Транспортно-географический фактор в развитии городских поселений Кемеровской области – Кузбасса
|
Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения влияния транспортно-географического фактора на развитие городских поселений 6
1.1 Теоретические понятия и характеристики транспортно-географического положения городских поселений 6
1.2 Опыт оценки влияния транспортно-географического фактора на развитие городов в отечественных и зарубежных исследованиях 10
1.3 Методика оценки роли транспортно-географического фактора в развитии городских поселений Кемеровской области 17
Глава 2. Анализ социально-экономического развития городских поселений Кемеровской области – Кузбасса 21
2.1 История формирования сети городских поселений в регионе 21
2.2 Демографическая характеристика городских поселений Кемеровской области 31
2.3 Состояние экономики в городских поселениях Кемеровской области – Кузбасса 41
Глава 3. Транспортно-географические особенности расположения городских поселений Кемеровской области – Кузбасса 48
3.1 Обеспеченность городских поселений автомобильными дорогами 48
3.2 Доступность городских поселений на внешнем пассажирском транспорте 55
3.3. Оценка влияния транспортно-географического фактора на развитие городских поселений Кемеровской области - Кузбасса 70
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 77
Приложение 82
Глава 1. Теоретико-методические основы изучения влияния транспортно-географического фактора на развитие городских поселений 6
1.1 Теоретические понятия и характеристики транспортно-географического положения городских поселений 6
1.2 Опыт оценки влияния транспортно-географического фактора на развитие городов в отечественных и зарубежных исследованиях 10
1.3 Методика оценки роли транспортно-географического фактора в развитии городских поселений Кемеровской области 17
Глава 2. Анализ социально-экономического развития городских поселений Кемеровской области – Кузбасса 21
2.1 История формирования сети городских поселений в регионе 21
2.2 Демографическая характеристика городских поселений Кемеровской области 31
2.3 Состояние экономики в городских поселениях Кемеровской области – Кузбасса 41
Глава 3. Транспортно-географические особенности расположения городских поселений Кемеровской области – Кузбасса 48
3.1 Обеспеченность городских поселений автомобильными дорогами 48
3.2 Доступность городских поселений на внешнем пассажирском транспорте 55
3.3. Оценка влияния транспортно-географического фактора на развитие городских поселений Кемеровской области - Кузбасса 70
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 77
Приложение 82
Наличие транспортных связей является важной частью жизни любого региона. Именно транспортная система обеспечивает передвижение людей и грузов, необходимое для социально-экономического развития территорий. Транспортные связи оказывают влияние на близлежащую территорию, привнося дополнительные стимулы к ее развитию и повышая конкурентоспособность той или иной территории.
Одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса является стратегическое развитие внутрирегиональной транспортной системы Кузбасса (Стратегия …, 2020). Руководство региона обозначило важность обеспечения должного уровня транспортной доступности в целях диверсификации экономики городских поселений (ako.ru). Это обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования являются городские поселения Кемеровской области – Кузбасса.
Предмет - транспортно-географический фактор в развитии городских поселений Кузбасса.
Целью данной работы является оценка роли транспортно-географического фактора в развитии городских поселений Кемеровской области.
Основные задачи, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели:
• Рассмотреть мировой и отечественный опыт изучения транспортно-географического фактора;
• Провести анализ развития городских поселений Кузбасса;
• Проследить особенности динамики населения городских поселений Кемеровской области;
• Изучить структуру экономики и современную экономическую ситуацию в городских поселениях Кузбасса;
• Проанализировать транспортную доступность городских поселений Кемеровской области;
• Провести оценку влияния транспортно-географического фактора на развитие городских поселений Кемеровской области – Кузбасса.
При проведении исследования использовались статистический, сравнительно-географический и картографический методы.
Теоретико-методологическая часть работы опирается на работы Н.Н. Баранского, И.М. Маергойза, Е.Е. Лейзеровича, В.О. Дубовика, а также на опыт исследований С.Н. Кузнецовой, Л.А. Безрукова, Ц.Б. Дашпилова и других.
Информационная база исследования состоит из данных Федеральной государственной статистической службы (Росстат), Федеральной налоговой службы (ФНС), данных переписей населения СССР, открытой информации муниципалитетов и министерств Кемеровской области – Кузбасса и т.д. В процессе исследования были составлены картографические материалы, выполненные с помощью программного обеспечения QGIS.
Полученные результаты, а также методы исследования, использованные в данной работе, могут быть применимы при принятии управленческих решений и разработке документов стратегического планирования отдельных поселений и территорий.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе содержатся основные теоретические аспекты транспортно-географического положения и транспортной доступности. Рассмотрены основные понятия, классификации и методы оценки данных явлений. Приведен опыт изучения транспортно-географического положения в работах современных ученых. В последнем параграфе первой главы представлена методика выполнения данной работы.
Во второй главе рассмотрены основные моменты истории формирования сети городских поселений и транспортной инфраструктуры Кемеровской области – Кузбасса, формирование системы расселения региона, современное состояние экономики городских поселений.
В третьей главе приводится характеристика транспортного положения городских поселений. В последнем параграфе предпринимается попытка выявления взаимосвязей транспортных и социально-экономических характеристик городских поселений и выделения групп поселений по соотношению изученных показателей.
Одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития Кемеровской области – Кузбасса является стратегическое развитие внутрирегиональной транспортной системы Кузбасса (Стратегия …, 2020). Руководство региона обозначило важность обеспечения должного уровня транспортной доступности в целях диверсификации экономики городских поселений (ako.ru). Это обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования являются городские поселения Кемеровской области – Кузбасса.
Предмет - транспортно-географический фактор в развитии городских поселений Кузбасса.
Целью данной работы является оценка роли транспортно-географического фактора в развитии городских поселений Кемеровской области.
Основные задачи, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели:
• Рассмотреть мировой и отечественный опыт изучения транспортно-географического фактора;
• Провести анализ развития городских поселений Кузбасса;
• Проследить особенности динамики населения городских поселений Кемеровской области;
• Изучить структуру экономики и современную экономическую ситуацию в городских поселениях Кузбасса;
• Проанализировать транспортную доступность городских поселений Кемеровской области;
• Провести оценку влияния транспортно-географического фактора на развитие городских поселений Кемеровской области – Кузбасса.
При проведении исследования использовались статистический, сравнительно-географический и картографический методы.
Теоретико-методологическая часть работы опирается на работы Н.Н. Баранского, И.М. Маергойза, Е.Е. Лейзеровича, В.О. Дубовика, а также на опыт исследований С.Н. Кузнецовой, Л.А. Безрукова, Ц.Б. Дашпилова и других.
Информационная база исследования состоит из данных Федеральной государственной статистической службы (Росстат), Федеральной налоговой службы (ФНС), данных переписей населения СССР, открытой информации муниципалитетов и министерств Кемеровской области – Кузбасса и т.д. В процессе исследования были составлены картографические материалы, выполненные с помощью программного обеспечения QGIS.
Полученные результаты, а также методы исследования, использованные в данной работе, могут быть применимы при принятии управленческих решений и разработке документов стратегического планирования отдельных поселений и территорий.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе содержатся основные теоретические аспекты транспортно-географического положения и транспортной доступности. Рассмотрены основные понятия, классификации и методы оценки данных явлений. Приведен опыт изучения транспортно-географического положения в работах современных ученых. В последнем параграфе первой главы представлена методика выполнения данной работы.
Во второй главе рассмотрены основные моменты истории формирования сети городских поселений и транспортной инфраструктуры Кемеровской области – Кузбасса, формирование системы расселения региона, современное состояние экономики городских поселений.
В третьей главе приводится характеристика транспортного положения городских поселений. В последнем параграфе предпринимается попытка выявления взаимосвязей транспортных и социально-экономических характеристик городских поселений и выделения групп поселений по соотношению изученных показателей.
При погружении в теоретические аспекты транспортно-географического положения и методы его исследования нельзя не отметить, что данная категория является очень важной в отечественной экономической географии. Но ввиду своей многогранности и сложности транспортно-географическое положение остается отчасти абстрактным понятием и не имеет единого устоявшегося подхода к своей оценке.
Значительная часть городских поселений Кемеровской области – Кузбасса относительно молоды и получили свой статус в течение ХХ века. В связи с этим до начала 1960-х годов их численность продолжала увеличиваться, что сопровождалось усиленным промышленным развитием региона. В последующие годы начинается сокращение численности населения в большинстве поселений, нарастает проявление концентрации населения в двух крупнейших городах области – Кемерово и Новокузнецке. Формируется основная «полоса расселения» Крупнейшие поселения от Анжеро-Судженска на севере до Новокузнецка и Междуреченска на юге. Наибольшая убыль населения и миграционный отток характерен для небольших поселков городского типа, находящихся на периферии. Но наличие двух относительно крупных региональных центров способствует более равномерному развитию региона.
Экономика городских поселений Кузбасса продолжает сохранять промышленную направленность. Основная специализация промышленного производства – добыча полезных ископаемых и металлургия. Вокруг поселений, расположенных в центральной части региона сконцентрирована большая часть экономической жизни региона. Поселения, располагающиеся на северо-востоке, а также на юге региона, имеют скромные значения по рассмотренным экономическим показателям.
Первоначальное развитие транспортной системы региона происходило вслед за развитием промышленности и началом разработки новых месторождений. В послевоенное время ориентир начал смещаться в сторону повышения уровня транспортного обслуживания местных жителей.
Период особо активного автодорожного строительства начался лишь с 1950-х. К настоящему времени сеть автомобильных дорог стала достаточно развитой. Все городские поселения Кемеровской области обеспечены автодорожными связями. Скоростная дорога, построенная между Кемерово и Новокузнецком в последние годы, уменьшает время в пути между этими двумя городами, а также поселениями между ними, что может способствовать дальнейшему развитию связей городских поселений на данной территории, а также их большему социально-экономическому сближению. Если рассматривать удаленность городских поселений от Кемерово, Новокузнецка и Новосибирска, то наиболее удалены поселения северо-востока и юга региона.
Наиболее ранним из всех представленных на настоящий момент видов внешнего пассажирского транспорта является железнодорожное сообщение, появившееся в регионе в конце XIX – начале XX вв. В 1960-х гг. в области начинает развиваться гражданская авиация, а также, по мере развития автодорожной сети области, автобусное сообщение. Последнее является наиболее значимым в жизни региона в настоящий момент.
В результате анализа транспортных и социально-экономических характеристик региона было выявлено наличие слабых и умеренных корреляционных связей удаленности поселения по автомобильным дорогам и количества рейсов междугородних автобусов с социально-экономическими показателями поселений. Наличие железнодорожного сообщения в городском поселении не оказывает значимого влияния. Отсутствие сильных корреляционных связей не позволяет сделать предположение о наличии устойчивых причинно-следственных связей между изученными показателями.
Была проведена дифференциация поселений по соотношению уровней транспортных и социально-экономических характеристик, которая подтвердила предположение о периферийном положении в системе региона северо-восточных и южных поселений не только в социально-экономическом отношении, но и транспортном.
Наиболее многочисленной стала группа городских поселений с высокими значениями транспортных и социально-экономических характеристик. Все они расположены в центральной части региона.
Отмечены несколько поселений, имеющих в целом выгодное положение в транспортной системе региона, но переживающие не лучшие времена в социальном и экономическом отношениях. В то же время отсутствуют поселения с высокими социально-экономическими показателями и критически низкими транспортными характеристиками. Это дополнительно подтверждает, что для успешной социально-экономической жизни территории важно наличие устойчивых транспортных связей, обеспечивающих осуществление взаимодействий поселений с другими территориями.
Значительная часть городских поселений Кемеровской области – Кузбасса относительно молоды и получили свой статус в течение ХХ века. В связи с этим до начала 1960-х годов их численность продолжала увеличиваться, что сопровождалось усиленным промышленным развитием региона. В последующие годы начинается сокращение численности населения в большинстве поселений, нарастает проявление концентрации населения в двух крупнейших городах области – Кемерово и Новокузнецке. Формируется основная «полоса расселения» Крупнейшие поселения от Анжеро-Судженска на севере до Новокузнецка и Междуреченска на юге. Наибольшая убыль населения и миграционный отток характерен для небольших поселков городского типа, находящихся на периферии. Но наличие двух относительно крупных региональных центров способствует более равномерному развитию региона.
Экономика городских поселений Кузбасса продолжает сохранять промышленную направленность. Основная специализация промышленного производства – добыча полезных ископаемых и металлургия. Вокруг поселений, расположенных в центральной части региона сконцентрирована большая часть экономической жизни региона. Поселения, располагающиеся на северо-востоке, а также на юге региона, имеют скромные значения по рассмотренным экономическим показателям.
Первоначальное развитие транспортной системы региона происходило вслед за развитием промышленности и началом разработки новых месторождений. В послевоенное время ориентир начал смещаться в сторону повышения уровня транспортного обслуживания местных жителей.
Период особо активного автодорожного строительства начался лишь с 1950-х. К настоящему времени сеть автомобильных дорог стала достаточно развитой. Все городские поселения Кемеровской области обеспечены автодорожными связями. Скоростная дорога, построенная между Кемерово и Новокузнецком в последние годы, уменьшает время в пути между этими двумя городами, а также поселениями между ними, что может способствовать дальнейшему развитию связей городских поселений на данной территории, а также их большему социально-экономическому сближению. Если рассматривать удаленность городских поселений от Кемерово, Новокузнецка и Новосибирска, то наиболее удалены поселения северо-востока и юга региона.
Наиболее ранним из всех представленных на настоящий момент видов внешнего пассажирского транспорта является железнодорожное сообщение, появившееся в регионе в конце XIX – начале XX вв. В 1960-х гг. в области начинает развиваться гражданская авиация, а также, по мере развития автодорожной сети области, автобусное сообщение. Последнее является наиболее значимым в жизни региона в настоящий момент.
В результате анализа транспортных и социально-экономических характеристик региона было выявлено наличие слабых и умеренных корреляционных связей удаленности поселения по автомобильным дорогам и количества рейсов междугородних автобусов с социально-экономическими показателями поселений. Наличие железнодорожного сообщения в городском поселении не оказывает значимого влияния. Отсутствие сильных корреляционных связей не позволяет сделать предположение о наличии устойчивых причинно-следственных связей между изученными показателями.
Была проведена дифференциация поселений по соотношению уровней транспортных и социально-экономических характеристик, которая подтвердила предположение о периферийном положении в системе региона северо-восточных и южных поселений не только в социально-экономическом отношении, но и транспортном.
Наиболее многочисленной стала группа городских поселений с высокими значениями транспортных и социально-экономических характеристик. Все они расположены в центральной части региона.
Отмечены несколько поселений, имеющих в целом выгодное положение в транспортной системе региона, но переживающие не лучшие времена в социальном и экономическом отношениях. В то же время отсутствуют поселения с высокими социально-экономическими показателями и критически низкими транспортными характеристиками. Это дополнительно подтверждает, что для успешной социально-экономической жизни территории важно наличие устойчивых транспортных связей, обеспечивающих осуществление взаимодействий поселений с другими территориями.
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ Г. КЕМЕРОВО
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



