ВВЕДЕНИЕ………......................................................................................................3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ …………….……….……………… 6
1. Современные научные подходы к политическому образованию.......................................................................................................6
2. Национальные особенности политического образования в странах Западной Европы.……………………………………………..………….....27
3. Современные методы и компетенции политического образования.……………………………………………………………….....37
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ. …………………………..………………....62
1. Концепции политического образования в либеральном дискурсе.…………………………………………………………………………62
2. Концепции политического образования в консервативном дискурсе.……….………………………………………………………………..69
3. Концепции политического образования в леворадикальном дискурсе.………………………………………………………………………...77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …………………………...………………………….……..……..93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..95
Актуальность темы исследования обусловлена затягивающимся ценностным кризисом гражданственности в современных демократических обществах, который сейчас осложняется прибытием огромных масс населения, не обученного правилам поведения в таких обществах, в ходе иммиграционного кризиса 2014 – 2016 годов. Гражданское участие снижается, распространяются идеи антиполитики (нежелания участвовать в политике).
По определению В.А.Гуторова, политическое образование – это «сложная система, интегрирующая в результате целенаправленной деятельности те элементы культуры, которые определяют характер и формы политической социализации (по сути, гражданского образования) в процессе формирования определенного типа политического поведения и сознания, свойственных данному типу общества и государственному устройству»1. Политическое образование является основным фактором политической социализации гражданина в современном обществе, и поэтому занимает важное место в политической культуре. Результатами его проведения являются получение гражданами политических компетенций (знаний, навыков и умений по отношению к политической системе) и выработка у них чувства гражданственности. Развитие системы политического образования является одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность, устойчивость и воспроизводимость политического процесса. Политическое образование составляет неотъемлемую часть любого демократического общества.
Степень научной разработанности. Тематика политического образования всегда являлась важной темой политической философии. У истоков становления мирового политического образования стоят работы таких философов, как Конфуций, Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо, И.Кант, Ф.Шиллер, В. фон Гумбольдт, Ж. де Местр, Б.Констан, Дж.С.Милль, Дж.Дьюи. Проблемами политической социализации занимались Э.Дюркгейм, Дж.Мид, Г.Алмонд, Т.Парсонс, Г.Хэймен. Проблемы гражданственности изучались К.Мангеймом, М.Яковицом, Т.Даем и Х.Циглером, Дж.Сартори, Дж.Демейном, И.Калланом. Развитием мировых либеральных концепций образования занимались Г.Ласки, Г.Гизеке, Дж.Сартори, Д.Хелд. Развитием мировых консервативных концепций образования занимались М.Оукшотт, Л.Штраус, М.Вироли. Развитием мировых концепций леворадикального (анархистского и социалистического) образования занимались К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, А.Грамши, Х.Арендт, Ю.Хабермас, Р.Унгер, И.Иллич, М.Фуко, М.Хардт, А.Негри, М.Паренти, Н.Хомский, П.Фрейре. В России исследователями европейского политического образования являются В.А.Гуторов, А.И.Щербинин, Е.А.Андреева.
Объектом данного исследования являются теория политического образования, а предметом исследования – идеологические и дискурсивные практики гражданского воспитания и образования.
Цель исследования – рассмотреть воздействие идеологий на формирование концепций политического образования.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. очертить проблематику политического образования,
2. раскрыть национальные особенности политического образования в странах Западной Европы.
3. рассмотреть список компетенций, получаемых в ходе политического образования, и противоречия между ними,
4. показать историю влияния на формирование политического образования либеральной, консервативной и леворадикальных идеологий (анархизма и коммунизма)).
По причине большого логического объёма темы сложно было бы ограничиваться одним методом, поэтому в ходе данного исследования использовались компаративистские и герменевтичесвкие методы, методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, социокультурный подход. Для обеспечения соответствия принципам объективности и достоверности использовался метод историзма.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. исследованы работы из сборника материалов конференции «Гражданское образование и компетенции вовлечения граждан в демократию», которая состоялась в Ганновере 18 – 20 апреля 2011 года,
2. введены в современный научный оборот работы французского философа Альфонса Эскироса, которые на русском языке изучались в последний раз Марией Цебриковой в 1917 году.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты в теоретическом плане открывают возможности для дальнейшего исследования проблем политического образования, его роли в формировании структур гражданского общества и особенностей национальных подходов к его развитию. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке школьной программы по общественно-научным дисциплинам, иных программ гражданского образования и при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам «политическое образование» и «политические идеологии».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Политическая социализация воспроизводит стереотипное отношение предыдущих поколений к политике, политическое воспитание подгоняет воспитуемого к требованиям времени, а политическое образование развивает когнитивные и критические способности по отношению к политике. Главная проблема политического образования – это способность политических институтов и системы среднего и высшего образования стимулировать политическое сознание и гражданственность граждан. Общими тенденциями современного этапа развития философии образования оказываются кризис системы, философии и мышления образования, трудности в определении идеалов и целей, конвергенция направлений, поиск новых философских концепций.
В разных западно-европейских странах существуют различные традиции проведения политического образования. Французская модель, ведущая свою историю ещё со времён Великой Французской Революции, отличается преемственностью от дошкольного к высшему образованию и большей нацеленностью на этические проблемы и выработку гражданственности. В Германии политическое образование проводится через внешкольные проекты (фестивали, выставки, конференции, медиапроекты) и нацелено больше на развитие демократической культуры и сознания. В Швейцарии программы гражданского образования только зарождаются, но уже сейчас видно, что они нацелены на повышение участия.
В плане содержания политического образования в Западной Европе происходит переход от ориентирования на знания о политике к ценностям и оценкам, от институтов к правам человека и этике сожительства, изучению всех аспектов жизни сообщества. Список тех компетенций, которые должно развивать гражданское образование, обширен и разнороден, и в связи с этим возникает проблема их несовместимости. Есть мнение (Янмаат, Мюллер, Зелигсон), что гражданские компетенции является скорее результатом, чем причиной демократизации. Нет ни одной программы гражданского образования, которая эффективно развивала бы все компетенции, и даже неизвестно, эффективнее ли они в достижении этих целей традиционного образования.
Либеральная концепция политического образования основывается на постулате, что люди равны от природы, а воспитание раскрывает их потенциал (Руссо, Кант). Как следствие этого, каждому члену общества должно быть доступно общее образование. Приобщение к общественным делам воспитает ум, нравственность и гражданственность человека, превратив его в гражданина, поэтому надо расширять область его участия в политике. Консервативная концепция основывается на уважении к традициям и опыту, непостижимости общественной реальности рациональными научными методами полностью, необходимости изучать не только права, но и обязанности, социокультурной детерминированности политики. Леворадикальная концепция же основывается на противодействии репрессивности школ и скрытой учебной программе, стремлении к децентрации властных отношений учителя (более равноправные отношения с учениками) и внешкольном и самостоятельном обучении (на рабочем месте или в учреждениях культуры).
Перспективы дальнейшей разработки данной темы. Остались не исследованными особенности политического образования в странах Бенилюкса, Скандинавского и Пиренейского полуостровов, а также как эта тема разрабатывалась в праворадикальном дискурсе.