Введение
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Определение экономики……………………………………………………………………..7
1.2 Определение инновации……………………………………………………………………11
1.3 Определение инновационной экономики…………………………………………………13
Глава 2. Развитие шведской и эстонской моделей инновационной экономики.
2.1.1 Краткий исторический экскурс в историю становления Эстонской экономики…….19
2.1.2 Документальная база инновационного развития……………………………………...23
2.1.3 Особенности инновационной политики Эстонии
2.2.1 Краткий исторический экскурс в историю становления Шведской экономики…….34
2.2.2 Документальная база инновационного развития……………………………………...37
2.2.3 Особенности инновационной политики Швеции
2.3 Эстонско – шведские экономические отношения сегодня…………………………...47
Глава 3. Экономическое сотрудничество Швеции и Эстонии: проблемы и перспективы.
3.1 Проблемы экономического сотрудничества
3.2 Возможные перспективы дальнейшего экономического сотрудничества
Заключение
Список литературы
В начале XXI века в связи с ускорением научно-технического прогресса чрезвычайно актуальными стали проблемы поиска его взаимосвязи с экономическим ростом. Однако, на сегодняшний день успехов в области осуществления целенаправленной инновационной политики добились далеко немногие. Так, к началу 21 века в мире насчитывается всего 9 стран с передовой инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом, в число которых входят страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Дания), Германия, США и Канада, Япония, Австралия, Сингапур и Израиль .
Весьма интересен прорыв северных стран, а именно Швеции, поскольку эта страна изначально показала высокий уровень конкурентоспособности и инновационного потенциала, хотя и обладает маленькой по размерам экономикой, узким внутренним рынком и ограниченными национальными ресурсами. Несмотря на эти трудности, Швеция сумела завоевать лидирующие позиции в развитии экономики знаний, став известной миру благодаря своим знаменитым изобретениям: холодильник, термометр Цельсия, пропеллер, ремень безопасности для автомобилей, динамит и Skype. Также весь мир знает о крупных интернациональных компаниях Королевства: Ericsson, ABB и IKEA. Благодаря их деятельности показатели инновационного развития Швеции сегодня - самые высокие среди стран, входящих в Статистический справочник инновационного развития в Европе .
На сегодняшний день эстонско – шведские экономические отношения – это одно из самых перспективных и современных направлений внешнеэкономической деятельности обеих стран. Рассматривая экономическое сотрудничество данных государств, можно увидеть, что Швеция – это второй после Европейского Союза крупнейший иностранный партнёр эстонской экономики . Шведские экономические и инвестиционные проекты сосредоточены в различных областях эстонской экономики, особенно – в промышленности и банковско-финансовом секторе.
В связи с вышесказанным можно далее отметить, что несмотря на маленький размер территории и отсутствие возможности построить большие заводы и/или фабрики не мешают эстонскому государству организовывать процесс построения и ведения бизнеса гибко, экономично и с большой результативностью. На эстонском рынке весьма активны шведские инвестиционные фонды, привлеченные средства которых размещаются в акциях компаний, котирующихся на эстонской фондовой бирже .
Соответственно, актуальность исследования обусловлена тем, что несмотря на то, что о Швеции можно говорить, как об одном из самых перспективных экономических партнёров Эстонской Республики, подобное развитие, несмотря на свою перспективность и выгоду, идёт не всегда гладко или быстро, сталкиваясь с некоторыми проблемами, тормозящими реализацию всего потенциала данных отношений. Именно поэтому автору данного исследования захотелось более подробно рассмотреть проблемы и перспективы экономического сотрудничества Эстонской Республики и шведского государства.
В настоящей работе будут рассмотрены частично универсальные международные принципы и нормы, разработанные в сфере экономики, наиболее известные в сегодняшней практике процесса принятия решений. В первую очередь к ним относится принцип суверенитета любого признанного государства над своей экономической деятельностью и своими имеющимися природными ресурсами. Это обуславливается суверенитетом государства над собственной территорией и правом на политическую независимость. Во – вторых, к данным принципам относится принцип экономического сотрудничества, исходящий непосредственно из принципа независимого сотрудничества государств. В – третьих, к данным принципам относится принцип взаимной и равной выгоды, предусматривающий взаимно соблюдающееся право государств на справедливость в распределении экономических обязательств и выгод по итогу разрешения экономических вопросов .
Таким образом, цель данной исследовательской работы – это определение проблем и выявление причин торможения развития экономических отношений Эстонской Республики в Королевстве Швеция.
Объектом данного исследования являются экономические отношения Эстонской Республики и Королевства Швеции.
Предметом данного исследования составляют особенности, проблемы и перспективы развития отношений выбранных государств в области экономики знаний
Поставленная цель определяет ряд задач, необходимых для её достижения:
• Рассмотреть ключевые для данного исследования понятия «экономика», «инновация», «инновационная экономика».
• Определить закономерности развития и основные этапы становления инновационной экономики в Эстонии и Швеции для понимания особенностей развития этого феномена в выбранных государствах.
• Выявить характеристики, основные черты нормативно-правовой базы инновационных политик Эстонии и Швеции.
• Определить общий характер эстонского-шведских экономических отношений.
• На основе изученных данных определить основные проблемы и перспективы, связанные с развитием экономики знаний в рамках эстонско – шведских отношений.
Хронологические рамки исследования. Стоит сказать, что в рамках данного исследования невозможно охватить все особенности и исключительные черты эстонского-шведских экономических отношений. В связи с этим автор данного исследования посчитал нужным остановить своё внимание на экономических отношениях Швеции и Эстонии в период 2016 – 2018 года.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы. Из общенаучных методов в работе широко использовались такие методы, как синтез, дедукция и индукция. Помимо данных методов использовался сравнительно-правовой метод для изучения и сравнения нормативно-правовой базы политики Швеции и Эстонии в области инновационного развития.
Касательно теории международных отношений, применимой к данному исследованию, таковой можно назвать теорию экономического либерализма. Экономический либерализм - это идеология, которая является частью классического либерализма. В экономической философии экономический либерализм поддерживает и поощряет экономику, основанную на свободе. Сторонники экономического либерализма считают, что политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и используют философские аргументы в поддержку экономического либерализма и свободного рынка. Идеология отвергает вмешательство правительства в свободный рынок и, в отличие от кейнсианства и меркантилизма, поддерживает максимальную свободу торговли и конкуренции. Именно развитый свободный рынок и отсутствие государственного вмешательства, государственного регулирования способствуют прогрессивному развитию инновативности экономики страны.
Степень разработанности темы. Тема, заявленная в данной работе, современными учёными и исследователями комплексно рассматривалась в недостаточной мере, хотя и является довольно разработанной. В основу данного исследования легли работы ряда исследователей и их научные статьи. К ряду авторов , рассуждавших о феномене инновации и/или инновационной экономике можно отнести Бездудного Ф.Ф.,Белл Д., Еремеева С.Г., Махлупа Ф., Нейсбитт Дж., Нечаеву, Т.С, Санто Б., Смирнову Г.А., Степаненко Д. М., Тоффлер Э., Фукуяма Ф., Цветкова В.А. Эти авторы, исследовав суть определений «инновация» и «инновационная экономика», сумели чётко описать самые важные особенности феноменов, положенных в основу данного исследования, а также исследовали такой тип экономики, как экономика знаний, выявив характерные особенности влияния на развитие государства.
К ряду авторов, рассмотревших историю становления эстонской экономики до и после распада Советского Союза, относятся такие авторы , как Грозовский А. М., Март Лаар, Межевич Н. М., Фельдман Магнус и Эрлих Лора. В своих работах авторы подробно рассмотрели причины проблем эстонской экономики со времён её независимости, а также её развитие в последние 10 лет.
Среди авторов, рассуждавших о феномене инновационной экономики в Эстонии внимания заслуживает Кадри Украински, чьи работы были посвящены развитию экономики знаний в Эстонии.
О развитии Шведской инновационной экономики и её внешних экономических связях рассуждали такие авторы, как Антюшина Н. М., Бьорн Т. Асхайм и Эдксит Чарльз. В своих трудах эти учёные рассуждали о феномене непосредственно шведской модели инновационной экономики, с разных сторон рассматривая проблемы и перспективы развития инновационной экономики в Швеции. В их работах также было уделено много внимания развитию и использованию знаний во взаимовлиянии инновационного менеджмента и предпринимательства.
Однако по такому аспекту, как эстонско – шведские отношения непосредственно в области сотрудничества в рамках инновационной экономики, с подробным анализом тенденций и проблем, а также с предложением методов разрешения этих проблем информации автором данного исследования найдено не было.
Источниковую базу, использованную для написания данной работы можно поделить на три основные группы. В первую группу входят нормативные акты Республики Эстония и Королевства Швеции . Во второй группе представлены стратегические документы, позволяющие определить основной вектор развития экономики Республики Эстония и Королевства Швеции в области инновационной экономики . Документы третьей группы представляют собой отчёты, отображающие статистические данные касательно инновационного развития шведской экономик .
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава состоит из 3 параграфов, вторая – из 3 параграфов; в первых двух параграфах имеется по три подпараграфа, третий же параграф на подпараграфы не разделён. Третья глава состоит из двух параграфов. Первая глава посвящена анализу теоретической части. Вторая глава посвящена краткому экскурсу в историю эволюции становления инновационной экономики в Эстонии и Швеции, анализу правительственных документов касательно данного процесса развития и определению особенностей инновационной политики Республики Эстония и Королевства Швеция. В третьей главе представлено определение ряда проблем и перспектив развития обозначенных ранее взаимоотношений двух государств. В работе также представлен список использованных источников и литературы.
Соответственно, таким образом, подводя итоги проделанного исследования, можно сказать, что задачи, поставленные автором в начале работы успешно выполнены.
Во-первых, рассмотрев различные трактовки основополагающих для данного исследования понятий «экономика», «инновация» и «инновационная экономика», автор сумел выявить следующие три вещи. Так, было установлено, что экономика – это наука об управлении хозяйством, то есть особая своеобразная система отношений, сложившихся в обществе и рассматриваемые с позиции вопроса стоимости. Следовательно, основная функция экономики – это создание жизненно необходимых для людей и их развития благ. Таким образом, экономика способствует удовлетворению потребностей человечества невзирая на существующую сегодня ограниченность ресурсов.
Далее было установлено, что термин «инновация», если говорить о нём более кратко и ёмко, обозначает не что иное, как результат особенно тщательно разработанного, качественного нововведения, поскольку инновация - это также процесс освоения, эксплуатации, разработки и исчерпания производственного и экономического и социального потенциала, лежащего в основе инноваций. Инновации, определяемые как процесс или как единичное, одноразовое действие, оказывают значительное и многостороннее воздействие на жизнь человека, особенно на экономические, технические и социальные стороны его жизни.
Кроме того, автор сумел рассмотреть понятие «инновационной экономики», и то, что данное понятие объясняется переходом к постиндустриальной фазе развития и институциональной структуры экономической системы для дальнейшей модернизации глобальной инновационной системы, обеспечивающей адекватное переменам в мире инновационное обновление общества.Aвтор смог объяснить смысл этих терминов, очертив, таким образом, область дальнейшего исследования.
Во-вторых, автор сумел проследить историю становления эстонской и шведской экономик, а также проследить законодательное развитие эстонской и шведской модели инновационной экономики посредством анализа соответствующих правительственных документов. Именно таким образом было выяснено, что инновационный прорыв Эстонии и Швеции, отображенный в многочисленных рейтингах, стал закономерным результатом развития страны на протяжении нескольких десятилетий и непременным условием, позволившим странам достичь высокого уровня в плане инновационного развития.
В-третьих, касательно правового регулирования можно также добавить, что в обоих странах в целом ответственность за развитие инновационного потенциала лежит на Министерствах экономики, промышленности, энергетики и коммуникации, а также Министерстве образования и науки. Цель работы данных учреждений – это разработка общих направлений и проектов, формирование стратегий и планов модернизации и развития инновационной деятельности обеих стран. Эти учреждения также ответственно за разработку и претворение в жизнь конкретных инновационных стратегий и программ правительства.
В-четвёртых, касательно особенностей инновационных политик обеих стран суммированная информация позволила автору выявить, что целью обеих политик на сегодняшний день – это развитие областей с наибольшим потенциалом роста и повышение конкурентоспособности предприятий в мировой экономике. Поощряется создание амбициозных предприятий и стимулируется развитие уже действующих предприятий. Оба государства следят за тем, чтобы была государственная поддержка в виде учебных занятий, консультаций и стартового капитала для начала бизнеса. Уделяется уделяем особое внимание развитию молодых и инновационных предприятий путем создания условий для развития идей и команд, и доступ к венчурному капиталу. Предоставляются возможности для стратегического развития сотрудничества с научно-исследовательскими институтами. Роль государства как заказчика инновационных решений усиливается за счет направления государственных закупок на поиск более инновационных решений. Также формирование конкурентоспособной в международных масштабах модели инновационной экономики– это процесс постепенной интернационализации, переход к специализации как ответ на вызовы глобальной конкуренции. В целом же в дискурсе осуществления политики по стимулированию и развитию инноваций, были выявлены три приоритетные сферы для особого внимания обоих государств: это образование, экономика и международный уровень. Инновационная активность рамках выбранных стран по этим трём подтверждает эффективность проводимых мер, инвестиций и работы «мозговых» центров.
В-пятых, стоит сказать, что также были выявлен ряд фактов, описывающих состояние сегодняшних эстонско – шведских экономических отношений. Было признано, что движение в сторону развития инноваций и экономического развития в обеих странах широко приветствуется. Согласно проанализированным выше данным, можно также сказать, что национальное управление инновационной и интеллектуальной специализацией является созданием основы для расширения макрорегионального научно-делового сотрудничества. На национальном и региональном уровнях, важно определить так называемые "умные специализации, т. е. направления, где инновационное развитие будет способствовать улучшению экономической ситуации в стране, поддерживать ее на должном уровне, создавать благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Это цель эстонской и шведской инновационной и экономической политики, поэтому сотрудничество между двумя странами в таких областях, как образование, здравоохранение, окружающая среда, Развитие малого и среднего бизнеса, а также поддержка научных исследований и разработок свидетельствуют о стабильности их нынешнего научно-экономического сотрудничества.
В-шестых, соответственно, на основе всего вышеперечисленного, в совокупности с анализом деятельности выбранных компаний автору удалось выявить основные проблемы и перспективы, связанные с развитием отношений в области экономики знаний между Эстонской Республикой и Королевством Швеция. То есть, стало возможным выделить проблемы применения инновационной экономики и разделить эти проблемы на категории. По мнению автора, именно эти три основных направления – образование, экономика и международный аспект являются не только основными, но и определяющими для дальнейшего развития заявленной взаимосвязи отношений. Больший акцент и стремление правительства и деловых структур устранить проблемы в этих сферах и направить их деятельность в русло эффективного развития лишь подтверждает вывод автора о значимости заявленных категорий.
Конечно, не обходится и без проблем и вызовов на различных уровнях, начиная с правительства до университетов. Даже на сегодняшний момент, при таком высоком уровне развития имеется ряд сдерживающих факторов, которые автор смог определить в данном исследовании. Однако нельзя не признать, что прогнозы относительно дальнейшего развития в выбранной области – весьма положительные. Учитывая тот факт, что оба государства обладают рядом весьма серьёзных инструментов, таких, как агентства, финансирующие исследования, доказывает, что они имеют широкие возможности воздействовать на инновационный процесс путем законодательных инициатив, внедрения стимулирующих программ и создания вспомогательных структур, а также задавая тон обсуждения насущных проблем. Также нельзя забывать, что, как всегда, главной движущей силой выступает рынок, как и предполагает, собственно, само определение термина «инновация».
Следовательно, обобщая, можно сказать, что большинство затруднений возникают из-за сокращения финансирования в сфере образования на исследования в соответствующих областях и на работу необходимых научных центров и сравнительно низкого уровень наукоемкого производства вследствие отсутствия у них возможности развиваться вне поля деятельности крупных, технически передовых транснациональных корпораций. Проблемой и, соответственно, серьёзным препятствием является и изрядный консерватизм, из-за которого принято уделять большее внимание фундаментальным исследованиям, чем развитию прикладных наук. Однако стоит сказать, что власти подходят к заявленным проблемам с весьма конструктивными решениями, находя дорогу к устранению преград на пути прогресса инновационной экономики.
Таким образом, безусловно, найти баланс между такими масштабными и влиятельными структурами всегда непросто, но, на взгляд автора, оба государства в общем и целом с течением времени сумели обрести необходимый компромисс и умело поддерживает его уже в течение длительного времени. Несмотря на свою нерешительность и, порой, чрезмерную осторожность во внесении изменений в законодательство страны или в финансировании исследований малых предприятий, обе страны добились впечатляющих результатов в развитии инновационного процесса. К слову, в этом деле и эстонское, и шведское государство сумели сплотить экономические, деловые, правительственные и одновременно общественные структуры, что, по сути, отвечает всем принципам социалистического, и, больше того, правового государства.
1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Устава ООН от 24 октября 1970 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения 17.12.2018)
2. Bank of Estonia (Eesti Pank) Act 18.05.1993 // Riigi Teataja.URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/513042015009/consolide(дата обращения 01.12.2018)
3. Credit Institutions Act 09.02.1999 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/525112013001/consolide/current (дата обращения 11.11.2018)
4. Education Act /185: 1100// Stockholm, 1985. URL: http://www.sweden.gov.se/sb/d/574/a/21538(датаобращения 01.12.2018)
5. Financial Supervision Authority Act 09.05.2001 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/530102013027/consolide/current(дата обращения 01.12.2018)
6. Guarantee Fund Act 20.02.2002 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/530102013010/consolide/current(дата обращения 12.03.2019)
7. Money Laundering and Terrorist Financing Prevention Act 19.12.2007 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/508112013007/consolide/current(дата обращения 13.04.2019)
8. Official Statistics Act 10.06.2010 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/Riigikogu/act/511112013008/consolide/current(дата обращения 15.02.2019)
9. Payment Institutions and E-money Institutions Act 17.12.2009 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/ee/507042015005/consolide/current(дата обращения 15.02.2019)
10. Savings and Loan Associations Act 09.02.1999 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/510042015003/consolide(дата обращения 15.02.2019)
11. The Constitution of the Republic of Estonia 28.06.1992 // Riigi Teataja. URL: https://www.riigiteataja.ee/en/eli/530102013003/consolide(дата обращения 15.02.2019)
Стратегические документы.
12. Beckers D. Eco-innovation in Estonia, EIO Country Profile 2016-2017 / Eco-Innovation Observatory. URL: https://ec.europa.eu/environment/ecoap/sites/ecoap_stayconnected/files/field/field-country-files/estonia_eio_country_profile_2016-2017_1.pdf(дата обращения 17.12.2018)
13. Best, M.H. and Bradley J. Analysis of Estonian Business Structure and Competitiveness: Present Situation and Future Development Challenges / Report Prepared for the Estonian Ministry of Finance, Tallinn, 2006. URL:
http://www.arengufond.ee/upload/Editor/industryengines/files/studies/Bradley%20and%20Best%202006.pdf (дата обращения 28.04.2019)
14. Den strategi för fler framgångsrika innovationer // Stockholm, 2012. URL: http://www.almi.se/PageFiles/9582/Almis%20innovationsstrategi.pdf (дата обращения 19.03.2017)
15. Det Innovativa Sverige: Sverige som kunskapsnation i en internationell kontext // Stockholm, 2003. URL: https://www.vinnova.se/contentassets/a040478744b347c89c28d9fb566b34b6/detinnovativasverige.pdf (дата обращения 01.05.2019)
16. Det Innovativa Sverige: Sverige som kunskapsnation i en internationell kontext // Stockholm, 2013. URL: http://www.investsweden.se/world/www.isa.se (дата обращения 13.03.2017)
17. Estonian Entrepreneurship Growth Strategy 2014-2020 / Ministry of Economic Affairs and Communications, September 2013. URL: https://kasvustrateegia.mkm.ee/pdf/Estonian%20Entrepreneurship%20Growth%20Strategy%202014-2020.pdf(дата обращения 17.12.2018)
18. Jansson T., Swenning A.K., Berggren S. E., Eco-innovation in Sweden, EIO Country Profile 2016-2017 / Eco-Innovation Observatory. URL: https://ec.europa.eu/environment/ecoap/sites/ecoap_stayconnected/files/field/field-country-files/sweden_eio_country_profile_2016-2017_0.pdf(дата обращения 28.04.2019)
19. Knowledge-based Estonia / Estonian Research And Development Strategy 2002–2006 / Ministry of Education and Research, Tallin 2002. URL: http://www.akadeemia.ee/_repository/File/ALUSDOKUD/Knowledge-basedEstonia.pdf(дата обращения 17.12.2018)
20. Knowledge-based Estonia / Estonian Research And Development Strategy 2007–2013 / Ministry of Education and Research, Tartu 2007. URL: http://www.akadeemia.ee/_repository/File/ALUSDOKUD/Knowledge-based%20Estonia%20II.pdf (дата обращения 11.11.2018)
21. Knowledge-based Estonia, Estonian Research and Development and Innovation Strategy 2014-2020 / Ministry of Education and Research, Tartu 2014. URL: https://www.hm.ee/sites/default/files/estonian_rdi_strategy_2014-2020.pdf(дата обращения 11.11.2018)
22. Programmet för den nya strategiska utveckling // Stockholm, 2005. URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002152(дата обращения 11.11.2018)
23. Regeringens proposition 2008/09:50 Ett lyft för forskning och innovation. URL: http://www.regeringen.se/contentassets/05cb6c62a34e4b37a114611a3ebcbd5b/ett-lyft-for-forskning-och-innovation-prop.-20080950(дата обращения 17.12.2018)
Статистические данные.
24. Current economic situation and outlook for the next 6 month / Estonian Institute of Economic Research, February 2019. URL: https://www.ki.ee/en/index.html(дата обращения 03.01.2018)
25. Den rapport om framsteg och utmaningar innovationsutveckling i Sverige // Stockholm, 2009. URL: http://www.investsweden.se/world/www.isa.se (дата обращения 25.03.2018)
26. Dutta S., Lanvin B., Wunsch-Vincent S., The Global Innovation Index 2018 // World Intellectual Property Organization (WIPO), Switzerland, 2018. URL: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2018-report(дата обращения 11.11.2018)
27. Gör Sverige i framtiden − digital kompetens, Delbetänkande av Digitaliseringskommissionen // Statsrådsberedningen, PM 2003:2 (reviderad 2009-05-02), Stockholm 2015. URL: http://www.regeringen.se/contentassets/e0acd9a7659d4c138c6666d2d5e21605/gor-sverige-i-framtiden--digital-kompetens-sou-201528 (дата обращения 01.05.2019)
28. Estonia OVERVIEW, OECD Economic Surveys, OECD, September 2017. URL: https://www.oecd.org/economy/surveys/Estonia-2017-OECD-economic-survey-overview.pdf (дата обращения 28.04.2019)
29. Estonia, Developments In Individual Oecd And Selected Non-Member Economies / OECD economic outlook, volume 2018 ISSUE 2. URL: http://www.oecd.org/eco/outlook/economic-forecast-summary-estonia-oecd-economic-outlook.pdf(дата обращения 03.01.2018)
30. Klinger J., Mateos-Garcia J., Stathoulopoulos K., Tippett C., Moeremans R., Morret J. European Innovation Scoreboard 2018. Exploratory Report B: Toward the incorporation of Big data in the European Innovation Scoreboard // European Innovation Scoreboards (EIS) project for the European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs, June 2019. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-18-4223_en.htm (дата обращения 15.02.2019).
31. Purju A. Economic and Social Situation in the Baltic States: Estonia / EuropeanEconomic and Social Committee, 2013. URL:https://www.eesc.europa.eu/resources/docs/qe-30-12-149-en-c.pdf(дата обращения 11.11.2018)
Монографии.
32. Антюшина Н.М. «Инновационная Скандинавия» в коллективной монографии «Инновационное развитие экономики: международный опыт и проблемы России» / М.- СПБ, издательство Нестор, 2012, с. 191-205.
33. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Иноземцев В.Л. (ред. и вступ. ст.). М.: Academia, 1999, стр. 245 – 348.
34. Друкер П.Ф. Задачи в менеджменте в ХХI веке / М.: «Вильямс», 2003, стр. 124 – 189.
35. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / изд. «Прогресс» Москва, 1966, стр. 244 – 405.
36. Мильнер Б. З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 245 - 356. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=398726&spec=1 (дата обращения 03.01.2018)
37. Нейсбит Дж. Мегатренды / М.: АСТ, 2003, стр. 114 – 204.
38. Тоффлер Э. Третья волна / М.: «Издательство ACT», 2004, стр.6-261
39. Тоффлер Э., Тоффлер Х., Революционное богатство / ACT МОСКВА, 2008, стр. 203 – 244.
40. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / М.: Прогресс, 1990, стр. 85 – 120.
41. Фукуяма Ф. Великий разрыв / пер. с англ. А.В.Александровой. – М.: АСТ: АСТ, стр. 56 – 98.
42. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. / Ф. Фукуяма. - М.: ООО 'Издательство ACT': ЗАО НПП «Ермак», 2004, стр. 45 – 95.
43. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. МБ. Левина. — М.: ООО «Издательство ACT”: ОАО “ЛЮКС», 2004, стр. 64 – 87.
44. Шумпетер Й. «Теория экономического развития» / Эксмо, 2010, стр. 74 – 63.
45. Adams I. Political Ideology Today // Manchester: Manchester University Press, 2001, pages 28 - 56.
46. Björn A. Knowledge Bases, Talents, and Contexts: On the Usefulness of the Creative Class Approach in Sweden // Economic Geography, №4, 2009, pages 425 – 442.
47. Braunerhjelm P., Berggren C., Bonnedahl K. J., Ericsson J., Greaker M., Hoel M., Lagergren F., Söderholm P. Entreprenörskap och innovati oner för hållbar utveckling // Swedish Economis Forum report 2009, pages 51 - 110. URL: https://www.academia.edu/18565896/entrepren%c3%96rskap_och_innovationer_f%c3%96r_h%c3%85llbar_utveckling (дата обращения 18.12.2018)
48. Edquist C.Тhe “Swedish Paradox” // Centre for Innovation, Research and Competence in the Learning Economy (CIRCLE) Lund University, June 2010, pages 46 – 124
49. Edquist C., Hommen L., and McKelvey M. Innovation and Employment: Process versus Product Innovation / Cheltenham, UK, Edward Elgar Publishing, 2001, pages 381 – 391. URL: https://charlesedquist.files.wordpress.com/2015/02/1998-product.pdf (дата обращения 29.04.2019)
50. Edquist C.Innovationspolitik för förnyelse av svensk industri (Innovation Policy for Renewal of Swedish Industry, in Swedish) // Rapport 33, University of Linköping, Department of Technology and Social Change, Stockholm, 1993, pages 14 – 83.
51. Edquist C.En helhetlig innovationspolitik – varför, vad och hur? (A holistic innovation policy – why, what and how? – in Swedish) // Wagner, M. O. (Ed.), Position Sverige – Om innovation, hållbarhet och arbetsmarknad – en debattantologi (Position Sweden – On innovation, sustainability and labour market – A debate anthology – in Swedish) // Stockholm, 2014, July, pages 60 – 73. URL: https://charlesedquist.files.wordpress.com/2014/05/slutkorr-position-sverige-c_edquist_4.pdf (дата обращения 28.02.2019)
52. EdquistC.Offentligupphandlingochinnovation (PublicProcurementandInnovation,) // RapportförKonkurrensverket, TheSwedishCompetitionAuthority, Stockholm, 2014, pages 10 – 63. URL: http://www.konkurrensverket.se/globalassets/publikationer/uppdragsforskning/forsk_rap_2014-5.pdf (дата обращения 13.01.2019).
53. Karo, E. The Evolution of Innovation Policy Governance Systems and Policy Capacities in the Baltic States / Journal of Baltic Studies 42, 2011, 511–536.
54. Laar M. Estonia: Little Country That Could / Centre for Research into Post-Communist Economies, London, CRCE Publications, 2002, pages 136 – 348.
55. Reiljan J., Paltser I. The role of innovation policy in the national innovation system: the case of Estonia / TRAMES, 2015, 19 (69/64), 3, pages 249–272. URL: http://www.kirj.ee/public/trames_pdf/2015/issue_3/trames-2015-3-249-272.pdf (дата обращения 12.08.2018)
56. Steiber A. Googlemodellen Företagsledning för kontinuerlig innovation i en snabbföränderlig värld // VINNOVA Rapport, Utgivare: Stiftelsen IMIT och VINNOVA Utgiven, 2014. URL: http://imit.se/wp-content/uploads/2016/02/rapport-googlemodellen.pdf(датаобращения14.04.2018)
57. von Hippel Е. The sources of innovation / Oxford University Press, 1988, стр. 4 – 221.
58. Wagner S., Busse. C. Managing innovation: the new competitive edge for logistics service-providers / Vienna, 2008, стр. 25-58.
Статьи из сборников.
59. Антюшина Н. М. Трансформация шведской модели и ответ на кризисы / Сборник материалов конференции в Институте Европы Российской Академии Наук от 17 июня 2008 г. «Европа после кризиса», № 240, 2009, стр. 14 – 25.
60. Межевич, Н.М.; Грозовский, А.М. / Политическая история Эстонии 1987–1992 гг. как предпосылка формирования современной внешней и внутренней политики страны / Русский Сборник: исследования по истории России; редактор О.Р. Айрапетов; Мирослав Йованович; М.А. Колеров; Брюс Меннинг; Пол Чейсти. Модест Колеров, 2013, стр. 319-337
61. Межевич Н. М., Максимова И. А., Королева А. В. Экономическое развитие государств Прибалтики и Северных стран: к вопросу о специфике экономических моделей // Экономика. Балтийский регион, Т. 9, № 1, 2017 С. 60—78.
62. Friedrich P., Reiljan J. Estonian Economic Policy during Global Financial Crises / CESifo Forum, Leibniz Institute for Economic Research at the University of Munich, vol. 16(4), 2016, January, pages 37-44. URL:
https://www.cesifo-group.de/DocDL/forum-2015-4-friedrich-reiljan-baltic-tiger-december_0.pdf(дата обращения 01.05.2019)
Статьи в научно-периодических изданиях.
63. Антюшина Н. М. Об особенностях шведской модели корпоративного бизнеса // Журнал «Менеджмент и бизнес-администрирование» № 3, 2012, стр. 85 – 95.
64. Антюшина Н. М. Северная Европа: переход на инновационное развитие // Журнал «Вестник РГГУ», серия «Экономические науки», № 12, 2012, стр. 110 – 132.
65. Антюшина Н.М. Промышленная политика Швеции - в «Промышленная политика европейских стран», под ред. Говоровой Н.В., М., 2010, ДИЕ № 259, стр. 89 - 136.
66. Бездудный Ф.Ф. Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновации и его классификация // Санкт - Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна, 1998, стр. 5 – 10.
67. Дергачев В. А. Информационно-коммуникационная экономика // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, стр. 149 – 231.
68. Егорова А. А. Особенности формирования инновационной экономики, // Вестник ЧелГУ, №19, 2007, стр. 4 - 16. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-innovatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 08.05.2019).
69. Еремеев С.Г. Государственное управление и инновационная политика в условиях сетевого общества: новые принципы эффективности / Экономика и управление – 2009. – № 3/6, стр. 16 – 27.
70. Еремеев С.Г. Методология формирования стратегии инновационного развития // Сегодня и завтра российской экономики 2009, № 25, стр. 14 – 26.
71. Еремеев С.Г. Современная инновационная политика: переход от технологического к социально-экономическому развитию // Экономика и управление – 2009. – № 3/6, стр. 5 – 18.
72. Еремеев С.Г. Формирование информационной экономики как базовая тенденция развития современного общества // Экономика и управление – 2009. – № 3/6, стр. 17 – 21.
73. Исмаилов, Т. А. Инновационная экономика — стратегическое направление развития России в XXI веке / Т. А. Исмаилов, Г. С. Гамидов // Инновации. 2003. № 1, стр. 2-16.
74. Калятин В.О. Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы в сфере государственной поддержки инноваций // Российский Юридический Журнал № 1 (76), 2011, стр. 1 - 12. URL: https://www.russianlaw.net/files/law/doc/a59.pdf (дата обращения 01.05.2019)
75. Клейнерг. Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России, №9, 2006, стр. 32 – 34.
76. Лумисте Р. Сравнительный анализ инновационных процессов в Эстонии и других европейских странах в 2000-2010 г. / Мировая экономика и международные экономические отношения 9 (106) 2013, стр. 81 – 99. URL: http://ecsn.ru/files/pdf/201309/201309_99.pdf (дата обращения 01.05.2019)
77. Лучко М. Л. Развитие инноваций в Швеции: традиции, современность и будущее // Институт Европы РАН, 2013, стр. 32 - 53. URL: https://archive.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x0c/x31/3121/file/02_Luchko.pdf(дата обращения 28.03.2019)
78. Межевич, Н.М., Прибышин Т.К. Инновационная экономика в регионе Балтийского моря / В: БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН 2012, № 3 (13). стр. 59 - 72.
79. Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Журнал Инновации: наука, производство, рынок, № 7, 2004, стр. 71 – 74.
80. Цветков В.А., Моргунов Е.В., Илларионов Н.В. Инновационная экономика как форма постиндустриального развития // Промышленная политика Российской Федерации, 2008, №1, стр. 11 – 16. URL: http://www.ipr-ras.ru/articles/zvet-mor-la08-2.pdf (дата обращения 01.03.2019)
81. Шведская инновационная система // Инновационные тренды № 7 12. 05. 11, стр. 5 - 31. URL: http://www.inop.ru/files/innovacionnie_trendi_ru_7.pdf (дата обращения 28.03.2019)
82. Backhouse R. T., Medema S. G. Retrospectives: On the Definition of Economics // Journal of Economic Perspectives, vol. 23, №1, Winter 2009, pages 221-33. URL: https://pubs.aeaweb.org/doi/pdfplus/10.1257/jep.23.1.221(дата обращения 16.09.2018)
83. Björn A. A Scandinavian approach to the new economic geography of post-Fordist learning economies // Voices from the north: new trends in Nordic human geography, 2003, pages 29 – 47.
84. Björn A. The role of Regional Innovation Systems in a Globalizing Economy: Comparing Knowledge Bases and Institutional Frameworks of Nordic Clusters // The Changing Economic Geography of Globalization, 2006, pages 10 – 24.
85. Björn A. The role of Regional Innovation Systems in a Globalizing Economy: Comparing Knowledge Bases and Institutional Frameworks of Nordic Clusters // The Changing Economic Geography of Globalization, 2006, pages 6-18. URL: https://www.diw.de/documents/dokumentenarchiv/17/41804/asheim_coenen.pdf (дата обращения 30.01.2019)
86. Björn A. The Geography and Structure of Global Innovation Networks: A Knowledge Base Perspective // European Planning Studies, №9, 2013, pages 1456-1473.
87. Collin C. Economic structures, institutions and economic performance // Journal of Economic Structures / The Official Journal of the Pan-Pacific Association of Input-Output Studies (PAPAIOS) 20176:2., pages 3 – 16. URL: https://journalofeconomicstructures.springeropen.com/track/pdf/10.1186/s40008-017-0063-1 (дата обращения 28.03.2019)
88. Cuestas, J.C., Lucotte Y., Reigl N. Banking Sector Concentration, Competition and Financial Stability: The Case of Baltic countries / Working Papers of Eesti Pank 7/2017, pages 12 – 26. URL: https://www.eestipank.ee/en/publication/working-papers/2017/72017-juan-carlos-cuestas-yannick-lucotte-and-nicolas-reigl-banking-sector-concentration-competition(дата обращения 28.03.2019)
89. Edison, H., Ali, N.B., Torkar, R. Towards innovation measurement in the software industry // Journal of Systems and Software 86(5), 2013, p. 1390-1407.
90. Edquist C. Design of innovation policy through diagnostic analysis: identification of systemic problems // Industrial and Corporate Change, 2011, pages 3 – 24. URL:
http://ifris.org/wp-content/blogs.dir/1/files/2013/01/Edquist-2011-Design-of-innovation-policy-through-diagnostic-analysis-published-version1.pdf (дата обращения 12.09.2018)
91. Edquist C. Innovationerna och universitetet // Inaugural Lecture held at the Ceremony of Installation of New Professors at Lund University, March 12, 2004, pages 3-9.
92. Ehrlich L., Kaasik U., Randveer A. The impact of Scandinavian economies on Estonia via foreign trade and direct investments / Bank of Estonia Working Papers 2002-4, Bank of Estonia, revised 12 Nov 2002, pages 12 - 27. URL:
https://www.eestipank.ee/en/publication/working-papers/2002/42002-laura-ehrlich-ulo-kaasik-and-anu-randveer-impact-scandinavian-economies-estonia-foreign-trade (дата обращения 06.10.2018)
93. Korres G. M., Drakopoulos S., Economics of Innovation: A Review in Theory and Models // European Research Studies, Volume XII, Issue (3), 2009, pages 2-12. URL: https://www.ersj.eu/dmdocuments/09_3_p3.pdf (дата обращения 09.05.2018)
94. Larsson Johan. P., Innovation utan entreprenörskap? // Näringspolitiskt forum rapport № 10, Entreprenörskapsforum, 2015: http://entreprenorskapsforum.se/wp-content/uploads/2015/04/NaPo_Johan-PL_webb.pdf (дата обращения 11.12.2018)
95. Masso, J. and Ukrainski K. Public Research Funding in Central and Eastern European Countries / Estonian Country Report, European Network of Indicator Designers, 2008, pages 21 - 30. URL: http://www.enid-europe.org/funding/CEEC.html (дата обращения 06.10.2018)
96. Mezhevich, N. The Baltic Economic Model: Some Results Of The 1990-2015 Transformations / В: BALTIC REGION 2015; № 4, pages. 20 - 37.
97. Monsted, M., Edquist, C., Gabrielsson, J., Holst Jensen, J., Grunfelt, L. Entrepreneurship and growth among graduates in Denmark, Norway and Sweden // Nordic Innovation Publication, №7, 2012, pages 16 – 45. URL: http://www.nordicinnovation.org/Global/_Publications/Reports/2012/(дата обращения 06.10.2018)
98. Feldmann M., Sally R. From the Soviet Union to the European Union: The Political Economy of Estonian Trade Policy Reforms, 1991—2000» / Bank of Finland Institute for Economies in Transition, BOFIR, 2001, pages 8 – 10. URL: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/handle/123456789/12586/98281.pdf?sequence=1(дата обращения 12.08.2018)
99. Powell W.W., Snellman K. THE KNOWLEDGE ECONOMY // Annual Review Sociology 2004.30, pages 199-220. URL: https://scholar.harvard.edu/files/kaisa/files/powell_snellman.pdf (дата обращения 17.04.2018)
100. Reiljan J., Paltser I. The role of innovation policy in the national innovation system: the case of Estonia / TRAMES, 2015, 19 (69/64), 3, pages 249–272. URL: http://www.kirj.ee/public/trames_pdf/2015/issue_3/trames-2015-3-249-272.pdf (дата обращения 12.08.2018)
101. Ukrainski, K., Varblane U. A Knowledge-based Economy as an Objective for Estonia: Are We Approaching It or Not? / Estonian Human Development Report 2015, pages 37 – 45. URL: https://www.kogu.ee/vana/wp-content/uploads/2015/06/EIA-ENG_OK-1.pdf (дата обращения 13.03.2019)
102. Ukrainski K. Fostering Innovation in Estonia: The View from the Governance Framework of the National Innovation System // CESifo Forum, Leibniz Institute for Economic Research at the University of Munich, January 2016, vol. 16(4), pages 45-52. URL: https://www.cesifo-group.de/DocDL/forum-2015-4-ukrainski-baltic-tiger-december.pdf (дата обращения 05.09.2018)
Материалы конференций.
103. Антюшина Н. М. Скандинавская модель / Доклад Института Европы Российской Академии Наук № 247, II, 2010, СТРЮ 18 – 39.
104. Антюшина Н. М. Шведская модель: из прошлого в будущее. Эволюция шведской модели / Доклад Института Европы Российской Академии Наук № 213, 2008г., стр. 8 – 15.
105. Антюшина Н. М. Дерябина Ю. С. Северная Европа. Регион нового развития / Доклад Института Европы Российской Академии Наук, №213, М., 2008 год, стр. 489 – 512.
106. Антюшина Н.М. Качество жизни и формирование социальных стандартов (на примере Швеции) / Выступление на международном Круглом столе в Институте Европы РАН 12 июля 2011 г. «Качество жизни и формирование социальных стандартов в современном мире», стр. 87 – 97. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/doklad/326.pdf (дата обращения 12.08.2018)