Введение 3
1.Мировая финансовая система и БРИКС 13
1.1 Мировая финансовая система и её место в современном мире 13
1.2. НБР БРИКС в мировой финансовой системе 21
2. Текущие проекты 29
2.1. Текущее функционирование НБР БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов 29
2.2 Текущие проекты НБР БРИКС 38
3. Роль Финансовых Институтов БРИКС в Мировой финансовой системе 54
3.1. Перспективы развития НБР БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов 54
3.2 Перспективы становление НБР БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов, общемировыми финансовыми институтами 64
Заключение 72
Список литературы 77
Источники 77
Официальные документы 77
Проекты Нового Банка Развития БРИКС 78
Статистические данные 81
Новости 81
Литература 88
Приложение А 92
Созданный в 2009 году Бразилией, Индией, Китаем и Россией БРИК, позже при участии Южно-Африканской Республики трансформировавшийся в БРИКС, объединил развивающиеся страны с самым быстро растущим ВВП. БРИКС стал организацией нового типа, эти страны находились на разных континентах и имели отличные друг от друга экономические модели развития, однако все они хотели трансформировать мировую экономическую систему, которая со времён Холодной Войны была западноцентричной и не отражала текущее состояние мира, который из однополярного стал многополюсным. Однако все попытки развивающихся стран поменять ситуацию и актуализировать главные мировые финансовые институты путём передела квот и распределения части из них между развивающимися странами, такие как МВФ и Всемирный Банк ни к чему не привели. Поэтому странами БРИКС было решение создать свои финансовые институты. Это решение было принято в 2012 году. Уже в 2014 году в Форталезе была принята декларация о создании Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов. Которые начиная с 2015 года заработали.
Ещё до начала функционирования институтов, существовало большое количество скептиков, которые говорили о том, что финансовые институты БРИКС бессмысленные, и у них нет никаких шансов не только стать важными мировыми институтами, но и вообще заработать. Но вопреки их прогнозам уже в 2016 году Новый Банк Развития БРИКС одобрил первые проекты. К 2018 году количество проектов и сумма выданных займов увеличилась, были выпущены облигации в юанях, получен кредитный рейтинг и открыто первое региональное отделение Банка в ЮАР. Также и Пул Условных Резервов к 2018 году готовился провести первое тестирование своей работы. Кроме того, само создание таких финансовых институтов стало большим достижением БРИКС. Во-первых, их создание позволило формализовать БРИКС, так как Новый Банк Развития БРИКС имеет штаб-квартиру в Шанхае. То есть БРИКС из простого неформального объединения государств стал полноценной международной организацией. Кроме того, то, что страны БРИКС решили создать такие финансовые институты, это означает, что БРИКС это серьёзно и надолго, и сотрудничество этих стран будет лишь расти. Немногие организации могут позволить себе иметь собственный Банк или резервный фонд, которым и является Пул Условных Валютных Резервов.
Но создание этих институтов и начало их работы - всё это были лишь первые шаги. И Банк, и Пул должны на деле доказать, что они созданы для работы, а не только для статуса. А доказать это можно только своим успешным функционированием. Поэтому нужно понять, что за эти неполные 5 лет Новый Банк Развития БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов БРИКС смогли добиться, начали ли их проекты работать, какие у них планы развития и какие их ожидают перспективы в будущем. Однако главным вопросом является то, на какую роль в мировой валютно-финансовой системе Новый Банк Развития БРИКС и Пул Условных Валютных резервов смогут рассчитывать в будущем. Станут ли финансовые институты БРИКС доминирующими мировыми финансовыми институтами и смогут заменить МВФ и Всемирный Банк, или так и не смогут заработать, и останутся лишь в красивых заголовках СМИ о своём создании, или заработают, но станут одними из многих новых финансовых институтах, которые будут постепенно трансформировать мировую экономическую систему актуализируя её и помогая развивающимся странам развиваться, - это и будет исследовано в данной работе.
Данная тема является важной, так как в условиях нынешней конфронтации с западом, Россия потеряла возможность получать займы от Всемирного Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития, хотя это официально и не сказано, однако новые проекты не одобряются, поэтому создание и развитие своего собственного банка развития НБР БРИКС является достаточно необходимым для российских компаний, да и для России в целом. Тем более, работы по этой теме охватывают в основном период до 2018 года, тогда как во второй половине 2018 года, и что важней в первой половине 2019 года было принято несколько важных решений и банком было одобрено много займов. Кроме того, это первая работа в которой рассмотрены и проанализированы все одобренные проекты Нового Банка Развития на момент апреля 2019 года.
Актуальность работы можно обосновать несколькими причинами:
Во-первых, это изучение финансовых институтов БРИКС, организации нового типа, которая тем не менее может стать новым мировым лидером в будущем и трансформировать мировую экономическую систему, сделав её актуальной и соответствующей современной многополюсной системе.
Во-вторых, текущие мировые финансовые институты выдавая займы развивающимся странам требуют от них выполнения условий которые часто противоречат их же интересам. А новые финансовые институты БРИКС обещают осуществлять поддержку развивающихся стран, независимо от их поведения. Таким образом это не только сможет переменить ситуацию в целом в мире, но и дать понять всему миру, что БРИКС действительно является новой силой, и ему постепенно удаётся трансформировать мир.
В-третьих, весьма актуальным является вопрос, сможет ли всё это заработать или так и останется красивыми словами на бумаге. Как проекты будут выполняться, и как организация будет функционировать в будущем.
И наконец, в контексте перманентного ухудшения отношений Российской Федерации с западными странами, а особенно с Соединёнными Штатами Америки, важно понять, чего стоит ожидать от финансовых институтов БРИКС в ближайшие 5-10 лет, смогут ли они реально заработать и внести какие-нибудь изменения в мировую экономическую систему.
В рамках данного исследования будет рассмотрен период с 1943 года, когда начала формироваться Бреттон-Вудская экономическая система. Однако основной акцент будет сделан на период с 2014 года по 2019, так как именно в 2014 году были созданы финансовые институты БРИКС, и именно с того времени, как они начали функционировать можно начать анализировать результаты первых лет их деятельности и сравнивать их с другими международными финансовыми институтами.
Объектом исследования является мировая валютно-финансовая система. Предметом исследования роль Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов в мировой валютно-финансовой системеЦель данной работы: оценить перспективы Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов становления ключевыми финансовыми институтами мира. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Проанализировать современную мировую экономическую систему.
Изучить историю создания Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов
Определить структуру Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов м выявить их ключевые особенности
Найти, описать все текущие проекты Нового Банка Развития БРИКС, оценить эффективность их выполнения и изучить их перспективы
Проанализировать функционирование Пула условных Валютных Резервов
Рассмотреть стратегию развития НБР БРИКС и выявить возможные трудности в развитии финансовых институтов БРИКС
Сравнить финансовые институты БРИКС с другими международными финансовыми институтами
Рассмотреть перспективы становления Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов ключевыми финансовыми институтами мира.
Гипотеза исследования: Новый Банк Развития БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов действительно заработали, проекты начали выполняться, тестирование Пула состоялось, и теперь институты, в первую очередь Новый Банк Развития БРИКС смогут принять участие в трансформации мировой экономической системы. Но делать они это смогут не как новые доминирующие мировые финансовые институты, как МВФ или Всемирный Банк, так как стать институтами такого масштаба за короткий срок невозможно, а как одни из многих новых финансовых институтов которые были созданы в последнее время чтобы актуализировать современную мировую экономическую систему, не конкурируя с классическими мировыми финансовыми институтами, а дополняя их.
Эмпирическая база исследования включает в себя несколько видов документов:
Официальные документы
Выступления и заявления политических деятелей
Официальная и экономическая статистика
Декларации саммитов БРИКС
Материалы СМИ
Логика исследования: данное исследование включает в себя несколько этапов: это анализ текущей мировой экономической системы и попыток её изменения, изучения истории создания финансовых институтов БРИКС и того, как они функционируют, исследование текущих проектов Нового Банка БРИКС и то, как они выполняются, анализ эффективности функционирования финансовых институтов БРИКС на данном этапе, и наконец сравнение финансовых институтов БРИКС с другими мировыми финансовыми институтами, анализ их перспектив, а также определение их роли в мировой валютно-финансовой системе. Для понимания будущей роли финансовых институтов БРИКС в мировой валютно-финансовой системе будет использована парадигма неолиберализма, так как она позволит оценить перспективы развития финансовых институтов БРИКС, проанализировать возможность их сотрудничества с другими мировыми экономическими институтами и понять какую роль Новый Банк Развития БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов смогут занять в мировой экономической системе.
При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов:
Хронологический, для анализа этапов создания Нового Банка Развития БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов в исторической перспективе и эволюции одобрения проектов Нового Банка Развития БРИКС.
Метод изучения документов, который позволит понять, основные аспекты стратегии развития Нового Банка Развития БРИКС до 2021 года, а также изучить и проанализировать все одобренные проекты Нового Банка Развития БРИКС.
Сравнительный, для сравнения финансовых институтов БРИКС с другими мировыми финансовыми институтами, для того чтобы понять насколько финансовые институты БРИКС отличаются как от классических мировых финансовых институтов, так и от современных.
Метод "кейс стади" исследование выполнения текущих проектов Нового Банка БРИКС, а именно строительство Белопорожской ГЭС в Карелии и строительство солнечной электростанции в Шанхае, которое позволит понять, заработал ли Новый Банк Развития БРИКС, и проверить, насколько его проекты выполняются.
Метод построения прогностической модели, который позволит понять, что ждёт Новый Банк Развития и Пул Условных Валютных Резервов через 5-10лет.
Что касается научной литературы, используемой в работе, то среди русскоязычных источников, посвящённых объекту исследования, можно отметить работу Р.И. Хасбулатова, обобщающего все сведения о мировой валютно-финансовой системе, Е.С Пономаревой Е.С и Л.А. Кривенцовой анализирующих МВФ и Всемирный Банк и А.В. Шестопаловой, рассматривающей БРИКС в мировой валютно-финансовой системе. Среди зарубежной литературы, необходимо обратить внимание на работу Джинджи Ванга, который анализирует прошлое и будущее международной валютно-финансовой системы и Джона Тейлера, который пытается объяснить необходимости реформы международной финансовой системы.
Что касается литературы посвящённой непосредственно предмету исследования, то здесь из русскоязычной литературы можно выделить работу О.Н. Барабанова, изучающего модель БРИКС, как модель глобального регулирования, Б. А. Хейфеца, анализирующего перспективы дальнейшей институализации БРИКС, А. И Светличного, исследующего Новый Банк Развития БРИКС в контексте выполнения проектов устойчивого развития, Н. Г. Хмелёвской, рассматривающей Пул Условных Валютных Резервов в контексте достаточности международных золотовалютных резервов, М.Л. Горбуновой, Е.Ю. Ливановой, Н.К. Елизаровой, В.Н. Овчинникова анализирующих Пул Условных Валютных Резервов в системе режимов многостороннего управления мировыми финансами. Отдельно стоит отметить монографию Б.А Хейфеца, посвящённую планам развития БРИКС и сотрудничество России со странами БРИКС в области инвестиционного планирования. Также нужно выделить работу А.В. Шелепова, который провёл сравнение развития НБР БРИКС и Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций. Из зарубежной литературы можно выделить работу Ли. Хинга, посвящённую исследованию экономической составляющей БРИКС, Сама Геела, Милтона Лила, Ву Йукси и Адити Рой Гатака, где они исследует перспективы Нового Банка Развития БРИКС. Также Хонджуинг Ван сравнивал НБР и АБИИ и их перспективы в возможном соперничестве с мировыми банками развития.
Таким образом можно сказать, что проблема достаточно изучена как в отечественной литературе, так и в иностранной, однако большинство исследований кончается началом 2018 года, тогда как в 2018 и в начале 2019 года происходили некоторые важные события. Также это первая работа в отечественной научной литературе, где будут проанализированы все проекты Нового Банка Развития БРИКС, одобренные на момент апреля 2019 года. Кроме того здесь, будет сделана попытка не только рассмотреть проекты Нового Банка Развития БРИКС, но и оценить их выполнение на современном этапе, и понять перспективы успешного завершения в ближайшее время. Именно с учётом данных знаний и будет сделан вывод о возможной роли Нового Банка БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов в мировой валютно-финансовой системе в ближайшие годы.
Поставленные задачи обуславливают следующую структуру исследования. В первой главе рассматривается мировая финансовая система и её место в современном мире, а также будет проведён анализ всех саммитов БРИКС и исследование процесса создания Нового Банка БРИКС и Пула Условных Валютных Резервов. Во второй главе сначала будет рассмотрено функционирование финансовых институтов БРИКС, их структура, и то как они работают. Во втором параграфе второй главы, акцент будет сделан на анализ текущих проектов Нового Банка Развития БРИКС. В последней главе будет проанализирована стратегия развития Нового Банка Развития БРИКС до 2021 года и проведена оценка выполнения одобренных ранее проектов. А затем будет проведено сравнение финансовых институтов БРИКС с другими мировыми финансовыми институтами, и сделан вывод о том, смогут ли финансовые институты БРИКС стать работающими финансовыми институтами, и какую роль в мировой валютно-финансовой системе они смогут занять.
В данной работе была исследована проблема понимания роли финансовых институтов БРИКС: Пула Условных Валютных Резервов и Нового Банка Развития БРИКС в современной валютно-финансовой системе мира и возможность их становления по-настоящему мировыми финансовыми институтами. В ходе анализа было выявлено что несмотря на то, что после подписания Бреттон-Вудского Соглашения прошло уже столько лет, мы до сих пор живём в системе, которая была им образована, несмотря даже на некоторые изменения которые произошли за эти годы и переходом Бреттон-Вудской системы в Ямайскую систему. Мировая экономическая система по-прежнему западноцентрична, и западные страны имеют привилегированные условия, притом, что мир сейчас стал многополюсным и появились новые центры силы. Однако развивающиеся страны по-прежнему не имеют большого влияния в классических экономических институтах. В ХХ веке были попытки незападных стран создать свои собственные экономические институты, основываясь на региональных связях. У кого-то получилось, у кого-то нет, однако в целом это никак не изменило систему. БРИК(С), созданный в 2009 году из развивающихся стран с самым быстрорастущим ВВП, решил изменить эту ситуацию, и были придуманы два финансовых института Пул Условных Валютных Резервов и Новый Банк Развития БРИКС, которые должны частично исправить ситуацию. Институты были созданы в 2014 году, а с 2015 официально заработали. Оба института не похожи друг на друга. Новый Банк Развития БРИКС был создан классическим банком развития со своей штаб-квартирой в Шанхае, а Пул Условных Валютных Резервов, как виртуальный фонд помощи странам участникам при возникновении у них проблем с долларовой ликвидностью. Оба института, кроме своих основных функций играют также большую роль в повышении авторитета БРИКС, как организации. Кроме того создание Нового Банка Развития БРИКС позволило формализовать сам БРИКС, который из просто группы по интересам превратился в полноценную международную организацию.
Созданные в 2014 году в Форталезе и официально заработавшие с 2015 года, Новый Банк Развития БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов начали функционировать достаточно быстро. Банк в 2016 году выдал первые кредиты, и начиная с 2017 года сумма выданных средств всё росла. Тест Пула Условных Валютных Резервов был произведён в 2018 году. То есть за эти 4 года оба института продемонстрировали свою работоспособность и то, что они будут и дальше развиваться, хотя это больше относится к Новому Банку Развития БРИКС. Стали открываться региональные офисы, выпускаться облигации в национальных валютах, был получен хороший кредитный рейтинг, и что главное, началось выполнение проектов, то есть основной результат ради чего формально и создавался банк. Также нельзя не отметить и то влияние работоспособности финансовых институтов БРИКС, которое нигде не заявлялось официально, но которое конечно же подразумевалось. Наличие собственных финансовых институтов БРИКС, нужно БРИКС для увеличение собственного авторитета. То что организация имеет свои собственные финансовые институты, притом ещё и реально функционирующие институты повышает влияние БРИКС и его политическую силу. То есть в данном случае чисто экономические институты используются для выполнения политических задач.
Однако всё не так просто и гладко, да офисы открываются, но пока открылся только в ЮАР, а в Бразилии произошла задержка, и он будет открыт только в конце 2019 года, проекты выполняются, но из первой партии проектов, только 2 (российский и китайский) находятся в финальной части выполнения, тогда как другие страны только начинают их выполнять, кредитный рейтинг получен, но он хороший (АА+), а не отличный (ААА+), как например у Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций, основанного примерно в то же время, что и Новый Банк Развития БРИКС. Кстати на нём (АБИИ) нужно особо остановиться. Созданный почти в то же время, Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций имеет много схожих черт с Новым Банком Развития БРИКС: одинаковая величина максимального капитала - 100 миллиардов долларов, один год создания - 2014, похожая цель - поддержка инфраструктурных проектов в развивающихся странах, и даже общие страны основатели банков: Китай, Россия и Индия. Однако у них есть и различия. В состав АБИИ входят уже 70 стран и ещё 23 заявили о своём желании присоединиться, в то время как в НБР входят пока только 5. И доли вложений, и соответственно количество акций у каждой страны в АБИИ разные, в то время как в НБР все страны БРИКС имеют одинаковое количество акций, и должны делать одинаковые взносы, что несколько мешает росту, так как величину взносов нужно подстраивать под самого слабого участника БРИКС - ЮАР. Что в конечном итоге снижает возможность развития Нового Банка БРИКС и роста его капитала в отличие от АБИИ, где такая проблема отсутствует. Ещё одна проблема, с которой сталкивается Новый Банк Развития БРИКС - это не самая большая популярность кредитов в валюте для стран БРИКС, так как немногие компании там имеют валютный доход, а следовательно и возможность эти кредиты брать и отдавать. Поэтому почти все проекты НБР БРИКС являются инициированными государствами, с государственным обеспечением. В национальных же валютах пока выдавали займы только в Китае, да и процент под который будут выдаваться займы в национальных валютах в будущем будет гораздо менее выгодным, чем у долларовых кредитов.
Однако самая главная проблема это конечно же небольшой размер как Нового Банка Развития БРИКС, так и Пула Условных Валютных Резервов. Величина максимального одобренного капитала НБР БРИКС, как и у Пула Условных Валютных Резервов всего по 100 миллионов долларов, а величина обязательного оплаченного капитала у НБР БРИКС на данный момент всего 10 миллионов долларов, в то время как МВФ имеет капитал размером более 2 триллионов долларов. То же самое касается и участников, в НБР БРИКС их пока всего 5, да и все денежные вливания на данный момент ограничиваются самой слабой страной БРИКС - ЮАР. Кроме того, у НБР БРИКС есть слишком много конкурентов - других банков развития, которые не будут мешать простому функционированию банка, но не допустят резкого усиления его влияния. Так что в ближайшие 5-10 лет нет абсолютно никаких шансов для Нового Банка Развития БРИКС стать ведущим мировым банком развития, и ведущим мировым финансовым институтом. Тоже самое касается и Пула Условных Валютных Резервов, который кроме того же ограничения в виде не самого большого размера капитала, имеет ещё и такое ограничение, как эксклюзивность своего функционирования для стран БРИКС на данный момент, то есть Пул Условных Валютных Резервов на данный пока не предусматривает расширения или вступление в него других стран.
Подводя итог работы, можно сказать, что ни в данный момент, ни в ближайшие 5-10 лет, Новый Банк Развития БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов не смогут стать доминирующими мировыми финансовыми институтами и заменить собой МВФ и Всемирный Банк Развития. Однако за ближайшие 5-10 лет они могут укрепить свой авторитет, показать, что они полномасштабно функционируют, решают свои задачи и у них получилось стать важными международными институтами. Кроме того, при удачной политике НБР БРИКС может осуществлять совместные проекты с АБИИ. И вместе они могут стать лидирующими банками развития для развивающихся стран, тогда АБИИ будет выдавать займы для Азиатских проектов, а НБР БРИКС для проектов всего остального мира. Или например начать специализироваться на экологических проектах, что поможет диверсифицировать проекты развития среди развивающихся стран и начать улучшать экологическую ситуацию в мире .
Однако в любом случае, развитие финансовых институтов БРИКС на ряду с АБИИ, позволяет медленно, но верно трансформировать мировую экономическую систему, постепенно её актуализируя. Кроме того, успешно функционируя НБР БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов повышают значимость БРИКС в политическом плане, а это в свою очередь становится двигателем развития для самих Банка и Пула. Таким образом, можно сделать вывод, что НБР БРИКС и Пул Условных Валютных Резервов смогли стать реально работающими институтами, и теперь будут заниматься трансформацией мировой экономической системы, но не с позиции новых абсолютных мировых финансовых институтов, как МВФ или Всемирный Банк, так как стать институтами такого масштаба за короткий срок невозможно, да и ломать уже работающую систему резко нельзя, а с позиции одних из многих финансовых институтов, которые были созданы в последнее время чтобы сделать мир лучше, и не конкурируя с ними, а их дополняя. По итогам исследования гипотеза работы была подтверждена.
1. VII саммит БРИКС Уфимская декларация. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/YukPLgicg4mqAQIy7JRB1HgePZrMP2w5.pdf (дата обращения 28.03.2019)
2. Декларация Гоа. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5139 (дата обращения 30.03.2019)
3. Делийская декларация. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1189 (дата обращения 26.03.2019)
4. Соглашение о Новом банке развития. URL: http://docs.cntd.ru/document/420285831 (дата обращения 31.03.2019)
5. Форталезская декларация URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d4f1dd6741763252a8.pdf (дата обращения 26.03.2019)
6. Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1430 (дата обращения 26.03.2019)
7. II BRIC Summit - Joint Statement URL: http://infobrics.org/files/pdf/7.pdf (дата обращения 26.03.2019)
8. Agreement on the New Development Bank – Fortaleza, July 15. URL: https://www.ndb.int/wp-content/themes/ndb/pdf/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf (дата обращения 26.03.2019)
9. BoD Minutes of the 11th meeting of the board of directors of the new Development bank (teleconference) held on 30 august 2017at 19:00pm. URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/12/Minutes-of-the-11th-BoD-Meeting.pdf (дата обращения 07.04.2019)
10. Joint Statement of the BRIC Countries’ Leaders URL: http://infobrics.org/document/3/ (дата обращения 26.03.2019)
11. NDB’s General Strategy: 2017 – 2021. URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2017/08/NDB-Strategy.pdf (дата обращения 14.04.2019)
Проекты Нового Банка Развития БРИКС
1. Assam bridge project. URL: https://www.ndb.int/assam-bridge-project/ (дата обращения 16.04.2019)
2. Bihar Rural Roads Project. URL: https://www.ndb.int/projects-biharindia/ (дата обращения 09.04.2019)
3. Canara renewable energy financing scheme. URL: https://www.ndb.int/canara-india/ (дата обращения 16.04.2019)
4. Chongzuo water resource rehabilitation and ecological conservation project. URL: https://www.ndb.int/chongzuo-water-resource-rehabilitation-and-ecological-conservation-project/ (дата обращения 14.04.2019)
5. Chongqing small cities sustainable development project. URL: https://www.ndb.int/projects-chongqingchina/ (дата обращения 16.04.2019)
6. Development of water supply and sanitation systems project . URL: https://www.ndb.int/projects-volgarussia/ (дата обращения 16.04.2019)
... Всего источников – 141.