Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕНИКИ СТАРШИХ КЛАССОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ПОЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА «ТЕАТРАЛЬНЫЙ УРОК В МАРИИНСКОМ»

Работа №134435

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Методологические основы исследования художественной
коммуникации в современном обществе
1.1. Поле художественной коммуникации Санкт-Петербурга
1.2. Художественная коммуникация
1.2.1. Коммуникативная функция искусства
1.2.2. Музыкальная коммуникация
1.3. Эстетическое воспитание как фактор формирования гармоничной
личности
1.3.1. Феномен художественного вкуса
1.3.2. Проблема эстетического воспитания учеников старших классов......34
1.3.3. Воспитание средствами театрального искусства
Глава 2. Особенности формирования музыкального вкуса учеников
старших классов Санкт-Петербурга средствами художественной
коммуникации
2.1. «Театральный урок в Мариинском» как общегородской музыкально-коммуникативный проект
2.2. Опыт использования различных коммуникативных технологий в
воспитания нового поколения зрителей
2.3. Новые коммуникативные ресурсы для вовлечение школьников в
художественное пространство музыкального театра
2.4. Воздействие проекта «Театральный урок в Мариинском»
на школьников
Заключение
Использованная литература
Приложение.

Актуальность данного исследования. Приобщение подростков к
ценностям классической культуры, например, опере и балету – непростая
задача. Известно, что многие подростки воспринимают поход в театра как
«пытку». Проект «Театральный урок в Мариинском» задуман как раз для того,
чтобы приобщить школьников к театру путем погружения в процесс
театрального производства: школьникам показывают театральные цеха, водят
по закулисью, рассказывают о театральных профессиях, дают возможность
самостоятельно создать макет сцены с декорациями. После экскурсии
участники приглашаются на вечерний спектакль. Такой комплексный подход –
инновационный для Санкт-Петербурга прием эстетического воспитания
подростка. Однако, по результатам опроса, после участия в проекте лишь треть
относится к театру положительно, остальные делятся поровну на нейтральное и
отрицательное отношение. Главный вопрос заключается в том, какое место
театральный урок занимает в системе эстетического воспитания подростка?
Также интерес представляет коммуникативный барьер, снижающий эффективность проекта.
Степень научной разработанности проблемы. Среди исследований
по данной теме встречаются в основном работы, посвященные включению
подростков в культуру путем освоения актёрских навыков, занятий в
театральных студиях или изучения музыки. Среди таких работ можно выделить
диссертацию на тему «Воспитание эстетического вкуса подростков средствами
театрального искусства» Лясовская Татьяна Петровна, 2004г. или «Воспитание
учащихся средствами театрального искусства в России 2-й половины XIXначала XX вв. Ильина Елена Александровна, 2002г. Однако наблюдается
отсутствие исследований о включении подростков в классическую культуру
через погружение в закулисье, через длительное пребывание в театре и
ознакомление с его изнанкой, с театральными профессиями. Понятие
эстетического вкус рассматривают Л.Н. Коган, В.Е. Кашаев, В.Ю. Борев.4
Вопросам эстетического воспитания посвящены труды Н.И. Киященко, С.А.
Наумова, эстетическому воспитанию детей по средствам театрального
искусства отдельно уделяет внимание Л.Н. Некрасова, эстетической культурой
личности занимается также А.В. Пирадов. Понятия структуры, сущности и
категориальных признаков художественной коммуникации описаны в трудах
М. Кагана, Ю. Лотмана. Теория музыкальной коммуникации изложена у
Якупова А.Н. В работах по менеджменту в культуре и искусстве М.
Переверзева и С. Коленько имеются упоминания о необходимости привлечения
новой аудитории разными путями, однако уникальность проекта «Театральный
урок в Мариинском» дает возможность выделить еще одну технологию
привлечения новой аудитории, не описанную ранее в источниках.
Объектом данного исследования выбраны ученики старших классов,
принимавшие участие в проекте «Театральный урок в Мариинском». Предмет –
участие учеников старших классов в художественной коммуникации в рамках
данного проекта. В современном обществе прослеживается дефицит внимания
у подростков к формам классической культуры. Ответ на поставленный вопрос
может быть полезен образовательным учреждениям для повышения уровня
культурного образования подростков. Для таких учреждений культуры как
театры определение места театрального урока в системе эстетического
воспитания может стать поводом для внедрение подобных образовательных
проектов. Городские власти, оценив вклад проекта в воспитании подростков,
могут принять решение в дополнительном финансировании таких проектов.
Целью работы является выявление роли проекта «Театральный урок в
Мариинском» во включении учеников старших классов в поле художественной коммуникации
Задачи исследования:
• Дать анализ поля художественной коммуникации Санкт-Петербурга;
• Охарактеризовать сегодняшний уровень включенности старших
школьников в культуру (культурную жизнь);5
• Дать оценку роли семьи в вовлеченности школьников в культурную жизнь;
• Выявить коммуникативный барьер, снижающий эффективность
проекта «Театральный урок в Мариинском»;
• Проанализировать влияние Мариинского театра на становление
художественного и эстетического вкуса у школьников.
Проект «Театральный урок в Мариинском» – важная и необходимая
программа, которая позволяет включать учеников старших классов школы в
культурную жизнь, приобщать их к классической культуре. Однако, программа
требует доработки. Возможно, следует больше внимания уделять подбору
репертуара – сейчас он разнообразный, включает в себя и современные, и
классические постановки, оперы на разных языках. Поэтому можно
предположить, что школьники еще не готовы воспринимать современные
постановки, так как не обладают достаточной базовым опытом просмотра
классических спектаклей. Также можно сделать предположение о том, что
школьникам проще воспринимать оперы на русском языке, так как подростку
важно воспринимать сюжет не только визуально. Ввиду дефицита
распространения классической культуры сегодня среди подростков, при смене
поколений может появится проблема не востребованности академических
театров. Поэтому «Театральный урок в Мариинском» можно считать проектом,
нацеленным не только на образование школьников, но и на формирование
будущей аудитории Мариинского театра.
Теоретико-методологические основы исследования выполнены в
междисциплинарном поле на границе культурологии, искусствознания,
эстетики, социологии культуры, так как процесс воспитания – это синтез
эстетического, этического и художественного начал, тесно взаимодействующих
между собой. Они и являются организующими и синтезирующими
компонентами в структуре проблемы данного исследования.
В качестве эмпирической базы исследования используются опрос
школьников, участвовавших в проекте «Театральный урок в Мариинском»,6
проведенный Социологическим факультетом СПбГУ, а также глубинные
интервью со школьниками.
Методы исследования. Комплексный подход к изучению проблемы
«Театрального урока в Мариинском» предполагает различные методы
культурологического исследования: сравнительно-исторический,
социологический опрос, глубинные интервью – в их сочетании и
взаимодополнительности. Социологический опрос был выбран для сбора
данных, которые бы предоставили картину общего среза по проекту
«Театральный урок в Мариинском». Глубинные интервью были проведены для
получение информации о процессе эстетического воспитания современного
школьника, его заинтересованности в общении с искусством в целом.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной
работе впервые осуществлен комплексный анализ проблемы художественного
воспитания школьников средствами «Театрального урока в Мариинском»: для
того, чтобы заинтересовать школьников, в проекте используется погружение в
закулисную жизнь театра, в мир театральных профессий. В работе
проанализированы исторические сведения о эстетическом воспитании школьников.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования
могут быть использованы в различных разделах культурологии, эстетического,
педагогического и социокультурного знания.
Практическая значимость исследования. Материалы исследования и
выводы этих исследований могут быть использованы для подготовки широкого
спектра специальных и общих курсов, посвященных проблемам теории и
истории культуры; для формирования новых представлений в области
эстетического воспитания школьников; для создания новых образовательных
проектов, работающих над эстетическим воспитанием с точки зрения
погружения в искусство как производственный процесс.
Апробация результатов исследования. Основные результаты
исследования был представлены 12 мая 2017 года на Х Всероссийской научно7
практической конференции молодых ученых «Социальные коммуникации:
профессиональные и повседневные практики», проходившей на факультете
социологии СПбГУ. Доклад на тему «Коммуникативные стратегии и
технологии формирования художественной культуры школьников Санкт-Петербурга: проект «Театральный урок в Мариинском» в секции
Социокоммуникативные технологии в экономике, бизнесе, образовании. В
рамках доклада поле художественной коммуникации города было представлено
в виде трех специфически ориентированных пространств: музыкального,
текстуального и визуального. Была проанализирована роль проекта
«Театральный урок в Мариинском» во включении старшеклассника в поле
художественной коммуникации. Также были выявлены препятствия,
затрудняющие приобщение современного подростка к театральному искусству.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проект «Театральный урок в Мариинском» как успешный
образовательный проект, дающий возможность ознакомиться с музыкальным
театром, способный удовлетворить недостаток внимания к искусству в
школьной программе, дает представление о театральных профессиях, что
может стать почвой для выбора будущей профессии.
2. Проект «Театральный урок в Мариинском» является инструментом
включения современного школьника во все жанрово-ориентированные
художественные пространства.
3. Необходимость личностно-ориентированного подхода к проекту
«Театральный урок в Мариинском», учитывающего индивидуальный вкус
школьника. Согласно опросу, многие школьники остались не удовлетворены
именно спектаклем, в то время как экскурсионная часть программы
заинтересовала почти всех.
4. Воздействие проекта несет в себе те основные положительные
моменты, которые способны приобщить школьников к театральному искусству.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа посвящена анализу современных социокоммуникативных
практик включения школьников старших классов в поле художественной
коммуникации Санкт-Петербурга и освоения ими музыкального богатства
художественного пространства большого города. Включение в художественное
пространство города осуществляют учреждения культуры, но все в разной
степени. Было выявлено, что наиболее активными учреждениями являются
музеи, потому что в рамках данного учреждения используется самая
распространённая и простая в организации коммуникативная технология –
экскурсия. Музеи предлагают большой спектр образовательных проектов для
всех возрастов, подходящих как индивидуальным юным посетителям, так и
организованным школьным группам. Большое количество программ,
ориентированных на школьников, от первоклассников до выпускников,
предлагает Мариинский театр (помимо «Театрального урока в Мариинском»).
Здесь происходит комбинация нескольких коммуникативных технологий:
экскурсия, лекция, показ спектакля, то есть организуется специальное
мероприятие. Учреждения текстуально-ориентированного пространства в
меньшей степени занимаются вовлечением детей и подростков, так же, как и
концертные организации.
В центре внимания работы – «Театральный урок в Мариинском» –
проект, являющийся комплексом коммуникативных технологий одного из
главных учреждений культуры России в продвижении классической
музыкальной культуры в партнерстве со школами города. Проект уникален тем,
что охватывает все поле художественной коммуникации города. В ходе
исследования была предложена авторская схема трехсферного
художественного пространства по основным видам искусства: музыкально-ориентированное, текстуально-ориентированное и визуально-ориентированное.
Театр – синтез искусств, он одновременно существует во всех жанрово
ориентированных художественных пространствах города. Следовательно,
знакомясь, приобщаясь к театральному искусству, школьники включатся сразу68
во все специфически организованные художественные пространства. То есть
можно сделать вывод о том, что приобщение к театру – одна из важнейших
составляющих эстетического воспитания личности, поэтому существование
подобных проектов необходимо.
«Театральный урок в Мариинском» – проект, имеющий культурно-историческое и культурологическое основания. С одной стороны, во время
участия в проекте школьники имеют возможность ознакомиться с шедеврами
мировой оперы и балета, погрузиться в историю театра, отчасти ознакомиться с
культурной историей города. Многие впервые слушают оперу именно
благодаря проекту. С другой стороны, «Театральный урок в Мариинском» –
нестандартное решение проблемы эстетического воспитания подростков, не
имеющий аналогов в Санкт-Петербурге. «Как это работает?», – вопрос,
популярный и у детей, и у взрослых. Поэтому удовлетворяя интерес к
закулисью, технической стороне театра, специфике театральных профессий,
проект способствует таким образом зарождению интереса к театру в целом.
Понимая, как театр работает изнутри, школьники начинают по-другому
смотреть на итоговый продукт: с большим вниманием к деталям, пониманием
процесса. Театральный урок играет важную роль в мотивации учеников
старших классов: для многих этот проект стал поводом впервые посетить
Мариинский театра. Посещение такого «храма искусства» может сподвигнуть
школьника к дальнейшему постижению оперы и балета, так как многие
отмечают общий интерес к искусству. Важным моментом становится
освещение театральных профессий: ученики старших классов как раз находятся
перед выбором будущего рода деятельности. Возможно, кому-то эта часть
Театрального урока поможет определиться с выбором.
Проект представляет собой уникальный коммуникативный продукт: это
специально организованное событие, сочетающее в себе формальную и
неформальную коммуникацию, учебу и досуг. Почти все виды коммуникации
используются во врем проекта: личностная – когда школьник смотрит
спектакль и размышляет о нем; межличностная – во время общения с69
одноклассниками, здесь же имеет место внутригрупповая и личная
коммуникация. Межгрупповая и профессиональная коммуникация
характеризуют процесс взаимодействия между школой и театром. Публичная
коммуникация описывает формат экскурсии и лекции, а повседневная –
общение школьников во время неформальных частей проекта (сооружения
макета и посещения столовой). Мероприятие построено таким образом, чтобы
получение новых знаний не было скучным формальным процессом.
Официальная публичная учебная коммуникация во время лекции и экскурсии
дополняется внутригрупповой коммуникацией во время сооружения макета
сцены, а также обеда в служебной столовой, что уравновешивает проект.
Школьники по достоинству оценивают проект, большинство хотело бы
посетить Театральный урок еще раз. Выявлен рост заинтересованности
школьников в знакомстве с современным музыкальным театром, способным
устранить дефицит внимания к искусству в школьной программе. Однако
многие высказывают недоумение насчет репертуара. Оперы на иностранных
языках смущают подростков, так как им важно понимать, что происходит,
следить за сюжетом. Поэтому стоит уделять больше внимания подбору
спектаклей, на которые попадают участники проекта. Возможно, стоит уделить
больше внимания русской опере, так как почти вся она имеет в основе
литературные произведение, осваиваемые в рамках школьной программы. Так
как школьники не обладают достаточным знанием о вокале и классической
музыке, то воспринимают произведение через знакомые каналы, то есть через
сюжет. Если сюжет будет им уже знаком, то усвоение произведения будет проходить легче.
Для организаторов проект может стать социальным PR-инструментом,
благотворно влияющим на их имидж, так как поддержка образовательных
проектов создает положительный образ организации в глазах общества.
Поэтому организаторам следует уделять больше внимания освещению проекта.
Оно могло бы способствовать привлечению сторонних спонсоров, а также
продвижению в обществе идеи о необходимости музыкального театра как70
агента эстетического воспитания подростка. Кроме того, давая возможность
побывать в Мариинском театре, организаторы могут рассчитывать на то, что
школьник захочет прийти сюда еще раз, возможно, не в этом же году, но у него
уже будет сформирована модель проведения досуга таким образом. То есть в
подрастающем поколении закладывается сценарий культурного досуга.


1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М.: Всерос.
театр, о-во, 1978.-455 с.
2. Антонов Г.К., Беседы об эстетическом вкусе. - Минск : Нар. асвета, 1965.60 с.
3. Бернштейн Б. Визуальный образ и мир искусства. СПб.:
Петрополис, 2006. С. 369.
4. Борев Ю. Б. Эстетика / Юрий Борев. - 2-е изд. - М. : Политиздат,1975. - 400 с.
5. Брожик В. Эстетика на каждый день/Пер. Со славац. С.Д.
Баранниковой. – М.: «Знание», 1991. 208c.
6. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты
книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология:
хрестоматия современной классики. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 680 с.
7. Бурлина Е. Оперная публика: представления и реальность // Сов.
музыка. -1986. -№5. -С.69-74
8. Выготский Л.С. Психология искусства. Издательство «Искусство»,
Москва 1968
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.:
Просвещение, 1960. - 210 с.
10. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. - СПб., 1996.
11. Гаврилина Л. К., Педагогическая художественная коммуникация :
теоретические основы и практическое применение / Л.К. Гаврилина; М-во
образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. гос. ун-т. - Сыктывкар : Изд-во
Сыктывкарского университета, 2006. - 241 с.
12. Гозенпуд А. А. О сценичности классической оперы. Вопросы
оперной драматургии / Ред. сост. Ю.Н. Тюлин. - М.: Музыка, 1975. - С.12-35
13. Д. Гавра Основы теории коммуникации: Учебное пособие.
Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.72
14. Зись А.Я., Искусство и эстетика : Традиц. категории и соврем.
проблемы. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Искусство, 1975.
15.Ионин Л. Г., Социология культуры : Учеб. пособие для студентов
гуманит. и соц.-экон. направлений и спец. ВУЗов / Л.Г. Ионин. - 2-е изд. -
М : Логос, 1998. - 278 с
16. Каган М. С. Диалектика художественной коммуникации. Лекции по
марксистско-ленинской эстетике. 2-е расшир. и перераб. изд. Л.: Изд-во
Ленингр. ун-та, 1971
17. Кашаев В. Е., Художественный вкус : (социальноэпистемологические и психологические проблемы) / В.Е. Кашаев; Моск. гос.
техн. ун-т "МАМИ". - Москва : Московский государственный технический
университет "МАМИ", 2006. - 233 с.
18. Коган Л.Н., Художественный вкус : Опыт конкретносоциологического исследования. - Москва : Мысль, 1966. - 213 с.
19.Коломиец Г. Г., Ценность музыки: философский аспект / Г. Г. Коломиец.
- Изд. 3-е. - Москва : URSS Либроком, 2009. - 531 с.
20.Корсакова И. А., Музыкальная коммуникация как феномен культуры :
монография / Корсакова Ирина Анатольевна. Москва : Буки Веди, 2014. -
371 с.
21. Кравчук, П. Ф. Искусство в системе социальной коммуникации
[Текст] / П. Ф. Кравчук, С. А. Толкушева // Вопросы культурологии. - 2007. - N
8. - С. 35-37
22. Лихачев Б.Т., Теория эстетического воспитания школьников :
[Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]. - М : Просвещение, 1985. - 175 с.
23. Лопаткова И. В., Художественное поле самоактуализации и
коммуникации как фактор становления идентичности : монография / И.В.
Лопаткова; Сергиево-Пос. гуманит. ин-т, Лаб. психологии и педагогики
творчества. - Сергиев Посад : Сергиево-Посадский гуманитарный институт,
2008. - 159 с.73
24. Лотман Ю.М. Структура художественного текста – М.: Искусство,
1970
25. Медушевский В. В., Духовный анализ музыки : в двух частях :
[учебное пособие] / В. В. Медушевский. - 2-е изд. - Москва : Композитор, 2016.
630 с.
26. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших
школьников [Текст] : пособие для учителей нач. Классов. - Москва :
Просвещение, 1975. - 128 с.
27.Музыкально-эстетическое воспитание школьников / Изд-во "Учитель";
авт. сост. О.П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2007 [т.е. 2006]. - 111 с.
28. Наумов С.А. Эстетический вкус, его воспитание. - Н. Новгород :
Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 1997.
29. Некрасова Л.М. Театр как вид искусства и его возможности в
воспитании школьников. Педагогика искусства, №1, 2007 г.
30. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами
театрального искусства [Текст] : сб. науч. трудов / Академия Педагогических
наук СССР. Научно-исследовательский институт художественного воспитания.
- Москва: [б. и.], 1984. - 103 с.
31. Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства :
учебное пособие по напр. подготовки 031600 "Искусства и гуманитарные
науки" / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. - М. : ИНФРА-М, 2010. 191 с.
32. Произведение искусства как социальная ценность [Текст] : сборник
научных трудов / Министерство высшего и среднего специального образования
РСФСР. Уральский государственный университет имени А.М. Горького,
Проблемный совет МВиССО РСФСР "Актуальные проблемы эстетики теории и
практики эстетического воспитания советской молодежи". - Свердловск : [б.
и.], 1989.
33. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции [Текст]. - 2-е изд., доп.
Москва : Музыка, 1972. - 168 с74
34. Раппопорт С. Х. От художника к зрителю [Текст] : как построено и
как функционирует произведение искусства. - Москва : Сов. художник, 1978.
237 с
35. Раппопорт С.Х. Проблемы художественного творчества: от
художника к зрителю. М., 1978.
36. Розин В. М., Визуальная культура и восприятие : Как человек видит
и понимает мир / В. М. Розин. - 2-е изд. - М : УРСС, 2004.
37.Рябов В.Ф., Искусство как общественная потребность / В.Ф. Рябов. -
Ленинград : Художник РСФСР, 1977. - 206 с.
38. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции
искусства,- М., 1979,- 231 с.
39. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация:
(Социально-психологическая концепция) / В.Е. Семенов. СПб.: Изд-во СанктПетербург, ун-та, 1995. - 199 с.
40. Современные концепции эстетического воспитания : (Теория и
практика) / [Н.И.Киященко, В.Н.Липский, Э.Г.Панаиотиди и др.; Отв.ред.
Н.И.Киященко]; Рос.АН, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 1998. - 302 с.
41. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и
исследования. Л.: Советский композитор, 1981. 293 с.
42.Сохор А.Н., Воспитательная роль музыки. - 2-е изд., доп. Ленинград :
Музыка. Ленингр. отд-ние, 1975. - 64 с.
43. Столович Л.Н. Жизнь — творчество — человек: Функции
художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
44. Теории, школы, концепции : (Критич. анализы) : Худож.
коммуникация и семиотика : [Сб. ст.] / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М.
Горького; Отв. ред. Ю.Б. Борев. - М : Наука, 1986. - 230, [1] с.
45.Торшилова Е.М., Эстетическое воспитание в семье. М : Искусство, 1989.
- 141, [4] с.75
46. Хренов Н.А. О неисследованных аспектах взаимодействия
искусства и публики // Вопросы методологии и социологии искусства. Л., 1988.
С.100 — 110.
47. Черемисин А. М. Музыкально-коммуникативное событие: факторы
формирования музыкального дискурса : дис. ... канд. фи-лос. наук. Тамбов,
2004. - 162 с.
48. Чугаева И. Г. Художественная коммуникация как средство
формирования личностной идентичности старшеклассников на уроках МХК //
Педагогическое образование в России. 2013. №3 С.179-183.
49. Эйзенштейн С. Психология искусства (Неопубликованные
конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного
творчества. Л.: Наука, 1980. С. 183.
50. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / [М. С. Каган, Н.
И. Киященко, Н. Л. Лейзеров и др.; сост. Г. С. Лабковская]. М. : Просвещение,
1983. - 303 с.
51. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М.:
Искусство, 1964
52. Якупов А.Н., Музыкальная коммуникация : Вопр. теории и
практики упр. : Исслед / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского и др. -
М. ; Новосибирск : Моск. гос. консерватория Трина, 1993. - 178 с.76
Электронные ресурсы
1. «Воскресное предисловие» в Мариинском-2 // Мариинский театр –
Официальный сайт. URL: https://www.mariinsky.ru/about/predislovie (Дата
обращения: 14.05.2017)
2. Детские экскурсии в Филармонии // Открытая Филармония. URL:
http://www.philharmonia.spb.ru/special/kids/ (дата обращения: 08.05.2017)
3. Забавских Э. Дмитрий Кабалевский: «Учитесь музыке» [Электронный
ресурс] / Смена. №1385, февраль 1985 г. URL: http://smenaonline.ru/stories/dmitrii-kabalevskii-uchites-muzyke (Дата обращения:
07.05.17)
4. Малышам и младшим школьникам // Мариинский театр – Официальный
сайт. URL: https://www.mariinsky.ru/kids/age3_8 (дата обращения:
14.05.2017)
5. Музей – детям. URL: http://www.rusmuseum.ru/for-visitors/children/ (дата
обращения: 08.05.2017)
6. Средней школе // Мариинский театр – Официальный сайт. URL:
https://www.mariinsky.ru/kids/age11_15 (дата обращения: 14.05.2017)
7. Экскурсии для школьников // Музей современного искусства Эрарта.
URL: https://www.erarta.com/ru/visit/children/children-guidedtours.html (дата
обращения: 08.05.2017)
8. REMOTE ПЕТЕРБУРГ спектакль-путешествие // Большой драматический
театр им. Г.А. Товстоногова. URL: https://bdt.spb.ru/спектакли/remoteпетербург/ (дата обращения: 07.05.2017)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ