СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ КИТАЯ НА ПРИМЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА И ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
|
Введение
Историографический обзор
Глава 1 – Историко-художественное наследие Китая в культуре России
1.1 Краткий обзор историко-культурных связей России и Китая с XVII по XXI вв.
1.2 Особенности восприятия китайского искусства: слово и образ ....
Глава 2 – Сравнительный анализ постоянных экспозиций
Государственного музея истории религии и Государственного Эрмитажа
2.1 Теоретические и практические аспекты проектирования экспозиции
китайской культуры
2.2 Анализ постоянной экспозиции «Религии Китая» Государственного
музея истории религии
2.3 Специфика презентации искусства и культуры Китая в
Государственном Эрмитаже
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Историографический обзор
Глава 1 – Историко-художественное наследие Китая в культуре России
1.1 Краткий обзор историко-культурных связей России и Китая с XVII по XXI вв.
1.2 Особенности восприятия китайского искусства: слово и образ ....
Глава 2 – Сравнительный анализ постоянных экспозиций
Государственного музея истории религии и Государственного Эрмитажа
2.1 Теоретические и практические аспекты проектирования экспозиции
китайской культуры
2.2 Анализ постоянной экспозиции «Религии Китая» Государственного
музея истории религии
2.3 Специфика презентации искусства и культуры Китая в
Государственном Эрмитаже
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Темы курсовых работ предыдущих лет затрагивали вопросы
формирования музейных коллекций по восточной тематике. Дипломная
работа продолжает этот дискурс и исследует вопросы презентации искусства
Востока, в частности, Китая в музейном пространстве. Помимо этого, одним
из наших ключевых стремлений было упорядочить методы и выявить
специфику экспонирования выделенных в исследовании видов предметов.
Впоследствии удачное упорядочивание сведений может лечь в основу
создания методических рекомендаций в области проектирования экспозиций,
представляющих искусство и культуру Китая.
Выбранная тема является крайне актуальной на сегодняшний день по
той причине, что она не только затрагивает вопросы и возникающие
проблемы экспонирования предметов историко-художественного наследия
Китая, но и демонстрирует тенденции в репрезентации определенного облика
Китая для людей, воспитанных в рамках западноевропейской культуры.
Целью данного исследования является выделение и сопоставление
основных методов экспонирования предметов историко-художественного
наследия Китая в Государственном Эрмитаже и Государственном музее истории религии.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. проследить развитие интереса к культуре и искусству Китая в России с XVII по XXI век;
2. охарактеризовать специфику презентации словесно-художественного образа Китая;
3. выявить основные теоретические и практические аспекты
экспонирования предметов восточной культуры;4
4. исследовать концепцию и экспозицию Государственного музея
истории религии, посвященную духовно-эстетической культуре Китая;
5. проанализировать основные методы экспонирования китайского
искусства в Государственном Эрмитаже;
Итак, объектом исследования является историко-художественное
наследие Китая в музейном пространстве.
Предметом исследования является сравнительный анализ методов
презентации культуры и искусства Китая в Государственном музее истории
религии и Государственном Эрмитаже.
В работе была применена следующая методология исследования:
методы анализа и синтеза - при сопоставлении основных экспозиций
обозначенных двух музеев, сравнительно-описательный метод – при
изучении источников и историографии, искусствоведческий,
культурологический и религиоведческий подходы – для выявления
особенностей каждого выделяемого типа предметов.
Структура дипломной работы выстроена следующим образом:
введение, историографический обзор, две главы, заключение, список
использованной литературы и приложения.
В первой главе мною были рассмотрены предпосылки зарождения
интереса к искусству и культуре Китая в России. В первую очередь акцент
был сделан на восприятие Китая в общественной среде – любопытство и
интерес со стороны массового общества, а также деятельность ученых и
коллекционеров. От отдельных частных коллекций происходит плавный
переход к рассмотрению выставочной деятельности в области презентации
искусства Китая в ХХ веке. Глава завершается параграфом, посвященным5
особенностям, лежащим в основе китайского искусства, которые зачастую
требуют особой подготовки для восприятия конкретных образов и сюжетов.
Вторая глава полностью обращена к анализу экспозиций –
Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории религии.
Основное внимание уделено зависимости используемых методов
экспонирования предметов от специфики и концепции музея. Помимо
практического осмысления и сравнения двух постоянных экспозиций, также
была проведена попытка создания определенных методических
рекомендаций для экспонирования конкретных видов предметов китайского искусства.
Историография данного исследования охватывает достаточно широкий
спектр источников, связанных с обозначенной проблематикой. Для анализа
были изучены монографии, сборники научных трудов музеев, сборники
статей конференций, путеводители по указанным музеям, каталоги
временных выставок, имеющих отношение к культуре Китая. Основные
источники и литература рассматривают Китай в контексте исторической,
искусствоведческой, религиоведческой и музееведческой проблематике.
Также нельзя не упомянуть электронные ресурсы - в данном случае
еще одним источником для поиска информации и ее анализа послужили, в
первую очередь, сайты Государственного Эрмитажа и Государственного
музея истории религии, а также ряд сайтов отечественных и зарубежных
музеев, принимающих активное участие в репрезентации историко-художественного наследия Китая.
В рамках данной работы проводилось активное сотрудничество с
различными представителями музеев, в частности, с Ольгой Семеновной
Хижняк, участвовавшей в проектировании постоянной экспозиции «Религии6
Востока» в Государственном музее истории религии. Также для
консультации был привлечен ряд зарубежных специалистов, преподающих в
рамках магистерской программы «Representing China in Museums» в
университете SOAS London.
формирования музейных коллекций по восточной тематике. Дипломная
работа продолжает этот дискурс и исследует вопросы презентации искусства
Востока, в частности, Китая в музейном пространстве. Помимо этого, одним
из наших ключевых стремлений было упорядочить методы и выявить
специфику экспонирования выделенных в исследовании видов предметов.
Впоследствии удачное упорядочивание сведений может лечь в основу
создания методических рекомендаций в области проектирования экспозиций,
представляющих искусство и культуру Китая.
Выбранная тема является крайне актуальной на сегодняшний день по
той причине, что она не только затрагивает вопросы и возникающие
проблемы экспонирования предметов историко-художественного наследия
Китая, но и демонстрирует тенденции в репрезентации определенного облика
Китая для людей, воспитанных в рамках западноевропейской культуры.
Целью данного исследования является выделение и сопоставление
основных методов экспонирования предметов историко-художественного
наследия Китая в Государственном Эрмитаже и Государственном музее истории религии.
Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. проследить развитие интереса к культуре и искусству Китая в России с XVII по XXI век;
2. охарактеризовать специфику презентации словесно-художественного образа Китая;
3. выявить основные теоретические и практические аспекты
экспонирования предметов восточной культуры;4
4. исследовать концепцию и экспозицию Государственного музея
истории религии, посвященную духовно-эстетической культуре Китая;
5. проанализировать основные методы экспонирования китайского
искусства в Государственном Эрмитаже;
Итак, объектом исследования является историко-художественное
наследие Китая в музейном пространстве.
Предметом исследования является сравнительный анализ методов
презентации культуры и искусства Китая в Государственном музее истории
религии и Государственном Эрмитаже.
В работе была применена следующая методология исследования:
методы анализа и синтеза - при сопоставлении основных экспозиций
обозначенных двух музеев, сравнительно-описательный метод – при
изучении источников и историографии, искусствоведческий,
культурологический и религиоведческий подходы – для выявления
особенностей каждого выделяемого типа предметов.
Структура дипломной работы выстроена следующим образом:
введение, историографический обзор, две главы, заключение, список
использованной литературы и приложения.
В первой главе мною были рассмотрены предпосылки зарождения
интереса к искусству и культуре Китая в России. В первую очередь акцент
был сделан на восприятие Китая в общественной среде – любопытство и
интерес со стороны массового общества, а также деятельность ученых и
коллекционеров. От отдельных частных коллекций происходит плавный
переход к рассмотрению выставочной деятельности в области презентации
искусства Китая в ХХ веке. Глава завершается параграфом, посвященным5
особенностям, лежащим в основе китайского искусства, которые зачастую
требуют особой подготовки для восприятия конкретных образов и сюжетов.
Вторая глава полностью обращена к анализу экспозиций –
Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории религии.
Основное внимание уделено зависимости используемых методов
экспонирования предметов от специфики и концепции музея. Помимо
практического осмысления и сравнения двух постоянных экспозиций, также
была проведена попытка создания определенных методических
рекомендаций для экспонирования конкретных видов предметов китайского искусства.
Историография данного исследования охватывает достаточно широкий
спектр источников, связанных с обозначенной проблематикой. Для анализа
были изучены монографии, сборники научных трудов музеев, сборники
статей конференций, путеводители по указанным музеям, каталоги
временных выставок, имеющих отношение к культуре Китая. Основные
источники и литература рассматривают Китай в контексте исторической,
искусствоведческой, религиоведческой и музееведческой проблематике.
Также нельзя не упомянуть электронные ресурсы - в данном случае
еще одним источником для поиска информации и ее анализа послужили, в
первую очередь, сайты Государственного Эрмитажа и Государственного
музея истории религии, а также ряд сайтов отечественных и зарубежных
музеев, принимающих активное участие в репрезентации историко-художественного наследия Китая.
В рамках данной работы проводилось активное сотрудничество с
различными представителями музеев, в частности, с Ольгой Семеновной
Хижняк, участвовавшей в проектировании постоянной экспозиции «Религии6
Востока» в Государственном музее истории религии. Также для
консультации был привлечен ряд зарубежных специалистов, преподающих в
рамках магистерской программы «Representing China in Museums» в
университете SOAS London.
Для достижения поставленной цели квалификационной дипломной
работы, а именно анализа основных методов экспонирования предметов
историко-художественного наследия Китая в Государственном Эрмитаже и
Государственном музее истории религии, был изучен обширный круг
источников, раскрывающих специфику музейной экспозиционно-выставочной деятельности, а также особенности художественного мира китайского искусства.
В первой главе был рассмотрен процесс формирования культурных
связей между Россией и Китаем (параграф 1.1), а также особенности
китайского философского и религиозного мироощущения в контексте их
влияний на становление традиционных для Китая жанров искусства
(параграф 1.2). Сведения касательно историко-культурных связей обобщены
в таблицу, из которой становятся ясными темпы развития интереса к
китайской культуре в русской среде, характер взаимоотношений, а также
типология предметов, пользовавшаяся особой популярностью в
определенные временные периоды.
Влияние философско-религиозного мировоззрения на становление и
последовательное развитие жанров искусства Китая – вопрос, требующий
длительного изучения. В рамках данного исследования было необходимо
продемонстрировать важность религиозно-философской сферы для
проектирования музейной экспозиции. Можно заключить, что в вопросе
восприятия искусства Китая, как и всего искусства Востока в целом, зависит
от познания особенностей мировосприятия и духовно-эстетических законов
развития культуры. Таким образом, именно через особое духовное знание
возможно глубинное восприятие предметов китайского искусства, которые
заключают в себе столетия философских рассуждений.
Исследование экспозиционной деятельности обозначенных двух
музеев, показало, что экспозиция «Религии Китая» в Государственном музее61
истории религии своими методами презентации и подходом к интерпретации
историко-художественного наследия Китая в большей степени соответствует
современным тенденциям в области экспонирования предметов и
комплексного метода. Принимая в расчет особенности традиционных
культовых предметов, музей стремится к органичному созданию особого
духовно-эстетического и историко-культурного контекста, в рамках которого
возможно более полное раскрытие религиозно-философской составляющей
экспонируемых предметов. Знакомство посетителей с историей религии
происходит не только на информационном уровне, но и на когнитивно-эмоциональном как одна из основных целей данного музея.
Анализируя опыт Государственного Эрмитажа в области
экспонирования искусства и культуры Китая, приходим к выводу, что
ситуация обстоит совершенно иначе. Основные отличительные черты
исходят, с одной стороны, из специфики профиля художественного музея, с
другой стороны, из особенного статуса самого здания, в котором
располагается музей (Зимний дворец). Первая приводит к постановке
совершенно иных целей и задач в вопросе презентации историко-художественного наследия разных культур, вторая же сильно ограничивает
количество возможных экспозиционных решений, что приводит к снижению
мобильности методов музейного дизайна в проектировании экспозиционно-выставочных пространств. Основная цель, поставленная перед собой
Государственным Эрмитажем, как предполагаем, должна заключаться в
презентации предметов китайского искусства в их многообразии и историко-художественном развитии. Однако данная цель в рамках современной
экспозиции музея не осуществляется. Взаимосвязь между предметами,
настраивающая посетителя на особый музейный опыт, практически
отсутствует. На данный момент актуальным оказывается вопрос уточнения
концепции для дальнейшего процесса реэкспозиции.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что каждый из
рассмотренных музеев расставляет акценты в экспозиционном пространстве62
согласно специфике своего музейного профиля. Вследствие чего каждый из
них представляет свое особое видение культуры и искусства Китая,
проявляющееся в репрезентации предметов Востока как материальных
источников комплексного знания, включающего в себя аспекты
искусствоведения, культурологии, философии и религии. Особого
рассмотрения требует вопрос, связанный с методами экспонирования
культовых предметов в рамках музейного пространства. Предметы искусства
буддизма являются связующим элементом между Государственным музеем
истории религии и Государственным Эрмитажем. При анализе экспозиций
двух музеев стали очевидными преимущества метода моделирования,
применяемого в Государственного музея истории религии. Он в полной мере
приближает зрителя к целостному восприятию культуры. Методы
Государственного Эрмитажа скорее демонстрирует аспекты историко-художественного наследия Китая, нежели его духовно-эстетическую целостность.
Необходимо отметить, что на современном этапе заметно возрос
интерес к культуре Востока, к глубинному познанию, изучению на
онтологическом уровне. Отражение только художественно-стилистических
особенностей предметов искусства становится недостаточным для
посетителя, требующего все большего раскрытия «духовной» сердцевины
культуры посредством экспонируемых предметов. Интерпретация культуры
в музейном пространстве должна быть направлена на то, чтобы «показать,
что делает предмет таким, каков он есть, а не объяснить, что он значит»96.
Данное исследование является лишь начальным этапом изучения
историко-художественного наследия Китая и его интерпретации как в
отечественных музеях, так и в зарубежных
работы, а именно анализа основных методов экспонирования предметов
историко-художественного наследия Китая в Государственном Эрмитаже и
Государственном музее истории религии, был изучен обширный круг
источников, раскрывающих специфику музейной экспозиционно-выставочной деятельности, а также особенности художественного мира китайского искусства.
В первой главе был рассмотрен процесс формирования культурных
связей между Россией и Китаем (параграф 1.1), а также особенности
китайского философского и религиозного мироощущения в контексте их
влияний на становление традиционных для Китая жанров искусства
(параграф 1.2). Сведения касательно историко-культурных связей обобщены
в таблицу, из которой становятся ясными темпы развития интереса к
китайской культуре в русской среде, характер взаимоотношений, а также
типология предметов, пользовавшаяся особой популярностью в
определенные временные периоды.
Влияние философско-религиозного мировоззрения на становление и
последовательное развитие жанров искусства Китая – вопрос, требующий
длительного изучения. В рамках данного исследования было необходимо
продемонстрировать важность религиозно-философской сферы для
проектирования музейной экспозиции. Можно заключить, что в вопросе
восприятия искусства Китая, как и всего искусства Востока в целом, зависит
от познания особенностей мировосприятия и духовно-эстетических законов
развития культуры. Таким образом, именно через особое духовное знание
возможно глубинное восприятие предметов китайского искусства, которые
заключают в себе столетия философских рассуждений.
Исследование экспозиционной деятельности обозначенных двух
музеев, показало, что экспозиция «Религии Китая» в Государственном музее61
истории религии своими методами презентации и подходом к интерпретации
историко-художественного наследия Китая в большей степени соответствует
современным тенденциям в области экспонирования предметов и
комплексного метода. Принимая в расчет особенности традиционных
культовых предметов, музей стремится к органичному созданию особого
духовно-эстетического и историко-культурного контекста, в рамках которого
возможно более полное раскрытие религиозно-философской составляющей
экспонируемых предметов. Знакомство посетителей с историей религии
происходит не только на информационном уровне, но и на когнитивно-эмоциональном как одна из основных целей данного музея.
Анализируя опыт Государственного Эрмитажа в области
экспонирования искусства и культуры Китая, приходим к выводу, что
ситуация обстоит совершенно иначе. Основные отличительные черты
исходят, с одной стороны, из специфики профиля художественного музея, с
другой стороны, из особенного статуса самого здания, в котором
располагается музей (Зимний дворец). Первая приводит к постановке
совершенно иных целей и задач в вопросе презентации историко-художественного наследия разных культур, вторая же сильно ограничивает
количество возможных экспозиционных решений, что приводит к снижению
мобильности методов музейного дизайна в проектировании экспозиционно-выставочных пространств. Основная цель, поставленная перед собой
Государственным Эрмитажем, как предполагаем, должна заключаться в
презентации предметов китайского искусства в их многообразии и историко-художественном развитии. Однако данная цель в рамках современной
экспозиции музея не осуществляется. Взаимосвязь между предметами,
настраивающая посетителя на особый музейный опыт, практически
отсутствует. На данный момент актуальным оказывается вопрос уточнения
концепции для дальнейшего процесса реэкспозиции.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что каждый из
рассмотренных музеев расставляет акценты в экспозиционном пространстве62
согласно специфике своего музейного профиля. Вследствие чего каждый из
них представляет свое особое видение культуры и искусства Китая,
проявляющееся в репрезентации предметов Востока как материальных
источников комплексного знания, включающего в себя аспекты
искусствоведения, культурологии, философии и религии. Особого
рассмотрения требует вопрос, связанный с методами экспонирования
культовых предметов в рамках музейного пространства. Предметы искусства
буддизма являются связующим элементом между Государственным музеем
истории религии и Государственным Эрмитажем. При анализе экспозиций
двух музеев стали очевидными преимущества метода моделирования,
применяемого в Государственного музея истории религии. Он в полной мере
приближает зрителя к целостному восприятию культуры. Методы
Государственного Эрмитажа скорее демонстрирует аспекты историко-художественного наследия Китая, нежели его духовно-эстетическую целостность.
Необходимо отметить, что на современном этапе заметно возрос
интерес к культуре Востока, к глубинному познанию, изучению на
онтологическом уровне. Отражение только художественно-стилистических
особенностей предметов искусства становится недостаточным для
посетителя, требующего все большего раскрытия «духовной» сердцевины
культуры посредством экспонируемых предметов. Интерпретация культуры
в музейном пространстве должна быть направлена на то, чтобы «показать,
что делает предмет таким, каков он есть, а не объяснить, что он значит»96.
Данное исследование является лишь начальным этапом изучения
историко-художественного наследия Китая и его интерпретации как в
отечественных музеях, так и в зарубежных



