Введение……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Газетный заголовок как предмет исследования……………....6
1.1. Определение газетного заголовка и описание его функций…….......6
1.2. Классификации газетных заголовков………………………………....9
1.3. Лексические особенности заголовков газет в отечественных и
зарубежных исследованиях
1.4. Грамматические особенности заголовков газет в отечественных и
зарубежных исследованиях………………………………………………..17
1.5. Характеристика изданий, послуживших источниками
материала
ГЛАВА 2. Лексические особенности заголовков датских газет………..32
2.1. Лексика, выполняющая информативно-ориентирующую функцию
2.2. Лексика, выполняющая экспрессивно-апеллятивную функцию…..38
ГЛАВА 3. Грамматические особенности заголовков датских газет…...47
3.1. Синтаксические особенности………………………………………...47
3.2. Морфологические особенности……………………………………...61
ГЛАВА 4. Особенности заголовков отдельных изданий и рубрик…….65
4.1. Лексико-грамматические особенности отдельных изданий……….65
4.2. Лексико-грамматические особенности отдельных рубрик………...70
Заключение
Список использованной литературы
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Мы живем в информационную эпоху, когда медиа всевозможными
способами борются за наше внимание, преследуя цель как можно шире
распространить свой контент и оказать влияние на аудиторию. В газетной
публикации роль «приманки» читателя к содержанию статьи исполняет
заголовок. Выделяясь пространственно и графически, именно он чаще всего
остается единственным прочитанным элементом публикации. Значимость
заголовка особенно ощутима в Интернет-изданиях, где читатель не видит
полного текста до тех пор, пока не откроет соответствующую статью.
Поэтому все усилия журналиста, затраченные на написание хорошего
материала, могу быть обесценены, если заголовок не привлечет внимания
читателя. Отсюда следует, что важна ёмкость, броскость, яркость заголовка;
это достигается за счет использования особого подстиля газетной
публицистики, который характеризуется своими лексико-грамматическими
особенностями. Таким образом, актуальность исследования объясняется
необходимостью изучения лингвистических средств, которые используют
современные СМИ в целях воздействия на читателя.
Отечественные и зарубежные исследователи не раз уделяли заголовкам
газет большое внимание. С разных точек зрения их рассматривали лингвисты
Э.А.Лазарева, И.Р.Гальперин, С.П.Суворов, А.А.Лютая; среди их зарубежных
коллег – А.Белл, Д.Дор, Т.А.Ван Дейк, С.Саксена. В датской же лингвистике
проблеме газетных заголовков уделялось крайне мало внимания; отдельных
монографий, посвященных каким-либо особенностям заголовков, нет. Этот
факт обуславливает новизну данного исследования.
Объектом исследования являются заголовки датских газет, а предметом
– их лексико-грамматические особенности.
Цель работы – выявить и классифицировать лексические и
грамматические особенности заголовков датских газет.
Исходя из этого, определены следующие задачи:4
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу;
2. Подобрать материал для исследования;
3. Дать определение газетному заголовку, выявить его функции и
рассмотреть различные классификации;
4. Описать лексико-грамматические особенности русскоязычных и
англоязычных газетных заголовков, представленные в работах
отечественных и зарубежных исследователей;
5. Выявить и классифицировать лексико-грамматические особенности
заголовков датских Интернет-изданий;
6. Изучить и описать зависимость лексико-грамматических
особенностей от типа издания и рубрики газеты.
В качестве материала исследования было подобрано 240 заголовков
статей из 6 датских Интернет-изданий: Berlingske, BT, DR Nyheder, Ekstra
Bladet, Information, Jyllands-Posten. Основная часть материала, используемая
в практической главе, посвященной лексике, взята из публикаций за март,
апрель и май 2018 года; в главе, посвященной грамматике, используются
заголовки статей за сентябрь и октябрь 2017 года. Кроме того, в некоторых
случаях были задействованы заголовки разных месяцев в период с 2014 по 2018 годы.
Теоретической базой исследования стали работы Э.А.Лазаревой,
А.А.Лютой, С.М.Гуревича, А.В.Колесниченко, Й.Н.Блома, Д.Дора,
Х.Г.Якобсена и П.Скюум-Нильсена и других.
Работа состоит из введения, четырех глав – одной теоретической и трех
практических, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В теоретической части исследования дается определение газетному
заголовку, описываются его функции и разные классификации, сравниваются
отечественные и зарубежные исследования лексико-грамматических
особенностей газетных заголовков, а также приводится краткая
характеристика датских Интернет-изданий, послуживших источниками для5
материала исследования.
В практической части описываются разработанные классификации
лексических и грамматических особенностей заголовков статей датских
Интернет-изданий и выявляется зависимость характера лингвистических
особенностей заголовков от типа изданий и рубрик.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются
выводы. Приложение содержит корпус рассмотренных датских заголовков.
Исследование показало, что датским газетным заголовкам присущи
специфические особенности, которые отличают их от других типов текстов.
Эти особенности затрагивают как лексическую, так и грамматическую
сторону, и проявляются по-разному в зависимости от направленности
издания и рубрики, к которой принадлежит озаглавливаемая статья.
В ходе исследования было дано определение газетному заголовку,
изучены его функции и рассмотрены классификации по разным основаниям,
а также описаны лексико-грамматические черты заголовков, представленные
в работах отечественных и зарубежных лингвистов. Кроме того, были
охарактеризованы 6 датских изданий, послуживших источниками материала,
который, в свою очередь, быть отобран и систематизирован.
Лексические особенности датских заголовов были выявлены и
подразделены на 2 группы на основе их главенствующей функциональной
составляющей – на лексику, выполняющую информативно-ориентирующую
функцию (числительные, имена собственные, аббревиатуры, метонимии и
неологизмы) и лексику с функцией экспрессивно-апеллятивной (английские
выражения, фразеологизмы, метафоры, аллюзии, антонимы и т.д.). В
отношении грамматических особенностей разработана подробная
синтактико-морфологическая классификация датских газетных заголовков по
моделям построения, среди которых в зависимости от наличия эллипсисов
намечены 4 основные группы – конструкции полные и неполные
одночастные и полные и неполные двухчастные, а также рассмотрены
отдельные синтаксические явления (инверсия, перечисления и парцелляция)
и особенности использования в заголовках форм времени, залога и
наклонения глагола. В заключительной главе была произведена попытка
выявить зависимость между типом издания, рубрикой и лексикограмматическими особенностями заголовка, согласно которой газеты более
развлекательного характера (BT, DR Nyheder, Ekstra Bladet) тяготеют к75
заголовкам с использованием эмоционально окрашенной лексики и
экспрессивных конструкций, а для более серьезных газет (Berlingske,
Information, Jyllands-Posten) характерны заголовки более нейтрального
характера, воздействие на читателя в них выражено имплицитно.
В итоге можно заключить, что датские газетные заголовки содержат в
себе некоторые отклонения от грамматических норм и являются лексически
выразительными, что способствует быстрому схватыванию сути сообщения
читателем и позволяет заголовкам успешно выполнять свои функции.
1. Берков В.П. Норвежская лексикология: Учебное пособие – СПб.: Изд-во
С.-Петербург. ун-та, 1994. – 184 с.
2. Глухова Ю.В., Привалова Ю.В. «Особенности перевода заголовков
английской прессы» – Электронный ресурс:
https://www.rae.ru/forum2012/pdf/1088.pdf [Дата обращения: 25.04.2018].
3. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов –
М.: Аспект пресс, 2004. – 287 с.
4. Жаров Б.С. Краткий справочник по грамматике датского языка – М.:
Высшая школа, 2008. – 148 с.
5. Знаменская Т.А. Стилистика английского языка: основы курса: учебное
пособие для студентов вузов по специальности 030500 – М.: КомКнига, 2006.
– С.150-153.
6. Исаева А.Ю. Синтаксис газетного заголовка: экспрессия и прагматика //
Известия Южного федерального университета. Филологические науки. –
2016. – № 4. – С. 102-108.
7. Кильмухаметова Е.Ю. Основные понятия теории релевантности //
Вестник Томского государственного университета: серия «Филология». –
2006. - № 291. – C. 170-172.
8. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учебное пособие – М.:
Издательство Московского университета, 2009. – 191 с.
9. Коновалов Д.В., Похващева М.С. «Лексико-грамматические особенности
англоязычных заголовков в журналах по авиационной тематике» –
Электронный ресурс: https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/2714.pdf [Дата
обращения: 25.04.2018].
10. Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и
оптимизации восприятия // Известия Уральского государственного
университета. – 2006. – № 40. – С. 158-166.77
11. Лютая А.А. Заголовок, подзаголовок, текст газетной статьи: прагматика
соотношений // Альманах современной науки и образования. Тамбов:
Грамота, 2008. - № 2. Ч. 1. – С. 133-135.
12. Лютая А.А. Современный газетный заголовок: структура, семантика,
прагматика: автореферат диссертации кандидата филологических наук –
Волгоград, 2008. – 20 с.
13. Новакович А.С. Датский язык: Грамматический очерк, литературные
тексты с комментариями и словарем. – М.: Издательство Московского
университета, 1974 – 232 с.
14. Панина Н.Н. Функции газетного заголовка // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия «Русская филология».–
2007– № 2. – С. 66-68.
15. Фоменко Л.Н. Грамматические особенности английских газетных
заголовков и их передача при переводе // Электронный научный журнал
«Apriori. Cерия: гуманитарные науки». – 2017. – № 2.
16. Шостак М.А. Сочиняем заголовок // Журналист. – 1998. – № 3.
17. Юэбо Ч. Заголовок в газетном тексте как самостоятельная речевая
единица, тесно связанная с его содержанием // Вестник РУДН, серия
Вопросы образования: языки и специальность. – 2009. – №4. – С. 136-139.
18. Blom J.N. Mediesyntaks. Om sætningskompleksitet og talesprog på DR og
TV2. Ph.d.-afhandling. – Электронный ресурс: https://www.sdu.dk/-
/media/files/forskning/phd/phd_hum/afhandlinger/2009/mediesyntaks++afhandling
+af+jonas+blom.pdf [Дата обращения: 25.04.2018].
19. Bonyadi A., Moses S. Headlines in Newspaper Editorials: A Contrastive Study
// International Research Journal of Social Sciences. – 2012. – November. – P. 1-7.
20. Dor D. On newspaper headlines as relevance optimizers // Journal of
Pragmatics. – 2003. – No.35. – P. 695-721.
21. Jacobsen H.G., Skyum-Nielsen P. Dansk Sprog: En grundbog. 2.udgave. –
Schønbergs Forlag, 2007. – 310 s.78
22. Monsefi R., Mahadi T. Wordplay in English Online News Headlines //
Advances in Language and Literary Studies. – April 2016. – Vol.7 No.2. – P. 68-
75.
23. Petronienė S., Žvirblytė I. Media Language: Equivalence in the Translation of
Headlines // Kalbų studijos / Studies about languages. – 2012. – № 21. – P. 64-73.
24. Prášková E. Grammar in Newspaper Headlines: Bachelor Paper. – University
of Pardubice, Faculty of Arts and Philosophy, Department of English and
American Studies, 2009. – 53 p.
25. Salih Y.M. Linguistic Features of Newspaper Headlines // Journal of Al Anbar
University for Language and Literature Issue. – 2012. – №7. – P.192-210.
26. Saxena S. Headline Writing. – New Delhi: Sage Publications Inc., 2006. – 220
p.
27. Schrøder K. Danskernes brug af nyhedsmedier. Brugsmønstre og
nyhedsrepertoire 2015 Forskningsrapport. – Center for Magt, Medier og
Kommunikation. – Roskilde Universitet, 2015. – Электронный ресурс:
http://www.kommunikationsforum.dk/log/multimedia/PDF'er/Danskernes_brug_af
_nyhedsmedier_RUC.pdf [Дата обращения: 25.04.2018].
Интернет-ресурсы
1. http://denstoredanske.dk/Samfund%2c_jura_og_politik/Massemedier/Tv%2c_
danske_institutioner/DR – статья о датской телерадиокомпании Danmarks
Radio в онлайн-энциклопедии ”Den Store Danske” [Дата обращения:
25.04.2018].
2. http://denstoredanske.dk/Samfund,_jura_og_politik/Massemedier/Medier_og_d
agblade,_Danmark/Information – статья об издании Information в онлайнэнциклопедии ”Den Store Danske” [Дата обращения: 25.04.2018].
3. http://denstoredanske.dk/Samfund,_jura_og_politik/Massemedier/Medier_og_d
agblade,_Danmark/Berlingske – статья об издании Berlingske в онлайнэнциклопедии ”Den Store Danske” [Дата обращения: 25.04.2018].79
4. http://denstoredanske.dk/Samfund,_jura_og_politik/Massemedier/Medier_og_d
agblade,_Danmark/BT – статья об издании BT в онлайн-энциклопедии ”Den
Store Danske” [Дата обращения: 25.04.2018].
5. http://denstoredanske.dk/Samfund,_jura_og_politik/Massemedier/Medier_og_d
agblade,_Danmark/Ekstra_Bladet – статья об издании Ekstra Bladet в онлайнэнциклопедии ”Den Store Danske” [Дата обращения: 25.04.2018].
6. http://jyllands-posten.org/ – статья об издании Jyllands-Posten на его
официальном сайте [Дата обращения: 25.04.2018].
7. http://ordnet.dk/ – толковый онлайн-словарь датского
языка Den Danske Ordbog, Ordbog over det danske sprog, корпус
текстов KorpusDK [Дата обращения: 25.04.2018].
8. http://ordnet.dk/ddo/ordbog?query=overskrift – определение понятия
”overskrift” в словаре датского языка Den Danske Ordbog [Дата обращения:
25.04.2018].
9. http://slovardalja.net/word.php?wordid=8487 – определение понятия
«заголовок» в толковом словаре В.Даля [Дата обращения: 25.04.2018].
10. http://tekstforfattertips.dk/sadan-skriver-du-geniale-overskrifter/ – датская
статья о написании заголовков ”Sådan skriver du geniale overskrifter” [Дата
обращения: 25.04.2018].
11. http://www.bibelselskabet.dk/BrugBibelen/BibelenOnline.aspx?book=luk&id=
3&chapter=18b – фрагмент Евангелия от Луки на датском языке [Дата
обращения: 25.05.2018].
12. http://www.bibelselskabet.dk/BrugBibelen/BibelenOnline.aspx?book=matt&id
=3&chapter=7b – фрагмент Евангелия от Матфея на датском языке [Дата
обращения: 25.05.2018].
13. http://www.davidcrystal.com/?id=3002 – статья Д.Кристала о разных видах
предложений (”major and minor sentences”) [Дата обращения: 25.05.2018].
14. http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780192800879.001.000
1/acref-9780192800879-e-151 – определение понятия ”block language” на сайте
Oxford Refenrence [Дата обращения: 25.04.2018].80
15. http://www.oxfordreference.com/view/10.1093/acref/9780199658237.001.000
1/acref-9780199658237-e-151 – еще одно определение понятия ”block
language” на сайте Oxford Refenrence [Дата обращения: 25.04.2018].
16. http://www.ozhegov.com/words/8782.shtml – определение слова
«заголовок» в толковом словаре С.И.Ожегова [Дата обращения: 25.04.2018].
17. https://advertising_pr.academic.ru/130 – определение слова «заголовок» в
учебном словаре терминов рекламы и паблик рилейшенз [Дата обращения:
25.04.2018].
18. https://da.wikipedia.org/wiki/Dagbladet_Information – статья в датской
Википедии об издании Information [Дата обращения: 25.04.2018].
19. https://da.wikipedia.org/wiki/DR – статья в датской Википедии о
телерадиокомпании Danmarks Radio [Дата обращения: 25.04.2018].
20. https://da.wikipedia.org/wiki/Ekstra_Bladet – статья в датской Википедии об
издании Ekstra Bladet [Дата обращения: 25.04.2018].
21. https://da.wikipedia.org/wiki/Kvinde,_kend_din_krop статья в датской
Википедии о книге ”Kvinde, kend din krop” [Дата обращения: 25.04.2018].
22. https://dsn.dk/noid/?q=*&f=2014&t=2018 – выборка неологизмов в корпусе
Nye ord i dansk датского языкового совета Dansk Sprognævn за 2014-2018
годы [Дата обращения: 10.05.2018].
23. https://ekstrabladet.dk/om_ekstra_bladet/fakta-om-ekstra-bladet/5812191 –
статья об издании Ekstra Bladet на их официальном сайте [Дата обращения:
25.04.2018].
24. https://open.spotify.com/track/0oepI9lmIPst8HN1wsG8Yn – песня ”Kurs
mod solen” группы Jan & Sunny Boys [Дата обращения: 10.05.2018].
25. https://ordnet.dk/ddo/ordbog?query=komme+gennem+n%C3%A5le%C3%B8j
et – выражение ”komme gennem nåleøjet” в словаре датского языка Den
Danske Ordbog [Дата обращения: 10.05.2018].
26. https://ordnet.dk/ddo/ordbog?query=vaske+h%C3%A6nder выражение ”vaske
hænder” в словаре датского языка ”Den Danske Ordbog” [Дата обращения:
10.05.2018].81
27. https://ordnet.dk/ddo/ordbog?query=vende+en+sten – выражение ”vende en
sten” в словаре датского языка ”Den Danske Ordbog” [Дата обращения:
10.05.2018].
28. https://www.festabc.dk/7/skibet-er-ladet-med___ – статья о датской детской
игре ”Skibet er ladet med” [Дата обращения: 10.05.2018].
29. https://www.thoughtco.com/what-is-headlinese-1690921 – статья о понятии
”headlinese” – ”What Is Headlinese? Why Headlines Are Almost Never
Sentences” [Дата обращения: 25.04.2018].
30. https://www.youtube.com/watch?v=sdfD2YD3lNY – фрагмент из датского
фильма ”Den eneste ene” с крылатой фразой ”Bare ærgerligt, Sonny Boy” [Дата
обращения: 10.05.2018].
Источники языкового материала
1. Berlingske – май, июнь, август 2014, июнь 2015, июнь 2016, апрель 2017,
март, апрель, май 2018 https://www.b.dk/
2. BT – июнь 2015, ноябрь 2016, ноябрь 2017, март, апрель, май 2018
https://www.bt.dk/
3. DR Nyheder – июнь, июль, октябрь, декабрь 2015, январь 2016, сентябрь,
октябрь 2017, март, апрель, май 2018 https://www.dr.dk/
4. Ekstra-Bladet – июль 2014, июнь 2016, август 2015, сентябрь, октябрь
2017, март, апрель, май 2018 https://ekstrabladet.dk/
5. Information – февраль, апрель 2014, июнь, ноябрь 2015, сентябрь, октябрь
2017, март, апрель, май 2018 https://www.information.dk/
6. Jyllands-Posten – май, август 2014, февраль, май, декабрь 2015, февраль,
июль, декабрь 2016