ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МЕДИАДИСКУРС
§ 1. Становление просветительской журналистики в отечественных СМИ 8
§ 2. К определению понятия «просветительский медиадискурс» 14
§ 3. Уровни реализации просветительской функции в современном медиадискурсе 21
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 28
Глава II. КИНОФЕСТИВАЛЬ В МАССМЕДИА
§ 1. Кинофестиваль и фестивальное кино 30
§ 2. Жанровая модель освещения кинофестиваля и место в ней фестивальной кинокритики (на примере Артдокфеста-2015) 38
§ 3. Фестивальная кинокритика как тип текста 51
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 63
Глава III. ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА ФЕСТИВАЛЬНОЙ КИНОКРИТИКИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИИ
§ 1. Интенциональность как текстообразующая система в фестивальной кинокритике 65
§ 2. Роль оценки в реализации просветительской задачи в текстах фестивальной кинокритики 75
§ 3. Особенности речевой репрезентации культурного события в фестивальной кинокритике 82
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
ЛИТЕРАТУРА 100
Актуальность исследования. Просветительская функция является одной из главных функций журналистики с момента её возникновения. Так или иначе, вся журналистская деятельность по своей сути является просветительской, поскольку главная задача журналиста - передача информации о мире, трансляция сведений, распространение новых знаний о нём. При этом в последнее время принято говорить о существовании просветительского медиадискурса, в текстах которого эта функция реализуется наиболее активно и полно, так как просвещение чаще всего связано именно с трансляцией не столько информации, сколько знания. Просветительский медиадискурс обычно связывают со сферами культуры, искусства, образования - именно в этих областях общественной жизни на передний план выходит просветительская функция журналистики.
Тексты, посвящённые кино и кинофестивалю, входят в сферу культуры и искусства. Кинофестиваль - площадка для фестивального кино, которое не выходит на широкий экран, тем не менее именно в таком кино зачастую происходит то, что продвигает искусство вперёд. Авторское кино - это та область искусства, в которой только нащупываются точки, которые, может быть, станут тенденцией в мире киноискусства, а может быть и нет. Это та сфера, в которой мы видим возможность развития. И фестивальная кинокритика представляется нам как область некоего «абсолютного» знания, функционируют подобные тексты именно в поле просветительского медиалискурса.
Фестивальное движение в России и мире развивается, и всё большее количество журналистов необходимо для обслуживания кинофестивалей, следовательно, кинокритика как направление журналисткой деятельности становится всё более актуальной. Для качественной работы в этой области важно понять, что лежит в основе этой профессиональной специализации журналиста, нуждающейся в опредёлённых знаниях и специальной квалификации. Проблема компетентности кинокритиков и журналистов, пишущих о кино, острее стоит в регионах России: недостаточный профессионализм журналистов или отсутствие специалистов данного профиля могут негативно сказываться на развитии региональных кинофестивалей, так как фестивальная кинокритика, реализуя просветительскую функцию журналистики, в то же время привлекает внимание к фестивалю, к его конкурсной программе. Недостаточное освещение событий кинофестиваля или же некомпетентность авторов текстов о фестивале являются актуальной проблемой для многих региональных российских кинофестивалей.
Таким образом, актуальность нашей исследовательской работы обусловлена необходимостью изучения механизмов функционирования просветительского медиадискурса, одним из инструментов которого является фестивальная кинокритика.
Обоснование проблемы исследования. В своей работе мы хотим понять, как в журналистике работает феномен просвещения, для этого мы используем дискурсивный подход, являющийся по сути
феноменологическим. Для нас важно доказать, что фестивальная кинокритика представляет собой особый текстотип и функционирует именно в поле просветительского медиадискурса.
Сложность отнесения текстов к одному из выделяемых исследователями медиадискурсов состоит в том, что при взгляде на один текст с разных точек зрения исследователи могут отнести его к разным типам медиадискурса. Отнесение текста к просветительскому медиадискурсу мы основываем на анализе формы речевой репрезентации фильма и кинофестиваля в текстах фестивальной кинокритики.
Таким образом, цель исследования - выявление специфических речевых особенностей фестивальной кинокритики, направленных на реализацию просветительской функции журналистского текста.
Объектом нашего исследования является просветительский медиадискурс. В качестве предмета исследования выступает фестивальная кинокритика как один из инструментов его формирования.
Для достижения поставленной цели, мы очертили круг рабочих задач, которые выполняются в рамках нашего исследования:
1. изучить процесс становления просветительской журналистики в отечественных средствах массовой информации;
2. проанализировать подходы к ключевому понятию нашего исследования «просветительский медиадискурс»;
3. выделить уровни реализации просветительской функции в журналистском тексте;
4. дать краткую характеристику современного кинофестивального движения и фестивального кино;
5. описать жанровую модель освещения кинофестиваля в современных российских СМИ;
6. определить ключевое понятие исследования «фестивальная кинокритика» и её функции;
7. провести интенционально-стилистический анализ текстов
фестивальной кинокритики;
8. выявить роль оценки в реализации просветительской задачи в текстах фестивальной кинокритики;
9. сформулировать отличительные особенности речевой репрезентации культурного события в фестивальной кинокритике.
Гипотеза исследования заключается в том, что фестивальная кинокритика является уникальным типом текста, функционально отличающимся от прочих текстов, существующих в поле освещения кинофестиваля в СМИ; фестивальная кинокритика, таким образом, становится одним из важных инструментов просветительского медиадискурса, то есть одним из явлений, его формирующих.
Теоретическую базу исследования составили две условные группы источников. В первую вошли работы исследователей, занимающихся изучением медиадискурса и речевых особенностей языка массмедиа: Н.Д. Арутюновой , Л.Р. Дускаевой , А.А. Кибрик , О.В. Орловой , С.Ю. Полуйковой , С.П. Суворовой и других. Вторую группу источников составляют работы, посвящённые кинофестивалям и кино, среди авторов которых, в частности, киновед К.Э. Разлогов и некоторые другие исследователи, а также сами кинокритики, дискутирующие о кинофестивалях в материалах, опубликованных в специализированных изданиях.
Эмпирическим материалом исследования являются публикации о кинофестивалях в российских печатных и электронных СМИ. Основными изданиями, материалы которых мы анализируем в работе, стали специализированные киноведческие и досуговые издания: «Искусство кино», «Сеанс», «Афиша-Daily» и др. Мы обращались и к текстам о кинофестивалях в общественно-политических изданиях, таких как «Известия», «Российская газета», ВВС, «Медуза», «Новая Газета», «Эхо Москвы» и пр. Выбор эмпирической базы обусловлен темой магистерской диссертации и исследуемой сферой журналистской деятельности.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выделяется текстотип, который мы называем «фестивальная кинокритика».
Мы определяем это понятие, выявляем отличительные особенности и функции фестивальной кинокритики и вводим это понятие в круг журналистских жанров, которые используются в средствах массовой информации для освещения кинофестиваля.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что теоретические положения, представленные в работе, и выводы, к которым мы приходим, создают предпосылки для успешного решения проблемы освещения фестивалей кинокритиками и журналистами в средствах массовой информации. Изучение особенностей функционирования просветительского медиадискурса и анализ качественных текстов фестивальной кинокритики позволяет понять, какие средства помогают автору создавать материалы о кинофестивале и фестивальном кино, интересные аудитории и работающие на её просвещение.
Как показывает история отечественной журналистики,
просветительская функция является одной из важнейших задач, которую решают СМИ. Просвещение реализовывалась на каждом этапе развития журналистики в России, постепенно приобретая всё более отчётливый характер, и со временем это стало основанием для исследователей говорить о существовании просветительского медиадискурса.
Мы проанализировали современные подходы к определению дискурса и пришли к пониманию, что в контексте нашего исследования оправданно последовать за М.Фуко и принять для себя понимание дискурса с точки зрения социально-прагматического подхода, которое позволяет говорить о существовании отдельных дискурсов, обусловленных сферой общения, в нашем случае - медиадискурса. Принимая во внимание то, что в круг продуктов деятельности средств массовой информации попадают очень разные тексты, полярно отличающиеся друг от друга целевыми установками и реализуемыми задачами, мы вслед за исследователями считаем необходимым выделять именно просветительский медиадискурс как специальный объект исследования. Мы определили ключевое для нас понятие просветительского медиадискурса как коммуникацию в массмедийном пространстве, связанную с распространением знаний, норм, ценностей, воплощенных в произведениях духовного творчества, способствующую поступательному развитию человека и позитивному преобразованию общества, и её результаты - просветительские тексты в СМИ.
В результате анализа эмпирического материала мы выделили четыре уровня реализации просветительской функции в современном медиадискурсе:
1. констатация события;
2. расширенная презентация явления;
3. приглашение к знакомству с явлением;
4. «беседа» о явлении.
Первый из них характеризуется исключительной информационностью. На втором уровне журналист позволяет себе кроме информирования оценку явления. Третий уровень подкрепляется побудительной модальностью, основанной на оценке журналиста. Четвёртый и самый высокий уровень помимо всех упомянутых выше авторских интенций включает размышления автора текста, диалог с читателем, вопросы, ответить на которые он предлагает читателю.
Изучение состояния кинофестивального движения и фестивального кино в России доказало актуальность нашего исследования: в 2016 году в стране прошло 182 кинофестиваля, однако проблема понимания фестивального кино всё ещё остро стоит в современном обществе. В процессе интеллектуализации кино активно развивается, и зритель нуждается в проводнике по этому искусству, но состояние кинокритики в регионах чаще всего не позволяет обеспечить кинофестиваль просветительскими текстами.
Мы просмотрели около двухсот публикаций, посвящённых одному из самых резонансных и громких кинофестивалей России - Артдокфесту-2015 - и выявили наиболее распространённые жанры печатных материалов о фестивале: информационная заметка (новость); интервью (о фестивале и о фильме); авторский анонс; гид по фестивалю аналитическая статья; аналитический комментарий; фестивальная кинокритика.
Мы выделяем фестивальную кинокритику в отдельный тип текста, несмотря на некоторое её сходство с аналитической статьёй. Основанием для такого выделения служит специфика объекта журналистского анализа в фестивальной кинокритике. Авторы в текстах этого типа анализируют в первую очередь фильм как произведение искусства, но при этом вписывают его в контекст фестиваля, что отличает текст фестивальной кинокритики от привычных читателю рецензий.
Фестивальная кинокритика как тип текста представляет собой глубокий, всесторонний анализ фестивального кино; в процессе этого анализа критик не только даёт оценку произведению искусства, но и рассматривает его в контексте кинофестиваля и современной культурной, а иногда и шире - общественно-исторической ситуации. Текст фестивальной кинокритики выполняет просветительскую, оценочную и побудительную функции:
Интенционально-стилистический анализ текстов показал, что фестивальной кинокритике присущи три вида авторских интенций, которые тесно переплетаются друг с другом. Доминирующей интенцией чаще всего становится оценка, которая может относиться как к произведению киноискусства, так и к кинофестивалю в целом. Кроме того, довольно ярко обычно выражена побудительная интенция. Фактуальное информирование чаще всего служит в качестве вспомогательного элемента, работающего на оценку или побуждение. При этом просветительская функция реализуется за счёт всех видов интенций: сообщения факультативной информации, положительной оценке фильма критиком и побуждения к знакомству с произведением - фактически, побуждения к просвещению.
Оценка реализуется в текстах фестивальной кинокритики с помощью коммуникативных действий объяснения и подтверждения оценки. Наиболее частыми становятся эстетические оценки, которые могут также представлять собой цепочку частных оценок разных видов, ведущих к эстетической оценке или подразумевающих её. Эстетическая оценка в большинстве текстов представлена именно имплицитно. В некоторых случаях оценка может служить побуждением, в отдельных текстах - методом привлечения внимания читателя. В оценке заложен просветительский потенциал, особенно если говорить о сравнительной оценке одного произведения с другим, который авторы текстов фестивальной кинокритики успешно используют.
Ключевой особенностью фестивальной кинокритики становится формирование событийности, которая в исследованных нами текстах не только не противоречит реализации просветительской функции фестивальной кинокритики, но и помогает автору ещё глубже просветить читателя. В качестве элементов формирования событийности мы выделяем «адресный план»; формирование контекста фестиваля; оценка кинофестиваля и введение в текст действующих персоналий.
Эти инструменты используются журналистами при презентации фестиваля как события. Формирование событийности фильма, оцениваемого критиком, реализуется благодаря созданию для него контекста: исторического, фестивального, культурного, общественного и прочих. Текст, благодаря контексту, становится ещё более глубоким, наполненным и просветительским.
В завершение работы подведём итоги.
• Просветительская функция - одна из главных функций журналистики, и она может реализовываться на нескольких различных уровнях.
• Просветительский медиадискурс представляет собой
совокупность медиатекстов, направленных на просвещение аудитории в той или иной сфере.
• Кинофестивали активно развиваются и нуждаются в качественной информационной поддержке средств массовой информации, в первую очередь для просвещения читателей и привлечения внимания к фестивалям.
• Жанровая модель освещения крупного фестиваля включает в себя как информационные, так и аналитические жанры .
• Фестивальная кинокритика, выделяемая как особый текстотип в нашем исследовании - это тип текста, представляющий собой глубокий, всесторонний анализ фестивального кино, в процессе которого критик не только даёт оценку произведению искусства, но и рассматривает его в
контексте кинофестиваля и современной общественно-исторической
ситуации.
• Интенциональность фестивальной кинокритики - сложная система, включающая в себя все типы интенций, однако доминирующей преимущественно выступает оценочная интенция, и никогда - фактуальная.
• Эстетическая оценка в текстах выражается посредством разных типов частных оценок, при этом оценка может выполнять просветительскую, побудительную и даже рекламную функцию, и реализуется посредством коммуникативных действий объяснения и подтверждения оценки.
• Фестивальную кинокритику отличает формирование
событийности с помощью «адресного плана», создания контекста фестиваля, оценки фестиваля и введения действующих персоналий, событийность может формироваться как вокруг фестиваля вообще, так и вокруг одного конкретного фильма.
1. Арсеньева Т.Е. Современный просветительский дискурс о русском языке
как особый коммуникативный феномен // Вестн. Том. гос. ун-та . 2013. №377. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7sovremennyy-prosvetitelskiy-
diskurs-o-russkom-yazyke-kak-osobyy-kommunikativnyy-fenomen (Дата
обращения: 10.12.2016).
2. «Артхаус - что это такое?». Профессиональная дискурсия // Союз кинематографистов Российской Федерации. URL: http://www.unikino.ru/sk - news/item/ (Дата обращения: 17.03.2014).
3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука. 1988.
4. Базен Андре. Что такое кино? Сборник статей // Издательство «Искусство». М. 1972.
5. Белинский В. Г. Несколько слов о "Современнике" // Собрание сочинений в трех томах. Т. I. Статьи и рецензии. 1834-1841. М., 1948.
6. Белопольская В. Кризис влияния // «Искусство кино», 2014, №11, ноябрь. URL: http://kinoart.ru/archive/2014/11/viktoriya-belopolskaya-krizis-vliyaniya. (Дата обращения: 16.12.2015).
7. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П. История мировой журналистики. - Москва-Ростов-на-Дону : Издательский центр «Март», 2003. 432 с.
8. Васильева В.В. Глава 8. Политический медиадискурс. Политическая журналистика. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под.ред. С. Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2014. С.218-244.
9. Вохмянин К.А. Кинофестиваль как средство продвижения кинофильмов. С. 693. С. 687 - 705 // Мастерство продюсера кино и телевидения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 863 с.
10. Вохмянин К.А. Программно-целевое планирование и управление кинофестивальной деятельностью / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб., 2005.
11. Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии // Вестник КемГУ .
2013. №2 (54). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenochnost-v-zhanre-
kinoretsenzii (Дата обращения: 28.02.2016).
12. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. Воспоминания. М.: Захаров, 2002.
13. Демьянков В.З. Семиотика событийности в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Филологический факкльтет; отв. ред. М. Н. Володина. Москва, 2004. С. 69.
14. Добросклонская Т.Г. Массмедийный дискурс: теория и методы изучения // «Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования». I Междунар. науч.-практ. конф. Белгород, БелГУ, 1-4 апреля 2014 г.: Сб. науч. работ / Под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского, А.Г. Ходеева. - Белгород : КОНСТАНТА, 2014. С. 50.
15. Долин Антон. Интервью. Личный архив автора ВКР.
16. Дудоладова О.В. К вопросу об определении медиа-дискурса // URL: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/21263/82%20T1%20- Dudoladova.pdf?sequence=1 (Дата обращения: 10.12.2016).
17. Дускаева Л.Р. Выражение оценочных коммуникативных действий в
журналистском культурно-просветительском дискурсе // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. №4 (28). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-otsenochnyh-
kommunikativnyh-deystviy-v-zhurnalistskom-kulturno-prosvetitelskom- diskurse (Дата обращения: 12.12.2016).
18. Дускаева Л.Р., Цветова Н.С. Досуговое направление в российской
журналистике: проблемы подготовки специалистов // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2011. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosugovoe- napravlenie-v-rossiyskoy-zhurnalistike-problemy-podgotovki-spetsialistov (Дата обращения: 10.12.2016).
19. Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969-2005 гг.). - М., 2009.
20. Жирков Г. Просветительская функция журналистики в исторической
ретроспективе // Научно-культурологический журнал Relga. №3 [93]
01.06.2004. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=111&level1=main&level2=articles (Дата
обращения: 10.12.2016).
21. «Известия»: Минкультуры сформулировало определение кинофестиваля //
«Г азета.Ру». URL:
http://www.gazeta.ru/culture/news/2015/03/26/n_7050401.shtml. (Дата
обращения: 17.12.2015).
22. Кибрик А.А. Дискурсивная таксономия и медийный дискурс // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Под ред. М.Н. Володиной. М., 2011.
23. Кинокритика: версия 2.0. // "Искусство кино", 2011, №4, апрель. URL: http://kinoart.ru/archive/2011/04/n4-article12. (Дата обращения: 16.12.2015).
24. Кинофестивали 2016 | Союз кинематографистов Российской Федерации //
Союз кинематографистов Российской Федерации. URL:
http://unikino.ru/%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B5% D1%81 %D1 %82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8-2016/ (Дата обращения: 16.12.2015).