Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средовой подход к охране объектов культурного наследия

Работа №134378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 2
2. Понятие историко-градостроительной среды 7
3. Существующие в Российской Федерации механизмы средового подхода к охране объектов культурного наследия 18
4. Наложение существующих в российском законодательстве механизмов средового подхода 34
5. Заключение 58
6. Список использованной литературы 62

Тема данной работы впервые была озвучена на Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, проходившем в Венеции в 1964 г., где были приняты положения о сохранении памятников, два из которых хотелось бы выделить в рамках данной работы.
Во-первых, к историческим памятникам были отнесены как отдельные архитектурные произведения, так и городская или сельская среда, носящие характерные признаки определенной цивилизации, пути развития или исторических событий.
Во-вторых, было установлено, что консервация1 предполагает сохранение памятника в рамках свойственного ему окружения и масштаба.
В международных актах2 провозглашается принцип комплексного сохранения архитектурного наследия в исторических городах и поселениях. Европейский конгресс по сохранению архитектурного наследия, прошедший в 1975 г. в Амстердаме, впервые в европейской практике ввел понятие комплексного сохранения наследия, основывающегося на соединении охраны культурного наследия с территориальным планированием. Была признана невозможность эффективной охраны памятников без сохранения историко-градостроительной среды.
По итогам конгресса была принята Амстердамская декларация, провозгласившая «средовой подход» к охране историко-культурного наследия, основанный на проведении градостроительной политики сохранения традиционной исторической застройки старых городских кварталов и обеспечивающий взаимодействие городских функций с социально-культурным разнообразием территории.
Главный посыл состоит в том, что охрана только объекта культурного наследия и принадлежащей ему территории не является достаточной. Как правило, такие объекты существуют в единой исторической и культурной среде.
В законодательстве Российской Федерации существуют механизмы защиты исторической среды. Однако в ходе анализа их эффективности были выявлены многочисленные нарушения требований по установлению и соблюдению охранных режимов и регламентов, случаи уничтожения как отдельных объектов культурного наследия – зданий и сооружений, так и кварталов исторической застройки.
К примеру, иллюстрацией утраты памятника, как следствие недостаточной охраны объектов культурного наследия3, является Дом Щапова (Москва, ул. Бауманская, 58) — построен в конце XIX века по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля. По мнению исследователей творческого наследия Ф. О. Шехтеля, дом Щапова был первой постройкой выдающегося архитектора4. В 1995 году здание было передано ООО «Подмосковье» и в результате «реконструкции» снесено в 1996 году.
В качестве иллюстрации утраты именно исторической среды можно привести программу расселения ветхого и аварийного жилья, запущенную в Казани в преддверии тысячелетия города (1996–2004 гг.). В рамках программы расселили 5 тысяч домов, половина из которых находилась на территории исторического центра. Под снос попали целые кварталы, а сохранялись лишь отдельные здания, являющиеся объектами культурного наследия. Центр города лишился своей жилой функции, и характер его использования изменился. На месте снесенных кварталов строилось либо элитное жилье, либо административно-деловые здания. Расселенные здания объектов культурного наследия долгое время пустовали – ремонтировались лишь фасады, выходящие на главные улицы. Результаты такой политики привели к тому, что многоквартирные исторические дома как тип застройки практически исчезли из центров не только Казани, но и других городов-миллионников5. Таким образом, отдельные объекты культурного наследия были сохранены, но были утрачены те градоформирующие объекты, которые создавали исторический центр города с присущим ему духом места.
Основополагающая идея воссоздания и сохранения исторической среды состоит не в том, что это способствует увеличению доходности за счет развития туристической привлекательности и привлечения инвестиций в регионы, а в том, что общество созревает не столько по своим законам, сколько потому, что окружение непосредственно влияет на его развитие. Культурный ландшафт формирует человека6.
На данном этапе необходимо найти баланс существующих в российской действительности подходов к охране объектов культурного наследия, которые в некоторых моментах являются причиной торможения развития исторического центра (приспособление к современной жизни, строительство), и в то же время воссоздания и развития исторического центра в его сопровождении непрерывно модифицирующейся жизни общества. Именно поэтому следует обратиться к средовому подходу с научно-обоснованной точки зрения.
Как следует из определений, данных в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее – Закон № 73-ФЗ)7, объектами культурного наследия следует признать не только отдельные памятники, но и уникальные территории – городские и природные ландшафты. Места исторических событий, а также традиции образа жизни поселений, которые требуют охраны и воссоздания, также можно отнести к объектам культурного наследия в широком смысле слова8.
Следовательно, в качестве предмета охраны нужно рассматривать историческую среду. При этом средовой подход выступает механизмом ее охраны.
Целью данной работы является раскрытие содержания средового подхода для совершенствования федерального законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• Раскрыть понятие историко-градостроительной среды как самостоятельной ценности.
• Рассмотреть существующие в Российской Федерации механизмы средового подхода к охране объектов культурного наследия.
• Раскрыть проблему наложения друг на друга в Российской Федерации механизмов средового подхода к охране объектов культурного наследия.
• Сформулировать предложения по изменению действующего законодательства.
Методологическую основу данной работы составили: анализ теоретических источников и нормативно-правовых источников, метод сравнительного правоведения, обобщение, диалектический метод познания социально-правовых явлений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Градостроительная среда является пространственно-материальной базой экономического развития территории в целом. Высокое качество градостроительной среды (обладающее развитыми материальными и нематериальными аспектами) способствует формированию разносторонней личности, повышая уровень человеческого потенциала. Также качество градостроительной среды способствует повышению инвестиционной привлекательности города, и, как следствие, росту инвестиционного статуса территории. Таким образом, чем выше качество градостроительной среды, тем выше уровень человеческого потенциала и инвестиционная привлекательность территории, а значит, выше конкурентоспособность города и региона на глобальных рынках труда, капитала, товаров. В свою очередь, укрепление конкурентных позиций территории влечет за собой приток квалифицированных трудовых ресурсов и капитала, являющихся основными факторами экономического роста. Однако необходимо помнить о неотъемлемой части городской среды – истории. Вместе они формируют понятие историко-градостроительной среды, выступающей объектом средового подхода.
Средовой подход заключается в том, что важным принципом правового зонирования в историческом городе должно стать положение о том, что освоение незастроенных участков не должно быть выгоднее сохранения существующей исторической застройки во избежание вымывания подлинных исторических структур.
При проведении правового зонирования на территории исторического города предпочтительным признан контекстуальный подход при определении режимов использования земельных участков и установлении параметров застройки. В этом случае задаются как функциональное использование, межевание земельных участков и открытых пространств, так и особенности архитектурного решения и городского дизайна.
Важным направлением сохранения и регулирования развития исторической среды является комплекс вопросов организации ее жизнедеятельности. Помимо идентификации наследия исторического города важным направлением является восстановление, популяризация и максимальное использование историко-культурного потенциала городов в его наиболее широком понимании: объектов культурного наследия всех категорий значимости, исторической застройки, характера городской среды, традиционных промышленных производств и ремесел, народных обычаев, самобытности кулинарной традиции, форм самоуправления, общественных контактов – всего того, что формирует неповторимый образ места, своеобразие города, отличающее его от других населенных мест.
На основании проведенного анализа в данной работе были выявлены недостатки регулирования, которые могут быть восполнены следующим образом:
1. В российском законодательстве отсутствует определение понятия «историко-градостроительная среда». Таким образом, необходимо разработать данное понятие с выделением его элементов для формирование более конкретных требований, предъявляемых к механизмам охраны объектов культурного наследия, существующих в России. Выделение элементов историко-культурной среды позволит исключить их утрату (следовательно, повысится ценность самих памятников). В качестве элементов, которые обязательно стоит включить в содержание понятия, стоит назвать материальные (организация пространства города) и нематериальные компоненты (социокультурное, историческое восприятие) градостроительной среды, поскольку совокупность этих компонентов формируют уникальный «дух места», который подлежит охране как право на благоприятную окружающую среду и на сохранность объектов культурного наследия. Все эти компоненты подлежат охране как единая среда, это то, что называется средовым подходом.
2. Зоны охраны должны учитывать естественную динамику развития поселения, разработку градостроительных проектов, современные социально-экономические проблемы, а также учитывать потребности города в его развитии. В первую очередь стоит обратить внимание на изменение Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, конкретизировав в нем требования к историко-культурному исследованию, а также еще более конкретизировав требования к режимам охраны.
3. Законодатель должен учитывать отличительную особенность достопримечательного места – территориальность. Должны быть решены вопросы о сущности и размерах достопримечательных мест. Достопримечательное место должно обладать конкретной темой памятного места, следует фиксировать его свойства (пределы, предмет).
4. Для комплексного подхода к охране историко-градостроительной среды могут устанавливаться архитектурный код (дизайн код) исторического поселения, а также объемно-пространственные регламенты. Он позволит выбрать нужные пространственные решения зданий в пределах достопримечательного места для сохранения его историко-градостроительной среды.
Охрана историко-градостроительной среды – одна из важнейших задач государства и всех лиц, проживающих на территории какого-либо населенного пункта. В городах России объекты культурного наследия будут в удручающем состоянии до тех пор, пока сами люди не придадут значение месту, но порой и этого мало. Средовой подход не ждет момента такого признания, он направлен на превентивную защиту всей историко-градостроительной среды, т.е. его материальной части и духа самого места.
На современном этапе российское законодательство об охране объектов культурного наследия постепенно переходит от понимания исторических центров как «коллекции» отдельных памятников к осознанию ценности самой среды. Такой инструмент, как историческое поселение, а также изменения Градостроительного кодекса в части особенностей установления градостроительных регламентов в исторических поселениях – это первые составляющие комплексного подхода к таким территориям. Применение статуса исторического поселения позволяет гармонизировать сложившуюся нормативно-правовую базу и регулировать объемно-пространственные характеристики среды. Однако само по себе такое регулирование имеет ограничительный характер и его недостаточно, когда речь идет о регенерации исторических центров. Переход от их консервации к их развитию возможен только при грамотном сочетании политик регулирования и стимулирования.


1. Венский меморандум «Всемирное наследие и современная архитектура –управление историческим городским ландшафтом». – URL : https://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2015/08/27/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC.pdf (дата обращения 15.04.2020).
2. Квебекская декларация по сохранению духа места. Принята в Квебеке, Канада, 4 октября 2008 года. – URL : http://icomos-spb.ru/component/joomdoc/2008_%20%20%20%20%20.pdf/download (дата обращения: 13.04.2020).
3. Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями [The Valletta Principles for the Safeguarding and Management of Historic Cities, Towns and Urban Areas] Приняты 17-й Генеральной Ассамблеей ИКОМОС 28 ноября 2011 г. – URL : https://www.icomos.org/charters/RUSS_Valletta_principles.pdf (дата обращения: 13.04.2020).
4. Рекомендация об исторических городских ландшафтах. Резолюция принята по докладу Комиссии CLT на 17-м пленарном заседании 10 ноября 2011 г. – URL : https://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2015/08/27/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_2011.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
5. Рекомендации по охране культурного и природного наследия на национальном уровне. – URL : http://art-con.ru/node/1718. (дата обращения: 15.04.2020).
6. Руководство по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия. – URL : http://whc.unesco.org/archive/opguide-rus.pdf (дата обращения: 07.04.2020).
7. Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (ETS N 121) [рус., англ.] (Заключена в г. Гранаде 03.10.1985). – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ. – (ред. от 18.07.2019). – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
9. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 2. – Ст. 133. – (ред. от 27.12.2019). – Режим доступа СПС «Консультант Плюс».
10. Об особо охраняемых природных территориях : федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 12. – Ст. 1024. – (ред. от 26.07.2019). – Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».
11. О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30.12.2015 N 459-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - № 1 (часть 1). – Ст. 79. – (ред. от 03.08.2018). – Режим доступа СПС «Консультант Плюс».
12. Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – N 38. – Ст. 5298. – Режим доступа СПС «Консультант Плюс».
13. СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* / утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820 (ред. от 15.08.2018). – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
14. О размещении произведений монументального искусства в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон : закон Санкт-Петербурга от 15.11.2017 N 691-118. – 2017. – Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru. – Режим доступа СПС «Консультант Плюс».
15. Приказ Минкультуры РФ № 418, Минрегиона РФ № 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений» – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ