Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ценностно-мотивационной сферы молодежи, получающей среднее профессиональное и высшее образование

Работа №134381

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы160
Год сдачи2023
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………. 4
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ ценностно-мотивационной сферы молодёжи…………………………………………………………………………10
1.1. Ценностно-мотивационная сфера личности как основной регулятор жизнедеятельности……………………………………………10
1.2. Психологические аспекты ценностно – мотивационные сферы личности в научной литературе………………………………….............13
1.3. Самооценка личности и ее соотношение с ценностно-мотивационной сферой в структуре личности……………20
Выводы по 1 главе………………………………………………………...32
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования ценностно-мотивационной сферы молодёжи, получающей среднее профессиональное и высшее образование………………………………………………………………………34
2.1. Постановка проблемы………………………………………………..34
2.2. Цель исследования…………………………………………………...36
2.3. Объект и предмет исследования…………………………………….36
2.4. Гипотезы исследования……………………………………………...36
2.5. Задачи и этапы исследования………………………………………..37
2.6. Объем выборки и общая характеристика исследуемых…………...38
2.7. Характеристика методик исследования…………………………….40
2.8. Процедура исследования…………………………………………….50
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение………………………..54
3.1. Анализ ответов респондентов на авторскую анкету……………….54
3.2. Анализ результатов контент-анализа………………………………..67
3.3. Описательные статистики показателей ценностно-мотивационной сферы и личностных особенностей респондентов………………………………………………………………80
3.4. Сравнение показателей ценностно-мотивационной сферы и личностных особенностей респондентов в различных группах……………………………………………………...85
3.5. Анализ структуры взаимосвязей показателей ценностно-мотивационной сферы и личностных особенностей респондентов между различными группами……………97
Выводы по 3 главе……………………………………………………… 110
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………120
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………...125
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.……………………………………………………………...140
ПРИЛОЖЕНИЕ В.……………………………………………………………...147
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.……………………………………………………………...154

Актуальность. Среднее профессиональное образованию по количеству набора обучающихся начинает опережать высшее образование. Однако ситуация, демонстрирующая немотивированность к обучению и существенный отсев студентов, получающих среднее профессиональное образование, повторяется из года в год. Сталкиваясь с малейшими трудностями обучающиеся принимают решение отчислиться по собственному желанию, либо уйти академический отпуск. Из академического отпуска, как правило, студенты уже не возвращаются, то есть имеет место «отложенная» потеря контингента обучающихся, что также подтверждает отсутствие мотивации учиться. Другой важный аспект проблемы – это «временное обучение» у относительно мотивированных к обучению студентов, то есть желая поступить на программу высшего образования, но не поступив на нее, студент поступает на программу СПО для «временного обучения», не оставляя при этом идею обучаться на программе высшего образования. Улучшение результата ЕГЭ дает возможность поступить на следующий год в вуз, в случае зачисления на программу высшего образования студенты отчисляются из образовательной организации СПО, что также приводит к потере контингента и невыполнению определенных показателей, что приводит к неблагоприятным последствиям как для образовательной организации в-целом, так и для разных категорий ее работников.
Новизна исследования, его связь с другими научно-исследовательскими работами. Исследование мотивации современной молодежи является одной из сложных комплексных проблем в условиях современного развития социума. Ценностно-мотивационная сфера молодежи, обучающейся на программах среднего профессионального образования выделяется в отдельную наиболее сложную проблему, которая складывается из множества составляющих, в том числе, таких как отрицание необходимости создания семьи, игнорирование взаимоотношений с родителями, нежелание получить образование и специальность, желание работать в низкооплачиваемой сфере обслуживания, отсутствие желания изменить свою жизнь и повысить свой социальный статус.
Молодые люди, получающие среднее профессиональное образование, отличаются зачастую сложной жизненной ситуацией, часто это дети из неполных, неблагополучных семей, сироты, многие приезжают на обучение из других регионов, часто из провинции. На них сильно давит мегаполис, некоторые вынуждены вернуться на Родину и бросить обучение. Многие, испытывая серьезные материальные трудности, вынуждены идти работать, чтобы оплатить жилье и хоть что-то заработать на жизнь. Работают студенты преимущественно в сфере обслуживания и общепита, зачастую неофициально, получают низкую заработную плату. В данной ситуации они приоритет отдают совсем не образованию, а работе, а точнее зарабатыванию на жизнь и стремлению выжить в условиях крупного мегаполиса.
Анализ работ, посвященных исследованию ценностно-мотивационной сферы, показал, что она определяется как психологическое свойство личности, в котором представлена вся система побуждений к деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.
Значительный вклад в разработку теоретических основ и практических исследований внесли В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.С. Мартынова, Л.М. Митина, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Д.  Сазонов, Н.В. Самоукина и другие ученые.
Цель: Выявить особенности ценностно-мотивационной сферы молодежи, получающей среднее профессиональное и высшее образование.
Задачи:
1. Изучить структуру ценностных ориентаций молодых людей, получающих среднее профессиональное и высшее образование.
2. Подобрать адекватные методы исследования и составить план исследования.
3. Провести эмпирическое исследование и проанализировать различия в ценностных ориентациях между юношами и девушками, получающими среднее профессиональное и высшее образование.
4. Разработать практические рекомендации для педагогических работников, специалистов по работе со студентами, психологов с целью улучшения процессов взаимодействия с обучающимися и мотивации их к получению образования и внедрить их в деятельность образовательных организаций, подведомственных Комитету по науке и высшей школе Санкт-Петербурга.
Гипотезы:
Основная гипотеза:
Существуют различия в ценностно-мотивационной сфере и социально-психологических особенностях студентов различного уровня и формы образования
Дополнительные гипотезы:
1. Существуют различия в значимости ценностей познания, карьерной ориентированности и самоактуализации в профессиональной сфере у учащихся, получающих среднее и высшее профессиональное образование.
2. Существуют гендерные различия в ценностных предпочтениях и социально-психологических особенностях студентов, получающих среднее и высшее образование.
3. Существуют различия в ценностных ориентациях и социально-психологических особенностях учащихся бюджетной и коммерческой форм обучения.
Предмет: Ценностно-мотивационная сфера молодежи.
Объект: Юноши и девушки в возрасте 17 – 30 лет, получающие среднее и высшее профессиональное образование
Методы исследования:
Методы: анализ литературы, опросные методы, методы математической статистики.
Методики:
1. Локус контроля Джулиана Роттера, представленная в форме опросника, адаптированного А.Г. Шмелевым (1988);
2. Методика мотивации достижений в обработке Ю.М. Орлова (1978);
3. Ценностные ориентации Милтона Рокича в модификации Д.А. Леонтьева (2000);
4. Методика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (1984, 1988);
5. Модифицированный в соответствии с целями исследования опросник «Незавершенные предложения» Сакса;
6. Анкета – опросник «Отношение студентов к обучению» (Авторская).
Методы математической статистики:
Оценка различий между двумя независимыми выборками (t -критерий Стьюдента);
Сравнение выраженности показателей (критерий U-Манна-Уитни);
Оценки взаимосвязей корреляционный (коэффициент Спирмена);
Оценка различий между зависимыми выборками (критерий Вилкоксона);
Корреляционный анализ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках научно-исследовательской работы был сделан обзор литературы по проблеме исследования, а также с помощью анализа теоретических данных по теме исследования было сформировано представление об особенностях ценностно-мотивационной сфере молодёжи, обучающейся на программах среднего профессионального и высшего образования, а также личностных особенностях современных студентов, в том числе локусе контроля и самооценке.
В ходе настоящего исследования были проанализированы различные точки зрения ученых на определение и содержание ценностно-мотивационной сферы, элементы которой отличаются множественностью и разнообразием. В данной работе были рассмотрены основные ее элементы.
Анализ литературы по проблеме исследования дал возможность сформировать понимание и представление о ценностно-мотивационной сфере и ее основных элементах, таких как ценности, мотивация, направленность и самооценка личности.
Для проведения исследования использовались не только известные методики, направленные на изучение ценностно-мотивационной сферы и личностных особенностей, но была разработана авторская анкета, направленная на изучение ценности образования в глазах современной молодёжи, мотивации к обучению и благоприятных условий для получения образования и личностного развития в будущем.
В дальнейшем авторскую анкету возможно усовершенствовать в части расширения спектра вопросов и их конкретизации с учетом ориентированности на определенные целевые группы студентов для проведения диагностики мотивации к обучению и выявления проблемных точек в организации образовательного процесса.
Гипотезы исследования частично подтвердились.
Основная гипотеза, которая заключалась в том, что существуют различия в ценностно-мотивационной сфере и социально-психологических особенностях студентов различного уровня и формы образования. Гипотеза частично подтвердилась, поскольку в ходе исследования были обнаружены различия в нескольких показателях между этими группами.
Дополнительные гипотезы исследования:
1. Существуют различия в значимости ценностей познания, карьерной ориентированности и самоактуализации в профессиональной сфере у учащихся, получающих среднее и высшее профессиональное образование. Гипотеза не подтвердилась, потому что в ходе исследования не были обнаружены спастически значимых различий в уровне значимости ценностей познания и развития в группах студентов, обучающихся на программах среднего профессионального образования и высшего образования. 
2. Существуют гендерные различия в ценностных предпочтениях и социально-психологических особенностях студентов, получающих как среднее, так и высшее образование. Гипотеза подтвердилась, так как были обнаружены различия между женщинами и мужчинами в выраженности различных показателей, обучающихся на программах как среднего профессионального образования, так и высшего образования.
3. Существуют различия в ценностных ориентациях и социально-психологических особенностях учащихся бюджетной и коммерческой форм обучения. Гипотеза подтвердилась, так как так как были обнаружены различия между студентами, обучающихся за счет средств бюджета и на коммерческой основе в выраженности различных показателей.
Изучение ценностно-мотивационной сферы молодёжи, её структуры и взаимосвязей между её элементами, несомненно, имеет важное значение не только в научно-исследовательских целях, но и для применения в деятельности образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования. В рамках данного исследования были разработаны краткие практические рекомендации для специалистов образовательных организаций по повышению эффективности процессов взаимодействия с обучающимися и мотивации их к получению образования. После их апробации и внедрения в практическую деятельность образовательных организаций возможно продолжить работу по их дальнейшему усовершенствованию с учетом специфики и особенностей образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ.


1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. – Москва : Наука, 1980. – 322 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания : монография / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 288 с.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. – Москва : Наука, 1977. – 379 с.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности. – Москва : Смысл, 2015. – 400 с.
5. Аткинсон, Р. Л. и др. Введение в психологию. – Москва : Прайм-Еврознак, 2013. – 212 с.
6. Бакшаева, Н.А., Вербицкий, А.А. Психология мотивации студентов. – Москва : Логос, 2006. – 360 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практиче­ской психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – Москва : Прогресс, 2016. – 330 с.
9. Буравлева, Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №. 6. – С. 124–129.
10. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 680 с.
11. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. – 2017. – №. 1. – С. 143–156.
12. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс – Москва : Академический проект, 2011. – 390 с.
13. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки. –  Минск : [Б. и.], 1993. – 100 с.
14. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности. – Москва : Политиздат, 1986. – 223 с.
15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов / – 3-е издание, пересмотренное. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2010. – 448 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ