ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Почвенно-археологические исследования на территории Ленинградской области 5
1.2 Проблема атрибуции каменных сложений северо-запада европейской части России 10
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ 16
2.1 Характеристика объектов исследования и района исследования 16
2.2 Методы исследования 27
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1 Мезоморфологический анализ 29
3.2 Химические, физико-химические и физические свойства почв хронорядов 32
3.3 Характеристика органического вещества почв хронорядов 37
3.4 Спорово-пыльцевой анализ почв изученных хронорядов 45
3.5 Фитолитный анализ почв изученных хронорядов. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65
В 2016 г. в ходе охранных раскопок на территории Бокситогорского района Ленинградской области был выявлен новый археологический памятник — группа каменных насыпей Забелье 1.
В раскопах, заложенных на месте каменных насыпей, отсутствовали какие-либо находки предметов материальной культуры или следы погребений, что позволило специалистам предположить, что обнаруженные сооружения не являлись культовым. Вместе с этим, в ходе проведения археологических изысканий под каменными сложениями была обнаружена хорошо сохранившаяся погребенная почва.
Комплекс археологических методов не дал однозначного ответа на вопросы о времени создания и функциональном назначении обнаруженных сооружений. Согласно гипотезе, выдвинутой специалистами, данные сооружения имели утилитарно-хозяйственное назначение. В частности, они могли возникнуть в результате очистки завалуненных сельскохозяйственных угодий или сбора каменного сырья для строительства. Поэтому особый интерес представляет изучение памятника комплексом естественно-научных методов, включая палеопочвенные.
Целью нашего исследования является изучение почв хроноряда «фоновая почва – погребенная почва» для восстановления почвенно-ландшафтных условий, существовавших до момента сооружения каменных насыпей.
Исходя из сформулированной цели поставлены задачи:
1) проведение морфолого-генетического анализа строения и выявление свойств дневных и погребенных почв для установления степени сохранности последних;
2) изучение фитолитных и споро-пыльцевых спектров почв хроноряда для установления степени антропогенного изменения ландшафта;
3) установление эволюционного тренда формирования почв на датированных радиоуглеродным методом поверхностях.
Спорово-пыльцевой анализ выполнялся на базе Научной лаборатории геоморфологических и палеогеографических исследований полярных регионов и Мирового океана СПбГУ к.г.н., доцентом кафедры геоморфологии Савельевой Л.А. Фитолитный анализ выполнен д.г.н., ведущим научным сотрудником Института географии РАН Гольевой А.М.
По итогам изучения хронорядов почв памятника Забелье 1 можно заключить, что:
1) Для почв, погребенных под каменными насыпями, выявлены слабые изменения строения профилей, морфологических признаков почв, в частности, сложения агрегатов и проявления микрозональности, и некоторых свойств почв (на уровне тренда), таких как дифференциация по содержанию песчаной фракции и несиликатного железа, по сравнению с их фоновыми аналогами. Почвы хронорядов классифицированы как дерново-подбуры иллювиально-железистые литобарьерные супесчаные на водно-ледниковых отложениях, подстилаемых карбонатной мореной.
Существенные различия, зафиксированные при сравнительном анализе почв изученных хронорядов, связаны с характеристиками почвенного органического вещества. Во-первых, это количественные изменения — уменьшение содержания углерода органических соединений в погребенных почвах — вследствие диагенетических процессов. Во-вторых, изменение качественного состава: погребенные горизонты характеризуются более гуматным типом гумуса. По причине того, что подходы к оценке группового состава гумуса как надежного маркера биоклиматических обстановок гумусонакопления различаются, однозначно интерпретировать полученные данные не представляется возможным. Выявленная закономерность может быть связана как с несколько иными биоклиматическими условиями формирования гумусовых веществ в период, предшествовавший моменту сооружения насыпей, так и с последующими диагенетическими изменениями в погребенных горизонтах.
2) Выявлено отсутствие заметных трендов эволюционного развития альфегумусовых почв подзоны южной тайги во второй половине голоцена (базируясь на данных радиоуглеродного датирования погребенных почв) вследствие слабой рефлекторности записи изменений природной среды в твердой фазе почв, сформированных на отложениях легкого гранулометрического состава (верхняя часть двучленной толщи).
3) На основе спорово-пыльцевых спектров показано, что на окружающей территории, к которой приурочен археологический памятник, господствовали вторичные сосновые и березовые леса с примесью злаково-лугового разнотравья и трав семейства кипрейных. Результаты фитолитного анализа показали, что на участке распространения каменных насыпей, вероятно, происходили процессы трансформации открытых сообществ (с разнотравно-злаковым комплексом) с примесью деревьев в сообщества с более сомкнутым древостоем и луговой растительностью в напочвенном покрове.
Упомянутые нарушения могли иметь как естественный (например, в ходе восстановительных сукцессий после природных пожаров), так и антропогенный характер.