Введение 3
Глава 1 Теоретические основы конкурентной позиции предприятия 7
1.1 Понятие конкурентной позиции предприятия 7
1.2 Методы оценки конкурентной позиции предприятия 11
Глава 2 Анализ конкурентной позиции в деятельности ООО «ТД «Белогорье» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Оценка конкурентной позиции предприятия 35
2.3 Разработка мероприятий по укреплению конкурентной
позиции предприятия путем формирования рекламной стратегии на ООО «ТД
«Белогорье» 56
Заключение 71
Список литературы 74
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы определяется тем, что рыночная система хозяйствования
требует от предприятий постоянного повышения уровня своей конкурентоспособности. Конкурентные преимущества предприятий закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Если еще недавно деятельность большинства предприятий была направлена на завоевание доли рынка, то сегодня ведущие компании смещают акценты в стратегии своего развития на увеличение числа постоянных клиентов. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько нововведения предприятий, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют их эффективности.
Стратегия конкурентной борьбы и укрепления конкурентных позиций направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей предприятию противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
В условиях рыночной экономики многие предприятия России сталкиваются с рядом ранее не возникавших проблем. Часть проблем связана с растущим уровнем конкурентоспособности, появлением иностранных игроков, необходимостью выпускать новые виды товаров, оказать новые услуги и выполнять новые работы. Другая часть проблем связана с квалифицированным выбором партнера, поскольку от этого зависит эффективность будущего сотрудничества. Еще одна часть проблем связана с необходимостью получения кредитных ресурсов, развитием предприятий в условиях кризиса. Все указанные проблемы непосредственным образом связаны с выработкой стратегии развития предприятия на основе оценки его конкурентных преимуществ.
В рыночных условиях особое значение приобретает адаптация предприятий к изменяющейся внешней среде. В связи с этим существование фирм и компаний в условиях конкуренции может быть обеспечено лишь в том случае, если они способны, оперируя имеющимся ресурсным потенциалом, своевременно и активно реагировать на различные воздействия. Тем самым, стабильность функционирования предприятий обеспечивается только в процессе экономического развития, которое, в свою очередь, зависит от умения менеджеров предвидеть последствия требований рынка, правильно подбирать и эффективно управлять открывающимися возможностями, активно влиять на поведение внешней среды. Это предъявляет новые требования к разработке стратегии предприятий на основе оценки их конкурентных преимуществ.
Оценка конкурентных преимуществ позволяет выработать программу действий, выявить приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели,а также сформулировать главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получило единое направление движения. Оценка конкурентных преимуществ способствует постановке целей и выработке соответствующей политики по их достижению. От оценки конкурентных преимуществ зависят среднесрочные и долгосрочные перспективы развития предприятия. С учетом вышеизложенного можно отметить актуальность и важность выбранной темы дипломного исследования.
В общем виде конкурентное преимущество можно определить как систематическое получение предприятием более высокого показателя прибыли по сравнению с другими на одном и том же рынке.
Конкурентное преимущество предприятия и его конкурентная позиция призваны не только поддерживать высокий уровень прибыльности, но и обеспечивать её систематичность.
Конкурентная позиция предприятия носит сопоставительный, а не абсолютный характер, так как она может быть оценена только путём
сравнения характеристик, которые влияют на экономическую эффективность продаж.
Объектом исследования является ООО «ТД «Белогорье».
Предметом дипломного исследования являются конкурентная позиция предприятия ООО «ТД «Белогорье».
Целью дипломного исследования является разработка мероприятий по укреплению конкурентной позиции предприятия путем формирования рекламной стратегии на ООО «ТД «Белогорье».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентной позиции предприятия и методы ее оценки;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать конкурентную позицию предприятия;
- разработать мероприятия по укреплению конкурентной позиции предприятия.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области конкурентоспособности и конкурентной позиции предприятия.
Среди зарубежных ученых, которые внесли вклад в разработку научных основ конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия, следует выделить исследования таких авторов как: И. Ансофф, П. Друкер, Д. Кэмпбел, Б.Б. Карлоф, Ф. Котлер, У. Кинг, Г. Саймон, А.Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон, А.А. Чандлер.
В отечественной литературе теория конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия нашла отражение в работах В.Н. Парахиной, Н.Н. Тренева, И.Н. Герчиковой И.И. Мазура, В.В. Ермакова, О.Ю. Амосова, О.С. Виханского, В.И. Герасимчука, С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, А.П. Градова, А.И. Наумова, Л.И. Лукичевой.
Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, законы Российской Федерации, результаты авторских статистических исследований, финансовые документы исследуемого предприятия, специализированная литература и материалы периодической печати.
Для достижения поставленной в исследовании цели были использованы следующие методы исследования: логического обобщения, системный подход, экономический анализ, балансовый, экспертный.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, результаты выполненного исследования и рекомендации, приведенные в работе, могут быть использованы в торговых предприятиях.
Структура выпускной квалифицированной работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Проанализировав деятельность ООО «ТД «Белогорье» мы пришли к выводу, что для эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности предприятия (операционной, инвестиционной, финансовой), для более полного, чем прибыль, окончательного результата хозяйствования, а также для соотношения эффекта с наличными или потребностными ресурсами на предприятии для укрепления конкурентной позиции предприятия возникла необходимость совершенствования рекламной стратегии.
Для укрепления конкурентной позиции, а так же и организации производства на ООО «ТД «Белогорье»необходимо всесторонне проанализировать текущее состояние конкурентной позиции предприятия и наметить пути решения проблем по повышению конкурентоспособности предприятия.
В течение 2016 года на ООО «ТД «Белогорье»проводились исследования, связанные с оценкой конкурентной позиции предприятия.
Исследования проводились в форме социологического опроса.
ООО «ТД «Белогорье» реализует продукцию ОАО «КФ «Белогорье» не первый десяток лет, зарекомендовав себя, как надежного партнера и реализатора высококачественной продукции. ООО «ТД «Белогорье»осуществляет продажи продукции, как на местном рынке, так и на общероссийском рынке, входя в десятку крупнейших поставщиков России.
Кондитерские изделия хотя и не являются предметом первой необходимости и не входят в состав «продуктовой корзины», но играют существенную роль в восполнении энергетического баланса человека и ввиду своей потребительской привлекательности пользуются большим покупательским спросом.
На основе проведенных исследований и опросе конечных потребителей на предмет предпочтений и популярности видов мучных кондитерских изделий, мы выяснили, что основным конкурентом ООО «ТД «Белогорье» в г.Белгороде по продаже кондитерских изделий является ООО «Колос».
Кроме кондитерских изделий ООО «ТД «Белогорье» реализует и безалкогольные напитки. Рынок безалкогольных напитков - один из наиболее стабильных и динамично развивающихся в Белгородской области.
ООО «ТД «Белогорье» реализует группу б/а напитков и минеральной воды, зарекомендовав себя, как надежного партнера, поставщика высококачественной продукции, о чем свидетельствует динамика объемов реализации продукции.
Исходя из данных, основным конкурентом ООО «ТД «Белогорье» является ООО «Белые Горы», бренд «Майская Хрустальная», производитель минеральной воды и безалкогольных напитков на подсластителях. Продукция данного производителя обладает наилучшим показателем в отношении узнаваемости торговой марки конечным потребителем и ассортиментном продукции. Не смотря на это, показатели внешнего вида продукта и упаковки и цены у ООО «ТД «Белогорье» относительно продукции других производителей, занимают лидирующие позиции. Близким по конкурентным показателям является ОАО «Валуйский ЛВЗ».
Таким образом, необходимо отметить, что дальнейшей стратегией развития и основной задачей на ближайшую перспективу будет являться повышение узнаваемости и имиджа ООО «ТД «Белогорье» посредством проведения рекламных и промокомпания для конечных потребителей, размещение рекламы, использование СМИ, а также наращивание конкурентных преимуществ в ассортиментной политике.
Основным конкурентом ООО «ТД «Белогорье» в г. Белгороде по продаже кондитерских изделий является ООО «Колос».
Основным конкурентом ООО «ТД «Белогорье» по производству минеральной воды и безалкогольных напитков на подсластителях является
ООО «Белые Горы», бренд «Майская Хрустальная», Продукция данного производителя обладает наилучшим показателем в отношении узнаваемости торговой марки конечным потребителем и ассортиментном продукции.
В связи с этим в 2017 гуду основными направлениями работы ОАО «КФ «Белогорье» и ООО «ТД «Белогорье»являются:
1. Оптимизация ассортимента производимой продукции;
2. Укрепление конкурентных преимуществ исходя их расширения видового разнообразия кондитерских изделий;
3. Совершенствование упаковки ассортиментной продукции;
4. Разработка новых целевых наименований продукции с учетом развития и актуальности кондитерского рынка и безалкогольных напитков.
Для укрепления конкурентной позиции мы предлагаем провести в ООО «ТД «Белогорье» рекламную стратегию посредством проведения рекламных и промокомпания.
Цель планирования и проведения промоакций: стимулирование сбыта, увеличение продаж, имидж, повышение лояльности покупателей к ТД.
На предложенные нами мероприятия предприятие затратит 220 000 рублей в год. Экономический эффект данного мероприятия выразится в приросте балансовой прибыли в размере + 444 000 руб., рентабельность производства увеличится на 34%. Расчетная эффективность определяется на основе использования прогнозируемых (расчетных) результатов. Обычно ее называют перспективной (прогнозируемой) эффективностью. Проект окупится в течение 1 года.
Эффект от предложенных мероприятий очевиден. Мероприятия по укреплению конкурентоспособности предприятия путем формирования рекламной стратегии на предприятии является оптимальным решением существующих проблем в конкурентоспособности ООО «ТД «Белогорье».
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст] : официальный текст с изм. и доп. на 1 февраля 2005 года. Постатейные комментарии / под общ. ред. А.Т. Гаврилова. - Москва : Библиотечка «Российской газеты». - Кодексы РФ. Вып. I-II. Ч. 1,2,3. - 2005. - 703 с.
2. Абрамов, С.И. Управление инвестициями в основной капитал [Текст]: учебное пособие / С.И. Абрамов - Москва : Издательство «Экзамен», 2009. - 544 с.
3. Абрютина, М.С. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия [Текст] : учебник: 3-е изд. / М.С. Абрютина, А.В. Грачев // Учебно - практическое пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : издательство «Дело и сервис», 2008. - 238 с.
4. Авсеенко, А.А. Экономика, планирование и управление [Текст]: учебник: 3-е изд. / А.А. Авсеенко, Ю.Н.Петров, В.И. Цыганков - М.: Центроргтруд Минавтодора РФ, 2008. - 363 с.
5. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.aup.ru/articles/management/19.htm
6. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст]: учебник: 5-е изд. / Г.Л. Азоев. - Москва : Центр экономики и маркетинга, 2009. - 208 с.
7. Александрова, В.Т. Ценообразование [Текст] : учебное пособие / В.Т. Александрова - Санкт Питербург : Питер, 2010. - 352 с.
8. Архипов, В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга [Текст]: учебное пособие / В.Е. Архипов - Москва : Инфра - Москва, - 2009.- 442 с.
9. Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегия [Текст]: учебник для вузов / Г. Ассель. - Москва : ИНФРА - М, - 2009. - 804 с.
10. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента [Текст]: учебное пособие / И.Т. Балабанов. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 384 с.
11. Белковский, А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) [Текст] : учебное пособие / А.Н. Белковский // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 4. - С. 3-9.
12. Бердикова, Т.Б. Анализ и диагностика финансового - хозяйственной деятельности строительного предприятия [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.Б. Бердикова. - Москва : ИНФРА, 2009. - 215 с.
13. Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынка [Текст]: учебник: 3-е изд. / И. С. Березин - Москва : Русская деловая литература, 2009. - 285 с.
14. Библиотека экономической и управленческой литературы [Электрон¬ный ресурс].- Режим доступа : http: //www. eup. ru/Catalog/All-All .asp
15. Блинов, А.О. Малое предпринимательство : Организационные и правовые виды деятельности [Текст] : учебник: 3-е изд. / А.О. Блинов Москва : 2008. - 392 с.
16. Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента [Текст] : учебник // Пер. с англ. / К. Боумэн - Москва : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.-175 с.
17. Брусенцова, В.И. Нормативный учет затрат в непрерывных производствах [Текст] : учебник: 3-е изд. / В.И. Брусенцова - Москва : Издательство «Экзамен», 2009. - 160 с.
18. Бузырев, В.В. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход [Текст] : учебник: 3-е изд. / В.В. Бузырев, В.Д. Васильев, А.А. Зубарев - Санкт Петербург : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 224 с.
19. Вейл, П. Искусство менеджмента [Текст] : учебник: 5-е изд. / П. Вейл // Пер. с англ. - Москва : Новости, 2010. - 231 с.
20. Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк - Москва : Дело, 2010. - 888 с.
21. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] : учебник: 5-е изд. / О.С. Виханский - Москва : Гардарики, 2008. - 413 с.
22. Володина, М. Анализ внутренних факторов деятельности СУ [Текст]: / Т.Рожелюк, Ю. Цой // Торговля, 2011. - № 9.- С.28-35
23. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования : Теория, практика и методология [Текст]: учебник: 2-е изд. / Е. П. Голубков - Москва : Финпресс, 2009. - 175 с.
24. Гранатуров, В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения [Текст] : учеб. пособие / В.М. Гранатуров Москва : 2009. - 321 с.
25. Дениелс, Дж. Д., Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции [Текст]: учебник: 2-е изд. // Пер. с англ. 6-е изд. Дж. Д.Дениелс, Л.Х. Радеба - Москва : Бином, 2008. - 231 с.
26. Диксон, П. Управление маркетингом [Текст] : учебное пособие / П. Диксон - Москва : Бином, 2008.- 170 с.
27. Дорожкин, В.Р. Система ценообразования [Текст] / В.Р. Дорожкин [Текст] // Экономика строительства - 2010. - № 9.- С.49-55
28. Друкер, П. Как выйти в лидеры [Текст] / П. Друкер - Москва : Бином, 2008. - 233 с.
29. Друкер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы [Текст] // Пер. с англ. / П.Ф Друкер - Москва : Санкт Петербург : Бук ЧемберИНТЕРНЕШНЛ, 2007. - 243 с.
30. Ефимова, О.В. Финансовый анализ [Текст] : учебное пособие // Под ред. О.В. Ефимова - 4-ое издание, доп. и перераб. - Москвам : издательство «Бухгалтерский учет», 2009. - 178 с.
31. Заверьялов, П.С. Формула успеха [Текст] : учебное пособие / П.С. Заверьялов., В.Е. Демидов - Москва : Высшая школа, 2010. - 324 с.
32. Загарова, Н.А. Анализ основных тенденций в области оплаты труда [Текст] / Н. А. Загарова // Управление персоналом. - 2011. - № 19. - С. 26-32.
33. Зайцев, Н.Л. Экономика предприятия [Текст] : учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Л. Зайцев - Москва : ИНФРА - М, 2009. - 336 с.
34. Иванова, С. Минус 21 миллиард [Текст] / С. Иванова // Российская торговля. - 2010.- №50. - С.23-25.
35. Казанцева, Е.Н. Формирование экономической политики предприятия в современных условиях [Текст] : учебник : 2-е изд./Е.Н. Казанцева, М.В. Зенкина - Санкт Петербург : Изд-во СПбГУЭФ,2010. - 162с.
36. Клименко, С.И. Особенности оценки производственных инвестиций в экономику России [Текст] : учебник: 2-е изд. / С.И. Клименко, В.Н. Лившин- Москва , 2009. - 321 с.
37. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник [Текст] / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова - Москва : ТК Велби, издательство Проспект, 2008. - 261 с.
38. Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент [Текст] : учебное пособие / В.В. Ковалев - Москва : Финансы и статистика, 2010. - 768 с.
39. Ковалев, В.В. Методы оценки инвестиционных проектов [Текст]: учебное пособие / В.В. Ковалев - Москва : Финансы и статистика, 2009. - 144 с.
40. Ковалев, В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В.В. Ковалев // Финансы и статистика - Москва : 2008. - 512 с.
41. Косов, В.В. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (вторая редакция) [Текст] : учебное пособие / Министерство экон. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. Политике / В.В. Коссов В.Н.Лившин, А.Г Шахназаров - Москва : ОАО «НПО» Изд-во «Экономика», 2010 - 241 с.
42. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии : Как создать, завоевать и удержать рынок [Текст] / Ф. Котлер // Пер. с англ. В.А. Гольдича и А.И. Оганесовой. Науч. ред. и вступ. ст. Б.А. Соловьев. - Москва : ООО «Издательство АСТ», 2011. - 272 с.
43. Крылов, Э.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия [Текст] : учебное пособие / Э.И. Крылов. - Москва : Финансы и статистика, 2009. - 190 с.
44. Лайко, М.Ю. Организационно-экономический механизм управления производственными комплексами в современных условиях [Текст] : учебное пособие / М.Ю. Лайко - Москва : Изд-во Рос. экон. акад., 2010. - 318 с.
45. Лапуста, М.Г. Основы предпринимательства [Текст]: учеб. пособие. М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай - Москва : Финстатинформ, 2009. - 132 с.
46. Мясоедов, Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия [Текст] // Менеджмент в России и за рубежом / Т.Г. Мясоедов - 2009. - № 3. - С. 29 -38.
47. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] : 2-е изд., испр. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - Москва :ИНФРА-М, 2008. - 479 с.
48. Ритвельд, Д. Сравнительный анализ эффективности предприятий как инструмент стратегического планирования [Текст] / Проблемы теории и практики управления, Д. Ритвельд, В Качалин - 2011, № 3.-С.23-24.
49. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс [Текст] / Г.В. Савицкая - Москва : ИНФРА - М, 2009.
50. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учебник / А.Д. Шеремет - Москва :ИНФРА - М, 2008. - 367 с.
51. Финансовый менеджмент: учебник для вузов [Текст] / под ред. акад. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с.
52. Фридеман В. Нердингер Ориентация на клиента [Текст]/ Фридеман В. Нердингер. пер. с нем. - Москва : Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. -180 с.
53. Черняк, В.З. Экономика: таблицы и схемы [Текст] / В.З. Черняк. - Москва : «ВЛАДОС», 2008. - 208 с.
54. Чечевицина, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник [Текст] / Л.Н. Чечевицина, И.Н. Чуев. - 5-е изд. перераб. и доп. - Москва : Изд-во «Дашков и К», 2008. - 352 с.
55. Экономика предприятия : Учебник для вузов [Текст] / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 718 с.
57. Яновский, A.M. Искусство активной продажи продукции. // Пищевая промышленность. 2011 - №8. - С. 6-10.