Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обеспечение информационной безопасности Ленинградской области в рамках реализации политики цифровизации

Работа №134228

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретические основания политики цифровизации: зарубежный опыт и российские реформы 7
1.1 Цифровизация с позиции политической науки 7
1.2 Реализация политики цифровизации в Российской Федерации: опыт регионов 15
1.3 Основные доктрины информационной безопасности и политика цифровизации 22
Глава II Цифровизация и развитие кадрового потенциала в Ленинградской области: вызовы и перспективы 27
2.1 Основные потребности рынка труда и государственных органов в сфере цифровизации и информационной безопасности 27
2.2 Развитие рынка образовательных программ в сфере цифровизации и информационной безопасности. 35
Глава III Опыт реализации политики информационной безопасности в Ленинградской области 42
3.1 Проект «Территория Безопасности» как пример общественной инициативы в сфере информационной безопасности 42
3.2 Работа государственных органов по обеспечению информационной безопасности в Ленинградской области 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ


Процесс управления публичной политикой и оценка его эффективности в начале XXI в. характеризуется целым рядом новых черт, которые активно анализируются обществоведами всего мира. Современные государства столкнулись с новейшими вызовами, наиболее значимый из которых, - кризис управляемости, обусловленный как растущими требованиями со стороны общества к правительствам в условиях «сетевизации» управления, так и нарастанием глобальных проблем, как например комплекс вызовов, связанных с пандемией COVID 19.
Российские реформы в сфере государственного управления на рубеже веков были обусловлены множеством факторов, и рыночной ориентацией политических элит. Понятие «качество управления», получившее распространение в связи с менеджериальными реформами конца ХХ в., сегодня включает целый ряд понятий (прозрачность, безопасность, комфорт, доступность и др.) и выступает (как и «уровень жизни») значимым показателем для оценки условий жизни населения. С другой стороны, использование новых форм координации взаимодействий граждан, бизнес-структур и государства в экономике и политике, основанных на цифровых технологиях, порождает специфические проблемы и новые вызовы. Так, к примеру, часто встречающаяся трактовка цифровизации, как технико-технологического переоснащения управленческих структур, не позволяет оценить все преимущества сетевых платформ взаимодействия, как, впрочем, и социальные риски, связанные с их внедрением. Действительно, изначально задуманная, как способ совершенствования системы государственного управления цифровизация превратилась во всеобъемлющий фактор реформирования социальных институтов и если в начале XXI в. цифровое развитие рассматривалось как перспективное направление совершенствования государственного управления, то сегодня цифровизация и новейшие способы коммуникации являются для нас данностью. Web 2.0, интернет вещей, машинное обучение, искусственный интеллект стали неотъемлемой частью нашей жизни. Развитие способов коммуникации, появление новейших видов СМИ сформировали эпоху постправды. Публичная политика и государственное управление должны были принять новейшие вызовы времени и развиваться в соответствии с ними.
Одним из наиболее дискуссионных проблем возникших при цифровизации стало обеспечение безопасности. Новейшие технологии поставили под угрозу интеллектуальную собственность граждан, их права на свободу, свободу слова и свободу частной жизни. Сформированный еще в XX в. концепт информационной безопасности обрел новое понимание, связанное с развитием ИКТ и Интернета. Обеспечение информационной безопасности стало одним из важнейших направлений при осуществлении политики цифровизации. Создание инфраструктуры, обеспечение безопасности каналов передачи данных и серверов хранения информации стало обязательной составляющей цифровой политики государств.
Актуальность данной работы обусловлена большим интересом российского Правительства к национальной программе «Цифровая экономика», рассматривающийся как один из наиболее прогрессивных за последние года. Крупномасштабная политика по цифровизации регионов, запущенная в 2018 году, привлекла не только огромные финансовые вливания со стороны федерального бюджета и частных компаний, но и стала важной составляющей публичной политики. Информационная безопасность - один из наиболее важных для российского Правительства пунктов данной национальной программы. Информационная безопасность регионов - прямое продолжение инициатив по созданию суверенного российского сегмента Интернета и политике по охране больших данных страны. Ленинградская область - один из наиболее продвинутых в цифровой среде регионов, он является одним из лидеров по внедрению новейших цифровых технологий в государственное управление.
Теоретическое осмысление влияния новых коммуникационных технологий мы находим у М. Кастельса ( концепция сетевого общества), М. Маклюэна (концепция символического капитала в новых технологиях), Дж.Нэсбит и П. Эбурдин ( электронная демократия), Е. Масуда (появление информационных сообществ). Среди отечественных исследователей данной темы стоит выделить Акцент в отечественных исследованиях сделан на сетевой характер взаимодействия, среди исследователей по данной теме Т.А. Кулакова, И.В Мирошниченко, И.В. Самаркина, а так же влияние развития интернета на политический процесс - А. В. Чугунов. А.В. Волкова в своих работах соотносит цифровое развитие и электронное правительство с формированием новых публичных ценностей. Стоит также выделить работы Л.В. Сморгунова о цифровизации как о факторе изменения социальных институтов и перехода к сотрудничеству в сфере государственного управления между государством, бизнесом и гражданами.
В данной работе информационной безопасность в политике цифровизации будет рассматриваться с позиции неоинституционализма, то есть понимания публичной политики не только как поля деятельности исключительно государственных структур, сколько площадка для взаимодействия различных акторов государства, бизнеса и граждан. В том числе автор опирается на концепцию «Good governance» ( «хорошего управления») , как одну из наиболее влиятельных на сегодняшний день в сфере государственного управления.
Объект исследования - политика по обеспечению информационной безопасности.
Предмет исследования - Обеспечение информационной безопасности процессе цифровизации систем управления Ленинградской областью.
Рабочая гипотеза исследования: Цифровизация, в основе которой лежит техническое совершенствование средств коммуникации, на деле затрагивает и изменяет социальную и политическую структуру общества, обуславливая различия в подходах к обеспечению информационной безопасности.
Целью данной работы является анализ подходов к обеспечению информационной безопасности в Ленинградской области в условиях цифровизации в контексте проблемы повышения качества жизни населения.
А также ставит перед собой следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические основания цифрового развития региона.
• Проанализировать темпы цифрового развития России и Ленинградской области.
• Выявить основные направления работ по обеспечению информационной безопасности в России и регионе.
• Установить требования рынка труда в сфере информационной безопасности и требования, выдвигаемые на государственной гражданской службе Ленинградской области в условиях цифрового развития.
• Проанализировать образовательные программы ведущих ВУЗов по подготовке кадров для обеспечения информационной безопасности и подготовки государственных служащих.
• Установить основные направления по обеспечению информационной безопасности специализированных структурных подразделений Правительства Ленинградской области.
• Проанализировать социальные проекты, поддержанные Правительством Ленинградской области в сфере информационной безопасности


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе выдвигаемой нами во введении гипотезы мы проанализировали различные подходы к пониманию информационной безопасности, вызовы стоящие перед государственным управлением в эпоху цифровизации.
В первой главе мы определили, что основная цель цифровизации - обеспечение безопасности и повышение качества оказания государственных услуг. Одним из важнейших политических следствий цифровизации становится не только совершенствование системы предоставления государственных услуг, но и расширение участия граждан в принятии решений.
В России, в целом и в Ленинградской области, в частности, внедрение цифровых технологий замедленно в силу: запаздывания изменений необходимой нормативной базы, различной скорости внедрения цифровых технологий по отраслям, проблем в обеспечении информационной безопасности, недостатка квалифицированных кадров.
Информационная безопасность в России, с одной стороны это обеспечение безопасности государства и органов власти, с другой обеспечение защищенности каждого отдельного гражданина и компаний.
Во второй главе на основе рассмотренных программ мы можем сделать вывод о том, что необходимо организовывать непрерывное взаимодействие Правительства Ленинградской области в лице Комитета цифрового развития и ВУЗами региона для создания и совершенствования актуальных образовательных программ.
Для государственной службы необходимы кадры, не только имеющие hard skills в информационной безопасности, но и soft skills по обеспечению коммуникации между акторами и работе в команде. Государственная служба нуждается в кадрах, способных стать связующим звеном между государственной стратегией и конечным потребителем.
В третьей главе мы рассмотрели различные меры по обеспечению информационной безопасности в Ленинградской области. Проект «Территория Безопасности» можно назвать одним из примеров, раскрывающий взгляд структурных подразделений Правительств Ленинградской области на проблемы информационной безопасности населения. Основным направлением деятельности проекта «Территория Безопасности» в Ленинградской области является не только и не столько просвещение в сфере информационных пространств, продвижение и популяризация технического совершенствования мер по обеспечению информационной коллективной и личной безопасности в сети, сколько патриотическое воспитание молодежи. Основными угрозами при таком подходе являются управляемое протестное движение, декларативная поддержка "западных" ценностей и противопоставление их официальной политике руководства России.
Комитет цифрового развития Ленинградской области осуществляет, главным образом, техническое и административное регулирование в рамках обеспечения информационной безопасности в регионе. В задачи Комитета входит обеспечение электронного документооборота всех органов власти Ленинградской области, обеспечение безопасности всех данных, используемых Правительством. В процессе расширения сферы применения современных коммуникационных технологий Комитет цифрового развития Правительства ленинградской области становится одним из ключевых органов государственной власти.
На примере деятельности Комитета цифрового развития и проекта «Территория БезОпасности» мы видим двойственный подход к понимаю информационной безопасности. С одной стороны, профилирующий орган власти Ленинградской области развивающий техническую инфраструктуру по обеспечению безопасности и осуществляющий взаимодействие с частными компаниями в данной сфере, с другой стороны, социальная инициатива, поддержанная непрофильными комитетами, заключающая понимание информационной безопасности в попытку сохранения культурных ценностей граждан и отстаивание официального дискурса политики России.
Комитет цифрового развития, являясь одним из самых передовых в Правительстве Ленинградской области, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяет продвижению и развитию имиджа Комитета в публичном пространстве. Комитет мало заметен в общественной сфере и поддержке социальных проектов и инициатив населения. Помимо информационной безопасности существует еще множество направлений деятельности Комитета, о которых можно было бы рассказать в публичном пространстве.
Формирование положительного имиджа организации, государственного органа, на наш взгляд, является одним из самых важных в условиях нового менеджмента и концепции governance. Государственные органы, выступающие как часть рынка услуг, как партнеры для бизнеса, должны формировать положительный имидж в публичном пространстве для успешной реализации своих планов и проектов.
Правительству Ленинградской области в лице Комитета цифрового развития организовать регулярное взаимодействие с ВУЗами для формирования и корректировки образовательных программ. Привлекать молодых специалистов в рамках организации мероприятий в виде круглых столов, кейс-чемпионатов, для отбора потенциальных сотрудников и формирования кадровой базы, а также популяризации деятельности Комитета и Правительства региона.



1. Asgarkhani, M. (2005). Digital Government and Its Effectiveness in Public Management Reform. Public Management Review, 7(3), С. 465–487.
2. Assange, J., Appelbaum, J., Muller-Maguhn, A. & Zimmermann, J. (2012). Cypherpunks: Freedom and the Future of the Internet. N.Y., L.: OR Books.
3. Brokeš, F. (2018, 24 September). Russia’s Sovereign Internet. Central European Financial Observer.
4. Castells M. The Rise of the Network Society. The Information Age. Economy, Society and Culture. Oxford: The Wiley-Blackwell. 2010. 656 p
5. Drake W. J., G. C. Vinton, Kleinwächter W. Future of the Internet Initiative. White Paper. Internet Fragmentation: An Overview // World Economic Forum, 2016.
6. Ganascia, J.-G. (2010). The Generalized Sousveillance Society. Social Science Information, 49(3), С. 489–507.
7. Hundley, Richard O., and Robert H. Anderson. "Emerging challenge: security and safety in cyberspace." In In Athena's Camp: Preparing for Conflict in the Information Age, edited by Arquilla John and Ronfeldt David, by Toffler Alvin and Toffler Heidi, RAND Corporation, 1997. P. 231-52.
8. Scott, B., Loonam, J. & Kumar, V. (2017). Exploring the Rise of Blockchain Technology: Towards Distributed Collaborative Organizations. Strategic Change, 26(5), 423–428.
9. Smorgunov, L., Neverov, K., & Kondratenko, K. (2019). Evolution of the Concept of Governability in the Context of Digitalization. В P. Kommers, & G. C. Peng (Ред.), Proceedings of the International Conference ICT, Society and Human Beings 2019, Smart Cities 2019 and Web Based Communities and Social Media 2019. (стр. 381-385). Porto: IADIS Press.
10. Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
11. Федеральный закон от 27.07.2004 г. No 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 62.
12. Указ Президента РФ от 05.12.2016 No 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. No 50. Ст. 7074.
13. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
14. Постановление Правительства Российской Федерации «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» от 2.03.2019 г. №234
15. Областной закон Ленинградской области от 08.08.2016 N 76-оз (ред. от 19.12.2019) "О Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года и признании утратившим силу областного закона "О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года" (принят ЗС ЛО 13.07.2016)
16. Постановлением Правительства Ленинградской области от 05.08.2019 № 364 «Об утверждении положения о Комитете цифрового развития Ленинградской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области»
17. «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы Ленинградской области в Представительстве Губернатора и Правительства Ленинградской области при Правительстве Российской Федерации»: Приказ от 12.05.2016 №4 //Представительство Губернатора и Правительства Ленинградской области при Правительстве Российской Федерации - 2016 - С.6
18. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы раз- вития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, No 3. С. 9—25.
19. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования // М: Academia. 2004 г. 788 с.
20. Васильева Е.В., Пуляева В.Н., Юдина В.А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика. 2018. №4 (46)
21. Волкова А.В. Электронное правительство и формирование публичных ценностей в современной России // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2013. №3.
22. Гилева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2019. №2 (28)
23. Гуторов В. А., Радиков И. В. Концепции национальной безопасности в политическом дискурсе современной России: проблемы теории и методологии анализа // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2010. №4.
24. Гуторов В.А. Куда эволюционирует государство российское (методологические заметки) // Гуторов В.А. Политика: наука, философия, образование. – СПб., СПбГУ, Факультет политологии, 2011. – 516 с.
25. Игнатова А.М. Политические и концептуальные основания трансформации государственного управления в современной России: дис. … канд. полит. наук. СПбГУ, Санкт-Петербург, 2020.
26. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. 2017. №1.
27. Лаптев Л.Г. Бельков О.А. Образование и национальная безопасность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №4.
28. Сморгунов, Л. В. (2019). Партисипаторная управляемость и цифровизация. In С. Н. Васильев, &А. Д. Цвиркун (Eds.), Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD’2019) [Электронный ресурс]: материалы Двенадцатой междунар. конфер, 1–3 окт. 2019 г., Москва / под общ. ред. С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна ; Ин-т проблем упр. им. В.А. Трапезникова Рос. акад. наук . (pp. 1270-1273). Москва: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН.
29. Сморгунов, Л. В. (2019). Институционализация управляемости и проблема контроля в пространстве цифровых коммуникаций. Южно-российский журнал социальных наук, 20(3), 62-75. [4].
30. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски // ЭТАП. 2018. №4.
31. Фомченкова Г.А. Информационно-идеологический фактор формирования духовной безопасности молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. №1.
32. Юсупов Р.М. Шишкин В.М. Информационная безопасность, кибербезопасность и смежные понятия: cyber security vs информационной безопасности // Информационное противодействие угрозам терроризма. 2013 №21 С. 27-35
Список электронных источников
1. Positive Technologies. О продукте. URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/products/mpsiem/ (дата обращения 20.04.2020)
2. InfoWatch. О компании. URL: https://www.infowatch.ru/company/about (дата обращения 20.04.2020)
3. Более 13 тысяч госслужащих прошли обучение в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ URL: https://digital.gov.ru/ru/events/39606/ (дата обращения 27.04.2020)
4. В Ленобласти оформлено более 1000 сделок с недвижимостью по технологии блокчейн. // URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/v-lenoblasti-oformleno-bolee-1000-sdelok-s-nedvizhimostyu-po-tekhnologii-blokcheyn/ (дата обращения 20.03.2020)
5. Георгиев Р. В мире тотальная нехватка специалистов по ИБ: спрос в полтора раза превышает предложение // C.News.Безопасность URL: https://safe.cnews.ru/news/top/2019-11-13_v_mire_totalnaya_nehvatka (дата обращения 27.04.2020)
6. ИнфоТеКС. О компании. URL: https://infotecs.ru/about/ (дата обращения 20.04.2020)
7. Краснушкина Н. «Цифра» сопротивляется регулированию // Газета "Коммерсантъ"№118 от 09.07.2019 С.2. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4025324 (дата обращения 20.03.2020)
8. НАЦПРОЕКТЫ: регион внедряет «цифровые» решения 2019 г. URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/22679/ ( дата обращения 22.05.2020)
9. Проект «Территория Безопасности» URL: http://киберстандарт.рф/ ( дата обращения 22.05.2020)
10. Проект «Территория БезОпасности. КиберАзбука» URL:http://киберазбука.рф (дата обращения 22.05.2020)
11. Прошин А. К чему ведет дефицит сотрудников в области информационной безопасности (и как с ним бороться) // ComNews Цифровая экономика URL: http://www.comnews.ru/digital-economy/content/111783/2018-02-12/k-chemu-vedet-deficit-sotrudnikov-v-oblasti-informacionnoy-bezopasnosti-i-kak-s-nim-borotsya ( дата обращения 27.04.2020)
12. Скандал с Facebook и Cambridge Analytica. Что мы знаем //BBC Русская служба 2018. URL: https://www.bbc.com/russian/features-43475612 (дата обращения 20.05.2020)
13. «Текущее развитие проектов в сфере цифровой экономики в регионах России // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации 2019 г. URL: https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/23243.pdf(дата обращения 22.05.2020)
14. «Ъ» узнал о новой утечке данных клиентов Сбербанка // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/business/681553 ( дата обращения 27.04.2020)
15. Юбилейный доклад декана экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессора А.А. Аузана «Цифровая экономика: фактор человеческого капитала» URL: https://www.econ.msu.ru/News.20190923192724_8446/ ( дата обращения 22.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ