ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ВОПРОСАМ
АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ…............................................................8
1.1 Роль, сущность и значение прибыли в рыночной экономике.........................8
1.2 Виды прибыли.....................................................................................................9
1.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия..........................................13
1.4 Анализ распределения и использования прибыли.........................................20
1.5 Резервы увеличения прибыли на предприятии...............................................23
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО
«КРАСНОГОРСКОЕ»...................................................................................26
2.1 Общие сведения о компании............................................................................26
2.2 Правовой статус и структура компании..........................................................27
2.3 Ассортимент продукции компании.................................................................32
2.4 Анализ основных технико-экономических показателей производственнохозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия........38
3 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ ООО «КРАСНОГОРСКОЕ»
И ПУТИ ИХ УВЕЛИЧЕНИЯ………...................................................................47
3.1 Значение и задачи анализа прибыли предприятия.........................................47
3.2 Анализ динамики показателей прибыли и рентабельности..........................48
3.3 Анализ влияния факторов на прибыль предприятия.....................................53
3.4 Анализ результатов от прочих видов деятельности предприятия...............63
3.5 Факторный анализ рентабельности продаж...................................................67
3.6 Механизм распределения прибыли предприятия..........................................71
3.7 Рекомендации по увеличению прибыли предприятия..................................72ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................85
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................88
Прибыль - это денежное выражение накоплений, создаваемых
предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она
характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности
предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает
эффективность производства, объем и качество произведенной продукции,
состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем,
прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого
расчета, интенсификации производства. Это один из основных финансовых
показателей плана и оценки хозяйственной деятельности организации, за счет
которого осуществляется финансирование мероприятий по научнотехническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда
оплаты труда. Прибыль является не только источником обеспечения
внутрихозяйственных потребностей предприятий, она определяет все большее
значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и
благотворительных фондов.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия
представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на
производство и продажу продукции с учетом убытков от различных
хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате
взаимодействия многих компонентов, как с положительными, так и с
отрицательными знаками. Основной источник доходов предприятий - выручка
от продажи продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом
материальных, трудовых, денежных затрат на производство и реализацию,
продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта -
получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строго
режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их
использования. Заинтересованность предприятий в производстве и продаже
качественной, пользующейся спросом на рынке продукции отражается навеличине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой
зависимости от объема реализации этой продукции.
Наряду с изучением показателей прибыли, анализ показателей рентабельности
является также важным элементом в системе управления производством,
действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой
разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений
и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности
функционирования предприятия.
Целью работы является анализ показателей прибыли предприятия по
производству и продаже питьевой бутилированной и минеральной воды в г.
Кемерово - ООО «Красногорское» и определение возможных путей ее
повышения. Это современный завод, где используется высокотехнологичное
американское оборудование «STEELHEAD, INC» (США) и ультрасовременная
технология, которые позволяет очищать воду на молекулярном уровне без
использования химических реагентов.
Из поставленной цели вытекает ряд задач, требующих решения:
- изучить теорию и методику анализа прибыли предприятия;
- ознакомиться с деятельностью предприятия и проанализировать его основные
экономические показатели деятельности;
- провести детальный анализ показателей прибыли;
- выявить факторы, определяющие размер прибыли;
- разработать пути увеличения прибыли предприятия.
При написании выпускной квалификационной работы были
использованы научные труды в области теории и практики экономического
предприятия, таких специалистов как Донцова Л. В., Никифорова Н.А.,
Савицкая Г.В., Ковалев В.В., Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. и др., а также
бухгалтерская финансовая отчетность и другие документы ООО
«Красногорское».
В данной работе проведён детальный анализ прибыли и рентабельности
предприятия по производству и продаже питьевой бутилированной и
минеральной воды в г. Кемерово – ООО «Красногорское» и разработаны
предложения по улучшению данных показателей.
В первой главе работы рассмотрена экономическая сущность прибыли и ее роль в
деятельности предприятия, показано ее значение в современных условиях,
перечислены цели и задачи анализа, приведена методика анализа, и обоснование
путей ее увеличения.
Во второй части работы дана организационно-экономическая характеристика
ООО «Красногорское», а также проведен анализ основных техникоэкономических показателей его производственно-хозяйственной деятельности и
финансового состояния за период с 2013 по 2015 годы. За три года объем выпуска
продукции на предприятии сократился в натуральном выражении, что было
обусловлено потерей части рынков сбыта продукции вследствие высокой
конкуренции, снижением ее конкурентоспособности, ухудшением условий
выполнения договорных обязательств. Соответственно и объем реализованной
продукции в денежном выражении сокращается, несмотря на постоянное
повышение цен на продукцию.
Отрицательная динамика прибыли от продаж за три года объясняется более
быстрыми темпами снижения выручки от продажи продукции (84%) по
сравнению с темпами снижения себестоимости продукции (95,3%). Хотя в
течение всего периода производство продукции и является рентабельным, однако
значение этого показателя уменьшается с каждым годом, причиной чего является
снижение прибыли от продаж. В связи с этим, одной из главных задач для
руководства предприятия является снижение затрат на производство и
реализацию продукции. Кроме этого заводу необходимо активизировать
маркетинговую деятельность, что позволит повысить спрос на его продукцию, а,
следовательно, и объемы продаж.В целом можно сказать, что предприятие занимает довольно большую долю на
рынке, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией
других предприятий. Ориентируясь на работу с постоянными клиентами, завод
наладил прочные коммерческие связи, что позволяет в настоящее время избегать
лишних затрат на маркетинговую деятельность. Между тем, для дальнейшего
развития предприятия существенное значение имеет снижение себестоимости
выпускаемой продукции, увеличение производительности труда, прибыли и
повышение рентабельности производства за счет освоения выпуска новых видов
продукции, чего невозможно достичь без использования его кадрового потенциала,
повышения эффективности системы управления персоналом и стимулирования
производительности работы коллектива.
В специальной части работы изучены динамика и структура прибыли, влияние
факторов на нее, рассмотрены показатели рентабельности предприятия.
ООО «Красногорское» является прибыльным на протяжении всего
анализируемого периода, однако величина прибыли устойчиво снижается.
Основной причиной этого является падение выручки от продаж, вызванное
резким сокращением объемов выпускаемой продукции. Кроме этого снижение
прибыли предприятия было вызвано такими факторами, как:
- рост доли себестоимости в выручке от продаж;
- увеличение расходов от прочей деятельности предприятия за счет больших
сумм убытков от списания дебиторской задолженности и оплачиваемых штрафов,
пени, санкций за нарушение договоров с партнерами.
В результате чистая прибыль завода за три года уменьшилась на 1813 тыс. руб.
Главной задачей руководства в настоящее время должно стать устранение
выявленных вышеперечисленных факторов, из-за которых происходит снижение
чистой прибыли предприятия.
В целях увеличения прибыли от основной деятельности ООО «Красногорское»
предлагается ряд мер:
1. Увеличение объема производства продукции за счет обогащения ее
витаминами и микроэлементами. Данное мероприятие предполагаетпроизводство витаминизированной воды под названием «Вторая жизнь».
Витаминная смесь, состоящая из 5 важнейших витаминов – В1, В3, В6, РР, С
обладает ярко выраженным эффектом укрепления организма. Этот лечебнопрофилактический напиток, позволит приобрести новых потребителей
среди людей, заботящихся о здоровье, организовать регулярные поставки
напитков в спортивные клубы, школьные, лечебные, санаторно-курортные
учреждения, предприятия с вредным производством.
2. Использование стратегии интегрированных маркетинговых
коммуникаций с целью увеличения объема продаж питьевой воды. Это
мероприятие предполагает активизировать рекламную деятельность ООО
«Красногорское» путем масштабного охвата потенциальной аудитории
покупателей. Эффективная сбытовая политика предприятия немыслима сегодня
без проработанной коммуникационной политики.
3. Сокращение прочих расходов за счет улучшения организации работы с
дебиторами и своевременного выполнения обязательств перед партнерами.
Предотвратить списание на внереализационные расходы непогашенной
дебиторской задолженности можно добиться за счет правильного управления
дебиторской задолженностью. Также на предприятии должна быть разработана
программа по усилению контроля за предотвращением допущенных нарушений
отдельными службами предприятия перед другими предприятиями – партнерами.
В результате реализации предложенных мероприятий для ООО «Красногорское»
появится возможность расширения рынков сбыта продукции, увеличится общая
сумма выручки от продаж, вырастет валовой доход, что положительно отразится
на рентабельности деятельности ООО «Красногорское».
Анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. Белобородовой В.А. – М.:
Финансы и статистика, 2010. – 420 с.
2 Балтакса П.М., Кливец П.Г. Слагаемые эффективности: Из опыта промышленного предприятия. – М.: Экономика, 2011. –92с.
3 Белобтецкий И.А. Прибыль предприятия. // Финансы. –2013 №3, с.40 – 47.
4 Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы
предприятия. – М.: изд. стандартов, 2011. –214с.
5 Васильев В.В. Налоги: что и как их платить: Общедоступная книга о новых
налогах в России. – М.: Страх. общест. «Анкип» 2015. – 95с.
6 Вонебникова Н.В., Пяков М. Л. Учет финансовых результатов по оплате. //
Бух. учет, 2010, №1 – с.34-40.
7 Волков О.И. Экономика предприятия. М.: ИНФРА – М, 2013. - 416 с.
8 Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. -
М.: Финпресс, 2012. – 206 с.
9 Горбачева Л.А. Анализ прибыли и рентабельности. –М.: Экономика, 2010. –
95с.
10 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: практикум. – 2-е изд., перераб. М.: «Дело и Сервис», 2011. – 144 с.
11 Ефимова О.П. Экономика общественного питания. – Минск., ООО
«Новое знание», 2010. – 304 с.
12 Зудилин А.П. Анализ хозяйственной деятельности развитых стран. –
Екатеринбург: «Каменный пояс», 2012.- 224 с.
13 Курс экономики. Учебник. – 3-е изд., доп. / Б.А. Райзберг, А.А. Благо-датин,
О.В. Грядовая и др.: под ред. Б.А. Райзберга. – М ИНФРА –М, 2011. - 716 с.
14 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле:
Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. Шк., 2010.-430с.15 Киперман Г.Я., Белялов А.З. Налогооблажение предприятий и граждан РФ
(Практическое руководство: Рекомендации и примеры расчетов). - М.:
«Айтолан», 2012. –180с.
16 Курс экономического анализа. / Под ред. Баканова Н.И., Шеремета А.Д.. –
М.: Финансы и статистика, 2014. – 412с.
17 Логинов В, Новицкий Н. Совершенствование финансовой налоговой системы. // Экономист, 2011, №2 - с. 71.
18 Лопатина И.М., Золкина З.К. Основы анализа финансового состояния предприятия: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГУ, 2013. –66 с.
19 Мазуров И.И., Астапенко З.Н., Брылева М.Д. Лекции по анализу хозяйственной деятельности предприятий. – СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2013 – 72с.
20 Маевский В.. Вяткин В.Н, Хриптон Дж., Казак А.ю. Принятие финансовых
решений: задачи, ситуации. // Вопросы экономики, 2011, №12, с.152.
21 Методы экономического анализа в условиях реформы. // Под ред. Бариленко В.И. и др. – Саратов: Изд. Сарат. универ., 2011. –200с.
22 Мухин С.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. – М.: Финансы и
статистика, 2010. –144с.
23 Палий В.Ф. Новая бухгалтерская отчетность. - М.: Контролинг, 2013. - 54 с.
24 Парасочка В.Т., Дубовенко Л.А., Медведева О.В. Самоокупаемость и
самофинансирование. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 144с.
25 Поисков В. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики. //
РЭЖ, 2011, №1 – с.12-15.
26 Резников Л. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий. // РЭЖ, 2011, №7 – с.32-34.
27 Рыночная экономика : Словарь. / Под ред. Кипермана Г.Я. – М.: Респуб-лика,
2013. –524 с.
28 Рязанова В., Широкорад Л. Общественные основы микроэкономики,
переходная экономика: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. –
204