Информационные факторы формирования конфликтогенных этнических стереотипов в России и на постсоветском пространстве
|
Введение
Этнические стереотипы как объект изучения этносоциологии
1.1. Сущность и свойства этнического стереотипа
1.2. Этнические стереотипы в массовой информации
Этнополитические факторы в информационном пространстве
2.1. Информационные воздействия как фактор этнополитической напряженности
2.2. Конфликтогенная роль средств массовой информации в формировании этнополитического сознания
Информационные факторы формирования конфликтогенных этнических стереотипов на примере российских печатных СМИ
3.1. Трансляция событий на Украине в 2014-2015 гг. и их интерпретация в российской центральной прессе
3.2. Формирование в СМИ взаимных агрессивных стереотипов
Заключение
Список литературы
Этнические стереотипы как объект изучения этносоциологии
1.1. Сущность и свойства этнического стереотипа
1.2. Этнические стереотипы в массовой информации
Этнополитические факторы в информационном пространстве
2.1. Информационные воздействия как фактор этнополитической напряженности
2.2. Конфликтогенная роль средств массовой информации в формировании этнополитического сознания
Информационные факторы формирования конфликтогенных этнических стереотипов на примере российских печатных СМИ
3.1. Трансляция событий на Украине в 2014-2015 гг. и их интерпретация в российской центральной прессе
3.2. Формирование в СМИ взаимных агрессивных стереотипов
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Кризис советской национальной политики, распад СССР и усиление центробежных тенденций в России обусловили необходимость выявления причин сложившейся ситуации и поиска новых концепций национальной политики. В 1990-е годы начался новый этап в изучении национальных отношений. Попытки социально-политической и экономической модернизации в условиях центробежных тенденций привели к резкой актуализации национальной тематики, которую можно расценить как своеобразную реакцию на осуществляемые перемены. Одной из серьезнейших проблем современного общества по-прежнему является активизация и политизация межнациональных отношений, обострение межнациональных противоречий и рост числа конфликтов на этнической почве как в России, так и на постсоветском пространстве. Этнический фактор становится основой формирования конфликтности в современном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особенно такой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
После распада Советского Союза особенно актуальным стал вопрос принципиального пересмотра теории и практики национальных отношений как в России, так и на постсоветском пространстве. Именно в это время особенно начало проявляться национальное самосознание, стремление народов, проживающих на территории России, сохранить язык и традиции.
С другой стороны, возросшее количество средств массовой коммуникации, каналов передачи информации, ее источников и потребителей привело к появлению особого информационно-коммуникационного пространства. И параллельно с этим этничность политизируется и в большей мере используется средствами массовой информации (СМИ) или политическими деятелями в качестве инструмента для достижения определенных целей отдельных групп. Особенно это стало характерно для многонациональных регионов. Информационная политика стала направленна на "дегуманизацию" и "демонизацию" этнического противника. Современные СМИ являются одним из главных механизмов формирования этнического сознания, зачастую конструируя искусственную социальную реальность. В зависимости от различной социально-политической ситуации СМИ могут выступать не только в роли посредника в диалоге, но и в роли консолидатора общества, просветителя и т.д. Известно, что в практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, внедряемых в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо положительную, либо отрицательную реакцию на конкретное событие. Ряд исследователей наделяют СМИ полномочиями «четвертой власти», которая в эпоху глобальных информационных технологий (особенно электронных) может стать реальным пространством, реализующим любой общественно-политический процесс. Не стала исключением и область государственной политики в снижении национальной конфликтогенности современного общества.
Рассмотрение вопросов, связанных с формированием в массовом сознании негативных стереотипов этнического характера является важной научно-практической задачей, обусловленной возросшей ролью в жизни современного общества таких явлений, как этничность и средства массовой информации. Приходится констатировать, что не в полной мере определены и изучены факторы воздействия информации на межэтнические предубеждения. В совокупности, эти аргументы обусловили выбор темы, а также постановку целей и задач исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы воздействия информационно-коммуникационных технологий на управление социальными, политическими процессами нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Лишь на рубеже веков появились первые работы этнологов (В. К. Мальковой, В. А.Тишкова), политологов (М.А. Аствацатуровой, М. В. Савва), социальных психологов (А.А. Леонтьева, Е.В. Харитоновой), правозащитников (А.М. Верховского, Л.Н. Макеевой). В современных российских исследованиях средства массовой информации сложился особый пласт работ, который посвящен роли СМИ в отражении этнокультурных, этноконфессиональных, этнополитических процессов. Большинство исследователей, взявших на себя труд изучения распространения ксенофобии в СМИ, акцентировали свое внимание на выявлении печатных изданий, наиболее подверженных недугу национализма и шовинизма; на выяснении средств воздействия на массовое сознание; на определении способов манипулирования общественным мнением, на соответствии содержания тех или иных публикаций действующему законодательству и этическим нормам. Выделение роли СМИ в отражении межэтнических противоречий, а также в диагностике межэтнической напряженности составляет особое направление исследований у В.А. Тишкова, Р.Г. Абдулатипова, Л.М. Дробижевой, В.И. Мукомеля, В.А. Авксентьева. В основу разработки феномена «этнической журналистики» положены фундаментальные труды B.К. Мальковой, которая развивает этнологию средства массовой информации. Исследованию подвергались эффекты внушающего воздействия СМИ в контексте стереотипизирования массового этнического сознания. Выделялись формы внушения: прямые, косвенные, преднамеренные и непреднамеренные (Г.С. Мельник). Находясь в определённой взаимозависимости и, как правило, проистекая друг из друга, данные темы задают конфликтогенную тональность информационных потоков, формируя конфликтогенное стереотипное поле. Существенную роль в развитии этноконфликтологии сыграли разработки научно-исследовательских групп: Центра конфликтологии ИС РАН (рук. Е.И.Степанов); Института социально-политических исследований (рук. В.Н. Иванова); ЦИМО (рук. М.Н. Губогло), Института этнологии и антропологии РАН (В.А.Тишков) которые были объединены в сеть этнополитического мониторинга в рамках международного проекта «Урегулирование этнополитических конфликтов в постсоветских государствах». Большинство исследователей, взявших на себя труд изучения распространения ксенофобии в СМИ, акцентировали свое внимание на выявлении печатных изданий, наиболее подверженных недугу национализма и шовинизма; на определении способов манипулирования общественным мнением, на соответствии содержания тех или иных публикаций действующему законодательству и этическим нормам. Практически все монографии и отдельные статьи содержат те или иные рекомендации, направленные на оптимизацию подачи этнических материалов в СМИ.
Объект исследования – информационные социальные коммуникации как средства формирования этнических стереотипов агрессивного содержания.
Предмет: механизмы и технологии целенаправленного формирования этнополитического массового сознания при помощи СМИ.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении информационных факторов, лежащих в основе формирования конфликтогенных этнических стереотипов в массовом сознании. Достижение данной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
- изучить содержание базовых для исследования теоретических понятий «этнический стереотип», «этническая группа», «этническая идентичность»;
-проанализировать этнические стереотипы в массовой информации;
-проанализировать информационные воздействия как фактор этнополитической напряженности;
-выявить основные формы и методы конструирования и тиражирования стереотипов и образов в прессе; выявить, какими приемами манипулирования располагает пресса для утверждения в общественном сознании конфликтогенных этнических стереотипов;
-доказать конфликтогенную роль средств массовой информации в формировании этнополитического сознания.
Основная гипотеза. Предполагается, что средства массовой информации в России зачастую сознательно неадекватно освещают, конструируют и распространяют в массовом сознании различные формы этничности.
Частная гипотеза состоит в предположении, что существуют определенные информационные приемы, используемые в средствах массовой информации, которые могут выполнять потенциально негативную роль, провоцируя враждебные эмоции, намеренно искажая этнополитические и этнокультурные процессы, тем самым выстраивая конфликтогенное стереотипное поле и формируя определенные этнические стереотипы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и выводы зарубежных и отечественных ученых в области социологии, этнополитических процессов, а также смежных научных дисциплин —конфликтологии и психологии. Теоретическую основу исследования составили: наследие классиков политической науки, этноконфликтологии, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся этническими проблемами современности, в том числе, научные работы по теории этносимволизма и конструктивизма. Для более осмысленного понимания функции и особенностей стереотипов применялась концепция социальной установки. Информационно-коммуникативное пространство с его иформационными факторами воздействия рассматривалось исходя из коммуникативной теории. Кроме того в работе были использованы методологические принципы и подходы: междисциплинарный подход, общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза, использование разнообразных методов сбора и обработки материалов.
При исследовании материалов печатных СМИ использовался обзорный и сплошной методы анализа публикаций, интент-анализ.
Эмпирическую базу исследования составили результаты интент-анализа материалов центральных печатных изданий и Интернет-ресурсов, в которых отражаются стереотипные представления о представителях различного этноса.
Наряду с интент-анализом прессы приведены материалы с экспертными оценками ученых и социологов (на сновании вторичных данных по исследуемой проблематике). Приведенные материалы подвергались внешнему анализу, а именно: изучался контекст документа, его авторство и цель публикации.
Научная апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования были представлены в научных сообщениях на следующих конференциях и конкурсах:
II Международная молодежная мультидисциплинарная научно-практическая конференция «Вклад современных молодых ученых в науку будущего», г. Ростов-на-Дону, 2016; Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Современные тенденции развития науки в молодежной среде», Елец, 16-20 апреля 2016 г.; Труд молодежи в XXI веке: вызовы и возможности. Диалог поколений. Петербургский международный молодежный форум труда — 2017, Санкт-Петербург, 14 марта 2017 г.
Результаты исследований изложены в 7 научных публикациях автора.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются сущность и свойства этнического стереотипа, механизмы его возникновения, приводятся научные подходы к изучению этничности, анализируется проявление этнических стереотипов в массовой информации. Вторая глава посвящена вопросу информационного воздействия на массовое сознание и роли средств массовой информации в формировании этнополитического сознания. В третьей главе описаны процедуры эмпирического исследования и результаты экспертного анализа. В Заключении обобщается теоретический и практический материал, излагаются ключевые выводы диссертационной работы.
После распада Советского Союза особенно актуальным стал вопрос принципиального пересмотра теории и практики национальных отношений как в России, так и на постсоветском пространстве. Именно в это время особенно начало проявляться национальное самосознание, стремление народов, проживающих на территории России, сохранить язык и традиции.
С другой стороны, возросшее количество средств массовой коммуникации, каналов передачи информации, ее источников и потребителей привело к появлению особого информационно-коммуникационного пространства. И параллельно с этим этничность политизируется и в большей мере используется средствами массовой информации (СМИ) или политическими деятелями в качестве инструмента для достижения определенных целей отдельных групп. Особенно это стало характерно для многонациональных регионов. Информационная политика стала направленна на "дегуманизацию" и "демонизацию" этнического противника. Современные СМИ являются одним из главных механизмов формирования этнического сознания, зачастую конструируя искусственную социальную реальность. В зависимости от различной социально-политической ситуации СМИ могут выступать не только в роли посредника в диалоге, но и в роли консолидатора общества, просветителя и т.д. Известно, что в практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, внедряемых в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо положительную, либо отрицательную реакцию на конкретное событие. Ряд исследователей наделяют СМИ полномочиями «четвертой власти», которая в эпоху глобальных информационных технологий (особенно электронных) может стать реальным пространством, реализующим любой общественно-политический процесс. Не стала исключением и область государственной политики в снижении национальной конфликтогенности современного общества.
Рассмотрение вопросов, связанных с формированием в массовом сознании негативных стереотипов этнического характера является важной научно-практической задачей, обусловленной возросшей ролью в жизни современного общества таких явлений, как этничность и средства массовой информации. Приходится констатировать, что не в полной мере определены и изучены факторы воздействия информации на межэтнические предубеждения. В совокупности, эти аргументы обусловили выбор темы, а также постановку целей и задач исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы воздействия информационно-коммуникационных технологий на управление социальными, политическими процессами нашли отражение в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Лишь на рубеже веков появились первые работы этнологов (В. К. Мальковой, В. А.Тишкова), политологов (М.А. Аствацатуровой, М. В. Савва), социальных психологов (А.А. Леонтьева, Е.В. Харитоновой), правозащитников (А.М. Верховского, Л.Н. Макеевой). В современных российских исследованиях средства массовой информации сложился особый пласт работ, который посвящен роли СМИ в отражении этнокультурных, этноконфессиональных, этнополитических процессов. Большинство исследователей, взявших на себя труд изучения распространения ксенофобии в СМИ, акцентировали свое внимание на выявлении печатных изданий, наиболее подверженных недугу национализма и шовинизма; на выяснении средств воздействия на массовое сознание; на определении способов манипулирования общественным мнением, на соответствии содержания тех или иных публикаций действующему законодательству и этическим нормам. Выделение роли СМИ в отражении межэтнических противоречий, а также в диагностике межэтнической напряженности составляет особое направление исследований у В.А. Тишкова, Р.Г. Абдулатипова, Л.М. Дробижевой, В.И. Мукомеля, В.А. Авксентьева. В основу разработки феномена «этнической журналистики» положены фундаментальные труды B.К. Мальковой, которая развивает этнологию средства массовой информации. Исследованию подвергались эффекты внушающего воздействия СМИ в контексте стереотипизирования массового этнического сознания. Выделялись формы внушения: прямые, косвенные, преднамеренные и непреднамеренные (Г.С. Мельник). Находясь в определённой взаимозависимости и, как правило, проистекая друг из друга, данные темы задают конфликтогенную тональность информационных потоков, формируя конфликтогенное стереотипное поле. Существенную роль в развитии этноконфликтологии сыграли разработки научно-исследовательских групп: Центра конфликтологии ИС РАН (рук. Е.И.Степанов); Института социально-политических исследований (рук. В.Н. Иванова); ЦИМО (рук. М.Н. Губогло), Института этнологии и антропологии РАН (В.А.Тишков) которые были объединены в сеть этнополитического мониторинга в рамках международного проекта «Урегулирование этнополитических конфликтов в постсоветских государствах». Большинство исследователей, взявших на себя труд изучения распространения ксенофобии в СМИ, акцентировали свое внимание на выявлении печатных изданий, наиболее подверженных недугу национализма и шовинизма; на определении способов манипулирования общественным мнением, на соответствии содержания тех или иных публикаций действующему законодательству и этическим нормам. Практически все монографии и отдельные статьи содержат те или иные рекомендации, направленные на оптимизацию подачи этнических материалов в СМИ.
Объект исследования – информационные социальные коммуникации как средства формирования этнических стереотипов агрессивного содержания.
Предмет: механизмы и технологии целенаправленного формирования этнополитического массового сознания при помощи СМИ.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении информационных факторов, лежащих в основе формирования конфликтогенных этнических стереотипов в массовом сознании. Достижение данной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
- изучить содержание базовых для исследования теоретических понятий «этнический стереотип», «этническая группа», «этническая идентичность»;
-проанализировать этнические стереотипы в массовой информации;
-проанализировать информационные воздействия как фактор этнополитической напряженности;
-выявить основные формы и методы конструирования и тиражирования стереотипов и образов в прессе; выявить, какими приемами манипулирования располагает пресса для утверждения в общественном сознании конфликтогенных этнических стереотипов;
-доказать конфликтогенную роль средств массовой информации в формировании этнополитического сознания.
Основная гипотеза. Предполагается, что средства массовой информации в России зачастую сознательно неадекватно освещают, конструируют и распространяют в массовом сознании различные формы этничности.
Частная гипотеза состоит в предположении, что существуют определенные информационные приемы, используемые в средствах массовой информации, которые могут выполнять потенциально негативную роль, провоцируя враждебные эмоции, намеренно искажая этнополитические и этнокультурные процессы, тем самым выстраивая конфликтогенное стереотипное поле и формируя определенные этнические стереотипы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи и выводы зарубежных и отечественных ученых в области социологии, этнополитических процессов, а также смежных научных дисциплин —конфликтологии и психологии. Теоретическую основу исследования составили: наследие классиков политической науки, этноконфликтологии, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся этническими проблемами современности, в том числе, научные работы по теории этносимволизма и конструктивизма. Для более осмысленного понимания функции и особенностей стереотипов применялась концепция социальной установки. Информационно-коммуникативное пространство с его иформационными факторами воздействия рассматривалось исходя из коммуникативной теории. Кроме того в работе были использованы методологические принципы и подходы: междисциплинарный подход, общеметодологические методы сравнения, анализа и синтеза, использование разнообразных методов сбора и обработки материалов.
При исследовании материалов печатных СМИ использовался обзорный и сплошной методы анализа публикаций, интент-анализ.
Эмпирическую базу исследования составили результаты интент-анализа материалов центральных печатных изданий и Интернет-ресурсов, в которых отражаются стереотипные представления о представителях различного этноса.
Наряду с интент-анализом прессы приведены материалы с экспертными оценками ученых и социологов (на сновании вторичных данных по исследуемой проблематике). Приведенные материалы подвергались внешнему анализу, а именно: изучался контекст документа, его авторство и цель публикации.
Научная апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования были представлены в научных сообщениях на следующих конференциях и конкурсах:
II Международная молодежная мультидисциплинарная научно-практическая конференция «Вклад современных молодых ученых в науку будущего», г. Ростов-на-Дону, 2016; Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ «Современные тенденции развития науки в молодежной среде», Елец, 16-20 апреля 2016 г.; Труд молодежи в XXI веке: вызовы и возможности. Диалог поколений. Петербургский международный молодежный форум труда — 2017, Санкт-Петербург, 14 марта 2017 г.
Результаты исследований изложены в 7 научных публикациях автора.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются сущность и свойства этнического стереотипа, механизмы его возникновения, приводятся научные подходы к изучению этничности, анализируется проявление этнических стереотипов в массовой информации. Вторая глава посвящена вопросу информационного воздействия на массовое сознание и роли средств массовой информации в формировании этнополитического сознания. В третьей главе описаны процедуры эмпирического исследования и результаты экспертного анализа. В Заключении обобщается теоретический и практический материал, излагаются ключевые выводы диссертационной работы.
Проблема освещения этничности в средствах массовой информации - одна из актуальных и острых для современной полиэтничной России. В диссертации показано, что этот вопрос привлекает внимание специалистов многих направлений именно в связи с тем, что связан с современными политическим процессами, где этничность играет огромную роль. Это связано с тем, что при помощи СМИ политические элиты научились управлять состоянием массового сознания в своих интересах. Вполне закономерно, что наука не может игнорировать эти процессы, которые оказались в центре внимания диссертации.
В работе рассмотрены ключевые парадигмы этнической социологии. Обозначены теоретико-методологические, методические основы исследуемой проблемы. В качестве инструментария для изучения связи тиражируемых СМИ этнических стереотипов с характером межнационального взаимодействия был использован интент-анализ прессы конфликтующих сторон.
Проведенные эмпирические исследования показывают, что деятельность российских СМИ, касающаяся этнических аспектов жизни не ограничивается только фиксацией фактов и событий. СМИ способны оказывать серьезное воздействие на массовое сознание и ориентирует его в сфере межэтнического взаимодействия к проявлению неуважения к представителям отдельных национальностей, усилению межэтнической напряженности в обществе, распространению у населения ксенофобских взглядов и установок. Был использован методологический подход к диагностике конфликтогенности этнически окрашиваемых материалов исходя из основных структурных элементов печатных текстов. Были рассмотрены на конкретных примерах приемы, формы и методы конструирования этнических образов и стереотипов в центральной прессе (через этническую лексику, создание этнических образов и стереотипов, через конструирование этнических идеологем и мифологем). В результате выполнения этой задачи была проверена основная гипотеза исследования, которая подтвердилась - на основании анализа печатных изданий зафиксирован конфликтогенный потенциал исследуемых информационных материалов.
В диссертации было уделено внимание научно-прикладным аспектам изучения проблемы освещения этнических аспектов в СМИ. Анализ литературы по теме исследования позволяет определить важную роль этносоциологических научных исследований с целью корректировки поведения СМИ при освещении этничности. Обзор исследований показал, что большинство авторов, работающих в русле заявленной темы, подчёркивают, что современное информационное поле работает скорее как стрессогенный, конфликтогенный фактор.
В большинстве своем средства массовой информации должны содействовать мирному решению конфликта, а не раздувать предубеждения, обостряющие конфликт. На деле нередко СМИ пишут в первую очередь о негативных аспектах, причем зачастую делая это сознательно, поскольку такой подход пользуется спросом. Это провоцирует в обществе разжигание национальных конфликтов путем укрепления в массовом сознании конфликтогенных этнических стереотипов. СМИ используют различные приемы для передачи в массовое сознание информации. Среди них – не только убеждение или внушение (с помощью эмоций, насмешек, штампов, ярлыков), но и создание и распространение негативных образов представителей нерусской национальности, конструирование идей и мифов, разделяющих население на «своих» и «чужих» и психологически дистанцирующих эти группы друг от друга прежде всего по национальному признаку.
На сегодняшний день отсутствует система эффективного мониторинга СМИ с целью выявления и предупреждения распространения материалов, отрицательно влияющих на межэтнические отношения. Анализ многочисленных материалов показывает, что характер освещения межнациональных отношений не был достаточно взвешенным и во многом зависел от настроения коммуникатора, его политических ориентаций, умения разобраться в обстановке. Такой подход, очевидно, не способствовал стабилизации межнациональных отношений, а скорее, являлся конфликтогенным фактором.
Процессы, которые зарождаются в сознании современных россиян, проявляются в виде апатии, социально-политического безразличия, агрессии, ксенофобии. Необходимо выявлять закономерности и сущностные черты этнополитического сознания, чтобы адекватно понять глубинные процессы, протекающие в современном обществе. Для того, чтобы влияние этнических и национальных факторов в сознании россиян было только положительным, необходимо регулировать и контролировать процессы межэтнического социального взаимодействия и общения. Ведущую роль в этом процессе должны взять на себя информационные ресурсы и технологии, свободные от конфликтогенных этнических установок и ксенофобии. Разнообразная этническая структура требует особых подходов к коммуникации.
Основной задачей государственной информационной политики должно стать формирование объективного взгляд СМИ на ход общественных событий. На эти вопросы указывает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 [42]. Отдельным пунктом документа отражена деятельность средств массовой информации по укреплению межнационального согласия и грамотному информированию о происходящих в стране межнациональных конфликтах .
Именно правильно и своевременно проводимая национальная политика на государственном уровне будет способствовать повышению внимания к вопросам межнационального взаимодействия и созданию условий изучения данного вопроса органами власти на всех уровнях.
В работе рассмотрены ключевые парадигмы этнической социологии. Обозначены теоретико-методологические, методические основы исследуемой проблемы. В качестве инструментария для изучения связи тиражируемых СМИ этнических стереотипов с характером межнационального взаимодействия был использован интент-анализ прессы конфликтующих сторон.
Проведенные эмпирические исследования показывают, что деятельность российских СМИ, касающаяся этнических аспектов жизни не ограничивается только фиксацией фактов и событий. СМИ способны оказывать серьезное воздействие на массовое сознание и ориентирует его в сфере межэтнического взаимодействия к проявлению неуважения к представителям отдельных национальностей, усилению межэтнической напряженности в обществе, распространению у населения ксенофобских взглядов и установок. Был использован методологический подход к диагностике конфликтогенности этнически окрашиваемых материалов исходя из основных структурных элементов печатных текстов. Были рассмотрены на конкретных примерах приемы, формы и методы конструирования этнических образов и стереотипов в центральной прессе (через этническую лексику, создание этнических образов и стереотипов, через конструирование этнических идеологем и мифологем). В результате выполнения этой задачи была проверена основная гипотеза исследования, которая подтвердилась - на основании анализа печатных изданий зафиксирован конфликтогенный потенциал исследуемых информационных материалов.
В диссертации было уделено внимание научно-прикладным аспектам изучения проблемы освещения этнических аспектов в СМИ. Анализ литературы по теме исследования позволяет определить важную роль этносоциологических научных исследований с целью корректировки поведения СМИ при освещении этничности. Обзор исследований показал, что большинство авторов, работающих в русле заявленной темы, подчёркивают, что современное информационное поле работает скорее как стрессогенный, конфликтогенный фактор.
В большинстве своем средства массовой информации должны содействовать мирному решению конфликта, а не раздувать предубеждения, обостряющие конфликт. На деле нередко СМИ пишут в первую очередь о негативных аспектах, причем зачастую делая это сознательно, поскольку такой подход пользуется спросом. Это провоцирует в обществе разжигание национальных конфликтов путем укрепления в массовом сознании конфликтогенных этнических стереотипов. СМИ используют различные приемы для передачи в массовое сознание информации. Среди них – не только убеждение или внушение (с помощью эмоций, насмешек, штампов, ярлыков), но и создание и распространение негативных образов представителей нерусской национальности, конструирование идей и мифов, разделяющих население на «своих» и «чужих» и психологически дистанцирующих эти группы друг от друга прежде всего по национальному признаку.
На сегодняшний день отсутствует система эффективного мониторинга СМИ с целью выявления и предупреждения распространения материалов, отрицательно влияющих на межэтнические отношения. Анализ многочисленных материалов показывает, что характер освещения межнациональных отношений не был достаточно взвешенным и во многом зависел от настроения коммуникатора, его политических ориентаций, умения разобраться в обстановке. Такой подход, очевидно, не способствовал стабилизации межнациональных отношений, а скорее, являлся конфликтогенным фактором.
Процессы, которые зарождаются в сознании современных россиян, проявляются в виде апатии, социально-политического безразличия, агрессии, ксенофобии. Необходимо выявлять закономерности и сущностные черты этнополитического сознания, чтобы адекватно понять глубинные процессы, протекающие в современном обществе. Для того, чтобы влияние этнических и национальных факторов в сознании россиян было только положительным, необходимо регулировать и контролировать процессы межэтнического социального взаимодействия и общения. Ведущую роль в этом процессе должны взять на себя информационные ресурсы и технологии, свободные от конфликтогенных этнических установок и ксенофобии. Разнообразная этническая структура требует особых подходов к коммуникации.
Основной задачей государственной информационной политики должно стать формирование объективного взгляд СМИ на ход общественных событий. На эти вопросы указывает Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 [42]. Отдельным пунктом документа отражена деятельность средств массовой информации по укреплению межнационального согласия и грамотному информированию о происходящих в стране межнациональных конфликтах .
Именно правильно и своевременно проводимая национальная политика на государственном уровне будет способствовать повышению внимания к вопросам межнационального взаимодействия и созданию условий изучения данного вопроса органами власти на всех уровнях.
Подобные работы
- Роль средств массовой информации в урегулировании этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве (на примере Украины)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Роль средств массовой информации в урегулировании этнополитических
конфликтов на постсоветском пространстве (на примере Украины)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В РОССИИ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Влияние event-журналистики на формирование культурного облика мегаполиса (на примере Москвы и Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (23.00.02 )
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005



