Чешская Республика в системе безопасности Европейского Союза (2004-2015 гг.) The Czech Republic in the security system of the European Union (2004-2015)
Введение 3
Глава 1. Интеграция Чешской Республики в систему безопасности ЕС. 7
1.1 Европейская политика безопасности и обороны 9
1.1 Интеграция в НАТО 18
1.2 Участие в миссиях ЕС и НАТО 24
1.3 Система ПРО 31
Глава 2. Система безопасности в Чешской Республики 36
2.1 Национальная безопасность 36
2.2 Энергетическая безопасность 43
2.3 Миграционная безопасность 48
2.4 Информационная безопасность 54
Заключение 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение №1 «Список сокращений» 73
Приложение №2 «Перечень документов Чешской Республики в сфере безопасности» 74
Приложение №3 «Бюджет Министерства обороны с 1993 – 2014 гг.» 77
Приложение №4 «Иностранные граждане имеющие вид на жительство в период с 2005-2014 гг.» 78
Актуальность работы заключается в том, что проблема безопасности является приоритетом любого государства. Страны центрально – восточной Европы долгое время были выключены из процесса создания Европейской безопасности. Чешская Республика после распада советского блока оказалась в состоянии участвовать в коллективной безопасности ЕС и в операциях НАТО. В эпоху глобализации, где границы между государствами стираются, происходит свободное движение товаров, людей, информации, повышается уровень угрозы для безопасности государства. Государство не в состоянии в одиночку справится с такими угрозами как террористические организации, военные угрозы от нестабильных режимов, киберпреступность, незаконная миграция. Для решения этих проблем необходимы совместные меры государств.
Чешская Республика
Цель исследования: выявить основные изменения Чешской Республики в области безопасности в результате её интеграции в систему Европейской безопасности.
Задачи исследования:
- рассмотреть процесс интеграции в систему безопасности ЕС;
- сравнить роль участия ЧР в миссиях ЕС и НАТО;
- выявить основные проблемы безопасности в Чешской республике;
- оценить законодательную базу Чехии в области безопасности;
- выявить основные угрозы для безопасности Чехии;
- определить основные причины разногласий в вопросе миграции между ЕС и ЧР
Предмет исследования: безопасность Чешской Республики и Европейского Союза
Объект исследования: процессы трансформации безопасности в Чешской Республики
Методы исследования: Системный подход позволил рассмотреть постепенное включение Чехии и процессы реорганизации, которые позволили стране включиться в систему безопасности Европейского Союза. Историко - сравнительный метод позволяет выявить последовательное развитие и реформирование сферы безопасности и некоторых её видов безопасности в государстве. Сравнительный метод помог сопоставить участие Чешской республики в миссиях ЕС и НАТО.
Хронологические рамки: нижний предел обусловлен тем, что в 2004 году Чешская Республика стала полноправным членом Европейского союза. Верхний предел связан с тем, что в 2015 году вышли ряд документов по безопасности Чешской Республики, а именно «Стратегия безопасности Чешской Республики от 2015 года», «Национальная стратегия кибербезопасности Чешской Республики на период с 2015 по 2020». Еще одним важным обстоятельством является Европейский миграционный кризис 2015 года, когда ЕС столкнулся с проблемой массовой миграции из стран Северной Африки и ближнего Востока, что привело к усилению безопасности на границе страны, а так же внутри государства.
Научная новизна работы: заключается в том, что в российской историографии уделяется мало место странам Центральной и Восточной Европы после включения их в состав Европейского Союза. Отсутствие работ по интеграции Чешской Республики в систему безопасности в ЕС, а также по безопасности на государственном уровне, выявило необходимость в написании данной работы.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты исследования могут быть востребованы при выработке внешнеполитического курса России в отношении Чешской Республики. Нынешний уровень состояния российско-чешских отношений диктует необходимость разработки и осуществления хорошо продуманных мер по сохранению и упрочению позиций России в Чехии, обеспечению соблюдения российских интересов в этом регионе в сфере безопасности.
Источниковая база исследования.
1. Документы: касающиеся реформирования структур Европейского Союза: «Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне», «Маастрихтского договора», «Амстердамский договор», «Ниццкий договор», «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества».
2. Документы: касающиеся безопасности Чехии: «Стратегия безопасности Чешской Республики от 2015 года» является самой последней стратегией в которой отражены все угрозы и приоритеты в сфере безопасности. «Национальная стратегия кибербезопасности Чешской Республики в период с 2015 по 2020» заменила «Национальную стратегию кибербезопасности Чешской Республики в период с 2011 по 2015». «Стратегия по борьбе с терроризмом от 2013 года», «Контртеррористическая стратегия на период 2010-2012», «Национальный план действий по борьбе с терроризмом» охватывают весь спектр задач, которые ставит перед собой государство в борьбе с терроризмом. «Стратегия миграционной политики Чешской Республики от 2015» появилась в связи с миграционным кризисом в Европе и отражает позицию государства в этом вопросе.
3. Официальные сайты: о сайт Европейского Союза, Служба безопасности и информации ЧР, Национальная служба безопасности ЧР, НАТО, МИД Чехии, Правительство Чехии, президента Чехии, Министерство внутренних дел Чешской Республики, Министерства обороны Чешской Республики, НАТО, сайт статистического агентства Чехии, сайт энергетического агентства Чехии и миграционного.
4. Другим источником служат речи и выступления официальных лиц Чехии, Европейского совета и Европейского парламента.
5. Материалы СМИ
Чешские новостные сайты, такие как: «Zpravy.idnes», Novinky.cz , «Blesk», «Hutka», «Parlamentnilisty» «Lidovky», «Пражский телеграф», Radio Praha Ihned. Журнал per Concordiam который посвящен проблемам безопасности и обороны в Европе.
6. Литература
Среди научной литературы особый интерес представляют статьи из журнала «Современная Европа» , а так же приложение к этому журналу «Вишеградская Европа». Литература по проблеме безопасности в Европе в себя монографию «Безопасность Европы» подготовленная Институтом Европы РАН под руководством академика РАН В.В. Журкина. Еще одна монография Института Европы РАН «Вишеградская Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии» посвящена изменениям которым подвергались страны после распада советского блока, их интеграции в ЕС и НАТО. Так же монография «Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы» содержит анализ основных проблем существующих в Европе и перспективы развития данного региона.
Особую важность представляет коллективная работа чешских авторов «Чешская Республика в «Общей политике безопасности и обороны» ЕС: аудит и перспективы» в которой анализируются основные вызовы и угрозы для Чешской Республики, рассматривается участие в миссия ЕС и НАТО.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. В первой главе рассматривается Европейская политика безопасности и процесс включения Чешской Республики в эту систему . Во второй главе раскрываются некоторые виды безопасности Чешской Республики, такие как национальная, энергетическая, миграционная, информационная. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Период XXI века характеризуется активизацией и усилением роли глобальной и региональной безопасности. В связи с этим значимость международных организаций растёт и политика безопасности перестает быть исключительной прерогативой суверенных национальных государств и начинает реализоваться в рамках международных организаций.
Чешская Республика является членом таких организаций как НАТО, ЕС и вступление в эти организации стало поворотным моментом в истории Чехии. До 1999 года основной упор в стране был на обеспечении возможностей индивидуальной национальной обороны, а после вступления в НАТО, акцент сменился на создание военных сил, удовлетворяющих потребности коллективной обороны. В процессе перехода к полностью профессиональной армии, все силы были направлены на формирование сил для развертывания в зарубежных операциях. Чешская армия претерпевает постоянную реорганизацию или трансформацию – это вызвано постоянный модернизацией сил НАТО. В настоящее время, политика безопасности уделяет наибольшее внимание предотвращению конфликтов путем активного миротворчества. Чехия принимает участие в миссиях ЕС и НАТО, однако сравнение показало, что более активно чешские военные и эксперты задействованы в миссиях Североатлантического альянса. Это связано с евроскептизмом и не доверием к структурам ЕС, которое имело место еще в период ратификации Лиссабонского договора, при Вацлаве Клаусе. Другой причиной служит наличие у Североатлантического альянса материальной базы, которая обеспечивает развитие и совершенствование военной техники, аналитических центров.
Законодательная база Чешской Республики в области безопасности постоянно модернизуется в связи с появлением новых угроз и участием в международных организациях. При анализе законодательной базы и активному участию страны в миссиях НАТО можно утверждать, что политика безопасности и обороны Чешской Республики в первую очередь ориентирована на НАТО, несмотря на то, что после вступления в Европейский Союз направление государственной политики в области безопасности и обороны определяются требованиями, вытекающими из участия в Европейском Союзе. Тем не менее, несмотря на заявленной цели Европейской стратегии безопасности, о создании «Общей политике безопасности и обороны» до сих пор нет всеобъемлющей европейской политики безопасности.
Чехия расположена в центре Европы и окружена странами, все из которых являются частью ЕС и все, кроме Австрии члены НАТО, что явно усиливает ее безопасность. Однако среди потенциальных угроз для страны нужно выделить: терроризм, прерывание поставок энергоресурсов, организованная преступность, рост исламского фундаментализма, киберпреступления. Все эти угрозы так же актуальны и для Европейского Союза, поэтому совместные меры помогают снизить риск потенциальных угроз. Однако, внешнеполитические приоритеты стран неодинаковы, так же как и подход к безопасности, что порой затрудняет сотрудничество.
Потенциальная угроза со стороны России выглядит менее реально, для Чехии чем, скажем, для стран Прибалтии или Польши, однако даже в настоящее время чехи видят в ней некую угрозу. Такая позиция граждан связана с непростым историческим прошлым, чехи до сих пор помнят события «Пражской весны». Чехия всячески старалась избавиться от своего социалистического прошлого и после «Бархатной Революции» сразу же взяла ориентир на Запад. Негативное отношение к России вызвано так же тем, что СССР покинул Восточную Европу не оказав ни какой помощи странам Центральной и Восточной Европы, которые долгое время были преданы идеалам социализма, и остались один на один со своими проблемами. В защиту СССР стоит сказать, что на тот момент первостепенную роль играла внутренняя ситуация в стране. Также, позиция правящих кругов сформировала негативное отношение к России, что дало почву для развития русофобии среди граждан, можно сказать, что Вацлав Гавел выстроил таким образом политику между странами, после распада Чехословакии и СССР, чешский президент вместо того чтобы строить «новые мосты» между странами, разрушал остатки прежних. Чешские СМИ в свою очередь стараются всячески преподнести Россию и её политиков в самом невыгодном свете, что отражается на мнении граждан Чехии в отношении России. С другой стороны правительство Чешской Республики пытается выстроить сбалансированные отношений с Российской Федерацией, которая является основным поставщиком энергоресурсов в страну и экономическим партнёром.
Миграционный кризис, показал , что в Европейском Союзе существует не мало проблем, которые требуют внимания. Президент Милош Земан и премьер – министр Богуслав Соботка единогласно, что редкость, высказали своё несогласие с миграционными квотами. Также, граждане Чехии выступают против мигрантов на своей территории, ситуация осложняется периодическими митингами в стране и ростом ксенофобии. Стоит отметить, что страны Вишеградской группы выступили едино с позицией несогласия с решением Брюсселя о принятии беженцев. Такая консолидация стран в этом вопросе может иметь перспективу укрепления обороны в рамках V4.
Евросоюз продолжает играть важную роль для страны, но противоречия остаются не разрешенными. Поэтому, в настоящее время создание «Общей политики безопасности и обороны» происходит медленно, возможно в будущем ситуация может измениться, однако евроскептизм у стран ЦВЕ растёт. Лишь поиск компромиссов между Европейским Союзом и странами ЦВЕ сможет решить эту проблему.
Истоки становления европейской оборонной политики берут начало с середины прошлого века, за столь долгий путь не удалось создать общую политику безопасности и обороны, НАТО в настоящее время занимает доминирующееложение для европейских стран, конечно можно отметить, что с 2000 – х ситуация меняется и ЕС всё чаще заявляет о необходимости создания собственной системы безопасности, однако связь с НАТО и зависимость очевидна.
1. Взаимодействие Чешской Республики и НАТО [Электронный ресурс] /НАТО РФ. URL:http://xn--80azep.xn--p1ai/ru/czech_republic.html (дата обращения: 18.01.2015).
2. Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора) [Электронный ресурс] / Право Европейского Союза. URL: http://eulaw.ru/treaties/teu (дата обращения: 05.11.2015).
3. Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992 г. с изменениями, внесенными Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. и Ниццким договором от 26 февраля 2001 г. [Электронный ресурс] / Московская Государственная Юридическая Академия URL: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/uchred_docs/evr_soiuz_nice.htm#_ftn (дата обращения: 09.10.2015).
4. Европейский Союз, ЕС Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/evropeski_soyuz_es.html?page=0,2 (дата обращения: 04.11.2015).
5. Лиссабонский договор и Чехия [Электронный ресурс] / Czech Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.czech.cz/ru/Objevte-CR/Fakta-o-CR/Politika/Lisabonska-smlouva-a-Cesko (дата обращения: 10.12.2015).
6. НАТО - Евросоюз: стратегическое партнерство 27.10.2010. [Электронный ресурс] / Организация Североатлантического договора URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49217.htm (дата обращения: 05.11.2015).
7. НАТО и Чешская Республика активизируют сотрудничество в области киберзащиты [Электронный ресурс] /НАТО URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_123857.htm (дата обращения: 20.04.2016).
8. Общая внешняя политика и политика безопасности [Электронный ресурс] / Представительство Европейского Союза в России URL: http://eeas.europa.eu/delegations/russia/key_eu_policies/common_foreign_security_policy/index_ru.htm (дата обращения: 16.10.2015).
9. Североатлантический договор [Электронный ресурс] / North Atlantic Treaty Organization URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 15.04.2016). Česká republika a NATO chronologicky [Электронный ресурс] /natoaktual.cz URL:http://www.natoaktual.cz/na_cr.aspx?y=na_cr/cravztahysnatoiii.htm (дата обращения: 25.04.2016).
10. About CSDP - The Western European Union [Электронный ресурс] / European External Action Service URL: http://eeas.europa.eu/csdp/about-csdp/weu/index_en.htm (дата обращения: 24.02.2016).
11. About ENISA [Электронный ресурс] / the European Union Agency for Network and Information Security. URL: https://www.enisa.europa.eu/about-enisa (дата обращения: 26.04.2016).
12. ALTHEA European Union Operation in Bosnia and Herzegovina [Электронный ресурс] / Ministerstvo obrany URL: http://www.army.cz/scripts/detail.php?id=6569 (дата обращения: 16.03.2016).
13. Azyl, migrace a integrace [Электронный ресурс] / Ministerstvo vnitra České republiky URL: http://www.mvcr.cz/clanek/migrace-novy-clanek-890951.aspx?q=Y2hudW09MTA%3d (дата обращения: 04.04.2016).
14. Bezpečnostní Informační Služba [Электронный ресурс] / bis.cz/ URL: https://www.bis.cz/bezpecnostni-system.html (дата обращения: 20.03.2016).
15. Bezpečnostní Informační Služba [Электронный ресурс] / bis.cz/ URL: https://www.bis.cz/bezpecnostni-system.html (дата обращения: 20.03.2016).
16. Bezpečnostní rada státu [Электронный ресурс] / Vláda ČR URL: http://www.vlada.cz/cz/pracovni-a-poradni-organy-vlady/brs/brs-uvod-3851/ (дата обращения: 18.04.2016).
17. Bezpečnostní strategie České republiky 2015 [Электронный ресурс] / Ministerstvo obrany URL: http://www.mocr.army.cz/images/id_40001_50000/46088/Bezpecnostni_strategie_2015.pdf (дата обращения: 20.02.2016).
18. Česká účast v Iráku [Электронный ресурс] / /vojsko.info. URL: http://www.vojsko.info/ceska-ucast-v-iraku/ (дата обращения: 09.12.2015).
... Всего источников – 97.
Содержание магистерской диссертации – Чешская Республика в системе безопасности Европейского Союза (2004-2015 гг.) The Czech Republic in the security system of the European Union (2004-2015)
Выдержки из магистерской диссертации – Чешская Республика в системе безопасности Европейского Союза (2004-2015 гг.) The Czech Republic in the security system of the European Union (2004-2015)