Обучение лексической стороне письменной речи при подготовке слушателей курсов к сдаче экзамена IELTS
|
Введение
Глава 1. Теоретические основы подготовки слушателей курсов к письменной части экзамена IELTS 9
1.1 Психолого-педагогические особенности слушателей курсов иностранного языка
1.1.1 Характеристики слушателей языковых курсов
1.1.2 Краткосрочные курсы для взрослых как организованная форма обучения иностранному языку
1.2 Обзор методических средств, применяемых для подготовки к письменной части экзамена IELTS
1.2.1 Особенности международного сертифицированного экзамена IELTS
1.2.2 Критерии оценки письменной части экзамена IELTS
1.2.3 Подходы и приемы для обучения иноязычной письменной 21
1.3 Обучение лексической стороне письменной речи при подготовке слушателей к сдаче IELTS Writing 27
1.3.1. Понятие коллокационной компетенции (Лексический подход)
1.3.2 Лексический комплекс как единица обучения
Выводы к 1-й главе
Глава 2. Повышение эффективности подготовки к IELTS Writing Part 2 с использованием лексического комплекса
2.1 Систематизация и анализ исходных данных участвующих в эксперименте слушателей курсов по подготовке к IELTS
2.1.1 Описательный портрет контрольной группы
2.1.2 Анализ предъэкспериментальных работ учащихся
2.2 Методические рекомендации и материалы для оптимизации подготовки слушателей курса к письменной части экзамена
2.2.1 Разработка методики по оптимизации обучения IELTS
Writing Part 2
2.2.2 Итоговый анализ работ слушателей курса после применения методики оптимизации обучения 58
Выводы к 2-й главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава 1. Теоретические основы подготовки слушателей курсов к письменной части экзамена IELTS 9
1.1 Психолого-педагогические особенности слушателей курсов иностранного языка
1.1.1 Характеристики слушателей языковых курсов
1.1.2 Краткосрочные курсы для взрослых как организованная форма обучения иностранному языку
1.2 Обзор методических средств, применяемых для подготовки к письменной части экзамена IELTS
1.2.1 Особенности международного сертифицированного экзамена IELTS
1.2.2 Критерии оценки письменной части экзамена IELTS
1.2.3 Подходы и приемы для обучения иноязычной письменной 21
1.3 Обучение лексической стороне письменной речи при подготовке слушателей к сдаче IELTS Writing 27
1.3.1. Понятие коллокационной компетенции (Лексический подход)
1.3.2 Лексический комплекс как единица обучения
Выводы к 1-й главе
Глава 2. Повышение эффективности подготовки к IELTS Writing Part 2 с использованием лексического комплекса
2.1 Систематизация и анализ исходных данных участвующих в эксперименте слушателей курсов по подготовке к IELTS
2.1.1 Описательный портрет контрольной группы
2.1.2 Анализ предъэкспериментальных работ учащихся
2.2 Методические рекомендации и материалы для оптимизации подготовки слушателей курса к письменной части экзамена
2.2.1 Разработка методики по оптимизации обучения IELTS
Writing Part 2
2.2.2 Итоговый анализ работ слушателей курса после применения методики оптимизации обучения 58
Выводы к 2-й главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В данной работе выявляются способы оптимизации обучения
слушателей курсов по подготовке к международному экзамену IELTS. Для
более глубокого изучения была выбрана письменная часть экзамена Writing
Part2. Исследование проводилось исходя из научных источников, а также с
опорой на личный опыт в сфере подготовки взрослых к IELTS. На данной
основе были разработаны учебные материалы и методические указания для
эффективного обучения.
Актуальность данного исследования определяется возросшей
востребованностью международного экзамена IELTS в современном
обществе. Данный экзамен был разработан в 1990 году и быстро стал
известен, как один из наиболее популярных экзаменов для подтверждения
уровня знаний английского языка, поэтому более десяти лет многие
зарубежные авторы создают сборники с методическими рекомендациями по
подготовке к IELTS. В свою очередь, в российской методической науке
подобных публикаций почти нет, либо они предоставляют недостаточное
количество информации о технологии выполнения экзаменационных
заданий. Таким образом, необходима разработка методических
рекомендаций, отвечающих запросам и проблемам наших соотечественников
которые планируют сдавать данный экзамен. Положив начало глобальной
работе над созданием методического комплекса для подготовки взрослых к
экзамену IELTS, данное исследование посвящено разработке методических
рекомендаций для письменной части экзамена, как наиболее сложной для выполнения.
Объектом настоящей диссертации являются особенности подготовки
взрослых слушателей курса к письменной части экзамена IELTS.5
Предметом исследования является процесс оптимизации подготовки
взрослых слушателей курса к письменной части экзамена при помощи
применения лексического подхода.
Научная новизна исследования заключается в описании психолого-педагогических особенностей взрослых слушателей курсов, систематизации
информации о существующих способах и стратегиях подготовки к экзамену
IELTS, а также в возможности дальнейшего создания нового направления
для работы в области применения лексического подхода в сфере подготовки
к международным экзаменам.
Настоящее исследование ставит своей целью выявить особенности и
сложности в обучении взрослых слушателей краткосрочных курсов, чтобы
разработать эффективные методические рекомендации по подготовке данных
учащихся к созданию письменных работ в рамках экзамена IELTS.
Для достижения поставленной цели, в диссертации поэтапно решаются следующие задачи:
- выявить психолого-педагогические особенности взрослых слушателей
курсов по подготовке к IELTS для последующего применения и учета
полученных данных при создании методических рекомендаций по обучению;
- проанализировать и систематизировать полученные на основе
предэкспериментального среза знаний данные о совершаемых учащимися ошибках;
- разработать способ организации учебного материала, а также общие
методические указания помогающие снимать и предвосхищать трудности и
ошибки у слушателей курса, повышая, таким образом, эффективность обучения.
- провести сравнительный анализ работ учащихся курсов до и после
применения предлагаемых методических рекомендаций;6
Решение поставленных задач требует обращения к следующим методам:
- анализ литературы методического и лингвистического содержания;
- описательно-аналитический метод;
- классификационный метод;
- сравнительно-сопоставительный метод;
- анкетирование студентов;
- тестологический эксперимент.
Методологическая база настоящей диссертации состоит из трех разделов:
1) по методике обучения иностранным языкам: А.А.Леонтьев,
С.Ф.Шатилов, Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева, Ю.Г.Седелкина, Л.О.Свирина, M.Lewis, J.Hill;
2) по методике и психологии обучения взрослых: Б.Г.Ананьев,
Ю.И.Кулюткин, Г.С.Сухобская, Б. М.Теплова, О.С.Якимчук;
3) по тестологии: М.Я.Креер, И.Ю.Павловская, В.Е.Храброва;
Материалом исследования послужили результаты предэкспериментального среза и итоговой контрольной работы слушателей курсов по подготовке к IELTS.
Гипотеза исследования состоит в положении о том, что про процесс
подготовки к письменной части экзамена IELTS, в рамках краткосрочных
курсов, будет более эффективным, если:
1) преподаватель владеет информацией о психолого-педагогических
особенностях взрослых слушателей курса, а также принимает данную
информацию во внимание при разработке программы обучения;7
2) программа обучения разработана, исходя из критериев оценки
письменной части экзамена, учитывает временные ограничения и
организована наиболее удобным для учащихся образом;
3) отбор и организация материала производятся с применением
лексического подхода к обучению, и в частности, лексического комплекса, как единицы обучения.
Теоретическая значимость диссертации состоит в аспекте
исследования, заключающемся в изучении особенностей обучения взрослых
слушателей краткосрочных курсов, а также в изучении способов
оптимизации подготовки к письменной части экзамена IELTS при помощи
лексического подхода к обучению.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке
конкретных учебных материалов и методических рекомендаций,
повышающих эффективность подготовки слушателей курсов к письменной
части экзамена, а также особой организации данных материалов,
учитывающих возможные трудности и предупреждающих ошибки.
Теоретические положения работы и их практическое применение также
могут послужить основой для дальнейшей разработки учебных материалов и
стратегий повышения эффективности подготовки к международным экзаменам по английскому языку.
Диссертационное сочинение, общим объемом 92 страницы, состоит из
введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность,
определяется предмет и объект исследования, а также цель и обусловленные
ею задачи. В свою очередь, выделяются методы исследования, необходимые
для решения поставленных задач и использованные в ходе исследования материалы.
Первая Глава состоит из трех частей. Первая часть говорит о
психолого-педагогических характеристиках слушателей языковых курсов, а
также о краткосрочных курсах иностранных языков, как организованной
форме обучения. Вторая часть главы посвящена особенностям
международного экзамена IELTS, в частности, его письменной части,
критериям оценки данного раздела теста, а также подходам и приемам,
традиционно, используемым для обучения иноязычной письменной речи. В
третьей части главы рассматриваются теоретические аспекты обучения
лексической стороне письменной речи в рамках подготовки к IELTS Writing Part 2.
Вторая Глава носит практический характер и отвечает цели
подтверждения выдвинутых в теоретической части положений. В первой
части главы проводится анкетирование слушателей курсов по подготовке к
IELTS и составляется их психолого-педагогический портрет. Во второй части
проводится предэкспериментальный срез, с помощью которого выявляются и
группируются ошибки, влияющие на итоговый балл учащихся. Третья часть
посвящена созданию методических рекомендаций и материалов,
разработанных на основе выявленных в ходе предъэкспериментального среза
ошибок. Исследование завершается проведением итоговой контрольной
работы и сравнительным анализом ее результатов с итогами предэкспериментального среза.
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие
итоги теоретической и практической сторон исследования
слушателей курсов по подготовке к международному экзамену IELTS. Для
более глубокого изучения была выбрана письменная часть экзамена Writing
Part2. Исследование проводилось исходя из научных источников, а также с
опорой на личный опыт в сфере подготовки взрослых к IELTS. На данной
основе были разработаны учебные материалы и методические указания для
эффективного обучения.
Актуальность данного исследования определяется возросшей
востребованностью международного экзамена IELTS в современном
обществе. Данный экзамен был разработан в 1990 году и быстро стал
известен, как один из наиболее популярных экзаменов для подтверждения
уровня знаний английского языка, поэтому более десяти лет многие
зарубежные авторы создают сборники с методическими рекомендациями по
подготовке к IELTS. В свою очередь, в российской методической науке
подобных публикаций почти нет, либо они предоставляют недостаточное
количество информации о технологии выполнения экзаменационных
заданий. Таким образом, необходима разработка методических
рекомендаций, отвечающих запросам и проблемам наших соотечественников
которые планируют сдавать данный экзамен. Положив начало глобальной
работе над созданием методического комплекса для подготовки взрослых к
экзамену IELTS, данное исследование посвящено разработке методических
рекомендаций для письменной части экзамена, как наиболее сложной для выполнения.
Объектом настоящей диссертации являются особенности подготовки
взрослых слушателей курса к письменной части экзамена IELTS.5
Предметом исследования является процесс оптимизации подготовки
взрослых слушателей курса к письменной части экзамена при помощи
применения лексического подхода.
Научная новизна исследования заключается в описании психолого-педагогических особенностей взрослых слушателей курсов, систематизации
информации о существующих способах и стратегиях подготовки к экзамену
IELTS, а также в возможности дальнейшего создания нового направления
для работы в области применения лексического подхода в сфере подготовки
к международным экзаменам.
Настоящее исследование ставит своей целью выявить особенности и
сложности в обучении взрослых слушателей краткосрочных курсов, чтобы
разработать эффективные методические рекомендации по подготовке данных
учащихся к созданию письменных работ в рамках экзамена IELTS.
Для достижения поставленной цели, в диссертации поэтапно решаются следующие задачи:
- выявить психолого-педагогические особенности взрослых слушателей
курсов по подготовке к IELTS для последующего применения и учета
полученных данных при создании методических рекомендаций по обучению;
- проанализировать и систематизировать полученные на основе
предэкспериментального среза знаний данные о совершаемых учащимися ошибках;
- разработать способ организации учебного материала, а также общие
методические указания помогающие снимать и предвосхищать трудности и
ошибки у слушателей курса, повышая, таким образом, эффективность обучения.
- провести сравнительный анализ работ учащихся курсов до и после
применения предлагаемых методических рекомендаций;6
Решение поставленных задач требует обращения к следующим методам:
- анализ литературы методического и лингвистического содержания;
- описательно-аналитический метод;
- классификационный метод;
- сравнительно-сопоставительный метод;
- анкетирование студентов;
- тестологический эксперимент.
Методологическая база настоящей диссертации состоит из трех разделов:
1) по методике обучения иностранным языкам: А.А.Леонтьев,
С.Ф.Шатилов, Е.И.Пассов, Н.Е.Кузовлева, Ю.Г.Седелкина, Л.О.Свирина, M.Lewis, J.Hill;
2) по методике и психологии обучения взрослых: Б.Г.Ананьев,
Ю.И.Кулюткин, Г.С.Сухобская, Б. М.Теплова, О.С.Якимчук;
3) по тестологии: М.Я.Креер, И.Ю.Павловская, В.Е.Храброва;
Материалом исследования послужили результаты предэкспериментального среза и итоговой контрольной работы слушателей курсов по подготовке к IELTS.
Гипотеза исследования состоит в положении о том, что про процесс
подготовки к письменной части экзамена IELTS, в рамках краткосрочных
курсов, будет более эффективным, если:
1) преподаватель владеет информацией о психолого-педагогических
особенностях взрослых слушателей курса, а также принимает данную
информацию во внимание при разработке программы обучения;7
2) программа обучения разработана, исходя из критериев оценки
письменной части экзамена, учитывает временные ограничения и
организована наиболее удобным для учащихся образом;
3) отбор и организация материала производятся с применением
лексического подхода к обучению, и в частности, лексического комплекса, как единицы обучения.
Теоретическая значимость диссертации состоит в аспекте
исследования, заключающемся в изучении особенностей обучения взрослых
слушателей краткосрочных курсов, а также в изучении способов
оптимизации подготовки к письменной части экзамена IELTS при помощи
лексического подхода к обучению.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке
конкретных учебных материалов и методических рекомендаций,
повышающих эффективность подготовки слушателей курсов к письменной
части экзамена, а также особой организации данных материалов,
учитывающих возможные трудности и предупреждающих ошибки.
Теоретические положения работы и их практическое применение также
могут послужить основой для дальнейшей разработки учебных материалов и
стратегий повышения эффективности подготовки к международным экзаменам по английскому языку.
Диссертационное сочинение, общим объемом 92 страницы, состоит из
введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка литературы и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность,
определяется предмет и объект исследования, а также цель и обусловленные
ею задачи. В свою очередь, выделяются методы исследования, необходимые
для решения поставленных задач и использованные в ходе исследования материалы.
Первая Глава состоит из трех частей. Первая часть говорит о
психолого-педагогических характеристиках слушателей языковых курсов, а
также о краткосрочных курсах иностранных языков, как организованной
форме обучения. Вторая часть главы посвящена особенностям
международного экзамена IELTS, в частности, его письменной части,
критериям оценки данного раздела теста, а также подходам и приемам,
традиционно, используемым для обучения иноязычной письменной речи. В
третьей части главы рассматриваются теоретические аспекты обучения
лексической стороне письменной речи в рамках подготовки к IELTS Writing Part 2.
Вторая Глава носит практический характер и отвечает цели
подтверждения выдвинутых в теоретической части положений. В первой
части главы проводится анкетирование слушателей курсов по подготовке к
IELTS и составляется их психолого-педагогический портрет. Во второй части
проводится предэкспериментальный срез, с помощью которого выявляются и
группируются ошибки, влияющие на итоговый балл учащихся. Третья часть
посвящена созданию методических рекомендаций и материалов,
разработанных на основе выявленных в ходе предъэкспериментального среза
ошибок. Исследование завершается проведением итоговой контрольной
работы и сравнительным анализом ее результатов с итогами предэкспериментального среза.
В Заключении излагаются основные результаты и подводятся общие
итоги теоретической и практической сторон исследования
В теоретической главе диссертации описаны психолого-педагогические характеристики взрослых учащихся, раскрыта сущность
краткосрочных курсов иностранного языка, как организованной формы
обучения, а также рассматриваются критерии оценки письменной части
экзамена IELTS и теоретические аспекты обучения письменной речи с
применением лексического подхода, как наиболее эффективного в рамках данной учебной ситуации.
На основе теоретической части была разработана анкета для 48
взрослых слушателей курса, участвующих в эксперименте, также был
проведен и проанализирован предэкспериментальный срез, на основе
которого выявлены и сгруппированы ошибки, влияющие на итоговый балл
за письменную часть экзамена. На основе полученных данных были
разработаны методические указания и материалы, призванные
оптимизировать подготовку учащихся к экзамену, а также снизить процент
совершаемых ими ошибок. Таким образом, основные теоретические
предположения получили практическое применение, а проведенная после
применения данной методики итоговая контрольная работа подтвердила
практическую эффективность данного исследования. В свою очередь,
теоретические предположения и практические результаты выявили следующее.
Взрослые учащиеся являются особым и малоизученным звеном
непрерывного обучения. В ходе исследования мы пришли к выводу о том,
что подобным учащимся требуется специальный отбор и организация
материалов, индивидуальный подход к обучению и определенный
комплекс заданий. Иными словами, методика обучения взрослых
слушателей краткосрочных курсов должна разрабатываться с учетом их
психолого-педагогических особенностей, помогать им более планомерно и67
эффективно организовывать учебный процесс как в аудитории, так во время
самостоятельной работы.
Говоря об экзамене IELTS, следует отметить, что он нацелен на
всестороннюю и комплексную проверку иноязычных умений
экзаменуемых. Экзамену присущ особый формат заданий, получить
высокий балл за которые не всегда возможно, даже для экзаменуемых с
высоким уровнем языковой подготовки. Проведение
предэкспериментального среза доказало, что для эффективного выполнения
экзаменационных заданий требуется тщательная подготовка - необходимо
обладать не только широким кругозором, знаниями о технологии и формате
написания эссе, но и владеть современным «живым» английским языком.
Использование положений лексического подхода в рамках
краткосрочных курсов по подготовке к IELTS является действенным
средством для повышения эффективности обучения. Данный подход
позволяет усовершенствовать все виды речевой деятельности, обеспечивает
беглость и грамотность, а также способствует внедрению современного
языка. Именно поэтому, в качестве единицы обучения в данном
исследовании был выбран лексический комплекс.
Для всестороннего понимания проблемы, полученные при анализе
предэкспериментальных срезовых работ, данные об ошибках учащихся
были классифицированы и выявили три группы ошибок: ошибки общего,
лексического и грамматического. Все 48 испытуемых показали
недостаточную сформированность навыков письма и высокий процент
вышеупомянутых ошибок, что говорит о необходимости подготовки
учащихся к успешному выполнению подобных заданий.
Эффективная методика по оптимизации обучения должна учитывать
особенности и проблемные зоны учащихся, а также, временные
ограничения курса. Принимая во внимание данные критерии, организация68
учебного материала производилась на основе выделенных ошибок
учащихся. Подобные методические рекомендации помогут учащимся снять
трудности, связанные с незнанием формата экзамена, а так же помогут
создавать правильные письменные тексты с четкой структурой. Кроме того,
был создан перечень рекомендуемых для использования лексических
комплексов, благодаря чему организованный подобным образом материал
существенно снизил процент лексических и грамматических ошибок в
работах учащихся. Результаты итоговой контрольной работы доказывают
эффективность предлагаемых методических рекомендаций.
Таким образом, в результате экспериментальной проверки
теоретических положений, подтверждена гипотеза о том, что применение
лексического подхода, а также учет психолого-педагогических особенностей
взрослых слушателей курсов при разработке методических рекомендаций по
оптимизации подготовки к письменной части экзамена IELTS качественно
повышают эффективность обучения. С методической точки зрения,
проведенное исследование может служить основой для дальнейшего
создания нового направления для работы в области применения лексического
подхода в сфере подготовки к международным экзаменам
краткосрочных курсов иностранного языка, как организованной формы
обучения, а также рассматриваются критерии оценки письменной части
экзамена IELTS и теоретические аспекты обучения письменной речи с
применением лексического подхода, как наиболее эффективного в рамках данной учебной ситуации.
На основе теоретической части была разработана анкета для 48
взрослых слушателей курса, участвующих в эксперименте, также был
проведен и проанализирован предэкспериментальный срез, на основе
которого выявлены и сгруппированы ошибки, влияющие на итоговый балл
за письменную часть экзамена. На основе полученных данных были
разработаны методические указания и материалы, призванные
оптимизировать подготовку учащихся к экзамену, а также снизить процент
совершаемых ими ошибок. Таким образом, основные теоретические
предположения получили практическое применение, а проведенная после
применения данной методики итоговая контрольная работа подтвердила
практическую эффективность данного исследования. В свою очередь,
теоретические предположения и практические результаты выявили следующее.
Взрослые учащиеся являются особым и малоизученным звеном
непрерывного обучения. В ходе исследования мы пришли к выводу о том,
что подобным учащимся требуется специальный отбор и организация
материалов, индивидуальный подход к обучению и определенный
комплекс заданий. Иными словами, методика обучения взрослых
слушателей краткосрочных курсов должна разрабатываться с учетом их
психолого-педагогических особенностей, помогать им более планомерно и67
эффективно организовывать учебный процесс как в аудитории, так во время
самостоятельной работы.
Говоря об экзамене IELTS, следует отметить, что он нацелен на
всестороннюю и комплексную проверку иноязычных умений
экзаменуемых. Экзамену присущ особый формат заданий, получить
высокий балл за которые не всегда возможно, даже для экзаменуемых с
высоким уровнем языковой подготовки. Проведение
предэкспериментального среза доказало, что для эффективного выполнения
экзаменационных заданий требуется тщательная подготовка - необходимо
обладать не только широким кругозором, знаниями о технологии и формате
написания эссе, но и владеть современным «живым» английским языком.
Использование положений лексического подхода в рамках
краткосрочных курсов по подготовке к IELTS является действенным
средством для повышения эффективности обучения. Данный подход
позволяет усовершенствовать все виды речевой деятельности, обеспечивает
беглость и грамотность, а также способствует внедрению современного
языка. Именно поэтому, в качестве единицы обучения в данном
исследовании был выбран лексический комплекс.
Для всестороннего понимания проблемы, полученные при анализе
предэкспериментальных срезовых работ, данные об ошибках учащихся
были классифицированы и выявили три группы ошибок: ошибки общего,
лексического и грамматического. Все 48 испытуемых показали
недостаточную сформированность навыков письма и высокий процент
вышеупомянутых ошибок, что говорит о необходимости подготовки
учащихся к успешному выполнению подобных заданий.
Эффективная методика по оптимизации обучения должна учитывать
особенности и проблемные зоны учащихся, а также, временные
ограничения курса. Принимая во внимание данные критерии, организация68
учебного материала производилась на основе выделенных ошибок
учащихся. Подобные методические рекомендации помогут учащимся снять
трудности, связанные с незнанием формата экзамена, а так же помогут
создавать правильные письменные тексты с четкой структурой. Кроме того,
был создан перечень рекомендуемых для использования лексических
комплексов, благодаря чему организованный подобным образом материал
существенно снизил процент лексических и грамматических ошибок в
работах учащихся. Результаты итоговой контрольной работы доказывают
эффективность предлагаемых методических рекомендаций.
Таким образом, в результате экспериментальной проверки
теоретических положений, подтверждена гипотеза о том, что применение
лексического подхода, а также учет психолого-педагогических особенностей
взрослых слушателей курсов при разработке методических рекомендаций по
оптимизации подготовки к письменной части экзамена IELTS качественно
повышают эффективность обучения. С методической точки зрения,
проведенное исследование может служить основой для дальнейшего
создания нового направления для работы в области применения лексического
подхода в сфере подготовки к международным экзаменам



