Введение
Глава I. Новая политика Канады в Латинской Америке: от «эры Пьера Трюдо» до возвращения к власти либералов в 1993 году.
§1 Встреча Канады и Латинской Америки в начале нового пути.
§2 «Эра Пьера Трюдо» в латиноамериканском измерении: 1968-1979, 1980-1984
§3 Эволюция не поворачивает: правление консерваторов и фокус на Центральной Америке, заключение НАФТА.
Глава II. Канадская политика в Латинской Америке с 1993 года до современности.
§1 Укрепление позиций Канады южнее США: у власти Жан Кретьен (1993-2003).
§2 Особенности региональной политики в 2003 – 2015 гг. Изменения, привнесенные при правительстве С. Харпера.
§3 Латиноамериканская повестка кабинета ДжастинаТрюдо 2015-2018.
§4 Канадский опыт в Латинской Америке как пример для России
Заключение
Список использованных источников и литературы
В 2017 году отметила свое 150-летие как независимое государство Канада – второе по территории государство мира и сосед России через полюс, в связи с чем в научном сообществе неоднократно обращалось внимание на ту роль, которую эта страна приобрела в мире за полтора века, так как сейчас она «принадлежит к числу современных передовых демократий с чертами яркого своеобразия в государственном устройстве», «член «Большой семерки», с высокоразвитой, открытой, диверсифицированной экономикой», «на собственном опыте Канада показывает, какой может быть роль державы «среднего ранга» в современном мире».
Роль державы «среднего ранга» труднее всего проявить там, где наиболее велика роль такой державы как США, с которой у Канады очень высока экономическая взаимозависимость, и таким регионом является Латинская Америка, где влияние Соединенных Штатов находится на максимальном уровне.
Однако, Канада, вопреки очень сложным обстоятельствам, обусловленным внутриполитическими проблемами, завоевала твердые позиции в этой части мира, показывая пример постепенного достижения целей и укрепления независимости своей внешней политики.
Обращаясь к фундаментальным элементам современного положения Канады в Западном полушарии и в Латинской Америке, следует обратить взор на полвека назад, где мы можем увидеть первые очертания картины, сложившейся к современности.
В 1968 году Канада перевернула последнюю страницу предыдущей главы своей истории, когда она была «средней державой», ведомой Соединенными Штатами и Великобританией, настала новая эра, когда эта страна встала на путь отрыва от всестороннего следования американскому внешнеполитическому курсу: к власти пришел «отец новой Канады» Пьер ЭллиотТрюдо, который вместе со своей командой в течение 16 лет утвердил современную канадскую государственность и круто изменил её внешнюю политику, ярким выражением чего стал поворот в сторону Латинской Америки для освобождения от чрезмерного влияния США. Начатое 50 лет назад движение Канада продолжает и сейчас, независимо от нахождения у власти тех или иных сил, потому что оно очевидно отвечает канадским интересам.
Представляется исключительно важным понять, каким образом страна, в которой и сейчас население составляет всего чуть более 35 миллионов человек, и чьи внешние связи всегда испытывают огромное влияние США, смогла открыть для себя в Латинской Америке новую дверь и заслужить себе в регионе высокую репутацию и расположение лидеров самых различных стран – от крошечных государств Карибского бассейна и непокорной Кубы до Бразилии и Аргентины, репутацию другой, отличной от США, Америки.
Научная актуальность и общественно-политическая значимость темы определяется тем, что в связи с активным поступательным развитием экономических связей Канады со странами Латинской Америки во второй половине XX и начале XХI века, а также общей активизацией внешней политики Канады и расширением её внешнеэкономических связей повышается интерес к канадской формуле успеха в регионе, её деловому и политическому стилю построения отношений со столь разными государствами Нового Света.
Латинская Америка, безусловно, является регионом, развитие которого имеет огромное значение для будущего всего мира, в то время как его необъятный потенциал в настоящее время реализуется лишь в незначительной мере. Понимание руководящими кругами Канады перспективности Латинской Америки отчетливо прослеживается в рассматриваемом периоде, что также ведет к необходимости изучения канадского опыта.
В исследуемый период внешняя политика Канады прошла ряд периодов развития, в каждом из которых самостоятельность такой политики постепенно возрастала, несмотря на неравномерность этого процесса и имевшие иногда место торможение и откаты назад. Данная тенденция является устойчивой и отвечает национальным интересам Канады и стран Латинской Америки, проведение независимой политики в регионе в потоке преобладающего влияния США достойно самого внимательного рассмотрения. Подтверждением актуальности темы является достаточно большое количество публикаций по внешней политике Канады последние годы, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы латиноамериканской повестки, что говорит о наличии к ней научного и общественного интереса.
Цель работы – выявить основные этапы, движущие силы эволюции латиноамериканской политики Канады в 1968-2018 гг., особенности этого процесса и определить те результаты, которых добилась Канада на пути развития всеобъемлющих связей с регионом за последние полвека.
Задачами работы являются:
- дать оценку состоянию отношений Канады со странами Латинской Америки к 1968 году и определить причины, по которым Канаде было необходимо выработать новую латиноамериканскую политику;
- выявить основные черты латиноамериканской политики Канады в рассматриваемый период, движущие силы её эволюции, причины успехов и неудач, особенности политики при различных правительствах;
- определить наиболее успешные форматы сотрудничества Канады со странами региона на различных этапах эволюции её латиноамериканской политики;
- определить итоги эволюции латиноамериканской политики Канады за весь исследуемый период;
- выявить основные проблемы во взаимоотношениях Канады со странами рассматриваемого региона, существующие в настоящее время, а также перспективы развития их отношений.
Предметом исследования является процесс эволюции латиноамериканской политики Канады, прошедший ряд значимых этапов.
Объектом исследования является деятельность канадского правительства на протяжении полувека по формированию и развитию отношений со странами Латинской Америки, дипломатические, экономические, культурные и прочие отношения с государствами региона в рассматриваемый период.
Хронологические рамки данной работы охватывают период от апреля 1968 года до мая 2018 года, то есть 50 лет. Нижняя граница периода в научном сообществе общепризнана и относится к приходу к власти в Канаде представителя Либеральной партии Пьера ЭллиотаТрюдо, когда начались радикальное изменение латиноамериканской политики Канады, расширение её связей с регионом. Верхняя граница определяется маем 2018 года, текущим правлением в стране уже либерального кабинета ДжастинаТрюдо.
Методологическая основа работы. При проведении исследования эволюции латиноамериканской политики Канады используются методы как общенаучные, так и специальные исторические методы, что обусловлено ретроспективностью исследования в значительной его части. Общенаучный эмпирический метод исследования применяется при формировании научной базы исследования, а теоретический метод – при построении концепции эволюции канадской политики на конкретном направлении в рассматриваемый период. Также используются общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения, которые помогают исследователю надлежащим образом интерпретировать наработанный фактический материал. Применяются такие специальные исторические методы, как нарративный (повествовательный), метод периодизации, а также историко-генетический, необходимый для выяснения исторических корней изучаемой реальности прошлого, историко-сравнительный и историко-типологический методы. Метод синхронного анализа, применяющийся при изучении событий, происходящих одновременно в различных географических точках, позволяет автору работы построить пространственно не ограниченную картину развития отношений Канады со странами Латинской Америки и эволюции её политики в регионе с учетом влияния исторического контекста на политику государства. Работы И.Я. Биска, Н.И. Смоленского, а также коллективный труд «Теория и методология истории», помогают исследователю сохранять твердые ориентиры в процессе применения указанных методов.
Принципы исследования. При написании данной работы автор руководствуется принципами научности, объективности, системности. Отдельно следует сказать о важнейшем принципе историзма, в соответствии с которым явления прошлого должны рассматриваться в соответствующем временном контексте, без их модернизации, то есть без «осовременивания» прошлого. При этом рассмотрение конкретных исторических явлений должно производиться на всех стадиях развития: от возникновения до исчезновения.
Историографический обзор. По рассматриваемой теме следует выделить два магистральных раздела в научной литературе: отечественный и канадский.
В нашей стране нет отдельных монографий, посвященных латиноамериканской политике Канады, что не мешало отдельным аспектам этой темы рассматриваться на страницах научной периодики, однако, широко известен и ряд трудов по истории и внешней политике Канады, которые содержат ценные данные и глубокий анализ вопросов, связанных с избранной темой. В основном, это работы признанных специалистов из Института США и Канады РАН В.И. Соколова, Е.Г. Комковой, Е.В. Исраелян и других авторов, при этом из последних работ наиболее комплексно рассматриваются вопросы позиционирования Канады в мировой политике и экономике в посвященной полуторавековому юбилею государства книге «Канада: современные тенденции развития». В книгах В.А. Тишкова и Л.В. Кошелева, а также С.Ю. Данилова, коллективном труде Л.В. Поздеевой, В.Л. Малькова и других исследователей внешнюю политику Канады и её латиноамериканский сектор можно увидеть с проекцией на историческую почву, что помогает их пониманию. Следует разделить оценки советских и российских исследователей в том, насколько самостоятельной они считают канадскую политику в Латинской Америке, так как первые были склонны описывать Канаду как послушное орудие США во всех случаях, а, следовательно, лишать страну возможности иметь свой путь в данном регионе. Вторые ясно указывают на то, что Канада и Латинская Америка уже и во время холодной войны строили свои отношения без американских рецептов. Те авторы, которые начали писать в советское время, в современности смягчили свои оценки и присоединились к такому мнению.
Обозрев приведенную здесь тезисно, но и в целом небольшую советскую и российскую библиографию по теме, становится очевидно, что в России налицо недостаток в специальном исследовании по избранной проблематике. Это понятно и легко объяснимо – Канада слишком молодое и недавно по историческим меркам приобретшее весомую роль в мировой политике государство, чтобы книжные полки в отечественных магазинах ломились от русскоязычных трудов по его истории его взаимоотношений с Латинской Америкой.
В Канаде латиноамериканская политика, безусловно, являлась и является предметом внимательного рассмотрения научного сообщества, так как это одно из прорывных направлений внешней политики страны, в связи с чем следует отметить наличие множества специальных трудов по данной теме. Как и в случае с отечественной историографией, следует отметить, что труды, посвященные истории Канады в целом, позволяют положить на должный фундамент и придать обоснованность исходя из исторического контекста всем рассуждениям относительно внешней и латиноамериканской политики соседей России через полюс.
Работой, однозначно возглавляющей перечень канадской историографии по теме, является книга Д. Рочлина «Открытие Америк: «Эволюция канадской политики в отношении Латинской Америки» (1994) , в которой автор присоединился к тому времени уже общему мнению, что с 1968 года канадская политика в регионе коренным образом изменилась. Он разделил эволюцию латиноамериканской политики на следующие периоды:
- с 1968 по 1973 гг. - ранний период, который заняло переформатирование отношений с государствами южнее самого большого соседа Канады,
- с 1973 по 1979 гг. по начало 80-х годов - период торможения и сохранения достигнутого, когда внутренние вопросы оттесняли латиноамериканские на второй план;
- 1980-е годы (до 1988) - период доминирования Центральной Америки на латиноамериканском направлении политики Канады в 80-е годы (до 1988);
- период доминирования в 1988 – 1993 гг. вопросов, связанных с обсуждением и заключением НАФТА, а также с изменениями, последовавшими за распадом СССР. При всей ценности труда, сегодня нужно учитывать, что он вышел 24 года назад и представляет только канадский взгляд, после этого же равных по уровню и направленности трудов не наблюдалось, и, хотя тема и широко освещается в канадской периодике, она, в основном, испытывает дробление на исторические эпизоды или по признаку рассмотрения отношений Канады с отдельными странами региона.
К. Р. Носсал в своей книге (1997) провел анализ изменений в организации внешнеполитического ведомства Канады, а также описал ряд важных особенностей формирования курса страны в международных делах, влияние на это различных факторов, обоснованно отметив в том числе как роль личности, в том числе премьер-министра, так и роли аппарата правительства, канадских провинций, бюрократических традиций.
Достойны упоминания современные работы канадских латиноамериканистов, например, П. Добелла, научно и с опорой на факты подтверждающих самостоятельность Канады в регионе ЛКА, а также и историков, осветивших внешнюю политику государства на социальном и экономическом фоне.
Безусловно, латиноамериканская политика Канады привлекает внимание также и в США, в странах Латинской Америки и в Европе, где ведется исследовательская работа в данном направлении, но, во избежание перегрузки историографического раздела, при необходимости анализ представляющих интерес точек зрения будет проведен в основной части работы.
Научная новизна работы на фоне имеющейся фрагментарности исследования указанной темы как в России, так и за рубежом, заключается в рассмотрении эволюции латиноамериканской политики Канады в целом за период с 1968 по 2018 гг. в русле выявления характерных именно для канадской внешней политики особенностей, в то время как имеющиеся по данной теме работы не охватывают весь данный период либо касаются лишь отношений Канады с отдельными странами региона. При этом к настоящему моменту недостаточно научное осмысление в литературе канадского опыта на латиноамериканском пространстве с учетом похожести во многом Канады и России, под углом возможности использования канадских подходов в отечественной внешней политике, что будет сделано в настоящей работе.
Источниковая база исследования в её кратком описании включает в себя, прежде всего, нормативно-правовые акты (международные договоры, соглашения, в которых участвует Канада), а также документы, в которых отражаются концепции, применяемые Канадой во внешней политике. Таковыми источниками являются, например «Канада в мире» , «План действий на глобальном рынке» и «Стратегия вовлечения в Америках». Сюда же относятся документы, опубликованные канадским правительством и правительствами государств Латинской Америки, а также международными организациями (СЕЛАК, НАФТА, ОАГ и другими): коммюнике, декларации, письма, совместные заявления и прочие. Статистическая информация и сведения о международной торговле также публикуются указанными акторами международной политики. Примером такого источника является аналитический обзор экономических отношений Канады и стран Латинской Америки и Карибского бассейна, выпущенный под эгидой Латиноамериканской экономической системы в 2013 году. При этом если тексты таких источников общедоступны, документы дипломатического характера публикуются лишь спустя долгое время, поэтому очень важным источником является издание «DocumentsonCanadianexternalrelations» (DCER) , последние из доступных томов которого касаются 1962-1963 годов, но их содержание создаёт для исследователя прочную базу для понимания канадского стиля в дипломатии, стоящих перед государством проблем и необходимости для страны диверсификации внешних связей.
Структура работы выстроена по хронологическому принципу. Первая глава охватывает период от начала новой латиноамериканской политики Канады в 1968 году до 1993 года, который предшествовал вступлению в силу НАФТА и когда в стране кленов произошел важный политический перелом, связанный с утратой власти и значительной части своего влияния консерваторами, формированием кабинета Жана Кретьена, продолжившего лучшие традиции политики П.Э. Трюдо в регионе. Вторая глава посвящена периоду с 1993 года до современности, а в её последнем параграфе рассматривается возможность восприятия Россией канадского опыта в Латинской Америке.
Апробация работы осуществлена при подготовке докладов по некоторым аспектам рассматриваемой темы для выступления на научных конференциях: «Соперничество российской, канадской и бразильской авиапромышленности на отечественном и латиноамериканском рынках пассажирских самолетов» (Всероссийская студенческая научная конференция (с международным участием) «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности – 2017», СПбГУ), «Современная латиноамериканская политика Канады: выводы для России» (III международный Форум «Ибероамерика и Россия в глобализирующемся мире: история и перспективы», 02-04.10.2017, СПбГУ, готовится к публикации), «Канада и Куба: партнерство за спиной США» (27.03.2017, МГУ им. М.В. Ломоносова, готовится к публикации).
К 1968 году Канада имела распыленные и слаборазвитые для такой огромной страны отношения с государствами Латинской Америки, несмотря на то, что их установление началось еще во второй половине XIX века, когда страна кленов только создавала основы своей государственности.
Приход к власти Пьера ЭллиотаТрюдо – «отца современной Канады» в 1968 году и масштабные реформы во внутренней и внешней политике, проведенные им в 1968-1979 и в 1980-1984 гг., заложили основы латиноамериканской политики Канады на следующие 50 лет, дали толчок к её эволюции.
Изменения политики Канады в Латинской Америке заключались в проведении в регионе самостоятельного, независимого от США, «трюдоистского» курса, направленного на диверсификацию внешних связей Канады, завоевание новых рынков, ослабление тотальной зависимости от Соединенных Штатов, повышение статуса государства в мире, что с успехом было достигнуто.
Примерами успешно проводимой политики было сотрудничество со всеми государствами региона, невзирая на то, какие политические силы находятся в них у власти: революционная Куба, Аргентина до установления военной диктатуры и во время правления военных хунт, Чили до переворота А. Пиночета и во время его правления, Никарагуа до Сандинистской революции, во время неё и после революции и т.д.
Эволюция, начатая на пути «третьего варианта» – не проамериканского и не просоветского, прошла ряд этапов, связанных с правлением в Канаде поочередно либералов и консерваторов.
Так, за этапом, когда Канада встала в Америках на новый путь, с 1984 до 1993 годы, когда у власти был кабинет консерватора Брайана Малруни, Канада преуспела в заключении НАФТА, однако, стремительность политики в регионе была утрачена, правительство сосредоточилось на решение экономических задач, но при этом поддержало достигнутый ранее уровень торговли и отношений с латиноамериканскими государствами, внеся миротворческий вклад в разрешение Центральноамериканского кризиса.
Последующий этап (1993-2003 гг.) связан с деятельностью либералов во главе с премьер-министром Жаном Кретьеном, когда Канада привлекла в Латинской Америке новые инструменты для расширения своих связей и влияния: вслед за вступлением в силу НАФТА были заключены новые соглашения о свободной торговле, уже двусторонние, первое из них – с Чили в 1997 году. Канада заявила о себе в Латинской Америке как актор, способствующий развитию, участвующий в разрешении конфликтов (миссия ООН в Гаити), помогающий Кубе выжить в течение «особого периода в мирное время», борющийся за права и безопасность человека (Оттавский процесс).
После короткой интерлюдии 2003-2006 гг., когда премьер Пол Мартин просто поддерживал в регионе избранный Либеральной партией курс, с 2006 по 2015 годы Канада под управлением консерваторов осуществляет в Латинской Америке поворот от миротворчества и широкой помощи развитию в сторону развития экономических связей и инвестиций, рассматривая как первое средство борьбы с отсталостью и бедностью в Америках не оказание финансовой помощи, а содействие развитию посредством модернизации ключевых отраслей их экономики, создания высокотехнологичных производств. Поскольку Канада при премьерстве С. Харпера постепенно сблизилась в общем внешнеполитическом курсе с Соединенными Штатами, она оказалась вовлеченной в военные акции НАТО и утратила возможности прежнего политического диалога с Кубой. В рамках экономически ориентированной «Стратегии вовлечения в Америках» Канада заключила ряд новых соглашений о свободной торговле и стала искать новых отношений с региональными интеграционными блоками, чтобы не оказаться позади азиатских государств, усиливающих присутствие в Латинской Америке.
После возращения к власти либералов осенью 2015 года действующий кабинет Д. Трюдо в общем использует выработанные консерваторами схемы, до настоящего времени не будучи в силах изменить приданное политике направление. При этом новое правительство держит глобалистский, либерально-интернационалисткий курс во внешней политике и стремится максимально участвовать во всех региональных политических событиях. Определенное потепление произошло в отношениях с Кубой.
Основными проблемами политики Канады в регионе являются невозможность преодолеть огромную экономическую зависимость от США, в связи с чем вопросы американо-канадских отношений постоянно перекрывают латиноамериканскую проблематику; «атлантическая солидарность» в рамках НАТО, вынуждающая присоединяться к американским военным операциям и милитаристским действиям в удаленных частях мира, что негативно сказывается на репутации Канады как страны - миротворца и защитника прав человека; дрейф от оказания помощи развитию развивающимся странам (и её снижение) в сторону углубления экономических связей и развития торговли с такими государствами, что ведет к утрате собственного почерка в поддержке этих нуждающихся в поддержке стран; жесткая торговая конкуренция в Латинской Америке с США, Китаем, Республикой Корея, Японией, которые значительно превосходят Канаду по численности населения и готовы инвестировать в нестабильные государства, что ранее было прерогативой Канады в регионе.
За последние полвека Канада нашла себя в Латинской Америке, получив в регионе высокую репутацию надежного партнера, участвующего в миротворческих миссиях и программах помощи развитию, борющегося за права человека и равноправие, демократические ценности. Без использования давления и угроз, не имея крупных вооруженных сил, Канада на основе развития экономических связей со всеми без исключения государствами Латинской Америки, не пытаясь вмешиваться в их внутренние дела, успешно продолжает развитие своих устремлений к внешнеполитической самостоятельности и диверсификации внешних связей, борясь со всеми встречающимися трудностями.
Движущими силами эволюции латиноамериканской политики Канады выступали острая потребность как страны кленов, так и государств Латинской Америки в сохранении национального суверенитета, расширении политических и экономических связей, обмене научными и культурными достижениями. Заинтересованность в этом самих канадцев и латиноамериканцев всегда поддерживала сближение их правительств и на уровне простых граждан эволюция канадской политики в регионе нашла отражение во взаимном расположении населения этих стран друг к другу.
Развитие отношений Канады с Латинской Америкой имеет большие перспективы, так как возможно заключение новых соглашений о свободной торговле, ширится вовлеченность в регионе канадского бизнеса, культурные и академические обмены привлекают большое количество участников. Канада является притягательным государством для миграции латиноамериканцев.
Эволюция, начатая 50 лет назад, шла в разные периоды с разной скоростью, но, тем не менее, будучи запущенной, она не поворачивает назад и не останавливается.
Россия, взирая на этот процесс, может сделать для себя ряд полезных выводов:
- нашей стране необходима разработка отдельной латиноамериканской стратегии, в которой были бы указаны конкретные направления сотрудничества с конкретными странами в зависимости от актуального уровня отношений с ними;
- нужно рассмотреть возможность заключения соглашений о свободной торговле со странами региона, при этом, чтобы не навредить отечественным производителям, возможно рассматривать соглашения с отменой пошлин на те товары, которые Россия не производит и только импортирует, либо сама производит в небольших количествах;
- России нужно воссоздавать транспортные связи с Латинской Америкой, налаживать воздушное сообщение, прекратив отдавать практически всех следующих в/из региона пассажиров европейским перевозчикам;
- нужно увеличивать финансирование академических обменов и совместных культурных программ для увеличения знаний о России в регионе и наоборот.
Это лишь те меры, необходимость которых лежит на поверхности, а более детальное исследование того, по каким направлениям возможно строить отношения с Латинской Америкой, начиная с очень слабых связей с этой частью мира, изложено выше.
обращения 20.04.2018)
2. Canada in the World. Ottawa. Government of Canada.: 1995. 123 p. URL:http://gac.canadiana.ca/view/ooe.b2644952E/3?r=0&s=1 (дата обращения 20.04.2018)
3. Canada-Cuba. Joint declaration on cooperation on political, economic and social issues. URL:https://www.jstor.org/stable/20698649?seq=1#page_scan_tab_contents. (дата обращения 20.04.2018)
4. Canada’s Strategy for Engagement in the Americas. URL:http://www.international.gc.ca/americas-ameriques/assets/pdfs/strategy-eng.PDF.
5. Chile’s extension request received 14 April 2011. URL: https://www.apminebanconvention.org/fileadmin/APMBC/other_languages/spanish/MBC/clearing-mined-areas/art5_extensions/countries/Chile-ExtRequest-Received-14April2011-sp.pdf /(дата обращения 23.04.2018)
6. Declaration of Miami: First Summit of the Americas. Miami. December, 11, 1994. URL:https://www.state.gov/p/wha/rls/59673.htm (дата обращения 20.04.2018)
7. Competitiveness and security: directions for Canada's international relations / presented by The Right Honourable Joe Clark Secretary of State for External Affairs. URL:http://gac.canadiana.ca/view/ooe.b1955366E/16?r=0&s=1 (дата обращения 20.04.2018)
8. Decisions on the Request Submitted by Argentina for an Extension of the Deadline for Completing the Destruction of Anti-Personnel Mines in Accordance with Article 5 of the Convention. 4 December 2009. URL:https://www.apminebanconvention.org/fileadmin/APMBC/clearing-mined-areas/art5_extensions/countries/Argentina-ext-req-decisions-28Nov2008-en.pdf (дата обращения 20.04.2018)
9. Documents on Canadian external relations. Vol. 25. 1957-1958. Part II / Directed by J. Cavell, M.D. Stevenson, K. Spooner. Department of foreign affairs and international trade of Canada.: Ottawa. 2004. p.1154 p. URL: http://www.international.gc.ca/history-histoire/documents-documents.aspx?lang=eng (дата обращения 22.11.2017)
10. Documents on Canadian external relations. Vol. 26. 1959. / Directed by J. Cavell, M.D. Stevenson, K. Spooner. Department of foreign affairs and international trade of Canada. Ottawa. 2009. 1076 p. URL:http://www.international.gc.ca/history-histoire/documents-documents.aspx?lang=eng (дата обращения 22.11.2017)
11. Documents on Canadian external relations. Vol. 28. 1961. // Directed by J. Cavell. Department of foreign affairs and international trade of Canada.: Ottawa. 2006. 1440 p. URL:http://www.international.gc.ca/history-histoire/documents-documents.aspx?lang=eng (дата обращения 22.11.2017)
12. Documents on Canadian external relations. Vol. 29. 1962-1963. // Directed by J. Cavell. Department of foreign affairs and international trade of Canada.: Ottawa. 2009. 1358 p. URL: http://www.international.gc.ca/history-histoire/documents-documents.aspx?lang=eng (дата обращения 22.11.2017)
13. Economic relations between Canada and Latin America and the Caribbean. Permanent Secretariat of SELA. Caracas. 2013. 91 p. URL:http://www.sela.org/es/areas-tematicas/relaciones-extrarregionales/?query=Economic relations between Canada and Latin America and the Caribbean. Permanent Secretariat of SELA. Caracas. 2013.&year=todos&p=5 (датаобращения 20.04.2018)
14. First Summit of the Americas: Miami, Florida, USA, December 9 - 11, 1994. Declaration. Plan of Action.http://www.summit-americas.org/i_summit.html.
15. Free trade agreements. FTA. Canada-Chile. Canada-Colombia. Canada-Costa Rica. NAFTA. Canada-Panama. Canada-Peru. Foreign Investment Promotion and Protection. FIPA. Canada-Argentina. Canada-Barbados. Canada – Costa Rica. Canada-Ecuador. Canada-Panama. Canada-Peru. Canada – Trinidad and Tobago. Canada-Uruguay. Canada – Venezuela. URL:http://www.international.gc.ca/americas-ameriques/index.aspx?lang=eng.(дата обращения 20.04.2018)
16. Global Market Action Plan. URL:http://international.gc.ca/global-markets-marches-mondiaux/plan.aspx?lang=eng. (дата обращения 20.04.2018)
17. Joint Communique of Member States of the OAS on recent events in the Bolivarian Republic of Venezuela. October 21, 2016. URL: http://www.international.gc.ca/oasoea/communique_venezuela.aspx?lang=eng. (дата обращения 13.11.2017)
18. Joint Statement on Recent Developments in The Bolivarian Republic of Venezuela. August 11, 2016. URL: http://www.international.gc.ca/oas-oea/statements-declarations.aspx?lang=eng. (дата обращения 13.11.2017)
19. Quebec City Plan of Action: Third Summit of the Americas. URL:https://www.state.gov/p/wha/rls/59664.htm (дата обращения 20.04.2018)
20. Results from the Third Summit of the Americas Quebec City, Canada April 20-22, 2001. Declaration of Quebec city. Plan of Action. URL:http://www.summit-americas.org/eng-2002/quebeccity-summit.htm.(дата обращения 20.04.2018)
21. Statistics Canada. URL: https://www.statcan.gc.ca/pub/12-581-x/2017000/pop-eng.htm. (датаобращения: 16.04.2018)
22. United Kingdom extension request received 29 March 2018. URL:https://www.apminebanconvention.org/fileadmin/APMBC/clearing-mined-areas/art5_extensions/countries/17MSP-UnitedKingdom-ExtRequest-Received-29Mar2018.pdf (дата обращения 20.04.2018)
Литература
1. Биск И.Я. Методология истории: курс лекций. / И.Я. Биск. - Иваново: Иван.гос. ун-т. 2007. 236 с.
2. Вахрушев В.В. Неоколониализм и международные организации. / В.В. Вахрушев. - М.: Международные отношения, 1968. 221 с.
3. Данилов С.Ю. История Канады. / С.Ю. Данилов. - М.: Весь мир, 2006. 255 с.
4. Исраелян Е. В., Евтихевич Н.С. Гуманитарные аспекты внешней политики Канады. / Е.В. Исраелян, Н.С. Евтихевич. - М.: ИСКРАН, 2013. 211 с.
5. Родионов А.А. СССР - Канада. Записки последнего советского посла. / А.А. Родионов. - М., «Алгоритм книга», 2007. 199 с.
6. Канада 1918-1945. Исторический очерк. / В.Л. Мальков [и др.]:под ред. В.Л. Малькова, Л.В. Поздеевой.- М.: Наука. 1976. 504 с.
7. Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства. / В.И. Соколов [и др.]: под ред. В.И. Соколова. - М.: Весь мир, 2017. 431 с.
8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.И. Смоленский. - М.: Академия. 2008. – 272 с.
9. Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. / В.А. Тишков, Л.В. Кошелев. - М.: Мысль. 1982. 292 с.
10. Теория и методология истории. Учебник для вузов. / В.В. Алексеев [и др.]: под ред. В.В. Алексеева, Н.Н. Крадина.Волгоград. Учитель. 2014. 504 с.
11. Bennet, Kirk. Canada’s Bilateral Free Trade Agreement Strategy in Latin America: a Strategic Analysis. / K. Bennet. 2011. URL:/ https://ruor.uottawa.ca/handle/10393/24312 (дата обращения 20.04.2018)
12. Beyond NAFTA. An Economic, Political and Sociological Prospective. / A.R. Riggs [et.al.]Vancouver.The Fraser Institute. 1993. 272 p.
13. Brazilian Foreign Policy Handbook. Ministry of External Relations. Brasilia. 2008. 347 p.URL:http://www.funag.gov.br/loja/download/454Brazilian_Foreign_Policy_Handbook.pdf
14. Brown C. The illustrated history of Canada. / C. Brown. - Montreal.McGill-Queen’s University Press.: 2012. 633 p.
15. Conrad M. A concise history of Canada. / M. Conrad. - Cambridge university press. 2012. 346 p.
16. Dobell, P. Canada’s search for new roles. Foreign Policy in the Trudeau Era./ P. Dobell. - London etc.: Oxford univ. press for the Royal inst. of intern. affairs, 1972. - VI, 161 p.
17. Epp, Marlene. Refugees in Canada. A Brief History. / M. Epp. - Ottawa.The Canadian Historical Association. 2017. 33 p.
18. McGrath, T.M. History of Canadian airports. / T.M. McGrath. -Toronto. Lugus. 1992. 333 c.
19. Nossal, Kim Richard. The politics of Canadian foreign policy. / K.R. Nossal. - Scarborough (Ont.): Prentice Hall Canada, cop. 1997. - XXIII, 358 p.
20. Radwanski G. Trudeau: A biography. / G.Radwanski. - Toronto: Macmillan of Canada, 1978. - 372 p.
21. Rochlin, James. Discovering the Americas: The Evolution of Canadian Foreign Policy towards Latin America. / J. Rochlin - Vancouver. UBC Press. 1994. 300 p.
22. Trudeau Margaret. Beyond reason. / M. Trudeau. - New York; London : Paddington press, cop.1979. – 256 p.
23. Wylie, Lana. Reassessing Canada’s relations with Cuba in the era of change. / L. Wylie. - Toronto. Canadian International Council.2010. 25 p. URL:https://www.cigionline.org/sites/default/files/reassessing_canadas_relationship_with_cuba_in_an_era_of_change.pdf (датаобращения 20.04.2018)
24. Бабаев Э.А. Основные направления внешней политики Канады в 1984-1993 г. (по материалам Архива внешней политики РФ). // Вестник Томского государственного университета. 2013. №376. С.81-84.
25. Безерра М. Канада: нетрюдоистская внешняя политика ЖюстенаТрюдо. / М. Безерра// Международная жизнь. Октябрь 2017. С.53-61.
26. Вагапова Д.Ф. НАФТА: влияние интеграции на конкурентоспособность стран-членов. / Д.Ф. Вагапова// Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №10. С.94-108.
27. Исраэлян Е.В., Соколов В.И. Канада – «мягкая сила» как основа внешней политики великой державы среднего ранга. / Е.В. Исраелян// Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, выпуск 2, том 9, 2014. С.72-94.
28. ИсраелянЕ.В. Внешнеполитическая повестка дня Канады. / Е.В. Исраелян// США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. №1. С.61-73.
29. Исраелян Е.В. Гуманизм и рациональность во внешней политике Канады. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2014. №10. С.35-46.
30. Исраелян Е.В. Миротворчество во внешней политике Канады. / Е.В. Исраелян// Канадский ежегодник. 2013. Т.17. №17. С.44-55.
31. Квардаков С.В. Соперничество российской, канадской и бразильской авиационной промышленности на отечественном и латиноамериканском рынках пассажирских самолетов. / С.В. Квардаков - Сборник работ Всероссийской студенческой конференции (с международным участием) «Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности-2017»: СПб, 2017. С.177-185
32. Комкова Е.Г. Метаморфозы кубинской политики Канады / Е.Г. Комкова// Латинская Америка, № 5, 2013. С. 48-60.
33. Комкова Е.Г. Латиноамериканская стратегия Канады / Е.Г. Комкова// Латинская Америка, № 3, 2012. С. 21-36.
34. Комкова Е.Г. Североамериканская модель интеграции / Е.Г. Комкова// США и Канада: экономика, политика, культура, 2011. 10. С.3-20.
35. Кокорев В.М. Прямые иностранные инвестиции в Аргентине. / В. М. Кокорев// Латинская Америка. 2013. №3. С.49-70.
36. Ларин Е.А. Особый период в истории Кубы (1991-начало XXI века). / Е.А. Ларин // Новая и новейшая история.2016. №2. С. 51-61.
37. Найденова А. Инвестиционный климат Мексики. / А. Найденова // Политические изменения в Латинской Америке. 2016. №4 (22). С.17-25.
38. Сизоненко А.И. Канадско-кубинские отношения: история и современность. / А.И. Сизоненко // США и Канада: экономика, политика, культура. №6, 2012. С. 79-82.
39. Соков И.А. Политика Канады в отношении Мексики: история и современные подходы в рамках североамериканской интеграции. / И.А. Соков // Американский ежегодник. 2007. С. 390-415.
40. Хадорич Л.В. Хейфец В.Л. Эволюция Организации американских государств в 90-е г. XX века. / Л.В. Хадорич, В.Л. Хейфец // Мировая политика. 2015. №2С. 120-140.
41. Komkova E. Lado Canada-Mexico del triangulo TLCAN / E. Komkova// Iberoamerica, 2015, № 4. P.31-56.
42. NossalKimRichard. TheMulroneyYears: TransformationandTumult. / K.R. Nossal// Policyoptions. 01.06.2003.URL:http://policyoptions.irpp.org/magazines/the-best-pms-in-the-past-50-years/the-mulroney-years-transformation-and-tumult/
43. Rodriguez Rodriguez Raul. Canada’s policy towards Latin America: perceptions from the south. / R. Rodriguez// Interfaces Brasil/Canada. Rio Grande. 2006. №6. P.93-108.
44. McKenna: Canada can’t afford to lose sight in Latin America. The Chronicle Herald. 29.12.2015.URL:http://thechronicleherald.ca/opinion/1329663-mckenna-canada-can%E2%80%99t-afford-to-lose-sight-of-latin-america
45. Sostuvieron encuentro amistoso con Carlos Rafael Rodriguez, delegados de la Agencia Canadiense Para El Desarollo Internacional (CIDA). Granma. 07.02.1974
46. Lester Pearson. The Canadian Encyclopedia. URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/lester-bowles-pearson/ (дата обращения 20.04.2018)
47. Mitchell W. Sharp. The Canadian encyclopedia. URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/mitchell-william-sharp/ (дата обращения 19.04.2018)
48. Ivan Head. The Canadian encyclopedia. URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/ivan-head/(дата обращения 19.04.2018)
49. The Third Option. The Canadian Encyclopedia. URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/third-option/ (дата обращения: 19.04.2018)
50. Оттава: Дипломат освобожден. Правда. 06.12.1970.
51. Sobre el acuerdo firmado con el gobierno de Canadá. Granma. 16.02.1973. Renovación de acuerdo entre Cuba y Canadá. Granma. 04.10.1979.
52. Joey Smallwood and Fidel Castro in Gander in 1973. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XLlCMZr5VIs. (дата обращения 21.03.2018)
53. Waiting for Fidel. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0E7dEuL_-c0/ (датаобращения 21.03.2018)
54. Concede Canadá a Cuba crédito por cian millones de dólares. Granma. 20.03.1975
55. Fidel Castro: The Canada-Cuba Connection. URL: https://www.youtube.com/watch?v=3dPFDzxwvDw. (дата обращения 21.03.2018)
56. Fidel Castro visits Newfoundland in 1998. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AbF6mK5esjk. (дата обращения 21.03.2018).
57. Suscribieron Canadá y Cuba convenio pesquero. Granma. 13.05.1977.
58. Acuerdo bilateral de pesca entre Cuba y Canadá. Granma. 07.01.1984
59. Relaciones bilaterales Argentina – Canadá. URL: http://ecana.cancilleria.gov.ar/es/node/1482 / (дата обращения 25.04.2018)
60. Asistió Fidel a recepción en la embajada de Canadá. Granma. 19.04.1982
61. Canadá y Mexico mantendrán firmes sus relaciones con Cuba, declaró Trudeau. Granma. 15.01.1982.
62. Firman acuerdos de crédito entre Canadá y Cuba. Granma. 03.05.1986
63. Visita a Cuba delegación de oficiales del Colegio nacional de Defensa de Canadá. Granma. 03.04.1984
64. Завершенные операции ООН по поддержанию мира. Миссия Организации Объединенных Наций в Гаити (МООНГ). URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/haiti1.htm / (дата обращения 22.04.2018)
65. Исраелян Е.В. Миротворчество во внешней политике Канады. / Е.В. Исраелян// Канадский ежегодник. 2013. Т.17. №17. С.46
66. Nicaragua. URL: https://www.apminebanconvention.org/states-parties-to-the-convention/nicaragua/ (дата обращения 23.04.2018)
67. Peru. URL: https://www.apminebanconvention.org/states-parties-to-the-convention/peru/ (дата обращения 23.04.2018)
68. Argentina. URL: https://www.apminebanconvention.org/states-parties-to-the-convention/argentina/ (дата обращения 23.04.2018)
69. Decisions on the Request Submitted by Argentina for an Extension of the Deadline for Completing the Destruction of Anti-Personnel Mines in Accordance with Article 5 of the Convention.4 December 2009. URL:https://www.apminebanconvention.org/fileadmin/APMBC/clearing-mined areas/art5_extensions/countries/Argentina-ext-req-decisions-28Nov2008-en.pdf(датаобращения 23.04.2018)
70. Guatemala. URL: https://www.apminebanconvention.org/states-parties-to-the-convention/guatemala/ (дата обращения 23.04.2018)
71. Venezuela. URL: https://www.apminebanconvention.org/states-parties-to-the-convention/venezuela/ (дата обращения 23.04.2018)
72. Higher education deals were big part of Team Canada mission to Latin America, agreements inked for university linkages. The York University’s Gazette. Vol.28, №20. 11.02.1998. URL:http://www.yorku.ca/yul/gazette/past/archive/021198.htm /(дата обращения 20.04.2018).
73. Canada-Cuba. Joint declaration on cooperation on political, economic and social issues. URL: https://www.jstor.org/stable/20698649?seq=1#page_scan_tab_contents. (дата обращения 21.03.2018)
74. Chretien shakes hands with Castro. CNN. 26.04.1998. URL: http://edition.cnn.com/WORLD/americas/9804/26/cuba.chretien.update/. (дата обращения 21.03.2018)
75. America’s summit “under control” despite protests. CNN. 21.04.2001. URL: http://edition.cnn.com/2001/WORLD/americas/04/21/summit.americas.04/ (дата обращения 16.04.2018)
76. Lloyd Auxworthy. The Canadian encyclopedia. URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/lloyd-axworthy/ (дата обращения 23.04.2018)
77. Steven Harper. The Canadian encyclopedia. URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/stephen-joseph-harper/ (дата обращения 25.04.2018)
78. Steven Harper visiting the Carribean. URL: http://www.caribbean360.com/news/stephen-harper-visiting-the-caribbean/(дата обращения 25.04.2018).
79. Michaëlle Jean. The Canadian Encyclopedia. URL: https://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/michaelle-jean/ (дата обращения 25.04.2018)
80. Canada, U.S. scuttle Summit of the Americas statement. URL: http://www.cbc.ca/news/world/canada-u-s-scuttle-summit-of-the-americas-statement-1.1135363/ (дата обращения 23.04.2018).
81. Harper meets Castro, but we had to look to Cuba for the photo. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/harper-meets-castro-but-we-had-to-look-to-cuba-for-the-photo-1.3031064. (дата обращения 21.03.2018).
82. Steven Harper visits Costa Rican ice hockey club. URL: https://www.theglobeandmail.com/news/politics/stephen-harper-visits-costa-rican-ice-hockey-club/article4192842/ (дата обращения 25.04.2018)
83. Honduras y Canadá ponen en vigencia tratado de libre comercio. // El Nuevo Diario. URL: https://www.elnuevodiario.com.ni/internacionales/331279-honduras-canada-ponen-vigencia-tratado-libre-comer/ (дата обращения 20.04.2018).
84. Stéphane Dion. The Canadian encyclopedia. URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/stephane-dion/(дата обращения 28.04.2018)
85. Justin Trudeau’s statement on Fidel Castro’s death a revisionist embarrassment. The Toronto Sun. 26.11.2016 URL:http://torontosun.com/2016/11/26/justin-trudeaus-statement-on-fidel-castros-death-an-embarrassment/wcm/15d493fe-dfdf-4129-aab1-88e8d9ec3660 (дата обращения 25.04.2018)
86. Recibio Raul a ex primer-ministro de Canada. Granma. 11.11.2017. URL: http://www.granma.cu/cuba/2017-11-11/recibio-raul-a-ex-primer-ministro-de-canada-11-11-2017-00-11-49 (дата обращения 25.04.2018)
87. Firman empresas de Cuba y Canadá convenio para la mineriá. Granma. 23.04.2018 URL: http://www.granma.cu/cuba/2018-04-23/firman-empresas-de-cuba-y-canada-convenio-para-la-mineria-23-04-2018-19-04-59 (дата обращения 25.04.2018)
88. Canada retira a familiares de los diplomaticos de su embajada en Cuba. Diario las Americas. 16.04.2018. URL: https://www.diariolasamericas.com/mundo/canadaretira-afamiliares-los-diplomaticosde-su-embajada-cuba-n4148380 (дата обращения 26.04.2018)
89. Los mexicanos buscan la 'Tierra Prometida' en Canadá tras las amenazas de Trump. RusiaHoy. 13.01.2017. URL: https://actualidad.rt.com/actualidad/228432-mexicanos-canada-trump (дата обращения 25.04.2018)
90. Merosur y Canada vuelcen a explorer el acuerdo de libre comercio. URL: https://mundo.sputniknews.com/economia/201704131068343066-canada-mercosur-comercio/ (дата обращения 28.04.2018)
91. International Trade Minister welcomes invitation by the Pacific Alliance to start negotiations to deepen trading relations with Latin America. URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2017/06/international_tradeministerwelcomesinvitationbythepacificallianc.html/ (дата обращения 25.04.2018)
92. RelacionesbilateralesArgentina – Canadá. Gobierno de Argentina. URL: http://ecana.cancilleria.gov.ar/es/node/1482 (дата обращения 20.04.2018)