Введение 3
Глава 1 Предметы одежды на выставках 9
1.1. Исторический обзор. Институализация моды 9
1.2. Предмет одежды в контексте музейных выставок 15
1.3. Искусство и вестиментарный объект. Эстетический подход 22
1.3.1. Произведение искусства в контексте критической и
эстетической теории 23
1.3.2. Анализ понятий «мода » и «одежда» 33
Глава 2. Мода как одно из видов искусства 42
2.1 Взаимосвязь между искусством и модой 42
2.2 Одежда как объект искусства 53
2.3 Художник - исследователь вестиментарного кода 68
2.4 «Является ли мода искусством?» 82
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 93
Одежда, до недавнего времени, редко становилась объектом внимания исследователей в области современного искусства, и тем более философов, занимающихся вопросами эстетики. Сегодня, наметилась тенденция рассматривать предметы одежды как искусство. Специалисты стали задаваться вопросами о месте вестиментарных объектов по отношению к искусству. Во второй половине 20 века, вестиментарная мода заняла ведущую позицию в распространении визуальных художественных произведений. Самым очевидным примером является платье «Мондриан», созданное в 1965 году Ивом Сен-Лораном.
Современное общество порождает множество разных индивидуальных и коллективных историй. Каждый человек, личность, со времён утраты общих организующих представлений, повествует в своих историях только о себе. Эти истории отчасти являются вымыслом, так как иногда, приходиться приукрашивать свои рассказы, для того что бы их слушали, чтобы получить возможность находиться в определенном обществе и присутствовать в нём. Вымысел позволяет сделать мир пригодным для существования. Ссылаясь на теорию Ж.-Ф. Лиотара, в книге «Жертвы моды» Г. Эрнер указывает, что «утрата большого рассказа - религиозного или политического - вынуждает заполнить пустоту множеством маленьких историй, которые не оставляют места для коллективного повествования, которые до этого времени были основой любого общества» . Одежда, как раз, и является способом передачи и интерпретации личных историй и переживаний.
Художники и кураторы обращают внимание на информацию, которую скрывает в себе вестиментарный код, чтобы привлечь зрителя, дать ему доступный визуальный ряд для восприятия. Поэтому как в залах классических музеев, так и в музеях современного искусства и галереях, можно наблюдать тенденцию к экспонированию одежды.
Цель настоящей работы - определить значение одежды в контексте экспозиций современного искусства и выявить общие характерные черты для вестиментарных предметов и предметов искусства. Экспозицию следует понимать в широком смысле - демонстрация не столько предметов, сколько контекста, в котором представляют моду традиционные музейные и галерейные пространства, а также подиумы столиц моды.
Задачами этой работы являются
• Рассмотреть и проанализировать понятия «вестиментарной моды» и «искусства».
• Сравнить одежду и произведения искусства с точки зрения эстетической теории.
• Описать примеры экспонирования предметов одежды в музеях и галереях.
Методологической основой решения поставленных задач является метод историко-культурных аналогий. Принципы и методы работы основаны на исследовании предметов одежды как феномене культуры и на интерпретации вестиментарных объектов. В работе также используются методы, основанные на социальной, экономической истории, теории материальной культуры и истории культуры:
-исторический метод — изучения разных видов письменных источников;
-сравнительный метод — визуальный анализ и изучение произведений искусства.
Предметом исследования являются вестиментарные объекты, как произведение и медиум искусства, не только как сопровождающий материал, но и как самостоятельные экспонаты. Одежды рассматриваются как явления культуры и искусства.
Объект исследования -вестиментарная мода и искусство 20-21 веков и художественные методы, которые используют дизайнеры одежды и художники, а также выставочные пространства, где они экспонируются.
Теоретическая база редко является основой для экспозиции. В современной экспозиционной работе чувствуется необходимость для эстетического обоснования присутствия предметов одежды на выставках современного искусства. Глобальное осмысление того, что необходимо для создания экспозиционной системы. Данная тема не может быть раскрыта без фундированной теоретической основы, именно поэтому в контексте работы необходим широкий историографический обзор культурологической и философской литературы. Поэтому в тексте есть отсылки как к античной философии, к философии Нового времени, а также к критической теории современных авторов. В работе также используется критическая литература в области современного искусства. Важное место в работе занимает анализ исследовательской литературы, посвященной историографии одежды.
Актуальность этой работы обусловлена тем, что одежда, как один из способов самоидентификации, коррелирует с проблемами поиска идентичности современного жителя метрополий. Экспонирование вестиментарных предметов может послужить толчком к процессу узнавания и определения себя через отражение собственного «я», выраженного в вестиментарных кодах.
Понятие вестиментарности (Vetement (лат. vestimentum) фр. - одежда) было введено в русскоязычную литературу после перевода работы Р. Барта «Система моды. Статьи по семиотике культуры» (2003г.). В 1967 году Ролан Барт издал свою работу «Система моды» - о семиотике моды. Исследуя феномен моды, анализируя, в частности, женскую одежду, Барт вводит такие понятия, как «одежда-вещь» (реальная одежда), «одежда-образ» и «одежда - описание». Он также определяет эти три структуры, обозначая первую как структуру пластическую, вторую как структуру вербальную, и третью структуру, как - технологическую, существующую на уровне материи и ее трансформации. Изучить одежду — значит описать по отдельности и исчерпывающим образом каждую из этих трех структур. Для каждой вещи Р. Барт выделил три дифференцируемые структуры: технологическую, иконическую и вербальную. Он ввел понятие «шифтеров - операторов» и доказал, что разделение трех структур определено четким соответствием операторов взаимоперевода каждой из них. Иными словами, Р. Барт переводит язык символов (моду) на язык слов. В своей работе Р. Барт осуществил структуралистское объяснение феномена моды. Он подверг семиотическому анализу проблему отношений между костюмом и модой как знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует «модные» сообщения.
В этой работе Р. Барт приводит означаемое (вещь, предмет одежды) и означающее (слово, письменный или устный символ) к первичному обозначающему, указывающему знаку. Предмет одежды симультанно представляется, по мнению Ролана Барта, и смыслом, и формой, которая отражает определенное отношение к этим предметам. Такие знаки формируют риторику моды.
Для изучения вестиментарности Р. Барт обращается к французским журналам мод и газетным статьям. «Одежда-образ», «одежда-описание» и «реальная одежда» соединяют и формируют материальный мир, который мы можем наблюдать ежедневно с, нематериальным значением, недоступным взгляду. Исследовать одежду, как пишет Барт, можно описывая «по отдельности и исчерпывающим образом каждую из этих трех структур» .
В настоящем исследовании рассмотрены и проанализированы формы присутствия элементов костюма в пространствах музеев и галерей во второй половине 20 - начале 21 веков. Кроме утилитарных функций вестиментарных предметов, в ходе работы были выявлены и проанализированы эстетические, исторические и художественные стороны. В течение своей «жизни» одежда может изменить свои статус, и из обычного платья превратиться в произведение искусства. Так может произойти и по причине выявления определённых эксклюзивных характеристик (например, платье от Worth или Dior) либо в ситуации, когда оно было создано или «переосознано» художником (как в случае с ФНО Магазин Утопических Одежд). И в том и в другом случае одежде присваивается эстетическая ценность произведения искусства. Можно сделать предположение, что одежда становится «точкой» герменевтического, общественного, культурного обмена.
Вестиментарные предметы, наравне с жестами, телом, языком, обладают способностью передавать любую информацию, которую хочет транслировать его обладатель или создатель. Платье в витрине академического музея становится историческим объектом, который рассказывает о традиционной культуре, техническом прогрессе, вкусе и стиле времени, нормах морали и права, политической и социальной ситуациях. Такой объект позиционируется, как нарратив, который можно интерпретировать в любом направлении - историческом, культурном, традиционном и т.д.
С другой стороны, одежда может быть представлена, как часть культурной коллективной памяти, которую человечество пытается сохранить и, поэтому музеи закупают предметы одежды, а художники работают с ней, как с эйдетическим образом, который можно передать Другому. Нематериальность таких образов способствует расширению границ сознания и воображения.
Вестиментарные мода, как и искусство - пространство «игры». Оба явления скрывают за собой истинное «я» художников, которые в 20 веке довольно часто обращались к теме одежды, и много внимания уделяли костюму и внешнему виду. Они использовали костюм, и как средство для того, чтобы выделить человека из толпы, и как эстетический метод. Для многих современных художников предметы одежды, играют роль строительного материала для пространства, в котором работает, живет или выставляется художник.
Представляя предмет одежды в витрине, кураторы стремятся показать зрителю образы из прошлого, которые приоткрывают зрителю тайну. Одежда в выставочном пространстве - это визуализированная связь между облачением и облаченным. Экспонируемые вестиментарные объекты могут рассматриваться как попытка показать красоту, знакомую каждому, но не замечаемую. Беньямин считал, что одежда - это то, что скрывает тайну, для того чтобы её раскрыть.
Современная критика, до недавнего времени , старалась не замечать вестиментарности в контексте искусства, так как одежда носит второстепенный, вспомогательный характер. Но в нашем обществе, где время стремительно бежит вперед, не давая возможности остановиться, необходим такой перцептивный источник, который может относительно легко читаться. Рефлексивность, способность расшифровывать (социальные) знаки и символы - это то, что присуще нынешнему обществу. Вестиментарные предметы участвуют в формировании у посетителя образов усиливают впечатление от идеи создателей и организаторов выставки. Таким образом, одежда соприкасается с вопросом о самоидентификации личности.
По итогам исследования нескольких рассмотренных в работе случаев представления одежды, как выставочного объекта в контексте модной индустрии и мира искусства, можно сделать вывод, что одежда как эстетическое выражение нашло свое место в экспозиционном поле. Вестиментарные объекты широко используются художниками и как средства для создания произведения искусства, и как способ выделения себя, что тоже может быть рассмотрено, как некое художественное высказывание. Дизайнеры одежды «пользуются» произведениями искусства, как источником вдохновения, используют художественные приемы, такие как перформансы, видео-арт, site-specific показы. Способность предметов одежды принимать любые коды, интонации и интерпретации позволяет художникам, которые работают с человеческим телом, и модельерам по-новому представлять человеческую натуру и делать с ней то, что с реальным телом делать недозволенно в силу моральных и этических причин. Одежда - это способ мифологизировать и идеализировать повседневное пространство. И в то же самое время - средство для того, чтобы вписать свою легенду и совершенное/идеальное «я» в реальность.
Такая дихотомия вестиментарных знаков позволяет предметам одежды получить статус художественного объекта, способного транслировать происходившее и впитывать происходящее.
1. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Респ., 2001. 526с.: ил.
2. Азархи С. Модные люди. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха., 2012. 376с.
3. Андреева Е. Всё или Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. 2-е изд.; испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 582с.: илл.
4. Артюх. А. Глюкля и Цапля: «Преодолевать страх - это мы любим» // Искусство Кино2008. URL: http://kinoart.ru/archive/2008/n8-article21 (дата обращения 03.04.2016)
5. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Амфора, 2007. 346с.
6. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкин М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 152с.
7. Беньямин В. Сюрреализм: Моментальный снимок нынешней европейской интеллигенции / пер. с нем. И. Болдырев // Новое литературное обозрение. М.: 2004. № 68. С. 5-17
8. Бенямин В. Озарения / пер Н. М. Берновской, Ю. А. Данилова, С.А. Ромашко. М.: Матис, 2000. 376с.
9. Бишоп К. Радикальная музеология, или Так ли уж «современны» музеи современного искусства? М.: Ad Marginem, 2014. 96с.: илл
10. Бодрияр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.
11. Борисенко Д., Марантиди Л. Корсун О. Гарри Асса: Знаковый художник советского андергаунда — от первого лица и в рассказах друзей // W-O-S. 2012. URL: http://w-o-s.ru/visual/assa (дата обращения 03.04.2016)
12. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики.
Эссенциалистский анализ и иллюзия абсолютного / пер. с фр. Ю.В. Марковой // НЛО. М.: Новое литературное обозрение, 2003. №60. С. 17-29
13. Вайнштейн О. Интервью с Андреем Бартеньевым. Веселая наука перформанса или www.bartenev. ru // Теория Моды. Одежда. Тело. Культура. М.: Новое литературное обозрение, 2006-2007. Вып. 2. С 31-58
14. Власов В. Лукина Н. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.: Азбука-классика, 2005. 320с
15. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 2х тт. СПб.: Наука, 1999. 603 c.
16. Гройс Б. куратор как иконоборец / Политика поэтики: [сб. ст]. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. С. 115-127
17. Гомбрих Э.Г. История Искусств. М.: Искусство - XXI век, 2014. 688с.: илл.
18. Дагган Дж.Г. Величайшее шоу мира: взгляд на современный показ мод и их связь с искусством перформанса // Теория Моды. Одежда. Тело. Культура. М.: Новое литературное обозрение, 2006-2007. Вып. 2. С 31-58
19. Де Дюв Т. Именем искусства. К археологии современности / пер. с фр. А. Шестаков. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 192с.
20. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина ХХ — начало XXI вв. СПб.: Астерион, 2009. 106 с
21. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / пер. с франц. А Шестаков. СПб. Наука, 2001. 263с.: илл.
22. Ефимова Н. Мода в музее: история и стратегии репрезентации // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. М.: Новое литературное обозрение, 2015-2016. Вып. 38. С.
23.Зиммель Г. Избранное. Т2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. 607с.
24. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. / Сочинениея. В 6 Т. М.: Мысль, 1966. С. 489 - 490
25. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 367с.
26. Ив Сен-Лоран Глазами Ив Сен-Лорана [альбом] /сост. Леви Б.-А. Париж.: Эршер, 1986. 226с.: илл.
27. История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото. М.: АРТ-РОДНИК., 2003. 736с.
28. Ким С.Б. Является ли мода искусством? // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. М.: Новое литературное обозрение, 2014. Вып. 32. С. 29-57