Введение 3
Глава 1. Формирование дистопии как жанра 6
1.1 Общие черты дистопии и антиутопии 6
1.2 Проблема терминологического разграничения понятий «дистопия» и «антиутопия» 9
1.3 Зарождение традиции англоязычной дистопии 19
1.4 Развитие дистопии в первой половине ХХ века 25
1.5 Дистопия во второй половине ХХ – начале XXI века 30
Глава 2. Историко-культурный и социально-политический контекст романа М. Этвуд «Рассказ служанки» 39
2.1 Творческий путь М. Этвуд 39
2.2 Маргарет Этвуд и её творческий метод (проблема феминизма и спекулятивной прозы) 46
2.3 Социально-политический контекст 1980-х и его роль в создании «Рассказа служанки» 54
Глава 3. Жанровые особенности романа «Рассказ служанки» М. Этвуд и его место в англоязычной дистопии 63
3.1 Образ тоталитарного государства 63
3.2 Образ женщины в романе и проблема телесности 70
3.3 Композиционные, пространственные и повествовательные особенности романа 75
3.4 Место и роль романа М. Этвуд «Рассказ служанки» в традиции англоязычной дистопии 83
Заключение 88
Библиографический список 92
В современной литературе большое место занимают произведения, относящиеся к жанру дистопии. Активно он начинает развиваться именно в ХХ веке, когда жизнь человека ускорилась, изменилась, и стремительный научно-технический прогресс со временем не замедляется, а лишь набирает обороты. Литература всегда была особым видом искусства, который не только рефлексирует над событиями, которые происходят с нами, она также способна предсказать возможные тенденции в развитии человечества.
Творчество канадской писательницы Маргарет Этвуд (р. 1939), являются предметом глубокого исследования в современном литературоведении. Научные работы как зарубежных, так и отечественных критиков и исследователей (Ш. Грейс, И. Каррингтон де Папп, С.А. Хоуэлс, Н.Ф. Овчаренко, Н. Пальцев, Ю. А. Жаданов, Е.П. Жаркова, М. Ю. Воронцова, Т.Н. Винокурова и др.) имеют многовекторную направленность. В них литературоведы рассматривают своеобразие поэтики и проблематики романистики М. Этвуд, пишут о мастерстве психологического рисунка в ее рассказах и романах, умении делать философские обобщения, определить экзистенциальные акценты в обыденности.
Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что произведения, написанные в жанре дистопии, чаще всего анализируются с философской точки зрения и реже с литературоведческой. Кроме того, дистопия является относительно новым и быстроразвивающимся литературным жанром, и соответственно он требует пристального внимания литературоведов для определения этапов его развития. Отметим, что на данный момент в литературоведении полемика о природе антиутопии не закончена, и этим также определяется актуальность нашего исследования.
Новизна работы определяется более четким разграничением антиутопии и дистопии, новизной отмечена и попытка определить место дистопических романов М. Этвуд в истории становления самого жанра. Выявление специфических жанровых черт относительно молодого направления в дистопии: «young adult dystopian fiction» – также определяет новизну исследования.
Цель исследования – выявить основные этапы формирования англоязычной антиутопии и дистопии и определить место творчества М. Этвуд, в частности её романа «Рассказ служанки» («The Handmaid’s Tale», 1985), в ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить развитие англоязычной дистопии, начиная с момента её зарождения (романы Г. Уэллса), заканчивая состоянием жанра на момент написания рассматриваемого романа;
2) выявить и описать предпосылки возникновения данного жанра в литературе;
3) охарактеризовать инвариантные жанровые черты дистопии;
4) определить место творчества М. Этвуд в контексте сложившейся традиции англоязычной дистопии, а также выявить причины обращения канадской писательницы к жанру дистопии;
5) проанализировать роман М. Этвуд «Рассказ служанки» с точки зрения жанровых конвенций дистопии.
Объект исследования – роман М. Этвуд «Рассказ служанки»
Предмет исследования – особенности становления и развития жанра дистопии в англоязычной литературе, а также место и роль романа М. Этвуд «Рассказ служанки» в традиции англоязычной дистопии.
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования в области дистопии Ю.А. Жаданова, Ю.И. Кагарлицкого, Б. Ланина, Т.А. Каракан, А. Олдридж, Г. Морсона, Г. Клейса, а также исследования творчества М. Этвуд отечественных и зарубежных ученых.
Методы исследования: системный, культурно-антропологический, сравнительно-сопоставительный метод, а также структурно-семиотический подход.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Первая глава посвящена вопросу формирования англоязычной дистопии, а также ее жанровым конвенциям. Во второй главе изучается культурно-исторический и биографический контекст романа. В третьей главе проведен анализ романа с точки зрения жанровых конвенций дистопии и выявлено его место в англоязычной дистопии.
Также мы видим необходимость рассмотреть фундаменталистско-религиозный подтекст романа (пуританизм) и отношение писательницы к вопросу о деторождении (проблемы запрета абортов).
Материалы ВКР были апробированы:
1. Кондратьева Е. С. Проблема терминологического разграничения понятий «утопия», «дистопия» и «антиутопия» в западном и российском литературоведении // Lector (Польша), т. 1, №2 (2020), с. 45-56.
2. XXIV открытая конференция студентов-филологов СПбГУ (19-24 апреля 2021). Секция «Литература в междисциплинарной перспективе» (дата проведения секции: 21 апреля). Доклад: «Отражение социально-политического контекста 1980-х гг. и личного опыта М. Этвуд в романе «Рассказ служанки».
3. XVI конференция молодых ученых. Антиутопия в истории и философии культуры (28 мая 2021). ЛГУ им. А. С. Пушкина. Доклад: «Религия как идеологическая основа дистопического государства Гилеад в романе М. Этвуд “Рассказ служанки”».
Практическая значимость: материалы ВКР могут быть использованы в курсе изучения истории англоязычной литературы конца XX – начала XXI вв., а также в ходе рассмотрения вопросов, связанных со становлением и развитием жанра дистопии.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и дополнении представлений об эволюции жанра антиутопии и дистопии, в осмыслении особенностей сюжетики, композиции, персонажных систем, а также повествовательных форм дистопических произведений.
На данный момент, жанр дистопии является одним из самых многогранный и интересных с точки зрения его внутренней организации и идейно-художественного потенциала. Он позволяет писателю ставить и художественно осмыслять самые острые социальные проблемы и наглядно демонстрировать потенциальные ошибки, которые могут произойти в будущем, возможно, предостерегая человечество от их совершения.
Дистопия прошла длинный и насыщенный путь становления. Первым этапом её развития является конец XIX – начало ХХ века. В это время существует только утопия (наиболее известны произведения С. Батлера и Э. Бэллами), а дистопия и антиутопия лишь начинают постепенно выкристаллизовываться, в связи с тем, что в обществе назревают сомнения о возможности реализации утопического проекта. На рубеже веков появляется наиболее известная антиутопия Г. Уэллса «Машина времени», которая считается первым произведением этого жанра. В произведениях этого периода авторы помещают повествование в очень далекое будущее. На примере этих миров будущего писатели показывают несостоятельность и нереализуемость утопических идей.
Вторым этапом развития дистопии является первая половина ХХ века, в это время были написаны наиболее известные англоязычные дистопии и антиутопии – произведения О. Хаксли и Дж. Оруэлла. Антиутопия и дистопия уже становятся более самостоятельными жанрами и обретают более четкие типологические черты: появление характерного конфликта между протагонистом и государством, попытка героя изменить ход вещей, место действия – замкнутый топос, мотив невозможности вырваться из системы, жесткое разделение общества на классы и т.д.
Третий этап становления дистопии – вторая половина ХХ века. В этот период данный жанр обретает окончательную независимость и практически полностью вытесняет собой антиутопию. Дистопия утрачивает некоторые присущие ей раньше черты (например, не во всех дистопиях второй половины ХХ вв. сохраняется мотив деления на классы, конфликт между протагонистом и государством становится менее ярко выраженным), но компенсирует это тем, что начинает больше сосредотачиваться на внутреннем мире протагониста, происходит психологизация персонажа. Стоит отметить, что в XXI веке можно наблюдать разделение дистопии на «взрослую» и «подростковую» («young adult»). В последней можно наблюдать однотипность и упрощенность сюжетной линии, создание образа «избранного» героя, отсутствие жесткой локализации места действия, которая является одной из главных черт «взрослой» дистопии (закрытый топос).
Отметим, что вместе с эволюцией дистопии, изменялся и образ протагониста. От путешественника во времени и исследователя чужого пространства, главный герой в современной дистопии стал рефлексирующим персонажем, который исследует своё пространство и пытается, либо найти своё место в нем, либо сбежать из него. В начале ХХ века появляется совершенно новый тип протагониста – герой-подросток, который, пока не обладает яркими типологическими чертами.
В исследовании была изучена проблема отсутствия единообразия в использовании терминов «дистопия» (изображение страшного мира, в котором присутствует элемент катастрофы, и отсутствие образа утопии) и «антиутопия» (высмеивание идей и идеалов утопии как таковых демонстрация их нереализуемости и несостоятельности) как в отечественном литературоведении, так и за рубежом, что позволило нам вывести собственные рабочие определения данных жанров, на основе изученного теоретического материала, что является нашим вкладом в данный литературоведческий вопрос.
В ходе работы было уделено большое внимание особенностям творческого метода М. Этвуд, и в этой связи был освещен относительно новый литературный жанр – «speculative fiction», в рамках которого, по словам самой писательницы, она работает. Как было выяснено, жанр спекулятивной прозы характеризуется тем, что исследует реальность путем внесения в неё гипотетических изменений. В многочисленных интервью М. Этвуд по этому вопросу писательница заявляет, что не намерена описывать космические путешествия на другие планеты (как это происходит в научной фантастике), её интересует, как будет выглядеть будущее человечества в определенных «гипотетических» обстоятельствах. Как писатель-гуманист, Этвуд не могла не отразить на страницах своего произведения те события, которые вызывали в ней чувство волнения и озабоченности будущим человечества.
В исследовании был описан и проанализирован социально-политический контекст конца 70-х – начала 80-х гг. ХХ вв., в контексте которых был создан роман. Были определены социальные и политические событиях, беспокоившие писательницу на тот момент и которые впоследствии легли в основу сюжета романа, а именно: последствия военных действий в США во Вьетнаме, семейная политика Н. Чаушеску, внутренняя политика Р. Рейгана, появление в Новой Англии большого количества религиозных сект.
Также был проведен анализ романа «Рассказ служанки» с точки зрения жанровых конвенций дистопии. В Гилеаде присутствует привычная для дистопии система строгого общественного разделения на классы, ситуация постоянного тотального контроля за всеми гражданами, жесткая регламентация жизненного устройства. Нами было отмечено новаторство М. Этвуд, которое она привнесла в персонажную систему дистопического произведения. Впервые в истории англоязычной литературы протагонистом в дистопии становится женщина. Анализ сюжетно-композиционной организации романа «Рассказ служанки» позволил выявить роль принципа дихотомии в структуре данного произведения. В композиции романа чередуются «дневные» и «ночные» главы, которые разительно отличаются друг от друга, что также позволяет Этвуд подробно описать не только принцип устройства Гилеада «при свете дня», но и приближает читателя к внутреннему миру Фредовой в ночные часы. Новое осмысление получает и вопрос о положении женщины в тоталитарном дистопическом обществе.
Наша работа и анализ произведения позволяют сделать вывод о том, что роман М. Этвуд «Рассказ служанки» внес неоспоримый вклад в развитие англоязычной дистопии и теперь является ее неотъемлемой частью, так как писательница смогла не только соблюсти прежние каноны создания такого рода произведения (создание образа тоталитарного государства, замкнутый топос, наличие конфликта между главным героем и государством). Этвуд совершает своеобразный «гендерный переворот» (впервые в истории дистопии появляется протагонист-женщина). Писательница видоизменяет жанр и описывает ситуацию подавления человеческой личности через призму женского мировосприятия, по этой причине, большое внимание уделяется проблеме материнства и деторождения в Гилеаде.
Перспектива данного исследования может быть связана с новым романом М. Этвуд «Заветы» («The Testaments»), который был опубликован в 2019 году. Это произведение является продолжением «Рассказа служанки», где показан Гилеад через 15 лет после событий, описываемых в первом произведении.
1. Баталов А. Я. В мире утопии. Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. 320 c.
2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. Царство Духа и Царство Кесаря. [Электронный ресурс] М.: Республика, 1995. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html (дата обращения: 12.04.2020).
3. Библия онлайн [Электронный ресурс] // URL: https://bibleonline.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
4. Борзов А. В. Религиозный аспект полемики вокруг легализация абортов в США в годы президентства Р. Рейгана (1981 – 1989) [Электронный ресурс] // Богослов.Ру. Научно-богословский портал. 20 июня 2011 г. URL: https://bogoslov.ru/article/1769503 (дата обращения: 19.10.2020).
5. Винокурова Т. Н., Трашков Д. В. Скрытые политические смыслы в романе Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. №1 (15). С. 194–198.
6. Воронцова М. Ю. Роман Маргарет Этвуд «Лакомый кусочек». Начало романного творчества современной канадской писательницы [Электронный ресурс] // Днепропетровский Национальный университет. 2003. URL: https://lib.sevsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/556/filolog.51.2002.80-94.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.10.2020).
7. Дедюхина Е. Н. (Карпос) Ничего не происходит только в Раю [Электронный ресурс] // Проза.ру. 2010. URL: https://proza.ru/2010/09/14/194 (дата обращения: 15.01.2021)
8. Дыдров А. А. Сценарии существования человека и техники в литературе дистопии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 40–42.
9. Дыдров, А. А. Человек будущего в утопиях и дистопиях (философско-антропологическая интерпретация): автореф. дис.. кандидата философских наук. Челябинск, 2011. [Электронный ресурс]. – URL: www.dissercat.com/content/chelovek-budushchego-v-utopiyakh-i-distopiyakh (дата обращения: 30.11.2020).
10. Жаданов Ю. А. Актуальные проблемы изучения современной антиутопии: женское видение возможного будущего человечества [Электронный ресурс] // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-izucheniya-sovremennoy-antiutopii-zhenskoe-videnie-vozmozhnogo-buduschego-chelovechestva (дата обращения: 20.12.2020).
11. Жаданов Ю. А. Гендерные аспекты творчества М. Этвуд / Ю.А. Жаданов // Вiсник Харкiвського нацiонального унiверситету iм. В.Н. Каразiна. Сер.: Філологія. 2011. № 936, вип. 61. С.249–253.
12. Жаданов Ю. А. Жанровые находки и открытия антиутопии второй половины двадцатого века // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2012. №6(1). С. 134–151.
13. Жаданов Ю. А. Особенности современной англоязычной антиутопии // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2013. №7(2). С. 71–84.
14. Жаданов Ю. А. Посторуэлловская дистопия: упадок жанра или его трансформация? // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2010. №2. С. 77–88.
15. Жаркова Е. П. Библейские мотивы в антиутопиях Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» и «Трилогия Беззумного Аддама» // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2015. № 4 (12). С. 4–14.
...