Введение: 5
Глава 1. Теоретическая часть. 6
1.1. Современные тренды развития интернет коммерции 6
1.2. Понятие «интернет-магазин» и его виды 8
1.3. Особенности управления персоналом в интернет-магазине 10
1.3.1. Штат интернет-магазина 10
1.3.2. Планирование количественного состава персонала 11
1.3.3. Руководитель отдела продаж 13
1.3.4. Менеджер отдела продаж 15
1.3.5. Мотивация и вознаграждение торгового персонала в интернет-магазине 17
1.4. Разделение труда и специализация 19
1.5. Выводы 20
Глава 2. Методы сбора данных и описание компании 21
2.1. Используемые методы сбора данных. 21
2.2. История и описание компании «X». 22
2.3. Система HR в компании «X». 25
2.3.1. Поиск сотрудников. 26
2.3.2. Отбор сотрудников. 28
2.3.3. Адаптация сотрудников. 29
2.3.4. Развитие сотрудников. 30
2.3.5. Увольнение. 33
2.4. Управленческие технологии 33
2.5. Выводы 34
Глава 3. Стратегическое направление развития компании в области электронной коммерции. 35
3.1. Стратегические намерения развития компании 35
3.2. Анализ конкурентной среды 36
3.3. Способы достижения стратегического направления развития компании 39
3.3.1. Альтернатива 1. 40
3.3.2. Альтернатива 2. 42
3.3.2.1. Руководитель отдела 43
3.3.2.2. Менеджеры по продажам 46
3.3.2.3. Бухгалтер 48
3.3.2.4. Водители 50
3.3.2.5. Интернет-маркетолог 51
3.3.2.6. Система стимулирования 52
3.3.2.7. Выводы 55
3.3.3. Альтернатива 3. 55
3.4. Стоимость открытия нового отдела. 57
3.5. Выводы. 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 1. 65
Приложение 2. 67
Всего 15 лет назад интернет считался чем-то диковинным, сегодня же объем продаж в интернете исчисляется триллионами долларов, и любой владелец бизнеса должен искать пути адаптации своей компании к активно изменяющейся среде. В такой же ситуации оказалась компания «Х», которая, будучи отечественным импортером китайского медицинского оборудования, столкнулась с серьезной проблемой в виде роста курса доллара по отношению к рублю и роста китайского юания по отношению к доллару. Неблагоприятная экономическая ситуация сказалась на марже компании, которая позволяла предлагать товар по самой низкой цене на рынке. Решение данной проблемы компания нашла в открытии интернет-магазина, который позволит помимо оптовых низкомаржинальных продаж начать продавать товар физическим лицам, и в перспективе получить конкурентное преимущество в виде сокращения затрат на персонал при увеличении оборота.
Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций по управлению персоналом компании «Х», задействованного в развитии интернет продаж. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
• изучить современные тренды интернет коммерции
• изучить понятие интернет-магазин
• изучить современные методы формирования штата интернет-магазина
• оценить сегодняшнее состояние компании и систему HR в целом
• определить стратегические намерения развития компании
• разработать альтернативы достижения стратегического направления развития компании
• выбрать оптимальную альтернативу развития
Объектом консалтингового проекта является компания «Х», а предметом управление персоналом в процессе развития продаж через интернет.
В качестве источников информации для написания данной работы были использованы такие деловые порталы, как «hr-portal.ru», «kom-dir.ru», «delovoymir.biz» и прочие интернет-сайты; электронные информационные ресурсы EBSCO; электронная библиотека издательского дома «Гребенников»; книги по управлению персоналом, а также общение с владельцем интернет-магазина «membranka.ru», владельцем логистической компании «им в помощь», представителем компании «доброта.ру», сотрудником компании «2-berega», а также HR-директором компании «Х» и ее генеральным и коммерческим директорами.
Таким образом, структура данной работы представлена в 3х главах. В первой главе проанализированы современные тренды развития бизнеса, понятие «интернет-магазин», особенности управления персоналом в интернет-магазине и принципы разделения труда. Вторая глава включает в себя методы сборы информации, описание компании «Х», и некоторые особенности ее системы HR для последующей оценки. В третьей определено стратегическое направление развития компании и причины ее возникновения, кратко проанализированы конкуренты, разработаны альтернативы достижения стратегической цели, разработаны рекомендации по реализации оптимальной альтернативы, рассчитана стоимость открытия нового отдела.
Возникшую перед компанией проблему, связанную с уменьшением маржи из-за сложной экономической ситуации в мире, было принято решить путем открытия интернет-магазина. Для разработки рекомендаций по управлению персоналом в компании «Х», задействованного в развитии нового направления, в теоретической главе были изучены современные тренды развития интернет коммерции, принципы формирования штата и особенности управления им в интернет-магазине. Затем, изучив компанию «Х» и ее принципы HR системы во второй главе, был сделан вывод о готовности компании к запуску нового направления. В итоге, проведя полуструктурированное интервью с представителями интернет-торговли, были выведены и проанализированы 3 альтернативы достижения стратегических намерений и оценены их преимущества и недостатки.
Учитывая, приведенные в работе аргументы, компании «Х» стоит использовать 3ю альтернативу, которая подразумевает покупку компании «о2-генератор», совместно со 2й альтернативой, т.е. формирование штата с «нуля», так как получить готовый к работе штат сотрудников не удастся. Такое объединение двух альтернатив, позволит занять место мощного конкурента на рынке мед. техники и развивать новое направление бизнеса независимо от основного.
Также для формирования нового отдела в работе были описаны необходимые качества и компетенции и методы их выявления, которые потребуются сотрудникам будущего интернет-магизина для эффективного выполнения своих обязанностей. Вдобавок была предложена модель системы вознаграждения торгового персонала, «завязанная» на достижение высоких показателей продаж. Более того, были спрогнозированы возможные проблемы с которым, компании придется столкнуться при покупке конкурента.
Однако, желание компании, связанное с сокращение затрат на персонал при увеличении оборота, на начальном этапе развития нового направления компании «Х» достигнуть не получится. Во-первых, сложная аудитория компании еще не готова к покупкам без консультации менеджера по продажам, а, во-вторых, компании сначала нужно оптимизировать взаимодействие продавцов с потребителями, наладив алгоритмы продаж. А так как компания 20 лет работала только с оптом, и знаний о принципах работы с физическими лицами у нее нет, приживаться новые системы будут тяжело, из-за высшего руководства, которое будет с трудом принимать советы, которые не будут стыковаться с их виденьем бизнеса.
Поэтому открытие интернет-магазина стоит расценивать как проект в будущее. После того, как компании удастся сформировать эффективную команду менеджеров по продажам сложного медицинского оборудования физическим лицам, необходимо будет, используя опыт продавцов и знания интернет-маркетолога, автоматизировать продажи с сайта, чтобы такие простые товары как трости, костыли и прочие позиции, не обладающие сложными характеристиками, продавались без участия менеджера по продажам. С моментом прихода «потребителя 2.0» в данную сложную нишу, компания начнет в полной мере пользоваться преимуществами интернет-магазина, а наличие компетенций, позволяющих предлагать самые низкие цены и поддерживать наличие товара на складах, будет защищать компанию от конкурентов.
Цель, связанная с сокращением персонала за счет автоматизированных продаж, сможет быть достигнута только при условии грамотной оптимизации интернет-магазина и готовности потребителя покупать без консультации продавца сложный товар, связанный со здоровьем, а порой и жизнью человека. В ближайшие несколько лет потребитель точно не будет готов к таким покупкам, однако с учетом быстро изменяющейся среды, и взрослением «потребителя 2.0» постепенно российская аудитория адаптируется к интернет-покупкам и начнет приобретать даже сложный и дорогой товар самостоятельно, позволяя компании снижать издержки на содержание торгового персонала при увеличении оборота.
Следовательно, оптовое направление компании все еще должно оставаться основополагающим, так как за счет грамотного управления персоналом эффективная команда будет еще долгое время приносить в компанию большие суммы денег, несмотря на сложную экономическую ситуацию. А запуск интернет-магазина и его активное развитие вместе с решением множества проблем связанных с управлением человеческими ресурсами позволит компании «Х» подготовиться к будущему, в котором интернет-покупки для потребителя любого возраста станут таким же обычным делом, как и поход в розничный магазин.
Таким образом, все поставленные в работе задачи выполнены. Разработаны конкретные рекомендации для компании по запуску интернет-магазина, а значит цель работы достигнута.
1. Тенденции мировой интернет-торговли [Электронный ресурс] // Провэд. — Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/26233-tendentsii-mipovoy-intepnet-topgovli.html (дата обращения: 11.01.2016).
2. Статистика интернет-торговли в странах мира: основные тенденции и показатели [Электронный ресурс] // Провэд. — Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/16849-statistika-intepnet-topgovli-v-stpanah-mipa-osnovnye-tendentsii-i-pokazateli.html (дата обращения: 11.01.2016).
3. HR and IT [Электронный ресурс] // Workforce - Режим доступа: http://www.workforce.com/articles/22016-hr-and-it (дата обращения 05.03.2015)
4. Чем отличается интернет-магазин от обычного сайта [Электронный ресурс] // SD Quality Quick — Режим доступа: http://sdqq.ru/article/filling-internet-shop/term_filling_internet_shop (дата обращения: 11.01.2016)
5. Персонал для интернет-магазина [Электронный ресурс] // предприниматель — Режим доступа: http://predprinimatel.ru/practice/staff/personal_dlya_internet-magazina (дата обращения: 16.01.2016)
6. С чего начинается интернет-магазин? [Электронный ресурс] // executive.ru — Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/management/sales/1413494-s-chego-nachinaetsya-internet-magazin?page=2#comments (дата обращения: 16.01.2016)
7. Персонал для интернет-магазина [Электронный ресурс] // Бизнес прост — Режим доступа: http://biznes-prost.ru/personal-dlya-internet-magazina.html (дата обращения: 16.01.2016)
8. Руководитель отдела продаж: найти и удержать [Электронный ресурс] // HR-portal — Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/rukovoditel-otdela-prodazh-nayti-i-uderzhat (дата обращения: 20.01.2016)
9. Подбор менеджеров по продажам: практика собеседования [Электронный ресурс] // HR-portal — Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/podbor-menedzherov-po-prodazham-praktika-sobesedovaniya (дата обращения: 20.01.2016)
10. Как найти менеджеров по продажам? [Электронный ресурс] // HR-portal — Режим доступа: http://hr-portal.ru/blog/kak-nayti-menedzhera-po-prodazham (дата обращения: 20.01.2016)
11. Информация о проекте [Электронный ресурс] // Job-Mo — Режим доступа: http://www.job-mo.ru/pages/about/ (дата обращения: 25.01.2016)
12. 17 interview questions that are designed to trick you [Электронный ресурс] // MSN money — Режим доступа: http://www.msn.com/en-us/money/careersandeducation/17-interview-questions-that-are-designed-to-trick-you/ar-AAaFk8I#page=1 (дата обращения: 02.04.2016)
13. История управления персоналом: от средневековья до наших дней [Электронный ресурс] // HR-portal — Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/istoriya-upravleniya-personalom-ot-srednevekovya-do-nashih-dney (дата обращения: 25.01.2016)
14. Построенные навечно: основные элементы структуры успешной организации [Электронный ресурс] // HR-portal — Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/postroennye-navechno-osnovnye-elementy-struktury-uspeshnoy-organizacii (дата обращения: 28.01.2016)
15. Мегаплан [Электронный ресурс] // Otchetonline — Режим доступа: http://otchetonline.ru/195-service/megaplan/12921-megaplan.html (дата обращения: 02.02.2016)
...