ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 8
1.1 Феномен протестного поведения в социологии 8
1.2 Молодежь как особый субъект протестного поведения 17
1.3 Факторы формирования протестного поведения молодежи в России 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 33
2.1 Описание хода исследования и характеристика методов 33
2.2 Анализ результатов исследований 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Приложение 1 59
Приложение 2 64
Приложение 3 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 8
1.1 Феномен протестного поведения в социологии 8
1.2 Молодежь как особый субъект протестного поведения 17
1.3 Факторы формирования протестного поведения молодежи в России 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 33
2.1 Описание хода исследования и характеристика методов 33
2.2 Анализ результатов исследований 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Приложение 1 59
Приложение 2 64
Приложение 3 76
Тема этой работы «Факторы протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга». Выбором настоящей темы послужило то, что на сегодняшний день этой проблеме не уделяется должного внимания, несмотря на то, что сегодняшняя политическая ситуация в нашей стране характеризуется нарастанием социальной напряженности. Одной из результирующих последней являются разные формы протестного поведения социума, групп и индивидов.
Предпосылкой реального протеста является эмоциональное отношение к объекту, которое аккумулируется в протестных настроениях. Отметим, что особым субъектом протестного поведения является молодежь в силу ее склонности к риску, мобильности, импульсивности, активности и так далее, что актуализирует изучение протестных настроений этой социальной группы.
В новой России массовые выходы студенческой молодежи стали наблюдаться с начала 90 годов прошлого века: это столкновения в Москве молодежи с представителями правопорядка в июне и феврале 1992 года, завершившиеся разгромом лагеря «осаждавших» и последовавшим маршем и столкновениями на площади Рижского вокзала и на Тверской с милицией; столкновения на Ленинском проспекте демонстрантов с милицией 1 мая 1993 года. Как считает Тарасов А., «беспорядки 12 апреля 1994 года были первыми массовыми уличными гражданскими беспорядками в Москве (и, кажется, вообще в России) с момента октябрьского государственного переворота 1993 г. и первыми студенческими беспорядками в Москве с конца 60-х, со времени демонстраций китайских студентов, обучавшихся в Советском Союзе» [85]. Подобные выступления студенческой молодежи также проходили в Санкт-Петербурге и других городах нашей страны, но почти не освещались средствами массовой информации [83].
Наиболее массовое выступление молодежи состоялось 12 апреля 1995 года в день празднования Всероссийского дня профсоюзных действий. Данное выступление было организовано Федерацией независимых профсоюзов России: к «взрослым» профсоюзам присоединилась ассоциация профсоюзных объединений студентов и «Студенческая защита». Главными требованиями к властям «Студенческой защиты» были следующие:
отказ от принятия закона о призыве студентов и выпускников высших учебных заведений на службу рядовыми в армию на 2 года;
отмена решения правительства России о лишении успевающих студентов права на стипендию;
прекращение сокращения бесплатных учебных мест и сдачи в аренду коммерческим структурам общежитий;
расширение студенческого самоуправления в высших учебных заведениях;
участие студентов в контроле над финансовой деятельностью высших учебных заведений.
Ассоциация профсоюзных объединений студентов просила только не задерживать выплаты стипендий и, при возможности, повысить их. С протестом против решения Черномырдина В.С. об отмене стипендий для успевающих студентов в Иркутске в этот же день на официальный митинг, который проводился ассоциацией профсоюзных объединений студентов, собралось около 10 000 человек[76].
Особую актуальность данная проблема имеет для Санкт-Петербурга. Это связано с высокой политической активностью студентов. В настоящее время политическое участие молодежи Санкт-Петербурга все чаще приобретает сетевую форму. При этом растет участие молодых людей в массовых несанкционированных акциях, подготовка которых ведется с использованием новых информационных технологий: в блогах, Интернете, социальных сетях, а также на форумах.
Может показаться, что молодежь за прошедшие года адаптировалась к своему положению, смирилась, найдя выход недовольству, неустроенности, протестному настроению в молодежных субкультурах, в экстремистских организациях и в девиации. Тем не менее, наблюдающийся в последнее время подъем молодежи, солидарность по некоторым политико-правовым вопросам заставляют задуматься как об истинных причинах активизации молодежного движения, так и о тенденциях поведения формирующейся группы молодежи. В указанных условиях представляется принципиальной способность нашей власти на адекватную реакцию на действия протестующей молодежи. Необходимость недопущения открытого столкновения молодежи и власти, принятия правильного решения в отношении участников выступлений требует специальных исследований, которые будут направлены на выявление причин и факторов, порождающих протестное поведение молодежи.
Изучение протестных настроений создаст предпосылку для прогнозирования отрицательных или положительных реакций молодежи на изменения в социальной среде, которые инициируются, в частности, государством. Это предвидение позволит оперативно корректировать молодежную политику для того, чтобы предотвратить социальные конфликты, снизить уровень социальной напряженности и канализировать критическую часть недовольства, сохраняя при этом стабильное функционирование всей социальной системы [21].
Итак, с одной стороны исследование протестных настроений создаст предпосылку для прогнозирования реакций молодежи, с другой стороны противоречие между необходимостью изучения факторов протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга и малой разработанностью данной темы в науке и практике определяет актуальность проблемы исследования.
Таким образом, очевидна необходимость анализа факторов протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Тема этой работы актуальна и представляет интерес, как для широкого круга общественности, так и для специалистов в сфере социологии, психологии, политологии, потому что на сегодняшний день данная проблема недостаточно разработана.
В качестве теоретико-методологической основы исследованная выступают труды зарубежных и отечественных авторов, внесших свой вклад в разработку проблематики феномена протестного поведения, и работавших в области социологии, психологии, философии, политологии: Назаретян А., Гаспарян П., Дюркгейм Д.Э., Моска Э. Г., Самнер У., Парето В., Спенсер Г., Зиммель Г., Шанин Т., Фройденберг Э., Ковалев В.В., Егоров А.Ю. и другие. Анализ проблематики молодежи как особого субъекта протестного поведения осуществлялся также на основе работ Ильинского И.М., Чупрова В.И., Лукова В.А., Зубок Ю.А. и других
Исследование проводилось с использованием как общенаучных методов – синтеза и анализа, дедукции и индукции, а также специальных методов – метода свободных ассоциаций, вторичного анализа результатов социологических исследований.
Объект исследования: протестное поведение как социальный феномен
Предмет исследования: факторы протестного поведения молодёжи
Цель исследования: исследовать факторы протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен протестного поведения.
2. Изучить молодежь как особый субъект протестного поведения.
3. Исследовать факторы формирования протестного поведения молодежи в России.
4. Проведение эмпирического исследования.
5. Анализ результатов.
Гипотеза исследования: ключевыми факторам протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга являются: проблемы внутренней политики страны, сложности предпринимательской деятельности, бюрократия и коррупция власти, жесткий контроль властью общественной жизни, рост стоимости жизни в России.
Методология исследования: деятельностный подход, принцип гуманизма, системность, детерминизм.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Методом свободных ассоциаций.
3. Шкалирование.
4. Факторный анализ.
5. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы определена тем, что нами проведено комплексное исследование проблемы.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал, который был получен в результате исследования, можно использовать для дальнейших исследований по этой проблеме, при преподавании и разработке уроков и при подготовке учебной и методической литературы, при прогнозировании реакций молодежи на изменения в социальной среде
Научная новизна состоит в том, что автором на основании широкого круга источников комплексно исследована проблема протестного поведения студенческой молодежи. Многие аспекты этой деятельности освещаются впервые.
Научная новизна исследования определяется следующими факторами:
1. В отечественной и зарубежной научной литературе на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования, посвященные факторам протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
2. В данном исследовании предпринята попытка максимальной широко рассмотреть особенности протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
В данной работе нами произведена систематизация знаний по проблеме исследования. При написании работы был произведен анализ научной литературы, методических разработок, материалов периодических изданий, монографий и пособий под редакцией отечественных и зарубежных авторов.
Структура данной работы определена задачами, предметом и целью исследования. Представленная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка(103 наименования)и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.
Введение определяет степень научной разработки, цель исследования, раскрывает актуальность, теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения факторов протестного поведения.
Во второй главе проводится эмпирическое исследование.
В заключении сформированы окончательные выводы, а также подводятся итоги исследования по рассматриваемой проблеме.
Предпосылкой реального протеста является эмоциональное отношение к объекту, которое аккумулируется в протестных настроениях. Отметим, что особым субъектом протестного поведения является молодежь в силу ее склонности к риску, мобильности, импульсивности, активности и так далее, что актуализирует изучение протестных настроений этой социальной группы.
В новой России массовые выходы студенческой молодежи стали наблюдаться с начала 90 годов прошлого века: это столкновения в Москве молодежи с представителями правопорядка в июне и феврале 1992 года, завершившиеся разгромом лагеря «осаждавших» и последовавшим маршем и столкновениями на площади Рижского вокзала и на Тверской с милицией; столкновения на Ленинском проспекте демонстрантов с милицией 1 мая 1993 года. Как считает Тарасов А., «беспорядки 12 апреля 1994 года были первыми массовыми уличными гражданскими беспорядками в Москве (и, кажется, вообще в России) с момента октябрьского государственного переворота 1993 г. и первыми студенческими беспорядками в Москве с конца 60-х, со времени демонстраций китайских студентов, обучавшихся в Советском Союзе» [85]. Подобные выступления студенческой молодежи также проходили в Санкт-Петербурге и других городах нашей страны, но почти не освещались средствами массовой информации [83].
Наиболее массовое выступление молодежи состоялось 12 апреля 1995 года в день празднования Всероссийского дня профсоюзных действий. Данное выступление было организовано Федерацией независимых профсоюзов России: к «взрослым» профсоюзам присоединилась ассоциация профсоюзных объединений студентов и «Студенческая защита». Главными требованиями к властям «Студенческой защиты» были следующие:
отказ от принятия закона о призыве студентов и выпускников высших учебных заведений на службу рядовыми в армию на 2 года;
отмена решения правительства России о лишении успевающих студентов права на стипендию;
прекращение сокращения бесплатных учебных мест и сдачи в аренду коммерческим структурам общежитий;
расширение студенческого самоуправления в высших учебных заведениях;
участие студентов в контроле над финансовой деятельностью высших учебных заведений.
Ассоциация профсоюзных объединений студентов просила только не задерживать выплаты стипендий и, при возможности, повысить их. С протестом против решения Черномырдина В.С. об отмене стипендий для успевающих студентов в Иркутске в этот же день на официальный митинг, который проводился ассоциацией профсоюзных объединений студентов, собралось около 10 000 человек[76].
Особую актуальность данная проблема имеет для Санкт-Петербурга. Это связано с высокой политической активностью студентов. В настоящее время политическое участие молодежи Санкт-Петербурга все чаще приобретает сетевую форму. При этом растет участие молодых людей в массовых несанкционированных акциях, подготовка которых ведется с использованием новых информационных технологий: в блогах, Интернете, социальных сетях, а также на форумах.
Может показаться, что молодежь за прошедшие года адаптировалась к своему положению, смирилась, найдя выход недовольству, неустроенности, протестному настроению в молодежных субкультурах, в экстремистских организациях и в девиации. Тем не менее, наблюдающийся в последнее время подъем молодежи, солидарность по некоторым политико-правовым вопросам заставляют задуматься как об истинных причинах активизации молодежного движения, так и о тенденциях поведения формирующейся группы молодежи. В указанных условиях представляется принципиальной способность нашей власти на адекватную реакцию на действия протестующей молодежи. Необходимость недопущения открытого столкновения молодежи и власти, принятия правильного решения в отношении участников выступлений требует специальных исследований, которые будут направлены на выявление причин и факторов, порождающих протестное поведение молодежи.
Изучение протестных настроений создаст предпосылку для прогнозирования отрицательных или положительных реакций молодежи на изменения в социальной среде, которые инициируются, в частности, государством. Это предвидение позволит оперативно корректировать молодежную политику для того, чтобы предотвратить социальные конфликты, снизить уровень социальной напряженности и канализировать критическую часть недовольства, сохраняя при этом стабильное функционирование всей социальной системы [21].
Итак, с одной стороны исследование протестных настроений создаст предпосылку для прогнозирования реакций молодежи, с другой стороны противоречие между необходимостью изучения факторов протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга и малой разработанностью данной темы в науке и практике определяет актуальность проблемы исследования.
Таким образом, очевидна необходимость анализа факторов протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Тема этой работы актуальна и представляет интерес, как для широкого круга общественности, так и для специалистов в сфере социологии, психологии, политологии, потому что на сегодняшний день данная проблема недостаточно разработана.
В качестве теоретико-методологической основы исследованная выступают труды зарубежных и отечественных авторов, внесших свой вклад в разработку проблематики феномена протестного поведения, и работавших в области социологии, психологии, философии, политологии: Назаретян А., Гаспарян П., Дюркгейм Д.Э., Моска Э. Г., Самнер У., Парето В., Спенсер Г., Зиммель Г., Шанин Т., Фройденберг Э., Ковалев В.В., Егоров А.Ю. и другие. Анализ проблематики молодежи как особого субъекта протестного поведения осуществлялся также на основе работ Ильинского И.М., Чупрова В.И., Лукова В.А., Зубок Ю.А. и других
Исследование проводилось с использованием как общенаучных методов – синтеза и анализа, дедукции и индукции, а также специальных методов – метода свободных ассоциаций, вторичного анализа результатов социологических исследований.
Объект исследования: протестное поведение как социальный феномен
Предмет исследования: факторы протестного поведения молодёжи
Цель исследования: исследовать факторы протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
1. Проанализировать феномен протестного поведения.
2. Изучить молодежь как особый субъект протестного поведения.
3. Исследовать факторы формирования протестного поведения молодежи в России.
4. Проведение эмпирического исследования.
5. Анализ результатов.
Гипотеза исследования: ключевыми факторам протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга являются: проблемы внутренней политики страны, сложности предпринимательской деятельности, бюрократия и коррупция власти, жесткий контроль властью общественной жизни, рост стоимости жизни в России.
Методология исследования: деятельностный подход, принцип гуманизма, системность, детерминизм.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Методом свободных ассоциаций.
3. Шкалирование.
4. Факторный анализ.
5. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость работы определена тем, что нами проведено комплексное исследование проблемы.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал, который был получен в результате исследования, можно использовать для дальнейших исследований по этой проблеме, при преподавании и разработке уроков и при подготовке учебной и методической литературы, при прогнозировании реакций молодежи на изменения в социальной среде
Научная новизна состоит в том, что автором на основании широкого круга источников комплексно исследована проблема протестного поведения студенческой молодежи. Многие аспекты этой деятельности освещаются впервые.
Научная новизна исследования определяется следующими факторами:
1. В отечественной и зарубежной научной литературе на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования, посвященные факторам протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
2. В данном исследовании предпринята попытка максимальной широко рассмотреть особенности протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга.
В данной работе нами произведена систематизация знаний по проблеме исследования. При написании работы был произведен анализ научной литературы, методических разработок, материалов периодических изданий, монографий и пособий под редакцией отечественных и зарубежных авторов.
Структура данной работы определена задачами, предметом и целью исследования. Представленная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка(103 наименования)и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками.
Введение определяет степень научной разработки, цель исследования, раскрывает актуальность, теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения факторов протестного поведения.
Во второй главе проводится эмпирическое исследование.
В заключении сформированы окончательные выводы, а также подводятся итоги исследования по рассматриваемой проблеме.
Одним из наиболее важных индикаторов состояния общества в России является положение молодежи, так как она представляет собой особую социально-демографическую группу, с которой связаны реальные перспективы развития страны. В значительной степени перспективы развития молодежи зависят от регулирования со стороны государства, от его молодежной политики. С переходом российского общества на новый путь развития значимым феноменом становится молодежная политика.
Молодежь - это социальная группа, значимая для передачи социокультурного опыта и обеспечения устойчивости общества, и в то же время является источником межпоколенческих конфликтов, смены поколений как социодинамики. Молодежь является социально-возрастной группой, основывающейся на особом социальном статусе и самоидентификации, обладает значительным протестным и новационным потенциалом, который выступает фактором социальной преобразовательной деятельности, характеризующейся перспективностью и динамичностью, маргинальностью и парадоксальностью, отстаиванием, формированием и осознанием собственной субъектности, вместе составляющими предпосылку возникновения в молодежной среде рисков.
В условиях сохраняющейся динамики люмпенизации молодежи сохраняется почва для ухудшения социального самочувствия, таким образом, и роста социальной напряженности в молодежной среде, что следует рассматривать как одну из предпосылок формирования протестного поведения. В таких условиях, когда появляется рассогласованность между повышенными социальными ожиданиями граждан и реальными возможностями их реализации, происходит интенсификация и актуализация социальных действий. В зависимости от выбора средств достижения цели и мотивации граждан социальные действия могут приобретать различные формы, такие, как индивидуальные и коллективные обращения в органы власти, обращения в средства массовой информации, судебные разбирательства, собрания инициативных групп, демонстрации, акции протестов, пикеты, забастовки, митинги и другие. По мере утраты доверия к властным структурам, накопления противоречий конструктивные формы участия граждан трансформируются в протестные, детерминируя социально-политические конфликты.
Зачастую протестующие не доверяют представителям органов управления, отмечается слабое их взаимодействие с должностными лицами. Это снижает вероятность решения проблем путем переговоров и разжигает недовольство. В результате в проблемную ситуацию втягивается все больше субъектов, а разрешения причин конфликта не происходит.
Особо обратим внимание на то, от того, какой статус власть предпишет молодежи, в чем увидит ее роль, зависит ее будущее, будущее поколения стареющего населения, – с одной стороны, подрастающего поколения, – с другой стороны.
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1. В определенной степени протестное поведение свойственно молодежи в силу острого ощущения несовершенства общества, завышенных притязаний к окружающим и к себе, осознания собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере, катализированных отсутствием возможности и реальными лишениями удовлетворения притязаний, а также внешним организующим началом.
2. Наличие в тезаурусах молодежи представлений об успешности и возможности протестных акций, а также отсутствие представлений и понимания рисков о возможностях конвенционального политического поведения в решении проблем способствуют росту протестных настроений.
3. Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют мобилизовать тысячи людей из разных частей страны, являются неотъемлемым ресурсом социальных движений и способствуют распространению протестных настроений вне границ государства.
4. Одним из ключевых факторов формирующих протестные сообщества молодежи является неадекватная молодежная и образовательная политика государства, которая направлена на увеличение социального контроля за студенчеством .
5. Неготовность администрации высших учебных заведений работать со студенческой самоорганизацией, создание имитационных форм студенческого самоуправления становятся факторами развития протестной активности студентов России.
6. В условиях сохраняющейся динамики люмпенизации молодежи сохраняется почва для ухудшения социального самочувствия, таким образом, и роста социальной напряженности в молодежной среде, что следует рассматривать как одну из предпосылок формирования протестного поведения.
7. Наиболее значимыми ситуациями, которые вызывают возмущение, протест у студенческой молодежи Санкт-Петербурга, являются следующие:
дорогой проезд на метро;
трудности трудоустройства;
низкая зарплата в госучреждениях;
рост цен на продукты питания;
неудовлетворенность экономической ситуацией в стране-
утрата доверия к власти;
закрытие властью мессенджера telegram;
коррупция;
произвол чиновников, использование служебного положения для личной выгоды;
«углеводородная» зависимость бюджета;
низкий уровень жизни в стране;
агрессивная внешняя политика россии;
развал сельского хозяйства;
падение доходов в валюте;
новые налоги и сборы;
призывная компания, введение справок уклониста;
безразличие власти к внутренним проблемам;
8. Мы определили 5 ключевых факторов протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга, которые необходимо учитывать для развития молодежной политики в России:
проблемы внутренней политики страны;
сложности предпринимательской деятельности;
бюрократия и коррупция власти;
жесткий контроль властью общественной жизни;
рост стоимости жизни в России.
Рекомендации:
1. Социологам и психологам при изучении протеста молодежи необходимо учитывать саму децентрализованную и либеральную природу Интернета, органично принятую молодым поколением, которая противится централизованному контролю властии также либеральна.
2. Конфликт порождается в ситуациях, когда не решается противоречие между востребованностью обществом молодежи и отсутствием механизмов, которые будут способствовать интеграции молодежи в социум путем основного канала – профессиональной деятельности. Такие механизмы должны быть заданы социальными институтами,государственными структурами.
3. Государственным структурам при разработке молодежной политики необходимо учитывать выявленные нами факторы протестного поведения студенческой молодежи.
Молодежь - это социальная группа, значимая для передачи социокультурного опыта и обеспечения устойчивости общества, и в то же время является источником межпоколенческих конфликтов, смены поколений как социодинамики. Молодежь является социально-возрастной группой, основывающейся на особом социальном статусе и самоидентификации, обладает значительным протестным и новационным потенциалом, который выступает фактором социальной преобразовательной деятельности, характеризующейся перспективностью и динамичностью, маргинальностью и парадоксальностью, отстаиванием, формированием и осознанием собственной субъектности, вместе составляющими предпосылку возникновения в молодежной среде рисков.
В условиях сохраняющейся динамики люмпенизации молодежи сохраняется почва для ухудшения социального самочувствия, таким образом, и роста социальной напряженности в молодежной среде, что следует рассматривать как одну из предпосылок формирования протестного поведения. В таких условиях, когда появляется рассогласованность между повышенными социальными ожиданиями граждан и реальными возможностями их реализации, происходит интенсификация и актуализация социальных действий. В зависимости от выбора средств достижения цели и мотивации граждан социальные действия могут приобретать различные формы, такие, как индивидуальные и коллективные обращения в органы власти, обращения в средства массовой информации, судебные разбирательства, собрания инициативных групп, демонстрации, акции протестов, пикеты, забастовки, митинги и другие. По мере утраты доверия к властным структурам, накопления противоречий конструктивные формы участия граждан трансформируются в протестные, детерминируя социально-политические конфликты.
Зачастую протестующие не доверяют представителям органов управления, отмечается слабое их взаимодействие с должностными лицами. Это снижает вероятность решения проблем путем переговоров и разжигает недовольство. В результате в проблемную ситуацию втягивается все больше субъектов, а разрешения причин конфликта не происходит.
Особо обратим внимание на то, от того, какой статус власть предпишет молодежи, в чем увидит ее роль, зависит ее будущее, будущее поколения стареющего населения, – с одной стороны, подрастающего поколения, – с другой стороны.
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
1. В определенной степени протестное поведение свойственно молодежи в силу острого ощущения несовершенства общества, завышенных притязаний к окружающим и к себе, осознания собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере, катализированных отсутствием возможности и реальными лишениями удовлетворения притязаний, а также внешним организующим началом.
2. Наличие в тезаурусах молодежи представлений об успешности и возможности протестных акций, а также отсутствие представлений и понимания рисков о возможностях конвенционального политического поведения в решении проблем способствуют росту протестных настроений.
3. Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют мобилизовать тысячи людей из разных частей страны, являются неотъемлемым ресурсом социальных движений и способствуют распространению протестных настроений вне границ государства.
4. Одним из ключевых факторов формирующих протестные сообщества молодежи является неадекватная молодежная и образовательная политика государства, которая направлена на увеличение социального контроля за студенчеством .
5. Неготовность администрации высших учебных заведений работать со студенческой самоорганизацией, создание имитационных форм студенческого самоуправления становятся факторами развития протестной активности студентов России.
6. В условиях сохраняющейся динамики люмпенизации молодежи сохраняется почва для ухудшения социального самочувствия, таким образом, и роста социальной напряженности в молодежной среде, что следует рассматривать как одну из предпосылок формирования протестного поведения.
7. Наиболее значимыми ситуациями, которые вызывают возмущение, протест у студенческой молодежи Санкт-Петербурга, являются следующие:
дорогой проезд на метро;
трудности трудоустройства;
низкая зарплата в госучреждениях;
рост цен на продукты питания;
неудовлетворенность экономической ситуацией в стране-
утрата доверия к власти;
закрытие властью мессенджера telegram;
коррупция;
произвол чиновников, использование служебного положения для личной выгоды;
«углеводородная» зависимость бюджета;
низкий уровень жизни в стране;
агрессивная внешняя политика россии;
развал сельского хозяйства;
падение доходов в валюте;
новые налоги и сборы;
призывная компания, введение справок уклониста;
безразличие власти к внутренним проблемам;
8. Мы определили 5 ключевых факторов протестного поведения студенческой молодежи Санкт-Петербурга, которые необходимо учитывать для развития молодежной политики в России:
проблемы внутренней политики страны;
сложности предпринимательской деятельности;
бюрократия и коррупция власти;
жесткий контроль властью общественной жизни;
рост стоимости жизни в России.
Рекомендации:
1. Социологам и психологам при изучении протеста молодежи необходимо учитывать саму децентрализованную и либеральную природу Интернета, органично принятую молодым поколением, которая противится централизованному контролю властии также либеральна.
2. Конфликт порождается в ситуациях, когда не решается противоречие между востребованностью обществом молодежи и отсутствием механизмов, которые будут способствовать интеграции молодежи в социум путем основного канала – профессиональной деятельности. Такие механизмы должны быть заданы социальными институтами,государственными структурами.
3. Государственным структурам при разработке молодежной политики необходимо учитывать выявленные нами факторы протестного поведения студенческой молодежи.
Подобные работы
- Роль и место социальных сетей в политической социализации и формировании электоральной культуры избирателей (на примере студенческой молодежи Санкт-Петербурга)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТЕСТННЫХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ УрФУ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ «КАРТИНЫ МИРА» СОВРЕМЕНННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



