Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

Работа №13436

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1098
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1. Определение понятия «творчество» и «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Смотрю на мир глазами художника»
2.1. Диагностическое исследование творческих способностей младших школьников
2.2. Анализ программ кружка «Смотрю на мир глазами художника» ...
2.3. Содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Смотрю на мир глазами художника»
Заключение
Библиографический список
Приложение


Развитие творческих способностей личности является актуальной проблемой педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих людях, способных самостоятельно, по- новому разрешать возникающие трудности.
В каждом ребенке имеются большие творческие задатки и для их формирования необходимо на ранних этапах включать школьника в различные виды художественной, эстетической и творческой деятельности, чтобы он имел возможность познакомиться со всеми её видами и выбрать ту, которая больше всего интересует, нравится и увлекает. Для этого и существует внеурочная деятельность, которая может предоставить такую возможность каждому школьнику.
Внеурочная деятельность и, в частности, кружковая работа - это один из самых эффективных путей формирования у младших школьников творческих интересов, склонностей и способностей.
Способности обнаруживаются только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Так, например, нельзя говорить о способностях человека к изобразительной деятельности, если его не пытались учить рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для данной деятельности. Только в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у обучающегося способности к тому или иному виду деятельности.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, необходимыми для данной деятельности.
Изучением проблемы развития творческих способностей личности и различными её аспектами в разное время занимались и занимаются многие ученые, педагоги и исследователи: Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, А.Ю. Козырев, Н.М. Сокольникова, Б.Т. Неменский, Т.Н. Овчарова, А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Смирнов, И.В. Дубровина, В.Д. Шадриков, Л.Н. Азарова, А.Г. Бермус, А.З. Зак, Г.Ю. Ксензова, С.А. Леднева, Н.П. Миронов, О.В. Муромцева, Л.Ю. Субботина, Н.Ф. Талызина, Е.А. Флерина, А.В. Хуторский и многие другие.
Актуализация творческих способностей младших школьников - это, прежде всего, деятельность родителей и педагога, обеспечивающая переход совокупности творческих способностей и психических новообразований младших школьников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, что в конечном итоге побуждает младших школьников к проявлению творческой индивидуальности и на уроках, и во внеурочной деятельности.
На сегодняшний день, в педагогической практике, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, сложилось противоречие между целенаправленным развитием творческих способностей у детей младшего школьного возраста и бессистемности организационно-методического обеспечения этого процесса на фоне огромного количества новых разнообразных методик и технологий.
Развить способности - значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к выполнению работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. По нашему мнению, наиболее эффективный путь развития творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности начиная с первого класса на занятиях кружка «Смотрю на мир глазами художника». В дополнение к урокам изобразительного искусства, кружок способствует погружению школьников в мир изобразительного творчества во всем его многообразии, дает возможность выбрать то, к чему лежит душа и есть способности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Смотрю на мир глазами художника».
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Смотрю на мир глазами художника».
Гипотеза исследования состоит в утверждении, что процесс развития творческих способностей младших школьников на занятиях кружка «Смотрю на мир глазами художника», будет эффективным, если:
- будут созданы материально-технические условия, способствующие полноценному проведению практических занятий по всем видам художественного творчества;
- будет методически грамотно разработана и реализована программа кружка с использованием разнообразных педагогических технологий;
- в процесс организации и проведения занятий кружка будут задействованы родители.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы исследования в педагоги-ческой науке и практике.
2. Выявить сущность, основные компоненты и особенности развития творческих способностей младших школьников на основе анализа научно-методической, психологической и педагогической литературы.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности творческих способностей младших школьников.
4. Разработать рекомендации по эффективной организации занятий кружка «Смотрю на мир глазами художника».
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и методической литературы, систематизация, абстрагирование, конкретизация, обобщение и классификация;
- эмпирические: метод педагогического эксперимента, анкетирование, интервьюирование, тестирование, включенное наблюдение, изучение школьной документации, изучение творческих работ учащихся.
База исследования - МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода кружок «Смотрю на мир глазами художника».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определена гипотеза и методы исследования.
В первой главе определены понятия «творчество» и «творческие способности» в психолого-педагогической литературе, раскрыты особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, выявлены педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников, проанализированы имеющиеся программы внеурочной деятельности различных школ и, в частности, программы кружка «Смотрю на мир глазами художника», раскрывается содержание работы данного кружка и приведены результаты контрольного этапа экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Библиографический список насчитывает 65 источников.
В приложении содержатся планы-конспекты занятий кружка «Смотрю на мир глазами художника».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения психолого-педагогической литературы было выяснено, что под способностями понимаются индивидуально - психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой - либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение.
Сущность творчества состоит в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близ¬кой к действительности, в том, что Склодовская называла чувством природы.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. Каждое дело - это задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Практически все дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Задача внеурочной деятельности - выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности.
Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Применение диагностических методик (опросник креативности Дж. Рензулли и тесты на определение уровня развития творческого воображения и эмпатии, предложенные Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной (1995 г.), Л.Ю. Субботиной (1996 г.), позволили нам определить уровень развития творческих способностей учащихся, занимающихся в кружке «Смотрю на мир глазами художника».
Проведенный анализ существующих программ вышеназванного кружка показал, что все они имеют свои достоинства и недостатки и являются интерпретацией типовой примерной программы кружка, разработанной Е.И. Коротеевой в 2011 г. Программа, по которой работает руководитель нашего кружка не является исключением.
В результате разработанных и проведённых занятий в рамках действующей программы кружка мы получили положительную динамику в ходе процесса развития творческих способностей участников кружка. Об этом свидетельствуют результаты проведённого контрольного этапа экспериментальной работы.
Если сравнить данные констатирующего и контрольного этапов эксперимента, то можно сказать, что уровень развития творческих способностей участников кружка «Смотрю на мир глазами художника» значительно повысился. Ограниченность во времени не позволила нам провести полный комплекс задуманных занятий, но всё же результаты дают понять, что наша гипотеза верна и выдвинутые нами педагогические условия нашли своё подтверждение. Мы старались создавать их в процессе своей деятельности и в результате пришли к следующим выводам.
Прекрасно оборудованный кабинет, мультимедийное оборудование и Интернет позволили нам провести ряд интересных занятий, которые сыграли свою роль в развитии интереса младших школьников к занятиям кружка.
Вопреки расхожему мнению о вреде интернета, он помог нам осуществить поиск необходимой информации прямо на занятии, просмотреть наглядный материал, мастер-классы по художественным приемам и техникам, прослушать пение птиц и т.д.. Можно сделать вывод, что умелое использование компьютерных технологий, а также обучение младших школьников работе с ними позволит значительно улучшить не только образовательный, но и воспитательный результат, а в комплексе - будет способствовать развитию творческих способностей младших школьников.
Мы немного разнообразили и изменили разработанную руководителем часть программы на данном промежутке времени (на период практики) и разработали свои занятия с применением разнообразных педагогических технологий, что дало нам возможность добиться существенных результатов в процессе развития творческих способностей участников кружка. О чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента.
Привлечение родителей в творческий процесс выполнения групповых проектов, в организацию других занятий позволил наладить психологический климат, создать дружественную творческую атмосферу, но это благодаря тому, что здесь никто ни с кем не соревновался и не боролся за призовые места. Все работали только потому, что это было интересно. В такой атмосфере творчества появились новые для детей и их родителей эмоциональные переживания, установились и укрепились дружественные связи, что, несомненно, способствовало развитию творческих способностей младших школьников.
Таким образом, выдвинутые в гипотезе педагогические условия развития творческих способностей младших школьников нашли своё подтверждение.



1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - М., 1998. № 4. - 81 с.
2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии // Б.Г. Ананьев. - М., 1945. - 432 с.
3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Ю.Д. Бабаева, М.: Молодая гвардия, 2008. - 198 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А.С. Белкин - М.: Академия, 2006. - 357 с.
5. Богоявленская Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. / Д.П. Богоявленская - М.: Пресс. 2007. - 203 с.
6. Богоявленская Д.П. Психология творческих способностей. / Д.П. Богоявленская, - М.: Академия, 2007. - 302 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности // Л.И. Божович. - М., Воронеж, 1995. - 349 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бор- довская, А.А. Реан - СПб.: Питер, 2008. - 289 с.
9. Вебр, М. Эстетическая культура школьника. / М. Вебр, - СПб., - 1997. С.29.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Вы-готский - СПб.: Союз, 2007. - 367 с.
11. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. / М.С. Гафитулин- M.: Эксмо - Пресс. 2008. - 205 с.
12. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе //Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. / С.И. Гин - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2008. - 136 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. / Ю.Б. Гиппенрейтер- М., 2000.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Дружинин В.Н. - СПб, 2009. - 405с.
15. Дыбина О.В. Творчество - как сущность характеристики человеческого бытия. Изд. Педагогическое общество России. / О.В. Дыбина - М., 2009. - 167с.
16. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова //Вопросы психологии № 2,- М, - 2006. - 187 с.
17.Зак А.З. Методы развития способностей у детей. / А.З. Зак - М., 1994. - 189 с.
18. Колесникова Н.И. Развитие творческих способностей детей в кружке. / Н.И. Колесникова- Ижевск, 2000, - С.67.
19. Комарова Т.С. Савенко А.И. Коллективное творчество детей. / Т.С. Комарова, А.И. Савенко - М., 2000, С.32.
20. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. / Л.В. Кузнецова - М.: Просвещение, 2008, - 185 с.
21. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами. Научно - практический журнал. / С.А. Леднева - М., 2002. № 1. - 42 с.
22. Лезгина Н.Л. «Алгоритм» творчества или творческий потенциал? Сб. «Философия детства и творчества», / Н.Л. Лезгина - С-Пб.: Изд. СПГТУ, 2008. - 85 с.
23. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. / Н.С. Лейтес - Москва - Воронеж, 2007. - 256 с.
24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. / Н.С. Лейтес // Семья и школа, 2008, № 9. - 96 с.
25. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? / Н.С. Лейтес //Семья и школа, 2007, № 6. - 55с.
26. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. / Леонтьев А.Н. - М., 1993 -218 с.
27. Лук А.Н. Психология творчества. / А.Н. Лук - М.: Наука, 2008. - 275с.
28. Макарова Е. Преодолеть страх или искусствотерапия. / Макарова Е.М. - М: Школа-Пресс, 2006. - 207 с.
29. Максимова С. Как быть с теми, кто не похож на других? / С. Максимова //Директор школы, №6, 2007. - 97 с.
30. Матюшкин A.M., Снек Д.А. Одаренные и талантливые дети. / A.M. Матюшкин, Д.А. Снек //Вопросы психологии № 4, 2008. - 95 с.
31. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество: избранные психические. / A.M. Матюшкин - М.: МПСИ, 2003. - 720 с.
32. Матюшкин А.М. Психология мышления // Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965. - 189с.
33. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. / A.M. Матюшкин - М., 1991. - 160 с.
34. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. / О. Машталь - М., 2008. - 102 с.
35. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. — В кн.: Психология процессов художественного творчества. / Б.С. Мейлах - Л., 1980. - C. 86.
36. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества. - Л., 1990. - 207с.
37. Мелик-Пашаев А.А. Некоторые проблемы детской одаренности / А.А. Мелик-Пашаев // Одаренные ребенок, 2003. № 5, - М., - 204 с.
38. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. / З.С. Мерлин - М., 1996. - 36 с.
39. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. / Н.П. Миронов - М., 2004. № 6. - 42с.
40. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изданию одаренности. / В.А. Моляко //Вопросы психологии - № 5, 2006. - 86с.
41. Муздыбаев К. Психология ответственности / К. Муздыбаев - Л., 1983.
42. Муромцева О.В. Развитие творческих способностей личности / О.В. Муромцева // Материалы всероссийской конференции с международным участием «Развитие творческих способностей детей и молодёжи в образовательном пространстве» (Белгород, 26 октября 2012 г.)// Под общ ред. О.В. Муромцевой. - Белгород: ИД «Белгород», 2012, с. 25-28.
43. Муромцева О.В., Манохина И.Н. Взаимосвязь творческих способностей и социальной адаптации младших школьников / О.В. Муромцева, И.Н. Манохина // Материалы всероссийской конференции с международным участием «Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве», (г. Белгород 26-27 ноября 2015 года) /отв.ред.О.В. Муромцева, Е.В. Иващенко, А.А. Лухтина. - Белгород: Изд- во «ПОЛИТЕРРА», 2015 - 56 с.
44. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов, - М.: Владос, 2008. - 287 с. 45.Одаренные дети. (перев. с англ.) /Под ред. Бурменской Н., - М.: Владос,2008. - 135 с.
46. Проблемы способностей в российской психологии. Межвузовский сб. Наука, тр. Л: ЛГПИ. 2007. - 208 с.
47. Психическое развитие младшего школьника/Под. Ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. - С.78.
48. Психическое развитие младшего школьника/ Под. Ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. - С.78.
49. Психология. Учебник /Под ред. Крылова А.А. - М.: 2000. - С.48.
50. Психология.//Под редакцией А.А. Крылова - М.: 2000. - С.48.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, / С.Л. Рубинштейн - М., 1989. - Т.2. - Гл. XXI. - 308 с.
52. Симановский А.Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. / А.Э. Симановский - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.
53. Солсо Р.Л. «Когнитивная психология». («Пер. с англ.», М., Тривола), /
Р.Л. Солсо //Электронный ресурс - 1996г.,http://www.superidea.ru/tm/ps/solso 1 .htm
54. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. / А. Спиваковская - М.: Эксмо - Пресс, 2009. -389с.
55. Теплов Б.М. Избранные труды./ Б.М. Теплов - М., 1985. Т.1. - C.74.
56. Тихомиров О.К. Психологические механизмы исследования творческой деятельности. / О.К. Тихомиров - М., 1975.
57. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. / В.П. Ушачев - Магнитогорск, 2009. - 189 с.
58. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. / Е.А. Флерина - М., 1961г. - 76 с.
59. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективностью: Сб. научных трудов, Свердловск: СНПИ, 2009. - 367 с.
60. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. / А.В. Хуторский - М.: Владос, - 2000. - 22 с.
61. Шадриков В.Д. Развитие способностей. / В.Д. Шадриков //Начальная школа. - М., 2004. - № 5. - 120 с.
62. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант/ В.Д. Шадриков //Развитие и одаренность. - М.: Наука. 1997 - 203 с.
63. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. - 187 с.
64. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. / Д.Б. Эльконин - М. - 1979. - 98 с.
65. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. / М.Г. Ярошевский //Электронный ресурс/ http: //www.superidea.ru/tm/ps/yarosh.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ