Особенности развития арт-рынка в России и Китае: сравнительный анализ (на примере Шанхая и Санкт-Петербурга)
|
Введение
Глава 1. Экономическая глобализация в Китае и России: социальные аспекты
1.1. Роль Китая и России в современной мировой экономике и системе современных обществ
1.2. Развитие Китая и России в условиях экономической и культурной глобализации
Глава 2. Развитие арт-рынка в Китае и России: социологический анализ
2.1. Особенности формирования арт-рынка в Китае и России
2.2. Современный арт-рынок в Шанхае и Санкт-Петербурге: социологический анализ
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Глава 1. Экономическая глобализация в Китае и России: социальные аспекты
1.1. Роль Китая и России в современной мировой экономике и системе современных обществ
1.2. Развитие Китая и России в условиях экономической и культурной глобализации
Глава 2. Развитие арт-рынка в Китае и России: социологический анализ
2.1. Особенности формирования арт-рынка в Китае и России
2.2. Современный арт-рынок в Шанхае и Санкт-Петербурге: социологический анализ
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Актуальность темы. Исследования взаимодействия экономики и культуры является классической темой для экономической социологии ещё со времен М. Вебера и Г. Зиммеля. Современные глобальные изменения в экономике и культуре вывели исследования их взаимодействия на первый план в разных странах, в том числе и в Китае, и в России. Процессы экономической глобализации и трансформация современной системы международного разделения труда сделали актуальными исследования новых глобальных рынков. Социологи изучают социальные аспекты международного разделения труда и формирования таких рынков. Именно поэтому предметом исследований экономической социологии должны стать современные глобальные социокультурные изменения и процессы экономизации культуры, основные направления развертывания этих процессов, а также особенности подключения к ним разных стран, в том числе, Китая и России. Ярче всего процессы экономизации культуры проявляют себе в формировании глобального и локальных арт-рынков. Арт-рынок, как наиболее яркий пример экономизации культуры, на сегодняшний день представляет собой один из наиболее глобализированных рынков. И резкая активизация участия в нем Китая за последние 6 – 8 лет становится одним из проявлений новой роли Китая в структуре мировой экономики и международного разделения труда, поиска Китаем новых способов адаптации к процессам глобализации. Арт-рынок представляет собой интересный, сложный и необычный объект социологических исследований, не подчиняющийся рыночным правилам функционирования, имеющий ряд социальных особенностей. При этом арт-рынок – один из самых быстрорастущих рынков в мире. Каждый год появляются сообщения о его росте, уже к 2017 г. он достиг 64 млрд долларов, превысив результат 2016 г на 12%. По мнению экспертов он будет расти и дальше. С 2011 г. Китай является одним из лидеров арт-рынка, занимая долю около 20%. Лидером Китай стал всего лишь за пару десятилетий. На арт-рынок России тоже оказывают всё возрастающее влияние процессы экономической и культурной глобализации. Правда, в отличие от стремительно растущего арт-рынка Китая арт-рынок России занимает довольно скромную, около 1%, долю в мировом масштабе. Но его положение стабильно, даже коронавирусный кризис на него не повлиял, при сохраняющемся стабильно высоком спросе на русское-советское искусство в стране и мире. Арт-рынок Санкт-Петербурга представляет интерес тем, что его роль в развитии национального арт-рынка России аналогична роли шанхайского арт-рынка, хоть по сравнению с объемами шанхайского арт-рынка он и не такой большой. Именно поэтому проведение сравнительного социологического исследования арт-рынка Шанхая и Санкт-Петербурга представляет интерес, как для современной экономической социологии, так и для модернизации культурной политики Китая и России.
Степень разработанности темы. Как справедливо отмечает китайский социолог культуры, культуролог Дай Жу, впервые в Китае заговорили о необходимости изучения экономики искусства, художественного рынка, необходимости теоретических обобщений и их подкрепления эмпирическим материалом только в 1980-е г. на волне начала политики реформ и открытости, проводимой руководством КНР. Правда, потребовалось несколько десятилетий, чтобы уже в 2000-е гг. появились первые серьезные труды, посвященные изучению китайского арт-рынка, например, это работы Ли Сянминя, Ли Шуляна, Гу Чжаогуя, Бо Чжиляна, Ли Чжуцзиня, Чжу Цзюньбо, Е Цзы, Си Му и других. В это же время появился интерес к китайскому арт-рынку и у российских исследователей, таких, например, как: Балаш А. Н., Бальцер Г., Буткевич Д., Ляпустина С. Н., Барей Н. С., Онучина М., Хангельдиева И. Г. и других. Существует значительное количество исследователей и современного российского и петербургского арт-рынка, среди них можно назвать таких, как: Салтанова С. В., Белькевич Д., Лысакова А. А., Салтанова С. В., Седых И. А., Антонова М. А., Жиляева А., Скворцова В., Иванчикова Т. М., Мищук О. Н., Севрюхин Д. Я., Волкова А. В., Алмакучуков К. М., Старобинская Н. М. и другие. Хотя исследований непосредственно петербургского арт-рынка пока не так много. В той или иной мере идеи этих ученых использованы в данной работе.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей социально-экономического развития Китая и России, его адаптации к глобальным экономическим и культурным процессам на примере изучения динамики арт-рынка. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировать особенности современного международного разделения труда и роли в нем Китая и России;
2. Изучить социальные особенности развития КНР и РФ в условиях экономической и культурной глобализации;
3. Осуществить социологический анализ арт-рынка Китая России, и особенностей его динамики, на примере Шанхая и Санкт-Петербурга.
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретико-методологическим основами исследования являются миросистемный подход Иммануила Валлестайна, концепция глобализации Энтони Гиддерса и теория рынка символической продукции Пьера Бурдье. В качестве методов сбора эмпирической информации был использован вторичный анализ данных статистики по социально-экономическому развитию Китая и России, формированию китайского и российского арт-рынка, а также метод глубинного интервью с экспертами, работающими на арт-рынке Шанхая и Санкт-Петербурга (см. Приложения 1 - 5).
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введения, заключения, списка литературы и приложений, содержащих инструментарий эмпирического социологического исследования.
Степень разработанности темы. Как справедливо отмечает китайский социолог культуры, культуролог Дай Жу, впервые в Китае заговорили о необходимости изучения экономики искусства, художественного рынка, необходимости теоретических обобщений и их подкрепления эмпирическим материалом только в 1980-е г. на волне начала политики реформ и открытости, проводимой руководством КНР. Правда, потребовалось несколько десятилетий, чтобы уже в 2000-е гг. появились первые серьезные труды, посвященные изучению китайского арт-рынка, например, это работы Ли Сянминя, Ли Шуляна, Гу Чжаогуя, Бо Чжиляна, Ли Чжуцзиня, Чжу Цзюньбо, Е Цзы, Си Му и других. В это же время появился интерес к китайскому арт-рынку и у российских исследователей, таких, например, как: Балаш А. Н., Бальцер Г., Буткевич Д., Ляпустина С. Н., Барей Н. С., Онучина М., Хангельдиева И. Г. и других. Существует значительное количество исследователей и современного российского и петербургского арт-рынка, среди них можно назвать таких, как: Салтанова С. В., Белькевич Д., Лысакова А. А., Салтанова С. В., Седых И. А., Антонова М. А., Жиляева А., Скворцова В., Иванчикова Т. М., Мищук О. Н., Севрюхин Д. Я., Волкова А. В., Алмакучуков К. М., Старобинская Н. М. и другие. Хотя исследований непосредственно петербургского арт-рынка пока не так много. В той или иной мере идеи этих ученых использованы в данной работе.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей социально-экономического развития Китая и России, его адаптации к глобальным экономическим и культурным процессам на примере изучения динамики арт-рынка. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Проанализировать особенности современного международного разделения труда и роли в нем Китая и России;
2. Изучить социальные особенности развития КНР и РФ в условиях экономической и культурной глобализации;
3. Осуществить социологический анализ арт-рынка Китая России, и особенностей его динамики, на примере Шанхая и Санкт-Петербурга.
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретико-методологическим основами исследования являются миросистемный подход Иммануила Валлестайна, концепция глобализации Энтони Гиддерса и теория рынка символической продукции Пьера Бурдье. В качестве методов сбора эмпирической информации был использован вторичный анализ данных статистики по социально-экономическому развитию Китая и России, формированию китайского и российского арт-рынка, а также метод глубинного интервью с экспертами, работающими на арт-рынке Шанхая и Санкт-Петербурга (см. Приложения 1 - 5).
Структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, разбитых на параграфы, введения, заключения, списка литературы и приложений, содержащих инструментарий эмпирического социологического исследования.
Итак, в течение всего двух десятилетий роль Китая в мировой экономической системе изменилась. Эффективно используя свои преимущества (трудовые, природные, организационно-политические ресурсы) в международном разделении труда при начале реализации политики реформ и открытости, эффективно встраиваясь с международные производственные цепочки, Китай не только смог создать благоприятные условия для собственного социально-экономического развития, но и стал одним из лидеров экономической глобализации. Высокие темпы роста ВВП, рост спроса (в том числе на импортные товары), повышение качества человеческого капитала сделали Китай «мастерской мира» и качественно повысили уровень жизни, создав условия для формирования «гармоничного общества среднего достатка». В течение также двух последних десятилетий Россия смогла сохранить свое место в мировом хозяйстве, восстановив экономику, промышленность и на основе реализации инновационной, протекционистской политики импортозамещения смогла создать условия для устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня и качества жизни. Роль Китая в глобальной экономике – новая «мастерская мира» с опорой на внутренний спрос и общество среднего достатка. Роль России в глобальной экономике скромнее – сохранение внутреннего потенциала устойчивого развития. Но эти их роли обеспечивают социально-экономическую и политическую стабильность всей Евразии.
Современный Китай вполне успешно приспосабливается к процессам экономической и культурной глобализации. Россия тоже практически не отстает в этом от Китая. Хотя гораздо более быстрое экономическое развитие КНР создает более благоприятные условия для эффективного включения в глобальные экономические процессы и, соответственно, приносит большие выгоды от участия в международном разделении труда. Несмотря на ряд сопутствующих трудностей, таких как: сохраняющаяся дифференциация в доходах, необходимость повышения социальных расходов, рост зависимости КНР от мирового рынка и его периодической дестабилизации. Эти трудности есть и у России тоже. Вместе с тем Китай и Россия стараются эффективно реагировать и на процесс культурной глобализации, сопровождающийся не только расширением возможностей взаимовыгодного межкультурного сотрудничества и появлением новых возможностей социально-экономического развития в связи с подключением к глобальному культурному рынку.
Глобализация экономики и международное разделение труда для разных стран несут одновременно и благоприятные возможности, и вызовы. Несмотря на то, что на начальном этапе реализации политики реформ и открытости Китай участвовал в международном разделении труда, исходя из фактора дешевой рабочей силы, это отнюдь не значило, что Китай всегда должен был оставаться исключительно источником дешевой рабочей силы в мировой экономике. Благодаря непрерывному повышению качества своих внутренних факторов и развитию высокотехнологичных производств, сегодня Китай постепенно занимает значимое место на мировой арене по многим рассмотренным выше параметрам. Проблемы и трудности мирового экономического развития, такие как неравномерное распределение доходов, растущая безработица в развитых странах, экологические проблемы также тесно связаны с Китаем и Россией. И Китай, и Россия ищут свои пути развития в условиях экономической и культурной глобализации. Одним из путей является эффективное подключение к сравнительно новым для Китая и России рынкам, таким, например, как глобальный художественный рынок.
Если говорить про особенности развития арт-рынка в Китае, то важно обратить внимание на следующие моменты:
- прежде всего важно подчеркнуть, что арт-рынок Китая, несмотря на древние исторические истоки, является очень молодым, однако, Китаю за очень короткий срок удалось воспроизвести полностью социально-экономическую структуру арт-рынка со всеми необходимыми структурными элементами;
- основными арт-дилерами на арт-рынке КНР являются галереи искусства, наряду с аукционами произведений искусства. Именно они формируют основные тенденции современного развития арт-рынка Китая;
- несмотря на свою молодость, арт-рынок Китая быстро стал неотъемлемой частью глобального арт-рынка (заняв за 8 лет развития долю в более чем 20%), составив конкуренцию арт-рынкам США и Западной Европы и став лидером по темпам и качеству роста в сфере арт-бизнеса;
- стремительное развитие китайского арт-рынка определяется успехами социально-экономического развития Китая в последние три десятилетия, наличием устойчивого экономического роста и эффективной системы распределение национального дохода и государственного регулирования, что обеспечило формирование значительной социальной группы потребителей предметов искусства;
- особенности социальной группы потребителей китайского арт-рынка обусловлены его структурой, включающей 4 типа покупателей, различающихся по мотивации и специфике ведения арт-бизнеса: коллекционеры-любители, коллекционеры-полупрофессионалы, коллекционеры-профессионалы и коллекционеры-иностранцы.
На основе анализа разных точек зрения российских экспертов по поводу развития российского арт-рынка можно обратить внимание на следующие его особенности:
- также как в Китае, несмотря на длительную историю формирования, современный арт-рынок в России тоже молодой, и, несмотря на то, что его развитие не носило, как в КНР, планомерного поступательного характера, он часто испытывал такие же кризисы и спады, как и экономика России в целом, все же на российском арт-рынке сформировалась современная инфраструктура, хоть некоторые её элементы и требуют дальнейшего развития под контролем государства, прежде всего, система экспертизы;
- основными арт-дилерами на арт-рынке России тоже являются галереи искусства, наряду с арт-аукционами, которые в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Очень быстро развивается онлайн-торговля искусством, которая резко активизировалось в 2020 г. на фоне пандемии COVID-19;
- арт-рынок России глобализируется значительно медленнее, чем китайский арт-рынок, и занимает довольно скромную, около 1%, долю в мировом масштабе. Но его положение стабильно, даже коронавирусный кризис на него не повлиял, при сохраняющемся стабильно высоком спросе на русское-советское искусство в стране и мире;
- одним из факторов, сдерживающих развитие арт-рынка в России, следует назвать нестабильность социально-экономического положения российского среднего класса, который составляет до 38% населения, при 7% относимых к его высшей страте, правда, при его высоком уровне образования и культурных вкусов, а также стабильности интереса высшей страты среднего класса к осуществлению покупок недорогих произведений искусства;
- особенности социальной группы потребителей российского арт-рынка обусловлены его структурой, включающей 4 типа покупателей, различающихся по мотивации и специфике ведения арт-бизнеса: коллекционеры-любители или интерьерные покупатели, коллекционеры-инвесторы, коллекционеры-профессионалы и коллекционеры-иностранцы.
Подводя итоги социологического исследования арт-рынка Шанхая, проведенного на основе данных интервью и с использованием данных из внешних источников, можно сказать, что процесс развития шанхайского арт-рынка и арт-бизнеса во многом повторяет особенности развития арт-рынка Китая и его подключения к глобальному арт-рынку. У его развития есть общие и особенные характеристики. Общими являются достаточно высокий уровень глобализированности шанхайского арт-рынка, как и китайского, опора на успехи социально-экономических реформ в стране, формирование и воспроизводство всех основных элементов инфраструктуры зарубежных арт-рынков, трудности конкуренции с западными арт-рынками в условиях глобализации, переход от традиционных форм арт-бизнеса (ярмарки, галереи, салоны) к современным (интернет-торговля), развитие интерактивного искусства посредством соцсетей, расширение числа потребителей за счет представителей среднего класса (особенно городской молодежи). Особенности арт-рынка Шанхая определяются историей и традициями его возникновения и становления, что до сих пор определяет преимущественный интерес к традиционному и современному китайскому и шанхайскому искусству на шанхайском арт-рынке, большая роль социального капитала в развитии арт-бизнеса (формирующая особую шанхайскую бизнес-среду на городском арт-рынке), большая роль государства и особенно властей города Шанхая в поддержке развития арт-рынка, более высокий уровень знаний в сфере искусства (по сравнению с остальным Китаем) у шанхайских продавцов и покупателей, стремление к сохранению и воспроизводству в процесс развития шанхайского арт-рынка «шанхайского культурного стиля». Экономическая и культурная глобализация оказывают очень большое влияние на шанхайский арт-рынок и арт-бизнес, но его особенности при этом не стираются, а сохраняются и воспроизводятся. Очевидно, что ставка основных акторов арт-бизнеса Шанхая на особенности «шанхайского культурного стиля» в развитии арт-рынка, разумеется, при учете общих всекитайских и глобальных тенденций развития арт-рынка, действительно имеет перспективы сделать арт-рынок Шанхая одним из важнейших факторов социально-экономического развития города в ближайшее десятилетие, а его доля в ВВП города вполне может достичь ожидаемых к 2030 г.18%.
Подводя итоги социологического исследования арт-рынка Санкт-Петербурга, проведенного также на основе данных интервью и с использованием данных из внешних источников, можно сделать вывод о том, что и развитие петербургского арт-рынка во многом повторяет особенности развития российского арт-рынка, но с учетом исторически обусловленной специфики его возникновения и существования. Эти особенности, с одной стороны, позволяют сохранятся его особому стилю, как проявлению особенностей культуры Петербурга, но, с другой стороны, они пока не позволяют России занять значительное место на глобальном арт-рынке, даже при наличии всех необходимых его инфраструктурных элементов, хотя петербургский арт-рынок лишь немногим уступает московскому. Однако, большая история, традиции и растущая, хоть и пока недостаточная поддержка развития арт-рынка со стороны городских властей, создают благоприятные перспективы для петербургского арт-рынка. И опрошенные арт-эксперты уже отмечают, что, несмотря на экономические проблемы вызванные пандемией COVID-19, в 2020 г. петербургский арт-рынок существенно оживился, вырос интерес к произведениям местных, российских, петербургских художников, а вынужденная самоизоляция привела к росту интереса к искусству как таковому, тем более, что пандемия способствовала быстрому переходу арт-бизнеса в онлайн-формат, при этом растущая доля покупателей – молодежная аудитория из среднего класса, хоть и совершающая единоразовые и не дорогие покупки.
Таким образом, динамика арт-рынка и Китая, и Шанхая, России, и Санкт-Петербурга является как важным фактором современного социально-экономического развития КНР и РФ, так и показателем эффективности подключения современного Китая и России к процессам экономической и культурной глобализации, эффективности, предполагающей гармоничное сочетание общемировых и национальных тенденций развития хозяйства и общества.
Современный Китай вполне успешно приспосабливается к процессам экономической и культурной глобализации. Россия тоже практически не отстает в этом от Китая. Хотя гораздо более быстрое экономическое развитие КНР создает более благоприятные условия для эффективного включения в глобальные экономические процессы и, соответственно, приносит большие выгоды от участия в международном разделении труда. Несмотря на ряд сопутствующих трудностей, таких как: сохраняющаяся дифференциация в доходах, необходимость повышения социальных расходов, рост зависимости КНР от мирового рынка и его периодической дестабилизации. Эти трудности есть и у России тоже. Вместе с тем Китай и Россия стараются эффективно реагировать и на процесс культурной глобализации, сопровождающийся не только расширением возможностей взаимовыгодного межкультурного сотрудничества и появлением новых возможностей социально-экономического развития в связи с подключением к глобальному культурному рынку.
Глобализация экономики и международное разделение труда для разных стран несут одновременно и благоприятные возможности, и вызовы. Несмотря на то, что на начальном этапе реализации политики реформ и открытости Китай участвовал в международном разделении труда, исходя из фактора дешевой рабочей силы, это отнюдь не значило, что Китай всегда должен был оставаться исключительно источником дешевой рабочей силы в мировой экономике. Благодаря непрерывному повышению качества своих внутренних факторов и развитию высокотехнологичных производств, сегодня Китай постепенно занимает значимое место на мировой арене по многим рассмотренным выше параметрам. Проблемы и трудности мирового экономического развития, такие как неравномерное распределение доходов, растущая безработица в развитых странах, экологические проблемы также тесно связаны с Китаем и Россией. И Китай, и Россия ищут свои пути развития в условиях экономической и культурной глобализации. Одним из путей является эффективное подключение к сравнительно новым для Китая и России рынкам, таким, например, как глобальный художественный рынок.
Если говорить про особенности развития арт-рынка в Китае, то важно обратить внимание на следующие моменты:
- прежде всего важно подчеркнуть, что арт-рынок Китая, несмотря на древние исторические истоки, является очень молодым, однако, Китаю за очень короткий срок удалось воспроизвести полностью социально-экономическую структуру арт-рынка со всеми необходимыми структурными элементами;
- основными арт-дилерами на арт-рынке КНР являются галереи искусства, наряду с аукционами произведений искусства. Именно они формируют основные тенденции современного развития арт-рынка Китая;
- несмотря на свою молодость, арт-рынок Китая быстро стал неотъемлемой частью глобального арт-рынка (заняв за 8 лет развития долю в более чем 20%), составив конкуренцию арт-рынкам США и Западной Европы и став лидером по темпам и качеству роста в сфере арт-бизнеса;
- стремительное развитие китайского арт-рынка определяется успехами социально-экономического развития Китая в последние три десятилетия, наличием устойчивого экономического роста и эффективной системы распределение национального дохода и государственного регулирования, что обеспечило формирование значительной социальной группы потребителей предметов искусства;
- особенности социальной группы потребителей китайского арт-рынка обусловлены его структурой, включающей 4 типа покупателей, различающихся по мотивации и специфике ведения арт-бизнеса: коллекционеры-любители, коллекционеры-полупрофессионалы, коллекционеры-профессионалы и коллекционеры-иностранцы.
На основе анализа разных точек зрения российских экспертов по поводу развития российского арт-рынка можно обратить внимание на следующие его особенности:
- также как в Китае, несмотря на длительную историю формирования, современный арт-рынок в России тоже молодой, и, несмотря на то, что его развитие не носило, как в КНР, планомерного поступательного характера, он часто испытывал такие же кризисы и спады, как и экономика России в целом, все же на российском арт-рынке сформировалась современная инфраструктура, хоть некоторые её элементы и требуют дальнейшего развития под контролем государства, прежде всего, система экспертизы;
- основными арт-дилерами на арт-рынке России тоже являются галереи искусства, наряду с арт-аукционами, которые в основном сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Очень быстро развивается онлайн-торговля искусством, которая резко активизировалось в 2020 г. на фоне пандемии COVID-19;
- арт-рынок России глобализируется значительно медленнее, чем китайский арт-рынок, и занимает довольно скромную, около 1%, долю в мировом масштабе. Но его положение стабильно, даже коронавирусный кризис на него не повлиял, при сохраняющемся стабильно высоком спросе на русское-советское искусство в стране и мире;
- одним из факторов, сдерживающих развитие арт-рынка в России, следует назвать нестабильность социально-экономического положения российского среднего класса, который составляет до 38% населения, при 7% относимых к его высшей страте, правда, при его высоком уровне образования и культурных вкусов, а также стабильности интереса высшей страты среднего класса к осуществлению покупок недорогих произведений искусства;
- особенности социальной группы потребителей российского арт-рынка обусловлены его структурой, включающей 4 типа покупателей, различающихся по мотивации и специфике ведения арт-бизнеса: коллекционеры-любители или интерьерные покупатели, коллекционеры-инвесторы, коллекционеры-профессионалы и коллекционеры-иностранцы.
Подводя итоги социологического исследования арт-рынка Шанхая, проведенного на основе данных интервью и с использованием данных из внешних источников, можно сказать, что процесс развития шанхайского арт-рынка и арт-бизнеса во многом повторяет особенности развития арт-рынка Китая и его подключения к глобальному арт-рынку. У его развития есть общие и особенные характеристики. Общими являются достаточно высокий уровень глобализированности шанхайского арт-рынка, как и китайского, опора на успехи социально-экономических реформ в стране, формирование и воспроизводство всех основных элементов инфраструктуры зарубежных арт-рынков, трудности конкуренции с западными арт-рынками в условиях глобализации, переход от традиционных форм арт-бизнеса (ярмарки, галереи, салоны) к современным (интернет-торговля), развитие интерактивного искусства посредством соцсетей, расширение числа потребителей за счет представителей среднего класса (особенно городской молодежи). Особенности арт-рынка Шанхая определяются историей и традициями его возникновения и становления, что до сих пор определяет преимущественный интерес к традиционному и современному китайскому и шанхайскому искусству на шанхайском арт-рынке, большая роль социального капитала в развитии арт-бизнеса (формирующая особую шанхайскую бизнес-среду на городском арт-рынке), большая роль государства и особенно властей города Шанхая в поддержке развития арт-рынка, более высокий уровень знаний в сфере искусства (по сравнению с остальным Китаем) у шанхайских продавцов и покупателей, стремление к сохранению и воспроизводству в процесс развития шанхайского арт-рынка «шанхайского культурного стиля». Экономическая и культурная глобализация оказывают очень большое влияние на шанхайский арт-рынок и арт-бизнес, но его особенности при этом не стираются, а сохраняются и воспроизводятся. Очевидно, что ставка основных акторов арт-бизнеса Шанхая на особенности «шанхайского культурного стиля» в развитии арт-рынка, разумеется, при учете общих всекитайских и глобальных тенденций развития арт-рынка, действительно имеет перспективы сделать арт-рынок Шанхая одним из важнейших факторов социально-экономического развития города в ближайшее десятилетие, а его доля в ВВП города вполне может достичь ожидаемых к 2030 г.18%.
Подводя итоги социологического исследования арт-рынка Санкт-Петербурга, проведенного также на основе данных интервью и с использованием данных из внешних источников, можно сделать вывод о том, что и развитие петербургского арт-рынка во многом повторяет особенности развития российского арт-рынка, но с учетом исторически обусловленной специфики его возникновения и существования. Эти особенности, с одной стороны, позволяют сохранятся его особому стилю, как проявлению особенностей культуры Петербурга, но, с другой стороны, они пока не позволяют России занять значительное место на глобальном арт-рынке, даже при наличии всех необходимых его инфраструктурных элементов, хотя петербургский арт-рынок лишь немногим уступает московскому. Однако, большая история, традиции и растущая, хоть и пока недостаточная поддержка развития арт-рынка со стороны городских властей, создают благоприятные перспективы для петербургского арт-рынка. И опрошенные арт-эксперты уже отмечают, что, несмотря на экономические проблемы вызванные пандемией COVID-19, в 2020 г. петербургский арт-рынок существенно оживился, вырос интерес к произведениям местных, российских, петербургских художников, а вынужденная самоизоляция привела к росту интереса к искусству как таковому, тем более, что пандемия способствовала быстрому переходу арт-бизнеса в онлайн-формат, при этом растущая доля покупателей – молодежная аудитория из среднего класса, хоть и совершающая единоразовые и не дорогие покупки.
Таким образом, динамика арт-рынка и Китая, и Шанхая, России, и Санкт-Петербурга является как важным фактором современного социально-экономического развития КНР и РФ, так и показателем эффективности подключения современного Китая и России к процессам экономической и культурной глобализации, эффективности, предполагающей гармоничное сочетание общемировых и национальных тенденций развития хозяйства и общества.
Подобные работы
- ТОРГОВЛЯ ПОДЕРЖАННЫМИ ТОВАРАМИ В КИТАЕ И РОССИИ НА ПРИМЕРЕ
ШАНХАЯ И ТОМСКА
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



