Введение 3
Международные стандарты финансовой отчетности. Теория и практика 7
История МСФО и МСФО в мире 9
МСФО в России 15
МСФО и РПБУ. Особенности МСФО 19
МСФО и Российские компании 24
Способы введения отчетности по МСФО 24
Анализ использования МСФО российскими компаниями 30
Региональный критерий 38
Анализ по видам экономической деятельности 41
Косвенные показатели положения МСФО в России 50
Рынок аудита. 50
Проблемы внедрения МСФО 51
Кадровая проблема и образование в сфере аудита 54
Малый и средний бизнес и МСФО 56
Заключение 62
Список источников и литературы 64
Распространение транснациональных компаний в XX веке, и сложность ведения финансовой деятельности в различных национальных системах стало новым вызовом для глобальной экономики. Одним из ответов на этот вызов стало создание международных стандартов финансовой отчетности – общепринятых правил для ведения и отображения финансовых показателей компаний. Создание МСФО послужило развитию глобального единого рынка, а также ознаменовало создание нового «языка» для международного бизнеса, а отчетность фирм разных стран теперь стала сопоставимой. Этот инструмент дал возможности для максимально открытого и понятного отображения финансовых показателей компаний, что в свою очередь поспособствовало глобальным инвестиционным потокам. Компании рассматривают МСФО как один из главных инструментов для привлечения инвестиций. Влияние МСФО растет, о чем свидетельствует не только широкое признание этих стандартов среди многочисленных государств и компаний, но и то, что фондовые биржи всего мира требуют от листинговых компаний (т.е. компаний, реализующих на этих биржах свои ценные бумаги), предоставления своей отчетности в соответствии с МСФО. Во многих странах национальные стандарты сильно приближены к международным, некоторые используют международные стандарты в качестве национальных, а для других МСФО - база для внедрения своих национальных стандартов.
Российская Федерация своевременно обратила внимание на международные стандарты финансовой отчетности, что было вызвано не только предпринимаемыми изменениями в национальном бухгалтерском учете, но и широкой вовлеченностью российских компаний в международные экономические отношения. В России МСФО существует не только как обособленная система стандартов, но эти стандарты также оказывают все большее влияние на российские нормативные документы, трансформируя и национальные стандарты учета.
Внедрение МСФО на государственном уровне в России произошло в 2011 году, и несмотря на то, что многие компании составляли свою отчетность по международным стандартам и до этого (и не только по международным, но и по общим принципам бухгалтерского отчетности США (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP) , данная тема в России крайне актуальна, в первую очередь из-за многочисленных препятствий на пути широкого применения этих стандартов в России. Также, политическая повестка последних лет добавляет остроты в вопросы экономического сотрудничества России и всего остального мира, осложняя дальнейшее положительное развитие данного процесса. Негативные тенденции, вызванные осложненной политической ситуацией, поднимают дополнительные вопросы к настоящему и будущему МСФО в России. Конечно же, учитывая распространенность и общепризнанность МСФО, эти стандарты остаются и останутся эпицентром опыта мировой практики в этой сфере, поэтому продвижение международных стандартов в России навряд ли регрессирует, но ответ на вопрос о том, какие преимущества МСФО могут принести российским компаниям, и насколько сильно в нынешних условиях они могут повлиять на их международную экономичную деятельность, остается туманным.
Временные рамки исследования – 2010-2018 года. Выбор обусловлен тем фактом, что в 2012 году произошло официальное фактическое внедрение МСФО на государственном уровне в российскую систему. В связи с этим для большей наглядности исследования были захвачена также два года до момента фактического внедрения МСФО.
Вопрос об МСФО в России довольно хорошо проработан. Стоит, правда учитывать, что большая часть публикуемых научных работ, статей и учебных пособий, а также материалов, подготовленных ведущими аудиторскими компаниями, посвящена проблеме содержания международных стандартов и их соотношения с национальными. В них раскрывается суть норм, стандарты сравниваются с аналогичными национальными российскими стандартами, также рассматриваются конкретные примеры – все с целью понимания содержания того или иного стандарта. Содержательные вопросы, тем не менее, нас в данной работе не интересуют.
Объектом исследования являются акутальные экономические показатели Российской Федерации и российских компаний.
Предметом данной работы является нынешнее положение и перспективы международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации.
Цель данной работы – изучить перспективы дальнейшего использования и внедрения международных стандартов финансовой отчетности в России. Основываясь на поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть особенности и отличия МСФО и РПБУ (без глубокого содержательного изучения), а также правовую базу МСФО в России;
• проанализировать использование МСФО российскими компаниями и сопоставить эти данные с объемами инвестиций в Россию;
• проанализировать косвенные показатели, свидетельствующие о нынешнем и возможном состоянии МСФО в России, а также рассмотреть национальные и зарубежные мнения по данному вопросу.
Источниковую базу исследования составили статистические данные Центробанка и Росстата; отчетности российских компаний и составленные на их основе рейтинги; документы и статьи, подготовленные крупнейшими аудиторскими компаниями; статьи специалистов в области бухгалтерского учета и аудита.
При сохранении сложившихся условий и дальнейшем падении объемов инвестиций и участия в капитале практическое применение МСФО в лучшем случае останется на том же уровне что и сегодня, в худшем – упадет.
В России МСФО существует в двух измерениях:
1. в качестве существующей системы отчетности, которая может быть использована российскими компаниями для отображения информации о своей финансовой деятельности, которая в свою очередь может быть сопоставима с отчетностями иностранных компаний;
2. как база и образец в процессе разработки национальных положений по бухгалтерскому учету, с целью его сближения с принятой международной практикой.
Сегодняшние экономические реалии свидетельствуют о том, что первое измерение или будет сокращаться, или, в лучшем случае, застынет на том незначительном уровне, в котором оно сегодня представлено. Об этом свидетельствуют не только выявленные в анализе частоты использования МСФО российскими компаниями тенденции, но также и анализ уровня инвестиций как в экономику страны в целом, так и в ее отдельные отрасли. МСФО все еще остается инструментом, которым пользуются исключительно крупные компании (при это в основном межрегиональные или московские), а принятие специальных стандартов МСФО для среднего и малого бизнеса в России в ближайшее время не предвидится возможным и целесообразным. Практика применения МСФО российскими компаниями не развивается не только из-за неблагоприятных экономических условий, но и из-за высоких сопутствующих этому процессу издержек. Издержки связаны с сохраняющейся нехваткой высококвалифицированных кадров – необходимостью привлечения специалистов не только для составления самой отчетности по МСФО, но и для аудита этой отчётности.
Несмотря на то, что МСФО безусловно будут и далее внедрятся в России, (посредством, в первую очередь, дальнейшей конвергенции с национальными стандартами), процесс этот будет проходить медленно, в виду отсутствия широкой практики применения МСФО российскими компаниями. Также этот процесс осложняется и фундаментальными отличиями в национальных и международных стандартах, в связи с чем дальнейшее более глубокое внедрение МСФО в России может потребовать основательного пересмотра национальных стандартов бухучета, а также из-за неблагоприятного состояния российской экономики. Несмотря на все трудности, данный процесс конечно же приветствуется, ведь официальное принятие и внедрение МСФО является важнейшим шагом на пути реформирования российского бухгалтерского учета, превращения его в эффективный инструмент создания качественной, полезной и востребованной информации.
I) Иностранные законодательные акты и соглашения, материалы Фонда МСФО
3. Bold steps toward convergence of Chinese accounting standards and international standards. Press release, 2005. URL: https://www.ifrs.org/-/media/feature/about-us/our-history/2005-pr-china.pdf?la=en (дата обращения 25.04.2019)
4. Chronology of major moments in the history of the IFRS// IFRS foundation. URL: https://www.ifrs.org/about-us/who-we-are/#history (дата обращения 28.04.2019)
5. Memorandum of Understanding. “The Norwalk Agreement”, 2002. URL: https://www.ifrs.org/-/media/feature/around-the-world/mous/norwalk-agreement-2002.pdf?la=en (дата обращения 25.04.2019)
6. NYSE International Stats. // The New York Stock Exchange. URL: https://www.nyse.com/listings/international-listings (дата обращения 27.04.2019)
7. Regulation (EC) No /2002 Of The European Parliament And Of The Council Of The European Union on the application of international accounting standards. URL: https://www.ifrs.org/-/media/feature/about-us/our-history/2002-eu-ias-reg.pdf?la=en (дата обращения 25.04.2019)
II) Законодательные акты и программные документы Российской Федерации
8. Деятельность Министерства Финансов Российской Федерации. Бухгалтерский учет и отчетность. Международные стандарты финансовой отчетности. Законодательство о МСФО. // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/mej_standart_fo/legalframework/ (дата обращения 02.05.2019)
9. Межведомственная рабочая группа по применению МСФО. // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/om/focal_advisory/wg_msfo/ (дата обращения 09.05.2019)
10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от 11.06.2015) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193590/ (дата обращения 09.05.2019)
11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н) (ред. от 26.08.2015) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123933/ (дата обращения 09.05.2019)
12. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н) (ред. от 26.08.2015) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133869/ (дата обращения 09.05.2019)
13. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18125/ (дата обращения 28.04.2019)
14. Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н (ред. от 02.04.2013, с изм. от 21.01.2015) "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122870/ (дата обращения 28.04.2019)
15. Федеральный закон № 208-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О консолидированной финансовой отчетности» (последняя редакция). // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103021 (дата обращения 27.04.2019)
III) Статистические данные Центрального банка России и Федеральной службы государственной статистики
16. Статистика внешнего сектора Российской Федерации. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию. // Центральный Банк России. – 2019. URL: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения 15.05.2019)
17. Статистика внешнего сектора Российской Федерации. Прямые инвестиции в Россию: операции по видам экономической деятельности. // Центральный Банк России. – 2019. URL: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения 15.05.2019)
...