанцию принимающей стороны, однако стремящиеся в своих моделях объединить достижения двух предыдущих традиций (А. Ачария33, С. Мерри34, Дж. Чекел35, Ф. Шиммельфениг36 и др.). Заключительная пятая группа составлена из трудов тех отечественных и зарубежных теоретиков, которые фокусировались именно на осмыслении нормативного диалога России и Европейского союза (Е. Павлова37, Т. Романова38, В. Морозов39, Т. Хопф40 Р. Cаква41, Х. Хауккала42 и др.). При упоминании данной группы необходимо заметить следующее методологическое обстоятельство: для написания диссертации было изучено около 60 только научных статей, которые составляют ключевой корпус мировых академических исследований нормативной интеракции РФ и ЕС периода 1991 – наше время. В конечном тексте нашей работы упомянута лишь некоторая часть наиболее цитируемых и значимых трудов, которые не исчерпывают проблематику полностью.
Методологическая база исследования основывается на сравнительном методе, который применен во второй главе диссертации для сопоставления трех традиций "жизненного цикла" норм. В третьей эмпирической главе задействован дискурс-анализ, опирающийся на концепцию бинарных оппозиций Ж. Деррида43. Подобный метод обладает особой плодотворностью для данного исследования на фоне того, что дихотомия "универсальное-партикулярное" является классической бинарной оппозицией. В свою очередь, именно подобная пара выступает центральным критерием классификации моделей "жизненного цикла" и важнейшей содержательной чертой рассматриваемых источников. Дискурс-анализ позволяет определить оппозиции такого типа, выявить "угнетаемый полюс" и на этом основании сделать вывод об идеологических и концептуальных основах подхода автора или дискурсивного актора.
Структура диссертации выглядит следующим образом. В начальном параграфе первой главы очерчен круг теоретиков-позитивистов, которые в своих трудах с той или иной позиции затрагивали проблемы нормативного измерения в ТМО. Второй параграф повествует о постпозитивистской революции и ее роли для изучения феномена международной нормы. Следующая глава разделена на три части, где последовательно рассмотрены модели теоретиков "жизненного цикла": универсалистского, эссенциалистского и адаптивно-синтетического направлений, условно обозначенных традициями "Фукуямы, Хантингтона и Робертсона", их ключевые особенности и недостатки. В третьей главе в фокусе исследования находится нормативный диалог между Россией и Европейским союзом, причем весь временной континуум разбит на три периода. Первый параграф содержит описание исторического этапа 1990-х гг., второй – с 1999 г. до Мюнхенской речи В. Путина 2007 г., а третий – с 2007 г. по наше время. Наконец, заключительный параграф посвящен перспективам применения наиболее комплексных моделей "жизненного цикла" к рассмотренному эмпирическому материалу и возможным путям модернизации данных концепций через ее дополнение понятиями "интернализации", "интроекции" и "аномии".
Итак, в ходе данной работы была рассмотрена роль нормативного измерения в позитивистских моделях, ключевые особенности универсалистского, эссенциалистского и адаптивно-синтетического направления "жизненного цикла" норм. Затем эта теоретическая рамка в целом, и в частности, модель локализации А. Ачарии, была применена к материалу ценностного взаимодействия постсоветской России и ЕС, где мы выделили три этапа: 1991 – 1999, 1999 – 2007, 2007 – наше время. Более того, принимая во внимание некоторые эпистемологические недостатки модели локализации, мы модифицировали ее с помощью инструментария из социологии, психоанализа и социальной психологии. По итогам написания диссертации, удалось получить ряд выводов, которые могут быть разделены на теоретико-концептуальные и эмпирические. Начнем с первой группы.
1. Теоретико-концептуальные выводы.
Во-первых, позитивистские теоретические модели, которые учитывали важность нормативного измерения, внесли определенный вклад в изучение данной проблематики в ТМО. Так часть исследователей сосредоточила фокус своего внимания на норме как на детерминанте поведения внешней политики государства, которая коренным образом разнится у демократических и авторитарных режимов. Кроме того, международная норма активно изучалась как элемент транснациональных институтов, прежде всего – экономических, что также способствовало привлечению внимания к проблеме места нормативности в МО. Наконец, в ходе изучения мирового общества и международного общества государств было достигнуто понимание того, что данные структуры состоят именно из норм, что обуславливает необходимость их отдельного анализа. Однако подлинный прорыв в исследовании международных норм оказался осуществлен после постпозитивистской революции в ТМО, когда была подчеркнута роль интерсубъективности при функционировании данных стандартов и значимость инстанции реципиента. Постпозитивисты включили нормы в бихевиоральную каузальность акторов, после чего первые перестали рассматриваться как экзогенные к процессу принятию решения и, что главное – к формированию интересов. Конструктивисты показали, каким образом международные правила поддерживают мировой порядок и составляют культуры МО, а также продемонстрировали возможности субъекта влиять на формирование категорий "нормального" у других акторов.
Во-вторых, все три направления "жизненного цикла" норм взаимосвязаны, обладают своими достоинствами и недостатками, а также не потеряли своей актуальности и поныне. "Традиция Фукуямы" отличается тем, что помещает критическую роль для успеха трансфера нормы в инстанцию отправителя. Представители этого течения акцентируют свое внимание на важности распространителей (антрепренеров) и механизмов диффузии норм. В случае провала трансфера это объясняется или временным сопротивлением авторитарных режимов либеральным ценностям, или инструментально-техническими недостатками поведения отправителя при распространении универсальных стандартов. "Традиция Фукуямы" на рубеже веков столкнулась с сокрушительной критикой по поводу телеологичности своих моделей, их односторонности, идеологичности и элементарного несоответствия реальности, когда в 2000-х западные нормы начали отторгаться по всему миру. "Традиция Хантингтона" подчеркивала плюральность культурных путей развития человечества, непреодолимую разницу исторического опыта разных стран. Она, в свою очередь, также оказалась отвергнута значительной частью академического мира, так как ее представители зачастую эксплуатировали эссенциалистский аргумент. Однако эссенциализм - как посылка о детерминации интеракции экзогенным к взаимодействию элементом - признан методологически несостоятельным в конструктивистской онтологии. Более того, теоретические построения второй волны даже нельзя назвать моделями в полном смысле этого слова, ведь они трактовали исключительно кейсы отторжения универсалистских норм, не предлагая множественные сценарии их трансфера. Наконец, "традиция Робертсона" стремилась совместить в себе достоинства обоих предыдущих направлений. Успех трансфера нормы предопределяется здесь в инстанции реципиента, детально исследуется ее роль, но не в процессе отторжения, а заимствования западных норм, успешного по своему исходу или нет. В локальных средах универсалистские правила адаптируются под местные ценностные ландшафты, и происходит нормативная гибридизация. Как было отмечено выше, наилучшим образом этот феномен был описан моделью локализации А. Ачарии. Примечательно, что несмотря на критику первых двух традиций "жизненного цикла", концептуальные подходы всех трех направлений активно задействуются конструктивистами и поныне.
В-третьих, наиболее комплексной моделью "жизненного цикла" норм в конструктивизме, как было упомянуто выше, оказалась локализация А. Ачарии. Однако ее применение на кейсе нормативного диалога России и ЕС показало некоторые существенные недостатки, которые присутствуют даже у нее. Так четыре маршрута локализации описывают условия трансфера нормы, степень гибридизации местной ценностной среды, весьма контурно - роль локальных акторов, но не глубину принятия заимствованных стандартов реципиентом. Неразработанной остается и концепция иерархии норм, несмотря на ее центральное место во всей теоретической конструкции Ачарии. Принимая это во внимание, мы дополнили модель локализации понятиями интернализации и интроекции. Если в первом случае наблюдается полноценное принятие норм и их восприятие как должного, то во втором они заимствуются во внутреннюю структуру идентичности в неотрефлексированном виде и впоследствии могут отторгаться. Аномия как период относительной безнормности в обществе или, по меньшей мере, крайней неустойчивости интерсубъективных правил способствует тому, что маршруты локализации реализуются по сценарию интроекции, а не интернализации.
В-четвертых, все три традиции, к сожалению, описывали лишь процесс трансфера норм Запада в разные части земного шара. На текущий момент развития конструктивизма существует ощутимая потребность в изучении обратного влияния локальных инстанций на универсалистскую метрополию и, более того, в исследовании нормативной интеракции. В случае создания моделей исключительно реверсивного ценностного воздействия Востока и Юга на Запад без органичного включения достижений трех рассмотренных традиций, мы вновь получим односторонние теории – лишь направленные в другую сторону. Сейчас мы становимся свидетелями первых робких попыток создания подобных моделей разной степени методологической состоятельности. Представляется, что постколониальные исследования обладают большим потенциалом в данной области, однако даже здесь отсутствуют примеры удачной концептуализации полномасштабной нормативной интеракции.
2. Эмпирические выводы.
Прежде всего, применив модель "жизненного цикла" Ачарии к нормативному диалогу постсоветской России и ЕС, мы становимся свидетелями реализации одного из маршрутов локализации, а именно, прелокализации. После относительно удачного принятия части либерально-демократических стандартов 1990-х, инвариант иерархии норм того времени пришел в столкновение с европейским универсализмом, что обусловило попятный процесс. Более того, так как после распада СССР российское общество пребывало в состоянии аномии, нормативный ландшафт не перешел к следующим стадиям локализации или принятию западных стандартов. Неотрефлексированный характер заимствования привел не к интернализации, а интроекции большинства из тех норм, что были усвоены ранее. Сегодняшний консервативный поворот - это следствие реагирования нормативного ядра на либерально-демократические правила как интроектированные, то есть искусственные и чужеродные существующей иерархии.
Во-вторых, начальный период нормативного диалога России и ЕС 1991 – 1999 характеризовался доминированием "традиции Фукуямы" в дискурсе официальных документов и академическом сообществе; 1999 – 2007 – "традиции Робертсона"; 2007 – наше время – сочетанием "традиций Хантингтона и Робертсона" с преобладанием первой. Во-многом это объясняется тем, что каждая из них лучше подходила под тот или иной исторический материал, важен и уровень популярности моделей внутри академического мира в конкретный момент. Было наглядно продемонстрировано, что все три модуса соотнесения универсального и партикулярного присутствовали как среди конструктивистского сообщества, так и в публичном внешнеполитическом дискурсе в любой из периодов, ключевой пункт состоит в степени преобладания одной традиции над другой.
В-третьих, теми точками, после которых перелом тренда разных режимов интеракции стал очевидным, можно считать бомбардировки Косова западными союзниками 1999 г. и Мюнхенскую речь В. Путина на конференции по международной безопасности в 2007 г. Первое событие выступает как момент поворота от принятия либерального универсализма к смешанному гибридному отношению, а второе знаменательно в качестве пункта окончательной артикуляции концепции многополярного мира - наиболее показательной формы манифестации партикулярности. Напомним, что данные вехи условны, равно как и выделяемые периоды интеракции сторон. Нормативный диалог – это всегда процесс, характеризуемый взаимными перетеканиями одного модуса отношений в другой. Так, концепция многополярности фигурирует в основополагающих внешнеполитических документах с начала 2000-х, однако для нас в методологических целях важно отметить переломы трендов идентификации России в окружающем мире.
В-четвертых, исходная бинарная оппозиция "Россия – (не)Европа" в исследовательских моделях и дискурсе официальных документов, в зависимости от каждого конкретного случая предстает в виде той или иной антитезной конструкции, один полюс которой позиционирован как изначально "ущербный". Разумеется, при выстраивании универсалистских моделей бинарные оппозиции по-разному используются теоретиком-конструктивистом и спичрайтером, не говоря об отличиях между универсалистами и эссенциалистами в целом. Однако даже сторонники адаптивного направления с их акцентированием гибридности и промежуточности не преодолевают, но лишь эксплуатируют данную схему в другом разрезе. Сам факт наличия оппозиций в нормативном диалоге не является чем-то уникальным. В конце концов, Запад и Восток, универсальное и партикулярное изначально представляют собой не что иное как классические бинарные оппозиции. Вполне вероятно, что они могут являться неотъемлемой частью логоса Модерна вообще, от которого человек XXI в. несвободен по определению. Более того, выделяя в диссертации две противостоящие традиции "жизненного цикла" и синтетическую третью мы также обнаруживаем себя под влиянием мышления подобного рода. Тем не менее, подвергнув дискурс-анализу бинарные оппозиции, мы оказываемся в состоянии проанализировать и понять некоторые их эффекты на индивидуальное и массовое сознание. Это обладает принципиальной важностью не только для исследователей нормативного диалога России и ЕС, но и для сферы практики МО, ведь политики сами испытывают воздействие данных антитезных конструкций, а затем активно транслируют их обратно в публичный дискурс.
Едва ли возможно найти на земном шаре точку, которая не испытала бы на себе нормативное влияние Европейского Модерна. Латинская Америка, Африка, Азия – всюду локальные акторы встречаются с проблемой ценностного самоопределения по отношению к Старому Свету, провозгласившему свои мировоззренческие и поведенческие стандарты универсальными. Для России как географического соседа Европы, будучи тесно с ней связанного культурно и исторически, вопрос нормативного диалога всегда был, есть и будет в высшей степени актуальным. Не вызывает никаких сомнений, что текущий консервативный поворот, сопровождаемый декларациями об отказе от европейского пути развития России, представляет собой одну из диалектических стадий сложного процесса гибридизации отечественного ценностного ландшафта. Как и везде в мире, универсалистские нормы сталкиваются с партикулярными, и это приводит как к давно известным сценариям нормативной интеракции, так и к чрезвычайно любопытным новым ее формам. По всей видимости, дебаты о принадлежности России к Европе в обозримой исторической перспективе будут далеки от своего завершения. Задача же академического исследователя в подобных обстоятельствах – последовательно совершенствовать своей теоретический инструментарий и предлагать перспективные концептуальные подходы для наиболее комплексного осмысления действительности.
Источники
Выступления и публикации президентов и министров иностранных дел РФ
1. Ельцин, Б. Н. Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ от 1994 г.: «Об Укреплении Российского Государства» / Ельцин, Б. Н. URL: http://www.intelros.ru/2007/02/04/poslanija_prezidenta_rossii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_1994_god.html (дата обращения: 17. 02. 2018).
2. Ельцин, Б. Н. Послание Президента России Бориса Ельцина Федеральному Собранию РФ от 1995 г.: «О Действенности Государственной Власти В России» / Ельцин, Б. Н. URL: http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/psl_prezident_rf_old/72-poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federalnomu_sobraniju_rf_o_dejjstvennosti_gosudarstvennojj_vlasti_v_rossii_1995_god.html (дата обращения: 17. 02. 2018).
3. Ельцин, Б. Н. Послание Президента Российской Федерации от 1996 г.: "Россия, за которую мы в ответе (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" / Ельцин, Б. Н. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36349/page/1 (дата обращения: 17. 02. 2018).
4. Иванов, И. С. Выступление министра иностранных дел Российской Федерации И. С. Иванова на заседании Государственной Думы 27 марта 1999. Хроника внеочередного заседания Государственной Думы 27 марта 1999 года / Иванов, И. С. URL: http://api.duma.gov.ru/api/transcriptFull/1999-03-27 (дата обращения: 17. 02. 2018).
5. Лавров, С. В. Внешняя политика России и новое качество геополитической ситуации / С. В. Лавров// Между прошлым и будущим. Российская дипломатия в меняющемся мире / под ред. С. В. Лаврова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – С. 212-217.
6. Лавров, С. В. Другая Россия: вызов или новые возможности для партнерства / С. В. Лавров// Между прошлым и будущим. Российская дипломатия в меняющемся мире / под ред. С. В. Лаврова. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – С. 13-16.
7. Путин, В. В. Выступление в Бундестаге ФРГ 25 сентября 2001 года / Путин В. В. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21340 (дата обращения: 17. 02. 2018).
8. Путин, В. В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года / Путин В. В. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 17. 02. 2018).
9. Путин, В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года / Путин, В. В. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/23577 (дата обращения: 17. 02. 2018).
10. Путин, В. В. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года / Путин, В. В. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 17. 02. 2018).
11. Путин, В. В. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года / Путин, В. В. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 17. 02. 2018).
Системообразующие документы РФ и ЕС, отражающие нормативную позицию сторон по отношению друг к другу и миру
12. Концепция внешней политики Российской Федерации (1993 г.) / под ред. А. В. Торкунова. - М.: Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, 2002. – С. 19 – 50.
13. Концепция внешней политики Российской Федерации от 11.07.2000 // Независимая газета. – 2000. URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html (дата обращения: 17. 02. 2018).
14. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 года // Официальный сайт президента РФ. – 2008. URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 17. 02. 2018).
15. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. – 2013. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 17. 02. 2018).
...