Вторичная языковая личность: этапы формирования и особенности функционирования (Язык, культура и культурная антропология, Костромской государственный университет)
Введение...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ И ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Языковая личность и условия её формирования...5
1.2 Вторичная языковая личность в антропологии, лингвистике и психолингвистике........8
1.3 Виды и уровни вторичной языковой личности...11
Выводы по 1 главе...14
ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1 Функционирование на разных уровнях, в языке, в мышлении и сложности формирования и проявления...15
2.2 Формирование вторичной языковой личности средствами художественной литературы......20
Выводы по 2 главе...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ....................27
Изучение природы, внутреннего мира и менталитета человека невозможно без исследования языка и речи. Язык – это не только средство коммуникации, передачи и выражения мысли, но и система, через которую формируется образ мира, мышление человека, поведение. Язык как явление духовной жизни человечества способствует процессу коммуникации, социализации и интеграции культур.
Интерес к личностному аспекту изучения языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, – не только в лингвистике, но и в психологии, философии, лингводидактике.
Феномен языковой личности является одной из актуальных тем в лингвистике. В последнее десятилетия словосочетание «языковая личность» становится одним из главных филологических понятий. Также интерес к проблеме языковой личности еще более возрос в связи с активизацией исследований, посвященных изучению личности говорящего индивида в русле таких дисциплин, как психолингвистика, социолингвистика, лингводидактика.
Современные исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности.
Важнейшим средством коммуникации, при помощи которого люди могут обмениваться своими мыслями, налаживать связи и добиваться взаимопонимания, является язык. Современное понимание человека тесно связано с представлением о нём как о языковой личности.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что глобализация, происходящая во всех сферах общества, невозможна без межкультурной коммуникации. Участниками межкультурной коммуникации выступают языковые личности, от которых во многом зависит результат взаимодействия культур.
Объектом исследования является вторичная языковая личность.
Предмет исследования – функционирование языковой личности в межкультурной коммуникации, формирование вторичной языковой личности в процессе познания иноязычной культуры.
Целью работы является исследование вторичной языковой личности на различных этапах её формирования.
Задачи исследования:
1)изучить различные подходы к понятию языковой личности;
2) выявить условия формирования вторичной языковой личности
3) рассмотреть языковую личность в антропологии, лингвистике и психолингвистике
4) определить и раскрыть виды вторичной языковой личности
5) проанализировать уровни вторичной языковой личности
В ходе работы были использовании следующие методы исследования:
метод поиска, метод выборки, метод анализа, метод описания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его теоретических и практических результатов в рассмотрении вторичной языковой личности в теории языка и общего языкознания.
Изучение природы, внутреннего мира и менталитета человека невозможно без углубленного исследования языка и речи. Язык не только служит средством коммуникации и выражения мыслей, но также является системой, через которую формируется наше представление о мире, мышление и поведение. В сущности, язык – это духовное проявление человечества, способствующее коммуникативному процессу, социализации и интеграции различных культур.
Феномен языковой личности стал ключевым понятием в лингвистике, исследованиями которого увлечены многие ученые. Этому интересу также способствовали исследования, посвященные изучению говорящей личности в рамках таких дисциплин, как психолингвистика, социолингвистика и лингводидактика.
Современные исследования в области коммуникативной лингвистики раскрыли новые перспективы изучения проблемы языковой личности. Язык, как основное средство коммуникации, позволяет людям обмениваться мыслями, устанавливать связи и достигать взаимопонимания. Современное представление о человеке тесно связано с его пониманием как языковой личности.
Исследование вторичной языковой личности и ее формирования в межкультурной коммуникации имеет не только академическую, но и практическую значимость. Понимание и анализ этой проблематики способствуют более эффективному взаимодействию культур и установлению гармоничных отношений между людьми различных языковых общностей.
Таким образом, развитие вторичной языковой личности является неотъемлемой частью процесса изучения иностранного языка. Оно позволяет обучающемуся эффективно общаться с носителями, учитывая культурные и социальные нормы языка, что помогает избежать конфликтных ситуаций и культурных потрясений. Несмотря на ограничения формирования вторичной языковой личности вне естественной языковой среды, использование современных информационных ресурсов позволяет улучшить языковые навыки и приблизиться к идеалу вторичной языковой личности.
Важно отметить, что языковая личность развивается от уровня к уровню, и формирование вторичной языковой личности осуществляется взаимосвязи с трехуровневой структурой личности. Для успешного обучения иностранному языку важно овладеть системой родного языка, так как это позволяет лучше понять новую социокультурную действительность.
Уровни вторичной языковой личности исследованы Ю.Н.Карауловым и представляют собой трёхуровневую систему: вербально-семантический уровень, тезаурусный,мотивационный. Данные уровни помогли раскрыть и рассмотреть ещё детальнее понятие о вторичной языковой личности.
1. Альбрехт Э. Критика современной лингвистической философии. М.: Прогресс, 1967. 159 с
2. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидно стям текстов: автореф. докт. филол. наук / Г.И. Богин. – Калинин: КГУ, 1986. – 86 с.
3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. — М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
4. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. 452 с
5. Караулов Ю.Н. «Четыре кита» современной лингвистики, или О предпосылках включения «язы ковой личности» в объект науки о языке (от содержания науки к ее истории) // Соотношения частнона учных методов и методологии в филологической науке. М., 1986. С. 33-52.
6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов — 7-е изд. — М.: Издательство ЛКИ, 2010.Проблема формирования вторичной языковой личности в современной методической теории и практике
7. Ракитина С. В. Когнитивно-дискурсивное пространство научного текста. Автореф. дисс. на соискание ученой
степени д.ф.н. : 10.02.01 : защищена 21.06.07 / Ракитина Светлана Владимировна – Волгоград: Волгоградский
государственный педагогический университет, 2007. – 44 с
8. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте
реализаций. Краснодар: КубГУ, 1997. 72 с
9. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидакти-ка и методика:
Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений.
— М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с. ISBN 5-7695-1381-0
10. Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи / И.И Халеева. – М.: МГЛУ, 2001. – 210 с.
11. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного тек ста // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М.: РАН ИРЯ, 1995. – С. 7 –286.
12. Язык, сознание, коммуникация: Сб. научных статей, посвященный памяти Галины Ивановны Рожковой // Ред. Л.П. Клобукова, В.В. Красных, А.И. Изотов. – М.: Диалог-МГУ, 1998. – Вып.6. – 116 с.