Мифологическая школа в русской и китайской фольклористике
|
Введение………………………..…………………………………………..3
Глава 1. Становление русской мифологической школы…………..12
§1. Западноевропейская мифологическая школа братьев Гримм……..12
§2. Предыстория мифологической школы в России…………………...17
Глава 2. Разыскания русской мифологической школы……………23
§1. Разыскания Ф. И. Буслаева о мифе………………………………….23
§2. Миф и славянская мифология в творческом наследии
А. Н. Афанасьева
Глава 3. Китайский фольклор в XIX веке………………….………..37
§1. Положение китайского фольклора в XIX веке……………………..37
§2. Оценка и исследование русской мифологической школы в научных
трудах китайских филологов
Заключение
Список использованной и цитируемой литературы
Приложение
Глава 1. Становление русской мифологической школы…………..12
§1. Западноевропейская мифологическая школа братьев Гримм……..12
§2. Предыстория мифологической школы в России…………………...17
Глава 2. Разыскания русской мифологической школы……………23
§1. Разыскания Ф. И. Буслаева о мифе………………………………….23
§2. Миф и славянская мифология в творческом наследии
А. Н. Афанасьева
Глава 3. Китайский фольклор в XIX веке………………….………..37
§1. Положение китайского фольклора в XIX веке……………………..37
§2. Оценка и исследование русской мифологической школы в научных
трудах китайских филологов
Заключение
Список использованной и цитируемой литературы
Приложение
Мифологическая школа — первое и одно из основных научных
направлений в истории русской фольклористике. Она сформировалась на
рубеже 1840-х — 1850-х годов под влиянием западноевропейской мифологической школы.
В Западной Европе появление мифологической школы связано с
деятельностью немецких исследователей Вильгельма и Якоба Гримм. Братья
Гримм изучали немецкую мифологию, рассматривая ее как продукт
«бессознательно творящего духа» 1 и как выражение сущности народной
жизни. Они утверждали, что мифология является отражением народной
жизни, а язык, сказки и другие фольклорные жанры сложились на основе
первоначальных представлений народа о природных явлениях. Братья Гримм
классифицировали фольклорные материалы по сходству сюжетов, образов и
мотивов, создали учение о происхождении и развитии устного народного
творчества, систематизировали фольклорные жанры, а также предложили
сравнительный метод для исследования фольклорных материалов. Наследие
братьев Гримм оказало значительное влияние на научные взгляды русских
фольклористов Федора Ивановича Буслаева и
Александра Николаевича Афанасьева. В русской мифологической школе
можно обнаружить концепции, связанные с западноевропейской
мифологической школой. При этом обе школы имеют как сходства, так и
различия. Западноевропейская мифологическая школа возникла в пору
расцвета романтизма, ведь немецким романтикам был свойствен особый
интерес к мифологическим образам. А русская мифологическая школа
появилась на волне передовых общественных взглядов и развития
гуманитарной науки в 1840-х годах. Источником стало большое количество
накопленного фольклорного материала, требовавшее систематического
изучения. Влияние на новую научную школу также оказали взгляды писателей, литературных критиков и общественных деятелей. Например,
В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др., исследовавших в том числе фольклор и
народные истоки русской литературы.
Ведущими представителями русской мифологической школы, как мы
уже отмечали, являются Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев. Их основная идея
заключалась в мифологической реконструкции, т. е. восстановлении
мифологических образов, сюжетов и мотивов. Свою задачу эти
исследователи видели не только в восстановлении славянской мифологии, но
в интерпретации на ее основе произведений народной словесности3.
Ф. И. Буслаев (1818–1897) — русский лингвист, фольклорист,
представитель старших мифологов, крупнейший деятель русской
мифологической школы. По мнению А. Л. Топоркова, исследования мифа в
научном наследии Буслаева можно разделить на три этапа: середина 1840-х
— начало 1850-х годов — исследование соотношения языка и мифологии;
рубеж 1850-х — 1860-х годов — рассмотрение связи мифологии с эпосом;
конец 1860-х — начало 1870-х годов — статьи, рецензии и очерки,
раскрывающие связи между мифологией, культурой и историей4.
Свою научную деятельность Буслаев начал как лингвист, изучая связь
языка и мифологии. Он обращал особое внимание на историю
происхождения слов, анализировал слова в традиционном, религиозном и
социальном аспектах. В этот период им были изданы такие научные труды,
как «О преподавании отечественного языка»5 и «О влиянии христианства на славянский язык»6. При исследовании эпоса Буслаев впервые ввел в научный
обиход большое количество памятников древнерусской литературы,
представленных в книгах «Исторические очерки русской народной
словесности и искусства», «Народная поэзия. Исторические очерки».
Исследователю удалось выделить основные этапы в развитии русского эпоса,
выявить его сущность и практическое значение. В конце 1860-х — начале
1870-х годов Буслаев публиковал очерки и рецензии на труды других
ученых9, а также развивал свои научные взгляды на мифологию. По его
мнению, мифология включает в себя ранние плоды культуры и исторической
памяти народа. Теория Буслаева главным образом базируется на
«сравнительном методе исследования, установлении связи языка, народной
поэзии и народной мифологии, принципе коллективной природы творчества».
Вклад Буслаева в изучение русского фольклора и славянского мифа
значителен не только потому, что его исследование всесторонне, то есть
касается языка, мифа, фольклора, культуры и истории. Он также сделал достоянием науки многие ранние памятники русского фольклора, ввел в
российскую науку сравнительный метод, заимствованный у европейских коллег.
Еще одним выдающимся представителем русской мифологической
школы является А. Н. Афанасьев (1826–1871), русский собиратель фольклора,
историк и литературовед, представитель младших мифологов (школы
сравнительной мифологии). На заре своей научной деятельности он
занимался теоретическим изучением фольклора. В начале 1850-х годов
Афанасьев начал работать над фольклорно-этнографической тематикой и
собиранием фольклора. Сборник «Народные русские сказки»12 стал важным
этапом в формировании его взглядов на фольклор. На основе ранних работ и
труда «Народные русские сказки» была написана фундаментальная работа
Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»13. В этой книге,
исследуя жанры русского народного творчества, ученый утверждает, что
появление мифов связано с историческим развитием языка и мифическими
представлениями первобытных людей о явлениях природы14. Кроме того,
Афанасьев также отметил сравнительный метод как помогающий воссоздать
картину доисторического мира.
На рубеже 1860-х — 1870-х годов под влиянием русской
мифологической школы возникли новые теории — теория заимствования
(или миграционная) и теория самозарождения (или антропологическая),
стремившиеся объяснить причину подобия фольклорных произведений у
разных народов. Сторонники первой теории (Т. Бенфей, А. Н. Пыпин,
В. В. Стасов) говорили о прямом или косвенном заимствовании, а приверженцы второй (Э. Б. Тайлор, А. Ланг) доказывали, что народы развиваются скорее самостоятельно, чем во взаимосвязи.
Русская мифологическая школа подробно описана в работах других
русских ученых — это «История русской фольклористики»
М. К. Азадовского, «Академические школы в русском литературоведении»,
«Мифологическая школа в русской фольклористике» А. И. Баландина,
«Теория мифа в русской филологической науке XIX века» А. Л. Топоркова,
«А. Н. Афанасьев и братья Гримм»20 Э. В. Померанцевой и т. д.
В это же время, параллельно с развитием русской мифологической
школы, в Китае идет активное собирание и публикация материалов
китайского фольклора. Говоря об истории китайской фольклористики этого
периода, мы можем обращаться к таким трудам, как «Обзор изучения
народной традиции» 21 Чжун Цзинвэня, «Пособие по фольклору» Лю Шоухуа, Чэнь Цзяньсяня и «История китайской фольклористики» Ван Вэньбао.
Китайское народное творчество возникло еще до нашей эры, но
китайская фольклористика возникла гораздо позже российской. Во второй
половине XIX веке, когда русская мифологическая школа уже
сформировалась, китайский фольклор все еще не был предметом изучения
литературоведов, фольклористов, языковедов и культурологов. Во
«Введении в фольклористику» китайский фольклорист Чэнь Цзяньсянь
отметил, что в XIX веке «в феодальный период правители собирали
фольклор только для укрепления власти и развлечения». А во второй
половине XIX века, в связи с развитием общества и наук, фольклорного
материала было собрано больше, чем в предыдущее время. Большинство
этих исследований посвящены столичному фольклору, собранному в
Пекине. В это время вышло в свет большое количество фольклорных
сборников, касающихся обрядов, обычаев и традиций, торговых выкриков, народных песен29, мифологических рассказов30 и анекдотов.
Кроме собирания народного творчества, в XIX веке в Китае также возник
новый фольклорный жанр — народный театр «Сяншэн», который остается
популярным до сегодняшних дней. Это один из видов эстрадного и
драматического творчества. Персонажи и сюжеты представлений, которые
разыгрывают актеры, близки к китайской повседневной бытовой жизни.
Во «Введении в фольклористику» Чжун Цзивэнь указал на то, что в
XIX веке после Первой опиумной войны32 китайское общество вышло на
новый этап развития. На взгляды фольклористов оказали влияние как
иностранная интервенция, так и либерально-капиталистическая идеология. В
сравнении с прежними историческими периодами, можно предположить, что
в XIX веке взгляды на фольклор значительно изменились, и эти изменения
стали предпосылкой развития современной китайской фольклористики.
Одним из первопроходцев китайской науки о фольклоре стал Хуан Цзуньсянь, выдвинувший тезис о том, что «фольклор является
''острым оружием'' идеологического просвещения». Он также стал
составителем множества фольклорных сборников, среди которых, например,
сборник народных стихотворений «Черновик стихотворений Жэньцзинлу»( 人境庐诗草.
Русская мифологическая школа в ходе своей плодотворной
исследовательской деятельности привлекла внимание специалистов из
разных стран, в том числе Китая. Китайские фольклористы в своих работах
обращаются к опыту русской мифологической школы, отмечая ее
достоинства и недостатки. В конечном счете, методы и принципы русской
мифологической школы были заимствованы и использованы китайскими
фольклористами. Например, в исследовании труда «Шань хай цзин (Книга
гор и морей)» 37 китайского поэта и фольклориста Вэнь Идо мы можем
проследить влияние русской мифологической школы на китайскую фольклористику.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена
тем, что на данный момент нет работ, освещающих собирание фольклора в
Китае в XIX веке и влияние русской мифологической школы на китайскую
фольклористику XX–XXI веков. Объектом исследования являются научно-теоретические труды по
русской и китайской фольклористике XIX-XX вв.
В качестве предмета исследования выступают особенности русской
мифологической школы и ее значение в китайской фольклористике.
Цель настоящей работы: описать основные тенденции развития
русской мифологической школы в XIX веке и проследить ее влияние на
китайскую фольклористику XX–XXI веков.
Достижение данной цели представляется возможным при решении следующих задач:
— дать представление о становлении западноевропейской мифологической школы;
— описать основные идеи русской мифологической школы;
— представить историю развития китайской фольклористики как самостоятельной дисциплины;
— сравнить историю развития русской и китайской мифологической школы.
Для решения поставленных задач были использованы описательный и сравнительный методы.
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование
изложено на 88 страницах и состоит из введения, 3 глав, содержащих 6
параграфов, заключения, списка использованной и цитируемой литературы
(включает 76 наименований) и приложения.
направлений в истории русской фольклористике. Она сформировалась на
рубеже 1840-х — 1850-х годов под влиянием западноевропейской мифологической школы.
В Западной Европе появление мифологической школы связано с
деятельностью немецких исследователей Вильгельма и Якоба Гримм. Братья
Гримм изучали немецкую мифологию, рассматривая ее как продукт
«бессознательно творящего духа» 1 и как выражение сущности народной
жизни. Они утверждали, что мифология является отражением народной
жизни, а язык, сказки и другие фольклорные жанры сложились на основе
первоначальных представлений народа о природных явлениях. Братья Гримм
классифицировали фольклорные материалы по сходству сюжетов, образов и
мотивов, создали учение о происхождении и развитии устного народного
творчества, систематизировали фольклорные жанры, а также предложили
сравнительный метод для исследования фольклорных материалов. Наследие
братьев Гримм оказало значительное влияние на научные взгляды русских
фольклористов Федора Ивановича Буслаева и
Александра Николаевича Афанасьева. В русской мифологической школе
можно обнаружить концепции, связанные с западноевропейской
мифологической школой. При этом обе школы имеют как сходства, так и
различия. Западноевропейская мифологическая школа возникла в пору
расцвета романтизма, ведь немецким романтикам был свойствен особый
интерес к мифологическим образам. А русская мифологическая школа
появилась на волне передовых общественных взглядов и развития
гуманитарной науки в 1840-х годах. Источником стало большое количество
накопленного фольклорного материала, требовавшее систематического
изучения. Влияние на новую научную школу также оказали взгляды писателей, литературных критиков и общественных деятелей. Например,
В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др., исследовавших в том числе фольклор и
народные истоки русской литературы.
Ведущими представителями русской мифологической школы, как мы
уже отмечали, являются Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев. Их основная идея
заключалась в мифологической реконструкции, т. е. восстановлении
мифологических образов, сюжетов и мотивов. Свою задачу эти
исследователи видели не только в восстановлении славянской мифологии, но
в интерпретации на ее основе произведений народной словесности3.
Ф. И. Буслаев (1818–1897) — русский лингвист, фольклорист,
представитель старших мифологов, крупнейший деятель русской
мифологической школы. По мнению А. Л. Топоркова, исследования мифа в
научном наследии Буслаева можно разделить на три этапа: середина 1840-х
— начало 1850-х годов — исследование соотношения языка и мифологии;
рубеж 1850-х — 1860-х годов — рассмотрение связи мифологии с эпосом;
конец 1860-х — начало 1870-х годов — статьи, рецензии и очерки,
раскрывающие связи между мифологией, культурой и историей4.
Свою научную деятельность Буслаев начал как лингвист, изучая связь
языка и мифологии. Он обращал особое внимание на историю
происхождения слов, анализировал слова в традиционном, религиозном и
социальном аспектах. В этот период им были изданы такие научные труды,
как «О преподавании отечественного языка»5 и «О влиянии христианства на славянский язык»6. При исследовании эпоса Буслаев впервые ввел в научный
обиход большое количество памятников древнерусской литературы,
представленных в книгах «Исторические очерки русской народной
словесности и искусства», «Народная поэзия. Исторические очерки».
Исследователю удалось выделить основные этапы в развитии русского эпоса,
выявить его сущность и практическое значение. В конце 1860-х — начале
1870-х годов Буслаев публиковал очерки и рецензии на труды других
ученых9, а также развивал свои научные взгляды на мифологию. По его
мнению, мифология включает в себя ранние плоды культуры и исторической
памяти народа. Теория Буслаева главным образом базируется на
«сравнительном методе исследования, установлении связи языка, народной
поэзии и народной мифологии, принципе коллективной природы творчества».
Вклад Буслаева в изучение русского фольклора и славянского мифа
значителен не только потому, что его исследование всесторонне, то есть
касается языка, мифа, фольклора, культуры и истории. Он также сделал достоянием науки многие ранние памятники русского фольклора, ввел в
российскую науку сравнительный метод, заимствованный у европейских коллег.
Еще одним выдающимся представителем русской мифологической
школы является А. Н. Афанасьев (1826–1871), русский собиратель фольклора,
историк и литературовед, представитель младших мифологов (школы
сравнительной мифологии). На заре своей научной деятельности он
занимался теоретическим изучением фольклора. В начале 1850-х годов
Афанасьев начал работать над фольклорно-этнографической тематикой и
собиранием фольклора. Сборник «Народные русские сказки»12 стал важным
этапом в формировании его взглядов на фольклор. На основе ранних работ и
труда «Народные русские сказки» была написана фундаментальная работа
Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»13. В этой книге,
исследуя жанры русского народного творчества, ученый утверждает, что
появление мифов связано с историческим развитием языка и мифическими
представлениями первобытных людей о явлениях природы14. Кроме того,
Афанасьев также отметил сравнительный метод как помогающий воссоздать
картину доисторического мира.
На рубеже 1860-х — 1870-х годов под влиянием русской
мифологической школы возникли новые теории — теория заимствования
(или миграционная) и теория самозарождения (или антропологическая),
стремившиеся объяснить причину подобия фольклорных произведений у
разных народов. Сторонники первой теории (Т. Бенфей, А. Н. Пыпин,
В. В. Стасов) говорили о прямом или косвенном заимствовании, а приверженцы второй (Э. Б. Тайлор, А. Ланг) доказывали, что народы развиваются скорее самостоятельно, чем во взаимосвязи.
Русская мифологическая школа подробно описана в работах других
русских ученых — это «История русской фольклористики»
М. К. Азадовского, «Академические школы в русском литературоведении»,
«Мифологическая школа в русской фольклористике» А. И. Баландина,
«Теория мифа в русской филологической науке XIX века» А. Л. Топоркова,
«А. Н. Афанасьев и братья Гримм»20 Э. В. Померанцевой и т. д.
В это же время, параллельно с развитием русской мифологической
школы, в Китае идет активное собирание и публикация материалов
китайского фольклора. Говоря об истории китайской фольклористики этого
периода, мы можем обращаться к таким трудам, как «Обзор изучения
народной традиции» 21 Чжун Цзинвэня, «Пособие по фольклору» Лю Шоухуа, Чэнь Цзяньсяня и «История китайской фольклористики» Ван Вэньбао.
Китайское народное творчество возникло еще до нашей эры, но
китайская фольклористика возникла гораздо позже российской. Во второй
половине XIX веке, когда русская мифологическая школа уже
сформировалась, китайский фольклор все еще не был предметом изучения
литературоведов, фольклористов, языковедов и культурологов. Во
«Введении в фольклористику» китайский фольклорист Чэнь Цзяньсянь
отметил, что в XIX веке «в феодальный период правители собирали
фольклор только для укрепления власти и развлечения». А во второй
половине XIX века, в связи с развитием общества и наук, фольклорного
материала было собрано больше, чем в предыдущее время. Большинство
этих исследований посвящены столичному фольклору, собранному в
Пекине. В это время вышло в свет большое количество фольклорных
сборников, касающихся обрядов, обычаев и традиций, торговых выкриков, народных песен29, мифологических рассказов30 и анекдотов.
Кроме собирания народного творчества, в XIX веке в Китае также возник
новый фольклорный жанр — народный театр «Сяншэн», который остается
популярным до сегодняшних дней. Это один из видов эстрадного и
драматического творчества. Персонажи и сюжеты представлений, которые
разыгрывают актеры, близки к китайской повседневной бытовой жизни.
Во «Введении в фольклористику» Чжун Цзивэнь указал на то, что в
XIX веке после Первой опиумной войны32 китайское общество вышло на
новый этап развития. На взгляды фольклористов оказали влияние как
иностранная интервенция, так и либерально-капиталистическая идеология. В
сравнении с прежними историческими периодами, можно предположить, что
в XIX веке взгляды на фольклор значительно изменились, и эти изменения
стали предпосылкой развития современной китайской фольклористики.
Одним из первопроходцев китайской науки о фольклоре стал Хуан Цзуньсянь, выдвинувший тезис о том, что «фольклор является
''острым оружием'' идеологического просвещения». Он также стал
составителем множества фольклорных сборников, среди которых, например,
сборник народных стихотворений «Черновик стихотворений Жэньцзинлу»( 人境庐诗草.
Русская мифологическая школа в ходе своей плодотворной
исследовательской деятельности привлекла внимание специалистов из
разных стран, в том числе Китая. Китайские фольклористы в своих работах
обращаются к опыту русской мифологической школы, отмечая ее
достоинства и недостатки. В конечном счете, методы и принципы русской
мифологической школы были заимствованы и использованы китайскими
фольклористами. Например, в исследовании труда «Шань хай цзин (Книга
гор и морей)» 37 китайского поэта и фольклориста Вэнь Идо мы можем
проследить влияние русской мифологической школы на китайскую фольклористику.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена
тем, что на данный момент нет работ, освещающих собирание фольклора в
Китае в XIX веке и влияние русской мифологической школы на китайскую
фольклористику XX–XXI веков. Объектом исследования являются научно-теоретические труды по
русской и китайской фольклористике XIX-XX вв.
В качестве предмета исследования выступают особенности русской
мифологической школы и ее значение в китайской фольклористике.
Цель настоящей работы: описать основные тенденции развития
русской мифологической школы в XIX веке и проследить ее влияние на
китайскую фольклористику XX–XXI веков.
Достижение данной цели представляется возможным при решении следующих задач:
— дать представление о становлении западноевропейской мифологической школы;
— описать основные идеи русской мифологической школы;
— представить историю развития китайской фольклористики как самостоятельной дисциплины;
— сравнить историю развития русской и китайской мифологической школы.
Для решения поставленных задач были использованы описательный и сравнительный методы.
Объем и структура диссертации. Диссертационное исследование
изложено на 88 страницах и состоит из введения, 3 глав, содержащих 6
параграфов, заключения, списка использованной и цитируемой литературы
(включает 76 наименований) и приложения.
Мифологическая школа является одним из ведущих научных
направлений в мировой фольклористике. В России она сформировалась в
конце 1840-х — начале 1850-х годов и стала первым научным направлением
в русской фольклористике. Хотя научно-теоретических трудов о русской
мифологической школе на данный момент много, работ, освещающих
собирание фольклора в Китае во время расцвета русской мифологической
школы и ее влияние на китайскую фольклористику XX–XXI веков, еще нет.
В данной работе с помощью описательного и сравнительного методов,
анализа научных трудов российских и китайских ученых по русской
мифологической школе и китайскому фольклору XIX века, изучения и
сравнения сборников устного народного творчества России и Китая XIX века
нам удалось описать русскую мифологическую школу и китайский фольклор
XIX века, выявить сходство и различия, проследить значение русской
мифологической школы в истории отечественной фольклористики и влияние
этой школы на развитие китайской фольклористики.
Русская мифологическая школа возникла под влиянием
западноевропейской мифологической школы братьев Гримм. Представители
русской мифологической школы тщательно изучали опыт
западноевропейской мифологической школы, использовали ее методику.
Становление и развитие русской мифологической школы также было
обусловлено большим количеством накопленного фольклорного материала,
разными взглядами на народное творчество, сложившимися в официальной
позиции и общественной мысли к 1840-м годам. В то время русская
фольклористика остро нуждалась в научном направлении, основанном на
систематизированной теории и разработанной научной методологии.
Ф. И. Буслаев является одним из ведущих представителей русской
мифологической школы. В своих исследованиях он использовал
сравнительно-исторический метод, заимствовав его у европейских ученых. В
середине 1840-х — начале 1850-х годов, изучая соотношение языка и66
мифологии, Буслаев обращал внимание на историю происхождения слов,
отмечал замену славянских мифологических представлений христианскими в
процессе развития языка. На рубеже 1850-х и 1860-х годов, рассматривая
связи мифологии с эпосом, он предложил периодизацию эпических
произведений. Буслаев высоко ценил эпос, отмечал его важное практическое
значение. В конце 1860-х — начале 1870-х годов, публикуя очерки и
рецензии на труды других ученых, он рассматривал связи между мифологией,
культурой и историей. В это время Буслаев пришел к пониманию того, что
миф и фольклор основываются, обогащаются и развиваются на культурном,
историческом фоне. Еще одним выдающимся представителем русской
мифологической школы является А. Н. Афанасьев — знаменитый собиратель
и исследователь русского фольклора. Его фундаментальный труд «Народные
русские сказки» отличается богатством и разнообразием сказочного
материала. Четкая классификация русских народных сказок, впервые
представленная Афанасьевым, сделала дальнейшую работу исследователей
более целенаправленной и эффективной. В научно-теоретическом
труде Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» всесторонне
описана мифологическая школа. Ученый выяснил, что миф — это результат
воззрений первобытных людей на природу, а также исторического развития
языка. Таким образом, можно отметить, что русская мифологическая школа
— это синкретическое направление. При изучении фольклора Буслаев
и Афанасьев связывали воедино фольклор, язык, миф, культуру и историю.
Они рассматривали фольклор как совокупность повседневной жизни людей
во всем ее многообразии.
Китайская фольклористика возникла значительно позже русской. Во
время расцвета русской мифологической школы в XIX веке материалы
китайского фольклора еще не были систематизированы, не сложились
научные принципы их обработки и анализа, а сами исследования не были
организованы. Во второй половине XIX века, в связи с развитием
гуманитарных наук и общественных взглядов на национальное творчество,67
фольклорного материала было собрано больше, чем в предыдущие столетия.
Собирание фольклора было не только предметом интереса ученых и
любителей, но имело важное значение для подготовки реформ китайского
общества. Прогрессивные умы того времени понимали важность сохранения
и познания национальной самобытности. Было опубликовано множество
сборников сказок, народных песен, анекдотов и т. д. Кроме того, в XIX веке в
Китае возник новый фольклорный жанр, соединивший эстрадное и
драматическое творчество — народный театр «Сяншэн». Накопленный
фольклорный материал, развитие взглядов на фольклор стали в XIX веке
предпосылкой развития современной китайской фольклористики.
Русская мифологическая школа занимает важное место не только в
истории русской фольклористики. Она оказала влияние и на китайскую
фольклористику, позволив китайским ученым познакомиться со
сравнительно-историческим методом и богатым русским фольклором. Под
влиянием русской мифологической школы зародилась антропологическая
теория, позиции которой разделяли множество китайских ученых. Методы и
принципы данной школы были заимствованы и использованы китайскими
фольклористами в своих исследованиях. При этом китайские фольклористы
всесторонне и критически оценивали русскую мифологическую школу,
одновременно указывая на ее недостатки. Отдельных работ китайских
ученых, посвященных русской мифологической школе и ее влиянию на
фольклористику Китая очень мало — эта тема еще ждет своих исследователей.
направлений в мировой фольклористике. В России она сформировалась в
конце 1840-х — начале 1850-х годов и стала первым научным направлением
в русской фольклористике. Хотя научно-теоретических трудов о русской
мифологической школе на данный момент много, работ, освещающих
собирание фольклора в Китае во время расцвета русской мифологической
школы и ее влияние на китайскую фольклористику XX–XXI веков, еще нет.
В данной работе с помощью описательного и сравнительного методов,
анализа научных трудов российских и китайских ученых по русской
мифологической школе и китайскому фольклору XIX века, изучения и
сравнения сборников устного народного творчества России и Китая XIX века
нам удалось описать русскую мифологическую школу и китайский фольклор
XIX века, выявить сходство и различия, проследить значение русской
мифологической школы в истории отечественной фольклористики и влияние
этой школы на развитие китайской фольклористики.
Русская мифологическая школа возникла под влиянием
западноевропейской мифологической школы братьев Гримм. Представители
русской мифологической школы тщательно изучали опыт
западноевропейской мифологической школы, использовали ее методику.
Становление и развитие русской мифологической школы также было
обусловлено большим количеством накопленного фольклорного материала,
разными взглядами на народное творчество, сложившимися в официальной
позиции и общественной мысли к 1840-м годам. В то время русская
фольклористика остро нуждалась в научном направлении, основанном на
систематизированной теории и разработанной научной методологии.
Ф. И. Буслаев является одним из ведущих представителей русской
мифологической школы. В своих исследованиях он использовал
сравнительно-исторический метод, заимствовав его у европейских ученых. В
середине 1840-х — начале 1850-х годов, изучая соотношение языка и66
мифологии, Буслаев обращал внимание на историю происхождения слов,
отмечал замену славянских мифологических представлений христианскими в
процессе развития языка. На рубеже 1850-х и 1860-х годов, рассматривая
связи мифологии с эпосом, он предложил периодизацию эпических
произведений. Буслаев высоко ценил эпос, отмечал его важное практическое
значение. В конце 1860-х — начале 1870-х годов, публикуя очерки и
рецензии на труды других ученых, он рассматривал связи между мифологией,
культурой и историей. В это время Буслаев пришел к пониманию того, что
миф и фольклор основываются, обогащаются и развиваются на культурном,
историческом фоне. Еще одним выдающимся представителем русской
мифологической школы является А. Н. Афанасьев — знаменитый собиратель
и исследователь русского фольклора. Его фундаментальный труд «Народные
русские сказки» отличается богатством и разнообразием сказочного
материала. Четкая классификация русских народных сказок, впервые
представленная Афанасьевым, сделала дальнейшую работу исследователей
более целенаправленной и эффективной. В научно-теоретическом
труде Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» всесторонне
описана мифологическая школа. Ученый выяснил, что миф — это результат
воззрений первобытных людей на природу, а также исторического развития
языка. Таким образом, можно отметить, что русская мифологическая школа
— это синкретическое направление. При изучении фольклора Буслаев
и Афанасьев связывали воедино фольклор, язык, миф, культуру и историю.
Они рассматривали фольклор как совокупность повседневной жизни людей
во всем ее многообразии.
Китайская фольклористика возникла значительно позже русской. Во
время расцвета русской мифологической школы в XIX веке материалы
китайского фольклора еще не были систематизированы, не сложились
научные принципы их обработки и анализа, а сами исследования не были
организованы. Во второй половине XIX века, в связи с развитием
гуманитарных наук и общественных взглядов на национальное творчество,67
фольклорного материала было собрано больше, чем в предыдущие столетия.
Собирание фольклора было не только предметом интереса ученых и
любителей, но имело важное значение для подготовки реформ китайского
общества. Прогрессивные умы того времени понимали важность сохранения
и познания национальной самобытности. Было опубликовано множество
сборников сказок, народных песен, анекдотов и т. д. Кроме того, в XIX веке в
Китае возник новый фольклорный жанр, соединивший эстрадное и
драматическое творчество — народный театр «Сяншэн». Накопленный
фольклорный материал, развитие взглядов на фольклор стали в XIX веке
предпосылкой развития современной китайской фольклористики.
Русская мифологическая школа занимает важное место не только в
истории русской фольклористики. Она оказала влияние и на китайскую
фольклористику, позволив китайским ученым познакомиться со
сравнительно-историческим методом и богатым русским фольклором. Под
влиянием русской мифологической школы зародилась антропологическая
теория, позиции которой разделяли множество китайских ученых. Методы и
принципы данной школы были заимствованы и использованы китайскими
фольклористами в своих исследованиях. При этом китайские фольклористы
всесторонне и критически оценивали русскую мифологическую школу,
одновременно указывая на ее недостатки. Отдельных работ китайских
ученых, посвященных русской мифологической школе и ее влиянию на
фольклористику Китая очень мало — эта тема еще ждет своих исследователей.



