Оглавление
Глава I. Теоретические основы изучения речевых характеристик персонажей повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» 8
1.1. Художественный текст как объект изучения 8
1.1.1.Художественный текст в иностранной аудитории 15
1.2. Языковая личность персонажа художественного произведения 17
1.2.1. Художественный образ и языковая личность 21
1.2.2. Языковая личность и национальный характер 25
1. 3. Анализ речи героя художественного произведения как средство речевой характеристики 27
1. 3. 1. Теория речевых жанров и речевых стратегий 29
1.4.Контекстуальные средства характеристики речи героев 34
1.5.Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» 39
Выводы 41
Глава II. Социально-речевые характеристики героев повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» 44
2.1. Алгоритм анализа социально-речевой характеристики персонажей повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» 44
2.2. Социально-речевая характеристика речи старшины Федота Васкова 45
2.2.1.Сводная характеристика коммуникативных средств, используемых для описания речи старшины Федота Васкова 65
2.3. Социально-речевая характеристика речи Риты Осяниной 82
2.3.1.Сводная характеристика коммуникативных средств, используемых для описания речи Риты Осяниной 91
2.4. Социально-речевая характеристика речи Жени Комельковой 96
2.4.1.Сводная характеристика коммуникативных средств, используемых для описания речи Жени Комельковой 101
2.5. Социально-речевая характеристика речи Гали Четвертак 105
2.5.1.Сводная характеристика коммуникативных средств, используемых для описания речи Гали Четвертак 109
2.6. Социально-речевая характеристика речи Лизы Бричкиной 111
2.6.1.Сводная характеристика коммуникативных средств, используемых для описания речи Лизы Бричкиной 115
2.7. Социально-речевая характеристика речи Сони Гурвич 117
2.7.1.Сводная характеристика коммуникативных средств, используемых для описания речи Сони Гурвич 120
2.8.Сравнительная социально-речевая характеристика персонажей повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» 122
Выводы 128
Заключение 130
Список литературы 132
Приложение 139
Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие» в настоящее время очень востребована у разных категорий читателей как в России, так и в Китае. В Китае художественные фильмы и спектакли с одноименным названием по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» (2002 г., 2008 г., 2015 г.) пользуются большой популярностью среди представителей как старшего поколения, так и молодых людей. Именно поэтому обращение к исследованию языка данного произведения интересно и важно. Через анализ речевых средств, используемых героями в разных ситуациях, описанных в тексте повести, можно выявить особенности характера героев, особенности речевого поведения в простых и очень сложных ситуациях во время войны, а также национальные особенности речевого поведения. Речь персонажа - компонент художественной системы текста, она отражает позицию автора. Сейчас многие исследования в области прагмалингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики посвящены анализу речевых характеристик человека, способам речевого взаимодействия, исследованию особенностей речи, позволяющих дать характеристику личности, определить его статус, возраст, особенности характера.
Актуальность разработки заявленной темы обусловлена тем, что в настоящее время появилась необходимость исследовать речевое поведение персонажей произведений художественной литературы с разных точек зрения (языковые особенности и речевые стратегии и тактики, обусловленность ситуацией и др.) на материале повести, значимой для духовного развития людей как в России, так и в Китае.
В настоящее время нет работ, посвященных такому анализу. Комплексное исследование речевых характеристик персонажей произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие» проводится впервые. В этом заключается новизна работы.
Объектом нашего исследования является речь героев (прямая и косвенная речь) повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», а также контекстуальные средства характеристики речи героев.
Предмет исследования – средства создания речевой характеристики героев повести Б. Васильева: лексические средства, синтаксические средства, речевые стратегии и тактики речевого поведения (в диалогах), особенности построения монолога (в развернутых монологических репликах).
Цель настоящей диссертации - описать социально-речевые характеристики персонажей повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать теоретическую базу исследования.
2. Выявить и описать речевые стратегии и тактики речевого поведения каждого героя повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
3. Выявить и описать лексические средства, характерные для речи каждого героя повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
4. Выявить и описать синтаксические средства, характерные для речи каждого героя повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
5. Проанализировать контекстуальные средства характеристики речевого поведения каждого из героев повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
6. Дать социально-речевую характеристику каждому герою соответственно его речевому поведению.
7. Сравнить социально-речевые характеристики героев повести.
Основными методами при сборе материала являются метод направленной выборки, статистический метод.
При анализе единиц исследования используется метод количественной обработки данных, метод дискурс-анализа, метод контекстуального анализа, метод лингвостилистического анализа, в ходе анализа и интерпретации результатов исследования применяется описательный метод.
Материалом для исследования послужило художественное произведение –повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Гипотеза нашего исследования: главные герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» обладают индивидуальной социально-речевой характеристикой, в которой отражаются особенности личности каждого из них: возрастные и гендерные характеристики, социальное происхождение и социальное положение, психологические особенности, черты характера, влияющие на их позицию в коллективе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Главные герои повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» участвуют в различных диалогах. Количество и содержание данных диалогов обусловлены не только ситуацией действительности и общения, но и социально-статусными и личностными особенностями персонажей.
2. Каждому из героев повести свойственны определенные речевые стратегии и тактики, реализуемые в диалогах. При этом личность персонажа характеризуют преобладание тех или иных стратегий и тактик в речи, а также определенная стереотипность их проявления в тех или иных ситуациях.
3. Социально-речевая характеристика личности персонажа выявляется на основе анализа языковых средств реализации тактических шагов в речи героев. Основой для характеристики прежде всего является анализ лексических единиц, синтаксических конструкций с точки зрения их стилевой принадлежности и особенностей функционирования в тексте.
4. При исследовании речевого образа героя важным является учет контекстуальных средств характеристики речи – ремарок, при помощи которых автор дает свою характеристику психологическому состоянию, мыслям героя, действиям во время речевого акта.
5. Систематизация средств, реализующих речевое поведение персонажей в повести Б. Васильева, способствует достоверному раскрытию образа каждого героя повести, а также смыслового содержания произведения, что представляется исключительно важным в условиях возрастания интереса российских и китайских граждан к теме Великой Отечественной войны и, в частности, к произведениям Б. Васильева.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем на основе уже имеющихся теоретических исследований будет разработана система анализа речевой характеристики героев произведения Б.Васильева «А зори здесь тихие» с использованием лингвопрагматического потенциала художественного текста. Исследование комплексного функционирования всех речевых средств, составляющих речевые партии персонажей в художественном дискурсе, позволяет более детально изучить роль персонажа на всём пространстве художественного дискурса конкретного писателя и вносит вклад в изучение художественного дискурса в целом.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее положений при чтении лекций по стилистике, интерпретации художественного текста, по вопросам особенностей речевого поведения и в переводческой практике.
Данная работа посвящена анализу социально-речевой характеристики персонажей повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Теоретической основой исследования послужили научные труды российских ученых, посвященные проблемам изучения языковой личности, речевых жанров, коммуникативных стратегий, тактик, а также анализа речи персонажей в художественных произведениях.
Во второй главе данной работы проведен анализ речи каждого героя повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» с трех позиций:
1. Анализ коммуникативных стратегий и тактик речи каждого героя.
2.Анализ контекстуальных средств, характеризующие речь каждого героя.
3. Анализ языковых средств, характеризующих речь каждого героя.
Данный анализ дал возможность понять, как претворяется замысел автора в создании характеров героев через средства социально-речевой характеристики.
Мы проанализировали 176 диалогов в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Наиболее активным участником общения в произведении является старшина Васков, меньше всех в диалогах участвует Галя Четвертак.
В данном исследовании определены стратегии и тактики, используемые каждым из персонажей для достижения своей коммуникативной цели в определенных ситуациях и наиболее характерные для каждого из них. Так, в речи старшины Васкова наиболее частотны стратегии и тактики приказа, разъяснения, выражения заботы и запрос информации, в речи Риты Осяниной – уточнение, выражение информации и предложение, в речи Жени Комельковой – выражение информации, запрос уточнения и выражение подтверждения, в речи Лизы Бричкиной – ответ-выражение информации, уточнение, разъяснение, в речи Сони Гурвич – выражение информации, выражение подтверждения и выражение согласия, в речи Гали Четвертак запрос совета, просьба о помощи и выражение информации.
Синтаксическое построение речи, лексический состав словаря героев повести выявляет их социальный статус, особенности их характера и личности.
В зависимости от того, какие лексические единицы: военная лексика, литературная лексика, разговорная лексика, просторечная лексика, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, устаревшая лексика - преобладают в речи героя, определяется его языковой портрет. Контекстуальная характеристика речи также служит для создания полноценной картины личности персонажа. Все языковые средства характеристики речи позволяют правильно оценить социальные образы персонажей.
Интересным является сопоставление речевых характеристик персонажей, выявляющее разницу в их возрасте, статусе внутри отряда, социальном происхождении и положении. Сопоставление речевых характеристик показывает и особенности личности, характера каждого бойца.
1. Аверьянова Е.А. Художественный текст в иностранной аудитории: лингвокультурологический подход.// Русский язык и литература в современном гуманитарном образовательном пространстве: матер. докладов и сообщений XV междунар. науч. –метод. конф.-СПб.:СПГУТД, 2010. — С.331-333.
2. Аннинский Л. Их кровью // Искусство кино,1973.- № 1. - С. 22 - 33.
3. Арутюнова, Н. Д. Стратегия и тактика речевого поведения Текст. / Н. Д. Арутюнова // Прагматические аспекты изучения предложения и текста. Киев: Науч. книга, 1983. - С. 37-56.
4. Атватер И.Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1987. — 110 с.
5. Ахметова Г. Д. Языковое пространство художественного текста. М.: Наука, 2010. - 244с.
6. Баранов А.Н., Добровольский Д.О Постулаты когнитивной семантики// Известия АН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. №1. — С.11-21.
7. Бартковская А., Нравственная сила добра. О творчестве Б.Васильева .- Литература в школе, 1974, №1, — С. 11.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 424 с.
9. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. — М.: Худ. лит-ра, 1986. — С. 441.
10. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. М.,1997. — 256с.
11. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.,1987. — С.88-125.
12. Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. -Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. — 175с.
13. Богин Г. И. Концепция языковой личности. Автореф. дисс. д. филол. наук. – Москва.: Наука, 1982. — 36 с.
14. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. Рязань: Изд-во Рязан. пед. ин-та, 1982.-86 с.
15. Бровман Г. Литература великого подвига. - М.,1980.- С. 303 - 308.
16. Васильев Б. Л. Завтра была война. А зори здесь тихие...: Повести.—М.: Политиздат, 1991.— 349 с.
17. Васильева А.Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. Учебное пособие. —М.: Рус.яз., 1983. —256 с.
18. Верещагин Е.М, Костомаров В.Г.. «Язык и культура». - М.:Индрик,1990. — 246с.
... Всего источников – 73.