ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................... 9
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦЕЙ НА
СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ........................................................................ 12
1.1 Понятие и структура мотивации........................................................................... 12
1.2 Теории о мотивации............................................................................................... 19
1.3 Организация мотивационных процессов персонала на предприятии................ 25
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОАО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ» .................................................. 37
2.1 Историческая справка предприятия ..................................................................... 37
2.2 Организационная структура предприятия............................................................ 38
2.3 Производственная структура предприятия .......................................................... 38
2.4 Анализ производственно-хозяйственной деятельности ...................................... 40
3.АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ХЛАДОКОМБИНАТ» И ПУТИ ЕЁ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ......................................................................................... 56
3.1 Анализ мотивации персонала предприятия ......................................................... 56
3.2 Оценка системы ценностей персонала ................................................................. 60
3.3 Мероприятия по совершенствованию мотивации персонала ............................. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................... 79
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................... 82
Актуальность темы управления мотивацией персонала заключается в том,
что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители
смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность
предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников.
Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, увеличить
энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации,
заинтересовать их?
Эти вопросы всегда встают перед руководителем, и он должен уметь
повысить мотивацию своих сотрудников.
Влияние уровня мотивации на производительность труда сложно
переоценить. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание
его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к
деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться
разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого
нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими
способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется
мотивирование людей.
В этой связи вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание
исследователей и практических работников. Проблема мотивации и
мотивационного потенциала персонала довольно широко рассматривается сегодня
в научной и публицистической литературе.
Вопросы мотивации трудовой деятельности рассматриваются с конца
XIX века. К настоящему моменту накопился достаточно обширный материал по
данной проблематике.
Основоположником классической школы управления, в рамках которой
представлены первые попытки повышения мотивации в трудовой деятельности,
можно считать Ф.Тейлора, который разработал и описал модель «экономического
человека». Согласно этой модели, денежное вознаграждение является практически
единственным стимулом высокопроизводительного труда. Большой вклад в разработку проблемы мотивации труда внес А. Маслоу,
создав иерархическую пирамиду потребностей. Несмотря на различные
критические замечания со стороны исследователей, его научные выводы
послужили отправной точкой для множества разработок и концепций. Идеи
Маслоу получили дальнейшее рассмотрение в трудах таких исследователей, как К.
Альдерфер, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд.
Необходимо отметить, что определенное значение для описания проблемы
трудовой мотивации имели исследования зарубежных ученых, среди которых:
Д. Аткинсон, Д. Маккиллен, С. Адамс, Б. Скиннер, Э. Локк, JI. Портер, Э. Лоулер и
др. Их концепции основаны на рассмотрении непосредственного процесса
трудовой деятельности.
Представители школы «человеческих отношений» (М.П. Фоллетт, Э. Мэйо,
Ф. Ротлисбергер и др.) предлагали методы активизации деятельности работников,
улучшения социальной атмосферы на предприятиях.
Разработкой моделей мотивации с учетом различных особенностей человека
занимался Д. Макгрегор, чья теория (теория «XY») получила дальнейшее развитие
в трудах У. Оучи, В. Зигерта, Л. Ланка и др.
Среди отечественных теорий большой интерес представляет концепция
«устойчивого мотивационного ядра», предложенная В.А. Ядовым и
А.Г. Здравомысловым; В.А. Ядову принадлежит также диспозиционная теория
саморегуляции социального поведения личности. Изучением трудовой мотивации
занимались также В.Г. Подмарков, И.Ф. Беляева, М.И. Круглов и др.
Социально-философские аспекты мотивации труда были рассмотрены в
трудах И.И. Чангли, Ж.Т. Тощенко и др.
В последние годы появились работы зарубежных и отечественных ученых,
представляющих новые подходы к исследованию роли мотивационной
составляющей как основы современного социального управления. Достойное
место среди этих исследователей занимают П.Ф. Друкер, В.И. Герчиков, B.C.
Магун, Э.А. Уткин и др.Целью данной курсовой работы является анализ системы мотивации
персонала предприятия и её совершенствование на примере ОАО «Новокузнецкий
хладокомбинат».
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие
задачи:
- рассмотреть теории и современные формы мотивации персонала;
- изучить понятие «мотивация персонала» и раскрыть сущность;
-рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- проанализировать систему мотивации персонала на примере предприятия
ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат»;
- разработать мероприятия по совершенствованию мотивации персонала.
Предмет курсовой работы – система мотивации работников на предприятии.
Базой исследования выступает предприятие ОАО «Новокузнецкий
хладокомбинат»
Объектом исследования выступает персонал предприятия ОАО
«Новокузнецкий хладокомбинат».
В работе использовались теоретические (анализ, обобщение и
систематизация информации по проблеме исследования) и практические (анализ
нормативных документов, анкетирование) методы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3х разделов,
параграфов, заключения, списка литературы, приложения
Интерес к изучению проблемы мотивации труда в современном
менеджменте связан с пониманием ведущей роли персонала в деятельности
организации.
Результатом исследований выпускной квалификационной работы является
анализ и совершенствование системы мотивации работников на примере
предприятия ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат».
В соответствии с достигнутой целью решены следующие задачи:
1) Проведен теоретический анализ современного состояния проблемы
мотивации труда в управлении персоналом.
2) Проведен анализ хозяйственной деятельности и исследование
мотивационной системы предприятия общественного питания АО «Новокузнецкий
хладокомбинат»
3) Практически исследована структура мотивации, персонала предприятия
ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат»
4) Предложен ряд мероприятий по совершенствованию системы мотивации
на предприятии ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат».
В результате теоретического и практического изучения проблемы мотивации
труда в управлении персоналом сделаны следующие выводы:
1) Мотивация является одной из основных функций управления, которая
позволяет направлять действия коллектива предприятия на достижение
поставленных целей.
2) Основу содержания процесса мотивирования составляют различные
материальные и нематериальные стимулы, связанные с денежным
вознаграждением человека за определенные действия, "мотивирующей"
организацией процесса управления, соответствующей постановкой целей и задач
организации, возможностью личности удовлетворить потребности высшего
порядка (потребности во власти, уважении, самореализации и т.д.).
3) Правильно организованная система мотивирующих воздействий,
основанная на знании мотивационной структуры и общих закономерностей ее
развития, увеличивает производительность и качество производственного процессаили обслуживания, позволяет реализовывать потенциальные возможности
сотрудников, повысить удовлетворенность работников трудом.
4) Организационная структура предприятия и работа системы управления
персоналом предприятия ОАО «Новокузнецкий комбинат» создают условия для
формирования ряда мотивационных факторов, в числе которых рассматриваются:
– организация рабочего места, условий труда;
– материальное стимулирование,
– повышение профессиональной квалификации работников.
5) Результаты исследования мотивационной сферы работников предприятия
общественного питания ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат» показали, что
качестве характеристик системы мотивации персонала представлены
направленность на достижение успеха, преобладание материальных
стимулирующих факторов и пожелание персонала занимать более активную
позицию в системе управления предприятием.
6) Предложены рекомендации по совершенствованию системы мотивации
персонала предприятия, которые опираются на систему актуальных потребностей
персонала и включают в себя управление карьерным ростом, Систематизация
оплаты труда и премирования, развитие персонала и организацию обучения,
создание благоприятных условий труда и отдыха.
Предложенные рекомендации направлены совершенствование системы
мотивации на предприятии ОАО «Новокузнецкий хладокомбинат», сокращение
текучести кадров, улучшение условий труда и формирование собственных
человеческих ресурсов на предприятии.
Агеев А., Грачев М. Организационная культура современной
корпорации // МЭ МО. – 2015. – № 6. – С. 29–34.
2 Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. – М.,
2013. – 320 с.
3 Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Мастерство, 2011. – 224 с.
4 Бухгалтерская отчетность предприятия ОАО «Новокузнецкий
хладокомбинат» за 2012-2014 годы.
5 Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА. – М, 2014. –
216 с.
6 Виханский О.С. Стратегическое управление. – М., 2014. – 296 с.
7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия,
организация, процесс. – М., 2013. – 670 с.
8 Власенко Т. Секреты успешного бизнеса // Эксперт Урал. – 2015. – №16. –
С. 11 – 18.
9 Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: Наука, 2011. – 332 с.
10 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.:ЮНИТИ, 2015. – 255 с.
11 Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для
высшего управленческого персонала. – М.: МНИИПУ, 2013. – 816 с.
12 Дизель П.М., Раньян У.М. Поведение человека в организации. – М.,
2012. – 230 с.
13 Дранкина Е. Черное по белому // МЭ МО. – 2014. – №23. – С. 37 – 44.
14 Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. – М.:
ПРИОР, 2015. – 460 с.
15 Егоршин А.П. Управление персоналом: Уч. пособие. – Н.Новгород:
НИМБ, 2013. – 624 с.
16 Здравомыслов А.П. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 2011. –
257 с.
17 Иванющенкова М., Фуколова Ю. Труд на докризисном уровне // МЭ
МО. – 2011. – №29. – С. 8 – 11.
18 Интернет ресурс http://orabote.xyz/