СТРАТЕГИИ РОССИИ, США И КАНАДЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ STRATAGIES OF RUSSIA, THE USA AND CANADA IN THE ARTCIT REGION: COMPARATIVE STUDY
Введение 3
Глава 1. – Правовые основы деятельности России, США и Канады в Арктике: сравнительный Анализ арктических стратегий. 10
§1.1. Анализ арктических стратегий Канады 10
§1.2. Анализ арктических стратегий США 22
§1.3. Анализ арктических стратегий России 30
Глава 2. Анализ основных аспектов практической деятельности России, США и Канады в Арктическом регионе 40
§2.1. Экологические аспекты активности государств в Арктике 40
§2.2. Социально-экономическое развитие арктического региона 51
§2.3. Деятельность государств в сфере обеспечения безопасности 69
Глава 3. Отдельные аспекты и перспективы международные сотрудничества России, США и Канада в Арктике и на Севере 80
§3.1. Взаимодействие России, США и Канады в рамках основных международных арктических структур 80
§3.2. Сотрудничество России, США и Канады в проведении научно-исследовательской деятельности 85
§3.3. Расширение дальнейшего сотрудничества России, США и Канады: Арктика как новый космос 93
Заключение 98
Список использованной литературы 103
Арктика – регион стратегической значимости для трех крупнейших по территории и одних из самых влиятельных на международной арене государств планеты: России, США и Канады. Эти три страны, обладающие крупнейшими арктическими территориями (занимающие 40%, 10% и 25% арктического пространства соответственно) имеют непосредственный выход и юридические права на становящиеся все более доступными для добычи (в связи с изменением климата) огромные запасы углеводородов, алмазов, золота, никеля и многих других ресурсов. Перспективы превращения арктических водных путей в альтернативные маршруты для торговых судов всего мира также вызывают огромный интерес у этих стран. Однако, Россия, США и Канада имеют разную историю освоения и развития своих арктических пространств и, как следствие, на сегодняшний день обладают различной стартовой позицией и возможностями.
Россия унаследовала крупнейший ледокольный флот: список из действующих на сегодняшний день тридцати пяти дизель-электрических и шести атомных ледоколов в скором времени будут дополнен ледоколами нового поколения, которые создаются как в рамках программы обеспечения безопасного мореплавания по стратегическому национальному водному маршруту – Северный Морской Путь (СМП), так и в интересах Академии наук и даже военных. Все остальные арктические державы в сумме не смогут набрать и тридцати дизель-электрических ледоколов, более того, ни одна страна мира кроме России не имеет атомных ледоколов. Россия также является лидером по социально-экономическому освоению арктических пространств располагает и беспрецедентным опытом возведения жилых и промышленных объектов. В российской Арктике проживает около половины населения всего циркумполярного региона (крупнейшие города и промышленные центры Арктики – Мурманск более 300 000 человек населения и Норильск, около 170 000 человек).
США, ставшие арктической державой после покупки Аляски у России в 1867 году, до недавних пор не интересовалась Арктикой тематикой комплексно. Американский интерес к этому региону был эпизодичным и сводился к двум основным сферам – обеспечение безопасности (военно-стратегическое значение региона было особенно важно во времена Второй Мировой Войны и Холодной войны) и добыча полезных ископаемых (нефть, золото и прочее). Несмотря на то, что население американского штата Аляска довольно велико в сравнении с другими арктическими территориями (например, в семь раз больше, чем число жителей канадской Арктики), его доля от общего числа населения США незначительна. К тому же удаленность от центра всегда создавала дополнительные трудности для местных жителей в борьбе за свои права и интересы на Капитолийском холме.
Канада, будучи долгое время Британской колонией, а затем доминионом лишь относительно недавно стала выступать как самостоятельный актор в арктическом регионе. Хотя даже сегодня самостоятельность Канады в этом вопросе может оспариваться в виду отсутствия достаточного количества собственных ресурсов (кадровых, финансовых) для обороны своих обширных арктических рубежей. Канада со времен Холодной войны фактически всецело полагалась и продолжает полагаться на защиту со стороны своего южного соседа. Между тем, у Канады существует ряд территориальных споров с США, а самое главное противоречия о статусе стратегического Северо-западного морского прохода (СЗП). В последнее время, с ростом населения, экономики и значимости Канады на мировой арене растет и желание проводить независимую, самостоятельную политику, в том числе и в арктическом регионе. Канада превращается в одну из самых передовых стран в сфере развития науки и защиты прав коренных жителей Севера.
Весьма интересным остается тот факт, что несмотря на различие исторического пути, достигнутых результатов и потенциальных возможностей трех стран, все они фактически в одно и тоже время пришли к выводу о необходимости формирования всеобъемлющей, комплексной государственной политики в этом важнейшем регионе планеты. Первая в истории полноценная арктическая стратегия (в современном понимании этого слова) была принята Канадой (вернее тремя ее северным территориями) в 2007 году, а национальная (федеральная стратегия) этой страны была утверждена в 2009 году; первая российская арктическая стратегия разрабатывалась с 2001 года, но была принята только в 2008 году, а уже в 2009 году уходящая администрация Джорджа Буша мл. приняла первую американскую арктическую стратегию.
Что такое современная стратегия? Почему она так важна для изучающих международные отношения и политологию студентов и ученых? Что означает появление такого понятия как «арктическая стратегия» и как этот термин будет рассмотрен в данной работе? Толковый словарь Ожегова формулирует одно из определений понятия «Стратегия» как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах». Стратегия - это основополагающий, комплексный документ, в котором описано направление политического развития, курса страны или отдельного субъекта в конкретной области. В данной работе под стратегией будет пониматься нормативно-правовой акт стратегического характера, который может иметь различные наименования: стратегия, доктрина, директива, основы государственной политики, концепция, программа, заявление. Если официальный документ соответствует критериям, выдвинутым в определении, носит фундаментальный характер и описывает широкий спектр задач в рамках проводимого политического курса государственных органов власти в регионе и мер по решению этих задач, то он становится объектом данного исследования.
Стратегии, ввиду своей многоплановости и комплексности, представляют собой основы государственной политики в регионе, являются структурным фундаментом всей практической работы, предоставляют правовую базу для проведения государственной политики в данном направлении. Понимание основ и видения государственной политики предоставляет исследователю возможность строить прогнозы дальнейшего поведения государства, рамки такого поведения и оценивать эффективность действий и исполнения взятых на себя обязательств того или иного правительства. Всё это объясняет актуальность изучения данной темы.
Объектом данного исследования выступает арктические стратегии (во всем описанном выше многообразии) России, США и Канады.
Предметом данной магистерской работы является сравнительный анализ как самих документов, так и их практической имплементации.
Цель данного исследования - определить, существует ли база (common ground) для сотрудничества между Россией, США и Канадой в Арктике на современном этапе в условиях продолжающегося кризиса в отношениях и серьезных противоречий, а порой и конфронтации между Россией и западными странами по многим международным вопросам от ситуации на Украине и в Сирии до взаимных обвинений в кибератаках и вмешательстве во внутреннюю политику целого ряда стран. Сравнительный анализ стратегий трех крупнейших стран Арктики позволит понять, отличается ли арктический зона от других «горячих» регионов земного шара, где Россия и Запад не могут найти точек соприкосновения или же Арктика может стать «новым космосом», областью в которой сотрудничество может и должно продолжаться, даже когда отношения между странами находятся на низком уровне.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
Во-первых, необходимо выделить и проанализировать арктические стратегии всех трех стран. Выше было упомянуто, что арктические стратегии — это феномен XXI века. Три страны почти одновременно приняли первые комплексные арктические стратегии в конце первого десятилетия XXI века. С тех пор все страны успели неоднократно обновить и дополнить принятые тогда концепции, что предоставляет нам почву для изучения поведения стран, переоценки их приоритетов и осуществления ими работы над ошибками.
Во-вторых, сравнение проанализированных стратегий позволит определить, насколько сильно различаются подходы и взгляды трех стран на арктическую проблематику по широкому кругу описанных в стратегиях проблем. Это даст нам возможность ответить на вопрос, существуют ли в теории возможность сотрудничества арктических стран или же их взгляды кардинально разнятся и арктический регион представляет из себя ни что иное, как очередной Гордиев узел противоречий.
В-третьих, необходимо рассмотреть практические действия государств в регионе. Отличается ли активность стран от той, что была заявлена в стратегиях. Какие положения своих стратегий страны выполняют, а какие игнорируют. Проанализировав этот аспект, нам удастся понять насколько серьезно государства подходят к исполнению заявленных целей и нет ли противоречий между теми планами, что заявлены на бумаге и реальными действиями.
В-четвертых, проведя сравнительный анализ стратегий и их практического применения Россией, США и Канадой, выявив сходства и различая в их подходах, необходимо сделать вывод, возможно ли сотрудничество между странами или же видение проблем и роли своих стран настолько различно, несовместимо друг с другом, что Арктика и правда является зоной конфронтации или даже может стать регионом, из-за противоречий в котором, как утверждают некоторые авторы, может начаться новая глобальная война.
В-пятых, необходимо изучить уже имеющиеся примеры сотрудничества между странами как в докризисные годы, так и в настоящее время. Какие двусторонние и многонациональные проекты в Арктике были успешными, какие международные организации продвигают всестороннее сотрудничество и т.д.
В-шестых, по окончании проведенного сравнительного анализа предоставить выводы о возможности сотрудничества России, США и Канады на современном этапе и предложить рекомендации правительствам стран на основе результатов проведенного исследования.
Основным тезисом к данной работе выдвигается предположение о том, что Арктика – это уникальный регион Земли, обладающий на сегодняшний момент, пожалуй, самым большим потенциалом для международного сотрудничества России, США и Канады, несмотря на то, что отношения между этими странами в других областях осуществляется в атмосфере конфронтации. У Арктики есть все шансы стать «новым космосом», где три рассматриваемые нами арктические державы могут объединить свои усилия на благо всего человечества, продвигая принципы международного права, прав коренных народов, проводя научные исследования и работая сообща над улучшением ситуации в сфере экологии и другими вызовами XXI века.
Временные рамки работы. Самый старый из рассматриваемых документов «Great Arctic Strategy» администрации американского президента Мак-Кинли, руководившего страной на рубеже XIX-XX веков. Самый поздние анализируемые документы дотируются весной 2017 года. Стоит отметить, что абсолютное большинство рассмотренных нормативных актов и иных официальных документов, ровно, как и научной литературы, послужившей основой для данной работы, было опубликовано в течении последних двух десятилетий, т.к. понятие «арктическая стратегия» - во многом является феноменом XXI века. Этим фактом объясняется научная новизна данной работы. Как в отечественной, так и в зарубежной науке существует очень небольшое количество аналитических материалов, посвящённых комплексному сравнительному анализу арктических стратегий трех стран.
Анализ источников литературы. Данная магистерская диссертация опирается на монографии и научные работы известных российских ученых, исследователей арктической политики. В частности, огромный вклад в составление на сегодняшний момент самой полноценной хрестоматии по арктической проблематике внесли выдающие профессоры Санкт-Петербургского Государственного Университета В.Н. Конышев и А.А. Сергунин. Ими впервые были глубоко изучены доктринальные основы стратегий США и Канады в арктическом регионе. Помимо участия в написании монографии эти и другие отечественные ученые стали авторами ряда статей, рассмотренных в данной работе, большая часть из них вышла под эгидой Российского Совета по Международным Делам. Для написания данной работы были использованы труды зарубежных ученых, в первую очередь американских исследователей. Стоит отметить, что литература по данной проблематике развита относительно слабо, что связано с новизной данной тематики.
Большую часть источниковой базы составляют национальные доктрины, стратегии, концепции и иные нормативно-правовые документы трех стран. Кроме того, были рассмотрены международно-правовые акты такие, как Конвенция по морскому праву ООН 1982 года, Полярный кодекс Международной Морской организации и иные документы. Перевод канадских и американских документов автор осуществлял самостоятельно.
Методы исследования. В процессе работы были использованы следующие методы исследования: контент-анализ различных документов международного уровня; ивент-анализ проведенных мероприятий в рамках основных организаций, занимающихся арктической проблематикой; сравнительный анализ стратегий и практической деятельности стран; исторический анализ и формально-юридический метод при работе с национальными и международными источниками. Для качественного анализа отдельных кейсов были выбраны самые актуальные сферы деятельности государств в Арктике: социально-экономическая, военная и природоохранная.
Структура работы. Данная магистерская диссертация состоит из содержания, введения, трех глав, каждая из которых имеет отдельные тематические параграфы, заключения и списка использованных для написания данной работы источников литературы.
В финальной части данной магистерской диссертации хотелось бы отметить, что все задачи, поставленные во Введении, были выполнены, а цель работы достигнута.
Так, в Первой главе были проанализированы и сравнены ключевые нормативно-правовые акты всех трех стран. Был сделан вывод, что Россия, США и Канада во многом разделяют видение основных проблем и угроз в арктической зоне. Все три государства в своих стратегиях указывают, что решение всего спектра вопросов в Арктике возможно только при помощи дипломатических методов. Это особенно актуально при рассмотрении вопросов спорных территорий и решении проблем, касающихся приращения территорий стран за счет континентального шельфа. Все страны согласны решать эти проблемы в рамках существующих институтов международного права.
Кроме того, государства имеют общение видение по ряду важнейших задач, выполнение которых просто невозможно без международного сотрудничества. Россия, США и Канада озабочены проблемами экологической безопасности, защиты окружающей среды и защиты флоры и фауны хрупкой арктической экосистемы. Ни одна страна в мире не может самостоятельно решить проблему загрязнения вод Северного Ледовитого океана, ровно, как и обеспечить выживание нескольких крупных млекопитающих таких, как белые медведи, которые в настоящее время находятся под угрозой исчезновения.
Проблемы, связанные с социально-экономическим развитием северных территорий и обеспечением прав коренных жителей, играют одну из главных ролей в стратегиях всех трех стран. Здесь, необходимо продолжать сотрудничество по уже созданным многочисленным каналам и на различных площадках, в частности в рамках Арктического Совета и Северного форума.
В сфере безопасности государства заинтересованы в исполнении соглашения о поисково-спасительных операциях в Арктике 2011 года. Многие стратегии трех стран непосредственно делают отсылку к данному документу, говоря об увеличении своего военного присутствия в Арктике. Обеспечение северных территорий достаточным количеством профессиональных кадров для осуществления положений соглашения действительно становится серьезным вызовом. К примеру, новый Полярный кодекс, вступивший в силу в 2017 году, обязывает сопровождать в пути суда следующих в соответствующих арктических «зонах ответственности».
Во второй главе были рассмотрены практические аспекты имплементации арктических стратегий России, США и Канады. Результаты исследования в этой главе подтвердили, что страны действительно движутся к намеченным целям, хотя иногдапревышая отведенные временные рамки для исполнения конкретных задач. Тем не менее, каждая из стран отчиталась о серьезных успехах с момента принятия первых арктических стратегий.
Важным выводом после сравнительного анализа практической деятельности трех стран в социально-экономической сфере стал тот факт, что государства в этой сфере развиты неравномерно: у России, например, есть серьезные успехи в плане поддержания и воссоздания ледокольного флота. Между тем, в российской Арктике существуют значительные проблемы с социально-экономическим положением местного населения. Все стратегии нацелены на то, чтобы поднять показатели уровня жизни северян до среднероссийских. В Канаде же, хотя и при минимальном ледокольном флоте, осуществляют значительные улучшения в сфере социально-экономического развития. Вообще, все канадские стратегии отличаются своей четкой сфокусированностью на проблемах людей, населяющих Север. США же достигли выдающихся успехов в научно-технологическом отношении.
Такие различные практики государств создают перспективную основу для их взаимодействия. Очевидно, что если Россия, США и Канада начнут делится своим опытом и достижениями с соседями, то синергия от таких действий незамедлительно повлечет существенный позитивный эффект.
Совместная работа и обмен опытом в сфере улучшения экологического регулирования и мониторинга также должны стать приоритетной темой для сотрудничества России, США и Канады в арктической зоне. Человеческая деятельность наносит огромный ущерб арктическим территориям. Недостаточная нормативно-правовая база, согласно выводам данного исследования, является одним из существенных упущений и потенциальным полем сотрудничества трех государств.
Однако, именно выводы Третьей главы полностью подтвердили тезис данной работы, приведенный во Введении. Научная деятельность в Арктике и масштаб уже существующего международного диалога и сотрудничества наглядно доказывают, что Арктика – это исключительно зона сотрудничества. Даже в самые трудные времена, когда отношения между Россией и западными странами опустились на самую низкую точку со времен Холодной войны, сотрудничество и диалог в Арктике продолжаются.
В финальной главе работы полностью доказывается утверждение о независимости арктической политики и взаимоотношений между странами от конфликтов и разногласий в других регионах мира. Да, Большая восьмерка могла прекратить свое существование и вновь стать семеркой, тогда как Арктическая пятерка продолжала регулярно проводить свои встречи.
Третья глава также определяет приоритетными направления расширения определенных сфер научного международного сотрудничества: «энергия и энергоэффективность, нанотехнологии, биомедицинские технологии, исследование климата и Арктики». Целесообразным также представляется создание общей базы данных, в том числе путем привлечения США и Канады к осуществлению запуска МКС «Арктика». Также, в виду того, что все три государства не раз отмечали неудовлетворенность прогрессом в области картографирования в регионе, взаимодействие России, США и Канады может привнести положительные результаты для деятельности каждого государства. Дополнительным мотивом поддержания уровня кооперации и его дальнейшего развития служит заинтересованность стран в определенных достижениях/преимуществах, которыми обладает другая сторона. К примеру, наличие у России единственного атомного ледокольного флота и систем космической связи может стать существенным стимулом для Канады и США по заключению соглашений по использованию этого потенциала России, а также по увеличению числа совместных экспедиций, а высокий уровень научно-технологического прогресса западных стран в других областях арктического освоения сделает такое сотрудничество взаимовыгодным.
Кроме того, в работе были рассмотрены основные аспекты взаимодействия стран в рамках международных организаций. На различных примерах была продемонстрирована эффективность взаимодействия России, США и Канада на базе этих международных институтов.
В работе были сформулированы рекомендации по созданию условий для успешной кооперации стран в том числе повышать уровень доверия, четко разделять военные и гражданские обязанности при работе в Арктике и другое.
В итоге, проанализировав различные примеры международной кооперации на различных площадках, следует сделать вывод, что наиболее перспективными сферами потенциального взаимодействия между Россией, США и Канадой в будущем могут стать:
1) предотвращение разрушения (старения) инфраструктуры, жилых и промышленных объектов в Арктике в связи с потеплением в зонах вечной мерзлоты. Огромное количество отходов может высвободится и загрязнить хрупкую арктическую экосистему. Эта проблема очень остро стоит перед всеми тремя арктическими странами, рассмотренными в этой магистерской диссертации. Обмен опытом и работа сообща помогут избежать драматических последствий для экологии Севера.
2) преодоление отставания северных территорий в развитии телекоммуникационных технологий и недостаточности картографирования местности. Эти две проблемы были объединены не случайно. Сейчас Россия с одной стороны и США и Канада - с другой обладают значительными спутниковыми группировками, которые пока не работают совместно. Если объединить российскую и американо-канадскую системы, то по подсчетам ученых можно справиться с вопросом картографирования постоянно меняющихся (в связи с таянием льдов) очертаний побережий и арктических островов двое быстрее. Кроме того, совместная работа спутниковых группировок позволит предоставить услуги спутниковой связи и телевидения для самых отдаленных уголков и поселений, расположенных в Арктической зоне трех стран.
3) Еще одним перспективным направлением сотрудничества, где уже существует значительный задел и было найдено взаимопонимание, – это развитие трансарктических маршрутов для авиаперелётов. Существуют огромное множество вариантов проектов новых авиарейсов, проходящих через Арктику, которые бы существенно сократили время в пути.
4) Проекты в области миграции млекопитающих. Один из самых больших уронов изменения климата в Арктике приходится на популяции китовых и белых медведей. Канада и США уже подписали соглашение о совместной охране популяций белых медведей, однако этого недостаточно. Циркумполярная экосистема невероятно взаимосвязана между собой и без выработки всеобъемлющих соглашений с участием России, достижение каких-либо серьезных результатов в сфере сохранения популяций млекопитающих и зон их обитания невозможно.
Хочется отметить, что все три арктические страны высоко ценят опыт совместной кооперации в Арктике и на Севере. Каждый форум, каждая новая встреча министров иностранных дел, арктической пятерки, заседание Арктического Совета и другие тематические мероприятия приносят реальный вклад в продвижение общих целей, заявленных в арктических стратегиях России, США и Канады. Странам необходимо столь же активно продолжать участвовать в работах многочисленных организаций и площадок для диалога, т.к. только сообща можно решить глобальные проблемы, арктического региона. Кооперация стран как мы уже отметили ведет к существенному сокращению финансовым затрат и более эффективному использованию ресурсов.
Нормативно-правовые документы:
1. National Security Decision Memorandum №144, December 22, 1971 // Nixon Library. URL: https://nixonlibrary.gov/virtuallibrary/documents/nsdm/nsdm_144.pdf (дата обращения: 23.05.2017)
2. Ottawa Declaration on the Establishment of the Arctic Council. September, 1996 // Arctic Council Archives. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752-v2-ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllowed=y (дата обращения: 25.05.2017).
3. A Northern Vision: A Stronger North and a Better Canada. May 2007 // Canada’s North. – 2007. URL: http://www.anorthernvision.ca/documents/newvision_english.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
4. Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. 2009 // Ottava. – 2009. P.10. URL: http://www.anorthernvision.ca/documents/newvision_english.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
5. National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive NSPD-66 / HSPD-25, January 9, 2009 // Federation of Averican Scientists. URL: https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (дата обращения: 23.05.2017).
6. Memorandum of Understanding Between the Department of Indian Affairs and Northern Development (Canada) and the State Committee on Northern Affairs of the Russian Federation Concerning Cooperation on Aboriginal and Northern Development - Indian and Northern Affairs Canada. 15.09.2010 // Indigenous and Northern Affairs Canada. 2010. URL: https://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1100100014645/1100100014647
7. Statement on Canada’s Foreign Arctic Policy. 2010 // Global Affaires Canada. 2010.
8. Navy Climate Change Road Map. May 2010 // Department of the Navy. URL: http://www.navy.mil/navydata/documents/CCR.pdf. (дата обращения: 25.05.2017).
9. Department of Defence’s Arctic strategy. November 2013. P.3 // Department of Defence’s. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2013_Arctic_Strategy.pdf
10. Alaska’s Climate Change Strategy: Addressing Impacts in Alaska. Report from the Adaptation Advisory Group to the Sub-Cabinet. January 27, 2010 // Climate Change in Alaska. - p.6. URL: https://climatechange.alaska.gov/aag/docs/aag_all_rpt_27jan10.pdf дата обращения 23.05.2017).
11. National Strategy for the Arctic Region. May 2013 // White House. 2013. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (дата обращения: 23.05.2017).
12. The United States Navy Arctic Roadmap for 2014 to 2030. February 2014 // Department of the Navy. URL: www.dtic.mil/get-tr-doc/pdf?AD=ADA595557. (дата обращения: 25.05.2017).
13. A Cooperative Strategy for 21st Century Seapower, March 2015 // United States Coast Guard. URL: https://www.uscg.mil/SENIORLEADERSHIP/DOCS/CS21R_Final.pdf (дата обращения: 25.05.2017).
14. Navy Climate Change Road Map. May 2010 // Department of the Navy. URL: http://www.navy.mil/navydata/documents/CCR.pdf. (дата обращения: 25.05.2017).
15. Progress Report on the Implementation of the National Strategy for the Arctic Region, March 2016 // White House. – p.10. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/whitehouse.gov/files/documents/Progress%20Report%20on%20the%20Implementation%20of%20the%20National%20Strategy%20for%20the%20Arctic%20Region.pdf (дата обращения: 23.05.2017).
16. Постановление СНД РФ «О социально-экономическом положении районов Севера и приравненных к ним местностей» от 21 апреля 1992 года, № 2707-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. № 18.
17. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня 1996 года, № 78-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 1996. № 26. - Ст. 3030.
18. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 года // Российская газета. №4877. – 2009.
... Всего источников – 91.
Содержание магистерской диссертации – СТРАТЕГИИ РОССИИ, США И КАНАДЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ STRATAGIES OF RUSSIA, THE USA AND CANADA IN THE ARTCIT REGION: COMPARATIVE STUDY
Выдержки из магистерской диссертации – СТРАТЕГИИ РОССИИ, США И КАНАДЫ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ STRATAGIES OF RUSSIA, THE USA AND CANADA IN THE ARTCIT REGION: COMPARATIVE STUDY