ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы изучения системных отношений в лексике 7
1.1. Понятие «лексическое значение» и типы лексического значения 7
1.1.1. Понятие «лексическое значение» 7
1.1.2. Аспекты лексического значения 9
1.1.3. Типы лексического значения 11
1.2. Лексика как система 13
1.2.2. Понятие «семантическое поле» 15
1.2.3. Понятие лексико-семантическая группа 18
1.2.4. Синонимические отношения в лексике 20
1.2.4.1. Понятие синонимический ряд и доминанта синонимического ряда 21
1.3. Имя прилагательное в русском языке 23
1.3.1. Качественное и относительное прилагательное 25
1.3.2. Признаки русских прилагательных 26
ВЫВОДЫ 32
Глава 2. Анализ лексико-семантической группы прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи 34
2.1. Состав и объем лексико-семантической группы прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи 34
2.2. Синонимический ряд прилагательных с общим значением ‘насмешливый' 36
2.3 Синонимический ряд прилагательных с общим значением ‘красноречивый' 49
2.4 Синонимический ряд прилагательных с общим значением ‘разговорчивый' 59
2.5 Синонимический ряд прилагательных с общим значением ‘неразговорчивый' 71
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 88
Настоящее диссертационное исследование посвящено комплексному исследованию прилагательных, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, в русском языке.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена тем, что оно включается в круг вопросов изучения русских прилагательных. Русские прилагательные очень важны для описания и занимают большое место в практике преподавания русского языка как иностранного. Важность изучения и описания данных прилагательных заключается в том, что у прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи наблюдается многозначность. Подобных прилагательных много в русском языке, и они часто используются в речи в переносном значении, что в значительной степени затрудняет их понимание иностранными учащимися.
Объектом исследования являются русские прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи.
Предметом исследования являются семантика, специфические особенности функционирования русских прилагательных, входящих в данную лексико-семантическую группу.
Цель исследования: описать лексико-семантическую группу прилагательные, которые характеризуют человека в связи с особенностями его речи, в функционально семантическом аспекте.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) отобрать русские прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи из толковых и синонимических словарей русского языка;
3) определить объем и состав прилагательных, образующих данную лексико-семантическую группу прилагательных.
4) провести анализ семантики и функционирования отобранных единиц;
5) выявить особенности употребления данных прилагательных в русском языке.
Методы исследования: описательный метод, метод сплошной выборки материала из словарей, методы компонентного и дистрибутивного анализа, приём стилистической характеристики.
Материалом для исследования являются данные словарей (русских толковых и синонимических словарей), а также данные Национального корпуса русского языка.
Научная новизна заключается в исследовании семантики и специфических особенностей функционирования русских прилагательных, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, в представлении их классификации как лексического объединения, а также в корректировке существующих лексикографических данных в соответствии с современным состоянием языка.
Теоретическая значимость исследования видится в том, что результаты работы дополняют существующие представления о семантике и функционировании русских прилагательных, характеризующие человека в связи с особенностями его речи; выводы, представленные в работе, могут быть полезны при решении теоретических проблем лексикологии и лексикографии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка не только как иностранного, но и в русской аудитории, при составлении учебных словарей, в лекционных курсах по соответствующей тематике.
Гипотеза исследования: функционально-семантический анализ русских прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи, позволит выявить особенности их употребления в современном языке. Русские единицы данной ЛСГ могут отличаться семантическими и функциональными свойствами. Учёт этих отличий позволит предложить соответствующие варианты семантизации русских прилагательных, образующих данную ЛСГ, в иностранной аудитории.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, составляют значительное количество единиц.
2. Данные прилагательные образуют синонимические ряды в рамках исследуемой ЛСГ прилагательных и требуют лингвистического анализа для их презентации в иностранной аудитории.
3. Анализ семантики и функционирования данных прилагательных в публицистических и художественных текстах способствует выявлению особенностей их семантики и позволит предложить соответствующие варианты семантизации данных единиц в иностранной аудитории.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения лексико-семантических групп, особенности их структуры и лексического состава. Во второй главе определен объем состав прилагательных в рамках данной лексико-семантической группы и проведен анализ отобранных прилагательных с точки зрения их семантики и функционирования.
Анализ научной литературы по проблемам изучения системных отношений в лексике, и, в частности, проблемам лексических объединений и синонимии позволил прийти к заключению, что синонимы являются неотъемлемой частью языка, выполняя роль дополнительного средства к выразительности языка; по функции в языке выделяются семантические, стилистические и семантико-стилистические синонимы.
ЛСГ являются наиболее ярким выражением системности лексики, поэтому ЛСГ, выделенные и описанные с определенными лингвометодическими целями, следует признать одной из основных форм группировки лексики при обучении РКИ.
В результате анализа состава лексико-семантической группы прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи, нами были проанализированы семантика и функционирование прилагательных синонимических рядов, образующих данную ЛСГ. Из 13 синонимических рядов были подвергнуты анализу четыре ряда с точки зрения семантики и функционированию входящих в них прилагательных.
Апресян Ю. Д. Проблема синонима // Вопросы языкознания. 1957. № 6. С.84-88.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (Синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. 367 с.
3. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учеб. Для филол. спец. ун-тов / [Под ред. В. А. Белошапковой].-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. Шк., 1989. 800с.
4. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / 2-3 изд. М.: Просвещение, 1965. 229с.
5. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / [Под ред. Г. А. Золотовой]. -4-е изд. – М.: Рус. Яз., 2001. 720 с.
6. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. — Назрань: Пилигрим, 2011. 128 с.
7. Зиновьева Е. Н. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. Отв. Ред. К. А. Рогова.- 2-е изд., дополн. – СПБ.: Филол. Фак-т СПБГУ, 2005. 88с.
8. Корсакова Ю. С. Синонимия – универсальное языковое явление // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010.№ 1 (5): в 2-х ч. С. 103-106.
9. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. 1972. №1. С. 57-68.
10. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989.216с.
11. Куренкова Т.Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике //Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, 2006. Вып. 4(11). – С.173–178.
12. Николенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М., 2005. 141с.
13. Новиков Л. А. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.-4-е изд., стер./ [Под общ. ред. Л. А. Новикова]. СПб.: Изд-во «Лань», 2003.964с.
14. Новиков Л. А. Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология [текст]: учебное пособие / [ Под ред. Л. А. Новикова]. М.,1987. 160с.
15. Половникова, В.И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе / В.И. Половникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1988. – 160 с.
16. Половникова В.И. и др. Пособие по лексике для зарубежных русистов. М.: Русский язык, 1989. - 195 с.
17. Пустошило Е. П. Лексикология. Фразеология. Лексикография : учеб.-метод. Комплекс / – Гродно : ГрГУ,2011. –141с.
... Всего источников – 91.
Содержание магистерской диссертации – РУССКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО РЕЧИ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Выдержки из магистерской диссертации – РУССКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЕГО РЕЧИ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)