Введение
Глава I. Возвращение тела. Тело в искусстве и науках с 1960-х годов
1.1. Тело в интеллектуальной мысли с 1960-х годов
1.2. Тело в современном искусстве
Глава II. Характеристика методов работы и воска как главного материала в
творчестве Берлинде де Брейкере
2.1. Воск. История, свойства и значимость материала
2.2. Деформация и фрагментация тела как главные художественные
приемы Берлинде де Брейкере
Глава III. Классификация творчества Берлинде де Брейкере
3.1. Феминистские произведения
3.2. Религиозные образы в произведениях Берлинде де Брейкере
3.3. «На полях Фландрии»: скульптуры лошадей
3.4. Метаморфозы
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Приложение
Берлинде де Брейкере (род. 1964) – современная бельгийская
художница, родившаяся, выросшая и ныне проживающая в городе Гент,
Бельгия. Она считается одним из главных новаторов современной скульптуры
из-за ее экспериментов с формой, работой с нетрадиционными
скульптурными материалами, использования деформации и апелляции к
человеческой телесности. Закончила Школу визуальных искусств святого
Луки (Sint-Lucas Visual Arts school). Началом ее карьеры можно считать 1986
год, когда она впервые представила свои работы на групповой выставке в
Генте, Бельгия. Ее первая персональная выставка состоялась в 1988 году в
галерее Фреда Ланцберга в Брюсселе. По-настоящему известным широкой
публике ее имя стало в 2003 году, когда она впервые представила свою
скульптуру «The Black Horse» в Итальянском павильоне на 50-й Венецианской
биеннале (к этому времени уже состоялось 93 групповых и 25 персональных
выставок ее произведений). А в 2013 году на 55-й Венецианской биеннале она
представила Бельгийский павильон, куратором которого по ее просьбе
выступил Нобелевский лауреат по литературе Джон Максвелл Кутзее, с
масштабной инсталляцией «Cripplewood». На настоящий момент состоялось
свыше шестидесяти ее персональных выставок, а также около трехсот
групповых. Ее работы выставлялись в таких влиятельных художественных
институциях, как Стеделейкмюсеум (Амстердам, Нидерланды), Музей
Людвига (Германия), галерея Hauser&Wirth (Лондон, Великобритания, НьюЙорк, США), Новый Музей (Нью-Йорк, США), MoMA (Нью-Йорк, США),
центр Жоржа Помпиду (Париж, Франция), галерея Саатчи (Лондон,
Великобритания), музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).
Творчеству Берлинде де Брейкере посвящена одна и, на наш взгляд, не
очень удачная монография 2014 года1. В нее вошли два письма от директора
музея SMAK в Генте Филиппа ван Катерена и писателя Джона Максвелла Кутзее, а также четыре эссе: профессора венецианского университета Iuav
Анжелы Менгони, бельгийской писательницы Каролин Ламарш, куратора
Нью-Йоркского Нового Музея Гэри Каррион-Мурайяри, а также профессора
швейцарского университета Сент-Галлен Эммануэль Аллоа. К сожалению, эту
монографию сложно назвать исчерпывающей, поскольку включенные в нее
эссе не дают всестороннего представления о творчестве художницы;
большинство из них излишне художественны и не очень содержательны.
Также произведениям Брейкере посвящены каталоги ее персональных
выставок: неопубликованный каталог выставки в музее Сары Хилден в
Тампере, Финляндия (2018)2, «Berlinde de Bruyckere. The Embalmer» (2016)3,
«Berlinde de Bruyckere: Suture» (2016)4, «Berlinde De Bruyckere: In the Flesh»
(2013)5, «Cripplewood / Kreupelhout» (2013)6, «Berlinde De Bruyckere: Romeu,
my deer» (2013)7, «Philippe Vandenberg, Berlinde De Bruyckere: Innocence is
precisely: never to avoid the worst» (2013)8, «Berlinde De Bruyckere: Yara / The
Wound» (2012), «Berlinde De Bruyckere: In the Woods There Were Chainsaws»
(2010) 9, «Berlinde de Bruyckere: Schmerzensmann» (2007) 10, «De Bruyckere
Berlinde: 2002-2004» (2005)11, «Berlinde De Bruyckere: One 2002-2004» (2005)12.
Нам удалось ознакомиться только с неопубликованным каталогом 2018 года и
каталогом «Philippe Vandenberg, Berlinde De Bruyckere» 2013 года. Первый содержит ценные сведения о ее новых работах, которые хронологически
вышли за рамки монографии 2014 года; второй же представляет собой каталог
рисунков бельгийского художника Филиппа Ванденберга и Берлинде де
Брейкере и сопровождается небольшим эссе Брейкере, в котором она кратко
рассказывает об отобранных рисунках – своих и Филиппа Ванденберга.
Ценным источником информации о ее произведениях для нас стали ее
многочисленные интервью, в которых она подробно делится историей
создания многих работ, своими замыслами, взглядами на современную скульптуру и так далее.
Актуальность данной работы состоит во всестороннем анализе
творчества Берлинде де Брейкере как одного из самых интересных и ярких
скульпторов современности, поскольку такового в изученной литературе на
данный момент не существует.
Следовательно, объектом данного исследования является творчество
Берлинде де Брейкере во всем его многообразии. А предметом исследования
– тело и плоть, которые являются главными объектами изображения в ее произведениях.
Цель исследования заключается в демонстрации особого места,
которое занимают тело и плоть в творчестве Брейкере. Она же определяет и задачи.
Во-первых, нам важно вписать творчество Берлинде де Брейкере в
контекст современного искусства и интеллектуальной мысли и доказать, что
ее сосредоточенность на теле, плоти и телесности являются следствием
большой тенденции превращения тела с 1960-х годов в центральный объект
интереса и изображения в искусстве, а также исследований и размышлений в
различных областях науки: философии, социологии, антропологии и истории. Здесь ключевыми являются для нас идеи Зигмунда Фрейда, антропологов
Марселя Мосса и Ирвинга Гофмана, социологов Брайана Тернера и Артура
Франка, историка и философа Мишеля Фуко, феминистистких теоретиков, а
также философов Мориса Мерло-Понти и Жана-Люка Нанси. Что касается
изучения вопроса о месте тела в современном искусстве, то здесь главными
источниками информации для нас стали две книги: «Искусство с 1900 года»
Хэла Фостера и др.14 и «Тело в современном искусстве» Салли О’Райли15.
Во-вторых, нам важно проанализировать, каковы основные материалы,
методы и приемы в работе Брейкере. Необходимо уделить особое внимание
воску, поскольку он является главным материалом в ее творчестве. Воск –
специфичный материал, находившийся до недавнего времени на периферии
истории искусства во многом из-за его способности в высокой точности
имитировать человеческое тело, что сделало его главным материалом для
создания восковых фигур и анатомических моделей; он также широко
использовался в различных культовых и религиозных практиках. Все эти
коннотации крайне важны для понимания причин, почему Брейкере
использует именно этот материал. В этой части мы во многом опираемся на
труд «История воскового портрета» Юлиуса фон Шлоссера 16 . Также нам
важно показать, что используемые приемы деформации и фрагментации тел у
Брейкере соответствуют постмодернистким представлениям о теле.
В-третьих, необходимо осуществить классификацию произведений
художницы, выделить их основные темы и характеристики, а также выстроить
хронологию работы Берлинде де Брейкере с телом на протяжении всей ее карьеры.
Всем этим задачам соответствует деление данного исследования на главы и параграфы.
Характеризуя творчество Берлинде де Брейкере, критики чаще
сравнивают ее со старыми мастерами, чем с современными художниками.
И они отчасти правы: искусство Брейкере на самом деле консервативно. Она
предпочитает поднимать в своих работах серьезные и тяжелые темы, о
которых, по ее словам, стало сложно говорить в современном мире,
облачившимся в защитную броню цинизма. Она выбирает для изображения
классические религиозные и мифологические сюжеты без какой-либо
иронии или желания показать, что это – безнадежно устаревшие реликты
прошлого. Брейкере также чрезвычайно старомодна и в выборе материала.
Воск – хоть и чрезвычайно податливый, но сложный в обработке, хрупкий
и недолговечный материал. Как мы показали, воск для Брейкере важен не
столько потому, что с ним «легко» работать, что он может превращаться в
любые другие субстанции, – существует множество более послушных
современных материалов, а потому, что за ним стоит богатая история, и на
протяжении веков он ассоциировался со смертью, погребальными и
религиозными ритуалами и прежде всего - человеческим телом. Способный
воспроизводить тело в малейших деталях до такой степени, что это уже
перестает быть просто имитацией, воск – это также живой органический
материал, который придает скульптурам художницы дополнительное
временное измерение, поскольку он, как и тело, не вечен.
В то же время искусство Берлинде де Брейкере очень современно. Мы
продемонстрировали, что оно не существует изолированно, а является
частью общего поворота к телу и телесности, который наблюдается в
искусстве и интеллектуальной мысли с 1960-х годов. Можно сказать, что
только благодаря той почве, которую подготовили мыслители и художники
второй половины XX века, ее искусство стало вообще возможным и в той
форме, какую она выбрала. Брейкере, как и многие другие современные
художники, сделала тело главным объектом и темой изображения, при этом76
она взяла тело именно таким, каким оно мыслится в постмодернистскую
эпоху: потерявшее целостность, распавшееся на части, нагруженное
коннотациями. Но вместе с тем в ее искусстве важно понимание тела как
медиума неразрывно связанного с душой и сознанием. Тело для нее есть
отелесненное (инкарнированное) сознание, которое для современных
тенденций философии и с точки зрения искомого синтеза естественных и
гуманитарных наук является главной основой бытия и познания человека,
как это обозначил еще феноменолог Морис Мерло-Понти. Для Брейкере
чрезвычайно важно доносить через изображения тел чувства и
психоэмоциональные состояния, минуя область слов, понятий и значений,
тем самым опровергая утверждение, что телесный опыт человека
неподвластен трансляции. В этом ей помогает использование деформации
как – в принципе старинного – художественного, экспрессивного приема,
позволяющего максимально усилить выразительность тел в передаче их
внутреннего состояния. В этой деформации у Брейкере отзываются как
далекие от нее художественные традиции поздней готики, Возрождения
(Микеланджело), так и традиции более близкие – экспрессионизм,
сюрреализм, органицистская эстетика середины XX века и многое другое.
Скульптуры Брейкере переживаются зрителем на телесном уровне,
посредством эмпатии (вчувствования), чему также во многом способствует
тот эффект иллюзии плоти, которого она достигает с помощью сложной техники окрашивания воска.
Берлинде де Брейкере работает, в частности, с современной
проблематикой женского, что позволяет выделить феминистский аспект в
ее творчестве. Это также говорит о ее интересе к бессловесной и бесправной
выразительности, которой она «дает слово» своими пластическими
репрезентациями. Так, даже если она выбирает для изображения
религиозные и мифологические сюжеты, она заново их актуализирует и
делает современными. Для Брейкере важно говорить на такие вневременные
и универсальные темы как одиночество, быстротечность и хрупкость77
жизни, уязвимость тела, человеческое страдание, ужасах и жестокости
окружающего мира, – одним словом, о человеческом уделе, о «последних
вещах», определяющих границы человеческой экзистенции. И выбор
классических сюжетов для изображения становится способом говорить на
все эти темы с помощью знакомых и, в конце концов, понятных образов.
Поэтому можно сказать, что творчество Брейкере обладает чертой двойной
темпоральности: с одной стороны, она использует столь традиционные и так
сказать закрытые сюжеты, как «Распятие Христа», «Пьета», мученичества
святых, но одновременно с этим она отсылает к современным изображениям
из массмедиа, например, фотографиям беженцев из Руанды, истерзанных
тел из тюрьмы Гуантанамо, репортажам с зон военных действий.
Художница тем самым говорит, что образы, взятые в классической
культуре, в церкви и в музее вполне применимы к современности, ведь люди
все так же продолжают страдать, подвергаться пыткам и мученически
умирать, матери все так же хоронят своих детей, люди все так же теряют
своих близких и скорбят. Это универсальный опыт человечества, вне
зависимости от того касается ли это первого или двадцать первого века, ведь
мы все еще остаемся все теми же людьми из плоти и крови.
В этой работе мы также стремились продемонстрировать, как
меняется работа с плотью у Брейкере на протяжении всей ее карьеры.
Сначала она ставила перед собой задачу просто имитировать человеческое
тело, что видно на примере ее ранних «Женщин в одеялах». Затем ее работа
с телом начинает усложняться, появляются деформации, а также она
начинает использовать в своих произведениях образы лошадей и деревьев.
Для Брейкере плоть – это не только плоть человека, но и в принципе любая
живая плоть, поскольку любое живое тело рождается, растет и умирает, а
любая жизнь – человека, животного или же дерева – хрупка, уязвима и
конечна. Ведь в конечном итоге, как говорит название одной из ее выставок:
«Все мы – плоть» (We are All Flesh
1. Бельтинг Х. Образ и культ : История образа до эпохи искусства. М.:
Прогресс-Традиция, 2002. 748 с.
2. Боккаччо Д. Декамерон / перевод с ит. А.Н. Веселовского М.: Эксмо, 2006.
796 с.
3. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и
зодчих. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-книга, 2008. 1278 с.
4. Варбург А. Великое переселение образов: исследование по истории и
психологии возрождения античности. СПб: Азбука-классика, 2008. 384 с.
5. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и
доп. М.: Изобразительное искусство. 1985. 283 с.
6. Гинзбург К. Репрезентация: слово, идея, вещь // НЛО. 1998. № 33. URL:
http://philosophystorm.org/article/karlo-ginzburg-reprezentatsiya-slovo-ideyaveshch (дата доступа 18.04.2018).
7. Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. с ит. Д. Минаева. М.: АСТ
Москва, 2009. 789 с.
8. Данто А.С. Что такое искусство / пер. Е. Куровой. М.: Ад Маргинем, 2018.
168 с.
9. Делез Ж. Фрэнсис Бэкон: логика ощущения / под ред. С.Л. Фокина. СПб:
Machina, 2011. 176 с.
10.Канторович Э.Х. Два тела короля: исследование по средневековой
политической теологии / пер. А.Ю. Серегиной, под ред. М.А. Бойцова. М.,
2005. 520 с.
11.Краснухина Е.К. Телесные формы социальной практики // Категории
«материальное» и «телесное» в социальной философии. СПб:
Издательство СПбГУ, 2010. С. 14–22.
12.Куликова Е.В. Восковые фигуры императоров в церемонии апофеоза //
Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 22. С. 37–53.79
13.Мерло-Понти М. Знаки / пер. с фр. И.С. Вдовиной. М.: Искусство, 2001.
429 с.
14.Михель Д.В. Тело в западной культуре. Саратов: Научная книга, 2000. 168
с.
15.Мосс М. Техники тела // Общества. Обмен. Личность: труды по
социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. С. 304–326.
16.Нанси Ж.-Л. Corpus / пер. Е. Петровской, Е. Гальцевой. М.: Ad Marginem,
1999. 255 с.
17.Овидий. Метаморфозы / пер. С. Шервинского. Москва, Харьков: АСТ
Фолио, 2000. 544 с.
18.Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства (фрагменты) //
«Дегуманизация искусства» и другие работы. М: Радуга, 1991. С. 500-518.
19.Плиний Старший. Естествознание: об искусстве / пер. с лат. А.Г.
Тароняна. М.: Ладомир, 1994. 941 с.
20.Полибий. Всеобщая история в сорока книгах / пер. с греч. Ф.Г. Мищенко.
М., 1890.
21.Рыков А.В. «Проблема телесности» в современном западном
искусствознании (П. Фуллер, Д. Каспит, Р. Краусс, И.-А. Буа) //
Мавродинские чтения. СПб., 2004. С. 207–209.
22.Рыков А.В. Современное искусство и эстетика неоконсерватизма.
Лондонская школа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015.
№ 2. С. 80–87.
23.Соколова Л.Ю. Феноменологическая концепция М. Мерло-Понти //
История философии, культура и мировоззрение Мыслители. СПб: СанктПетербургское философское общество, 2000. С. 164–170.
24.Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96
с.
25.Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения: Италия. XIV-XV века.
Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. 504 с.80
26.Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А. Искусство с 1900 года: Модернизм.
Антимодернизм. Постмодернизм. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2015. 816
с.
27.Фрейд З. Жуткое // Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. С.
265–281.
28.Ямпольский М. «Сквозь тусклое стекло»: 20 глав о неопределенности. М.:
Новое литературное обозрение, 2010. 688 с.
29.Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб: Азбука-классика,
2002. 512 с.
30.История тела. В 3 томах. Том 3. Перемена взгляда. XX век / под ред. А.
Корбен, Ж.-Ж. Куртин, Ж. Вигарелло. М.: Новое литературное обозрение,
2016. 464 с.
31.ACCA Melbourn. Sculpture: Berlinde De Bruyckere. Interview at ACCA, We
are all Flesh. , 2012.
32.Alexandrova A. Death in the Image: The Post-Religious Life of Christian
images // Religion: Beyond a Concept / ed. by H. de Vries. New York:
Fordham University Press, 2008. P. 772–789.
33.Alloa E., et al. Berlinde de Bruyckere /ed. by A. Mengoni. New Haven, CT:
Mercatorfonds, 2014. 304 p.
34.Amy M. Universal Resonances: A Conversation with Berlinde de Bruyckere //
Sculpture. 2007. Vol. 26. № 2. P. 34–39.
35.Ballestriero R. Anatomical models and wax Venuses: art masterpieces or
scientific craft works? // Journal of Anatomy. 2010. № 216. P. 223–234.
36.Berlinde De Bruyckere: the Story behind an artwork, in the artist’s own word //
Modern Painters. 2014. Vol. 26. № 10. P. 49.
37.Bozzi N. Berlinde De Bruyckere // Elephant. 2013. № 16. P. 94–103.
38.Bruyckere B.D., Littman B. Philippe Vandenberg. Berlinde De Bruyckere:
Innocence is precisely: never to avoid the worst. Milano: Skira, 2013. 136 p.81
39.Buck C.D. A Dictionary of Selected Synonyms in the Principal Indo-European
Languages: A Contribution to the History of Ideas. Chicago, London:
University of Chicago Press, 1949. 1515 p.
40.Burley I. Berlinde De Bruyckere: Three Sculptures // AnOther. 2012. URL:
http://www.anothermag.com/art-photography/2376/berlinde-de-bruyckerethree-sculptures (accessed 19.05.2018).
41.Coghlan A. In the Flesh // The Monthly. July 2012. URL:
https://www.themonthly.com.au/issue/2012/july/1346119165/alexandracoghlan/flesh (accessed 19.05.2018).
42.Curtis P. et al. The Human Factor: The Figure in Contemporary Sculpture.
London: Hayward Publishing, 2014. 208 p.
43.Davis W. et al. Ephemeral Bodies: Wax Sculpture and the Human Figure/ ed.
by R. Panzanelli. Los Angeles, California: Oxford University Press, 2008. 1st
edition. 336 p.
44.Didi-Huberman G. Wax Flesh, Vicious Circles // Encyclopedia Anatomica: A
Complete Collection of Anatomical Waxes / ed. by M. von During, G. DidiHuberman, M. Poggesi. New York: Taschen, 1999. P. 64–74.
45.Elkins J. On the Strange Place of Religion in Contemporary Art. London, New
York: Routledge, 2004. 136 p.
46.Elkins J. Pictures of the Body: Logic and Affect. 2nd ed. 2012. 323 p.
47.Fluid flesh: the Body, Religion and the Visual Arts / ed. by B. Baert. Leuven
University Press, 2009. 125 p.
48.Foster H. The Return of the Real: The Avant-Garde at the End of the Century.
Cambridge (Mass.), London: The MIT Press, 1996. 328 p.
49.Frank A.W. Bringing Bodies Back in: A Decade Review // Theory, Culture &
Society. 1990. Vol. 7. P. 131–162.
50.Gnyp M. Made in mind: myths and realities of the contemporary artist.
Stockholm: Art and Theory, 2013. P. 43-51.
51.Goffman E. The presentation of self in everyday life. Garden City (NY):
Doubleday & co, 1959. 259 p.82
52.Gombrich E. Art and Illusion: a Study in the Psycology of Pictorial
Representation. 7 ed. London: Phaidon Press, 1984. 315 p.
53.Holmes M. Ex-votos: Materiality, Memory, and Cult // The Idol in the Age of
Art: Objects, Devotions and the Early Modern World. Ashgate Publishing, Ltd.,
2009. P. 159–181.
54.Kapeller H. Featurefilm: Berlinde De Bruyckere. Kunsthaus Bregenz,
Kunstraum Dornbirn // Vimeo. 2015. URL: https://vimeo.com/129078393
(accessed 27.04.2018).
55.Klein E. A Comprehensive Etymological Dictionary of the English Language. :
Elsevier Publishing Company, 1971. 874 p.
56.Koureas G. Art, History and the Senses: 1830 to the Present. Routledge, 2017.
224 p.
57.Kunsthaus Bregenz. Berlinde de Bruyckere. The Embalmer Lecture at KUB //
Youtube. 2015. URL: https://youtu.be/Fg46SbXfP6A (accessed 11.05.2018).
58.Kusek R., Szymański W. An Unlikely Pair: Berlinde De Bruyckere and J.M.
Coetzee // Werkwinkel. 2015. Vol. 10. № 1. P. 13–32.
59.Levi-Strauss M. Dorothea Tanning: Soft Sculptures // American Fabrics and
Fashions. 1976. № 108. P. 68–69.
60.Mason R. Liturgical Discourse of the Holy Sacrifice of the Mass. 1670. P. 127-
128.
61.McAra C. A Surrealist Stratigraphy of Dorothea Tanning’s Chasm. Routledge,
2016. 128 p.
62.Merleau-Ponty M. The Visible and the Invisible / ed. by C. Lefort. Evanston:
Northwestern University Press, 1968. 282 p.
63.Mulvey L. Vusial Pleasure and Narrative Cinema // Film Theory and Criticism:
Introductory Readings / ed. by. L. Braudy, M. Cohen. New York: Oxford UP,
1999. P. 833–844.
64.Murakami K. Berlinde De Bruyckere’s Beloved Corpses // Hyperallergic.
March 24, 2016. URL: https://hyperallergic.com/285598/berlinde-debruyckeres-beloved-corpses/ (accessed 18.05.2018).83
65.Nochlin L. The Body in Pieces. London: Thames & Hudson, 1994. 64 p.
66.O’Reilly S. The Body in Contemporary Art. New York: Thames & Hudson,
2009. 224 p.
67.Parker R., Pollock G. Old mistresses: women, art, and ideology. 1st American
ed. New York: Pantheon Books, 1981. 184 p.
68.Robertson J., McDaniel C. Themes of Contemporary Art: Visual Art after 1980.
4 edition. New York: Oxford University Press, 2016. 464 p.
69.Schlosser J. von. Geschichte der Porträtbildnerei in Wachs: ein Versuch //
Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen des Allerhöchsten Kaiserhauses.
Wien, Leipzig: Tempsky, Freytag, 1911. №29 (3). S. 171-258.
70.Subotnick A., et al. Berlinde de Bruyckere: Schmerzensmann. Göttingen: Steidl
Hauser & Wirth, 2007. 64 p.
71.Szita J. Wax Poetic // Frame. September-October 2013. № 94. P. 220–221.
72.Tanning D. Between Lives: An Artist and Her World. New York: W.W. Norton
& Company, 2001. 378 p.
73.Turner B.S. The body and society. 3rd ed. Padstow, Corwall: TJ International
Ltd, 2008. 285 p