Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты инфраструктурных проектов в России 8
1.1 Понятие, принципы, формы и объекты государственно-частного партнерства 8
1.2 Содержание управления развитием инфраструктурных проектов 14
1.3 Практика государственно-частного партнерства в РФ как способ реализации инфраструктурных проектов 23
1.4 Развитие инфраструктурных проектов в современной России 27
Глава 2. Государственно-частное партнерство и методики оценки эффективности инфраструктурного проекта 38
2.1 Понятие тендера в России и за рубежом. 38
2.2 Зарубежная практика инфраструктурных проектов 41
2.3 Методология анализа оценки инфраструктурных проектов региона 45
2.4 Метод полного экономического результата для анализа крупных инфраструктурных проектов 55
Глава 3. Совершенствование реализации инфраструктурных проектов в Санкт-Петербурге 62
3.1 Анализ тендерной сферы как наиболее эффективного способа выбора поставщика. 62
3.2 Характеристика Западного скоростного диаметра. 65
3.3 Оценка эффективности инфраструктурного проекта методом общего экономического результата 69
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 1 80
Приложение 2 82
Приложение 3 83
Приложение 4 87
Приложение 5 88
На сегодняшний день одним из ключевых направлений развития России является привлечение крупных инвесторов для модернизации существующей инфраструктуры. В условиях развития рыночной экономики все больше стали проявляться проблемы в сферах, не относящиеся к рыночной экономики — данные сферы не являются конкурентными.
Усилия государственного участия направлены на транспортную инфраструктуру, развитие промышленности и на обеспечение доступа к минеральным ресурсам. В современных условиях показатели социально-экономического положения в среднем по стране остаются низкими. Существует значительная дифференциация в уровнях развитости регионов.
Все чаще происходит привлечение частного бизнеса в процессе финансирования бюджетных отраслей и механизм государственно-частного партнерства становится все актуальнее с каждым годом. В Российской Федерации уже накоплен опыт выполнения проектов государственно-частного партнерства и существует некоторая институциональная среда. Также активно отрабатываются механизмы ГЧП на региональных уровнях. Существует потребность, возможность и перспективность привлечения частных инвестиций в социальную сферу, которые можно использовать для получения больших выгод, чем от государственные и муниципальных проектов и используется управленческий опыт частных корпораций при реализации крупных инфраструктурных проектов.
Актуальность работы обусловлена необходимостью устойчивого развития инфраструктуры в долгосрочной перспективе в России, а также отсутствием стратегических мер по стабилизации и равномерности развития регионов.
Цель данной работы —анализ теоретической базы и зарубежного опыта инфраструктурных проектов с государственным участием на основании современных механизмов их осуществления и предложить наиболее эффективные методы их развития и оценки
Объект исследования — инфраструктурные проекты современной России, Западно-Скоростной диаметр, методология оценки и оценка эффективности.
Предмет исследования — модели реализации проектов социальной инфраструктуры с участием государства с использованием различных механизмов реализации.
Реализация поставленной цели работы потребовала формулировки и решения следующих задач:
• Проанализировать теоретическую базу инфраструктурных проектов;
• Определить уровень развития Российской Федерации в плане решения инфраструктурных задач;
• Выделить основные проблемы, которые стоят перед государством в обеспечении населения достаточной и исчерпывающей инфраструктурной базой;
• Выделить основные способы участия государства в инфраструктурных проектах;
• Изучить зарубежную практику и законодательную базу в исследуемой области;
• Провести анализ методологии выбора проектов и оценки их эффективности;
• Сравнить полученную информацию и предложить наиболее эффективную методологию;
• Выработка рекомендаций по развитию инфраструктурных проектов;
• Продемонстрировать оценку финансовой эффективности проекта на примере Западно-Скоростного диаметра.
Выбор данной темы исследования обусловлен недостаточной теоретической разработанностью вопросов реализации инфраструктурных проектов с привлечением частных инвестиций и таких вопросов, как модели реализации проектов для объектов социальной инфраструктуры, направленность инвестиций, основные инвесторы и качественные параметры инвестиционных инфраструктурных проектов.
В процессе написания данной работы использовались работы авторов, которые занимаются исследованием в области развития, реализации и теоретической подготовкой инфраструктурных проектов - А.Ж. Буликеева , В.С. Антонюк, Э.А. Тихонович, социального инвестирования - А.И. Мордвинцев, О.А. Ломовцева, Ю.Т. Багирова, И.А. Морозова, А.В. Трошин, Н.В. Иванова и др. Помимо этого, использовались ресурсы, охватывающие изучение механизма государственно-частного партнерства и концессионного механизма - В.П. Кузнецов, Ж.А. Налетова, и методов привлечения инвестиций к развитию инфраструктуры - С.О. Ященко. Различные подходы к механизмам оценки эффективности проектов в сфере ГЧП отражены в работах С.Ю. Прокоповича, Э.И. Габдуллиной, О.В. Лактюшиной, О.А. Ястребова и др.
В качестве главного объекта в данной работе автором был выбран проект «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге ,как уникальный как для города, так и для всей России, как пример государственно-частного партнерства в отрасли дорожного строительства.
В настоящий момент процесс привлечения частных капиталовложений основывается на финансовой выгоде, которая обеспечивает бизнес в процессе реализации инфраструктурных проектов. Тем не менее, эксплуатация объектов инфраструктуры в виду специфики деятельности (бесплатное предоставление услуг населению) иногда не позволяет получить прибыль, которая покрыла бы затраты на инвестиции. При различных видах реализации проекта частный сектор получает некоторые преференции (доступ к ресурсам, права на земельный участок, временное пользование собственностью государства и др.) и получает права на использование объектов по своему усмотрению. Основной гипотезой данного исследования является то, что имеется набор конкретных, не финансовых выгод, привлекающие бизнес в инфраструктурные проекты с использованием механизма государственно-частного партнерства и оказывают влияние на объем привлеченного капитала.
Структура данной курсовой работы построена в соответствии с установленной целью и задачами. Работа включает в себя четыре части: введение, две содержательные главы, заключение, 8 рисунков, 11 таблиц, 5 приложений. Во введении обосновывается актуальность данной курсовой работы, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования. Описывается уровень разработанности проблематики, научное и практическое значение и формулируется гипотеза. В первой главе анализируется теоретическая база инфраструктуры как таковой и роль инфраструктурных проектов в современной жизни общества, происходит определения уровня развития российских и зарубежных проектов, а также выявление форм участия государства в исследуемых проектах. Во второй главе проведен анализ имеющихся методик выбора проектов для выполнения. После признания механизма частного-государственного партнерства наиболее эффективным методом реализации проектов, проведен анализ применения данного механизма и его основных особенностей. В третьей главе присутствует сравнительный анализ различных методов определения эффективности проектов. В качестве примера был выбран «Западно-Скоростной диаметр», как один из всесторонне значимых проектов для современного Санкт-Петербурга. В заключении представлены основные результаты исследования и рекомендации по развитию инфраструктурных проектов с государственным участием. Список научной литературы и специальных работ содержит 31 источник. В Приложениях 1-5 даны самостоятельные расчеты автора по теме выпускной квалификационной работы.
Научная ценность данного исследования представляет собой сформированный автором теоретический подход к пониманию инфраструктурных проектов, оценке современной ситуации в области развития инфраструктуры и ее тенденциях в России, анализе, выборе и сравнении методов оценки инфраструктурных проектов, способов определения их эффективности в рамках различных моделей. На практике результаты данного исследования могут применяться в качестве рекомендации по совершенствованию механизма государственно-частного партнерства в России или в конкретном субъекте федерации.
Потенциал развития каждой национальной экономики в своем большинстве определяется текущим состоянием инфраструктуры, под которой понимается совокупность отраслей, обслуживающих и обеспечивающих наиболее эффективное функционирование социально-экономических систем на микро- и макроуровнях. В частности, поддержка государства является наиболее эффективным способом реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов, так как оно заинтересованно в увеличении благосостояния населения и в то же время создает благоприятные условия для функционирования частного бизнеса.
При общем уровне развитости рыночной инфраструктуры страны, существует несбалансированность и неравномерность ее развития в каждом отдельном регионе, которая выражается в различном уровне развитости ее отдельных элементов. Для комплексного развития инфраструктуры такой огромной страны как Российская Федерация, существует необходимость оценки эффективности текущих инфраструктурных объектов по регионам, созданием последовательной стратегии модернизации, восстановлении и строительства новых инфраструктурных объектов.
На сегодняшнем этапе развития нашей страны существует множество проблем в развитии инфраструктуры, таких как разрозненность проектов по регионам, повсеместный процессу устаревания объектов производственной и социальной инфраструктуры, бюрократия в финансировании проектов и т. п. Все это говорит о низком уровне развития страны, особенно в сравнении с развитыми странами. Однако, в условиях мирового развития спорта, увеличивающегося спроса на товары, дороги, услуги, имеет место реализация крупных инфраструктурных проектов, консолидирующих большое количество ресурсов, контрагентов и государственной заинтересованности. В условиях глобализации, стратегический подход в реализации крупных проектов и получении долгосрочных выгод, побуждает Россию в практической и законодательной разработке проектов с государственным участием. На мой взгляд, наиболее эффективным методом реализации подобного взаимодействия для Российской Федерации является концессионных механизм, который максимально эффективен для получения прибыли частным бизнесом и демонстрации наличия публичного интереса у государства.
Доказано, что концессионный механизм — доминирующая форма частно-государственного партнерства при реализации долгосрочных проектов. Для России все аспекты законопроекта о государственном частном партнерстве крайне важны, так как в российской правовой системе отсутствуют корректные разделения на гражданско-правовые и публично-правовые отношения. Это сказывается как на реализации мегапроектов, отдельные инвестиционных проектов так и Федеральных целевых программ. Мировой опыт ГЧП доказал, что особенности участия частного бизнеса и государства и условия их взаимодействия могут сильно различаться, что в свою очередь определяется конкретной формой взаимодействия государства и частного бизнеса непосредственно внутри страны. Поэтому, касательно России рано или поздно необходимо будет интегрировать в правовую систему механизм оценки предварительной социальной эффективности – через данный опыт прошли многие развитые страны. Иного способа обосновать преимущества концессии перед госзаказом нет. Но на данный момент, обязательство, когда предприятия, действующие в соответствии с концессионным договором, обязаны предоставлять предварительную оценку эффективности для всех концессионных проектов преждевременно. Необходимо гибкое и постепенное, встраивание оценки в концессии.
Методики, рекомендованные методическими рекомендациями для оценки инфраструктурных проектов, являются всесторонне охватывающими, однако, не обладают недостатками. На наш взгляд, в условиях развития российской экономики использование только западного подхода в оценке экономической эффективности нецелесообразно и может привезти к искаженным результатам.
В рамках данной работы также выявлены характеристики инфраструктурных проектов, которые реализуются на основе концессий в сфере строительства масштабных платных автомобильных дорог: длительный период возврата инвестиций, необходимость значительных стартовых капиталовложений, высокий риск неполучения запланированных доходов, поэтапность строительства, наличие мультипликативных эффектов от реализации данного проекта (создание дополнительных рабочих мест, модернизация транспортного сообщения, активизация экономической жизни населения вследствие строительства новых крупных объектов инфраструктуры).
Обоснованы рекомендации по дополнению оценке эффективности инфраструктурных проектов в сфере строительства платных автомобильных дорог на основе концессионного механизма при учете их специфики. При расчете методом дисконтированных денежных потоков была разработана и апробирована модель учитывания мультипликативных эффектов, которые могут возникнуть при реализации инфраструктурных проектов. Предложенная модель повысит качество принимаемых инвестиционных решений в условиях снижения рисков отказа от выполнения эффективных инфраструктурных проектов.
В качестве итога, хотелось бы сказать, что каждый из подходов к оценке эффективности инфраструктурных проектов имеет свои уникальные преимущества. Сегодня на практике широко используется метод анализа выгод от произведенных затрат (CBA). Однако, данный метод не позволяет учесть не стоимостные эффекты (социальный, экологический и т.д.). Также, необходимо использовать ставку дисконтирования, но не существует единого мнения в научном и экспертном сообществе по ее определению. На мой взгляд, необходимо дополнять предварительные расчеты по оценке эффективности инфраструктурных проектов анализом полезности затрат (CUA), использующий так называемые «единицы полезности» для оценки пользы для населения. В таком случае, подготовка проектов будет принимать более прозрачную и удовлетворительную форму.
На сегодняшний момент существует огромное количество способов оценки эффективности реализации инфраструктурных проектов. Анализ множества методик показал, что методические рекомендации, использующиеся на уровне государства для реализации проектов, являются не полностью охватывающими все сферы влияния про строительстве проектов. В то же время в настоящий момент существует методика, не включенная в Методические рекомендации, которая позволяет оценить не только финансово- экономическую составляющую влияния проекта, но и социальную сферу, при этом не прибегая к использованию временной стоимости денег, что в условиях развития экономики России может быть неэффективно и не иметь реальных исторических прогнозов, то есть не будет значимой. В качестве рекомендаций по оценке экономической эффективности инфраструктурных проектов автор предлагает использовать методику Полного Экономического результата, автором которой является Маленков Ю.А., поскольку она является всеобъемлющей и позволяет оценить результаты более полно.
Оценив методом полного экономического результата, можно отметить, что западный скоростной диаметр в настоящий момент является убыточным предприятием, однако, если учитывать, что в настоящее время происходит активное инвестирование в строительство, а схема движения транспорта и ценовые тарифы распределены неоднозначно, данные показатели являются скорее обнадеживающими. Поскольку срок службы данной дороги минимум 30 лет и договор о получении прибыли с ЗСД установлен до 2042 года, компания ещё успеет вывести данный проект на необходимый уровень прибыли. Поскольку в скором будущем активное инвестирование в дорогу прекратится, а поступление прибыли и рыночная стоимость будут только расти, ожидается положительный экономический результат в будущем.
Таким образом, оценка полного экономического результата по Ю.А. Маленкову и по методу НПВ совпадают, однако первый метод мы считаем более предпочтительным, так как он всесторонне оценивает перспективы проекта.
Реализация данного проекта оказывает значительное влияние на улучшение транспортной обстановки Санкт-Петербурга, на развитие города как важного транспортного узла северной части страны, а также на такие косвенные показатели как количество рабочих мест, объем налоговых поступлений в бюджет города, экологическая обстановка, разгрузка исторической части от автотранспорта. Кроме того, эффективность проекта закладывает основу для дальнейшего развития государственно-частного партнерства в России, что в целом приводит к повышению качества предоставляемых услуг, внедрению и развитию инноваций, росту эффективности использования бюджетных средств, а также к переходу к современным формам взаимодействия государства и бизнеса.
1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 июня 2008 года N 877-р Об утверждении Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и плана мероприятий на 2008-2015 годы по ее реализации. URL: http://docs.cntd.ru/document/902111037, дата обращения: 15.12.17
2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. о государственно-частном партнёрстве N224-ФЗ
3. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (вступает в силу 1 января 2017 г.)
4. Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
6. Анимица, Е.Г., Силин, Я.П., Сбродова, Н.В. Теории регионального и местного развития [Текст] / Е. Г. Анимица, Я. П. Силин, Н. В. Сбродова. – М.: М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос.экон. ун-та]
7. Виленский П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. М.: Дело, 2004. 888 с.
8. Гацалов, М. М. Современный экономический словарь-справочник [Текст] / М. М. Гацалов — Ухта: УГТУ, 2002
9. Инвестиции: Учебник для бакалавров / А. Ю. Андрианов, С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев [и др.]; отв. Ред. В. В. Ковалев, В. В. Иванов, В. А. Лялин. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2014. 592 с.
10. Ильичёв, Л. Ф., Федосеев, П. Н., Ковалёв, С. М., Панов, В. Г. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983
11. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. Москва: Проспект, 2011. 256 с.
12. Митрофанова, И. В., Батманова, В. В. Региональная экономика и политика [Текст]: учеб. пособие / И. В. Митрофанова, В. В. Батманова – ООН РАН, ЮССРЭ, Волгогр. гос. ун-т, Каф. мировой и регион. экономики. – Волгоград: [Изд-во Волгогр. гос. ун-та], 2012
13. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
14. Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития.// Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. Москва 2014
15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 339.
...