Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПРЕДГОРНЫХ ОБЛАСТЯХ АЛТАЯ В СКИФСКОЕ ВРЕМЯ

Работа №134563

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

археология

Объем работы186
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………....….3
Глава 1. Экологическая и географическая особенности района………...... 7
Глава 2. Компоненты звериного стиля в курганных памятниках предгорий Алтая………………………………………………………………………….18
Глава 3. Анализ соотношения категорий фигур животных, эколого-географических особенностей района и ареалов распространения животных в дикой природе……………………………………………….....47
Выводы……………………………………………………………………….61
Список использованной литературы……………………………………….64
Приложение I ………………………………………………………………..66
Приложение II………………………………………………………………..160

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что хотя явление звериного стиля в круге скифских культур широко известно специалистам в области археологии и искусствоведения и давно изучается ими с точки зрения семантики, символики и распространения внутри ареала обитания кочевых племен, в этой работе впервые составлена сводная статистическая таблица соотношения элементов по географическому признаку для памятников пазырыкской культуры западных предгорий Алтая.
Объектом исследования являются предметы звериного стиля и изображения животных и отдельных элементов животных на артефактах, обнаруженных исследователями в процессе раскопок.
Задача автора состоит в попытке выявления закономерностей распространения элементов звериного стиля в зависимости от географического положения памятника и экологических условий обитания людей, оставивших его.
Задачи исследования:
а) Вычислить процентное соотношение отдельных категорий звериного стиля внутри каждого из рассматриваемых памятников и, затем, полученные в разрезе памятников соотношения сравнить между собой.
б) Проанализировать, являются ли различия между памятниками случайными, либо связаны с географическими особенностями местности и экологической ситуацией.
В результате исследования возможно удастся более полно реконструировать и понять быт и традиции древнего населения Алтая, их связи с соседями и взаимопроникновение культур.
Автор взяла для каждого памятника или группы близко расположенных памятников весь объем находок, выделив из него артефакты, выполненные в зверином стиле, либо имеющие на себе элементы звериного стиля, и произвела подсчет по следующей методике:
1) разобрать предметы с украшениями в зверином стиле по категориям внутри каждого памятника;
2) произвести подсчет элементов по критериям «Количество предметов» и «Количество фигур животных»;
3) выявить для каждой категории процентное соотношение относительно других категорий внутри каждого памятника;
4) сравнить данные по категориям между памятниками;
В некоторых случаях мною были использованы реконструкции, выполненные исследователями, поскольку для большей полноты картины было решено проводить анализ на основе реконструкции, а не только сохранившихся материалов. Например, если до нашего времени сохранилась лишь одна войлочная подвеска к седлу в виде рыбы, но конструкция седла предполагала четыре таких подвески, до для статистики нами использовалось число 4. Автор считает, что, хотя далеко не для всех предметов и даже не для всех памятников были сделаны реконструкции, такой метод допустим, поскольку процент дошедших до нашего времени вещей должен в большой степени соответствовать проценту изначально захороненных, и статистическая погрешность как внутри одного кургана, так и между памятниками, не должна быть большой. При наличии обломка псалии с изображением в зверином стиле, автором допускалось, что в древности у этой псалии была пара, поэтому в статистику при наличии одного обломка в категорию «Предмет» заносилось число 1, а в категорию «Фигуры» - число 2. Такое допущение в работе касалось только вещей, которые всегда используются парами.
Стилистический анализ изображений не являлся целью данной работы, для анализа данных использовалось только наличие или отсутствие компонента в рассматриваемом памятнике. При наличии компонента меня интересовало только количество предметов-носителей и количество непосредственно фигур, изображенных на предметах. Автор не брала во внимание место расположения компонента и его контекст — будь то украшение одежды погребенного, конская упряжь или часть сопроводительного инвентаря.
Категориями исследования являются наименования образов-животных, встречающихся в оформлении предметов из памятников.
Интерпретации изображениям животных приведены в соответствии с теми, которые были даны самими исследователями при публикации находок. В случаях, когда интерпретация отсутствовала, она давалась исходя из анализа изображения и поиска соответствия среди общих стилистических приемов, свойственных звериному стилю.
Первый критерий, взятый мною во внимание — количество предметов с изображениями или фрагментами изображения живых существ для каждого по отдельности. Таким образом, один предмет может попадать в несколько категорий, если на нем изображена многофигурная композиция с участием различных животных.
Предметом в данной работе называется:
1 — единичная находка;
2 — набор одинаковых по исполнению вещей, являющимися единым целым, например, ряд подвесок, серия украшений узды.
Второй критерий — количество изображенных фигур на предметах. Логично предположить, что многократно повторяющийся мотив повторялся именно потому, что имел особое значение для своих владельцев. Поэтому число фигурных изображений того или иного животного является маркером важности именно этого животного именно в данной культурной области.
Количество фигур может превышать количество предметов, когда на некоторых предметах изображено более одного животного одного и того вида.
Подсчет фигурных изображений животных велся либо по головам, либо по отдельным не связанным с другими животными элементами. Например, в случаях изображения животного с одной головой и двумя телами, в статистику заносилось число 1, а, например, ковши с ручкой в виде ноги коня принимались мною за «упоминание» животного, имеющего значение внутри общества, и также вносились в статистику как самостоятельная единица. Фигуры фантастических зверей не разбирались нами на отдельные элементы, поскольку не всегда возможно точно определить, к какому из реальных животных относится часть тела фантастического животного, поэтому для них введена отдельная категория, которая, однако, может пересекаться с другими категориями (то есть одно и то же изображение может входить в две категории), если основной образ животного, невзирая на добавленные фантастические элементы, можно определить четко.
Вычисление различий между памятниками проводилось не в абсолютных величинах полученных процентных соотношений, а только в виде сравнительного анализа, в противном случае данные были бы некорректны с логической точки зрения, поскольку в случае с редкими изображениями животных пришлось бы следовать утверждению, что 100% этого элемента сосредоточено в одном памятнике.
Научная новизна рассматриваемого в данной работе метода состоит в попытке объединить смежные области исследования для получения данных, и реконструировании значения и важности используемых образов в жизни, в быту и в культурных традициях кочевников, населявших разные регионы предгорья Алтая в древнее время.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проделанной мною исследовательской работы я доказала, что сделанное мною в начале предположение о том, что существует некоторая зависимость наполнения памятника компонентами звериного стиля от географической местности и ареала обитания животных, имеет право на существование и дальнейшее развитие, и различия между памятниками не случайны и продиктованы не только культурными особенностями и верованиями древних кочевников.
В зонах, характерных для обитания тех или иных животных, их процентное соотношение в сравнении с другими категориями выше, чем в зонах, где представленное животное распространено мало. Таким образом, изображения горных баранов и кошачьих хищников занимают больший процент среди изображений в памятнике, расположенном в гористой местности; фигурные изображения сайгаков преобладают в зонах со степью и лесостепью; места находок изображений лосей совпадают с областью распространения северных лесов, в которых встречаются сами лоси; образ волка распределен по памятникам примерно равномерно, что также соответствует ареалу обитания реального животного.
Многие животные, нехарактерные для областей предгорий Алтая, соответственно слабо представлены и в образцах звериного стиля из памятников этого региона — это можно сказать про образы быка, более характерного для переднеазиатской традиции; верблюда, обитающего в соседних пустынях и полупустынях: водоплавающих птиц и кабанов, селящихся вдоль крупных водоемов, отсутствующих на территории рассматриваемой области.
Однако же весьма важным оказалось и следование культурным традициям, характерным для всей скифской общности, что выражается в популярности изображений звериного стиля, представленных в памятниках, нехарактерных для мест обитания представленных животных в реальной жизни. Одним из таких культуроопределяющих образов в данной работе явился, например, гриф — эта редкая птица предпочитает селиться в южных областях рассматриваемого региона, однако занимает заметное положение в образцах звериного стиля из всех памятников, видимо, произведя сильное впечатление своим внушительным видом на древних кочевников и приобретя у них особое сакральное значение. То же можно сказать про оленя, чей образ наиболее ассоциируется с самим понятием «звериный стиль», и, конечно, фантастические звери, являвшиеся, по-видимому, частью мифологии, характерной для всех кочевников скифских культур.
Отсутствие в изученных образцах животных, характерных для данной области, но не представленных в искусстве так же следует считать следствием влияния культурной традиции. Среди животных, представленных в искусстве рассмотренных памятников, полностью отсутствуют, по-видимому, медведь, рысь и лисица, не найдено изображений ни одного вида грызунов, включая таких крупных, как бобры, хотя все они населяли рассмотренную местность.
В результате проведенного в своей дипломной работе исследования автор пришла к следующим выводам:
во-первых, категории образов скифского звериного стиля, представленные в артефактах из памятников предгорий Алтая в основном соответствуют общей для всех скифов традиции, следствием которой является всеобщее распространение наиболее важных образов, например, грифов, оленей и кошачьих хищников во всех или в большинстве памятников;
во-вторых, очевидно, что также значительное влияние на соотношение приведенных в моей работе образов между собой в разрезе каждого из памятников и между ними оказала реальная экологическая обстановка, в условиях которой были созданы рассмотренные в этой работе памятники.
Таким образом древние кочевники предгорий Алтая при создании предметов быта, украшений узды коня, одежды и других предметов изобразительного искусства, выполненных в зверином стиле, следовали не только общей для всего региона традиции. Они черпали свое вдохновение и в окружающей их переменчивой природе, и использовали для своего творчества и ремесла значительную долю своей фантазии, в результате чего появились образы крылатых коней, львиных грифонов и других фантастических существ.


1. Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата : Изд-во АН Каз. ССР, 1963. 320 с.
2. Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. Л. : Издательство Государственного Эрмитажа, 1950. 91 с.
3. Замоторин И. М. О возможности установления относительных датировок территориально удаленных сооружений методом анализа древесных стволов в условиях Горного Алтая // СА. 1963. № 2. С. 131 — 138.
4. Казахская ССР: Краткая энциклопедия в 4-х т. Т. 2. Природа и естественные ресурсы. Алма-Ата : Гл. ред. Казах. сов. энциклопедии, 1984. 608 с.
5. Краткая географическая энциклопедия в 5-и т. Т. 4. М. : Изд-во “Советская энциклопедия”, 1964. 448 с.
6. Кубарев В. Д. Курганы Уландрыка. Новосибирск : Наука, 1987. 150 с.
7. Кубарев В. Д. Курганы Юстыда. Новосибирск : Наука, 1991. 190 с.
8. Кубарев В. Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск : Наука, 1992. 220 с.
9. Марсадолов Л. С. Дендрохронология больших курганов Саяно-Алтая I тысячелетия до н. э. // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Выпуск 29. Л. : 1988. С. 65 — 81.
10. Марсадолов Л. С., Зайцева Г. И. Соотношение радиоуглеродных и археологических датировок для малых и средних курганов Саяно-Алтая I тыс. до н.э. // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Сборник научных статей. Барнаул, 1999. С. 108 — 115.
11. Молочников А. В. Климатический очерк Алтая //Большой Алтай. Сборник материалов по проблеме комплексного изучения и освоения природных ресурсов Алтайско-Иртышского района. Т. 3. М. - Л. : Изд-во Акад наук СССР, 1936. С. 25-52.
12. Полосьмак Н. В. Исследование пазырыкского кургана Кутургунтас // ВДИ. 1992. № 4. С. 50 — 63.
13. Полосьмак Н.В. Стерегущие золото грифы. Новосибирск : Наука, 1994. 125 с.
14. Руденко С. И. Второй Пазырыкский курган. Результаты работ экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР в 1947 г. Предварительное сообщение. Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948. 64 с.
15. Руденко С. И. Пятый Пазырыкский курган // КСИИМК. Вып. XXXVII. М.-Л. : 1951. С. 106 — 116.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ