Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Механизм гражданского участия молодежи: формы, технологии 11
1.1. Понятийный аппарат исследования 11
1.2. Формы современного гражданского участия 21
1.3. Особенности гражданского участия молодежи 32
Глава 2. Теоретико-методологическая основа исследования ненасильственного гражданского участия 43
2.1. Ценностные аспекты гражданского участия 43
2.2. Концепция ненасилия: основные положения 49
2.3. Трансформация ценностей ненасилия, их место и роль в гражданском участии 59
Глава 3. Экологические движения в гражданском участии 68
3.1. Особенности общественных экологических движений в России 68
3.2. Программа эмпирического исследования 71
3.3. Результаты эмпирического исследования 74
Заключение 94
Список используемой литературы 97
Приложение 1. Гайд для интервью 111
Приложение 2. Транскрипт интервью. Пример 1. 115
Приложение 3. Транскрипт интервью. Пример 2. 121
Приложение 4. Транскрипт интервью. Пример 3. 127
Приложение 5. Транскрипт интервью. Пример 4. 135
Приложение 6. Транскрипт интервью. Пример 5. 144
Приложение 7. Транскрипт интервью. Пример 6. 149
Приложение 8. Таблица кодировки 156
Анализ исследований, посвященных вопросам гражданского участия, позволяет говорить о том, что одним из значимых положений, выступающим основой для дискурса, является обоснование выбора тех или иных форм участия в продвижении предпочтений субъектов гражданского общества в области принятия и контроля за осуществлением общественно значимых решений, в развитии каналов коммуникации и согласовании интересов в системе общественных отношений.
В этом контексте существует точка зрения, согласно которой современное общество сводится к трем основным составляющим: государство, коммерческая сфера и гражданское общество. В рамках данного подхода государство и рынок могут мирно сосуществовать друг с другом лишь при наличии третьего — гражданского общества. За пределами гражданского общества рынок становится диким и социально неконтролируемым, а государство в целях его обуздания излишне бюрократизированным и репрессивным.1
Таким образом, восприятие гражданского участия в качестве одного из неотъемлемых атрибутов общественной жизни и социально-политической стабильности обусловливает актуальность настоящего исследования.
Кроме того, в сравнении с государством и коммерческой сферой гражданское общество и его разновидности в меньшей мере изучены научным сообществом и остаются на низком уровне обыденного понимания. В связи с этим актуальность и интенсивность исследований данного феномена набирает рост в современной науке.
Гражданское участие принято рассматривать в контексте определения термина «гражданское общество». Обзор, обобщение и анализ научных публикаций по теме исследования указывает на то, что в научной мысли нет единого мнения как о понятии «гражданское участие», так и «гражданское общество». Относительно последнего И. Левин констатирует: «это понятие все еще пребывает в нашей стране на довольно далекой периферии массового сознания»2.
В вопросах возникновения понятий гражданское участие и гражданское общество, особенно ценны работы Г. Гроция3, Т. Гоббса4 и Дж. Локка5, З. М. Черниловского6, К. С. Гаджиева7.
Вопросам определения феномена гражданское участие и анализу теорий посвящены работы таких зарубежных авторов как Г. Алмонд и С. Верба8, Р. Патнэм9, Э. Арато и Д. Коэн10, С. Хантингтон11; отечественным: Р. Г. Апресян12, Д. В. Платонова13, Г. Ю. Семигин14, Я. В. Зубова15, О. Е. Комаров16, С. Г. Кирдина17, А. А. Мерзляков18 и другие.
В связи с этим существует много разновидностей форм и технологий гражданского участия, несобранных в единую общепризнанную классификацию. Такое многообразие усложняет научное исследование.
Природу действия и проблему обоснования выбора «коллективных действий» в своих работах освещали: Ч. Тилли19, Х. Арендт20, Н. Смелсер.
Ценностные аспекты гражданского участия представлены в работах Н. Г. Пряхина21, Н. И. Климовой22, А. Г. Козловой23
Принимая во внимание продолжающуюся трансформацию морально-нравственных ценностей российского общества под влиянием различных факторов, в том числе связанных с изменениями в политической, экономической, духовной сферах, а также их стремительной цифровизацией, наиболее перспективным представляется исследование гражданского участия не столько в контексте структурного функционализма, сколько посредством анализа процесса построения коммуникации – коммуникативного и аксиологического подходов.
В рамках коммуникативного подхода, интерес представляет концепция «совещательной демократии». Согласно данной концепции ведущей составляющей формирования и развития механизмов взаимодействия государства и общества является применение современных коммуникационных каналов, позволяющих обеспечивать доступ к общественно значимой информации, выдвижению общественных интересов и диалог.
Значимая для установления места и роли различных форм гражданского участия концепция «совещательной демократии» разработана и освящена Э. Гутманном и Д. Томпсоном24, Д. Фишкином25, Д. Хелдом26, Ю. Хабермасом27 и другими.
Актуальность исследования обуславливается и тем, что молодежь как социально-демографическая группа занимает значимое место в вопросах современного гражданского участия. Несмотря на бытующее мнение о пассивности молодежи относительно общественно-значимых интересов, отечественные исследования28 последних лет фиксируют рост гражданской активности среди молодежи как социально-демографической группы.
Авторами исследований молодежи как социально-демографической группы со своей спецификой являются Э. Дюркгейм29, Р. Мертон30, П. Бергер, Т. Луман31. В отечественной мысли: И. М. Ильинский32, В. И. Чупров33, А. В. Мудрик34, Д. Б. Эльконин35.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что всё большее число молодых людей задумывается о глобальных кризисах, с которыми может столкнуться человечество, в связи с чрезмерным потреблением, использованием оружия и так далее. В связи с этим сложившаяся ситуация предполагает смену устоявшихся ценностей и форм действия и возникает необходимость исследования возникновения новых.
Более того, малая эффективность, бесконтрольность и трагичность последствий конфронтации, основанной на принципе силы, требуют, по нашему мнению, отказа от насилия как средства решения противоречий и конфликтов в сфере гражданского участия. В связи с этим возросла потребность разработки новых мировоззренческих установок и идей, которые помогут сменить ценности, порожденные насильственным противоборством, минимизируют издержки, но не утратят своей эффективности.
Целый ряд работ посвящен рассмотрению гуманистической теории ненасилия как с точки зрения философской идеи, так и практической деятельности. Основоположниками ненасильственной теории принято считать Г. Д. Торо36, М. Ганди37, М. Л. Кинга38, Л. Н. Толстого39.
Наиболее значимыми для понимания содержания ценностей ненасилия являются работы Р. Г. Апресяна40, А. К. Абишевой41А. А. Гусейнова42, Н. Г. Пряхина43, Н. И. Климовой44, А. Г. Козловой45
Однако существует и обратная точка зрения, согласно которой в сознании молодежи отсутствует представление о ненасилии как особой ценностно-реализующееся духовной практике, реализующейся не только «для себя», но и для других и требующей для своего осуществления соответствующего уровня духовного развития.
В рамках данной диссертации мы стремимся исследовать отказ от насилия в гражданском участии молодежи на примере молодежных экологических движений. Экологическое движение — движение за сохранение среды, окружающей человека, и природы, как стихийное, так и организационно оформленное в общественные объединения различного уровня.46 Российское экологическое движение в настоящее время дифференцировано и слабо институционализировано. Данный субъект гражданского общества существует в форме некоммерческих организаций (НКО). Значимость общественных объединений в обществе становится бесспорной вследствие возникновения всё большего числа подобных объединений и увеличения количества их участников.
Нас интересует, какие именно формы гражданского участия являются актуальными в современной России? Каковы предпочтения молодежи в выборе той или иной стратегии? Руководствуется ли современная молодежь принципами ненасилия в вопросах гражданского участия?
Основываясь на теории коллективного действия Ч. Тилли, можем разделить исследовательский вопрос на две части: каким образом молодежь в современном обществе стала обладать своим репертуаром форм гражданского участия и как тот или иной субъект гражданского участия выбирает конкретную форму действия (или бездействия) из этого репертуара.
Таким образом, настоящая выпускная квалификационная работа посвящена анализу влияния морально-нравственного аспекта на выбор форм и технологий гражданского участия молодежи в контексте теории ненасилия.
В соответствии с программой исследования сформулирована гипотеза.
Гипотеза: Представления о ненасилии как особой ценностно-обоснованной духовной практике, реализующейся в гражданском участии, определяют характер действий современной молодежи.
Цель: выявить и охарактеризовать формы гражданского участия молодежи, имеющие потенциал отказа от насилия.
Задачи:
1) Проанализировать теоретико-методологические аспекты изучения гражданского участия в социологии;
2) Описать принципы и механизмы ненасильственного действия.
3) Дать характеристику гражданского участия молодежи в России.
4) Проанализировать перспективы ненасилия в области гражданского участия.
Объектом исследования является гражданское участие молодежи.
Предметом исследования являются аксиологические факторы, обуславливающие выбор способов действия молодежи в гражданском участии.
Эмпирической базой работы является социологическое исследование, проведенное весной 2023 г. при помощи метода полуструктурированного интервью с экспертами. В качестве экспертов выступили руководители и участники экологических движений г. Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 10 человек.
Структурно ВКР состоит из: введения, основной части (3 главы, каждая из которых включает 3 параграфа), заключения, списка используемой литературы, приложений.
В первой главе настоящей ВКР описывается понятийный аппарат исследования, дается характеристика форм и технологий современного гражданского участия, рассматриваются особенности гражданского участия молодежи.
Во второй главе настоящей ВКР рассматривается теоретико-методологическая основа исследования ненасильственного гражданского участия. Методологическая база настоящего исследования включает аксиологический и коммуникативный подходы. На основе этого были приняты во внимание основные постулаты концепции «совещательной демократии» или «делиберативной демократии» разработанной Э. Гутманном и Д. Томпсоном, Д. Фишкином, Д. Хелдом и другими. Рассматривались теории коммуникативного действия Ю. Хабермас и «коллективного действия и коллективного насилия» Ч. Тилли. Особенно значимыми для анализа ненасильственного потенциала гражданского участия молодежи стали идеи представителей гуманистической теории ненасилия Г. Д. Торо, М. Ганди, М. Л. Кинга, Л. Н. Толстого, а также основы современной концепции активного ненасилия.
В третьей главе дается анализ особенностей экологических движений в России, излагается программа и результаты эмпирического исследования.
С точки зрения коммуникативного подхода гражданское участие выступает полем для множества взаимодействий субъектов гражданского общества на разных уровняй.
Относительная свобода активности и возможность самостоятельного выбора способа действия в гражданском участии предполагает наличие определенных правил, основанных на наборе ценностей. В ситуации развития и постоянной подвижности структуры взаимодействий в гражданском участии происходят как модификация традиционных ценностей, так и возникновение целого ряда новых. Проблема заключается в том, что понимание ценностей в исследованиях современного гражданского участия размыто и не имеет четкого определения.
Динамика ценностей позволяет говорить о тенденции смены традиционных форм гражданского участия на относительно новые, набирающие популярность формы гражданской активности. Примером служат перформансы, флешмобы, уличные мероприятия, онлайн-активность. Кроме того, с уверенностью можно утверждать, что наблюдаются тенденции в области развития цифровизации гражданской активности. Чаще других основными субъектами данной активности выступают представители молодежи.
Актуальность исследования молодежной проблематики в гражданском участии объясняется тем, что молодежь как социально-демографическая группа имеет свою специфику. Ключевой особенностью и специфическим социальным качеством молодежи является способность перенимать, воспроизводить в качественно новой форме и транслировать следующим поколениям установленную в обществе систему ценностей. В связи с этим молодежи отводится особо значимая роль в вопросах гражданского участия.
Благодаря проведенному анализу теоретико-методологической базы социологии выявлен потенциал, заложенный в классических теориях, для изучения феномена гражданского участия современной молодежи.
В настоящей работе была предпринята попытка приложения к анализу гражданского участия гуманистической теории ненасилия. С позиций аксиологического и коммуникативного подходов рассмотрены реальные практики гражданского участия как процесса взаимодействия молодежи как в структуре экологических организаций, так и с другими субъектами гражданского общества. При этом учитывалась специфика молодежи как особой социально-демографической группы.
В результате проведения социологического исследования были выявлены предпочтения молодежи относительно выбора форм гражданского участия, а также перечень ценностей и их роль в активистской деятельности. На примере экологических движений были выявлены представления молодежи о принципах ненасилия, что позволило оценить ненасильственный потенциал молодежи в гражданском участии.
Гипотеза исследования о том, что представления о ненасилии как особой ценностно-обоснованной духовной практике, реализующейся в гражданском участии, определяют характер действий современной молодежи, подтвердилась. Однако нельзя всецело утверждать, что приверженность ненасильственным методам в гражданском участии молодежи основывается исключительно на принятых ценностях. В попытках объяснить причины неприменения насилия респонденты наряду с морально-этическими убеждениями ссылаются на ограничения своей деятельности в связи с законодательством РФ и недостаток ресурсов.
Стоит отметить, что участники общественных движений высоко ценят идеи ненасилия и предпочитают действовать в рамках данного подхода. Одновременно можно сделать вывод об отрицательных коннотациях с понятием «насилие».
Противоречием является нежелание и неготовность молодежи к полному отказу от насилия. Стремление действовать ненасильственными способами трактуется как избегание ситуаций, требующих применения насилия.
Таким образом, несмотря на желание действовать в рамках ненасильственного подхода, представители молодежи допускают вероятность применения насилия на практике. Формы гражданского участия во многом зависят от тех социальных условий, в которых находятся представители молодежи – носители набора ценностей.
Важно отметить, что выводы, полученные в рамках эмпирического исследования, применимы к представителям молодежи, состоящим в общественных экологических объединениях, и могут отличаться от характера действия иных субъектов гражданского участия.
Настоящая работа является основой для дальнейшего исследования гражданского участия в структуре социального взаимодействия гражданского общества в современной России. Необходимо продолжить поиски теоретической основы для описания репертуара коллективного действия субъектов гражданского общества с целью обнаружения теории, наиболее полно раскрывающей все его особенности. Кроме того, существует потребность в исследованиях, ориентированных на изучение ненасильственного потенциала современных социальных практик. Это поспособствует созданию инструментов для прогнозирования и снятия социальной напряженности.
1. Абишева А. К. О понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии. – 2002. – № 3. С. 139–147.
2. Акопов Г. Л. Политология: учеб. Пособие — Ростов н/Д: Феникс, 2009. 350 с.
3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / пер. с англ. Л. Л. Галкина. – М.: Полис. Политические исследования. 1992. № 4. С. 122–136. Электронная библиотека. Гражданское общество в России / URL: https://www.civisbook.ru/files/File/1992-4-Almond_Verba.pdf (дата обращения 25.02.2023).
4. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократия в пяти странах / пер. Евсей Г. – М.: Мысль, 2014. 500 с.
5. Апресян Р. Г. Гражданское общество: участие и ответственность. Неконцептуальный сборник – М.: Аслан, 1997. / URL: https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/GU/4.html (дата обращения 26.11.2022).
6. Апресян Р. Г. Метанормативное содержание принципов справедливой войны – М.: Полис. 2002. № 3. С. 385–403.
7. Ареднт Х. Истоки тоталитаризма / пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л. А. Седова. Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с. / URL: https://vk.com/doc5787984_458771574?hash=0TuOI8GTTaiivi (дата обращения: 04.02.2023).
8. Арендт Х. О насилии – М.: Новое издательство, 2014. 148 с.
9. Аристотель – Сочинения в четырех томах. Том 4 / перев. и ред. А. И. Доватура – М.: Мысль, 1983. 830 с.
10. Белановский С. А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / перевод Е. Руткевич. – М.: Медиум, 1995. 323 с.
12. Беляев И. А. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 2. С. 9.
13. Большая советская энциклопедия. в 30-ти т. – 3-е изд. – М.: Совет. энцикл., 1969 – 1986. / URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/108 (дата обращения: 12.01.23).
14. Большой толковый социологический словарь / URL: https://gufo.me/dict/social_dict/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5 (дата обращения: 18.01.2023).
15. Большой толковый словарь русского языка / ред. С. А. Кузнецов– СПб.: «Норинт», 2001. 1534 с.
...