ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА
КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА………………………………………….…….…..
1.1 Конъюнктура рынка: понятия, факторы, виды, тенденции
развития……………………………………………………….……..………
1.2 Объекты конъюнктурных исследований…………..………...…...……….
1.3 Оценка конъюнктуры рынка……..………………………….………….…
1.4 Цели ценовой политики и принципы ценообразования...….………..…..
1.5 Сущность и функции цен в рыночной экономике…………...……….…..
1.6 Влияние рыночной конъюнктуры на ценовую
политику предприятия....................................................................................
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕДПРИЯТИЙ – ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Г.КЕМЕРОВО, КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………...………………...….
2.1 Исследование рынка молочной продукции………………..……………...
2.2 Региональная структура производства молочной продукции
за 2013 -2015 годы……………………………………………...…………..
2.1.1 Структура рынка цельномолочной продукции Кемеровской
области за 2013 – 2015 годы……………………………….………..
2.1.2 Рынок кисломолочной продукции Кемеровской области
за 2013 – 2015 годы……………….………………...…………….…
2.2.3 Структура рынка нежирной молочной продукции Кемеровской
области за 2013 – 2015 год…………………….……….……………
2.2.4 Структура рынка десертной продукции Кемеровской области
за 2013 – 2015 годы…………………………………..………………
2.3 Товарная политика молочной продукции предприятий
Кемеровской области…….............................................................................
2.4 Динамика цен на сырое молоко и молочные продукты рынка
Кемеровской области………………………………………….……...……
3 АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ Г. КЕМЕРОВО И
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………...............................................
3.1 Динамика ценовой политики по производителям молочной и
кисломолочной продукции…………………………………………….……
3.1.1 Динамика ценовой политики молочной и кисломолочной
продукции за 2013 г.………………………….……………………..
3.1.2 Динамика ценовой политики молочной и кисломолочной
продукции за 2014 г…………………………………………….……
3.1.3 Динамика ценовой политики молочной и кисломолочной
продукции за 2015 г………………………………………….………
3.2 Анализ динамики изменения ценовой политики по предприятиям
производителям молочной и кисломолочной продукции
за 2013 – 2015 г.г……………………………………………….....….………
3.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию ценовой
политики рынка молочной продукции……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……….………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..…………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная
экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или
ограниченный отрезок времени.
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка,
относится изучение молочной рыночной конъюнктуры. Эта задача является
актуальной как на макроуровне, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная
или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно
функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или
оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Главная цель изучения конъюнктуры молочного рынка - определить
характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и
предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении
спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий
стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества
противоречивых факторов, что и обуславливает наличие постоянных колебаний и
отклонений от основной тенденции развития рынка. Рассмотри конъюктуру рынка
молочной продукции.
Сегодня молочный рынок претерпевает серьезные испытания: внутренняя
неустроенность, отсутствие единой стратегии развития отрасли. Молочная
промышленность разобщена, каждый производитель и переработчик пытаются в
одиночку решать проблемы своего предприятия. В сложившейся ситуации
ведущие бизнесмены отрасли молочной продукции должны объединить свой опыт
ведения дел и по-новому посмотреть на перспективы развития своего бизнеса в
контексте развития всей молочной отрасли страны. И первоочередной задачей
каждого предприятия, работающего на рынке производства молочной продукции,
должно стать совершенствование маркетинговой политики предприятия, которая
включает в себя не только повышение качества выпускаемых товаров,
совершенствование ассортиментной политики, но и правильно сформированную ценовую стратегию организации. Ценообразование очень важно во всех сферах
деятельности: производства, оказание услуг, выполнения работ, торговозакупочной и иной деятельности. Оптимальная цена на товар или услугу позволяет
поддерживать присутствие товара на рынке и его сбыт на неснижаемом уровне,
тем самым обеспечивать прибыльность предприятия.
В связи с актуальностью исследования, основной целью работы является
проведение анализа ценовой политики, изменение динамики цен на молочную и
кисломолочную продукцию, молочных предприятий города Кемерово и
Кемеровской области.
Предметом исследования выступает молочная продукция г. Кемерово,
Кемеровской области.
Объектом исследования является предприятия – производители молочной
продукции г. Кемерово, Кемеровской области.
Цель исследования – исследование конъюнктуры рынка молочной продукции
г. Кемерово и Кемеровской области.
По итогам данной ВКР, исследование конъюнктуры рынка молочной
продукции г. Кемерово и Кемеровской области, проведённого анализа
маркетинговой, товарной и ценовой политики предприятий – производителей
молочной продукции, за анализируемый период времени 2013 – 2015 год, можно
сделать вывод, что в результате проведения маркетинговых исследований с 1
февраля по 17 мая 2016 года, – опроса респондентов (800 человек), изучив их
предпочтения выявлено, что большинство опрошенных людей употребляют и
покупают молочные продукты. Так же выяснилось, что именно достаточную долю
на рынке занимает пастеризованное молоко - 57 %, чаще всего покупают для себя.
Следом за молоком потребители предпочитают десертную молочную продукцию –
йогурты (питьевые), чаще всего их покупают для детей – 16 %, сметана – 12 %,
кефир – 10% и творог – 5 %. Не большую часть опрошенных, занимают
респонденты, которые не покупают и не употребляют молочные продукты, их
количество минимальное.
Анализируя товарную политику видно, что ассортимент, предлагаемый на
рынок молочных товаров, не отличается большим выбором цельномолочной,
кисломолочной, десертной продукции.
На прилавках магазина можно увидеть производителей различных регионов
– Москва, Белгород, Алтайский край, Новосибирск, а также производителей
местных молочных продуктов г. Кемерово, Кемеровской области. Самые крупные
предприятия: лидирующее положение по товарной политике занимает ОАО
«Кемеровский молочный комбинат» и ООО «Анжерское молоко» - стремится к
позициям лидера, улучшая и обновляя ассортимент цельномолочной,
кисломолочной, десертной продукции и творога.
ООО «МПО «Скоморошка», ООО «Деревенский молочный, при этом ООО
«Деревенский молочный завод» отстаёт по производству, кисломолочной
продукции на 8%, а по производству творога занимают равное количество - 17%.
По товарной политике ОАО «Гормолзавод» и ОАО «Юргинский гормолзавод», занимают меньший процент производства молочной продукции
занимают предприятия – производителей молочной продукции - ОАО
«Гормолзавод» и ОАО «Юргинский гормолзавод», причем ОАО «Юргинский
гормолзавод» опережает Киселевский молочный завод по всем позициям молочной
продукции на 2-3 %. У предприятия есть возможность стремиться к наращиванию
производства и обновлению производства.
Рассматривая товарную политику, заметно, что в ассортименте молочной
продукции каждого из предприятий, в магазинах нашего города и области не
всегда можно найти новую продукцию. Не так часто предприятия обновляют свой
ассортиментный ряд, не каждый год можно увидеть изменения, касающиеся
совершенно нового, отличающийся по вкусовым и другим признакам молочный
продукт.
Анализируя цены на цельномолочную продукцию, за анализируемый период
2013 – 2015 года, следует, что цены на молоко увеличились в 3,6 раза (без учёта
инфляции), и цены на кисломолочные продукты увеличились на 3,1 раза. Цены на
молочные продукты увеличились на 3,8 раза. За период 2014 – 2015 года высокая
стоимость молочной продукции стала динамично развиваться. Этому могло
послужить сокращение производства ряда молочных продуктов, а также
повышение цен связано с ростом курса валют и сокращение производства. Также
повышение цены зафиксировано и на кисломолочные продукты, но изменение
идёт не с сильной динамикой, чем на молочную продукцию, а более стабильно
Электронные ресурсы:
1.Алексеева М.А., Планирование деятельности фирмы. [Москва, 2014].
URL: http://center-yf.ru/.
2. Анурин В., Муромкина И., Е.Евтушенко, Маркетинговые исследования
потребительского рынка: учебник [Москва - Санкт-Петербург, 2015]. URL:
http://www.vevivi.ru/best/.
3. Афонин А.С., Ценообразование в бизнесе. [Кострома, 2011]. URL:
http://www.litsoch.ru/.
4.Боровикова Л. А., Гримм А. И., Дорофеев А. Л Формирование рынка
кисломолочных напитков: учебное пособие [Москва, 2012]. URL:
http://www.bankreferatov.ru/.
5. Влияние рыночной конъюнктуры на ценовую политику предприятия,
студенческая библиотека онлайн. URL: http://studbooks.net/.
6. Волков О.И., Экономика предприятия. [Москва, 2014] // Электроннобиблиотечная система «Инфра-М». URL: http://www.bestreferat.ru/ Кемеровский
молочный комбинат. URL: http://glavpro.com/.
7. Доценко А. П., Осокина В. В. Рынок и его механизм: учеб.- метод.
пособие. [Кострома, 2011]. URL: http://www.litsoch.ru/.
8. Желтякова И. А., Маховикова Г. А., Пузыня Н. Ю., Сущность и
функции цен в рыночной экономике: учебное пособие. [Питер,2012]. URL:
http://works.doklad.ru/.
9.Зобкова З.С., Технология молока и молочных продуктов: учебное
пособие. URL: http://nashaucheba.ru/.
10.Комплексное исследование рынка в системе маркетинга. URL:
http://m807.ru/.
11. Кочетов В.В., Колобов, И.Н., Экономика: учебник [ Москва, 2013].
URL: http://textbook.news/.