РОМАН К. МАККАРТИ «ДОРОГА» В КОНТЕКСТЕ ПОСТАПОКАЛИПТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОСТАПОКАЛИПТИКА И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ЖАНРА 7
II. РОМАН К. МАККАРТИ «ДОРОГА» 15
2.1. Жанровые признаки постапокалиптики в романе 16
2.2. Мотив дороги в романе 24
2.3. Образы Отца и Сына в романе 29
III. РОМАН А. ИВАНОВА «ХАРБИНСКИЕ МОТЫЛЬКИ» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список литературы
I. ПОСТАПОКАЛИПТИКА И РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОКИ ЖАНРА 7
II. РОМАН К. МАККАРТИ «ДОРОГА» 15
2.1. Жанровые признаки постапокалиптики в романе 16
2.2. Мотив дороги в романе 24
2.3. Образы Отца и Сына в романе 29
III. РОМАН А. ИВАНОВА «ХАРБИНСКИЕ МОТЫЛЬКИ» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список литературы
Мысль о возможном конце света преследовала человечество на протяжении всей его истории. Представление об апокалипсисе существуют во многих религиях, которые, однако, не рассказывают о нем в подробностях, так же, как и не называют конкретной даты. Все это заставляет людей самим строить сценарии финала истории человечества.
В середине XX века после второй мировой войны и создания ядерного оружия проблема возможного конца света встала наиболее остро. В последние десятилетия озабоченность людей апокалипсисом усилилась в связи с тем, что к религиозным и мистическим прогнозам прибавились еще и прогнозы ученых, что обеспечило популярность таким жанрам, как апокалиптика и постапокалиптика.
Авторы последнего предлагают несколько более сложную ситуацию, чем просто вымирание всего человечества. Она заключается в том, что кому- то из людей все-таки удастся пережить катастрофу и, возможно, на руинах цивилизации возродить человеческую расу, как произошло в библейском мифе о Великом потопе и Ноевом ковчеге.
Огромную популярность жанр постапокалиптики приобрел в США. Ежегодно в этой стране появляется масса новых фильмов и книг в жанре постапокалипсиса, которые имеют успех у зрителя и читателя.
Одним из примеров американской постапокалиптической литературы является роман Кормака Маккарти (р. 1933) «Дорога», написанный в 2006 году. Кормак Маккарти - знаменитый американский прозаик и драматург, обладатель Пулитцеровской премии. В романе «Дорога» Маккарти впервые обращается к жанру постапокалиптики: события разворачиваются в недалеком будущем Земли, которая была опустошена неизвестной катастрофой.
Огромное влияние Маккарти оказал на роман современного русскоязычного писателя Андрея Иванова (р. 1971). В 2013 году вышел его роман «Харбинские мотыльки», описывающий жизнь русской эмиграции в Эстонии 1920-1940-х годов в фактически постапокалиптических тонах.
Цель данной работы - провести литературоведческий анализ романа современного американского автора, лауреата Пулитцеровской премии, Кормака Маккарти «Дорога» в контексте постапокалиптического дискурса.
Основные задачи работы:
- проанализировать сюжетообразующие элементы жанра и философию постапокалиптики, а также ее религиозные истоки;
- изучить реализацию и модификацию данного жанра в США и обосновать его популярность в этой стране;
- рассмотреть постапокалиптический роман К. Маккарти «Дорога» и обнаружить в нем жанровые признаки, проявление философии постапокалиптики, а также проанализировать поэтику романа;
- изучить влияние романа Маккарти на творчество современного русского автора Андрея Иванова на примере романа «Харбинские мотыльки».
Таким образом, объект моего исследования - жанр постапокалиптики, а предмет - реализация данного жанра в американской литературе на примере романа К. Маккарти «Дорога».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, описана методология работы и приведен обзор литературы.
Первая глава работы посвящена жанру постапокалипсиса, рассмотрению его истоков и отличительных особенностей, а также реализации данного жанра в американской литературе.
Во второй главе проведен анализ поэтики романа К. Маккарти «Дорога», обоснована необходимость использования автором жанра постапокалиптики и прослежены общие для постапокалиптической литературы мотивы в романе.
В третьей главе проанализирована поэтика романа А. Иванова «Харбинские мотыльки», прослежено влияние романа «Дорога», выделены общие для двух романов мотивы.
В середине XX века после второй мировой войны и создания ядерного оружия проблема возможного конца света встала наиболее остро. В последние десятилетия озабоченность людей апокалипсисом усилилась в связи с тем, что к религиозным и мистическим прогнозам прибавились еще и прогнозы ученых, что обеспечило популярность таким жанрам, как апокалиптика и постапокалиптика.
Авторы последнего предлагают несколько более сложную ситуацию, чем просто вымирание всего человечества. Она заключается в том, что кому- то из людей все-таки удастся пережить катастрофу и, возможно, на руинах цивилизации возродить человеческую расу, как произошло в библейском мифе о Великом потопе и Ноевом ковчеге.
Огромную популярность жанр постапокалиптики приобрел в США. Ежегодно в этой стране появляется масса новых фильмов и книг в жанре постапокалипсиса, которые имеют успех у зрителя и читателя.
Одним из примеров американской постапокалиптической литературы является роман Кормака Маккарти (р. 1933) «Дорога», написанный в 2006 году. Кормак Маккарти - знаменитый американский прозаик и драматург, обладатель Пулитцеровской премии. В романе «Дорога» Маккарти впервые обращается к жанру постапокалиптики: события разворачиваются в недалеком будущем Земли, которая была опустошена неизвестной катастрофой.
Огромное влияние Маккарти оказал на роман современного русскоязычного писателя Андрея Иванова (р. 1971). В 2013 году вышел его роман «Харбинские мотыльки», описывающий жизнь русской эмиграции в Эстонии 1920-1940-х годов в фактически постапокалиптических тонах.
Цель данной работы - провести литературоведческий анализ романа современного американского автора, лауреата Пулитцеровской премии, Кормака Маккарти «Дорога» в контексте постапокалиптического дискурса.
Основные задачи работы:
- проанализировать сюжетообразующие элементы жанра и философию постапокалиптики, а также ее религиозные истоки;
- изучить реализацию и модификацию данного жанра в США и обосновать его популярность в этой стране;
- рассмотреть постапокалиптический роман К. Маккарти «Дорога» и обнаружить в нем жанровые признаки, проявление философии постапокалиптики, а также проанализировать поэтику романа;
- изучить влияние романа Маккарти на творчество современного русского автора Андрея Иванова на примере романа «Харбинские мотыльки».
Таким образом, объект моего исследования - жанр постапокалиптики, а предмет - реализация данного жанра в американской литературе на примере романа К. Маккарти «Дорога».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, описана методология работы и приведен обзор литературы.
Первая глава работы посвящена жанру постапокалипсиса, рассмотрению его истоков и отличительных особенностей, а также реализации данного жанра в американской литературе.
Во второй главе проведен анализ поэтики романа К. Маккарти «Дорога», обоснована необходимость использования автором жанра постапокалиптики и прослежены общие для постапокалиптической литературы мотивы в романе.
В третьей главе проанализирована поэтика романа А. Иванова «Харбинские мотыльки», прослежено влияние романа «Дорога», выделены общие для двух романов мотивы.
Таким образом, в этой работе был проанализирован жанр постапокалиптики, изучена реализация данного жанра в США; проведён подробный анализ поэтики, философии и жанровых признаков постапокалиптического романа Кормака Маккарти «Дорога» и изучено его влияние на роман Андрея Иванова «Харбинские мотыльки».
Идея о том, что будет с человечеством после конца света, нашла свое отражение в жанре постапокалиптики, который приобрел широкую популярность в середине XX века. Герои постапокалиптического произведения вынуждены приспосабливаться под новые враждебные для человека условия окружающей среды. В произведениях данного жанра заключена мысль о духовном крахе цивилизации, который влечет за собой крах и материальной культуры.
Тема постапокалипипса хорошо прижилась в американской культуре. Во-первых, США были одним из участников холодной войны, после которой конец света стал почти реальным и зримым будущим. Во-вторых, мысль об апокалипсисе довольно органично сосуществует с религией кальвинистов и идеей о предестинации, согласно которой апокалипсис является составляющим божественного замысла, повлиять на который человек не в силах.
В сознании американцев всегда существовало представление об Америке как о месте, где конечная цель истории будет достигнута раньше всего, а американец воспринимался как новый Адам. В условиях постапокалипсиса появляется необходимость освоения других миров или повторного освоения посткатострофической Америки. Героем жанра становится индивидуалист, борющийся с враждебным окружением.
Ярким примером жанра является роман американского автора Кормака Маккарти «Дорога». Жанр постапокалипсиса для Маккарти становится удобным для того, чтобы поместить человека в нулевые координаты и осмыслить некие экзистенциальные проблемы. Отец и Сын выделяются из других выживших, так как продолжают жить по законам уже погибшего мира в условиях, когда все человеческие смыслы и ценности исчезли.
Пейзажи «Дороги» написаны по всем законам постапокалиптического жанра. В романе контрастируют описания руин погибшего, конечного мира, созданного человеком, с описаниями устрашающей, но вечной природы.
Люди в этом романе являются врагами друг друга. У Маккарти описаны люди, пребывающие в своем естественном состоянии, что влечет за собой их постоянную борьбу.
Смыслообразующим мотивом романа, как и во многих других произведениях жанра, становится мотив дороги. Для Отца она оказывается движением к смерти, для Сына - становлением. Дорога становится символом самой жизни, представляющей собой не движение к цели, а просто движение как таковое. Дом же в романе воспринимается как нечто чужое и враждебное.
Герои являются воплощением всех Отцов и Детей мира, это универсальный родитель и ребенок, которые по ходу произведения проходят все этапы, которые проходят отцы и дети. С каждым этапом путешествия между отцом и сыном нарастают непримиримые противоречия. Ребенок, готовый взять на себя ответственность за каждое живое существо в мире, противопоставляется всему человечеству, не способному нести ответственность за свои действия и судьбу мира.
В ходе проведения сравнительного анализа было выявлено, что в романе А. Иванова «Харбинские мотыльки» разворачивается схожий с постапокалиптическим конфликт: лишившийся обоснования собственного существования художник Борис Ребров противостоит враждебному антимиру - потерявшему человеческий облик обществу, основным принципом которого является театральность.
Схожей является и общая гнетущая атмосфера романов, отсутствие четкой смены времен года, перманентный холод. Постэсхатологическое пространство Маккарти оказывается развернутым вширь и абсолютно пустым, у Иванова - ограничено Таллином и густонаселено.
Как для Маккарти, так и для Иванова оказывается важен мотив пыли, праха, в который рано или поздно обращается все в мире. Пыль в романе является полноценным образом, указывающим на тщету и бренность действий героев.
Смыслообразующим для обоих романов также является образ дороги. Герои произведения идут по дороге вперед, потому что ничего другого, кроме этого движения, у них не осталось. С этим движением тесно связан мотив странничества, также оказывающийся общим для обоих романов.
Как и в постапокалиптической литературе, в литературе эмиграции важно понятие дома. Сам дом как уютное пространство исчезает. Остается только память о нем, которую герои воспринимают как мешающую двигаться.
В романах обоих писателей реализуется то же экзистенциальное состояние, что и в поэме Т. Элиота, называемое «смерть-в-жизни». Каждый из героев продолжает свое физическое существование, однако находится скорее в пограничном состоянии между жизнью и смертью.
Главное, что отличает Отца и Сына из «Дороги» и Тимофея и Бориса из «Харбинских мотыльков»: наличие у них понятия долга и способность испытывать чувство стыда. Центральные персонажи - последние оставшиеся после катастрофы носители моральных и этических норм, что и отделяет их от других.
Идея о том, что будет с человечеством после конца света, нашла свое отражение в жанре постапокалиптики, который приобрел широкую популярность в середине XX века. Герои постапокалиптического произведения вынуждены приспосабливаться под новые враждебные для человека условия окружающей среды. В произведениях данного жанра заключена мысль о духовном крахе цивилизации, который влечет за собой крах и материальной культуры.
Тема постапокалипипса хорошо прижилась в американской культуре. Во-первых, США были одним из участников холодной войны, после которой конец света стал почти реальным и зримым будущим. Во-вторых, мысль об апокалипсисе довольно органично сосуществует с религией кальвинистов и идеей о предестинации, согласно которой апокалипсис является составляющим божественного замысла, повлиять на который человек не в силах.
В сознании американцев всегда существовало представление об Америке как о месте, где конечная цель истории будет достигнута раньше всего, а американец воспринимался как новый Адам. В условиях постапокалипсиса появляется необходимость освоения других миров или повторного освоения посткатострофической Америки. Героем жанра становится индивидуалист, борющийся с враждебным окружением.
Ярким примером жанра является роман американского автора Кормака Маккарти «Дорога». Жанр постапокалипсиса для Маккарти становится удобным для того, чтобы поместить человека в нулевые координаты и осмыслить некие экзистенциальные проблемы. Отец и Сын выделяются из других выживших, так как продолжают жить по законам уже погибшего мира в условиях, когда все человеческие смыслы и ценности исчезли.
Пейзажи «Дороги» написаны по всем законам постапокалиптического жанра. В романе контрастируют описания руин погибшего, конечного мира, созданного человеком, с описаниями устрашающей, но вечной природы.
Люди в этом романе являются врагами друг друга. У Маккарти описаны люди, пребывающие в своем естественном состоянии, что влечет за собой их постоянную борьбу.
Смыслообразующим мотивом романа, как и во многих других произведениях жанра, становится мотив дороги. Для Отца она оказывается движением к смерти, для Сына - становлением. Дорога становится символом самой жизни, представляющей собой не движение к цели, а просто движение как таковое. Дом же в романе воспринимается как нечто чужое и враждебное.
Герои являются воплощением всех Отцов и Детей мира, это универсальный родитель и ребенок, которые по ходу произведения проходят все этапы, которые проходят отцы и дети. С каждым этапом путешествия между отцом и сыном нарастают непримиримые противоречия. Ребенок, готовый взять на себя ответственность за каждое живое существо в мире, противопоставляется всему человечеству, не способному нести ответственность за свои действия и судьбу мира.
В ходе проведения сравнительного анализа было выявлено, что в романе А. Иванова «Харбинские мотыльки» разворачивается схожий с постапокалиптическим конфликт: лишившийся обоснования собственного существования художник Борис Ребров противостоит враждебному антимиру - потерявшему человеческий облик обществу, основным принципом которого является театральность.
Схожей является и общая гнетущая атмосфера романов, отсутствие четкой смены времен года, перманентный холод. Постэсхатологическое пространство Маккарти оказывается развернутым вширь и абсолютно пустым, у Иванова - ограничено Таллином и густонаселено.
Как для Маккарти, так и для Иванова оказывается важен мотив пыли, праха, в который рано или поздно обращается все в мире. Пыль в романе является полноценным образом, указывающим на тщету и бренность действий героев.
Смыслообразующим для обоих романов также является образ дороги. Герои произведения идут по дороге вперед, потому что ничего другого, кроме этого движения, у них не осталось. С этим движением тесно связан мотив странничества, также оказывающийся общим для обоих романов.
Как и в постапокалиптической литературе, в литературе эмиграции важно понятие дома. Сам дом как уютное пространство исчезает. Остается только память о нем, которую герои воспринимают как мешающую двигаться.
В романах обоих писателей реализуется то же экзистенциальное состояние, что и в поэме Т. Элиота, называемое «смерть-в-жизни». Каждый из героев продолжает свое физическое существование, однако находится скорее в пограничном состоянии между жизнью и смертью.
Главное, что отличает Отца и Сына из «Дороги» и Тимофея и Бориса из «Харбинских мотыльков»: наличие у них понятия долга и способность испытывать чувство стыда. Центральные персонажи - последние оставшиеся после катастрофы носители моральных и этических норм, что и отделяет их от других.
Подобные работы
- Постапокалиптические мотивы в современной американской культуре: литература и кино
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Постапокалиптические мотивы в современной американской культуре: литература и кино
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016



