Введение ........................................................................................................................................ 3
Глава 1. Внутриполитическое измерение национальной безопасности демократического Парагвая
1.1 Военно-политический аспект: основополагающие принципы, институты и примеры функционирования …………………………………………..…………………………………..10
1.2 Социально обусловленный аспект. Категория «человеческой безопасности» в постстресснеровском Парагвае……………………………………………………………….....18
Глава 2. Трансграничная проблематика безопасности и антитеррористическая борьба
2.1 Подходы президентских администраций демократического Парагвая к нейтрализации вызовов и угроз «трехграничья»...................................................................................................29
2.2. Герилья «Армии парагвайского народа» .............................................................................40
Глава 3. Международный вектор политики безопасности постресснеровского Парагвая
3.1 Взаимодействие с США. Парагвайская политика в сфере обеспечения национальной и международной безопасности и межамериканская интеграционная система……………….48
3.2 Парагвайская внешнеполитическая стратегия на латиноамериканском направлении в контексте безопасности.................................................................................................................58
Заключение ...................................................................................................................................68
Список источников и литературы ...........................................................................................73
Актуальность темы исследования. В эпоху динамичных изменений мирового порядка и транснационализации рисков и угроз возрастает значение исследований, связанных с международной безопасностью в регионах глобального Юга. Одним из таких регионов является Латинская Америка.
Несмотря на то, что общая латиноамериканская проблематика в сфере безопасности может быть воспринята только в глобальном контексте и не должна рассматриваться как простая сумма изолированных проблематик составляющих ее государств, в регионе присутствуют страны, как бы концентрирующие наиболее специфичные и актуальные для него на современном этапе вызовы и угрозы, а также практики противостояния им. Представляется, что Республика Парагвай – одна из таких стран.
Этот вывод может быть сделан на следующих основаниях.
Во-первых, Парагвай является классическим развивающимся государством, каких в Латинской Америке большинство, а значит, он может давать репрезентативный пример национального восприятия проблематики человеческой безопасности в условиях ограниченных экономических ресурсов, относительной технологической отсталости, социальной поляризации и несовершенного политического устройства.
Во-вторых, Парагвай – это государство с характерным историческим опытом, связанным с необходимостью преодоления политико-психологического наследия военных диктатур; диктатура генерала Альфредо Стресснера в Парагвае существовала с 1954 по 1989 гг. и была одной из самых долгоживущих в регионе. Перед необходимостью извлечь правильные уроки из периодов военной автократии в той или иной мере сегодня все еще стоят многие латиноамериканские страны. Это сказывается на их политических курсах в сфере обеспечения национальной безопасности в том смысле, что означает априори большой политический и общественный вес аппаратов подавления (армия, полиция), секьюритизирует вопросы общей повестки развития и т.д. Приведенные особенности могут быть проиллюстрированы на примере Парагвая, и именно с этой связи исследовательское значение имеет заявленная в теме работы оговорка о Парагвае «после диктатуры Альфредо Стресснера».
В-третьих, Парагвай – это единственное на сегодняшний момент государство региона, которое в XXI веке соотносится с противодействием сразу двум актуальным для Латинской Америки типам террористической угрозы – международному исламистскому терроризму, в связи с обострившейся в 1990-е гг. после терактов в Буэнос-Айресе ситуацией в зоне «тройной границы», и леворадикальному экстремизму, в связи с деятельностью т.н. «Армии парагвайского народа» (Ejército del Pueblo Paraguayo, EPP). С этой точки зрения изучение опыта Парагвая позволяет существенно обновить представления о положении дел в регионе, особенно, с учетом того, что Латинская Америка никогда не относилась к традиционным ареалам распространения международного терроризма исламистского толка в развивающемся мире, а левые герильи, за исключением колумбийской, казались здесь после «третьей волны» демократизации анахронизмом.
Помимо этого, стоит сказать и об особом геополитическом положении Парагвая – вблизи «трехграничья» - проблематичной «серой зоны» Южного конуса. Это геополитическое положение таково, что проблематика национальной безопасности Парагвая, с одной стороны, оказывается «вмешивающейся постоянной» в формирование аналогичных политических курсов для его соседей Аргентины и Бразилии, являющихся локомотивами регионального развития, а с другой, стимулирует военное, политико-дипломатическое и иное присутствие США в регионе. Оба этих фактора, в свою очередь, оказывают серьезное влияние на все настоящее и будущее Латинской Америки.
Цель данной работы заключается в выявлении ключевых особенностей и актуальных сюжетов государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Парагвая после диктатуры А. Стресснера.
В соответствии с целью, ставятся следующие задачи:
- кратко обозначить, как выглядели императивы политики в сфере обеспечения национальной безопасности во времена диктатуры и отметить линии их трансформации с окончанием стресснеризма;
- изучить и систематизировать основные вызовы и угрозы для национальной безопасности демократического Парагвая, исходя из факта существования широкого спектра их объектов – от государства до индивидов;
- охарактеризовать политический, силовой, правовой инструментарий, задействуемый Парагваем для нейтрализации этих угроз;
- определить, как выглядит и в чем состоит парагвайский вклад в обеспечение международной безопасности, и обнаружить институциональные механизмы его реализации.
Объектом исследования выступает политический курс Парагвая после диктатуры А. Стресснера со всей его спецификой. Предмет исследования – совокупность его внутреннего, трансграничного, международного аспектов, связанная с обеспечением национальной безопасности.
Хронологические рамки исследования определены как 1989 – 2016 гг., т.е. непосредственно охватывают период существования демократического Парагвая, при том, что категория «демократический» в данном случае принята за формально тождественную категории «постстресснеровский». Для полноты анализа автор в ряде случаев обращается как к более ранним (например, 1950-е – 1980-е гг., собственно эра стресснеризма), так и к более поздним (начало 2017 г.) периодам.
Методология исследования. Для реализации поставленных целей и задач в работе применялись такие общенаучные методы, как описание, дедукция и индукция, метод концептуализации и составления классификаций (например, для формулирования трансисторических принципов, в соответствии с которыми, на взгляд автора, функционирует военно-политический аспект парагвайского курса в сфере обеспечения национальной безопасности). Из специальных методов социальных наук использовались метод анализа статистических данных (например, для исследования состояния защищенности граждан от насилия как части человеческой безопасности); метод качественного контент-анализа (использовался при анализе текстов прессы для выяснения стереотипов общественного сознания, тиражируемых масс-медиа и указывающих на неэффективную деятельность полиции Парагвая); компаративный метод (используется для выявления авторских критериев и последующего сопоставления стратегий президентских администраций демократического Парагвая для нормализации в «трехграничье»).
Источниковая база исследования. Используемые в работе источники могут быть подразделены на две большие смысловые группы:
1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие цели, устройство и деятельность государственных органов и ведомств Парагвая, отвечающих за формирование тех или иных направлений политики в сфере обеспечения национальной безопасности (напр.: Ley №978/96. «De migraciones» от 08.11.1996 г., Decreto Nº 1.726 / 2014, «Por el cual se establece la estructura organizacional y funcional del Ministerio de Defensa Nacional» и др.)
2. Информационно-аналитические источники, представляющие собой доклады парагвайских и зарубежных государственных структур и общественных организаций (напр., НПО Servicio de Paz y Jusiticia – Paraguay, Государственного департамента США), международных организаций (напр., ООН, Всемирный банк) социологические опросы граждан (напр., базы данных «Latinobarómetro»), в общем смысле фиксирующие масштабы и ход формирования тех или иных вызовов и угроз национальной безопасности Парагвая и эффективность стратегий противостояния им.
Степень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что в российской латиноамериканистике тема практически не изучена; даже в числе профильных академических изданий автору не удалось обнаружить ни одного соответствующего комплексного исследования. Вместе с тем, обращение к ряду работ экспертов ИВИ и ИЛА РАН Л.Ю. Кораблевой1, Г.Е. Клеченова2, Н.Ю. Кудеяровой3 стало необходимым шагом в подготовке данной работы, так как подготовило понимание общей логики устройства и функционирования всей политической системы постстресснеровского Парагвая.
Зарубежные исследования в формате монографий, статей и заметок в академических журналах освещают проблематику данной работы более специфично и приближенно и в содержательном отношении могут быть разделены на три условные смысловые группы:
1. «Исследования типа «кейс-стади», посвященные одному узкому аспекту парагвайской политики в сфере национальной безопасности и/или анализирующие какой-либо характерный для рассматриваемой проблематики сюжет. Сюда можно отнести, например, исследование директора «Insight Crime» Джереми МакДермотта, посвященное особенностям деятельности ЕРР как криминально-террористической группировки в Парагвае4.
2. В широком смысле «политологические исследования», представляющие разные уровни формирования и реализации векторов государственной политики Парагвая в сфере обеспечения национальной безопасности в том числе и на региональном, международном фоне. К этой группе могут быть отнесены, например, исследование Хуаны Ясинковски (Университет Кильмес, Аргентина), анализирующее влияние проблематики «трехграничья» на интеграционные и дезинтеграционные процессы в Южном конусе5, или обзорная работа крупного парагвайского социолога Хосе Амарильи, посвященная общественной безопасности в современном Парагвае6.
3. «Исторические исследования», помогающие установить хронологические причинно-следственные связи в текущем положении вещей в сфере национальной безопасности в Парагвае относительно предшествующих временных периодов, в т.ч. стресснеризма; пронаблюдать за эволюцией соответствующего государственного курса Парагвая. Примерами таких работ могут служить монография латиноамериканистов из США Фрэнка O.Моры и Джеффри Вильсона Куни о парагвайско-американских отношениях7, в которой имеются сведения и о том, как в 1990-е – ранние 2000-е гг. эти отношения наполнялись сюжетами, связанными с безопасностью, или же статьи Пола Сондрола (Университет Колорадо, США) о военно-гражданских отношений в Парагвае с окончанием диктатуры8, при помощи которых можно прояснить государственную и общественную роль армии как института безопасности.
Помимо названного, для целей настоящего исследования автор широко обращалась к латиноамериканской, американской, европейской прессе, сообщениям парагвайских радио-эфиров9, узкотематической литературе (типа Интернет-версии одного из программных текстов герильерос ЕРР «Libro de la ideologia del Bien»10) и др. категориям материалов.
Научная новизна исследования состоит в формировании актуального, оригинального и концептуального взгляда на наиболее характерные аспекты политики постстресснеровского Парагвая в сфере обеспечения национальной безопасности на основе систематизации и анализа имеющихся исследований, затрагивающих эту проблематику.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Основная часть подразделена на главы, освещающие последовательно внутриполитический аспект государственного кура Парагвая в сфере обеспечения национальной безопасности, трансграничный аспект, международный аспект. Поскольку автор ориентировался, прежде всего, на то, чтобы показать ситуацию в Парагвае с наиболее актуальных и характерных в латиноамериканском контексте сторон, в первой главе он уделяет внимание военно-политической и социально обусловленной составляющим внутренней политики безопасности, во второй - освещает проблематику «трехграничья» и герильи ЕРР, в третьей формулирует особенности взаимодействия Парагвая с ключевыми государствами и межгосударственными структурами пространства обеих Америк в сфере национальной и международной безопасности. Именно такой круг внешнеполитических контрагентов и направлений очерчен потому, что Парагвай является страной, которая пока что занимается консолидацией своей международнополитической повестки в масштабах региона и скорее не обладает возможностями и инструментами для того, чтобы реально самостоятельно повлиять на глобальное положение дел. Так, например, в Совете Безопасности ООН Парагвай в числе непостоянных членов не был представлен с 1968-69 гг.11 Отдельные страны – региональные партнеры Парагвая также часто берут на себя миссию ретрансляторов его проблематики во внешний по отношению к межамериканской системе мир, как это показано в главах 2, 3 настоящей работы на примерах Аргентины и Бразилии, США.
Апробация результатов исследования. По теме исследования автор имеет следующие публикации общим объемом 0,7 печатного листа:
- Коновалова, К.А. Угрозы "трехграничья" в истории Парагвая. // Латинская Америка. 2016. №1. Сс. 68-77.
- Коновалова, К.А. Ejercito del Pueblo Paraguayo: очаг левого экстремизма в благополучном Южном конусе? – Научная конференция молодых ученых «Латинская Америка: проблемы безопасности и новые глобальные вызовы». Тезисы докладов. Москва, ИЛА РАН, 18.05.2016. Сс. 33-34.
По итогам выполнения поставленных в ходе исследования цели и задач, можно сформулировать следующие группы выводов.
1. Среди наиболее характерных особенностей стресснеровской политики в сфере обеспечения национальной безопасности, наш взгляд, можно отметить:
- большую идеологизированность, которая делала ее фактически однонаправленно ориентированной на силовое уничтожение внутренней оппозиции и поддержание прочности режима при игнорировании угроз криминального, социально-экономического, правового, полей;
- намеренное психологическое конструирование состояния «национальной мобилизации», происходившее при постоянном апеллировании к негативной исторической памяти; эксплуатация образа Парагвая как вечно угрожаемой внешними и внутренними врагами нации;
- ее фактическую «денационализацию» за счет тесных связей диктаторского режима с иностранными интересами, прежде всего, США, что дополнительно делало основным выгодоприобретателем мер такой политики диктатуру, а не Парагвай в целом.
Говоря же о трансформации императивов парагвайского государственного курса при смене военного авторитаризма электоральной демократией, по нашему мнению, справедливо будет указать на то, что если не по своему содержанию, то по форме он оказался чрезвычайно исторически преемственным. Так, на примере уже перечисленных особенностей можно наблюдать следующее.
- Наполнение повестки политики в сфере национальной безопасности по-прежнему сильно зависит от того, как идеологически ориентировано правительство, и при простой смене администраций из этой повестки могут «выбрасываться» крупные, серьезные сюжеты, требующие консенсусного подхода разных партий и сил. К примеру, несмотря на то, что к концу первого десятилетия XXI в. проблематика человеческой безопасности уже могла бы иметь общенациональный, «надпартийный» фокус, такие меры, как борьба с бедностью, попытки решить аграрный вопрос, стимулирование урбанизации и др. активно осуществлялись, скажем, администрацией Ф. Луго (2008-2012) и практически сразу превратились в «слабое место» для правительства О. Картеса (2013 – н.в.). По данным социологических опросов, социальная политика стала поводом для критики новых «колорадо» уже с 2014 г.1
- По-прежнему в официальном дискурсе имеет место периодическое задействование «мобилизационных» сюжетов как своего рода политическая технология. Например, алармистские заявления Н. Дуарте о возможности вооруженного конфликта с Боливией делались на фоне продвижения его администрацией идеи увеличения военного бюджета. А тезис о состоянии войны с терроризмом ЕРР при О. Картесе может служить, помимо прочего, инструментом сплочения народных масс вокруг власти, что приобретает особенное значение в тот момент, когда «Колорадо» разрабатывает вопрос о внесении в конституцию поправки, разрешающей переизбрание президента2.
- США по-прежнему не только остаются самым мощным союзником Парагвая в борьбе с широким спектром рисков безопасности – от предоставления медпомощи беднейшему сельскому населению до противодействия терроризму, но и в значительной мере обеспечивают внутреннюю выживаемость, внешнюю легитимацию и репрезентацию на международной арене шагов его режимов. Органическая связь Парагвая и США, хорошо ощутимая именно в сфере безопасности, является серьезным сдерживающим фактором при реализации Парагваем его собственных национальных интересов, драматичным, выходящим за пределы всяких «конспирологических догадок», примером чего может служить обозначенная в параграфе 3.2. роль США в подготовке импичмента Ф. Луго.
2. Рассматривая и систематизируя основные вызовы и угрозы для национальной безопасности демократического Парагвая, можно обнаружить, что повестка национальной и международной безопасности для этой страны вполне соотносится с условиями глобального «постмодернити». Несмотря на то, что речь идет о развивающемся государстве, в круге сознаваемых им угроз находятся угрозы как традиционные, требующие силового ответа, так и новые, невоенные, и парагвайская политика безопасности в принципе предполагает нейтрализацию этих угроз на различных уровнях – от индивидуально-общественного до, по крайней мере, регионального.
Если пытаться предложить некую классификацию актуальных для Парагвая после диктатуры А. Стресснера рисков национальной и международной безопасности, то логичным, на наш взгляд, могло бы стать такое их подразделение (конечно, в приведенной ниже авторской таблице границы между «видами» рисков и угроз весьма условны, чаще всего их природа взаимосвязана и взаимообусловлена):
Начало таблицы.
Виды рисков
Специфические риски – свойственны конкретно Парагваю
Неспецифические риски – свойственны так или иначе всем развивающимся странам Латинской Америки и глобального Юга
-
а. «Риски изъянов режима» (проблематика, обусловленная несовершенством политического строя)
б. «Риски периферийности» (проблематика, обусловленная принадлежностью к аутсайдерам глобального Юга)
Примеры
перманентно «поставляющая» государству целый комплекс угроз «серая зона» «трехграничья», герилья ЕРР
разбалансированные военно-гражданские отношения, приведшие к попыткам государственного переворота в 1996 и 2000 гг.
социально-экономическая проблематика (бедность, нехватка рабочих мест, нерешенный аграрный вопрос…), создающая почву для социальной фрустрации граждан и, как следствие, любой преступности
Конец таблицы.
3. Давая характеристику различному инструментарию, используемому Парагваем для нейтрализации рисков и угроз национальной безопасности, уместно обратить внимание на следующие моменты:
- Сердцевиной силового инструментария выступают вооруженные силы и полиция, а также многочисленные органы и ведомства, оказывающие им систематическое содействие (напр., Национальное разведывательное управление) и ситуационную поддержку (напр., боевые отряды SENAD). Особенностями «парагвайского сценария» обеспечения национальной безопасности являются многозадачность армии, распространяющаяся на различные сферы социальной жизни государства, а также норма о «смыкании» функций армии и полиции. Естественным продолжением этих особенностей выступают проблемы интеграции армии и полиции как государственного аппарата подавления в реальность демократического правового государства, их профессионализации.
- Относительно политико-правового инструментария следует заметить, что чисто по своей форме он разнообразен, современен и, что немаловажно, учитывает национальные условия. Так, к примеру, в Парагвае сегодня действует новое законодательство об армии, призванное деполитизировать, профессионализировать и гуманизировать ее, работают специальные исполнительные ведомства для обеспечения всесторонней защиты прав женщин и детей, принят достаточно исчерпывающий и передовой антитеррористический закон и мн. др. Но проблема состоит в том, что реальная эффективность всех этих мер и институтов зачастую близка к нулю, и на деле они остаются лишь «имиджевым пшиком» разных президентских курсов. У этого могут быть как субъективные, так и объективные причины. И если к субъективным мы можем отнести слабый профессионализм, коррумпированность управляющих государственных кадров или, скажем, низкий уровень гражданского-правовой, политической, гендерной и других культур населения, то объективные будут своего рода трансисторической константой: Парагвай после поражения в войне с Тройственным альянсом – это, фактически, «искусственное» национальное государство, в котором не сложились в полном смысле слова национальные политические элиты, способные качественно артикулировать национальные интересы, императив безопасности внутри которых является, как известно, базовым.
4. Еще одним следствием такой несформированности механизмов артикуляции и отстаивания национальных интересов в рамках настоящего исследования видится специфика международного положения Парагвая. Так, на международной арене в сфере безопасности ключевым образом действия для него оказывается ситуационное балансирование между большими региональными игроками типа Аргентины и Бразилии, с одной стороны, и США, с другой, и теми интеграционными объединениями, где они играют ведущие роли. Как отмечалось в главе 3, в обоих случаях взаимодействие Парагвая с крупными акторами мировой политики носит в целом взаимозависимый, хотя и асимметричный характер, но в случае с региональными центрами силы эта взаимозависимость проявляет себя особенно ярко, потому что, в конечном итоге, и комплекс вызовов и угроз «трехграничья», и проблематика расширения и возможной интернационализации деятельности ЕРР являются для Аргентины и Бразилии обусловленными неизменяемым фактором - географическим соседством с Парагваем. Хотя к преимуществам парагвайской балансирующе-зависимой позиции и относится возможность привлекать ресурсы для борьбы с насущными угрозами национальной безопасности сразу из многих источников и задействовать их только на внутренние цели, не неся серьезной международной ответственности, такая позиция является вынужденной. Имея в виду все ограничивающие факторы, трансформировать ее в активную, связанную с самостоятельным конструированием внешнеполитической повестки безопасности, Парагвай может, деятельно разрабатывая соответствующую национальную проблематику в международных интеграционных структурах. На примере парагвайской стратегии противодействия транснациональным киберугрозам для ОАГ мы уже видели, что на межамериканском направлении Парагвай начал так себя проявлять. Вектор же латиноамериканской интеграции кажется в этом отношении еще более перспективным как в плане обеспечения представительного и детального «ознакомления» мирового сообщества со специфической парагвайской проблематикой, так и приобщения Парагвая к конструктивному опыту других стран глобального Юга, успешно противостоящих актуальным для него вызовам и угрозам.
Источники
Нормативно-правовые акты
1. Constitución Nacional de la República de Paraguay, 1992. (дата обращения: 10.10.2016)
2. Decreto Nº 1.726 / 2014, Por el cual se establece la estructura organizacional y funcional del Ministerio de Defensa Nacional. (дата обращения: 11.12.2016)
3. Ley N° 5241/2014, "Que crea el Sistema Nacional de Inteligencia".
4. LEY Nº 1.337/99. DE DEFENSA NACIONAL Y DE SEGURIDAD INTERNA. < http://www.dgaf.mil.py/wp-content/uploads/2014/01/Ley-N%C2%BA-1.337-De-Defensa-Nacional-y-de-Seguridad-Interna.pdf> (дата обращения: 03.10.2016)
5. Ley Nº 244 / 1993, Que deroga la Ley No. 216, De Organización General de las Fuerzas Armadas de la Nación y reestablece la vigencia, con modificaciones, de la Ley No. 74/91. (дата обращения: 08.10.2016)
6. Ley № 2447/04. Que aprueba el acuerdo por notas reversales...relativo a los ejercicios, seminarios e intercambios militares. – Asuncion. 19.06.2004.
7. Ley № 4024/10. Que castiga los hechos punibles de terrorismo, asociacion terrorista y financiamiento del terrorismo. – Asuncion. 23.06.2010. (дата обращения: 24.12.2016)
8. Ley №1015/97. QUE PREVIENE Y REPRIME LOS ACTOS ILICITOS DESTINADOS A LA LEGITIMACION DE DINERO O BIENES. – Asuncion. 10.01.1997 (дата обращения: 10.10.2016)
9. Ley №978/96. De migraciones. – Asuncion. 08.11.1996 (дата обращения: 01.10.2016)
10. Memorandum de Entendimiento entre el Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto de Bolivia…para el establecimiento del mecanismo de Dialogo 2+2. La Paz, 2007. (дата обращения: 03.03.2017)
11. PRIMER LIBRO BLANCO DE LA DEFENSA NACIONAL REPÚBLICA DEL PARAGUAY. Asunción, 2013.
12. См. Ley 5036, QUE MODIFICA Y AMPLÍA LOS ARTÍCULOS 2º, 3º Y 56 DE LA LEY Nº 1.337/99 "DE DEFENSA NACIONAL Y DE SEGURIDAD INTERNA". (дата обращения: 10.10.2016)
Статистика, базы данных
13. Banco Mundial. Paraguay: Tasa de incidencia de la pobreza, sobre la base de la línea de pobreza nacional (% de la población), 2002 – 2015. (дата обращения: 25.11.2016)
14. GINI index (World Bank estimate). Paraguay. 1990 – 2013. (дата обращения: 28.02.2017)
15. Latinobarómetro. Paraguay: Actitudes hacia la Democracia en general. Apoyo a la democracia. 1995-2015.
...