Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная идентичность личности и самооценка (Кубанский Государственный Университет)

Работа №134514

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы30
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 респондентов, из которых 31 женщина и 9 мужчин в возрасте 18-20 лет.
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………….… 3
1 Теоретические основы исследования гендерной идентичности и особенностей самооценки личности…………………………………………6
1.1 Понятие гендера и гендерной идентичности в психологии… 6
1.2 Психологическая характеристика основных категорий гендерной идентичности: маскулинности, фемининности и андрогинности.………….…………… 8
1.3 Понятие самооценки личности в психологии…….…………….......... 9
1.4 Гендерный контекст самооценки личности…………….………......... 16
2 Эмпирическое исследование особенностей самооценки личности с разной гендерной идентичностью …………………………………………..18
2.1 Методики исследования………18
2.2 Обработка и интерпретация результатов20
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованных источников…28
Приложение А Сводная таблица первичных эмпирических данных……30

Актуальность исследования. Современная теория о гендере и гендерной идентичности предполагает, что проявление различных личностных качеств человека, в том числе и его самооценка, связаны не столько с биологическим полом (мужчина/женщина), сколько с социально-психологическим полом – теми чертами, качествами и свойствами, которые сконструированы социокультурной средой.
Проблема изменения гендерных стереотипов и отношений затрагивает практически все стороны жизни и деятельности современного человека и может быть проанализирована в разных плоскостях, в связи с другими социальными проблемами и процессами. Причем каждый раз исследователь сталкивается, как показывают современные гендерные исследования в социологии, политологии, культурологии и психологии, с новым аспектом в изменении гендерных отношений.
Однако все уровни или ракурсы гендерной проблематики отражаются в плоскости психологических состояний и переживаний человека. И если жесткая биполярная модель отношений «мужское – мужчинам» и «женское – женщинам» в мировом и российском обществе расширяется, то процесс этот в первую очередь затрагивает саму личность: ее ценности, потребности и модели поведения. Процесс изменений происходит внутри конкретной личности, которая расширяет или подтверждает свои гендерные приоритеты.
Личность все больше приобретает возможность в реализации того типа гендерной идентичности, который является результатом ее индивидуального опыта, включающего не пассивное усвоение некоторых норм и требований гендерной роли, а творческое преобразование внутри личности. Причем в различных социальных, этнических, профессиональных, возрастных и других группах процесс конструирования и реализации гендерной идентичности наполнен своей спецификой.
Исследование особенностей самооценки личности является важным аспектом в понимании факторов и способов влияния на психологическое состояние, адаптивность и социализацию. Изучение особенностей самооценки в контексте гендерной идентичности является крайне актуальным и способствует большему расширению знаний о влиянии гендерного фактора на самооценку, а также способствуют профилактике девиаций в межличностном общении.
Объект исследования: гендерная идентичность и самооценка личности.
Предмет исследования: особенности самооценки личности с разной гендерной идентичностью.
Цель исследования состоит в изучении особенностей самооценки личности с разной гендерной идентичностью.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях самооценки личности с разным гендерным статусом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами исследования были поставлены следующие задачи.
Теоретические задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме гендерной идентичности личности;
2) рассмотреть основные типы гендерной идентичности, особенности их проявления;
3) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме самооценки;
4) охарактеризовать психологические особенности самооценки в соответствии с гендерной идентичностью.
Эмпирические задачи:
1) определить гендерный статус личности с помощью методики диагностики психологического пола личности С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой;
2) выявить особенности самооценки личности с помощью «тест-опросника самооценки» Б. Уайнхолда;
3) сопоставить гендерную идентичность личности с особенностями самооценки.
Методы исследования.
1. Теоретический метод: анализ научной литературы.
2. Метод сбора данных: проведение опроса.
3. Организационный: сравнительный.
4. Эмпирический – психодиагностический: диагностика психологического пола личности (С. Бем в модификации О.Г. Лопуховой); «тест-опросник самооценки» Б. Уайнхолда.
Выборка: в исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 17–20 лет.
Новизна данного исследования заключается в выявлении особенностей самооценки у личности не только с традиционной гендерной идентичностью (фемининный, маскулинный и андрогинный), но и учитывая склонность личности к конкретному гендеру: андрогинно-маскулинный и андрогинно-фемининный статус.
Теоретическая значимость данной работы заключается в теоретическом обосновании гипотезы о том, что существуют различия в особенностях самооценки личности с разной гендерной идентичностью.
Практическая значимость исследования отражается в возможности применения полученных результатов дипломированными специалистами в непосредственной работе с проблемами самооценки личности, учитывая гендерную идентичность и определяя соответствующий индивидуальный подход в терапии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования стояло изучение особенностей самооценки личности с разным гендерным статусом. Изучив достоверную теоретическую базу, были выделены основные положения исследований, которые соответствовали заданной теме. Рассмотрены различные аспекты выбранной для исследования темы и определены основные составляющие, определившие дальнейший выбор методов и методик получения эмпирических данных.
На основе изученной литературы было определено, что самооценка личности – это многокомпонентная динамическая система, которая включает в себя такие составляющие, как уверенность в своих способностях, самокритичность, самоактуализацию, степень субъективного благополучия, уровень внутренней мотивации, адекватность восприятия себя и своих действий, а также многие другие факторы, оказывающие влияние на формирование самооценки человека. Направленность самооценки определяет на какие аспекты личности она ориентирована: на конкретные достижения, на общую оценку личности, на социальное признание, на компетенцию в определенной области, на духовный рост и самопознание и т.д. Направленность самооценки может существенно влиять на мотивацию человека, его поведение, отношения с окружающими и на итоговый результат в реализации поставленных целей. Например, сильная направленность самооценки на социальное признание может привести к неумеренному стремлению быть понравиться окружающим в ущерб своей истинной индивидуальности, тогда как направленность на личностный рост и самопознание может помочь человеку достигнуть более глубокой и продуктивной самооценки, не зависящей от мнения окружающих. В результате исследования можно сделать вывод о том, что качества, стиль поведения личности с определенным гендерным статусом во многом предопределяет уровень его самооценки в целом. Внутриличностный конфликт гендерной идентичности способен спровоцировать негативные изменения в ядерной структуре самооценки личности.
Так, независимо от половой принадлежности фемининным личностям больше присуща низкая самооценка, чем маскулинным. Фемининность характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, эмоциональной чувствительностью, эмпатией и неустойчивостью самооценки; маскулинность – уверенностью в себе, целеустремленностью, силой и устойчивостью самооценки, что может переходить в обесценивание окружающих и меньшей толерантности к критике. У личности с андрогинным статусом также выявлена более низкая самооценка в нескольких областях жизни.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования, что существуют различия в особенностях самооценки личности с разным гендерным статусом. Данное исследование можно считать достоверным и обоснованным. Все поставленные задачи как теоретические, так и эмпирические были достигнуты и в полной мере решены. Представленная теоретическая информация, подкреплена собственным эмпирическим исследованием, посредством использования двух методик: «полоролевой опросник» С. Бем и «опросник самооценки» Б. Уайнхолда. Полученные результаты структурированы и интерпретированы в соответствии с теоретическими положениями.
Тема данного исследования является актуальной в сфере изучения гендерной психологии и психологии личности. Полученный результат работы может быть полезен при личной работе с клиентом в выявлении структурных нарушениий самоотношения и решении внутриличностных конфликтов. Также возможно рассмотреть прогнозирование типа самооценки в соответствии с гендерным статусом личности, помощь в построении отношений с окружающими.
Данное исследование можно продолжить, изучив особенности самооценки в соответствии с разным гендерным статусом на большей по числу респондентов выборке. Также возможно исследовать структурное обеспечение функционирования механизмов защиты отношения к себе у личностей с разным гендерным статусом.



1 Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. – Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2019. – 367 с.
2 Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем. – Москва: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2004. – 336 с.
3 Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т. В. Бендас. – СПб.: Питер, 2019. – 431 с.
4 Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – Москва: АСТ-Астрель-Хранитель, 2007. – 479 с.
5 Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 142с.
6 Реан, А. А. Психология подростка / А. А. Реан. – СПб. : Прайм- Еврознак, 2003. – 432 с.
7 Захарова, А. В. Генезис самооценки: автореферат диссертации / А. В. Захарова, 1989. – 56 с.
8 Левданская, Н. М. Формирование у подростков опыта нравственного самооценивания / Н. М. Левданская // Адукацыя і выхаванне. – 2009. – №1. – С 21.
9 Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
10 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
11 Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179 с.
12 Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
13 Маркова, И. В. Психология / И. В. Маркова. – М.: ЮРАЙТ, 2004. – 684 с.
14 Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.
15 Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 704 с.
16 Будасси, С.А. Защитные механизмы личности / С. А. Будасси. – М.: Просвещение, 1998. – 424 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ