ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПАНДЖАБ. СИКХИ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ 6
Сикхизм и сикхи: история общества и идеологии 6
Традиционная система социальных и культурных ценностей
сикхов 11
Литературная традиция сикхов. Становление и развитие 13
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 20
Литература на панджаби 20
Литература на хинди 27
Литература на английском языке 35
ГЛАВА 3 Образ сикха в литературных произведениях второй половины 20 века 39
Поезд в Пакистан 39
Сюжет 39
Образная система 43
Идейное содержание и средства художественной выразительности 47
Скелет 49
Сюжет 49
Образная система 52
Идейное содержание и средства художественной выразительности 563
Я навсегда сохраню вас в своем сердце 57
Сюжет 57
Образная система 58
Идейное содержание и средства художественной выразительности 59
Хир и Ранджха 60
Сюжет 60
Образная система 62
Идеологическое содержание и средства художественной выразительности 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Сикхи – это уникальное этно-религиозное
образование со своей самобытной идеологией и историей. Очень часто жители
Панджаба имеют «свой взгляд» на происходящие в Индии события, ее прошлое
и будущее. Это видение не могло не найти отражение в литературе.
В то же время сами сикхи - представители яркой, самобытной культуры -
стали в Индии своего рода «брендом» – воинственные, гордые, работящие, но
не всегда разумные красавцы-бородачи в ярких тюрбанах. Образ сикха вышел
далеко за пределы Панджаба, стал одним из устойчивых образов-символов в региональных литературах Индии.
Исследование литературной саморепрезентации сикхов, а также того, как
видят эти образы авторы, не принадлежащие к сикхской общине, является
весьма актуальным. Оно позволяет выявить устойчивые этнические
стереотипы, связанные с сикхами, а также проследить эволюцию ценностей и
взглядов представителей сикхской общины.
Предмет исследования – образ сикха в художественной литературе 20
века, его идейное наполнение и гражданский пафос.
Объект исследования – романы и рассказы указанного периода,
написанные на панджаби, английском и хинди.
Такой выбор материала объясняется желанием охватить наиболее полную
картину, включив в рассмотрение взгляд на сикха как «изнутри» (литература на
панджаби и англоязычная литература сикхов), так и «снаружи» (литература
хинди, индийская литература на английском языке).
Цель исследования - проследить эволюцию, которую образ сикха
претерпевал в индийской литературе на протяжении 20 века в связи с
происходившими историческими и культурными переменами.
Задачи исследования:
- описать на историческом и литературном материале традиционный
«классический» образ сикха, сформировавшийся к началу 20 века;
- обозначить основные вехи истории сикхов 20 века и выявить ключевые, «поворотные» моменты;
- проследить взаимовлияние индийской истории и развития литературы в 20 в.;
- проследить, как главные исторические события 20 века отразились в
литературе сикхов и какое влияние оказывали на формирование образа сикха.
Для выполнения поставленных задач был выбран сравнительно-исторический метод исследования.
Исследованием литературы сикхов занимались в большей степени
индийские литературоведы (Кхушвант Сингх, Картар Сингх Дугга, Сант Сингх
Секхон, Сайед Бхутта). Много работ написано исследователями-индийцами из
зарубежных диаспор. Более узкие темы рассматриваются западными учеными
(К.М. Джордж). В рамках отечественного востоковедения проблемами
сикхской литературы занимались в основном в Москве (Л.В. Хохлова)
При подготовке глав 1 и 2 также были использованы следующие
материалы по истории Индии и истории литературы: Sekhon «A History of
Punjabi Literature‖, Е.Челышев «Современная индийская лтература», George «A
History of Punjabi Literature», Серебряков «Пенджабская литература»,
Гаврюшина «Премчанд и роман хинди 20 века».
Работа состоит из вступления, трех глав и заключения. В
библиографический список входит около 40 работ на русском, английском, хинди и панджаби.
В работе было рассмотрено два романа и два рассказа на русском,
английском, хинди и панджаби, созданных в период с 1910-ых годов до начала 21 века.
Поскольку главной целью исследования было проследить эволюцию
образа сикха на протяжении 20 века, в первой главе работы были обозначены
основные вехи истории сикхов в 20 веке и выявлены ключевые «поворотные»
моменты. Во второй главе была предпринята попытка проследить
взаимовлияние индийской истории и развития литературы. В ходе
рассмотрения исторического и литературного материала удалось выявить
традиционный для Индии начала 20 века образ сикха.
В данной части работы необходимо еще раз сформулировать его основные черты:
- консерватизм общественного уклада (был определен еще Гуру Нанаком в 15 в.
и пересмотрен Гуру Гобинд Сингхом в 17 в.).
- патриархальный семейный уклад (семья является главной ценностью для
сикха, при этом женщины не могли пользоваться теми же правами и
обязанностями, что мужчины, были полностью от них зависимы).
- традиционный общественный уклад (жесткая иерархия, веками закрепленные
определения ролей в обществе).
- гипертрофированное представление как о собственной (семейной) чести, так и
о чести общины в целом, что, как следствие, привело к появлению в начале 20
века «военизированной» идеологии сикхов.
Естественно, что этот образ претерпевал на протяжении богатого
событиями 20 в. серьезные изменения. Главным событием стал, безусловно,
раздел Индии и штата Панджаб в 1947 году. Это событие вызвало
неоднозначную реакцию у сикхского населения – среди панджабцев были и
яркие борцы за независимость, и националисты, мечтавшие о создании
лингвистического штата, и радикально настроенные представители67
духовенства, а также те, кто выступал за перемены любой ценой, они
стремились модернизировать традиционное общество, подводя его под западные стандарты.
Примечательно, что в литературе осмысление раздела Индии произошло
как в региональных, так и в англоязычной литературе Индии лишь спустя
некоторое время. Пик литературы подобной тематики приходится на 50-ые-70-ые годы 20 века.
Писателей особенно интересовали проблемы неоправданной жестокости,
которую люди способны проявлять к своим ранним приятелям и соседям
(«Поезд в Пакистан», «Я навсегда сохраню вас в своем сердце», «Клетка»). Ее
крайним проявлением оказывается насилие в отношении самых слабых и
социально незащищенных: женщин, стариков и детей – т.е. тех, кого кодекс
чести воина приписывает охранять и оберегать в первую очередь (Паро, Каммо,
Ладжо из романа «Скелет»). Популярность этой тематики свидетельствует о
том, насколько глубокой оказалась «травма раздела», когда «кодекс чести
сикха», согласно которому жило не одно поколение, перестал работать в
условиях новой действительности. Люди буквально «потеряли себя», ценности и ориентиры в жизни.
Поиск новых идеалов стал еще одним важным тематическим
направлением литературы сикхов 20 века. Особое место в этом тематическом
блоке занимают произведения, связанные с женским вопросом («Скелет»,
«Путешественница», «Святая жена», «Басанти», «Кто убийца», «Чертова
Митро», «Пахарь», «Трудные дочери»).
В конце 20 в. на первый план в литературе сикхов выходит новая
проблема – самоидентификация в современном мире. Жить в соответствии с
средневековым идеалом сикха в современных условиях оказывается
невозможно, однако отказываться от собственных традиций сикхи не готовы.
Они мучительно ищут способ соединить традиции и новации, размышляют о
будущем общины («Утро на хмуром пути», «Поезд в Пакистан», «Тьма»).68
Новое время приносит с собой новые литературные образы, которые
претерпевают достаточно быструю эволюцию. Если в начале 20 в. образ
сикхской женщины в литературе оказывался, как правило, традиционным
(Сундари из романа «Сундари», Вина из романа «Святой грешник»), то уже в
произведениях 1940-50-ых годов традиционным образам противопоставляются
образы женщин нового времени, личностей, с которыми больше невозможно не
считаться (Паро из романа «Скелет», Парвати из рассказа «Кто убийца?»).
Ближе к концу 20 в. в литературе появляются также образы бунтарок-женщин
(да и бунтарей-мужчин), полностью отвергающих традиции (Сахибо из
рассказа «Пахарь», Шер Сингх и его жена Чампак из романа «Я не услышу соловья»).
Тем не менее, все это время в литературе сохраняется образ
«правоверного сикха» - того, кто если не внешне, то внутренне сохраняет
верность традиционным ценностям (Мир Сингх из «Поезд в Пакистан», сардар
из «Я навсегда сохраню вас в своем сердце»).
Писатели, особенно работавшие в литературных течениях критического и
социального реализма и прогрессивизма, уделяли много внимания обличению
пороков современности, которые создавали яркие назидательные образы
(Хуккум Чанд из «Поезд в Пакистан», Апа Свами из «Кто убийца?», Кидо из «Хир и Ранджха»).
Как правило, в положительном смысле традиционными, с одной стороны,
но консервативными с другой оказываются образы представителей старшего
поколения (Бута Сингх из «Я не услышу соловья»).
Следует выделить некоторые важные черты, присущие сикхской
литературе на протяжении всего ее существования и, как следствие,
формирующие ее самобытность:
- любовь к фольклору – не только в произведениях на панджаби, но и хинди и
английском писатели охотно вставляют отрывки народных песен («Скелет»),
пословиц и поговорок («Поезд в Пакистан», «Хир и Ранджха»), отражающие самобытность сикхов.
- часто образы героев рассматриваются на фоне колоритной панджабской
природы – пейзаж для сикхских писателей всегда играет особую роль в
развитии сюжета, а также очевидно демонстрирует читателю подлинную
любовь автора к родному краю («Скелет», «Поезд в Пакистан», «Хир и
Ранджха», «Я навсегда сохраню вас в своем сердце»).
- писатели-сикхи в целом тяготеют к натуралистическим описаниям, ярким
деталям, они гораздо чаще других индийских авторов и порой весьма подробно
останавливаются на «неудобных» сценах насилия, эротики и т.п. («Скелет»,
«Поезд в Пакистан», «Трудные дочери», «Дом в Адампуре»).
Литературная традиция Панджаба насчитывает примерно 10-вековую
историю развития. Многие факторы повлияли на формирование идейного
наполнения сюжетов и насыщения героев произведений отличительными
особенностями. Примечательным фактором стало, что художественные тексты
данной сикхской стилистики прижились и понравились не только в домашнем
регионе, но и за пределами штата Панджаб.
В настоящее время грань между вымышленными карикатурными сикхами
и традиционными образами в многообразии романов, рассказов и
автобиографических очерков часто оказывается размыта. Писатели-сикхи,
которых жизнь раскидала далеко за пределы родины, писали и пишут в
основном на интересующие сикхов темы. Возможно, в Индии их литература
пришлась по вкусу, потому что всегда отражала наиболее злободневные
проблемы социума.