ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие лексического строя речи 7
1.2. Развитие лексического строя речи в онтогенезе 10
1.3. Особенности лексического строя речи слабослышащих обучающихся 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Диагностика лексического строя речи слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 27
2.2. Основные направления логопедической работы по развитию лексического строя
речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие лексического строя речи 7
1.2. Развитие лексического строя речи в онтогенезе 10
1.3. Особенности лексического строя речи слабослышащих обучающихся 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Диагностика лексического строя речи слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 27
2.2. Основные направления логопедической работы по развитию лексического строя
речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
В настоящее время мы рассматриваем проблему формирования лексического строя речи у детей, имеющих нормальное развитие, и у слабослышащих детей, учитывая психолингвистические концепции. Они раскрывают принципы становления и механизмы формирования лексики, а также выполняют важную функцию: помогают определить факторы, влияющие на отставание или искажение развития речи.
Развитие речи слабослышащих детей младшего школьного возраста - одно из основных направлений коррекционно-развивающего образования. Социализацию, становление личности ребенка, самосознание трудно представить без воспитания интереса к речевой культуре, формирования познавательных функций.
Владение лексиконом определяет владение речью - письменной, устной, оно выступает основой.
На сегодняшний день образование младших школьников сосредоточено на оттачивании их знаний. Речевые и языковые знания, в свою очередь, нуждаются в особом внимании к развитию лексикона у учеников. Одним из важнейших компонентов языковой компетенции выступает словарный запас - организованная система знаний о значениях, правилах употребления слов.
Овладение обучающимися языком обязательно требует учета закономерностей выстраивания и совершенствования его собственного лексикона, а также особенностей лексикона, характерного для его возраста.
Состояние словарного запаса слабослышащих детей имеет ряд особенности, поэтому без специального сопровождения они испытывают затруднения при усвоении программного материала.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожцева, В.В. Виноградова, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской и других ориентированы на изучение особенностей усвоения лексики детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Ученые рассматривают вопросы формирования лексики с позиции ее обогащения, понимания семантики, точности употребления слов.
Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Л.М. Быкова, С.Н. Феклистова и другие изучали вопрос особенностей развития лексики детей с нарушением слуха. Благодаря исследованиям были получены выводы о том, что существуют принципиальные отличия в формировании лексикона слабослышащих детей от развития сверстников, не имеющих нарушений слуха.
Развитие лексикона слабослышащих детей отличалось следующими параметрами: скудный словарь (пассивный и активный), недифференциро-ванное использование слов, расширенные родовые понятия, недостаточное различие обобщающих понятий, ошибки соотнесения слова с конкретным и обобщающим значением, применение инфинитивов в речи.
Выбор темы исследования - «Логопедическая работа по развитию лексического строя речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования», определен необходимостью изучения и обобщения данных об особенностях формирования лексики у слабослышащих младших школьников.
Анализ современной нормативной правовой базы и актуального состояния лексической подсистемы языка младших школьников с нарушениями слуха определят необходимость проектирования организации и отбора со-держания логопедической работы, в частности по развитию лексической стороны речи, у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Проблема исследования - необходимость проектирования организации и отбора содержания логопедической работы, в частности по развитию лексической стороны речи, у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Объект исследования - развитие лексики слабослышащих младших школьников.
Предмет исследования - организация и содержание логопедической работы по развитию лексической подсистемы языка слабослышащих обучающихся в процессе освоения уровня начального общего образования.
Цель исследования - проектирование организации и отбор содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Гипотеза исследования - состояние лексического строя речи у слабослышащих обучающихся требует целенаправленного логопедического воздействия, основанного на детальной диагностике актуального словаря и в контексте реализации адаптированной основной общеобразовательной про-граммы начального общего образования, предполагающей учет особых образовательных потребностей и создание специальных условий обучения.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На базе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить состояние лексики слабослышащих младших школьников.
3. Спроектировать условия организации логопедического сопровождения слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
4. Осуществить отбор содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и нормативной правовой базы; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования, проектирование условий организации и содержания логопедического сопровождения слабослышащих обучающихся.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы: Р.Е. Левиной (системный подход к анализу речевых нарушений), А.А. Залев-ской (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова (теория развития ре¬чи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием), Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, Л.М. Быковой, С.Н. Феклистовой (теория развития речи у слабослышащих, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов) и др.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белгородская коррекционная обще-образовательная школа-интернат №23» г. Белгород, ул. Буденного, 4.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Развитие речи слабослышащих детей младшего школьного возраста - одно из основных направлений коррекционно-развивающего образования. Социализацию, становление личности ребенка, самосознание трудно представить без воспитания интереса к речевой культуре, формирования познавательных функций.
Владение лексиконом определяет владение речью - письменной, устной, оно выступает основой.
На сегодняшний день образование младших школьников сосредоточено на оттачивании их знаний. Речевые и языковые знания, в свою очередь, нуждаются в особом внимании к развитию лексикона у учеников. Одним из важнейших компонентов языковой компетенции выступает словарный запас - организованная система знаний о значениях, правилах употребления слов.
Овладение обучающимися языком обязательно требует учета закономерностей выстраивания и совершенствования его собственного лексикона, а также особенностей лексикона, характерного для его возраста.
Состояние словарного запаса слабослышащих детей имеет ряд особенности, поэтому без специального сопровождения они испытывают затруднения при усвоении программного материала.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожцева, В.В. Виноградова, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской и других ориентированы на изучение особенностей усвоения лексики детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Ученые рассматривают вопросы формирования лексики с позиции ее обогащения, понимания семантики, точности употребления слов.
Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Л.М. Быкова, С.Н. Феклистова и другие изучали вопрос особенностей развития лексики детей с нарушением слуха. Благодаря исследованиям были получены выводы о том, что существуют принципиальные отличия в формировании лексикона слабослышащих детей от развития сверстников, не имеющих нарушений слуха.
Развитие лексикона слабослышащих детей отличалось следующими параметрами: скудный словарь (пассивный и активный), недифференциро-ванное использование слов, расширенные родовые понятия, недостаточное различие обобщающих понятий, ошибки соотнесения слова с конкретным и обобщающим значением, применение инфинитивов в речи.
Выбор темы исследования - «Логопедическая работа по развитию лексического строя речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования», определен необходимостью изучения и обобщения данных об особенностях формирования лексики у слабослышащих младших школьников.
Анализ современной нормативной правовой базы и актуального состояния лексической подсистемы языка младших школьников с нарушениями слуха определят необходимость проектирования организации и отбора со-держания логопедической работы, в частности по развитию лексической стороны речи, у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Проблема исследования - необходимость проектирования организации и отбора содержания логопедической работы, в частности по развитию лексической стороны речи, у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Объект исследования - развитие лексики слабослышащих младших школьников.
Предмет исследования - организация и содержание логопедической работы по развитию лексической подсистемы языка слабослышащих обучающихся в процессе освоения уровня начального общего образования.
Цель исследования - проектирование организации и отбор содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Гипотеза исследования - состояние лексического строя речи у слабослышащих обучающихся требует целенаправленного логопедического воздействия, основанного на детальной диагностике актуального словаря и в контексте реализации адаптированной основной общеобразовательной про-граммы начального общего образования, предполагающей учет особых образовательных потребностей и создание специальных условий обучения.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На базе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить состояние лексики слабослышащих младших школьников.
3. Спроектировать условия организации логопедического сопровождения слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
4. Осуществить отбор содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и нормативной правовой базы; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования, проектирование условий организации и содержания логопедического сопровождения слабослышащих обучающихся.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы: Р.Е. Левиной (системный подход к анализу речевых нарушений), А.А. Залев-ской (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова (теория развития ре¬чи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием), Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, Л.М. Быковой, С.Н. Феклистовой (теория развития речи у слабослышащих, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов) и др.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белгородская коррекционная обще-образовательная школа-интернат №23» г. Белгород, ул. Буденного, 4.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изучение особенностей лексики слабослышащих детей - одно из самых актуальных направлений коррекционной работы с учащимися данной группы. Оно позволяет применять возможности комплексного подхода к формированию и совершенствованию лексической системы.
Слово - это важнейшая языковая единица, служащая для обозначения предметов, процессов, качеств и свойств. Работа над ним важна в общей си¬стеме развития речи, а главным свойством слова выступает значение. Понимание разнообразия значений формируется у человека много лет, а потому важно ознакомить ребенка с различными значениями, чтобы он получил возможность семантически точно использовать слова.
Развитие умения использовать слова в точном соответствии контексту и речевой ситуации позволяет формированию навыков свободного выбора языковых средств при выстраивании высказывания, а также свободного использования слов и их связки по смыслу. Умение понимать значение дает возможности осознанного владения языком, обогащения речи, роста словес¬ной культуры.
Центральной задачей логопедической работы выступает помощь слабослышащим младшим школьникам в устранении недостатков речи. Кроме того, работа призвана приблизить уровень практического владения лексикой к норме, а именно - дать возможность детям пользоваться речью как средством общения. Важным условием является подготовка сознательного использования слов в самостоятельной речи, поэтому работа подразумевает исключение нормативного накопления слов.
Развитие лексики обеспечивается при условии целенаправленной, систематической, дифференцированной логопедической работы.
Мы провели исследование лексики у слабослышащих младших школьников. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» г. Белгород. Участниками исследования выступило 15 детей, из них 5 учащихся - 2 класса, 5 учеников - 3 класса и 5 учащихся - 4 класса с системным недоразвитием речи, обусловленном двусторонней хронической сенсоневральной тугоухостью, состояние после КИ.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: у слабослышащих младших школьников имеют место количественные и качественные особенности лексики. Детальный анализ результатов ответов детей по исследованию объема и качества номинативного словаря по основным лексическим темам показал, что дети владеют номинативным словарем на ниже среднего и низком уровне.
Выполнение задания на подбор синонимов и антонимов продемонстрировало отсутствие умения выделить существенные семантические признаки в значении слов а, значит, сравнить значение слов на основе единого семантического признака. Объяснение значений слов показало, что слабослышащие дети не справляются с заданием.
Полученные в результате исследования данные позволили сделать вы¬вод о необходимости осуществления логопедической помощи по развитию лексики у слабослышащих младших школьников.
Основные направления логопедического воздействия по развитию лексического строя речи были разработаны с учетом структуры АООП НОО и требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Они учитывают необходимость междисциплинарного контакта всех участников образовательной деятельности.
Обозначенная цель исследования, поставленные задачи были решены, а гипотеза доказана.
Слово - это важнейшая языковая единица, служащая для обозначения предметов, процессов, качеств и свойств. Работа над ним важна в общей си¬стеме развития речи, а главным свойством слова выступает значение. Понимание разнообразия значений формируется у человека много лет, а потому важно ознакомить ребенка с различными значениями, чтобы он получил возможность семантически точно использовать слова.
Развитие умения использовать слова в точном соответствии контексту и речевой ситуации позволяет формированию навыков свободного выбора языковых средств при выстраивании высказывания, а также свободного использования слов и их связки по смыслу. Умение понимать значение дает возможности осознанного владения языком, обогащения речи, роста словес¬ной культуры.
Центральной задачей логопедической работы выступает помощь слабослышащим младшим школьникам в устранении недостатков речи. Кроме того, работа призвана приблизить уровень практического владения лексикой к норме, а именно - дать возможность детям пользоваться речью как средством общения. Важным условием является подготовка сознательного использования слов в самостоятельной речи, поэтому работа подразумевает исключение нормативного накопления слов.
Развитие лексики обеспечивается при условии целенаправленной, систематической, дифференцированной логопедической работы.
Мы провели исследование лексики у слабослышащих младших школьников. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» г. Белгород. Участниками исследования выступило 15 детей, из них 5 учащихся - 2 класса, 5 учеников - 3 класса и 5 учащихся - 4 класса с системным недоразвитием речи, обусловленном двусторонней хронической сенсоневральной тугоухостью, состояние после КИ.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: у слабослышащих младших школьников имеют место количественные и качественные особенности лексики. Детальный анализ результатов ответов детей по исследованию объема и качества номинативного словаря по основным лексическим темам показал, что дети владеют номинативным словарем на ниже среднего и низком уровне.
Выполнение задания на подбор синонимов и антонимов продемонстрировало отсутствие умения выделить существенные семантические признаки в значении слов а, значит, сравнить значение слов на основе единого семантического признака. Объяснение значений слов показало, что слабослышащие дети не справляются с заданием.
Полученные в результате исследования данные позволили сделать вы¬вод о необходимости осуществления логопедической помощи по развитию лексики у слабослышащих младших школьников.
Основные направления логопедического воздействия по развитию лексического строя речи были разработаны с учетом структуры АООП НОО и требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Они учитывают необходимость междисциплинарного контакта всех участников образовательной деятельности.
Обозначенная цель исследования, поставленные задачи были решены, а гипотеза доказана.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017



