Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепция «Один пояс-один путь» – социологическая оценка целей и проблем The concept of "One Belt, One Road - Sociological Assessment of Goals and Problems"

Работа №134244

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация и ключевые слова……………………………………………. 3
Введение……………………………………………………………………. 6
ГЛАВА 1. Теоретический аспект анализа концепции «Один пояс, один
путь»…………………………………………………………………………
12
1.1. Теории международной кооперации: оценки эффективности ……… 15
1.2. Ученые и практики КНР о концепции «Один пояс, один путь» как
форме инклюзивной глобализации…………………………………
1.3. Оценка динамики и социально-экономической эффективности
концепции «Один пояс, один путь»……………………………………
28
20
ГЛАВА 2. Инициатива «Один пояс, один путь»: попытки
социологического оценивания……………………………………………...
35
2.1. Case-study: проект «Ямал СНГ» как характерный пример российскокитайского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один
путь»………………………………………………………………………….
35
2.2. Сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс,
один путь»: анкетирование экспертов.........................................................
50
2.3. Контент-анализ научных публикаций, посвященных концепции
ОПОП………………………………………………………………………...
54
Заключение………………………………………………………………….. 61
Список литературы…………………………………………………………. 64
Приложения…………………………………………………………………. 73
Приложение 1. Региональные особенности динамики торговли в
странах коридора «Один пояс- один путь»………………………………..
73
Приложение 2. Программа исследования кейс-стади…………………..... 78
Приложение 3. Программа анкетирования экспертов …………….......... 79
Приложение 4. Программа исследования - контент анализ научных
документов......................................................................................................
84

Аннотация
Актуальность магистерской диссертации на тему «Один пояс-один путь – социологическая оценка целей и проблем» обусловлена тем, что в современном мире, по мере развития экономической глобализации и региональной интеграции, Китай выдвинул амбициозную концепцию «Один пояс – один путь». Отношение к ней в мире различное, что и хотелось представить и оценить.
Китайские ученые склонны к идеализации курса «Один пояс, один путь», видя в нем огромную важность для экономики страны и для роста благосостояния китайских людей. Сама инициатива претерпела смену нескольких форматов: от зоны торговли и транспортных коридоров до более широкого политического сотрудничества и взаимопомощи. При этом пока критический, а точнее оценочный подход в ее китайском осмыслении представлен недостаточно.
Разделяя как критическое отношение к идеям кооперации, так и не идеализируя инклюзивную глобализацию, видя ее объективные трудности, автором диссертации была сделана попытка дать объективную оценку итогам функционирования инициативы ОПОП (за очень небольшой период реализации этого курса). В работе представлены два направления оценивания: экономическое (основанное на показателях отчетов МБРР и ОЭСР) и социологическое. Первое - показывает в целом высокий экономический эффект реализации инициативы, выраженный в динамике роста производства, инвестиций, торговли. При этом отметим, что экстенсивные факторы роста действительно растут, а интенсивные (рост производительности труда и фондоотдача) – нет.
Социологическая оценка представлена тремя прикладными исследованиями. Первое – кейс-стади. В диссертации был описан один из проектов реализации ОПОП - «Ямал СНГ». Он показал, с одной стороны, громадность задач и перспектив, но, с другой - выявил огромные сложности в их реализации: срыв сроков строительства, невыполнение обязательств, что связано с объективной конфликтностью взаимодействия, когда вложены такие огромные средства. Второе исследование – анкетирование студентов СПГУ с целью выявления их восприятия китайской инициативы. Третье – контент анализ авторитетной статьи с обзором публикаций уровня SCOPUS и WoS.
Ключевые слова: ОПОП, инклюзивная глобализация, сравнительное оценивание восприятия, case-study одного из проектов, контент-анализ публикации.
Инициатива “Один пояс, один путь” (ОПОП) была официально анонсирована в 2013 во время визитов председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан - в сентябре и в Индонезию - в октябре. Данные по торговле свидетельствуют о том, что экспорт Китая, особенно товаров, связанных с инфраструктурой, начал поступать в страны “Одного пояса, одного пути” за десять лет до официального запуска этой Инициативы. Более того, к 2013 Китай уже активно занимался строительными контрактами в странах коридора ОПОП. Анонсирование ОПОП в 2013 не было стартовым импульсом; процесс начался ранее, но оно придало новую энергию текущим тенденциям в торговых отношениях Китая.
Данные по торговой статистике показывают, что в группе стран-участниц ОПОП в целом уже более десятилетия наблюдается неуклонный рост, понятно, что особенно быстро растет объем китайского экспорта в эти страны. На эти страны в совокупности пришлось около 40% общего экспорта товаров Китая в 2017, что почти на 9% выше, чем в 2001. Прирост доли стран коридора ОПОП в китайском экспорте товаров, связанных с инфраструктурой, составил 11%, в том числе железа и стали 16%.
Цель инициативы “Один пояс, один путь” состоит в улучшении связей и углублении сотрудничества на трансконтинентальном уровне. Масштабы этой ее все еще являются предметом обсуждения, однако она содержит два основных компонента, каждый из которых предполагает значительные инвестиции в инфраструктуру: Экономический пояс Шелкового пути (“Пояс”) и новый Морской Шелковый путь (“Путь”). Сухопутный “Пояс” связывает Китай с Центральной и Южной Азией и далее - с Европой. Морской “Путь” связывает Китай со странами Юго-Восточной Азии, странами Залива, Восточной и Северной Африкой и далее - с Европой. Были определены шесть сухопутных экономических коридоров: Экономический коридор Китай-Монголия-Россия; Новый евразийский сухопутный мост; Экономический коридор Китай-Центральная Азия-Западная Азия; Экономический коридор Китай-полуостров Индокитай; Экономический коридор Китай-Пакистан и Экономический коридор Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма.
В среднем страны коридора “Одного пояса, одного пути” активно участвуют в международной торговле, в том числе и посредством вовлеченности в глобальные производственно-сбытовые цепочках (ПСС). Они также являются важными направлениями для прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Между тем, общая картина может ввести в заблуждение, поскольку разрыв между странами коридора велик. В числе этих государств есть и самые успешные, но многие из них остаются на уровне периферии глобальных рынков.
Ученые считают, что на деле, объем торговли в странах коридора ОПОП ниже потенциального на 30%, а объем прямых иностранных инвестиций - на 70%. В 2017 на долю стран коридора “Одного пояса, одного пути” пришлось почти 40% мирового экспорта товаров, что почти в пять раз превышает показатель 2000. Вместе с тем, за этим впечатляющим ростом торговли скрываются значительные диспропорции. На долю экспорта стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона, а также Европы и Центральной Азии в настоящее время приходится более 80% экспорта товаров стран коридора ОПОП. Несмотря на то, что доля стран Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также двух стран, расположенных к югу от Сахары, в мировом экспорте возросла с середины 2000-х, стоимость их экспорта гораздо ниже, чем стоимость экспорта Европы и Центральной Азии, а особенно Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Подробное описание динамики торговых отношений между странами коридора «Один пояс-один путь» приведено в Приложении 1.
Благодаря своему влиянию на интеграцию и экономический рост, инициатива “Один пояс - один путь” может снизить процент людей, живущих в условиях крайней нищеты (менее 1.90 долларов США в день по паритету покупательной способности, ППС). При исходных условиях ожидается, что глобальный уровень крайней бедности снизится с 9.5% (в 2015) до 3.9 к 2030 (модель CGE). На глобальном уровне инвестиции, связанные с ОПОП, могут вывести 7.6 млн. человек из крайней нищеты (такой вывод делается на основании стоимости инвестиций в инфраструктуру, которые могут повлиять на доходы домашних хозяйств посредством изменений в государственных расходах и налогообложении). Подобное выгодное воздействие распространится на 4.3 млн. людей в странах коридора ОПОП и на 3.3 млн. в странах, не входящих в ОПОП, а также на 32 млн. человек (живущих менее 3.20 долл. США в день по ППС), из коих 26.7 млн. в странах ОПОП и 5.3 млн. - в странах, не входящих в ОПОП. Рост порогов бедности также является характеристикой инициативы «Один пояс-один путь».
Глобальный процент людей, живущих за чертой умеренной бедности, в 2015 оценивался в 25.8% и, согласно прогнозам, при обычных условиях ведения бизнеса к 2030 он сократится до 10.4% Ожидается, что в Кении и Танзании к 2030 еще 700,000 человек будут выведены из крайней нищеты. Это примерно эквивалентно дополнительному сокращению численности населения, живущего в условиях крайней бедности, на 1.0 и 0.9%. В Южной Азии, в Пакистане может быть зарегистрировано дополнительное сокращение крайней бедности для 1.1 млн. человек. Предполагается, что в Бангладеш 200,000 человек будут выведены из крайней нищеты (0.11% общей численности).
Актуальность темы исследования. В современном мире, по мере развития экономической глобализации и региональной интеграции, Китай выдвинул амбициозную концепцию «Один пояс – один путь», которая состоит из двух проектов – «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». С течением времени в китайскую инициативу «Один пояс – один путь» стал вовлекаться еще более широкий спектр стран, а сама инициатива стала наполняться новым содержанием.
Чтобы осуществить всестороннее сотрудничество между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс – один путь», необходимым и перспективным действием является поиск путей возможного сопряжения проекта «Один пояс – один путь» и инициированного Россией Евразийского экономического союза. Эффективное сопряжение двух проектов может стимулировать китайско-российское всестороннее сотрудничество, а также совместно продвигать региональную интеграцию.
Россия подключилась к участию в инициативе «Один пояс, один путь» в 2015 г., однако говорить об её полноценном вхождении в инициативу ещё рано, так как многие проекты тормозятся ещё на стадии планирования. Ярким примером служит строительство высокоскоростного грузопассажирского коридора «Евразия», которая должна была соединить Китай с Европой. Её пилотным участком на территории России должна стать ВСМ Москва — Казань. В процессе обсуждения проекта озвучивались сомнения в целесообразности его реализации. Начать строительство планировалось в 2018 г., но проект был отложен, что во многом связанно с его низкой окупаемостью. Инвестиционная активность Фонда Шелкового пути в России пока ограничились лишь покупкой 10% акций компании «Сибур» и участием в проекте «Ямал СПГ» в размере 9.9 %. Обе сделки относятся к нефтегазовой сфере, что полностью характеризует интересы китайской стороны в России.
Нынешние российско-китайские отношения основываются не только на многолетнем и разнообразном опыте географического соседства - важного фактора трансграничного сотрудничества и развития обширного российско-китайского приграничья. Еще одна основа отношений между странами - двусторонняя торговля. На начало 2018 года на КНР приходилось беспрецедентные 17,2% международной торговли России. Более того, на фоне конфликта между Россией и Западом, который продолжается с 2014 года, схожесть позиций России и Китая и евразийская взаимозависимость между двумя странами становятся все более заметными.
Цель работы – дать комплексную оценку роли и эффективности концепции «Один пояс, один путь» как нового тренда международной интеграции («Инклюзивной глобализации»)
Объект исследования: концепция «Один пояс, один путь»
Предмет исследования: комплексная оценка концепции «Один пояс, один путь»
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теории международной кооперации как важной технологии общественного развития: (преимущества кооперации, как форма воздействия «слабой силы»);
2. Описать работы ученых и практиков КНР о концепции «Один пояс, один путь» как форме инклюзивной глобализации;
3. Изучить и представить данные об эффективности концепции «Один пояс, один путь»;
4. На конкретном примере описать успехи и неудачи реализации инициативы «Один пояс- один путь»;
5. Представить суждения экспертов об инициативе;
6. На основании обзорной статьи представить взгляды ученых мира на роль и оценку ОПОП;
Теоретико-методологической базой исследования стали: фундаментальные труды по теории и практике социологии, журналистике, истории, а также материалы, описывающие современные политические процессы в китайском обществе. Как образцы сравнительного оценивания эффективности инициативы «Один пояс – один путь» использовались публикации международных рейтинговых агентств и ММВБ и др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе используются общенаучные методы, включая статистический и сравнительно-исторический анализ, изучение теоретическо-методологической базы, контент-анализ вторичной информации предмета исследования, а также социологические - кейс-стади и опрос экспертов.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, 6 параграфов, и заключения. В работе 83 страниц. В ней 8 таблиц. Список используемой литературы состоит из 81 наименования, включая литературу на английском, русском и китайском языках.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе нашей работы было выявлено, что проблема международных и межгосударственных объединений (интеграционных союзов, коопераций…) стала предметом научного изучения в ХХ века, причем изначально их позитивная роль как равно выгодных партнерских отношений отрицалась. Ученые настаивали, что в этих процессах всегда одни государства доминируют и подчиняют себе другие. После 2-о мировой войны, на фоне побед и всеобщего оптимизма стал преобладать взгляд, идеализирующий международную интеграцию. Однако, современные авторы стали искать более взвешенный подход, допускающий разнообразие форм и многообразие оценок. В любом случае, интеграция – это зона конфликта, поэтому их возникновение должно заранее восприниматься как необходимое, осмысляться, а возможности минимизации рисков – просчитываться и воплощаться на практике.
Китайские ученые, по нашему мнению, все-таки склонны к идеализации курса «Один пояс, один путь», видя в нем огромную важность для экономики страны и для роста благосостояния китайских людей. Сама инициатива претерпела смену нескольких форматов: от зоны торговли и транспортных коридоров до более широкого политического сотрудничества и взаимопомощи. При этом пока критический, а точнее оценочный подход в ее китайском осмыслении представлен недостаточно. Идея инклюзивной – особенной, нацеленной на сотрудничество между не самыми благополучными странами - глобализации пока в большей мере отражает лозунг, но не реалии. При этом трудности на ее (инклюзивной глобализации) пути объективны. Страны, входящие в ОПОП, представляют разные уровни экономического, политического и культурного развития. Во многих из них процветает коррупция. Все названное серьезно препятствует и реализации проектов и раскрытию потенциала глобализации. Западные страны выбрали для помощи странам «юга» благотворительность, т.е. простое вкладывание денег при минимальной надежде на возвращение.
Разделяя как критическое отношение к идеям кооперации (смотри параграф 1), а также не идеализируя инклюзивную глобализацию и видя ее объективные трудности (параграф 2), в диссертации была сделана попытка дать объективную оценку итогам функционирования инициативы ОПОП (за очень небольшой период реализации этого курса). В работе представлены два направления оценивания: экономическое (основанное на показателях из отчетов МБРР – международного банка реконструкции и развития) и социологическое. Первое - построено на объективных данных, имеющихся в международной статистике. Оно показывает в целом высокий экономический эффект деятельности инициативы, выраженный в динамике роста производства, инвестиций, торговли. При этом отметим, что экстенсивные факторы роста действительно растут, а интенсивные (рост производительности труда и фондоотдача ) – нет.
Социологическая оценка представлена тремя прикладными исследованиями. Первое – кейс-стади. В диссертации был описан один из проектов реализации ОПОП - «Ямал СНГ». Он показал, с одной стороны, громадность задач и перспектив, но, с другой - выявил огромные сложности в их реализации: срыв сроков строительства, невыполнение обязательств, что связано с объективной конфликтностью взаимодействия, когда вложены такие огромные средства.
Второе исследование описывает восприятие экспертами (среди них доминировали студенты магистратуры из России и Китая) инициативы «Один пояс, один путь». В целом их отношение позитивное, хотя русские студенты (15%респондентов) выявили настороженность, отражающую общее ощущение опасности от усиления соседней державы, боязнь миграции китайского населения и роста зависимости российской экономики от Китая. Эти опасения объективны, но не всегда понятны. По нашему мнению, развитие экономики это - новое производство, т.е. свои отечественные продукты и рабочие места. Известно, что многие крупные российские фирмы принадлежат иностранным владельцам: Ашан, Рено, Philipp Morris, Volkswagen, Lerya Merlin, но поскольку это не афишируется, то и не осознается населением как негативное явление.
Третье исследование – контент анализ обзора мнений, представленных в публикации А.В.Белова. Учет авторитетности автора статьи, профессора двух ведущих вузов мира: МИМО и Токийского университета, а также отбора им более, чем 500 публикаций, имеющих высокий научный статус (все они имею либо индекс SCOPUS либо WoS), позволяет принять этот метод вторичного анализа как допустимый для оценки мнения научного сообщества.
Общая оценка роли ОПОП – положительна. Ученые объективно называют факторы, предопределяющие возможные негативные оценки – объективные трудности, но главное – усиление Китая, который стал конкурентом для США и Европы.
Общий итог – ОПОП это стратегия выживания для китайской экономики, это способ повышения рейтинга страны в области экономики и политики. Да, не все проходит гладко и без проблем, но это – шаг вперед, а не бездействие. Это - реальная перспектива для китайского населения стать великой державой и окончательно покончить с нищетой и безграмотностью. Позитивное восприятие инициативы можно распространить и не экономику, и на социальную жизнь регионов, куда проникает инициатива ОПОП. Она создает новые рабочие места, стимулирует торговлю, а соответственно дает возможность выхода из бедности для населения.
Это самый амбициозный проект, когда-либо реализованный какой-либо отдельной страной. Китай исключен из группы гигантов G7.  ОПОП - его секретное оружие для сведения счетов. Триггерные точки для его инициирования — это замедление экономики из-за избыточных мощностей по производству стали, цемента и оборудования. Китай имеет огромные резервы иностранной валюты в размере 3 триллиона долларов США (по сравнению с 400 миллиардами Индии или всего 13% от Китая). Его внутренние денежные резервы составляют 21 триллион долларов. Это вдвое больше ВВП.



Литература на английском языке:

1. Bai, Y. X., Wang, S. J. 2014, Silk-road economic belt: the strategic corridor of China going global, Journal of Northwest University: Philo- sophy and Social Sciences Edition, Vol. 44, no. 4, p. 32—38.
2. Feng, Z. X. 2014, Strategic transportarteries connecting transport ar- teries China to eurasia: details of the area, route delineation and function of the new silk road economic belt, Science Frontier, no. 4, p. 79—85.
3. Fukuyama, F. (2016). Exporting the Chinese model, project syndicate. Retrieved January 12, 2016, from http:// www.project-syndicate.org/commentary/china-one-belt-one-road-strategy-by-francis-fukuyama-2016-01
4. Gao, H C. 2014, Deepen economic and trade cooperation: the "Belt and Road" makes new pattern of economic and trade cooperation, International Business and Accountant, no. 6, p. 5—7.
5. Guo, L. X. 1994, Distribution of ports in China, Acta Gegra- phica Sinica, Vol. 49, no. 5, p. 385—393.
6. Halsall, P. (1997) “Modern History Sourcebook: Summary of Wallerstein on World System Theory” [Online database] Available from Fordham University
7. Harvey, D. 1972, Revolutionary and Counter Revolutionary Theo- ry in Geography and the Problem of Ghetto Formation, Antipode, Vol. 4, no. 2, p. 1—13.
8. Harvey, D. 2001, Globalization and the Spatial Fix, Geographi- sche Revue, no. 2, p. 23—30.
9. Helen Milner Review: International Theories of Cooperation among Nations: Strengths and Weaknesses, World Politics
10. Hong, Y. (2017). Motivation behind China’s ‘One Belt, One Road’ Initiatives and Establishment of the Asian Infrastructure Investment Bank. Journal of Contemporary China, 26(105), 353-368.
11. Hornby, L. (2018, August 20). Mahathir Mohamad warns against ‘new colonialism’ during China visit. Retrieved October 2018, from Financial Times: https://www.ft.com/content/7566599e-a443-11e8-8ecf-a7ae1beff35b
12. Hu, A. G., Ma, W., Yan, Y. L. 2014, Connotation, definition and passage of "Silk-Road Economic Belt" strategy, Journal of Xinjiang Normal University: Edition of Philosophy and Social Sciences, Vol. 35, no. 2, p. 1—11.
13. International oil and gas cooperation strategy. Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, 2020, vol. 13, issue 1, pp. 20–32. https://doi.org/10.21638/spbu06.2020.102
14. Kenderdine, T. and Ling, H. International Capacity Cooperation-Financing China’s Export of Industrial Overcapacity, Global Policy, vol. 9 (1), pp. 41–51.
15. Kim, Y., & Indeo, F. (2013). The new great game in Central Asia post 2014: The US ‘new silk road’ strategy and Sino-Russian rivalry. Communist and Post-Communist Studies, 46, 275–286. doi:10.1016/j. postcomstud.2013.03.005
16. Li, Q. 2014, Regional strategic implication and practice in Chinese-Central-Asian innovative cooperative mode and co- construction of "Silk Road Economic Belt", Journal of Shaanxi Normal University: Philosophy and Social Sciences Edition, Vol. 43, no. 4, p. 5—15.
17. Liu, H. G., Tang, Z. P. et al. 2010, The impacts of exports on regional economic development and industrial restructuring in China, Acta Geographica Sinica, Vol. 65b, no. 4, p. 407—415.
18. Liu, H., Yeerken, W. Z. T., Wang, C. L. 2015, Impacts of the Belt and Road Initiative on the spatial pattern of territory development in China, Progress in Geography, Vol. 34b, no. 5, p. 545—553.
... Всего источников – 81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ