ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСИКЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ .............................................................................9
1.1 Сущность понятия качества образовательных услуг ..........................................9
1.2 Факторы, влияющие на оценку качества обучения в ВУЗе.............................. 13
1.3 Методы оценки качества обучения в ВУЗе .................................................... 17
1.3.1 Лицензирование учебного заведения.............................................................. 18
1.3.2 Аттестация учебного заведения ...................................................................... 19
1.3.3 Управление качеством обучения..................................................................... 20
1.3.4 Анализ качества обучения ............................................................................... 21
1.4 Пути повышения качества обучения в ВУЗе..................................................... 23
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ..................... 26
ФГБОУ ВО КЕМТИПП ............................................................................................... 26
2.1 История КемТИПП ............................................................................................. 26
2.2 Организационная структура КемТИПП............................................................. 30
2.3 Деятельность ФГБОУ КемТИПП....................................................................... 35
2.4 Маркетинговая деятельность ФГБОУ КемТИПП ............................................. 38
2.5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности.............................................. 45
3 ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ФГБОУ ВО КЕМТИПП ........... 53
3.1 Оценка и анализ качества обучения................................................................... 53
3.2 Рекомендации повышения качества обучения .................................................. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................................ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А ........................................................................................................ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б......................................................................................................... 78
В сфере высшего образования качество результатов образовательной
деятельности определяется качеством знаний, умений и навыков выпускников
вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности
согласно ISO 9000 - 2011. Хорошее качество результатов может быть достигнуто
только при высоком качестве образовательного процесса, которое определяется, с
одной стороны, его содержанием, а с другой – его обеспеченностью материальнотехническими, информационными и кадровыми ресурсами.
Учебный процесс в высшем учебном заведении, как и в любой другой
педагогической системе, протекает в условиях совместной деятельности студентов
и преподавателей. В учебном процессе студент выступает не как пассивный объект
педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний, но,
прежде всего, как субъект познавательной деятельности, который своей
активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятельности.
Определение удовлетворенности потребителей знаний (студентов) по различным
аспектам деятельности вуза особенно важно, поскольку позволяет выявить слабые
стороны организации, требующие улучшения в первую очередь, и
целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.
Вопреки всему происходит, каждодневный процесс, развития всех сфер
человеческой жизни общества: духовной, социальной, политической,
экономической. На пути человека постоянно возникают множество глобальных
вопросов, которые мешают прогрессу человечества. И для их решения в первую
очередь необходимо совершенствоваться человеку. Большую роль для самого
человека и для развития его страны, занимает, образование в современном мире.
Для сегодняшней жизни мало просто получить высшее образование или иное
обучение. Так же важно, грамотно использовать полученные знания на практике,
т.е. в жизни. Человек должен приносить свой вклад в общественное и
экономическое развитие. Развитие общества во многом зависит от развития
образования. Из этого следует, что очень важным фактором образования можно
считать, качество обучения. Качество обучения – это достижение обязательного уровня знаний, которое
позволяет выразить свои мысли, идеи. Оно формирует навыки и умение приходить
от сложного к простому решению.
Качество обучения является важным показателем для человека,
получающего образование, поэтому проблема оценки качества обучения в высшем
учебном заведении является актуальной в настоящее время.
Цель исследования – оценка качества обучения в Кемеровском
технологическом институте пищевой промышленности(университет).
Объектом исследования является ФГБОУ Кемеровский технологический
институт пищевой промышленности (университет).
Предмет исследования – процесс обучения студентов в ВУЗе.
Задачами исследования являются:
рассмотрение теоретических аспектов управления оценки качества
обучения;
рассмотрение структуры вуза;
анализ финансово-хозяйственной деятельности;
оценка качества обучения студентами;
дать рекомендации по повышению качества обучения.
С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем
информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро
устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что в
обучении, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение
материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным
требованиям.
Значит, выступает проблема в формировании таких качеств мышления,
которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно
возобновляющуюся информацию, различие таких способностей, которые,
сохранивших и после завершения образования, обеспечивали человеку
возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении,
которые могли научить студентов учиться, то есть самостоятельно находить и
усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом
проб и ошибок усваивается лучше.
Активные методы обучения создают условия для формирования и
закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов ВУЗа. Они
оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей
профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями,
необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные
умения и навыки, так как для практики необходима теория, а для теории практика.
Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе
обучения способствуют преодолению стереотипов в обучении, в выработке новых
подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей
студентов.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Оценка качества обучения
студентами в ВУЗе (на примере ФГБОУ ВО КемТИПП (университет))» Подтема:
«Изучение мнений студентов ФГБОУ ВО КемТИПП (университет) направления
«маркетинг» о качестве обучения в ВУЗе» состоит из введения, теоретической части, организационно-экономической, аналитической и заключения.
Во введении отражена актуальность, цели, объект и задачи данного
исследования.
В теоретической части представлены основные аспекты оценки качества
обучения в ВУЗе.
Во второй главе представлена организационно-экономические
характеристики и финансовое состояние ФГБОУ ВО КемТИПП за 2012-2014 г. По
результатам анализа сформулированы следующие выводы, что в 2014 году доходы
увеличились по сравнению с предыдущими годами. Это произошло, в основном, за
счёт увеличения прочих доходов и доходов будущих периодов. Степень изменения
расходов незначительная. В период 2013-2014 гг. расходы сократились лишь на
2%.
Третья глава посвящена оценке качества обучения студентов направления
«Маркетинг». Из результатов видно, что чем больше профильных предметов в
общем курсе обучения, тем интересней учиться самим студентам.
По результатам анализа, можно сделать вывод о том, что оценка качества
обучения зависит от соотношения профильных и не профильных дисциплин в
учебном процессе, о чем свидетельствует динамика баллов. Можно сказать, что
чем больше профильных предметов в общем курсе обучения, тем интересней
учиться самим студентам.
Также необходимо отметить, что оценка качества обучения студентами -
важная часть системы внутренней оценки качества образовательного процесса в
вузе. Она позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в разные
периоды обучения и является эффективным средством повышения качества
подготовки выпускников и, следовательно, качества образования в вузе в целом.
Агарков, А. П. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие для студ.
вузов, обуч. по спец. "Менеджмент организации" / А. П. Агарков. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2010. - 228 с.
2. Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б.
Протасьев. - 2-e изд., перераб. и доп. – [М., 2011]// Электронно-библиотечная
система «Инфра-М». URL: http://www.znanium.com/
3. Герасимов, Б. Н. Управление качеством: Учебное пособие / Б.Н.
Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-[М., 2011]//
Электронно-библиотечная система «Инфра-М». URL: http://www.znanium.com/
4. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции .- 2-е изд.,
перераб. и доп.- М.: РИА Стандарты и качество, 2010.- 424с.
5. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные
положения и словарь. – Введ. 2013-01 -01.-М.: Стандартинформ, - 2012.
6. Колесников, А. Качество обучения: главное – удовлетворить
потребителя/ А. Колесников// Стандарты и качество, 2011. - №12. – С. 82-85.
7. Палин, А.В. Кемеровский технологический институт пищевой
промышленности: 1972-2012/ авт.-сост.: А.В. Палин, О.С. Красильникова, Т.А.
Реховская и др. – Кемерово, 2012. – 235 с.
8. Фомин, Н.В. Концептуальное обоснование категории «качество
образования»// Н.В. Фомин/ Качество Инновации Образование, 2011. – №5. – С. 11-
14.
9. История КемТИПП [электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.kemtipp.ru/show.php?f=depart/intro-new.
10. Клочков, А.Я. Обеспечение качества образовательных услуг
[электронный ресурс]/ А.Я. Клочков. – Режим доступа: http://expertedu.ru/sbornik/articles_doc/Klochkov.doc).
11. Гапонюк П.Н. Государственные программы как инструмент управления
качеством подготовки специалистов в высшей школе // Образование и наука. –
2011. - №6. – С. 3-12