Введение 3
Глава 1. Б. Шергин: перспективы изучения 8
Глава 2. Проза Б. Шергина: проблемы циклизации 15
2.1 Проблема циклизации: теоретический аспект 15
2.2 Книги Б. Шергина: разделы и циклы 19
2.3 Итоговый сборник Б. Шергина: принципы циклизации 31
Глава 3. Проза Б. Шергина: текстологии 43
3.1 Текстология: терминология и методология 43
3.2 Рассказы Б. Шергина: варианты и редакции 48
Заключение 58
Библиография 60
Приложение 1 65
Приложение 2 78
Имя Бориса Викторовича Шергина сегодня упоминается, к сожалению, не часто. Мало кто знает и помнит творчество этого чудесного северного писателя, почти всю свою жизнь прожившего в Москве и написавшего там немало удивительных рассказов о своей далекой родине – Архангельской земле. Несмотря на то, что при жизни были опубликованы 9 сборников Шергина, литературное наследие его невелико: многие рассказы переходили из сборника в сборник, а весь корпус текстов мог бы занять всего пару томов. Но это не снижает их литературной ценности: Шергина высоко ценили хорошо знакомые с его творчеством М. Горький, Б. В. Томашеский, а его земляк, северный писатель Ф. А. Абрамов назвал его настоящим мастером слова. Рассказы Шергина публиковались в таких ведущих литературных журналах СССР, как «Нева», «Звезда», а также в «Литературной газете», он неоднократно выступал на радио, читал свои произведения в концертных залах и университетских аудиториях.
К сожалению, немногих современных филологов привлекает творчество Шергина – оно довольно скупо освещено в научной литературе. Большая часть научно-критических работ связана с биографией писателя, причем ученые при построении биографии пользуются его произведениями как источниками. Между тем, сам автор, по воспоминаниям Ю. И. Коваля, говорил о своих произведениях так: «Большинство моих рассказов – и устных и печатных – идут от первого лица – “я”. Но это не я, Борис Шергин, это – и молодой моряк, и портниха архангельская, и старуха, которую немцы заставили копать себе могилу»1.
Среди биографических работ стоит отметить книгу Ю. Ф. Галкина «Борис Шергин: Златая цепь»2. В ней автор, который знал писателя лично и много общался с ним, дает достаточно полную его биографию, подкрепляя ее своими мыслями по поводу его произведений. Более краткая, но в то же время более точная биография Шергина представлена в биобиблиографическом словаре «Русская литература XX века: Прозаики, поэты, драматурги»3, а также в очерке жизни и творчества писателя Е. Ш. Галимовой, приложенном к биобиблиографическому указателю Шергина4 и главе «Окнами на север» ее монографии «Книга о Шергине»56.
Как видим, биографии писателя посвящено немало книг и статей. Однако многие из них, как уже упоминалось выше, имеют очень существенный недостаток: в качестве источников в них использованы произведения автора. Конечно, не подлежит сомнению тот факт, что многие рассказы Шергина глубоко автобиографичны. Но это значит только, что требуется отдельное исследование, в котором определялась бы степень автобиографичности этих произведений.
Другой пласт научных работ о Шергине – это исследования, посвященные поэтике его произведений. К таковым следует отнести в первую очередь монографии Е. Ш. Галимовой «Книга о Шергине»7 и «Земля и небо Бориса Шергина»8, большая часть которых описывает художественный мир писателя. В первой главе «Книги о Шергине» описывается пространство рассказов писателя, а именно город Архангельск, в соотношении с реальным Архангельском того времени (начало ХХ века). Глава пятая («”На веках неакотором осударстве…”») посвящена сказке Шергина и его работе с фольклором. В шестой главе речь идет о языке произведений писателя9. Особый интерес представляет глава четвертая «Феномен Шергина», посвященная фольклорной составляющей творчества писателя.
«Земля и небо Бориса Шергина» еще больше концентрируется на поэтике произведений писателя, а именно на образной структуре его текстов. Глава «Домострой Бориса Шергина» посвящена образу семьи в его произведениях, глава «Город архангела Михаила, древний, пречудный город…» продолжает заявленную в «Книге о Шергине» тему образа Архангельска, в главе «Без радости человеку незачем таскать свое тело» речь идет о теме радости и веселья у Шергина, а в главе «У природы лик всегда живой…» - об образе природы в творчестве писателя.
Образам героев произведений «Северного текста», к которым относят прозу Шергина, посвящена статья Л. С. Скепнер «О литературоведческом аспекте “Северного текста”»10. В ней исследовательница выявляет типологические особенности героев прозы Шергина и отмечает, что основное различие прозы Шергина и Писахова заключается как раз в том, что Писахов ориентируется на героя-крестьянина, а Шергин – на героя-моряка, помора.
Схожую характеристику дает прозе писателя и Н. М. Теребихин в статье «Северный текст Б. В. Шергина»11, где он также обращается к символическим образам, связанным с морской стихией.
Особое место занимает статья японского исследователя Томоко Фудзита «Шергин с японской точки зрения»12, представляющая собой краткое, но довольно интересное описание сказовой манеры повествования писателя.
Еще меньше работ посвящено текстологическим аспектам творчества Шергина. К ним можно отнести только главу третью монографии Е. Ш. Галимовой «Книга о Шергине» «Судьбы книг», которая представляет собой довольно краткий обзор прижизненных сборников Шергина, и статью С. В. Петухова «Циклизация прозы Шергина»13, в которой дается характеристика двум «собранным» циклам писателя: циклу «Государи-кормщики» и никогда не публиковавшемуся циклу сказок о животных «Друзья».
В статье используются материалы архива Шергина, находящегося в ИРЛИ РАН. Текстологического аспекта изучения прозы писателя также касается в главе «“Ему не будет перемены”»14 А. А. Горелов. Он обращается к некоторым принципам работы писателя с текстом и формирования сборников, особо подчеркивая, что книги Шергина «компонуются не как случайные сборники, но как единства. Их композиция <…> тщательно продумана»15.
Проанализировав литературу, посвященную творчеству Шергина, мы приходим к следующим выводам: во-первых, творчество писателя недостаточно изучено и требует более детального рассмотрения во всех аспектах, большая часть работ посвящена биографии писателя, остальные во многом тяготеют к публицистике; во-вторых, совершенно необходимыми остаются текстологические исследования творчества Шергина.
К этой лакуне в изучении его текстов и будет обращена эта работа. Цель ее - установить основной источник произведений Шергина и определить композиционную структуру его текстов. Для этого мы проведем текстологический анализ некоторых рассказов Шергина, сопоставив все их варианты и редакции, а также сопоставим структуру сборников, на основе этого сопоставления проследим историю формирования разделов-циклов Шергина и охарактеризуем все циклы произведений писателя.
Таким образом, предлагается следующая структура работы: первая глава посвящена перспективам изучения творчества Шергина; во второй речь пойдет о принципах циклизации его прозы и о том, как от сборника к сборнику меняется состав разделов-циклов; в третей главе от изменений в группировке текстов мы перейдем к изменениям внутри самих текстов – она будет посвящена текстологическому анализу рассказов писателя. От более крупных различий между сборниками мы будем двигаться к более мелким – от различий, которые проявляются на уровне циклов, к различиям на уровне текстов.
Объектом изучения будут являться сами тексты произведений Шергина во всех девяти прижизненных сборниках, а также циклы или разделы, по которым тексты распределяются в каждом из сборников. Предметом изучения становится циклизация произведений Шергина, изменения структуры циклов и самих текстов его произведений внутри каждого из циклов.
Новизна работы заключается в том, что до сих пор никто из исследователей прозы Шергина не обращался к текстологическому анализу его произведений. Если же говорить о циклизации, то исследования, касающиеся этого аспекта творчества Шергина, обращались только к тем циклам его произведений, которые изначально были задуманы как циклы и меньше всего подвергались изменениям: «Государи-кормщики» и неопубликованный цикл сказок о животных «Друзья». Однако наша гипотеза такова: остальные разделы его последних сборников тоже являются циклическими образованиями.
Практическое применение данной работы очевидно – и выбор итоговой структуры циклов, и текстологическая подготовка необходимы для корректного издания произведений Шергина, которого по сей день не существует.
Наш вердикт таков: хорошо подготовленное научное издание совершенно необходимо для дальнейшего изучения творчества Шергина. Маленьким шагом в сторону его создания становится эта работа. Однако необходим также тщательный анализ рукописей автора, поскольку, как показало даже наше исследование, прижизненные сборники несвободны от опечаток и редакторских ошибок. Кроме того, тексты требуют подробного комментария, разъяснения непонятных современному читателю реалий, диалектных и устаревших слов. Такая работа отчасти была проделана самим автором – многие прижизненные издания его сопровождались словарем диалектных слов. Но исчерпывающим такой автокомментарий назвать, конечно, нельзя.
В данной работе мы выяснили, что в качестве основного источника как для структуры сборника, так и для самих текстов следует использовать книгу «Запечатленная слава», предпоследний прижизненный сборник Шергина. В этом сборнике наиболее полно представлена структура циклов писателя. Эта структура формировалась постепенно от сборника к сборнику, однако разделы в ней следует признать циклами, сверхжанровыми единствами, поскольку тексты в каждом из них собраны не случайно, это сознательный выбор автора, который привносит новое в смысл этих произведений.
Одним из доказательств этого становится то, что так же, как меняются циклы от сборника к сборнику, меняются и тексты внутри них. Шергин одинаково работает и над текстами произведений, и над их расположением в сборнике. Если же говорить о самих текстах, то здесь следует выделить три основные редакции произведений Шергина, а за основную для последующих публикаций признать третью, которая представлена в сборниках «Океан-море русское» и «Запечатленная слава».
Таким образом, цели, поставленные нами во введении, можно считать достигнутыми: мы доказали, что разделы в книгах Шергина следует считать именно циклами, проследили историю их формирования, а также историю работы автора над текстами внутри них. Мы установили основной источник текстов и композиционной структуры сборников Шергина. Им является, как уже было сказано выше, сборник «Запечатленная слава».
Итак, в качестве вывода можно сказать, что творчество Шергина требует глубокого и многостороннего изучения, маленьким кирпичиком в котором может считаться и эта работа.
Сборники Б. В. Шергина
1. Шергин Б. У Архангельского города, у корабельного пристанища: Сб. старин. М., [1924].
2. Шергин Б. Шиш Московский / худож. А. Самохвалов. М.; Л.: Госиздат, 1930.
3. Шергин Б. Архангельские новеллы / предисл. и рис. Б. В. Шергина. М.: Совет. писатель, 1936.
4. Шергин Б. У песенных рек / худож. Б. В. Шергин. М.: Гослитиздат, 1939.
5. Шергин Б. Поморщина-корабельщина / худож. А. Усачев. М.: Совет. писатель, 1947.
6. Шергин Б. Поморские были и сказания / вступит. статья Н. Емельяновой; худож. В. А. Фаворский, А. Ф. Билль. М.: Детгиз, 1957.
7. Шергин Б. Океан-море русское: Поморские рассказы / [предисл. А. Югова; послесл. В. Сякина; худож. В. Бродский]. М.: Молодая гвардия, 1959.
8. Шергин Б. Океан-море русское: Поморские рассказы. / [предисл. А. Югова; послесл. В. Сякина; худож. В. Бродский]. М.: Молодая гвардия, 1961.
9. Шергин Б. Запечатленная слава: Поморские были и сказания / предисл. автора. М.: Совет. писатель, 1967.
10. Шергин Б. Гандвик – Студеное море: Сказы, были, новеллы/ вступ. ст. В. Сякина; худож. А. Т. Наговицын. Архангельск: Сев.-зап. кн. изд-во, 1971.
11. Шергин Б. Гости с Двины: [Былины, сказания] / предисл. Б. Шергина; худож.: А. Билль, М. Чуракова, Ф. Константинов, В. Фаворский. М.: Дет. лит., 1970.
12. Шергин Б. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1-4. М.: НО «ИЦ «Москвоведение», 2012-2015.
Научная литература
13. Благой Д. Типы советских изданий русских писателей-классиков // Вопросы текстологии: Сб. ст.. М., 1957. С. 5-28.
14. Вьюгин В. Идеальная текстология (Несколько замечаний к теории и практике критики текста) // Текстологический временник. Русская литература XXвека: Вопросы текстологии и источниковедения. М., 2009. С. 550-569.
15. Дарвин М. Европейские традиции в становлении понятия цикла // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. М., 2003. С. 38-49.
...