Введение 2
Глава I. Александр Грин 5
I. I. Жизнь и творческий путь Александра Грина 5
I. II. Гринландия 13
Глава II. Художественный хронотоп 20
II. I. Хронотоп как литературоведческое понятие 20
II. II. Хронотоп Александра Грина 23
Глава III. Хронотопы Гринландии 34
III. I. Хронотоп дороги 34
III. I. I. Хронотоп морского пути 41
III. II. Хронотоп города 47
III. III. Хронотоп Мира 52
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение 65
1. Карты Гринландии 65
2. Топографический указатель 65
Тема, выбранная нами для исследования, звучит так: «Проза Александра Грина: эволюция хронотопа».
Безусловно, Грин оставил после себя огромное культурное наследие. Прежде всего, он известен как автор феерии «Алые паруса» и романа «Бегущая по волнам»; но, помимо этого, им написано достаточно большое количество рассказов и повестей, действие которых происходит в определенном пространстве, где грани фантастики причудливо переплетаются с реальностью.
Это некая страна, которая во многом пересекается с реальными географическими пунктами; читатель отчетливо понимает, что находится на Земле, но при этом точно не знает, где именно.
…«Гринландия» – такое название позже даст ей советской критик и литературовед Зелинский1.
Как и любая страна, Гринландия обладает своим неповторимым времяпространством, иначе говоря – хронотопом. В результате исследования хронотопа Гринландии в произведениях А. С. Грина, мы обнаружили, что это явление до сих пор недостаточно изучено, что определяет актуальность нашей темы и требует дальнейшего исследования.
Хронотоп этого мира разнообразен. Создание и видоизменение этой полувымышленной Вселенной, легко прослеживаются даже в период первоначальных исследований. Почему «полу»? Потому, что многие описания природы, мест легко узнаваемы для читателя, при условии, что последний когда-либо бывал в земной аналогии описываемого места, например, в Крыму или на Кавказе.
При сопоставлении ранних и поздних произведений, где-то выявляются неточности, но из-за этого неведомая страна становится более живой и красочной. Мы словно наблюдаем со стороны за ее возникновением – сначала она проявляется лишь отдельными кусочками (как появился остров Рено в одноименном рассказе), а затем – разворачивается во всю ширь, превращается практически еще в одного героя произведений (феерия «Алые паруса» и другие).
Рассказы Грина зачастую требуют времени для осознания и размышления. Они далеко не такие светлые и радостные, как это мог бы предположить неискушенный читатель, знающий писателя лишь по «Алым парусам» или «Бегущей по волнам». В них поднимаются серьезные проблемы, рассматриваются разные стороны жизни. И все же Гринландия в этих рассказах раз за разом погружает читателя в фантастическую атмосферу вселенной.
И, безусловно, уникальные временные и пространственные характеристики страны очень важны для наилучшего понимания происходящего в произведениях Грина. Исходя из этого, мы определяем хронотоп страны Гринландии в качестве объекта нашего исследования. Поскольку в одной работе охватить все грани хронотопа невозможно, предметом нашего исследования является эволюция хронотопа этой страны.
Материалом исследования для наших изысканий стали произведения Грина, в которых присутствует страна Гринландия.
Нам нужно определить, как именно развивались хронотопы Гринландии в процессе появления новых произведений; это и будет являться целью нашего исследования.
Таким образом, становятся понятными задачи.
Во-первых, необходимо изучить биографию А. С. Грина, чтобы возможно было определить, насколько реальный мир нашел отражение в стране писателя.
Во-вторых, следует уточнить границы понятия «хронотоп». Безусловно, мы не можем изучать это явление в частности (т.е. его эволюцию), не имея достаточной теоретической базы в целом.
В-третьих, требуется тщательно исследовать своеобразие художественного времени и пространства в вымышленной стране.
И, наконец, в-четвертых, мы должны раскрыть возникновение и развитие хронотопа в произведениях А. С. Грина.
Для проведения подробного исследования мы использовали следующие методы: традиционный историко-литературный метод, анализ поэтики художественного мира, а так же элементы историко-сравнительного подхода.
Нами была предпринята попытка изучения такой темы как «эволюция хронотопа в Гринландии». Следует учесть, что мы рассматривали эволюцию в двух аспектах. Первый и, безусловно, самый важный – то, какие изменения совершались с течением времени в разных местах Гринландии. Второй, тоже существенный – то, каким образом происходило открытие и последующее развитие Гринландии для читателя.
Во введении нами был поставлен ряд задач, которые были успешно выполнены. Это позволяет сделать следующие выводы.
Жизненный путь А. С. Грина в достаточной степени оказал влияние на создание Гринландии, кроме того, отдельные отражения реальности нашли свое место в произведениях автора.
Гринландия намеренно создавалась и преподносилась читателям как страна, существующая где-то на реальной физической карте. Также мы определили, что, хотя Грин не стремился давать каких-то специальных топографических указаний, но при внимательном прочтении многие из географических объектов достаточно легко «обнаружить» на привычной для нас карте.
Нами было введено и раскрыто понятие «хронотоп», необходимое для полноценного изучения множества хронотопов Гринландии. Подчеркнем, что стране Грина (как отдельному времени-пространству) присущи отдельные свойства, нехарактерные для большинства хронотопов.
Мы сочли нужным провести исследование, касающееся топонимов страны Гринландии. На наш взгляд, названия многих мест были придуманы Грином не случайно; их скрытый смысл позволяет более полно раскрыть отдельные хронотопы.
Мы рассмотрели самые крупные и наиболее значительные хронотопы Гринландии. В первую очередь, мы изучили хронотоп дороги (включающий в себя мотивы встречи и пути). Этот хронотоп очень важен, поскольку именно дорога является связующим звеном между различными пунктами Гринландии. Кроме того, достаточно большое количество значимых для героев (и сюжета произведения) событий тоже происходили на дороге.
С хронотопом дороги напрямую связан хронотоп морского пути, который мы, разумеется, не могли обойти стороной. Изучая биографию писателя, мы определили, что море играло в его жизни очень важную роль, и он наглядно отразил это в своих произведениях.
Кроме того, мы рассмотрели море с точки зрения его как «реального объекта», так и «принципа морской стихии», «комплекса моря». Это позволило сделать выводы о безусловной метафизической важности хронотопа морского пути в произведениях А. С. Грина.
Так же мы очень подробно остановились на хронотопе города. Мы изучили, какие реальные города нашли отражение в городах Гринландии. Нами было проведено исследование, касающееся возникновения и развития городов в разных произведениях, в которых существует Гринландия. Таким образом, мы смогли определить местоположение некоторых городов по отношению к другим объектам и друг другу на карте страны.
Заключительным хронотопом нашего исследования стал хронотоп мира Гринландии. Мы затронули социальную модель этого мира и обратили внимание на неправильность восприятия страны, как действительно реальной.
Подводя итог, можно сказать, что эволюция хронотопа Гринландии – тема очень обширная и по-прежнему требующая исследований. Темами для дальнейшего изучения могут стать не затронутые нами хронотопы (хронотоп воздушного пространства, хронотоп сельской местности и др.), а так же эволюция времени-пространства в Гринландии в разнообразных ее проявлениях.
Источники:
1. Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1980.
2. Грин Н. Н. Записки об А. С. Грине // Литературная Россия. 1970, 21 авг. №34. С. 12–13, 22.
3. Грин Н. Н. Воспоминания об А.С. Грине. Феодосия; М., 2005. 400 с.
4. Калицкая В. П. Моя жизнь с Александром Грином: Воспоминания. Письма. Феодосия; М., 2010. 256 с.
5. Россельс В. М. А. Грин: Из неизданного и забытого // Литературное наследство. Том 74. Из творческого наследия советских писателей. М., 1965. С. 629–649.
6. Соколов-Микитов И. С. Человек из Зурбагана. Страницы воспоминаний // Литературная Россия. 1974. №20. С. 10.
7. Воспоминания об А. С. Грине / Сост. В. Сандлер. Л., 1972. 607 с.
Исследования:
8. Автобиография. Писатели. Автобиографии и портрет современных русских прозаиков / Под ред. В. Г. Лидина. М., 1928.
9. А. С. Грин: взгляд из XXI века. К 125-летию Александра Грина: сб. статей по материалам Международной научной конференции «Актуальные проблемы современной филологии». Киров, 2005. 284 с.
10. Загадочные имена Александра Грина // [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/glavnoe/2000/08/22/literatura-v-mire/zagadochnye-imena-aleksandra-grina (Дата обращения: 06.02.2016)
11. Амлинский В. И. В тени парусов: Перечитывая Александра Грина // Грин. А. С. Новеллы. М., 1984. С. 5–22.
12. Андреев А. Р. Бегущий за алыми парусами. М., 2012. 190 с.
13. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. М., 1975. С. 234–407.
14. Беспалова И. Человек, подаривший мечту: А. Грин // Смена. 2008. № 3. С. 140–147.
15. Бондаренко Г. В. Феерия навсегда!: К 120-летию со дня рождения А. Грина // Завтра. 2000. № 32. 8 авг.
...