ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I. Эпоха модернизма (1840-1940 г.г.) в исламской мысли: возникновение, основные идеи и представители 8
1.1. Причины формирования модернистского дискурса и его специфика 8
1.2. Идеи исламского модернизма в концепциях основоположников 16
1.3. Возникновение мусульманских меньшинств в Европе и возрождение современной модернисткой мысли 22
Глава II. Концепция «фикха мусульманских меньшинств» в идеях Таха Джабира ал-Алвани и Йусуфа ал-Кардави 27
2.1. «Фикх меньшинств»: причины появления концепции и ее характерные черты 27
2.2. Идейное обоснование фикха меньшинств и «территориальный» вопрос во взглядах Таха Джабира ал-Алвани 30
2.3. Йусуф ал-Кардави: методология фикха меньшинств и проблема сотрудничества с немусульманами 35
Глава III. Концепция евроислама в работах Тарика Рамадана и Бассама Тиби 44
3.1. Мусульманская идентичность и евроислам в работах Тарика Рамадана 44
3.2. Европейское видение ислама в идеях Бассама Тиби 55
3.3. Идеи евроислама в России 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
Список источников: 67
Список литературы: 68
Вместе с постепенным зарождением фикха (мусульманского права) все более острым становился вопрос методов толкования Священных текстов (Корана и сунны) с целью разрешения различных правовых споров. Уже на ранних этапах его развития в VII -VIIIв.в. появились две школы права: одна из них была школа «сторонников самостоятельного суждения» (асхаб ар-рай), а другая - школа «сторонников предания» (асхаб ал-хадис). Представители первой школы широко использовали иджтихад, решая правовые вопросы на основе собственного мнения, в то время как приверженцы второй были сторонниками традиционного подхода, они руководствовались только Кораном и сунной, а также пытались ограничить применение умозрительных методов. Несколько позже в VIII-IXв.в. в рамках калама (рациональной теологии) зародилось и достигло расцвета учение мутазилитов. Сторонники данного учения также рассматривали вопросы веры, руководствуясь доводами разума, опираясь на труды древнегреческих философов. В X-XIв.в., по-видимому, ввиду отсутствия острой необходимости в новых религиозных нормах и окончательного оформления основных правовых школ, в суннитском исламе наступило время таклида (традиции, подражания), «врата иджтихада» были закрыты. Однако метафора с вратами была довольно условной, поскольку жизнь в соответствии со средневековыми нормами в условиях постоянно меняющегося мира была невозможной. Проблема таклида и иджтихада в исламе нашла новое воплощение уже примерно в середине XIX века в связи с возникновением плеяды богословов и интеллектуалов, которые, в отличие от их предшественников, концентрировались не только на вопросах веры, но и стремились вывести современное учение, основанное на Священных текстах и охватывающее все сферы жизни. Их идеи вступили конфликт с традицией, создав дискурс вокруг возможности сочетания норм ислама и западных ценностей. В отношении данной группы мыслителей существует ряд в известной степени условных терминов, которые стремятся передать основные особенности движения – возврат истокам ислама, негативное отношение к колониализму, ориентация на достижения западных государств и т.д. Среди них: салафизм, реформизм (ислахийа), реформаторский салафизм. В данном исследовании мы останавливаем выбор на термине, предложенном американским ученым Ч. Курцманом – «модернизм», соответственно сторонники данного движения – «модернисты». Данный выбор обоснован в первую очередь тем, что эти мыслители сами приняли «современные» (англ. modern) ценности (рационализм, свобода толкования религии, конституционализм и т.д.), пытаясь впоследствии их распространить. Кроме того, в отношении самих себя они применяли арабские термины «муасир» (современный - ар. معاصر) и «джадид» (новый – ар. جديد), первый из которых фактически является синоним английского варианта, а второй – указывает на их обновленческие тенденции. При этом необходимо отметить, что и термин «модернизм» не отражает всего многообразия идей, взглядов и позиций мусульманских мыслителей по тем или иным вопросам . Идеи модернистов не только стали важным этапом развития исламской политической мысли во второй половине XIX – начале XXв.в., но и заложили фундамент для формирования новых концепций в рамках ислама, которые направлены на разрешение современных нам политических и культурных проблем. Именно поэтому так важно рассмотреть их эволюцию, влияние и воплощение в новых условиях жизни международного сообщества.
Источниковую базу нашего исследования можно разделить на несколько групп: исламские священные тексты (Коран и сунна); книги и публикации мусульманских богословов и интеллектуалов, идеи которых рассмотрены в работе; фатвы; интервью; официальные документы; статистические данные.
Среди трудов исламских мыслителей необходимо отметить публикации первых модернистов, например, Джамала ад-Дина ал-Афгани, Мухаммада Абду, Саййид Ахмад Хана, Абд ар-Рахмана ал-Кавакиби, Али Абд ар-Разика, Исмаил-бея Гаспринского, Мусы Бигеева, и др. Кроме того, важную роль в исследовании сыграли труды современных представителей модернизма, в частности,Таха Джабира ал-Алвани, Йусуфа ал-Кардави, Т. Рамадана и Б. Тиби.Каждый из указанных мыслителей является видным представителем современной исламской мысли, именно поэтому анализ концепций и идей, изложенных в их трудах, стал основой данного исследования. Немаловажным источником стали фатвы богослова Йусуфа ал-Кардави, которые способствовали определению его взглядов на ряд аспектов в рамках концепции фикха мусульманских меньшинств. Проследить влияние биографии семьи и европейской культурной среды на формирование мировоззрения Т. Рамадана помогло его интервью нидерландскому журналисту Иэну Буруме. Статистические данные о количестве поданных заявок на предоставление убежища в Европе за 2015 год, а также отчет заседания аналитического центра «Раннимид Траст» были использованы для исследования современного взаимодействия европейского сообщества и мусульманских иммигрантов.
Историографический обзор. Ввиду того, что наше исследование носит исторический характер, мы считаем необходимым обратиться не только к работам, относящимся к непосредственно выбранной тематике, но и к исследованиям общей истории ислама и мусульманских стран. Данной теме посвящено значительное количество отечественных и зарубежных трудов. Особого внимания заслуживают фундаментальные работы Бартольда В.В., Петрушевского И.П., Большакова О.Г., Ланды Р.Г., Грюнебаума Г., Мюллера А., Ходжсона М. Исключительную важность в контексте рассмотрения проблемы иджтихада и таклида в рамках модернизма несут труды Сюкияйнена Л.Р., Вайсса Б., Корбена А., посвященные проблематике мусульманского права и исламской философии, а также работы Левина З.И., Игнатенко А.А., Розенталя Э., Блэка Э., освещающие развитие общественно-политической мысли в странах Востока в разные исторические периоды. Обращаясь к вопросу взаимодействия исламской и западной культур, характеризуя как историческое развитие проблемы, так и ее современное состояние, необходимо упомянуть о работах Игнатенко А.А., Уотта М., Льюиса Б., Эспозито Д, Ж. Сезари. Все вышеуказанные работы необходимы для рассмотрения эволюции модернизма в рамках политической мысли ислама. К сожалению, данная тематика не получила столь широкого внимания со стороны как западных, так и российских ученых. В основном исследователи рассматривают модернистский дискурс на конкретном историческом этапе или обращаются к идеям его отдельных представителей. Так основу научной литературы данного исследования составили работы Р.Г. Ланды, З.И. Левина, Ч. Курцмана, Ж. Сезари, которые посвящены вопросам взаимодействия общества и религии, процессу становления движения модернизма и его представителям, а также проблемам культурного и политического взаимодействия мусульманских меньшинств с европейским обществом в ХХ-ХХI веках. Важно упомянуть и о трудах Р.В. Курбанова, Ш. Фишмана и С. Хассана, которые широко освещают концепцию фикха мусульманских меньшинств, идеи и методологию ее представителей. Говоря о концепции евроислама, нельзя не указать на работу М. Хашаса, посвященную становлению и развитию идеи евроислама, а также анализу взглядов видных сторонников данной теории.
В данной работе были использованы следующие методы: общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение), социально-гуманитарные (историко-сравнительный метод, анализ документов, интервью) и специально-научные (контент анализ, ивент-анализ, casestudy).
Актуальность данного исследования определяется неразрешенным глубоким культурным конфликтом, который возник в процессе интеграции мусульманских мигрантов в европейское общество. Проблема сочетания норм ислама и западных общественных, культурных и политических ценностей вызывает напряженные отношения не только между представителями двух сообществ, но и между странами Запада и мусульманскими государствами. Особенно острой данная проблема стала в связи с возникновением европейского миграционного кризиса, начавшегося в 2015 году.
Новизна данного исследования заключается в попытке проследить развитие проблемы иджтихада и таклида в исламе в контексте эволюции модернистского дискурса с момента его зарождения до оформления в современных теориях фикха мусульманских меньшинств и евроислама.
Объектом данного исследования является модернистский дискурс в рамках исламской мысли, выраженный в концепциях первых модернистов, представителей теории фикха мусульманских меньшинств и евроислама.
Предмет исследования – эволюция идей модернизма в исламской политической мысли в историческом контексте.
Цель работы – определить основные исторические этапы, причины возникновения и актуализации модернистского дискурса с момента его возникновения во второй половине XIX века до его современного состояния.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить ключевые исторические события, в контексте которых развивался модернистский дискурс
2) Выявить влияние идей первых представителей модернистского движения на последующее формирование дискурса
3) Выявить идейную направленность современных модернистских концепций фикха мусульманских меньшинств и евроислама
Модернистское движение, зародившееся в XIX веке, стало неким ответом части богословских и интеллектуальных кругов исламского мира на духовный кризис мусульманского общества, возникшего из-за очевидной отсталости стран Ближнего Востока относительно быстроразвивающихся западных метрополий. Обращаясь к истокам собственной веры, научным, технологическим, а подчас и культурным достижениям западных государств, первые модернисты стремились обновить мировоззренческий потенциал ислама. Отчасти им это удалось, поскольку, как отмечалось ранее, их идеи распространились среди широких слоев населения, а не остались достоянием узких интеллектуальных кругов. Более того, зачастую сами модернисты обладали необходимыми административными ресурсами, чтобы способствовать проведению реформ, согласно их собственным воззрениям. Примером этого могут служить преобразования, инициированные Мухаммадом Абду в Египте, деятельность Саййид Ахмад Хана и Исмаил-бея Гаспринского в сфере образования и т.д. Однако в этой связи стоит отметить, что концепции, предложенные модернистами, все же не стали основой широкомасштабных реформ в мусульманских странах, уступив место идеологиям светского национализма, социализма и фашизма. На наш взгляд, это связанно с тем, что их идеи все же имели и значительное количество противников, в том числе консервативно настроенных богословов, на которых во многом ориентируется общественное мнение, и для которых мировоззрение модернистов действительно было формой посягательства на священные принципы ислама.
Тем не менее, их идеи и подходы заложили фундамент для современных модернистских теорий, направленных на разрешение актуальных проблем мусульманского общества, связанных с жизнью мусульманских общин в Европе и США. Примечательно, что изменился контекст разработки и попыток реализации подобных идей – от реформы ислама в странах Ближнего Востока к его преобразованию в западных странах. Во многом на это повлияли масштабные миграционные потоки мусульман на Запад, где противоречия нескольких культур в образе жизни и мировоззрении постепенно стали насущным вопросом. Модернистский дискурс в его современном виде сосредоточен вокруг двух основных концепций: евроислама и фикха мусульманских меньшинств, каждая из которых имеет своих сторонников и противников. Фихк мусульманских меньшинств, разработанный богословами, видится нам более «умеренной» теорией по отношению к евроисламу в контексте выдвинутых в его рамках идей. Данная концепция является и более обоснованной с точки зрения обращения к Священным текстам, что немаловажно для самих мусульман. Ее представители рассматривают мусульманские общины в качестве «меньшинств», оказавшихся в чуждых им во многих отношениях странах. Именно поэтому фикх меньшинств скорее направлен на приспособление существующих норм ислама к современным реалиям, чем к их пересмотру или изменению. Гораздо более амбициозной в этом плане выглядит теория евроислама, в рамках которой, в частности, Тарик Рамадан пытается не просто приспособить нормы ислама к европейскими реалиям, но изменить их в пользу мусульманам. Например, найти общую для всех мусульман идентичность, совершить революцию в умах людей, признать западные страны домом для мусульман и отказаться от видения мусульман в Европе как «меньшинств». Противоположные взгляды на данный процесс имеет Бассам Тиби, призывающий к интеграции ряда европейских ценностей в исламскую мысль. Другими словами, современный модернизм предлагает множество вариантов сочетания норм ислама и западных ценностей. Однако по-прежнему открытым остается вопрос о том, как преобразования, основанные на вышеуказанных концепциях, могут быть введены в повседневную практику мусульман, проживающих в западных государствах. В этом отношении наиболее перспективным видится фикх мусульманских меньшинств, поскольку его разрабатывали непосредственно богословы, на мнение и фатвы которых ориентируется большое количество мусульман. Более того, теория получила и институциональное оформление. На данный момент нельзя утверждать, что какая-либо из представленных концепций может стать универсальной для всех мусульман на Западе, однако каждая из них составляет значимую часть современного модернистского дискурса. Идеи и методы, представленные в теориях как фикха мусульманских меньшинств, так и евроислама, направлены в том числе и на разрешение религиозных, культурных и политических противоречий для будущих поколений мусульман в западных государствах. Учитывая остроту вопроса интеграции последних в западные общества, можно предположить, что идейное наполнение модернистского дискурса в исламской мысли не будет терять свою актуальность, а, возможно, станет еще более востребованным в обозримой перспективе.
1. ал-Алвани Т. Достижение фикха для меньшинств. Баку: Идрак, 2008. – 62 с.
2. ар-Разик А. Ислам и принципы правления // История философии. 2015. Том 20. №2. С. 148-165.
3. ар-Разик А. Проблема халифата // http://www.strana-oz.ru URL: http://www.strana-oz.ru/2003/5/problema-halifata (дата обращения: 18.04.2020).
4. Коран//Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – М.: Наука, 1963.
5. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса ДжаруллахаБигиева. Сборник документов и материалов. Ч.I. – Казань: Иман, 2000. – 71 с.
6. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса ДжаруллахаБигиева. Сборник документов и материалов. Ч.II. – Казань: Иман, 2000. – 90 с.
7. ХакимовР. Где наша Мекка? // http://www.intelros.ru URL: http://www.intelros.ru/index.php?newsid=201 (дата обращения: 21.05.2020).
8. Хакимов Р. "Где наша Мекка?". Версия 2.0 // https://www.business-gazeta.ru URL: https://www.business-gazeta.ru/article/79936 (дата обращения: 21.05.2020).
9. Asylum Applications (non-EU) in the EU-27 Member States 2008-2019 // https://ec.europa.eu/ URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_statistics (дата обращения: 20.04.2020).
10. al-Qaradawi Y. State in Islam. Third Edition. Cairo: al-Falah Foundation For Translation, Publication & Distribution, 2004. –302 p.
11. Report of the Runnymede Trust Commission on British Muslims and Islamophobia. Islamophobia a Challenge For Us All. The Runnymede Trust, 1997. – 70 p.
12. Ramadan T. Islam, the West and the Challenges of Modernity. Leicester: The Islamic Foundation, 2001. – 352 p.
13. Ramadan T. Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. New York: Oxford University Press, 2009. – 372 p.
14. Ramadan T. Western Muslims and the Future of Islam. New York: Oxford University Press, 2004. – 272 p.
15. Sheikh Yusuf Al-Qaradawi: Shura and Democracy // https://archive.islamonline.net URL: https://archive.islamonline.net/5662 (датаобращения: 25.04.2020).
16. Tariq Ramadan Has an Identity Issue by Ian Buruma // https://www.nytimes.com URL: https://www.nytimes.com/2007/02/04/magazine/04ramadan.t.html (датаобращения: 17.05.2020).
17. Tibi B. Islam and the Cultural Accommodation of Social Change. Boulder: Westview Press, 1990. – 272 p.
18. Tibi B. Islam between Culture and Politics. 2nd ed. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2005. – 334 p.
19. Tibi B. Islam's Predicament with Modernity: Religious reform and cultural change. Taylor & Francis e-Library, 2009. – 407 p.
20. Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe. Taylor & Francis e-Library, 2008. – 311 p.
21. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism Political Islam and the New World Disorder. Berkeley: University of California Press, 1998. – 264 p.
Список литературы:
1. Ачкасов В.А. Идеология евроислама: Тарик Рамадан и Бассам Тиби // Политэкс, Т. 8. 2012. №1. C. 190-199.
2. Бартольд В.В. Халиф и султан // Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата [Бартольд В.В. Сочинения. Т. VI. М., 1966]. М, 2002. – 784 с.
3. Большаков О.Г. История халифата. Т. 1-3. М., 2002.
4. Вайсс Б. Дух мусульманского права. СПб., 2008. – 310 с.
5. Гасымов К. Между Kulturkampf и Politikkampf: Вспоминая двух покойных мусульманских интеллектуалов // Islamology. 2017. №1. – С. 221-227
6. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. – 560 c.
7. Грюнебаум Г. Классический ислам (600-1258). М., 1986. – 216 с.
8. Ислам. Энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. - М., 1991. – 315 с.
9. Игнатенко, А.А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабо- исламских философов средневековья. М, 1989. – 255 с.
10. Игнатенко А.А. Зеркало ислама. М.,2004. – 215 с.
11. Киреев Н.Г. История Турции ХХ век. М.: Крафт+ ИВ РАН, 2007. – 608 с.
12. Корбен А. История исламской философии. М., 2010. – 360 с.
13. Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств: Мусульманское право в современном немусульманском мире (На примере стран Западной Европы и Северной Америки). М.: 2010. – 92 с.
14. Ланда Р.Г. История арабских стран. М., 2005. – 320 с.
15. Ланда Р.Г. Политический ислам: Предварительные итоги. М.: Институт Ближнего Востока, 2005. – 286 с.
16. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. М., 1993. – 245 с.
17. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. М., 1999. – 196 с.
18. Левин З.И. Реформа в исламе: быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования. М.: Крафт+, 2005. – 240 с.
19. Льюис Б. Ислам и Запад. М., 2003. – 317 с.
20. Мюллер А. История ислама. М., 2004. – 911 с.
21. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV веках. Л. 1966. – 400 с.
22. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986. – 254 с.
23. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. – 189 с.
24. Ходжсон М. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней. М., 2013. – 1080 с.
25. Adams C. Islam and Modernism in Egypt. Russell & Russell, New York, 1968. – 293 p.
26. Black A. The History of Islamic Political Thought. Edinburgh, 2001. – 380 p.
27. Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in the United States. New York: Palgrave Macmillan, 2004. – 267 p.
28. Esposito J. Kalin I. Islamophobia: The Challenge of Pluralism in the 21st Century. New York., 2011. – 236 p.
29. Fishman S. Fiqh al-Aqalliyyat: A Legal Theory for Muslim Minorities // Research Monographs on the Muslim World. 2006. №Series № 1, Paper № 2. – 18 p.
30. Hashas M. The Idea of European Islam: Religion, Ethics, Politics and Perpetual Modernity. New York: Routledge, 2019. – 312 p.
31. Hassan S. Fiqh Al-Aqalliyyat History, Development, and Progress. New York: Palgrave Macmillan, 2013. – 216 p.
32. Kurzman C. Modernist Islam 1840-1940. New York: Oxford University Press, 2002. – 389 p.
33. Nielsen J. Towards a European Islam. Hampshire 1999. – 156 p.
34. Poulton H. Top Hat, Grey Wolf and Crescent: Turkish Nationalism and the Turkish Republic. New York: New York University Press, 1997. – 350 p.
35. Rosenthal E.I.J. Political Thought in Medieval Islam. Cambridge, 1962. – 324 p.
36. Skerry P. Political Islam in the United States and Europe // Aspen Institute Congressional Program, 2003. P. 39-43