Лексико-грамматические особенности заголовков датских газет
|
Введение……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Газетный заголовок как предмет исследования……………....6
1.1. Определение газетного заголовка и описание его функций…….......6
1.2. Классификации газетных заголовков………………………………....9
1.3. Лексические особенности заголовков газет в отечественных и
зарубежных исследованиях
1.4. Грамматические особенности заголовков газет в отечественных и
зарубежных исследованиях………………………………………………..17
1.5. Характеристика изданий, послуживших источниками
материала
ГЛАВА 2. Лексические особенности заголовков датских газет………..32
2.1. Лексика, выполняющая информативно-ориентирующую функцию
2.2. Лексика, выполняющая экспрессивно-апеллятивную функцию…..38
ГЛАВА 3. Грамматические особенности заголовков датских газет…...47
3.1. Синтаксические особенности………………………………………...47
3.2. Морфологические особенности……………………………………...61
ГЛАВА 4. Особенности заголовков отдельных изданий и рубрик…….65
4.1. Лексико-грамматические особенности отдельных изданий……….65
4.2. Лексико-грамматические особенности отдельных рубрик………...70
Заключение
Список использованной литературы
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА 1. Газетный заголовок как предмет исследования……………....6
1.1. Определение газетного заголовка и описание его функций…….......6
1.2. Классификации газетных заголовков………………………………....9
1.3. Лексические особенности заголовков газет в отечественных и
зарубежных исследованиях
1.4. Грамматические особенности заголовков газет в отечественных и
зарубежных исследованиях………………………………………………..17
1.5. Характеристика изданий, послуживших источниками
материала
ГЛАВА 2. Лексические особенности заголовков датских газет………..32
2.1. Лексика, выполняющая информативно-ориентирующую функцию
2.2. Лексика, выполняющая экспрессивно-апеллятивную функцию…..38
ГЛАВА 3. Грамматические особенности заголовков датских газет…...47
3.1. Синтаксические особенности………………………………………...47
3.2. Морфологические особенности……………………………………...61
ГЛАВА 4. Особенности заголовков отдельных изданий и рубрик…….65
4.1. Лексико-грамматические особенности отдельных изданий……….65
4.2. Лексико-грамматические особенности отдельных рубрик………...70
Заключение
Список использованной литературы
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Мы живем в информационную эпоху, когда медиа всевозможными
способами борются за наше внимание, преследуя цель как можно шире
распространить свой контент и оказать влияние на аудиторию. В газетной
публикации роль «приманки» читателя к содержанию статьи исполняет
заголовок. Выделяясь пространственно и графически, именно он чаще всего
остается единственным прочитанным элементом публикации. Значимость
заголовка особенно ощутима в Интернет-изданиях, где читатель не видит
полного текста до тех пор, пока не откроет соответствующую статью.
Поэтому все усилия журналиста, затраченные на написание хорошего
материала, могу быть обесценены, если заголовок не привлечет внимания
читателя. Отсюда следует, что важна ёмкость, броскость, яркость заголовка;
это достигается за счет использования особого подстиля газетной
публицистики, который характеризуется своими лексико-грамматическими
особенностями. Таким образом, актуальность исследования объясняется
необходимостью изучения лингвистических средств, которые используют
современные СМИ в целях воздействия на читателя.
Отечественные и зарубежные исследователи не раз уделяли заголовкам
газет большое внимание. С разных точек зрения их рассматривали лингвисты
Э.А.Лазарева, И.Р.Гальперин, С.П.Суворов, А.А.Лютая; среди их зарубежных
коллег – А.Белл, Д.Дор, Т.А.Ван Дейк, С.Саксена. В датской же лингвистике
проблеме газетных заголовков уделялось крайне мало внимания; отдельных
монографий, посвященных каким-либо особенностям заголовков, нет. Этот
факт обуславливает новизну данного исследования.
Объектом исследования являются заголовки датских газет, а предметом
– их лексико-грамматические особенности.
Цель работы – выявить и классифицировать лексические и
грамматические особенности заголовков датских газет.
Исходя из этого, определены следующие задачи:4
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу;
2. Подобрать материал для исследования;
3. Дать определение газетному заголовку, выявить его функции и
рассмотреть различные классификации;
4. Описать лексико-грамматические особенности русскоязычных и
англоязычных газетных заголовков, представленные в работах
отечественных и зарубежных исследователей;
5. Выявить и классифицировать лексико-грамматические особенности
заголовков датских Интернет-изданий;
6. Изучить и описать зависимость лексико-грамматических
особенностей от типа издания и рубрики газеты.
В качестве материала исследования было подобрано 240 заголовков
статей из 6 датских Интернет-изданий: Berlingske, BT, DR Nyheder, Ekstra
Bladet, Information, Jyllands-Posten. Основная часть материала, используемая
в практической главе, посвященной лексике, взята из публикаций за март,
апрель и май 2018 года; в главе, посвященной грамматике, используются
заголовки статей за сентябрь и октябрь 2017 года. Кроме того, в некоторых
случаях были задействованы заголовки разных месяцев в период с 2014 по 2018 годы.
Теоретической базой исследования стали работы Э.А.Лазаревой,
А.А.Лютой, С.М.Гуревича, А.В.Колесниченко, Й.Н.Блома, Д.Дора,
Х.Г.Якобсена и П.Скюум-Нильсена и других.
Работа состоит из введения, четырех глав – одной теоретической и трех
практических, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В теоретической части исследования дается определение газетному
заголовку, описываются его функции и разные классификации, сравниваются
отечественные и зарубежные исследования лексико-грамматических
особенностей газетных заголовков, а также приводится краткая
характеристика датских Интернет-изданий, послуживших источниками для5
материала исследования.
В практической части описываются разработанные классификации
лексических и грамматических особенностей заголовков статей датских
Интернет-изданий и выявляется зависимость характера лингвистических
особенностей заголовков от типа изданий и рубрик.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются
выводы. Приложение содержит корпус рассмотренных датских заголовков.
способами борются за наше внимание, преследуя цель как можно шире
распространить свой контент и оказать влияние на аудиторию. В газетной
публикации роль «приманки» читателя к содержанию статьи исполняет
заголовок. Выделяясь пространственно и графически, именно он чаще всего
остается единственным прочитанным элементом публикации. Значимость
заголовка особенно ощутима в Интернет-изданиях, где читатель не видит
полного текста до тех пор, пока не откроет соответствующую статью.
Поэтому все усилия журналиста, затраченные на написание хорошего
материала, могу быть обесценены, если заголовок не привлечет внимания
читателя. Отсюда следует, что важна ёмкость, броскость, яркость заголовка;
это достигается за счет использования особого подстиля газетной
публицистики, который характеризуется своими лексико-грамматическими
особенностями. Таким образом, актуальность исследования объясняется
необходимостью изучения лингвистических средств, которые используют
современные СМИ в целях воздействия на читателя.
Отечественные и зарубежные исследователи не раз уделяли заголовкам
газет большое внимание. С разных точек зрения их рассматривали лингвисты
Э.А.Лазарева, И.Р.Гальперин, С.П.Суворов, А.А.Лютая; среди их зарубежных
коллег – А.Белл, Д.Дор, Т.А.Ван Дейк, С.Саксена. В датской же лингвистике
проблеме газетных заголовков уделялось крайне мало внимания; отдельных
монографий, посвященных каким-либо особенностям заголовков, нет. Этот
факт обуславливает новизну данного исследования.
Объектом исследования являются заголовки датских газет, а предметом
– их лексико-грамматические особенности.
Цель работы – выявить и классифицировать лексические и
грамматические особенности заголовков датских газет.
Исходя из этого, определены следующие задачи:4
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу;
2. Подобрать материал для исследования;
3. Дать определение газетному заголовку, выявить его функции и
рассмотреть различные классификации;
4. Описать лексико-грамматические особенности русскоязычных и
англоязычных газетных заголовков, представленные в работах
отечественных и зарубежных исследователей;
5. Выявить и классифицировать лексико-грамматические особенности
заголовков датских Интернет-изданий;
6. Изучить и описать зависимость лексико-грамматических
особенностей от типа издания и рубрики газеты.
В качестве материала исследования было подобрано 240 заголовков
статей из 6 датских Интернет-изданий: Berlingske, BT, DR Nyheder, Ekstra
Bladet, Information, Jyllands-Posten. Основная часть материала, используемая
в практической главе, посвященной лексике, взята из публикаций за март,
апрель и май 2018 года; в главе, посвященной грамматике, используются
заголовки статей за сентябрь и октябрь 2017 года. Кроме того, в некоторых
случаях были задействованы заголовки разных месяцев в период с 2014 по 2018 годы.
Теоретической базой исследования стали работы Э.А.Лазаревой,
А.А.Лютой, С.М.Гуревича, А.В.Колесниченко, Й.Н.Блома, Д.Дора,
Х.Г.Якобсена и П.Скюум-Нильсена и других.
Работа состоит из введения, четырех глав – одной теоретической и трех
практических, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В теоретической части исследования дается определение газетному
заголовку, описываются его функции и разные классификации, сравниваются
отечественные и зарубежные исследования лексико-грамматических
особенностей газетных заголовков, а также приводится краткая
характеристика датских Интернет-изданий, послуживших источниками для5
материала исследования.
В практической части описываются разработанные классификации
лексических и грамматических особенностей заголовков статей датских
Интернет-изданий и выявляется зависимость характера лингвистических
особенностей заголовков от типа изданий и рубрик.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются
выводы. Приложение содержит корпус рассмотренных датских заголовков.
Исследование показало, что датским газетным заголовкам присущи
специфические особенности, которые отличают их от других типов текстов.
Эти особенности затрагивают как лексическую, так и грамматическую
сторону, и проявляются по-разному в зависимости от направленности
издания и рубрики, к которой принадлежит озаглавливаемая статья.
В ходе исследования было дано определение газетному заголовку,
изучены его функции и рассмотрены классификации по разным основаниям,
а также описаны лексико-грамматические черты заголовков, представленные
в работах отечественных и зарубежных лингвистов. Кроме того, были
охарактеризованы 6 датских изданий, послуживших источниками материала,
который, в свою очередь, быть отобран и систематизирован.
Лексические особенности датских заголовов были выявлены и
подразделены на 2 группы на основе их главенствующей функциональной
составляющей – на лексику, выполняющую информативно-ориентирующую
функцию (числительные, имена собственные, аббревиатуры, метонимии и
неологизмы) и лексику с функцией экспрессивно-апеллятивной (английские
выражения, фразеологизмы, метафоры, аллюзии, антонимы и т.д.). В
отношении грамматических особенностей разработана подробная
синтактико-морфологическая классификация датских газетных заголовков по
моделям построения, среди которых в зависимости от наличия эллипсисов
намечены 4 основные группы – конструкции полные и неполные
одночастные и полные и неполные двухчастные, а также рассмотрены
отдельные синтаксические явления (инверсия, перечисления и парцелляция)
и особенности использования в заголовках форм времени, залога и
наклонения глагола. В заключительной главе была произведена попытка
выявить зависимость между типом издания, рубрикой и лексикограмматическими особенностями заголовка, согласно которой газеты более
развлекательного характера (BT, DR Nyheder, Ekstra Bladet) тяготеют к75
заголовкам с использованием эмоционально окрашенной лексики и
экспрессивных конструкций, а для более серьезных газет (Berlingske,
Information, Jyllands-Posten) характерны заголовки более нейтрального
характера, воздействие на читателя в них выражено имплицитно.
В итоге можно заключить, что датские газетные заголовки содержат в
себе некоторые отклонения от грамматических норм и являются лексически
выразительными, что способствует быстрому схватыванию сути сообщения
читателем и позволяет заголовкам успешно выполнять свои функции.
специфические особенности, которые отличают их от других типов текстов.
Эти особенности затрагивают как лексическую, так и грамматическую
сторону, и проявляются по-разному в зависимости от направленности
издания и рубрики, к которой принадлежит озаглавливаемая статья.
В ходе исследования было дано определение газетному заголовку,
изучены его функции и рассмотрены классификации по разным основаниям,
а также описаны лексико-грамматические черты заголовков, представленные
в работах отечественных и зарубежных лингвистов. Кроме того, были
охарактеризованы 6 датских изданий, послуживших источниками материала,
который, в свою очередь, быть отобран и систематизирован.
Лексические особенности датских заголовов были выявлены и
подразделены на 2 группы на основе их главенствующей функциональной
составляющей – на лексику, выполняющую информативно-ориентирующую
функцию (числительные, имена собственные, аббревиатуры, метонимии и
неологизмы) и лексику с функцией экспрессивно-апеллятивной (английские
выражения, фразеологизмы, метафоры, аллюзии, антонимы и т.д.). В
отношении грамматических особенностей разработана подробная
синтактико-морфологическая классификация датских газетных заголовков по
моделям построения, среди которых в зависимости от наличия эллипсисов
намечены 4 основные группы – конструкции полные и неполные
одночастные и полные и неполные двухчастные, а также рассмотрены
отдельные синтаксические явления (инверсия, перечисления и парцелляция)
и особенности использования в заголовках форм времени, залога и
наклонения глагола. В заключительной главе была произведена попытка
выявить зависимость между типом издания, рубрикой и лексикограмматическими особенностями заголовка, согласно которой газеты более
развлекательного характера (BT, DR Nyheder, Ekstra Bladet) тяготеют к75
заголовкам с использованием эмоционально окрашенной лексики и
экспрессивных конструкций, а для более серьезных газет (Berlingske,
Information, Jyllands-Posten) характерны заголовки более нейтрального
характера, воздействие на читателя в них выражено имплицитно.
В итоге можно заключить, что датские газетные заголовки содержат в
себе некоторые отклонения от грамматических норм и являются лексически
выразительными, что способствует быстрому схватыванию сути сообщения
читателем и позволяет заголовкам успешно выполнять свои функции.



