Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Псевдодиалог в иерархической и неиерархической коммуникации

Работа №134433

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Псевдодиалог с точки зрения риторики
1.1 Сравнительный анализ понятий "Монолог" и "Диалог"
1.1.1 Диалог
1.1.2 Монолог
1.2 Понятие "псевдодиалог"
1.3 Коммуникативная иерархия
Выводы по главе I
Глава II. Анализ псевдодиалогов в иерархической и неиерархической
коммуникации
2.1 Псевдодиалоги в иерархической и неиерархической коммуникации
2.1.1 Коммуникативная иерархия в псевдодиалоге
2.1.2 Отсутствие коммуникативной иерархии в псевдодиалоге
2.1.3 Случаи присутствия или отсутствия коммуникативной иерархии в псевдодиалоге
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Список источников примеров Приложение 1


Настоящая работа посвящена исследованию и анализу псевдодиалога в
рамках иерархической и неиерархической коммуникации.
Диалог уже не одно десятилетие является центральной темой
исследований как отечественных, так и зарубежных лингвистов. В
настоящее время интерес к диалогу заметно усилился в связи со
стремительным развитием всех отраслей коммуникативной лингвистики:
современной риторики, стилистики, лингвистической прагматики и др.
Диалогическая речь является сферой пересечения интересов целого ряда
наук: филологии ( лингвистики, литературоведения), философии ( логики,
социологии, антропологии), риторики и др.
Постижение сущности диалога невозможно без постижения природы
монолога, так как диалог и монолог являются базовыми составляющими
речетворчества, двумя частями одного целого. В процессе коммуникации
пространства диалога и монолога не имеют отчетливых границ, эти формы
речи находятся в постоянном взаимодействии, предполагая друг друга. В
ситуациях реального общения нередко встречается промежуточная форма
речевой деятельности, которая совмещает в себе определенные признаки
двух главных форм речевой деятельности: монолога и диалога. В
лингвистике данное явление получило название - монологический диалог
или псевдодиалог, которому посвящена данная работа.
Данное исследование актуально, поскольку рассматривает важное, на
наш взгляд, явление в речи, помогая понять, что стоит за высказываниями
говорящих в тех или иных ситуациях.
Объектом исследования выступает понятие псевдодиалог.
Предметом исследования является псевдодиалог в ситуациях
коммуникативной иерархии и ее отсутствия.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных
и зарубежных ученых в области лингвистики, риторики, литературоведения и4
социологии. (М.М. Бахтин, Е.И. Варгина, А.И. Варшавская, В.В. Виноградов,
Г.О. Винокур, Е.В Меньщикова , Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.)
Цель работы – рассмотреть псевдодиалог в иерархической и
неиерархической коммуникации, выявить и изучить характерные черты
псевдодиалога, при которых возникает коммуникативная иерархия или ее отсутствие.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия диалог и монолог, сравнить эти понятия.
2) Исследовать понятие псевдодиалог.
3) Описать понятия коммуникативной и социальной иерархии.
4) Проанализировать примеры псевдодиалогов.
4.1Проанализировать примеры коммуникативной иерархии в псевдодиалоге.
4.2 Проанализировать примеры отсутствия коммуникативной иерархии в псевдодиалоге.
5) Выявить особенности псевдодиалога в каждом из этих случаев.
Материалом для исследования послужили 46 речевых ситуаций,
которые были отобраны методом сплошной выборки из 22 британских и
американских художественных фильмов.
В ходе настоящей работы были использованы следующие методы
исследования: прагма-лингвистического анализа, коммуникатовно-синтаксического анализа, структурно-синтаксического анализа, социолингвистического анализа.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней
впервые предпринимается попытка описать случаи коммуникативной
иерархии и ее отсутствия в псевдодиалоге на примере речевых ситуаций из
британских и американских художественных фильмов.
Практическая значимость: материалы и выводы проведенного
исследования могут применяться при дальнейшем изучении псевдодиалога, а
также использоваться в теоретических курсах по общей лингвистике и
риторики, литературоведению.5
Объем и структура работы: Настоящая исследовательская работа
включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, список
примеров и приложение. В первой главе рассматриваются особенности
диалога, монолога, псевдодиалога, иерархической и неиерархической
коммуникации. Во второй главе представлен анализ псевдодиалогов
ситуациях иерархической и неиерархической коммуникации на материале
британских и американских художественных фильмов. По каждой главе
представлены выводы. В заключении дается общий итог исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной исследовательской работе было рассмотрено и
проанализировано такое понятие, как "псевдодиалог". Наше внимание было
сосредоточено на псевдодиалоге в иерархической и неиерархической коммуникации.
Основная цель данной научной работы состояла в рассмотрении явления
псевдодиалога в иерархической и неиерархической коммуникации,
выявлении и изучении характерных черты псевдодиалога, при которых
возникает коммуникативная иерархия или ее отсутствие.
Теоретические положения настоящего исследования основываются на
комплексном анализе работ отечественных и иностранных лингвистов. В
рамках теоретической части работы были рассмотрены такие понятия как:
диалог, монолог, псевдодиалог, социальная иерархия и коммуникативная
иерархия. Особое внимание в работе было уделено рассмотрению
псевдодиалога. Мы изучили его характерные особенности и сформулировали
определение данного понятия. Было принято решение трактовать
псевдодиалог как совокупность речевых актов, по форме соответствующих
традиционному диалогу, а по содержанию ряду монологов, перемежающихся
вопросами или комментариями, не соответствующими друг другу логически
или семантически. Псевдодиалог не направлен на решение общих проблем
или достижение единой цели коммуникантов. В соответствии с
классификацией Е.В Меньщиковой псевдодиалог псевдодиалог делится на
намеренный и ненамеренный. Намеренный псевдодиалог в свою очередь
делится на: псевдодиалог, как средство манипуляции и псевдодиалог для
создания видимости общения. Ненамеренный псевдодиалог делится на:
псевдодиалог в ситуации аффекта или шока и псевдодиалог коммуникантов с
разным мировосприятием.
Рассматривая социальную иерархию и коммуникативную иерархию мы
пришли к выводу, что эти понятия не тождественные друг другу. В
коммуникативной иерархии для определения иерархического статуса
говорящих социальный статус не играет главную роль, в то время как в46
социальной иерархии статус говорящих является определяющим фактором
распределения иерархических позиций.
В практической части данного исследования представлен комплексный
анализ конкретных примеров псевдодиалогов, взятых из британских и
американских художественных фильмов. В общей сложности для данной
работы было просмотрено 25 часов видеоматериала, собранно 40 примеров
псевдодиалогов в рамках иерархической и неиерархической коммуникации.
На основе анализа примеров мы разработали собственную
классификацию псевдодиалога, определили, в каких псевдодиалогах
присутствует коммуникативная иерархия, а в каких ее отсутствует.
1) Коммуникативная иерархия присутствует в:
а) Намеренном псевдодиалоге - манипуляции (примеры: №1;№2; №3).
б) Ненамеренном псевдодиалоге в ситуации аффекта или шока
(примеры: №4; №5; №6; №7).
2) Коммуникативная иерархия отсутствует в :
а) Намеренном псевдодиалоге, создающем видимость общения
(примеры: №8; №9; №10).
3) Коммуникативная иерархия может присутствовать или отсутствовать
в: а) Ненамеренном псевдодиалоге коммуникантов с разным
мировосприятие (пример №11).
В ходе анализа материала мы выявили ряд языковых средств, которые
систематически повторялись в определенных видах псевдодиалогов: «вопрос,
требующий определенный ответ» в намеренном псевдодиалоге -
манипуляции, «повтор слова или фразы» и «восклицание» в ненамеренных
псевдодиалогах в ситуации аффекта или шока, «междометия» в намеренном
псевдодиалоге, создающем видимость общения.
Таким образом, основным итогом проведенного исследования является
описание псевдодиалога в иерархической и неиерархической коммуникации47
и комплексный анализ псевдодиалогов в иерархической и неиерархической
коммуникации на базе отобранного материала


1) Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969
2) Бахтин М.М. Слово в романе / Вопросы литературы и эстетики. - М.:
Художественная литература, 1975.
3) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская
Россия,1979.
4) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
5) Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка. М.,
2002
6) Брызгунова Е.А. Диалог // Русский язык: Энциклопедия. М., 1979
7) Бубер М. Я и Ты / Пер. Н. Файнгольда / Под ред. С.Я. Левит,
П.С. Гуревича. М., 1993.
8) Варгина Е.И. Монологизм властного дискурса // Англистика XXI века.
Материалы VII Всероссийской межвузовской научно-методической
конференции 21-23 января 2014. – СПб.: Университетские Образовательные
Округа, 2014. – С. 251-255.
9) Варгина Е.И., Меньщикова Е.В. Псевдодиалог как иерархическая
категория в ситуациях иерархического и неиерархического общения.
Материалы XLII Международной филологической конференции. Вып.17.
СПБ. 2013
10) Варшавская А. И Говорящий как творец монолога. // Риторика монолога
Сб. под ред. А.И. Варшавской. СПБ Химера Трейд, 2002
11) Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика М.,
1963
12) Винокур Т.Г. Монологическая речь // Лингвистический
энциклопедический словарь. М., 1990.
13) Гадамер Г.-Г. (Х.-Г.). Актуальность прекрасного. М., 1991; Гадамер Г.-Г.
(Х.-Г.). Истина и метод. М., 1994.
14) Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 199749
15) Ерунов Б.А. Диалектический диалог и его значение для понимания
творческой активности сознания // Творческая активность сознания. Л., 1986.
16) Карасик В.И. Этнокультурные типы институционального дискурса / В.И.
17) Карасик // Языковая личность: культурные концепты. — Волгоград;
Архангельск, 1996.
18) Карасик В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность:
институциональный и персональный дискурс. — Волгоград, 2000
19) Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М.,
1995.
20) Меньщикова Е.В Псевдодиалог как манипулятивный прием.
Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень
ВАК). Тамбов: Грамота, 2015.
21) Платон. Теэтет // Диалоги. М., 1936.
22) Розенцвейг Ф. Звезда искупления. // Мысль. № 1. 1922.
23) Ухтомский А.А. Доминанта. М., 1966. (Ukhtomskiy A.A. Dominanta.
Moskva, 1966.)
24) Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Соч. в 2 т. М.,
1995.
25) Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
26) Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика М., 1975.
27) Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные
ра- боты. Язык и его функционирование. М., 1986
28) Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
29) Bryan J. Pseudo-dialogue in Plato's Clitophon. – Cambridge Classical Journal
№58, 2012. – pp. 1-22.
30)Charles W. Morris . Signs, Language and Behavior. New York: Prentice-Hall,
1946.
31) Grice, Paul Studies in the Way of Words. Harvard University Press. 198950
32) Krauss R., Morsella E. Communication and Conflict // The Handbook of
Conflict Resolution: Theory and Practice. – 2nd ed. – John Wiley & Sons, 2011. –
pp. 144-158.
33) Leech G. Principles of Pragmatics. – London, Logman, 1983. – 250 p.
34) Stein N., Bernas R. Conflict Talk. Understanding and Resolving Arguments //
Conversation. Cognitive and Social Perspectives. – Amsterdam; Philadelphia: John
Benjamms Publishing Company, 1997. – pp. 233-267

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ