1. Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------3
2. Бренд государства: понятие и практические аспекты формирования-----------10
1.1 . Понятие «бренд», «образ», «имидж». Роль «мягкой силы» , «публичной дипломатии» и «национального брендинга» в построении бренда государства.-------------------------------------------------------------------------------10
1.2 . Практические аспекты построения бренда государств------------------------14
3. Внешнеполитические и информационные аспекты в построении бренда РФ и Франции--------------------------------------------------------------------------------------------21
3.1 . Внешнеполитические факторы построения бренда РФ и Франции--------21
3.2 . Информационные аспекты в построении бренда РФ и Франции-----------30
4. Воздействие социально-экономической ситуации, туризма на бренд России и Франции ------------------------------------------------------------------------------------------36
4.1 Социально-экономические методы построения бренда РФ и Франции----36
4.2 Туристическое направление позиционирования бренда РФ и Франции---42
5. Заключение ---------------------------------------------------------------------------------------49
6. Список источников и литературы----------------------------------------------------------52
7. Приложения---------------------------------------------------------------------------------------60
Актуальность темы
Современные условия развития общества и технологий привели к росту роли информационной среды и социально-экономической взаимозависимости стран. В то же время руководства государств осознали необходимость укрепления позиций своих стран при помощи несиловых методов. Это бросает вызов традиционным способам выстраивания межгосударственных отношений. Возрастающая конкуренция между странами вынуждает адаптироваться к изменениям как во внутренней политике, так и во внешней. В связи с этим государства стремятся управлять своей репутацией в мире, чтобы успешно конкурировать в мире и расти в условиях глобальной экономики. Первостепенное значение приобретает следование актуальным тенденциям для привлечения инвестиций, развития торговли и туризма.
С середины 1990-х гг. весьма популярной стала концепция государства как национального бренда. Развитие государства в этом направлении требует своей особой и исключительной стратегии. Неправильно построенный план позиционирования бренда государства может привести к диаметрально противоположным негативным результатам. Таким образом, актуальные тенденции развития мира приводят к тому, что бренд государства – это новый вид капитала, а следовательно, важный инструмент обеспечения политических и экономических интересов страны на мировой арене, которым необходимо умело распоряжаться.
В основе государства лежат такие элементы, как наличие государственного языка, традиций, ценностей, интересов и взглядов на мироустройство. Именно на их основе выстраивается стратегия продвижения бренда государства. Одновременно с этим необходимо подстраивать сообщение под ту или иную аудиторию, к которой обращено внимание бренда. Учитывая эти обстоятельства, актуальность рассматриваемой проблемы подкрепляется разнообразием государств и тех элементов, которые лежат в их основе, а также методами выстраивания отношений бренда с его потребителями.
В силу вышеуказанных причин стоит обратить внимание на французские и российские подходы к построению бренда государства, поскольку они являются влиятельными игроками на мировой арене. Применяемые этими странами практики позволяют оценить их результаты и продемонстрировать другим государствам потенциальную пользу.
Исследовательская проблема работы заключается в том, что большинство применяемых в построении бренда методов существенно отличается как в России, так и во Франции. Ввиду недостаточной изученности определённые подходы работают качественно выше у одних стран, в то время как для других стран несут качественно иной результат.
Объектом исследования являются методы позиционирования бренда государства России и Франции.
Предметом исследования является результаты применяемых методов по выстраиванию бренда государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х годов по настоящее время. Выбор нижней границы обусловлен тем, что именно в указанный период времени начало происходить изучение и внедрение методов национального брендинга в различных формах и становление индивидуальных подходов стран к позиционированию своего государства. Тем не менее, автор будет также рассматривать события, предшествующие исследуемому периоду для более глубокого рассмотрения объекта исследования.
Цель дипломной работы: определить основные методы позиционирования бренда государств Франции и РФ.
Для достижения поставленной цели автором работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику и содержание рабочих определений «национальный брендинг», «бренд», «образ», «имидж», «мягкая сила».
2. На основе существующей информации определить основные критерии сравнения брендов стран и разработать собственные направления сравнения.
3. Проанализировать основные подходы в рамках культурно-информационной и внешней политик, которые оказываются влияние на формирования бренда России и Франции
4. Провести сравнение социально-экономических приоритетов и проектов в построении бренда России и Франции
5. Проанализировать основные методы построения туристического бренда РФ и Франции
Методологическая основа исследования. Тема выпускной бакалаврской работы, её предмет предопределили выбор общенаучных методов и методологической базы исследования. Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения национального брендинга, мягкой силы, публичной дипломатии, общенаучные принципы диалектического и системно-структурного подхода к исследованию социальных явлений. Метод сравнительного анализа был применён к анализу нормативно-правовой базы РФ и Франции в рамках различных направлений, характерных для построения национального бренда государства. Это позволило выявить теоретические основы в построении бренда государства в исследуемых странах. Историко-системный метод позволил проанализировать внешнеполитические действия по формированию имиджа РФ и Франции. Сравнительный метод позволил сопоставить различные аспекты бренда РФ и Франции и провести корреляцию между ними. Также применялись такие общенаучные методы, как синтез, индукция, дедукция. Основные аспекты выпускной бакалаврской работы рассмотрены с позиции системного подхода.
Анализ источниковой базы исследования: в работе были использованы различные по характеру документы и материалы. Во-первых, источниковая база представлена официальными документами МИД РФ1,2,3, Минэкономразвития4, Правительства Франции, правительственных агентств Atout France5, Business France, пресс-релизы Госдумы6 и Правительства Франции78, определяющие внешнеполитическую линию стран в контексте использования невоенных методов влияния, а также построения бренда государства. Во-вторых, в группу официальных документов входят отчёты неправительственных организаций и частных исследовательских институтов, таких как Всемирный экономический форум, Трансперенси Интернешнл9, Kantat Millward Brown10, которые располагают статистическими данными и рекомендациями (например, результаты борьбы с коррупцией во Франции и России, основные направления деятельности мягкой силы Франции, рейтинг привлекательности российских брендов). Важную часть источников составляют заявления, речи, выступления, интервью высокопоставленных чиновников Франции11 и РФ12, а также специалистов по национальному брендингу. Подобные материалы выявляют официальную позицию высших лиц государства по вопросам мягкой силы и публичной дипломатии, а также рекомендации специалистов. Вдобавок, в ходе исследования в качестве источников использовались материалы ряда информационных агентств, таких как The New York Times13, РИА Новости14 ввиду специфики этих средств массовой информации. Использовались данные социальных опросов агентства Gallup15,16, отображающие рейтинг одобрения внешнеполитических действий ведущих стран мира и президента России. Таким образом, наличие широкой исследовательской базы позволяет рассматривать методы позиционирования бренда России и Франции гораздо шире, выявить и обнаружить их особенности, проблемы и перспективы развития.
Степень научной разработанности: Тематика развития национального бренда, особенно России и Франции, равно как и методы позиционирования бренда государства являются актуальными темами для исследования и представлены в работах специалистов разных сфер, но наибольшее количество исследований представлены в работах специалистов из США, где зародился термин «национальный брендинг».
В первую очередь необходимо вклад в разработку методик позиционирования бренда государств и территорий ряда зарубежных учёных. Среди множества западных учёных выделяются Саймон Анхольт17, который впервые употребил термин «национальный бренд» и разработал ключевые направления повышения конкурентоспособности государств. Отдельно стоит выделить Филиппа Котлера18, в книге которого выявлены основные способы увеличения туристической привлекательности территории и даны успешные примеры реализации стратегии продвижения регионов в этом направлении; Динни Кейта19, который рассмотрел влияние национальной идентичности, политической ситуации и устойчивого развития в построении бренда государства; вон Хама20, отметившего влияние концепции национального бренда государства на репутацию страны; фундаментальный труд Джозефа Ная21 о «мягкой силе» государства и её основных аспектах. Из российских учёных стоит отметить А. Гравера22, который рассмотрел различия в терминах «бренд», «имидж» и «образ»; А. Панкрухина23, изучившего основные методы продвижения имиджа государства; В. Ляпорова24, статья которого посвящена продвижению национального бренда во внешней политике государства. Существенный вклад в разработку критериев оценивания бренда внесли Н. Канева25 и М. Фечерин26.
К отдельной группе исследований относятся работы, посвящённые рассмотрению национального России и Франции. Среди зарубежных учёных выделяется Грег Саймонс27,28, который в своих статьях отмечал основные недостатки бренда России; совместный труд А. Кэмпбэлла и Е. Денежкиной29, посвящённый истории становления имиджа В. Путина. Другой группой исследований являются статьи, написанные коллективом авторов30,31, посвящённые развитию региональных туристических направлений Франции, а также продвижению туризма в европейской части России. Наконец, необходимо отметить вклад французского профессора Жана-Ноэля Капферера32, который выявил конкурентные преимущества бренда Франции. Отдельно стоит отметить работу Ф. Пуарье, посвящённую культурной политике Франции.33 Также необходимо выделить Г. Ярыгина и Н. Цветкову, исследовавших развитие цифровой дипломатии государств в социальных сетях;34 О. Тюкаркину, проанализировавшей роль национального брендинга в формировании внешнеполитического имиджа России.35
Подводя итог анализу научной разработанности данной проблематики, можно отметить, что исследования, в которых была бы представлена комплексная картина развития методов позиционирования бренда России и Франции, с учётом особенностей стран, как во Франции, так и в России, не осуществлялись. Тем не менее, растущая актуальность данной тематики и увеличение числа экспертных групп показывает, что количество работ тоже будет только возрастать.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассмотрены различные составляющие национального брэндинга, охарактеризованы основные подходы к определению понятий «бренд», «имидж», «образ». Приведены практические аспекты оценивания бренда государства и выведены направления его позиционирования. Во второй главе проанализированы действия властей России и Франции во внешней политике, которые оказываются влияние на бренд государства, а также культурно-информационная составляющая позиционирования стран. Третья глава повествует о социально-экономических методах выстраивания брендов стран. Помимо этого, рассмотрены методы продвижения туристического бренда России и Франции.
На основании проведенного в рамках данного исследования анализа методов позиционирования бренда России и Франции, а также анализа их развития и взаимозависимости можно сделать следующие выводы и дать соответствующие оценки.
Исследования понятийного аппарата работы позволило сделать следующий вывод: в основе стратегии построения бренда государства является симбиоз национального брендинга с методами мягкой силы, которая дополняет положительные образы государства. Частный инструмент мягкой силы - публичная дипломатия - позволяет сформировать имидж государства и донести до целевой аудитории определённые ценностные установки. В то же время сторонники концепции национальный брендинга делают упор на математических методах оценки бренда государства путём формирования определённых критериев. Отсутствие унифицикации в этом направлении позволяет, тем не менее, разделить все критерии на 4 основных блока: внешнеполитические, культурно-информационные, социально-экономические и туристические методы. Реализация стратегии позиционирования национального бренда государства напрямую зависит от двух факторов: внедрения современных методов бренд-менеджмента и взаимодействию ключевых действующих лиц – государственных учреждений, неправительственных организаций и частного бизнеса. Критически важно, чтобы эти элементы были самостоятельными структурами и имели чёткие границы в своей сфере деятельности.
В рамках исследования удалось проанализировать основные внешнеполитические и культурно-информационные аспекты построения бренда государства. Построение образа сильного лидера, характерная для института президентства России, в ближайшем будущем будет зависеть от внутренней политики, поскольку до недавнего времени оно осуществлялось за счёт внешних действий. Уход из политики нынешнего лидера РФ несёт риск ослабления имиджа России в будущем. В этом направлении перед Францией стоит задача не только по поиску лидера, объединяющего нацию, но и идей, которые бы разделяло стремительно меняющееся общество страны. Касательно гуманитарной политики методы Франции носят более выраженную институциональную структуру и зависят от действий гражданского общества, которое руководствуется целями устойчивого развития. Отсутствие чёткой направленности российской гуманитарной помощи ставит вопрос о повышении её эффективности путём разработки собственных ценностных установок в этой области, а также отношений между потенциальным институтом гуманитарной политики и государством. Относительно культурно-информационного бренда России можно сделать вывод, что России важно проводить PR-кампании по продвижению новых лиц массовой и элитарной культур. В этой области Франция продолжит совершенствовать методы продвижения при помощи маркетинга и СМИ.
Сравнение социально-экономических методов продвижения бренда государства показало, что результаты политики двух стран в рамках данного критерия абсолютно разные. Экономика Франции гораздо больше российской, что ставит французские бренды в заметно более выгодное положение, особенно в сфере инвестиций и кадров. России предстоит создать привлекательную экономическую модель, которая позволит развивать малый и средний бизнес. Бренды Франции начали своё формирование задолго до появления национального брендинга, что позволило им получить популярность как в самой Франции, так и за рубежом. Бренды России, которые начали своё появление в 1990-х гг, в большинстве своём ориентированы на внутренний рынок и приобрели лояльную аудиторию. Те сектора, в которых работают большинство из них, заняты более крупными игроками. Внедрение современных технологический решений и продуктов позволит шаг за шагом повышать осведомлённость о российских компаниях в мире. Необходимо также тестировать новые стратегии на предмет их эффективности в бизнес-среде.
Наконец, методы построения туристического бренда России и Франции имеют свою специфику. Успех развития туризма во Франции является результатом долгосрочной политики продвижения. Несмотря на мировое лидерство в туризме, Франция чувствует все возрастающую конкуренцию и ищет новые пути развития, совершенствования и популяризации своих туристических направлений. В России в ближайшем будущем необходимо закрепить успехи спортивной дипломатии, которая позволила получить популярность ряду туристических направлений. В то же время развитие новых туристических секторов зависит от действий местного бизнеса, которые должны сделать приоритетом:
1. Доступность туристической зоны для широких масс.
2. Высокое качество оказываемых услуг.
3. Продвижение в социальных сетях.
Итак, выше были рассмотрены основные методы позиционирования бренда государства, которые во многом более успешны у Франции, нежели у России. В рамках исследования был проведен анализ методов продвижения бренда, которые были многократно проверены в бизнес среде, что дает нам возможность говорить о них как наиболее эффективных. Для их реализации видится необходимым совершенствование коммуникаций и принятие во внимание всех рекомендаций, изложенных в данной работе. При соответствующих шагах со стороны России и Франции оба государства достигнут должных результатов в развитии национального бренда. Несомненно, формирование привлекательного бренда России и Франции – это долгосрочный и сложный проект, который сделат сотрудничество с другими странами более взаимовыгодным.
1. Концепция внешней политики РФ 2008 / Президент России, Банк документов / URL : http://kremlin.ru/acts/news/785
2. Концепция внешней политики РФ 2013 / МИД РФ, Основополагающие документы МИД РФ / URL : http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186
3. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 / МИД РФ, Основополагающие документы МИД РФ/ URL :http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248
4. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию 2007 г. // Президент России, Банк документов // URL : http://kremlin.ru/acts/bank/38334/page/1 (дата обращения: 14.04.2019)
5. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию 2014 г. // Президент России, Банк документов // URL : http://kremlin.ru/acts/bank/38334 (дата обращения: 14.04.2019)
6. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла // Официальный сайт Московского Патриархата // 13.02.2016 // URL : http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html (дата обращения 15.05.2019)
7. Концепция продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007-2008 годы // Министерство экономического развития Российской Федерации // 08.01.2010 // URL : http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/brends/doc201001081527
8. Stratégie Destination France 2010-2020 et Plan Marketing 2010-2015 // Atout France // URL : https://www.entreprises.gouv.fr/files/files/directions_services/tourisme/territoires/Contrats_de_destination/atout-france-strategie-marketing-2010-2020.pdf
9. Stratégie humanitaire de la république française 2018-2022 // Ministère de l'Europe et des Affaires étrangères // URL : https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/strategie_humanitaire_web_cle023719.pdf
10. Stratégie Internationale de la France pour le numérique 2017 // Ministère de l'Europe et des Affaires étrangères // URL : https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/strategie_numerique_a4_02_interactif_cle445a6a.pdf
11. La stratégie de recherche du ministère de la culture 2017-2020 // Ministère de la Culture de la France
12. Infographic : The main themes of sports diplomacy // Ministère de l'Europe et des Affaires étrangères // URL : https://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/sports-diplomacy/infographic-the-main-themes-of-sports-diplomacy/
13. Communiqué de presse, 30 concrete decisions for France's position as a global leader in tourism // Gouvernement de la République française // 19.06.2014 // URL : https://www.gouvernement.fr/en/30-concrete-decisions-for-france-s-position-as-a-global-leader-in-tourism
14. Communiqué de presse, A tourism development strategy // Gouvernement de la République française // 12.06.2015 // URL : https://www.gouvernement.fr/en/a-tourism-development-strategy
15. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года URL : https://npa.gov.spb.ru/SpbGovSearch/Document/26397.html
...