Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №13453

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
703
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Понятие лексического строя речи 7
1.2. Развитие лексического строя речи в онтогенезе 10
1.3. Особенности лексического строя речи слабослышащих обучающихся 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Диагностика лексического строя речи слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 27
2.2. Основные направления логопедической работы по развитию лексического строя
речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


В настоящее время мы рассматриваем проблему формирования лексического строя речи у детей, имеющих нормальное развитие, и у слабослышащих детей, учитывая психолингвистические концепции. Они раскрывают принципы становления и механизмы формирования лексики, а также выполняют важную функцию: помогают определить факторы, влияющие на отставание или искажение развития речи.
Развитие речи слабослышащих детей младшего школьного возраста - одно из основных направлений коррекционно-развивающего образования. Социализацию, становление личности ребенка, самосознание трудно представить без воспитания интереса к речевой культуре, формирования познавательных функций.
Владение лексиконом определяет владение речью - письменной, устной, оно выступает основой.
На сегодняшний день образование младших школьников сосредоточено на оттачивании их знаний. Речевые и языковые знания, в свою очередь, нуждаются в особом внимании к развитию лексикона у учеников. Одним из важнейших компонентов языковой компетенции выступает словарный запас - организованная система знаний о значениях, правилах употребления слов.
Овладение обучающимися языком обязательно требует учета закономерностей выстраивания и совершенствования его собственного лексикона, а также особенностей лексикона, характерного для его возраста.
Состояние словарного запаса слабослышащих детей имеет ряд особенности, поэтому без специального сопровождения они испытывают затруднения при усвоении программного материала.
Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожцева, В.В. Виноградова, М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской и других ориентированы на изучение особенностей усвоения лексики детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Ученые рассматривают вопросы формирования лексики с позиции ее обогащения, понимания семантики, точности употребления слов.
Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, К.Г. Коровин, Л.М. Быкова, С.Н. Феклистова и другие изучали вопрос особенностей развития лексики детей с нарушением слуха. Благодаря исследованиям были получены выводы о том, что существуют принципиальные отличия в формировании лексикона слабослышащих детей от развития сверстников, не имеющих нарушений слуха.
Развитие лексикона слабослышащих детей отличалось следующими параметрами: скудный словарь (пассивный и активный), недифференциро-ванное использование слов, расширенные родовые понятия, недостаточное различие обобщающих понятий, ошибки соотнесения слова с конкретным и обобщающим значением, применение инфинитивов в речи.
Выбор темы исследования - «Логопедическая работа по развитию лексического строя речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования», определен необходимостью изучения и обобщения данных об особенностях формирования лексики у слабослышащих младших школьников.
Анализ современной нормативной правовой базы и актуального состояния лексической подсистемы языка младших школьников с нарушениями слуха определят необходимость проектирования организации и отбора со-держания логопедической работы, в частности по развитию лексической стороны речи, у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Проблема исследования - необходимость проектирования организации и отбора содержания логопедической работы, в частности по развитию лексической стороны речи, у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Объект исследования - развитие лексики слабослышащих младших школьников.
Предмет исследования - организация и содержание логопедической работы по развитию лексической подсистемы языка слабослышащих обучающихся в процессе освоения уровня начального общего образования.
Цель исследования - проектирование организации и отбор содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
Гипотеза исследования - состояние лексического строя речи у слабослышащих обучающихся требует целенаправленного логопедического воздействия, основанного на детальной диагностике актуального словаря и в контексте реализации адаптированной основной общеобразовательной про-граммы начального общего образования, предполагающей учет особых образовательных потребностей и создание специальных условий обучения.
В ходе работы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На базе анализа специальной литературы обосновать проблему исследования.
2. Изучить состояние лексики слабослышащих младших школьников.
3. Спроектировать условия организации логопедического сопровождения слабослышащих обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования, в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 2).
4. Осуществить отбор содержания логопедической работы по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и нормативной правовой базы; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования, проектирование условий организации и содержания логопедического сопровождения слабослышащих обучающихся.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы: Р.Е. Левиной (системный подход к анализу речевых нарушений), А.А. Залев-ской (учение о лексиконе как о динамической самоорганизующейся функциональной системе, являющейся результатом психического отражения окружающей действительности); А.Н. Гвоздева, М.Р. Львова (теория развития ре¬чи детей дошкольного и младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием), Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, Л.М. Быковой, С.Н. Феклистовой (теория развития речи у слабослышащих, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов) и др.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белгородская коррекционная обще-образовательная школа-интернат №23» г. Белгород, ул. Буденного, 4.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение особенностей лексики слабослышащих детей - одно из самых актуальных направлений коррекционной работы с учащимися данной группы. Оно позволяет применять возможности комплексного подхода к формированию и совершенствованию лексической системы.
Слово - это важнейшая языковая единица, служащая для обозначения предметов, процессов, качеств и свойств. Работа над ним важна в общей си¬стеме развития речи, а главным свойством слова выступает значение. Понимание разнообразия значений формируется у человека много лет, а потому важно ознакомить ребенка с различными значениями, чтобы он получил возможность семантически точно использовать слова.
Развитие умения использовать слова в точном соответствии контексту и речевой ситуации позволяет формированию навыков свободного выбора языковых средств при выстраивании высказывания, а также свободного использования слов и их связки по смыслу. Умение понимать значение дает возможности осознанного владения языком, обогащения речи, роста словес¬ной культуры.
Центральной задачей логопедической работы выступает помощь слабослышащим младшим школьникам в устранении недостатков речи. Кроме того, работа призвана приблизить уровень практического владения лексикой к норме, а именно - дать возможность детям пользоваться речью как средством общения. Важным условием является подготовка сознательного использования слов в самостоятельной речи, поэтому работа подразумевает исключение нормативного накопления слов.
Развитие лексики обеспечивается при условии целенаправленной, систематической, дифференцированной логопедической работы.
Мы провели исследование лексики у слабослышащих младших школьников. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» г. Белгород. Участниками исследования выступило 15 детей, из них 5 учащихся - 2 класса, 5 учеников - 3 класса и 5 учащихся - 4 класса с системным недоразвитием речи, обусловленном двусторонней хронической сенсоневральной тугоухостью, состояние после КИ.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: у слабослышащих младших школьников имеют место количественные и качественные особенности лексики. Детальный анализ результатов ответов детей по исследованию объема и качества номинативного словаря по основным лексическим темам показал, что дети владеют номинативным словарем на ниже среднего и низком уровне.
Выполнение задания на подбор синонимов и антонимов продемонстрировало отсутствие умения выделить существенные семантические признаки в значении слов а, значит, сравнить значение слов на основе единого семантического признака. Объяснение значений слов показало, что слабослышащие дети не справляются с заданием.
Полученные в результате исследования данные позволили сделать вы¬вод о необходимости осуществления логопедической помощи по развитию лексики у слабослышащих младших школьников.
Основные направления логопедического воздействия по развитию лексического строя речи были разработаны с учетом структуры АООП НОО и требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Они учитывают необходимость междисциплинарного контакта всех участников образовательной деятельности.
Обозначенная цель исследования, поставленные задачи были решены, а гипотеза доказана.



1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: 2002. - 200 с. 1
2. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика [Текст] / Л.В. Андреева. - Академия,2005. -572 с.
3. Аннушкин, В.И. Язык и жизнь [Текст] / В.И. Аннушкин // Русская речь. - 2011. - №3. - С. 124 - 127. 2
4. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с. 3
5. Вахтеров, В.П. О новой педагогике [Текст] / В.П. Вахтеров. - М.: Кара¬пуз, 2008. - 224 с. 4
6. Виноградов, В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Изд-во Наука, 2006. - 562 с. 5
7. Виноградов, В.В. Русский язык [Текст] / В.В. Виноградов. - М.:2006. - 785 с. 6
8. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика [Текст] / Т.М. Власова. - Владос, 1996. - 240 с.
9. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Академия, 2016. - 520 с. 7
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 570 с. 8
11. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса [Текст]: дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2005. - 316 с. 9
12. Голуб, И.Б. Современный русский язык [Текст] / М.А. Теленкова, Д.Э. Розенталь - М.: Изд-во Айрис-пресс, 2010. - 446 с. 10
13. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолог [Текст] / Т.Б. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 576 с. 11
14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с. 12
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. -320 с. 13
16.Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово [Текст]: Избранные труды / А.А. Залевская. - М.: Гнозис, 2005. - 543 с.
17.Залевская, А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование [Текст] / А.А. Залевская. - Воронеж: Изд-во Воронеж,1990. - 205 с.
18.Запорожец, А.В. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Запорожцев, Г.Д. Луков. - Екб.: 2000. - 154 с. 14
19.Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих детей. Грамматика русского языка [Текст]: учебное пособие / А.Г. Зикеев. - М.: изд. центр ВЛА¬ДОС, 2005. - 248 с. 15
20.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений [Текст]/ А.Г. Зикеев. -М.: Академия 2007 200 с. 16
21.Зикеева, А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся [Текст] / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2007. - 200 с. 17
22. Козлов, М. Я Детская сурдоаудиология [Текст] / М.Я. Козлов, А. Л. Левин. - М.: Медицина, 2000. - 223 с. 18
23. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова. - Екб.: У-Фактория, 2006. - 252 с. 19
24. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих [Текст]: учебное пособие / К.В. Комаров. - М.: Изд. дом ОНИКС, 2005. - 223 с. 20
25. Конигсмарк, Б.В. Генетические и метаболические нарушения слуха [Текст] / Б.В. Конигсмарк, Р.Д. Горлин. - М.: 2002. - 424 с. 21
26. Коровин, К.Г. Книга для учителей школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению [Текст] / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с. 22
27. Коровин, К.Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих [Текст] / К.Г. Коровин. - М.: Педагогика, 2002. - 94 с. 23
28. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Текст]: Руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. - КАРО, 2016. - 304 с.
29. Королева, И.В. Учусь слушать и говорить [Текст]: Комплект пособий / И.В. Королева. - КАРО, 2014. - 752 с.
30. Королева, И.В. Учусь слушать и говорить играя. Сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с кохлеарными им-плантами [Текст] / И.В. Королева. - КАРО, 2014. - 88 с.
31. Красильникова, О.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников [Текст]: учебно-методическое пособие /О.А. Красильникова, Г.А. Киреева. КАРО, 2005. - 176 с.
32. Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся [Текст] / Е.П. Кузьмичева. - М.: 1991. - 160 с.
33. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2002. - 256 с. 24
34. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1980. - 310 с. 25
35. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - Спб.: 2006. - 241 с. 26
36. Леонгард, Э.И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард [Текст] / Э.И. Леонгард, Е. В. Самсонова, Е.В. Иванова. - М.: Теревинф, 2009. - 144 с. 27
37. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] /А.Н. Леонтьев; под ред. А.В. Запорожца. - М.: 1995. - 144 с. 28
38. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. 29
39. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: 2006. - 320 с.30
40. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов / М.Р. Львов. - 2006. - 431 с. 31
41. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Р. Львов. - М.: 1997. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с. 32
42. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития [Текст] / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2004. - 178 с. 33
43. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей [Текст]/ под ред. Л.М. Быковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 400 с. 34
44. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха [Текст] / Л.П. Назарова. - Владос, 2001. - 288 с.
45. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; под ред. В.И. Селиверстова. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с. 35
46. Никашина, Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: научная сессия по вопросам дефектологии / Н.А. Никашина. - М.: 1962. - 166 с. 36
47. Никитина, М.И. Сурдопедагогика [Текст] / М.И. Никитина. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
48. Никитина, М.И. Уроки чтения в школе для слабослышащих детей [Текст]/ М.И. Никитина. - М.: Владос, 2006. - 144 с.
49. Никитина, М.И. Чтение и развитие речи [Текст] / М.И. Никитина. - М.: КАРО, 2006. - 160 с.
50. Пелымская, И.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом [Текст] / И.В. Пелымская. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 223 с. 37
51. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребенка [Текст] / С.В. Плотникова. - Флинта: 2011. - 12 с. 38
52 .Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 400 с. 39
53. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: учебник для студентов / О.В. Прав- дина. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с. 40
54. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с. 41
55. Рау, Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих [Текст] /Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
56. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 1994. - 344 с. 42
57. Смирницкий, А.И. К вопросу о слове [Текст]: труды Института языко-знания / А.И. Смирницкий. - М.: 2002. - 430 с. 43
58. Тарасов, Д. И. Тугоухость у детей [Текст] / Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин. - М.: 1984. - 240 с. 44
59. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст]: книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - Новосибирск: Дет. лит., 1994. - 424 с. 45
60. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст]: Том I / К.Д. Ушинский. - М.: 2004. - 576 с. 46
61. Феклистова, С.Н. Основы методики слуховой работы [Текст] / С.Н. Феклистова. - Мн.: БГПУ, 2004. - 52 с. 47
62. Феклистова, С.Н. Развитие слухового восприятия речи слабослыщаших учащихся в условиях интегрированного обучения и воспитания [Текст] / С.Н. Феклистова. - Мн.: БГПУ, 2008. - 69 с. 48
63. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учебное пособие для сту-дентов/ Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с. 49
64. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: книга для логопеда / Т.Б. Филичева. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 224 с. 50
65. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. На материале ошибок школьника [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Высшая школа, 2002. - 800 с. 51
66.Черкасова, Е.Л. Речь детей с заболеваниями лор-органов [Текст] / Е.Л. Черкасова. - Национальный книжный центр, 2017. - 72 с.
67.Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие для логопедов / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2009. - 240 с. 52
68. Шанский, Н.М. Современный русский язык [Текст] / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. - М.: Просвещение, 2007. - 192 с. 53
69. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики [Текст] / А.М. Шахнарович. - Институт языкознания РАН, 1999. - 165 с. 54
70. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст]: учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - М.: Лабринт, 2004. - 330 с. 55
7 1 .Щёголева, Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников [Текст] : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Г.С. Щёголова - М., 1984. - 270 с. 56
72.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 168 с. 57
73. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: [сайт] ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Режим до-ступа: http://fgos-ovz.herzen. spb.ru/wp-content/uploads/2015/01/ФГОС-ОВЗ-24-12-2014-i 1осле-редакторов.рсП'
74. Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт] Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим досту¬па: http: //минобрнауки.рф/документы?кеу words= 114


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ