Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования
1. 1. Политический дискурс печатных СМИ США
1.1.1. Политический дискурс
1.1.2. Медиадискурс
1.1.3. Газетный дискурс и особенности американских СМИ................. 10
1.1.4.Типы журналистских жанров. Информационно-аналитическая статья
1.2.Общая теория высказывания
1.2.1. К определению понятия высказывания
1.2.2.Теория Ш. Балли: модус и диктум как компоненты высказывания..
1.2.3. Понятие авторизации высказывания
Выводы к 1 главе
Глава 2 Способы выражения модуса авторизации в высказываниях о
России в газете the New York Times
2.1. Модус авторизации в высказываниях о России в статьях о
кибератаках
2.2. Модус авторизации в высказываниях о России в статьях об
отравлениях
2.3. Модус авторизации в высказываниях о России в статьях о спорте ....
Выводы ко 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Список сокращений
Приложение
В современной коммуникативной лингвистике большое внимание
уделяется изучению тех элементов высказывания, которые позволяют
уточнить коммуникативную интенцию говорящего, а также тот эффект,
который высказывание производит на получателя. В современном
англоязычной медийном дискурсе данные элементы особое значение, так как
они во многом определяют оценочный характер получаемой информации.
Печатные СМИ имеют большое влияние на формирование общественного
мнения, в частности, в 2017 году Пулицеровскую премию в номинации
―Освещение международных событий получила газета The NewYork Times за
серию статей, посвященных России. В связи с этим возрастает роль
функционально-семантического фактора высказываний, отражающего
позицию автора текста, которая в настоящей работе связана с понятием
модуса авторизации, т.е с теми компонентами авторской информации,
которые связаны прагмалингвистическим содержанием высказывания.
Настоящая ВКР посвящена изучению элементов высказывания,
содержащих модус авторизации, и способам достижения желаемого
воздействия на аудиторию т.е. прагматическую функцию модусов авторизации.
Актуальность работы обусловлена тем, что работа выполнена в русле
таких актуальных современных проблем как анализ дискурса,
лингвистическая прагматика и политическая лингвистика. Создание языковой
картины мира и воздействие на массовых потребителей становятся главенствующими факторами при написании текста.
Объектом изучения являются высказывания, отобранные из статей газеты The NewYork Times, в том числе и из тех, которые были отмечены Пулитцеровской премией.
Предметом изучения избраны способы проявления выражения модуса авторизации.
Целью данной работы является определение функционально-семантических характеристик высказываний, которые определяют модус авторизации в серии статей о России в газете The NewYork Times.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) Определить характеристики современной американской информационно-аналитической статьи
2) Дать определение понятию модуса авторизации высказывания
3) Выявить способы выражения модуса высказывания с точки зрения коммуникативного намерения
4) Создать классификацию приоритетных видов проявления выражения модуса высказывания
Материалом для исследования послужили 104 высказывания, собранные из статей газеты The New York Times о России.
В работе применяются следующие методы анализа: cемантикосинтаксический, прагмалингвистический и тематический
Модус авторизации как прагматическая компоненты высказывания
состоит в отражении авторской позиции, анализа им фактов
действительности и экспликации результатов этого анализа. Это понимание
предоставляет возможность интегрированного исследования проявлений
авторской деятельности, его подхода к формированию и построению
содержательной основы высказываний, и особенностей их проявления в
высказывании с учетом условий коммуникативной ситуации
функционирования рассматриваемого текста.
Рассмотренные нами высказывания функционируют в медиадискурсе
как части информационно-аналитических текстов, важной особенностью
которых является наличие комментирующей части. Цель комментирующей
части заключается в осмыслении автором описываемых событий и явлений.
В основе реализации комментирующей части лежит выбор предмета и темы
последующего анализа, выбор структурирования высказывания, выбор
лингвистических средств, а также оценка предмета. Указанные операции
находят выражение в построении высказываний в информационно-аналитической статье.
Примененный нами метод анализа модуса авторизации позволяет
интерпретировать мнение, знание, отношение автора на нескольких уровнях
высказывания. Модус авторизации проявляется на уровне коммуникативной
структуры, коммуникативных единиц, связях и типов высказывания. Также
модус авторизации строится через фокусы высказываний, референции и
интенсификаторы. Во всех трех рассмотренных нами группах преобладали
коммуникативные структуры с двумя коммуникативными единицами. Самым
распространенным типом связи для тематической группы о кибератаках
стала экспликация. При этом преобладали утверждения, а в фокусе
высказывания находились оценочные компоненты. Большинство
интенсификаторов в данной группе характеризовали информацию по степени
уверенности. Источник нецитированных конструкций в почти половине52
случаев указан не был. В выделенной группе об отравлениях преобладающим
типом связи оказалась дизъюнкция. Констатации и предположения составили
примерно одинаковое количество. Фокус же высказываний чаще всего
находился в виновности России в отравлениях и вовлеченности государства в
указанные отравления. Интенсификаторы, обнаруженные в этой группе,
также характеризовали информацию по степени уверенности. Источник
нецитированных конструкций также в большинстве случаев оставался не
указанным. В тематической группе о спорте преобладали коммуникативные
структуры с экспликаций. Подавляющее большинство высказываний в
данной группе является утверждениями. В фокусе высказывания находилась
информация об отстранении российских спортсменах и о способах
фальсификации проб. В статьях о спорте интенсификаторы характеризуют
информацию по высокой степени уверенности, а также вносят
экспрессивный элемент. Все цитированные источники в данной тематической
группе были указаны. Перечисленные аспекты мы относим к эксплицитным
проявлениям модуса авторизации. Однако, интересны и случаи, когда автор
намеренно стремился отстраниться от высказывания путем применения
приема хеджирования, который в большинстве случаев достигался
употреблением пассивного залога или таких маркеров как some, elsewhere и т.д.
В качестве перспектив исследования, мы можем сказать, что модус
авторизации как всеобъемлющее явление, представленное на различных
уровнях языковой системы, может быть подвергнут разностороннему
описанию, включающему анализ его выражения на уровне текстов различной
направленности, на уровне стиля определенного автора, а также на уровне
дискурса.
1. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть
коллективного пространства общества(URL:
http://evartist.narod.ru/text12/07.htm Дата последнего посещения: 04.03.2018)
2. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. –
М.: Университетская книга; Логос, 2006. — 384 с.
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логикосемантические проблемы. - М.: Наука, 1976. — 383 с.
4. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие.
Факт / Н.Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1988. — 341 с.
5. Балли Ш. Французская стилистика. - М.: Из-во иностр.
литер.,1955. — 416 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 447с.
7. Баранов А.Н. Лингвистическая теория аргументации
(когнитивный подход): Автореф. дис. докт. филол. наук. - М., 1990. — 47 с.
8. Богуславская В. В. Моделирование текста:
лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. Из. 2-е.
— MИздательство ЛКИ, 2008. — 280 с.
9. Болотнова Н.С., Васильева А.А. Коммуникативная стилистика
текста: Библиографический указатель по научному направлению. Томск:
Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. — 188 с.
10. Бондарко А.В. К проблеме соотношения универсальных и
идиоэтнических аспектов семантики: интерпретационных компонент
грамматических значений. // Вопросы языкознания №3, 1992. — С. 5-21.
11. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Зарубежная политическая
лингвистика. М.: Наука; Флинта, 2008. — 352 с.
12. Гак В.Т. Семантическая структура слова как компонент
семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова
(психолингвистические исследования) М., 1971. — С. 78-96.54
13. Гак В.Г. О категориях модуса предложения. // Предложение и
текст в семантическом аспекте. - Калинин, 1978. — С. 19-16.
14. Гак В.Т. Эмоции и оценки в структуре высказывания // Вестник
МГУ. Сер. 9. Филология., 1997. №3. — С. 87-95.
15. Гух Ж.К. Би- и поликонцепность сложных глагольных структур в
современном немецком языке: Дисс. ... канд. филол. наук. / Нижегор. гос.
лингвист, ун-т им. Н.А. Добролюбова. - Н.Новгород, 2002. — 217 с.
16. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт
исследования современной англоязычной медиаречи) / Изд. 2-е,
стереотипное. - М.: Едиториал УРСС, 2005. — 288 с.
17. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к
изучению языка СМИ : современная английская медиаречь : учебное пособие
/ Т.Г. Добросклонская. – Москва : Флинта : Наука, 2008. — 203 с.
18. Зеленщиков, А.В. Пропозиция и модальность / А.В. Зеленщиков.
– СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. — 243 с.
19. Золотова Г. А. Синтаксический словарь: репертуар элементарных
единиц русского синтаксиса. М., 2001. — 440 с.
20. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского
языка. - М.: КомКнига, 2005. — 352 с.
21. Карасик В. И. Язык социального статуса./ В. И Карасик– М.,
1992. — 330 с.
22. Ким М. Н. Жанры современной публицистики / СПб.: Изд-во
Михайлова В. А., 2004. — 335 с.
23. Ким М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник /
СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 349 с.
24. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.
М., 1984. — 139 с.
25. Краснова Т.И. Субъективность — Модальность (материалы
активной грамматики). - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. — 189 с.55
26. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г.
Крысько.- М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
27. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила
и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. — 448 с.
28. Падучева, Е.В. Высказывание и его соотнесенность с
действительностью (Референциальные аспекты семантики местоимений)
Текст. / Е.В. Падучева. М.: Наука, 1985. — 272 с.
29. Падучева Е.В. Говорящий: субъект речи и субъект сознания //
Логический анализ языка: Культурные концепты. - М.: Наука, 1991. — С. 164-
168.
30. Паршин П.Б. Лингвистические методы в концептуальной
реконструкции // Системные исследования – 1986. М., 1987. — С. 398-425.
31. Поздеева Т.В. Аргументативный дискурс в политической
газетной коммуникации. Вестник Адыгейского государственного
университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2015. — С. 67-72.
32. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр,
1998. — 349 с.
33. Почепцов Г.Г. О коммуникативной типологии адресата // Речевые
акты в лингвистике и методике. Пятигорск.: Изд-во ПГПИИЯ, 1986. — 336 с.
34. Репина Е.А. Политический текст как средство речевого
воздействия (URL: http://www.psyh-portret.ru/collection/repina.html Дата
последнего посещения: 03.01.2018).
35. Репина Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ
воздействия на электорат. Монография. М. Инфра – М. 2012. — 91 с.
36. Рудая Е.А. Функциональная семантика английских имен
прилагательных в тексте англоязычного политического комментария (на
материале современной американской прессы): автореф. дис. … канд. филол.
наук: 10.02.04 / Е.А. Рудая. - СПб, 2010. — 21 с.
37. Сальникова Ю. А. Социопрагматика оценки в дискурсе
качественной прессы (на материале современных информационно56
аналитических газетных статей): дисс. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Ю. А.
Сальникова. - Хабаровск, 2010. — 203 с.
38. Смирнова, А.В. Чужая речь как элемент аргументации в
британском газетном дискурсе: дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / СПб,
2006. — 157 с.
39. Солганик Г. Я. О структуре и важнейших
параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык
современной публицистики: сб.статей / сост. Г. Я Солганик. — М.: Флинта:
Наука,2005. — 231 с.
40. Степанов В.Н . Провокативный дискурс массовой коммуникации
// Проблемы психологии дискурса / Отв. Ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. -
М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 286 с.
41. Третьякова Т. П. Опыт лингвистического анализа аргументации в
политическом диалоге // Коммуникация и образование. Сборник статей. —
Под ред. С. И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское
общество, 2004. — C.299-320.
42. Ушникова О. В. Лингвопрагматические и социокультурные
особенности газетных текстов британской прессы: автореф. на соиск. уч. ст.
канд. филолог, наук / О. В. Ушникова. — С.-Петербург, 2003. — 187 с.
43. Чахоян Л.П. Синтаксис диалогической речи современного
английского языка. Л.: Высшая школа, 1979. — 168 с.
44. Чахоян Л.П. Общая теория высказывания // Спорные вопросы
английской грамматики / Отв. ред. В.В. Бурлакова., Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1988. — С. 141-153.
45. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических
исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса. СПб.,
2001. — С. 11-23
46. Чудинов А.П. Политическая лингвистика / А.П. Чудинов //
Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов. М.,
Издательство «Флинта», «Наука», 2006. — 256 с.57
47. Чудинов, А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие / А.П.
Чудинов. 2-е изд., испр. М.: Флинта Наука, 2007. — 252 с.
48. Шведова Н.Ю. Семантическая структура простого предложения
// Русская грамматика. Т.". Синтаксис. М.: Наука, 1980. — С. 18-32.
49. Шмелева Т.В. Смысловая организация предложения и проблема
модальности // Актуальные проблемы русского синтаксиса. - М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1984. — С. 78-100.
50. Шмелѐва Т. В. Семантический синтаксис: Текст лекций /Т. В.
Шмелева. – Красноярск, 1994. — 152 с.
51. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. -
М., 2004. — 326 с.
52. Bayley P. Live oratory in the television age: The language of formal
speeches // G. Ragazzini, D.R.B.P. Miller eds. Campaign language: Language,
image, myth in the U.S. presidential elections 1984. –Bologna, 1985. — P. 77-174.
53. Bell, A. Language style as audience design. In N. Coupland & A.
Jaworski (Eds.), Sociolinguistics: A reader and coursebook. Basingstoke:
Macmillan, 1997. — P. 145-204.
54. Hyland, Ken. Metadiscourse. London: Continuum, 2005. — 230 p.
55. Golan, G. Inter-media agenda setting and global news coverage.
Journalism Studies, 2006. — 234 p.
56. Dijk van, Teun A. Structures of News in the Press // Discource and
Communication. Berlin; New York, 1985. — 363 p.
57. Dijk van, Teun A. The Analysis of News as Discourse // Dijk van,
Teun A. News Analysis. Case Studies of International and National News in the
Press. Hillsdale, New Jersey, 1988. — 347 p.
58. Van Dijk, T. A. «What is political discourse analysis?» Dins
Blommaert, J.; Bulcaen, Ch. (eds.) Political linguistics. Amsterdam: Benjamins,
1998. — P. 11–52.
59. Van Dijk T.A. Discourse and Context. A Sociocognitive Approach.
New York: Cambridge University Press, 2008. — 267 p.58
60. Kress G. Language as ideology / G. Kress, R. Hodge. – London, 1979.
— 163 p.
61. Mott, F. L. American Journalism. A History of Newspapers in the
United States through 250 years. 1690 to 1940. -New York : Macmillan, 1949. —
772 p.59
03.2018